Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Консульское право




Вопрос 1.

Право внешних сношений можно определить как отрасль международного права, регулирующую официальные связи и отношения между субъектами международного права, устанавливаемые и поддерживаемые их органами внешних сношений. Право внешних сношений – одна из наиболее старых отраслей международного права. Она является результатом дипломатической деятельности, которая возникла как совокупность официальных контактов между государствами в мирное время еще в глубокой древности.

Право внешних сношений возникло и развивалось как посольское право, а к началу XX в. произошел процесс превращения посольского права в дипломатическое, т.е. в совокупность норм, все больше и больше регулирующих все официальные сношения государств. Параллельно с возникновением и развитием посольского права возникла и развивалась дипломатическая служба. В конце XIX – начале XX в. наблюдалось начало процесса слияния дипломатической и консульской служб. Это привело к созданию единой внешнеполитической службы, организация дипломатических сношений и консульских связей стала единой, хотя функции консульских и дипломатических представителей еще сильно различались.

Право внешних сношений включает в себя:

– дипломатическое право;

– консульское право;

– право внутригосударственных органов внешних сношений;

– право дипломатического протокола;

– право миссий.

Объектом права внешних сношений являются отношения политического характера между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности. Дипломатические представительства, например, ответственны за осуществление общего внешнеполитического курса по отношению к стране пребывания, тогда как консульства хотя и могут при определенных условиях выполнять дипломатические функции, но все же они занимаются и защитой прав и интересов представляемого государства и его граждан в экономической, социальной, гуманитарной и правовой областях.

Источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем если в дипломатическом праве почти все до недавнего времени решалось на основе обычных норм, то в консульском праве, напротив, определяющей всегда была роль двусторонних консульских конвенций.

Основными источниками права внешних сношений являются:

– Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (для дипломатического права);

– Конвенция о специальных миссиях 1969 г. (для права специальных миссий);

– Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (для консульского права) и др.

Важное значение имеет Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Что касается консульского права, то на его развитие большое влияние оказывают двусторонние договоры и конвенции по консульским вопросам. Сейчас их число в мире достигает нескольких тысяч. К 1991 г. СССР заключил с другими государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992–1993 гг. заключила консульские конвенции с Республикой Корея, Литвой, Эстонией, Украиной.

На базу источников права внешних сношений серьезное влияние оказывает национальное право, так как весь аппарат для ведения внешних сношений создается и наделяется определенной компетенцией каждым государством самостоятельно на основе существующих в нем актов внутреннего права. Для функционирования этих органов руководящими являются внутригосударственные предписания.

К числу правовых актов РФ, регулирующих вопросы дипломатических и консульских сношений с иностранными государствами, следует отнести Конституцию РФ, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., Положение о Министерстве иностранных дел РФ от 11 июля 2004 г. и другие акты.

§ 2. Органы внешних сношений

Дипломатическая деятельность государств реализуется через систему органов внешних сношений.

Государственные органы внешних сношений – это действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей мирными, предусмотренными международным правом средствами, защиту прав и законных интересов данного государства, а также его организаций и граждан, находящихся за рубежом.

Различают две большие группы государственных органов внешних сношений любого государства: внутригосударственные (центральные) и зарубежные.

Внутригосударственные органы внешних сношений постоянно находятся на территории данного государства и в свою очередь разделяются на конституционные и специализированные. Конституционные образуются каждым государством автономно. Их существование прямо предусмотрено конституцией государства, которая определяет объем их полномочий. Создание специализированных органов внешних сношений оформляется также актами внутреннего права, однако само их появление зависит в определенной степени от существования соответствующих международных договоров, на основании которых данное государство, будучи их участником, осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.

Специальные внутригосударственные органы, существующие в структуре внешних сношений правительств многих государств, представляют государство только в одной области его внешних связей. Они осуществляют специальное руководство внешнеэкономическими экспортно-импортными связями государства. Специальными внутригосударственными органами внешних сношений могут быть другие министерства, федеральные службы и федеральные агентства в рамках, устанавливаемых внутригосударственным законодательством.

К внутригосударственным конституционным органам внешних сношений относятся: глава государства, высший законодательный орган (парламент), правительство, глава правительства, министерство иностранных дел, другие службы и агентства, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам. Эти органы в целом осуществляют политическое руководство внешними сношениями, их организацию и регулирование их деятельности.

