Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения. Ознакомление с типовыми образцами оружия и его следственный осмотр




Ознакомление с типовыми образцами оружия и его следственный осмотр

Методические рекомендации

Практические занятия по данной теме после предварительно­го уяснения понятия огнестрельного оружия, его видов и основ­ных составных частей1 целесообразно начинать с ознакомления с об­разцами огнестрельного заводского и самодельного оружия. Желательно, чтобы студенты получили представление о встречаю­щемся в следственной практике огнестрельном оружии, его кримина­листической классификации, ознакомились с устройством и принци­пом действия огнестрельного оружия, а также его боеприпасами.

Для общего ознакомления с оружием и выполнения рекомендуе­мых упражнений используется учебное оружие, имеющееся па ка­федре, его макеты, плакаты, схемы, рисунки, наставления, наборы боеприпасов различного вида, стреляные пули, гильзы и другие со­ставные части патронов. При этом преподаватель и студенты дол­жны соблюдать необходимые правила безопасности обращения и с учебным оружием, и боеприпасами. Соответственно упражнения, связанные с обращением и осмотром оружия и боеприпасов, дол­жны выполняться под контролем преподавателя. Остальные упраж­нения выполняются студентами самостоятельно па занятиях или во

1 Дополнительную информацию по этому вопросу см. в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // Российская газета 2002. 19 марта.

 

J

Раздел II. Криминалистическая техника

внеучебиое время в условиях лаборатории (с помощью и под на­блюдением лаборанта).

Результаты выполняемых упражнений в учебное и впеучебпое вре­мя должны быть отражены в рабочей тетради (альбоме студента) по форме, установленной па кафедре.

До решения задач, связанных с проведением опытов по идентифи­кации оружия по стреляным пулям и гильзам, преподаватель должен рассказать студентам о технике обращения со сравнительным микро­скопом, имеющимся па кафедре (МСК-1 или МСК-51), либо с други­ми более совершенными установками для сравнительного исследова­ния (если таковыми кафедра располагает). Затем показать основные приемы самого сравнительного исследования пуль и гильз и фотогра­фирования полученных результатов.

1. Для выполнения упражнения студентам даются два-три вида учебных револьверов, короткоствольных и длинноствольных писто­летов, охотничьего и самодельного оружия1.

Исполнитель упражнения должен: 1) ознакомиться с устройством образцов оружия, взаимодействием их частей; 2) проследить за рабо­той частей механизма при условном заряжании, взведении и услов­ном разряжении; 3) найти и записать все клейма и номера, имеющиеся па наружных и внутренних частях оружия; 4) установить, сколько па­резов в стволе и каково их направление (направо, палево от казенной части); 5) измерить внутренний диаметр ствола (калибр).

При выполнении желательно соблюдать все необходимые требова­ния безопасности и руководствоваться наставлениями об устройстве соответствующих образцов оружия.

Отчет по упражнению: преподавателю представляется описание соответствующего образца оружия, с которым знакомился студент (с указанием его модели, размеров, устройства, клейм и номеров, калиб­ра, количества и направления разрезов);

демонстрируется па образце механизм заряжания и разряжения оружия.

1 В качестве дополнительного пособия для выполнения этого упражнения можно использовать следующую работу: Стельмпхов А.В., Сумарока A.M., Etopoa А.Г., Суха­рев Л.Г. Судебная баллистика. Саратов, 1998. С. 15—40.

Тема 8. Криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств... 193

2. По инсценируемой обстановке преступления, совершенного с применением огпестрельпйго оружия, зафиксировать местонахожде­ние и положение оружия и осуществить его осмотр. В этих целях за­мечаются и фиксируются непосредственное место нахождения, необ­ходимые расстояния от ближайших ориентиров, направление ствола, сторона расположения оружия (правая или левая), наличие и распо­ложение пальцевых отпечатков п посторонних веществ (грунта, грязи, порошинок, запаха и т.п.), наличие или отсутствие патронов в патрон­нике и магазине.

При осмотре оружия следует обращать внимание студентов па сле­дующие меры предосторожности: 1) не направлять ствол оружия па себя и в сторону окружающих, держать его дульным срезом вверх; 2) не дотрагиваться до спускового крючка (спуска), пока оружие не разряжено, даже если оно заряжено патроном без заряда; 3) прове­рить, па каком взводе (боевом или предохранительном) находится ку­рок (или ударник) оружия, и обеспечить его безопасное состояние; 4) перед осмотром проверить наличие патрона в патроннике и заря­женное оружие разрядить (при умении — лично, в противном случае поручить это сделать специалисту).

Осматривая оружие, нельзя оставлять на нем отпечатки рук осмат­ривающего, а поэтому целесообразно его осматривать в резиновых перчатках и не касаться тех мест, где могут остаться пригодные для идентификации следы рук стрелявшего.

Отчет по упражнению: составляется фрагмент протокола осмотра места происшествия с описанием местонахождения и расположения оружия па месте происшествия и его описание; составляется план (схема) осмотра с указанием местонахождения оружия, направления ствола и т.н.

Ознакомление с боеприпасами Упражнение

Для выполнения упражнения студентам даются наборы боеприпа­сов для различных видов огнестрельного оружия.

Исполнители упражнения должны: 1) ознакомиться с указанными образцами, их устройством, маркировками, типовыми наказаниями; 2) измерить осматриваемые образцы; 3) определить их принадлеж­ность к тому или иному типу оружия.

