Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочные сведения. Признаки и возможности криминалистического




Исследования

Признаки и возможности криминалистического

Письменная речь, ее свойства, идентификационные

План занятий

Уяснение сути письменной речи, ее свойств, признаков и возмож­ностей криминалистического исследования. Решение контрольных

вопросов и задач.

Ознакомление с порядком назначения, подготовкой, проведением и методикой автороведческой экспертизы, с оценкой ее заключений.

Контрольные вопросы

1. Что такое письменная речь?

2. Каковы языковые средства письменной речи?

3. Чем обусловлена индивидуальность письменной речи?

4. Какие признаки письменной речи используются для идентифи­кации автора?

5. Какие диагностические задачи могут быть решены при исследо­вании письменной речи?

- Письменная речь в разнообразных сферах деятельности человека выполняет функцию закрепления и передачи различной информа­ции. Посредством письменной речи выражается определенное со­держание мыслей но поводу отдельных фактов, событий, явлений,

идей.

Развитие речи и письма происходит по одним и тем же биологиче­ским законам возникновения временных связей в коре головного моз­га, образующихся в результате систематической тренировки. Устная (звуковая) речь, теснейшим образом связанная с мышлением, форми­руется раньше, чем письменно-двигательные навыки. На базе усвоен­ной речи развивается письменная речь, под которой в современной пауке понимается совокупность явлений, связанных с письменным обменом информацией посредством языка.

Таким образом, основу письменной речи составляет комплекс ин­теллектуальных и языковых навыков, которые образуют у каждого индивидуума устойчивую индивидуальную совокупность признаков, присущую только данной личности.

Тема 9. Криминалистическое исследование документов

Условия речевого общения играют существенную роль в формиро­вании устной и письменной речи. Большое значение при этом имеет на­правленность па определенную форму общения (устную или письмен­ную). В основе направленности лежит особая система временных нер­вных связей, сложившихся в практике общения - - своеобразный динамический стереотип. Если направленность па письменную речь выражена недостаточно, то она близка к устной речи. Чем прочнее сло­жившаяся динамическая система условиорефлекторных связей, ориен­тированная па письменную речь, тем с большей легкостью она осущест­вляется. Письменная речь при одинаковой степени сформированное™ навыков речевого общения труднее устной, так как в пей мысли излага­ются более связно, конкретно, строго и лаконично, хотя и она зависит от типологических свойств высшей нервной деятельности автора.

Как самостоятельный объект криминалистического исследования, письменная речь изучается при исследовании документов с целью установления их авторства. Этот вид исследования носит название криминалистического автороведения и осуществляется в форме су-дебно-автороведческой экспертизы.

Идентификационными признаками письменной речи являются грамматические, лексические и стилистические особенности письмен­но-речевых (интеллектуальных и языковых) навыков, которые у каж­дого индивидуума в той или иной степени соответствуют нормам ли­тературного языка, могут иметь устойчивые отклонения от нормы ли­бо вообще отсутствовать в определенных нормах1.

Грамматические признаки представляют собой особенности со­блюдения или нарушения нормированного строя языка, т.е. его ор­фографии, синтаксиса и пунктуации.

Лексические признаки включают совокупность языковых средств и особенности их использования для выражения мыслей в письмен­ной речи.

Этими средствами являются:

а) лексика — словарный запас; совокупность слов, наиболее актив­но употребляемых автором. Ее особенностями могут быть архаизмы — устаревшие, вышедшие из употребления в современном языке слова; неологизмы — новые словообразования; профессионализмы — свой­ственные определенной профессии словообразования; жаргонизмы -слова из лексикона определенных социальных групп населения; диа­лектизмы — употребляемые в некоторых местностях слова, отличаю­щиеся от их литературного аналога.

1 Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. М. 1999. С. 296-297.

16-4068

Раздел II. Криминалистическая техника

б) фразеология — устойчивые словосочетания, выражающие не­что единое но смыслу;

в) изобразительно-выразительные средства — специальные выра­жения, стилистические и речевые приемы, усиливающие эмоциональ­ное воздействие письменной речи (метафора, гипербола, аллегория, сравнение и т.н.).

Стилистические признаки — характерная манера изложения мыс­ли с использованием определенных особенностей построения предло­жений и текста в целом, отбора лексики, употребления изобразитель­но-выразительных средств языка в соответствии с функциональным назначением речи в той или иной сфере человеческой деятельности.

Различают по функциональности стили:

разговорный (функция общения),

научный,

официально-деловой (функция сообщения),

литературно-художественный,

публицистический (функция воздействия)1.