Глава государства осуществляет высшее представительство государства в международных отношениях. Разделенная между главой государства и парламентом компетенция включает такие, например, вопросы, как объявление войны, ратификация международных договоров и др. Ряд полномочий составляет исключительную компетенцию главы государства в области внешних сношений. Обычно именно этот орган официально назначает и освобождает от должности послов и посланников данного государства в других странах, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем послов и посланников иностранных государств. Особенностью правового положения главы государства в международном общении является то, что он без специальных полномочий лично встречается с главами других государств, ведет с ними переписку и переговоры.

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; присваивает высшие дипломатические ранги.

Полномочиями парламентов в области внешних сношений считаются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров, определение расходов на внешнеполитические мероприятия. В ряде стран предусмотрена подотчетность правительства парламенту в вопросах внешних сношений, проводятся парламентские дебаты по вопросам внешней политики и дипломатии, практикуются запросы депутатов правительству или отдельным его членам (интерпелляция). Существуют и непосредственные формы участия парламентов в международном общении: парламентские делегации в другие государства, зарубежные поездки и встречи отдельных парламентариев, участие парламентских делегаций в работе Европарламента и др.

Глава правительства и правительство в целом являются органами внешних сношений, в деятельности которых наиболее тесно переплетаются функции руководства и практического осуществления внешнеполитического курса государства. Именно правительства намечают основные направления внешней политики и вносят соответствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламента и главы государства, организуют выполнение и контроль над принятыми внешнеполитическими решениями.

Правительство РФ:

– осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

– осуществляет руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями;

– обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, заключает межправительственные соглашения, принимает меры к исполнению международных договоров РФ;

– осуществляет руководство в области внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

Роль Министерства иностранных дел РФ в области внешних сношений основывается на статусе МИД как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями. В системе федеральных органов исполнительной власти МИД является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль над выполнением международных обязательств РФ. Министерство координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов РФ. Предложения, затрагивающие внешнеполитические интересы, подлежат в обязательном порядке согласованию с федеральными органами исполнительной власти, с МИД до их представления соответственно Президенту или в Правительство РФ.

Основными задачами российского МИД в соответствии с Положением о нем являются:

– разработка общей стратегии внешней политики РФ и предоставление соответствующих предложений Президенту РФ;

– реализация внешнеполитического курса РФ;

– координация международных связей субъектов РФ;

– обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене;

– защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

– обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

– координация деятельности и контроль над работой других федеральных органов исполнительной власти.

Зарубежные органы внешних сношений государств подразделяются на две группы: постоянные и временные. К постоянным органам внешних сношений относятся:

– дипломатические представительства государств, аккредитованные в странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии);

– консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при международных организациях.

К временным органам внешних сношений относятся:

– различные специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и др.;

– делегации и группы наблюдателей на международных конференциях; делегации для участия в работе сессий международных организаций и их органов и т.д.

§ 3. Дипломатическое право

Дипломатическая деятельность государстваэто официальная деятельность государства, его органов и должностных лиц, направленная на защиту прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержание режима правопорядка и законности.

Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию и влекут за собой обмен дипломатическими представительствами.

Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Существенных различий между посольствами и миссиями нет, но большинство государств, в том числе и Россия, предпочитают обмениваться дипломатическими представительствами – посольствами.

Посольство – представительство первого, высшего класса, во главе которого находится дипломатический представитель – чрезвычайный и полномочный посол.

Миссию возглавляет чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах.

К институтам дипломатического права относят: институт установления дипломатических отношений и их прекращения; институт начала и окончания миссии; институт классов дипломатических представителей; институт отзыва дипломатов; институт функций дипломатического представительства; институт привилегий и иммунитетов и др.

Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса:

– чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств;

– чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств;

– поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел.

От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах – лицо, временно исполняющее функции главы представительства любого класса в период его отсутствия (отпуска, отзыва и т.д.).

Класс, к которому принадлежит глава представительства в конкретном государстве, определяется соглашением между государствами об установлении дипломатических отношений.

Дипломатическая миссия (в широком понимании) начинается после достижения договоренности между государствами об обмене дипломатическими представительствами в соответствии с установленным порядком.

