Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочные сведения. Методические рекомендации




Методические рекомендации

В рассматриваемой части криминалистической техники изучаются весьма специфические орудия и средства преступления, требующие специального ознакомления с их устройством и видами. В этой связи занятия по данной теме после разбора контрольных вопросов целесо­образно начинать с ознакомления со схематическим или детальным устройством различных видов штатных, самодельных и кустарных взрывных устройств, а также с характеристикой взрывчатых веществ.

Для этого на кафедре необходимо иметь что-либо из наглядных средств (стенды, плакаты, схемы, видеофильмы, макеты указанных объектов)1. При этом следует обратить внимание студентов па особые меры предосторожности при обращении со взрывными устройствами и взрывчатыми веществами в ходе следственного осмотра и предвари­тельного изучения следователем совместно со специалистами.

Соответственно необходимое внимание должно быть уделено уяс­нению особенностей основных следов, остающихся после взрыва, и тому, где их надо искать в ходе осмотра места взрыва. При этом важно разобраться в способах и возможностях предварительного их изу­чения.

При формулировании вопросов экснертам-взрывотехиикам необ­ходимо сначала разобраться в современных возможностях этой экс­пертизы. Сведения об этом следует почерпнуть из учебника и учебных пособий. В частности, из следующих учебно-методических и справоч­ных пособий: Моторный И.Д. Криминалистическая взрывотехпика: новое учение в криминалистике. М., 2000; он же. Теоретико-приклад­ные основы применения средств и методов криминалистической взрывотехники в борьбе с терроризмом. М., 1999; Бахин В.П., Михай­лов МЛ. Криминальные взрывы. Алма-Аты, 2001.

Упражнения и задачи могут решаться студентами лишь после уяс­нения указанных вопросов.

1 Исходные материалы для изготовления указанных пособий можно найти в ниже­приведенных справочных сведениях.

Объектом исследования анализируемой части криминалистиче­ской техники являются не только штатные, кустарные и самодельные взрывные устройства и взрывчатые вещества, по и имитирующие их объекты.

Понятие имитирующих взрывных устройств и взрывчатых ве­ществ содержится в действующем Уголовном кодексе. В ст. 63 УК РФ использование таких устройств при совершении преступлений (в ви­де воспроизводства угрозы использования настоящих ВУ и ВВ) рас­сматривается как отягчающее обстоятельство. В специальной литера­туре иод средствами и предметами, имитирующими ВУ, понимаются промышленные и самодельные изделия, не содержащие взрывчатых веществ и взрывоспособных смесей, в конструкции которых преду­смотрено воспроизведение внешних признаков, или иных отдельных свойств внешних признаков, или иных отдельных свойств реальных ВУ без использования явления взрыва1. К ним, например, относятся учебные гранаты, учебные инженерные боеприпасы (не имеющие по­ражающего элемента), учебные запалы, макеты и муляжи взрывных устройств.

Под средствами и материалами, имитирующими ВВ, понимаются промышленные и самодельные изделия, изготовленные из инертных (певзрывчатых) материалов и воспроизводящие внешние признаки типичных взрывчатых веществ. Например, для их имитации могут быть использованы поваренная соль, гипс, песок, пластилин, пено­пласт, кусок мыла и т.д.2

От взрывных веществ следует отличать взрывоснособпые вещест­ва и смеси. В силу их химической природы и особенностей протекаю­щих в них реакций они не приводят к взрыву. Используются в основ­ном в учебно-имитационных целях. К ним относятся имитационные патроны, применяемые в войсковых учениях.

В правовых актах также рекомендуется учитывать, что имитацион­но-пиротехнические, осветительные и сигнальные средства, холостые, строительные, газовые, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, в соответствии с постановле­нием Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 «О судеб-

1 См.: Моторный И.Д. Криминалистическая взрывотехника: новое учение в крими­налистике. С. 24.

2 См.: там же. С. 20.

Раздел II. Криминалистическая техника

ной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обо­роте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывгТых устройств», не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам1.

