Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взимание платы за землю




Взимание платы за землю — деятельность государства, направ­ленная на сбор денежных средств за использование земель, в том числе связанная с учетом плательщиков, обеспечением сбора пла­ты за землю путем работы с плательщиками, разъяснения их обя­занностей, помощи юридическим лицам в расчете земельного на­лога, расчете земельного налога гражданам, выявления неплатель­щиков и принуждения их к выполнению обязанности по плате за землю. Государство также осуществляет деятельность, связанную с распределением средств, поступивших в счет платы за землю, меж­ду бюджетами.

Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Фе­дерации является платным. Плата за использование земель осуще­ствляется в форме земельного налога или арендной платы.

Земельный налог уплачивается собственниками земельных уча­стков, обладателями права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ17 (далее — НК РФ) не признаются налогоплательщиками арендаторы и обладатели права безвозмездного срочного пользования.

Объектами налогообложения являются земельные участки, рас­положенные в пределах муниципальных образований — поселений, городских округов, муниципальных районов, в которых осуществ­ляется местное самоуправление, а также городов федерального зна­чения Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен земельный налог.

Согласно ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообло­жения: изъятые из оборота земельные участки, а также ограничен­ные в обороте земельные участки18, если они: 1) заняты особо цен­ными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культур­ными заповедниками, объектами археологического наследия; 2) предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможен-

ных нужд; 3) находятся в пределах лесного фонда; 4) заняты нахо­дящимися в государственной собственности водными объектами, кроме обособленных водных объектов.

Земельный налог рассчитывается и уплачивается за налоговый период, который составляет календарный год. Определение размера земельного налога, подлежащего уплате, осуществляется следующим путем.

1. Определение налоговой базы, которая приравнена к кадастровой стоимости земельного участка на 1 января года, за который необходимо уплатить земельный налог. Кадастровая стоимость земельного участка определяется на основании данных государственного земельного кадастра.

Если на земельном участке расположены здания, находящиеся в общей собственности, то налоговая база каждого из сособственников определяется пропорционально их доле в общей площади здания.

Для отдельных категорий граждан предусмотрено уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей. К их числу отнесены ветераны и инвалиды Великой Отече­ственной войны, ветераны и инвалиды боевых действий, инвали­ды с детства, инвалиды III группы и др.

2. Определение налоговых ставок, действующих по месту нахождения земельного участка. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом ограничений, установленных НКРФ.

Так, не могут превышать 0,3 процента налоговые ставки за зе­мельные участки: 1) в составе земель сельскохозяйственного назна­чения либо в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, используемых для сельскохозяйственного производ­ства; 2) занятые жилищным фондом и объектами инженерной ин­фраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предостав­ленные для жилищного строительства; 3) предоставленные для лич­ного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

За прочие земельные участки налоговые ставки не должны превышать 1,5 процента.

При этом налоговые ставки могут дифференцироваться в зави­симости от категорий земель или разрешенного использования зе­мельных участков.

Расчет подлежащей уплате суммы земельного налога путем ум­ножения налоговой базы на налоговую ставку. Так, если налоговая база составляет 30000 рублей, а установленная налоговая ставка за земли сельскохозяйственного назначения — 0,1 процента, то упла­те подлежит 3000 рублей.

Установление наличия или отсутствия коэффициента, увели­чивающего сумму земельного налога. Согласно НК РФ повышающие коэффициенты установлены в отношении земельных участков, пре­доставленных в собственность граждан или юридических лиц для жилищного строительства. Такие коэффициенты установлены для стимулирования собственников участков к скорейшему заверше­нию строительных работ и сдаче объекта в эксплуатацию.

Так, в течение трехлетнего срока проектирования и строитель­ства жилого дома, за исключением индивидуального жилого дома, вплоть до государственной регистрации прав на такой дом соб­ственники земельного участка обязаны уплачивать двукратную сумму земельного налога: если сумма земельного налога составля­ет 3000 рублей, то с учетом повышающего коэффициента она по­вышается до 6000 рублей. Как только права на жилой дом будут зарегистрированы, повышающий коэффициент отменяется. Если же период проектирования и строительства такого жилого дома превысил 3 года, то повышающий коэффициент увеличивается до четырехкратного и применяется вплоть до государственной регис­трации прав на него.