Венская конвенция 1961 г. (ст. 43) предусматривает обстоятельства, вызывающие окончание миссии дипломатического агента:

– по инициативе аккредитующего государства или самого дипломатического агента (перевод его на другой пост в связи с уходом в отставку и т.д.) – после уведомления в установленном порядке министерства иностранных дел страны пребывания;

– по инициативе государства пребывания – в случае его отказа признавать данного дипломатического агента сотрудником представительства, при объявлении его персоной нон грата – «нежелательным лицом» (для дипломатического персонала представительства) – или лицом неприемлемым (для остальных сотрудников представительства). Причины объявления персоной нон грата могут быть самыми различными, но все они так или иначе связаны с поведением самого дипломата (неуважение к законам государства пребывания, бестактные и оскорбительные заявления и т.п.).

Международное право предусматривает следующие случаи прекращения деятельности дипломатических представительств в целом:

– когда дипломатические отношения между данными государствами разорваны или временно прерваны;

– когда государства находятся в состоянии войны;

– когда в аккредитующем государстве или государстве пребывания происходит неконституционная смена власти и не последовало подтверждения готовности поддерживать дипломатические отношения с новой властью;

– когда одно из двух поддерживавших между собой дипломатические отношения государств прекращает свое существование и, сливаясь с другим, образует новый субъект международного права.

Дипломатические представительства выполняют следующие функции:

– представительство своего государства в стране пребывания;

– защита прав и законных интересов аккредитующего государства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания данного представительства (но без вмешательства во внутреннюю компетенцию государства пребывания);

– ведение переговоров с правительством страны пребывания;

– сбор информации, касающейся страны пребывания, и распространение официальной информации, поступающей через представительство от аккредитующего государства, с помощью законных средств;

– поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Основным институтом дипломатического права является институт дипломатических иммунитетов и привилегий. Его основой является концепция функциональной необходимости иммунитетов и привилегий, поскольку они предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств, представляющих государства.

Дипломатический иммунитет – особое право дипломатических агентов иностранных государств на освобождение от местной юрисдикции, неприменимость к ним мер принуждения, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов и правил.

Дипломатические привилегиидополнительные льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дипломатических представительств и их персонала. Если дипломатические иммунитеты представляют собой область правовых гарантий для деятельности дипломатических представительств и их персонала, то дипломатические привилегии связаны с вопросами поддержания аккредитующего государства в делах церемониального, протокольного характера, которые регулируются в большинстве случаев не с помощью юридически обязательных норм (как иммунитеты), а лишь на основе норм международной вежливости.

Основные дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются соответствующим видам официальных представительств государств и их персоналу автоматически с момента учреждения таких представительств или с момента прибытия самих дипломатических агентов независимо от наличия или отсутствия специальных соглашений по этому вопросу между государствами-контрагентами.

Все известные современному международному праву дипломатические иммунитеты и привилегии делятся на две группы:

– представительства в целом как органа государства;

– персонала представительства (так называемые личные привилегии и иммунитеты).

В группу привилегий и иммунитетов дипломатического представительства входят следующие акты или воздержания от актов:

1) неприкосновенность помещений дипломатических представительств: предполагает, с одной стороны, обязанность властей страны пребывания воздержаться от всех действий, могущих повлечь за собой нарушение неприкосновенности помещений представительства; с другой стороны, активную обязанность принимать любые диктуемые обстановкой меры по предотвращению или ликвидации последствий самочинных действий частных лиц, влекущих за собой противоправное нанесение ущерба иностранным дипломатическим представительствам. Предусмотрена также неприкосновенность предметов обстановки дипломатических представительств. Таким образом, неприкосновенность представительств носит абсолютный характер;

2) неприкосновенность архивов и документов представительства также имеет абсолютный характер. Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Неприкосновенность распространяется и на дипломатическую почту, а также и на ситуации, возникающие при разрыве дипломатических отношений, и даже при вооруженном конфликте;

3) фискальный иммунитет (представительство и его члены освобождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью, однако работники дипломатического представительства – граждане страны пребывания – уплачивают подоходный и иные обязательные налоги);

4) право использовать свой государственный флаг и герб, право осуществлять внеочередную телефонную, телеграфную и иную связь, включая возможность использования кодов (при этом запрещено прослушивание переговоров, дипломатическая почта не подлежит вскрытию, а дипломатические курьеры неприкосновенны);

