Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к уровню освоения дисциплины




Цель, задачи и предмет дисциплины

 

Учебная дисциплина «Муниципальное право России» является комплексной отраслью права, представляющая собой совокупность правовых норм, в которых закреплены территориальные, финансово-экономические, правовые основы местного самоуправления, государственные гарантии и организационно-правовые формы его осуществления, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться.

Изучение данной дисциплины встроено в общую модель подготовки специалистов согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, утвержденному Минобразованием РФ 27 марта 2000 г., по специальностям 021100 «Юриспруденция» и 061100 «Государственное и муниципальное управление» и обеспечивает фундаментальную подготовку студентов в области государствоведения, правоведения, муниципальной деятельности и муниципального управления. В соответствии с Госстандартом муниципальное право относится к общеобразовательным дисциплинам и включено в федеральный компонент.

Цель изучения курса «Муниципальное право России» состоит в том, чтобы обучаемые получили знания и приобрели методику применения норм права, которые регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления.

Предмет курса составляет изучение правовой регламентации наиболее важных общественных отношений в области муниципального права, возникающих в процессе формирования и функционирования муниципальных образований, органов местного са­моуправления, участия населения муниципальных образований в решении вопросов местной жизни.

Основными задачами курса являются: получение студентами системного представления об основах местного самоуправления, усвоение ими теоретических и законодательных основ муниципального права, приобретение обучаемыми навыков практического решения проблем местного самоуправления с использованием современных правовых подходов и технологий.

Изучение этой дисциплины предусматривается на основном этапе обучения студентов, поэтому при ее рассмотрении предполагается, что они знакомы с общей теорией государства и права, основами публичного и частного права, информационными правовыми технологиями.

Названными задачами и спецификой продиктована логика структуры содержания курса, разделенного на 13 тем.

 

 

 

В результате изучения курса «Муниципальное право России» обучаемые должны:

 

иметь представление:

q о новейших научно-правовых исследованиях сущности местного самоуправления;

q об особенностях конституционно-правового регулирования вопросов местного самоуправления в зарубежных странах

q об отечественной истории развития отрасли и науки муниципального права;

q об актуальных правовых проблемах муниципального права;

q об историческом развитии в России и в зарубежных странах содержания полномочий органов местного самоуправления различных сферах публичной деятельности;

q о нормативной базе в этой области;

q об особенностях управления в муниципальной сфере;

q о технологиях муниципального управления и их применения в отдельных сферах муниципальной деятельности.

знать:

q конституционные основы деятельности населения по осуществлению местного самоуправления в Российской Федерации;

q содержание федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений правительства РФ, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов и должностных лиц местного самоуправления, направленных на совершенствование независимой от государства системы власти народа, созданной для решения вопросов местного значения, развитие демократических начал в управлении обществом и государством, улучшение работы органов местного самоуправления и прежде всего в интересах защиты, гарантированности основных прав человека и гражданина в Российской Федерации;

q предмет муниципального права как отрасли права;

q методы правового регулирования, особенности, источники, систему данной отрасли права, основные методы научных исследований в этой области;

q задачи муниципального права как учебной дисциплины;

q понятие и содержание территориальных, финансово-экономических, правовых основ самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения и государственные гарантии осуществления местного самоуправления;

q понятие системы местного самоуправления;

q формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления;

q структуру, принципы организации и деятельности органов местного самоуправления;

q особенности правового положения представительного и исполнительного органов местного самоуправления, главы муниципального образования;

q принципиальные черты правового положения депутата, выборного должностного лица местного самоуправления;

q отличительные признаки территориального общественного самоуправления;

q понятие и содержание основных полномочий органов местного самоуправления в области социально-культурного, хозяйственного строительства, охраны общественного порядка;

q конституционно-правовые основы деятельности и полномочия органов местного самоуправления в области обороны и безопасности;

q содержание обязанностей органов местного самоуправления, должностных лиц, а также механизм их реализации;

уметь:

q с профессиональных позиций юриста оценивать правовые явления и публичные институты местного самоуправления, практику деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности местных сообществ;

q применять полученные знания в практической деятельности юриста по оказанию квалифицированной юридической помощи, охране прав и законных интересов граждан в области социальной защиты на территории муниципальных образований и неукоснительному соблюдению всеми органами государственной власти и должностными лицами прав граждан на осуществление местного самоуправления.

q осуществлять практическую деятельность в избирательных комиссиях по организации и проведению выборов в органы местного самоуправления, а также оказывать правовую и методическую помощь депутатам и другим должностным лицам местного самоуправления в осуществлении их полномочий;

q аргументировано сравнивать существовавшие в различные периоды отечественные и зарубежные муниципальные системы;

Освоение курса предполагает изучение студентами важнейших нормативных актов муниципального права, и в первую очередь: федераль­ных законов «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации», «О финансовых основах местного само­управления в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», уставов муниципальных образований близлежащих регионов, работ отече­ственных и зарубежных ученых-юристов, исследующих проблематику местного управления и др.