Отчет по упражнению: представляется описание осматриваемого образца п его схематическое изображение.

13-4068

Раздел II. Криминалистическая техника

Тема 8. Криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств... 195

Осмотр и описание стреляных пуль и гильз' Упражнения

1. Осмотреть нулю и записать следующие ее признаки: а) оболо-чечная пуля или цельная (сплошная); б) цвет металла пули (у оболо-чечпых отдельно оболочки и сердечника); в) форма копчика пули (го­ловной ее части): плоский, округлый, острый; г) длина нули, ее диа­метр и вес (указать, чем производились измерения и на каких весах взвешивалась пуля); д) признаки крепления к гильзе: точечные вмя­тины керна, насечка в результате обкатки и др.; е) повреждения тела пули: деформация копчика, боковых поверхностей от удара о прегра­ду, от соприкосновения с частями механизма, например стенками пульного входа; ж) состояние поверхности цилиндрической части пу­ли и следы па ней от стенок канала ствола; з) наслоения на поверхно­сти пули: копоть от выстрела, частицы мозгового вещества, кровь, час­тицы преграды (известка, кирпичная пыль и др.); описать их по внеш­ним признакам, не указывая па происхождение; и) иные признаки (например, марки на донышке) и следы.

При этом в процессе осмотра пули желательно разобраться в сле­дующем: в поражающих действиях нули (экспансивная, т.е. разрушающаяся при встрече с преградой; иеэксиаисивная); общем на­значении пули (боевая, спортивная, охотничья — турбинная, стрело­видная, турбостреловидная, круглая калиберпая, подкалиберпая); по принадлежности к патронам (для ружейного, винтовочного, пистолет­ного, револьверного, автоматного патронов).

Упражнение выполняется на предложенных преподавателем не­скольких стреляных пулях, различающихся перечисленными выше признаками.

Отчет по упражнению осуществляется в виде записи о результатах осмотра пуль в форме, пригодной для включения ее в протокол осмот­ра места происшествия.

В этой записи (в конце ее) указать: какие условные отметки были сделаны студентом в роли следователя па пуле (донышке, стенках го­ловной части) с целью не перепутать ее с какой-то другой; как была упакована пуля, опечатана и пр.; как были изъяты наслоения, имею­щиеся на пуле и державшиеся па пей непрочно.

' В качестве дополнительного пособия к решению таких задач можно использовать: Справочник следователя. Вып. 1. М.,1990. С. 86-93,265—269; Справочная книга крими­налиста. М., 2000; Судебная баллистика. С. 41.

Примерные способы упаковки пуль: 1) каждая нуля отдельно за­вертывается в чистую бумагу, скрепляется липкой лентой или обвязы­вается питью и помещается в маленькую коробочку между мягкими прокладками (вата, поролон); 2) завернутая таким образом пуля поме­щается в пробирку па мягкую прокладку и закупоривается пробкой из такой же прокладки. Пробирка же в свою очередь прокладывается ва­той (паклей) и помещается в прочную коробку. Если на пуле имеются наслоения, первая непосредственная упаковка должна предотвратить потерю частиц наслоения. Коробки пробирки опечатываются и снаб­жаются удостоверительпыми надписями.

2. Осмотреть гильзу и записать следующие ее признаки: а) форма ги­льзы: цилиндрическая, коническая, бутылочная: с закраиной, с кольцевой проточкой; б) цвет металла, отдельно — капсюля; в) марки на шляпке; г) длина гильзы, наружный диаметр (у пецилиндрических -около шляпки), внутренний диаметр дульца; д) признаки крепления пу­ли к гильзе; е) имеется ли след бойка ударника на капсюле (форма следа: круг правильный, круг с одним оттянутым краем, круг разорванный, с царапинами в месте разрыва, прямоугольник и т.п.); ж) наслоения па по­верхности гильзы (копоть выстрела); з) наличие в гильзе пестревших порошинок; и) запах копоти выстрела: запах сернистого газа при выстре­ле дымным порохом и сладковато-кислый запах — бездымным (ощуща­ется некоторое время после выстрела); к) иные признаки и следы (на­пример, разрыв гильзы, отсутствие капсюля и др.).

Перед осмотром гильзу следует положить на лист чистой белой бу­маги, на которую могут упасть несгоревшие порошинки. Гильзу при осмотре желательно брать двумя пальцами за края дульца и фланца (во избежание повреждения могущих остаться па гильзе следов рук). Копоть от выстрела и иесгоревшие порошинки описываются по внеш­ним признакам без указания па происхождение этих признаков.

Для решения задачи дается несколько стреляных гильз, различаю­щихся но перечисленным выше признакам.

Отчет но унражению осуществляется в виде записи о результатах осмотра гильз в форме, пригодной для включения протокол осмотра места происшествия.

В конце записи указать: какие отметки сделаны па гильзах студен­том в роли следователя (па боковых стенках); как была упакована и опечатана гильза, как были изъяты и упакованы песгоревшие поро­шинки (если они были обнаружены).

Для упаковки дульце гильзы затыкается ватой или бумагой (для предотвращения высыпания песгоревших порошинок и частиц нага­ра). Затем гильза заворачивается в чистую бумагу и упаковывается аналогично нулям.

13'

Раздел II. Криминалистическая техника




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.