5) личный иммунитет: дипломатические представители, т.е. лица, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей не могут быть подвергнуты аресту или задержанию, неприкосновенно их постоянное и временное жилище и имущество, они пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Однако дипломат обязан уважать и соблюдать законы страны пребывания (не исключена возможность привлечения его к уголовной ответственности у себя на родине);

6) таможенный иммунитет дипломата: освобождение от всех таможенных пошлин, его багаж не подлежит досмотру. В случае досмотра, при наличии достаточно веских оснований полагать, что в багаже находится контрабанда, обязательно присутствие дипломата или его представителя при досмотре;

7) почетные привилегии обычно предоставляются на основе принципа взаимности. К ним относятся: право на приглашение дипломатических представителей на торжества, юбилеи, парады и другие официальные церемонии в государстве пребывания; выделение в залах законодательных органов отдельной ложи дипломатическим представителям; право представительства на внеочередную и гарантированную отправку и получение телеграфной и иной корреспонденции и т.д.

К привилегиям и иммунитетам дипломатического персонала представительства относятся:

– фундаментальный принцип – личная неприкосновенность дипломатических агентов. Государство пребывания обязано относиться к дипломатическому агенту с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме;

– неприкосновенность частной резиденции дипломатического агента означает не только постоянное место проживания дипломата, но и временную резиденцию (номер в гостинице). Неприкосновенность частной резиденции предполагает ее распространение на находящиеся в помещении предметы, имущество, документы дипломата и т.д. Неприкосновенность жилища не может гарантироваться, если это связано с частнопредпринимательской или коммерческой деятельностью дипломата;

– освобождение дипломатических агентов от обязанности давать свидетельские показания в судах страны пребывания;

– налоговые льготы предоставляются дипломатическому агенту на тех же основаниях, что и самому представительству;

– таможенные привилегии предполагают свободу ввоза и освобождение от уплаты таможенных пошлин за предметы, предназначенные для личного пользования дипломатическим агентом или членами его семьи, живущими вместе с ним, а также освобождение личного багажа дипломатического агента от таможенного досмотра.

Члены семей дипломатических агентов получают полные привилегии и иммунитеты при двух непременных условиях: дипломат и его семья должны проживать совместно; как и сам дипломат, члены его семьи не должны быть гражданами государства пребывания.

Члены административно-технического персонала, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются вместе с членами семей, живущими с ними, неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной – только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Не облагаются таможенными пошлинами предметы первоначального обзаведения, адресованные указанным лицам.

Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе. Эти иммунитеты предоставляются им, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.

Статья 32 Венской конвенции 1961 г. предусматривает возможность отказа от дипломатического иммунитета при соблюдении четырех основных требований:

– от иммунитета могут отказываться не сами дипломатические агенты, а только аккредитующие их государства;

– отказ от иммунитета должен быть всегда определенно выраженным;

– в гражданском судопроизводстве лицо, бесспорно пользующееся иммунитетом от юрисдикции страны пребывания, но возбуждающее дело по собственной инициативе, лишается права ссылаться на иммунитет в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском;

– отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, поэтому здесь требуется особый отказ.

Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, не применимые к дипломатическим представителям:

1) консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления;

2) в отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело, и он обязан являться в компетентные органы (при этом, а также при задержании обязательно уведомление ими консульского учреждения);

3) персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля. Отказ консула от дачи показаний недопустим;

4) предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска;

5) государство может отказаться от иммунитета консульских работников.

§ 4. Консульское право

Исторически возникновение института консулов связано прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием. Консулы долгое время рассматривались как выборные или назначенные государством советники и помощники, которые на территории иностранного государства оказывали помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам и организациям. С течением времени круг вопросов, входящих в компетенцию консульских учреждений, постепенно расширялся, функции их приобретали все более многогранный характер. В настоящее время консульские учреждения призваны содействовать развитию не только экономических, торговых, но и научно-технических, культурных и туристских, а в некоторых случаях и политических связей между государствами. Источниками консульского права являются международные договоры, центральным из которых является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., и международный обычай. В настоящее время международные обычаи остаются основой правового регулирования консульских связей между государствами при отсутствии их договорно-правового оформления. Международные договоры по консульским вопросам заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

Консульское право – это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих деятельность консульских учреждений по защите интересов представляемых государств в отношениях с государствами пребывания по вопросам главным образом экономического, правового, гуманитарного и культурного характера.