Курс «Муниципальное право России» ориентирован на изучение правовых норм и институтов, закрепляющих и регулирующих основы местного самоуправления, организационно-правовые формы местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления.

Основными формами привития навыков и умений по дисциплине являются учебные занятия и самостоятельная работа обучаемых.

Лекции составляют основу теоретической подготовки. На лекциях раскрываются в диалектической взаимосвязи наиболее сложные вопросы учебного курса, формируется профессиональное мировоззрение обучаемых. Важнейшие требования к лекции – способствовать развитию творческого мышления обучаемых на базе изучения актуальных вопросов теории и практики осуществления местного самоуправления, подготовки и разрешения проблемных задач, использования новейших достижений науки.

Семинарские занятия проводятся по наиболее важным и сложным темам муниципального права России и имеют целью углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы над учебной, научной и нормативной литературой, а также привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала, умения вести аргументированный научный спор. На этих занятиях главное внимание уделяется изучению литературы, нормативно-правовых актов, выработке умений, необходимых для успешной работы по специальности.

Одним из методов глубокого и всестороннего усвоения программного материала по курсу является самостоятельная работа обучаемых, которая предполагает выработку навыков изучения первоисточников и другой литературы во внеаудиторное время.

Усилению индивидуализации обучения способствуют проводимые преподавателем консультации, во время которых создается возможность для ознакомления с организацией самостоятельного труда обучаемых, с методами их работы над первоисточниками, учебной, нормативно-правовой литературой.

Важной составной частью учебно-воспитательного процесса является контроль знаний, навыков и умений слушателей. При осуществлении такого контроля соблюдаются его основные требования: систематичность, объективность, целенаправленность и всеобъемлющий контроль. Контроль качества подготовки обучаемых подразделяется на два вида – текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется в процессе преподавания всех видов занятий и должен обеспечивать проверку состояния работы каждого обучаемого по усвоению знаний, приобретению навыков и умений. Основными методами текущего контроля являются: выборочный и фронтальный опрос, индивидуальные беседы с обучаемыми по содержанию и методике усвоения дисциплины, подготовка ответов на поставленные вопросы в письменной форме, проверка наличия конспектов лекций и записей, свидетельствующих об их доработке. Формой итогового контроля является зачет,который имеет целью проверку теоретических знаний и практических навыков, умений самостоятельно работать с учебной и нормативно-правовой литературой, применять полученные знания в профессиональной юридической деятельности.

 

4. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины «муниципальное право»

В процессе организации образовательного процесса по освоению дисциплины «Муниципальное право России» используются следующие инновационные технологии:

1. В рамках рассмотрения темы №7 ««Территориальные основы местного самоуправления» и проводится семинарское занятие методом «карусель». Этот инновационный метод применяется в образовательном процессе как средство активного освоения студентами нормативных правовых актов и направлена на развитие у них правовых навыков и способностей по принятию правильных правовых решений. Студенты получают возможность упорядочить знания полученные на лекции и в ходе самостоятельной подготовки, развить навыки групповой работы.

Конкретно при этом предусмотрено деление обучаемых на 5 микрогрупп (по 3-4 студента в каждой). Каждая микрогруппа выдвигает докладчика – оратора, готовящего выступление по отдельной проблеме. Остальные участники микрогруппы оказывают помощь докладчику в подготовке выступления.

1. Докладывающая группа (3-4 студента) - оратор (излагает заранее подготовленное сообщение по проблемному вопросу местного самоуправления), остальные участники группы оказывают ему помощь при ответах на вопросы 3-й конкурирующей группы.

2. 1-я конкурирующая группа (3-4 студента) оценивает и фиксирует, что нового в сравнении с традиционной рекомендованной учебной литературой излагает оратор.

3. 2-я конкурирующая группа (3-4 студента) оценивает и фиксирует практическую значимость выступления.

4. 3-я конкурирующая группа задает вопросы оратору и его группе поддержки.

5. 4-я конкурирующая группа (3-4 студента) следит за качеством ораторского искусства и аргументированностью ответов докладывающей группы на вопросы 3-й конкурирующей группы.

После проведения доклада и его обсуждения, а также заслушивания мнений 1,2 и 4 конкурирующих групп, преподаватель оценивает докладывающую группу персонально и в целом, после чего группы меняются местами – 4-я конкурирующая группа перемещается на место докладывающей, докладывающая на место 1-й конкурирующей группы, 1-я на место2-й, 2-я на место 3-й, 3-я на место 4-й. В процессе семинарского занятия все пять микрогрупп должны исполнить роли докладчиков, группы вопросов и различных оценочных групп.

2. Изучение курса включает в себя также прохождение тестирования. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и нескольких вариантов ответов по каждому из них, из которых студенту следует определить правильный. Данная форма проверки степени усвоения студентами содержания учебной дисциплины используется при проведении блиц-контроля по отдельным темам учебного курса, при проведении зачетов, а также в самостоятельной работе студентов. С учетом предлагаемой учебной программы разработаны вопросы для тестирования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.