Следует иметь в виду, что названные функции языка часто пере­плетаются, поэтому, например, в публицистическом стиле к функции воздействия примешивается коммуникативно-информационная, т.е. функция сообщения. Границы между речевыми стилями не являются абсолютными, поскольку часть признаков, характеризующих языко­вой стиль, по-своему повторяются в других языковых стилях. Помимо большинства общих языковых средств, даже самые специфические для какого-либо стиля языковые средства могут употребляться в иных стилях.

Однако, возникнув па экстралипгвистической основе, будучи тес­но связанными с содержанием, целями и задачами высказывания, сти­ли различаются между собой внутриязыковыми признаками — прин­ципами отбора, сочетания и организации средств из общенациональ­ного языка.

Так, научный стиль, характерный для жанра статьи, монографии, доклада, учебника и т.п., отличается логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказы­вания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности вы­ражения при сохранении насыщенности содержания.

Официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью. Ему свойственно наличие многочис­ленных речевых стандартов-клише. Это стиль деловых документов:

Рожюпалъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М, 1974. С. 21.

Тема 9. Криминалистическое исследование документов

международных и иных договоров, государственных актов, законов, постановлений, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.п.

Общими чертами официально-делового стиля разнообразных по содержанию документов являются следующие:

1) сжатость, компактность изложения;

2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность определенной формы, употребление присущих ей клише;

3) широкое использование терминологии, номенклатурных наиме­нований, включение в текст сокращенных слов, аббревиатур;

4) частое употребление отглагольных существительных с предло­гами типа «на основании», «в отношении», «в соответствии с...», «в силу», «за счет» и т.п., сложных союзов («вследствие того, что», «ввиду того, что», «в связи с тем, что» и др.);

5) повествовательный характер изложения;

6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий прин­цип его конструирования;

7) тенденция к употреблению сложных предложений;

8) слабая индивидуализация стиля и отсутствие эмоционально-эк­спрессивных речевых средств.

Публицистический стиль находит применение в общественно-по­литической литературе, периодической печати, политических выступ­лениях и т.д. Его наиболее общими чертами являются следующие:

1) экономия языковых средств, лаконичность изложения при ин­формативной насыщенности;

2) доходчивость употребляемых языковых средств;

3) наличие общественно-политической лексики и фразеологии, пе-реосмысливапие лексики других стилей для целей публицистики;

4) использование характерных для данного стиля речевых стерео­типов, клише;

5) жанровое разнообразие использования языковых средств: мно­гогранности слова, авторские неологизмы, эмоционально-экспрессив­ная лексика;

6) совмещение публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, раз­говорного);

7) использование изобразительно-выразительных средств (рито­рические вопросы, восклицания, параллелизм построения, повторы и т.д.).

Литературно-художественный стиль занимает несколько особое место среди других функциональных стилей в силу специфичности языка художественной литературы, его стилистической «пезамкиуто-16-

Раздел II. Криминалистическая техника

сти», неограниченности используемых речевых средств и многообра­зия литературных жанров.

Особенность языка художественной литературы составляют:

1) единство коммуникативной и эстетической функций;

2) мпогостилыюсть;

3) широкое использование изобразительно-выразительных средств;

4) творческая индивидуальность автора.

Указанные черты, за исключением эстетической, в большей или меньшей степени встречаются и в других стилях, поэтому литератур­ный язык — это не только язык художественной литературы, по и язык науки, периодической печати, язык государственных учрежде­ний, школы и т.д.

Идентификационные признаки письменной речи делятся па об­щие и частные.

Общие признаки характеризуют письменную речь в целом. По сте­пени владения ею автором текста она может быть высокой (высокий уровень владения орфографическими, синтаксическими, лексически­ми, фразеологическими и стилистическими навыками письма), сред­ней (менее высокая степень владения названными выше навыками) и низкой (слабая грамотность, бедный словарный запас, слабое владение навыками письменного изложения мыслей и т.п.).

При разработке системы классификации признаков письменной речи использовались качественные и количественные критерии их выделения и корреляционная зависимость.

Критерием отнесения признаков к той или иной степени владения навыком письма па качественном уровне служит соответствие их ли­тературным нормам («правильно — неправильно», «лучше — хуже»), на количественном (кроме стилистических) — объективные результа­ты статистического анализа.

Частные признаки письменной речи характеризуют индивиду­альные стороны ее, проявляющиеся в определенных нарушениях пра­вильности речи, грамматических ошибках, в устойчивых соотношени­ях языковых средств, используемых индивидом в типичных ситуаци­ях письменного общения.

Признаки письменной речи, отобразившиеся в анонимном тексте, устанавливаются экспертом с помощью специальных знаний путем исследования структурных особенностей текста документа.