Повышающий коэффициент установлен также и в отношении земельных участков, приобретенных для индивидуального жилищ­ного строительства после 1 января 2005 г. Двойной коэффициент будет применяться с момента, когда период проектирования и стро­ительства превысит десятилетний срок, и до момента государствен­ной регистрации прав на построенный дом.

Льготы по уплате земельного налога установлены ст. 395 НК РФ, где закреплен перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного

налога, в их числе организации и учреждения уголовно-исполни­тельной системы Минюста России; организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; религиозные организации; общерос­сийские общественные организации инвалидов и др. Следует от­метить, что круг льготников значительно — почти в 3 раза — сокра­щен по сравнению с действовавшим ранее, установленным Зако­ном РСФСР «О плате за землю». Льготы могут также устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муни­ципальных образований, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (ч.2 ст. 387 НК РФ).

Порядок уплаты земельного налога. Порядок и сроки уплаты зе­мельного налога устанавливаются нормативными правовыми акта­ми представительных органов муниципальных образований, зако­нами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Как правило, земельный налог уплачивается не единовременно, а несколькими платежами.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, упла­чивающие земельный налог, исчисляют его самостоятельно и пред­ставляют в налоговые органы налоговую декларацию по налогу либо налоговый расчет по авансовым платежам по налогу, если норма­тивными правовыми актами, установившими налог, предусмотре­ны авансовые платежи. Граждане же уплачивают земельный налог на основании расчета, выполненного налоговыми органами. О под­лежащей уплате сумме налога гражданин узнает из налогового уве­домления, направляемого по его месту жительства.

Неуплата земельного налога либо неполная его уплата является налоговым правонарушением, за которое применяется ответствен­ность в соответствии с НК РФ. Так, согласно ст. 122 НК РФ неуп­лата или неполная уплата сумм налога в результате занижения на­логовой базы, иного неправильного исчисления налога или дру­гих неправомерных действия влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. Если же эти деяния были совершены умышленно — то 40 процентов от неуплаченных сумм налога. При этом плательщик, своевременно не привлечен­ный к уплате земельного налога, уплачивает этот налог не более чем за три предшествующих года.

Государство также осуществляет деятельность по сбору арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной соб­ственности. В этих целях государственные органы обеспечивают учет плательщиков арендной платы, выявление неплательщиков и принуждение их к уплате арендной платы.

Согласно ст. 22 ЗК РФ общие начала определения арендной пла­ты за земельные участки, находящиеся в государственной или му­ниципальной собственности, могут быть определены Правитель­ством РФ. Порядок же определения размера арендной платы уста­навливается публичным собственником земельного участка, передаваемого в аренду: если земли находятся в собственности РФ — Правительством РФ, если в собственности субъектов РФ — органами государственной власти субъектов РФ.

Распределение между бюджетами средств, поступивших в счет пла­ты за землю. Земельный налог и авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельного участка.

За счет средств, перечисляемых в счет уплаты арендной платы за земли, находящиеся в неразграниченной государственной соб­ственности, пополняются бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Так, в 2005 г. доходы, поступив­шие от плательщиков арендной платы за земли городских поселе­ний (за исключением платы за земельные участки, предназначен­ные для жилищного строительства), в городах Москве и Санкт-Петербурге полностью зачислялись в бюджеты этих субъектов РФ, а в других городах — 50% зачислялось в бюджет субъекта РФ и 50% — в бюджет города. При этом арендная плата за земли сельс­ких поселений и земли иных категорий, находящиеся в неразгра­ниченной государственной собственности, зачислялась в местные бюджеты.

Если же разграничение государственной собственности на зем­лю уже проведено и участок находится в федеральной собственнос­ти, собственности субъекта РФ или муниципального образования, то арендная плата за земельные участки перечисляется в доходы соответствующих бюджетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.