Одним из специфических элементов в деятельности специалистов в области взрывотехппки при расследовании соответствующих проис­шествий является взрывотехпическое обследование подозрительных предметов, обезвреживание и уничтожение взрывных устройств. Все эти действия являются сложными и опасными и выполняются в адми­нистративно-правовой форме силами подразделений Минобороны, МЧС, МВД и ФСБ России.

В то же время в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах по происшествиям с признаками террористического акта и диверсии такого рода работы выполняются членами специали­зированных следственно-оперативных групп (ССОГ). Указанная ра­бота проводится обычно параллельно со следственными действиями или оперативно-розыскными мероприятиями, осуществляемыми в связи с данными происшествиями2.

Экспертному исследованию взрывотехнических средств и следов их применения обычно предшествует их предварительное исследова­ние. Оно проводится следователем пли оперативным работником со­вместно со специалистом в ходе осмотра места происшествия (взрыва или обнаружения ВУ), обыска, обследования помещений, зданий, со­оружений и др. Полученные в результате этого сведения могут быть использованы при выдвижении следственных версий, решении такти­ко-организационных и розыскных вопросов, а также для определения тех вопросов, которые могут быть поставлены па разрешение взрыво-техпической экспертизы.

При расследовании анализируемых преступлений применяются два вида следственных осмотров: осмотр певзорвавшихся и обезвре­женных ВУ и осмотр места взрыва. Оба осмотра осуществляются с обязательным участием сиециалистов-взрывотехников, а при необхо­димости — и других специалистов. Первый осмотр может проводить­ся самостоятельно и в ходе осмотра места происшествия, обыска и иных следственных действий.

Осмотр взрывотехпических изделий может проводиться только в отношении обезвреженных и разрушенных ВУ в условиях гарантиро­ванной безопасности их изучения и с применением необходимых тех-

1 Российская газета. 2002. 19 марта.

2 См.: Моторный И.Д. Указ, соч. С. 59.

Тема 8. Криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств... 223

иико-кримипалистических средств и с соблюдением всех рекоменда­ций по осмотру отдельных предметов.

Осмотр места происшествия в случае взрыва является более слож­ным осмотром, ибо следы взрыва весьма разнообразны и многочис­ленны и могут находиться в значительном отдалении от эпицентра взрыва. Указанные следы могут оставить: продукты взрыва; ударная волна взрыва; осколки оболочки взрывного устройства; среда и объек­ты взрыва (частицы грунта, обломки зданий, автомашин и других объ­ектов, оторванные части тела и др.).

Ближе всего к эпицентру взрыва располагаются следы продуктов взрыва (газы, частицы ВВ, копоть). Следы ударной волны в виде раз­рушения преград, повреждения и перемещения различных объектов, также осколки (фрагменты) ВУ, внедрившиеся в предметы и иные объекты окружающей обстановки, могут находиться на значительном расстоянии от центра взрыва.

При всех видах осмотра необходимо обращать внимание па нали­чие на объектах осмотра иных криминалистически значимых следов (следы рук, ног, транспортных средств и др.).

Закрепление знаний о типовых и иных образцах взрывотехнических изделий

Задания

По предложенным преподавателем макетам, муляжам, схемам, ри­сункам и другим учебным пособиям продемонстрируйте имеющиеся знания о следующем.

1. Об устройстве какого-либо типового штатного взрывного устройства, принципе его действия, возможном способе инициирова­ния взрыва. Рассказ необходимо сопроводить демонстрацией по посо­бию или рисунком.

2. Об основных видах существующих взрывателей (средствах, ини­циирующих взрыв) и их месте в системе структурных элементов ВУ. При наличии необходимых учебных пособий рассказ желательно до­полнить соответствующей демонстрацией или схематичными рисун­ками.

3. О физической форме и физическом состоянии существующих и используемых во взрывных устройствах взрывчатых веществ. При возможности желательна соответствующая демонстрация.

4. О видах имитационно-пиротехнических и осветительных сред­ствах, не относящихся к ВУ, их назначении, отличительной принци­пиальной особенности.

Раздел II. Криминалистическая техника

Тема 8. Криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств... 225

5. Нарисуйте принципиальную схему любого взрывного устройст­ва и проанализируйте ее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.