Консульское учреждениепостоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

Консульские учреждения и дипломатические представительства, несмотря на сближающиеся функциональные характеристики, имеют различия.

Если в круг ведения посольства входит все, что касается прав и интересов аккредитующего государства на всей территории государства пребывания, то консульство имеет лишь специальную компетенцию и действует только в пределах отведенного ему консульского округа. Консульские округа представляют собой согласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских учреждений также определяется по согласованию между государствами.

Посольства поддерживают контакты с центральными органами государства пребывания, а консульства – лишь с местными, т.е. властями своего консульского округа. При этом посольство аккредитующего государства всегда одно, а консульств может быть несколько.

Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений.

В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы:

– генеральные консульства;

– консульства;

– вице-консульства;

– консульские агентства.

Класс консульского представительства определяется по согласованию между государствами. Консульские отделы дипломатических представительств возглавляются заведующими. Они могут именоваться консулами или генеральными консулами и так же, как и сотрудники этих отделов, входят в состав членов персонала дипломатического представительства.

В соответствии с классом консульского учреждения определяются и классы их глав:

– генеральные консулы;

– консулы;

– вице-консулы;

– консульские агенты.

В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или хотя бы сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т.д.

Кроме того, принято различать штатных и нештатных, или почетных, консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно. Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица. Для нештатных консулов характерны три признака: возможность выполнения консульских функций как собственными, так и иностранными гражданами; отсутствие у нештатных консулов регулярной заработной платы за выполняемые функции; разрешение им в отличие от штатных консулов заниматься коммерческой и иной приносящей доходы деятельностью.

Консул должен получить документ, который дает ему соответствующие полномочия и называется консульским патентом. В патенте указывается полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства.

Власти государства пребывания, получив консульский патент, рассматривают вопрос о допущении консула к исполнению служебных обязанностей в указанном консульском округе. Такое допущение, или признание, консула оформляется обычно путем выдачи экзекватуры, т.е. разрешения государства пребывания на отправление консульских функций в данном районе (консульском округе).

Начало консульской миссии для главы консульского учреждения определяется моментом выдачи экзекватуры, а для других консульских должностных лиц – уведомлением о его прибытии с указанием имени, фамилии, должности, по необходимости и ранга и сообщением об этом государству пребывания дипломатическим путем.

Окончание миссии консула может быть в следующих случаях:

– отзыв консула представляемым государством;

– аннулирование экзекватуры государством пребывания;

– истечение срока консульского патента;

– закрытие консульского учреждения в данном пункте;

– прекращение консульских отношений в целом;

– война между государством пребывания и представляемым государством;

– смерть консула;

– выход территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.

Функциями консульских учреждений в современных условиях являются:

– информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;

– паспортно-визовая работа, т.е. выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

– информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;

– учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;

– консультационная деятельность и практическая правовая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;

– нотариальные действия: составление и прием на хранение завещаний граждан своей страны, прием на хранение денег, документов, ценных бумаг и т.д.;

– консульская легализация, т.е. установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;

– охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;

– выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.

Консульское учреждение может также в специально установленных и согласованных случаях выполнять свои функции от имени и в интересах третьего государства.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Международное право/ под ред Г.И. Тункина. - М., 1982.

2.Международное право/ под ред. Ю.Н. Колосова и Ви.И. Кузнецова. - М., 1998.

3.Международное право/ под ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов. - М., 1999.

4.Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М., 2000.

5.Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриев, Б.К. Бекяшев, К. А.Бекяшева, В.В. Устинов (и др.) - М., 2004.

6.Международное право: учеб. для студентов вузов. Под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. - М., 2006.

7.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. - М., 2007.

8.Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. - М., 2007.

9.Международное право в документах. - М., 1982.

 

 

Дополнительная литература

1. Блищенко, И.П. Дипломатическое право / И.П. Блищенко.
– М., 1990.

2. Бобылев, Г.В. Основы консульской службы / Г.В. Бобылев, Н.Г. Зубков. – М., 1990.

3. Ильин, Ю.Д. Основные тенденции в развитии консульского права / Ю.Д. Ильин. – М., 1969.

4. Консульская служба // Дипломат. вестн. – 1997. – № 12.

 

 

ТЕМА № 15 «Международное экологическое право»

 

План:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.