Методические указания

Судебпо-автороведческая экспертиза представляет собой комп­лексное, определяемое характером решаемых задач использование ме-

Тема 9. Криминалистическое исследование документов

тодов криминалистического исследования письменной речи. К числу таких методов относятся:

лингвистические, в том числе диалектологические, стилистиче­ские методы (качественный и количественный анализ языковых и стилистических особенностей текстов);

психолингвистические (анализ языковых структур текстов с целью установления свойств речевого аппарата автора документа, а также его социально-биографических и психологических характери­стик);

логико-психологические (анализ логической структуры текстов с целью установления свойств дискурсивного мышления автора доку­мента);

психологические (анализ смысловых структур текстов с целью установления свойств интеллектуальных навыков в плане выяснения социально-биографических и психологических характеристик ав­тора).

В рамках учебной программы по криминалистике предусмотрено лишь самое общее знакомство с методикой автороведческой экспер­тизы, позволяющее осуществить первичный криминалистический анализ анонимного текста, правильно сформулировать вопросы эксперту и собрать необходимый для проведения экспертизы мате­риал.

В приведенных ниже задачах необходимо выработать и закрепить основные навыки криминалистического анализа письменной речи:

1) ознакомление с содержанием исследуемого текста.

Само содержание текста признаком письменной речи не является, но в нем может содержаться информация, имеющая значение для установления автора текста без применения специальных знаний, па-пример, о его возрасте, национальности, образовании, профессии, по­ступках, чертах характера и т.п., и о лицах, с которыми он взаимодей­ствовал (прямо или косвенно). Все это может быть использовано сле­дователем для установления круга лиц, которым известны эти сведения, для обнаружения других доказательств, для исключения следственных версий, для решения вопроса о целесообразности назна­чения судебно-автороведческой экспертизы и подготовки необходи­мых материалов.

Ознакомление с содержанием текста предполагает уяснение темы, идеи; выделение фактического материала и его источников; нахожде­ние в самом тексте сведений об авторе;

2) отнесение исследуемого текста к определенному функциональ­ному стилю;

3) непосредственный анализ признаков письменной речи:

Раздел П. Криминалистическая техника

грамматических — особенностей применения правил орфографии, синтаксиса, пунктуации;

лексических — особенностей использования языковых средств в письменной речи;

стилистических — особенностей манеры изложения мыслей.

Задания

1. В нижеприведенных словах укажите их лексические особенно­сти (неологизмы, архаизмы, профессионализмы, жаргонизмы, диалек­тизмы): барышня, офис, кукла, стукач, шибко, спекуляция, намедни, отписать (наследство), модуль, «подснежник», фломастер, кочет, «зе­лень», рецидивист, баксы, шеф, гляделки, окромя, извозчик, выспрен­но, вкупе.

2. Укажите, в каком значении употребляются данные словосочета­ния, к каким языковым средствам относятся: «сыграть в ящик», «от­дать концы», «дать дуба», «приказать долго жить»; «благим матом», «в поте лица», «мозолить глаза», «бить баклуши», «съесть собаку», «кануть в Лету», «лебединая песня».

3. Определите стиль изложения в нижеследующих текстах. Какие языковые средства использованы в каждом случае? Какими особенно­стями письменной речи отличается каждый текст?

(а) «Считайте серенаду законченной. Утихли балалайки, гусли и по­золоченные арфы. Я пришел к вам как юридическое лицо к юридиче­скому лицу. Вот нанка весом в три-четыре кило. Она продается и стоит миллион, тот самый миллион, который вы из жадности не хотите мне подарить. Купите! Цена невысокая. За кило замечательных сведений из области коммерции беру всего по триста тысяч... Папка продается за миллион. Если вы ее не купите, я сейчас же отнесу ее в другое место. Там мне за нее ничего не дадут, ни копейки. Но вы погибнете...».

(б) «Серый пора кончать пузатого. Пришей его, а сам мотай к Лю­ське сиди смирно и не высовывайся пока ни позову».

(в) «По фактуре № 65324, зарегистрированной в весовой ведомо­сти конторы № 8919 от 15.05.02, списано 300 кг отходов. В фактуре имеется запись, свидетельствующая, что вывоз отходов произведен шофером К. на автомашине МАЗ 10-47. Однако из записи в путевом листе от 15.02.02 № 116674 и товарно-транспортных накладных усматривается, что К. не мог вывозить отходы, так как в это время пе­ревозил другие грузы».

(г) «В основу метода определения возраста штрихов положено установление выцветания (старения) одного из красителей насты (фиолетового) в то время, как второй краситель (голубой) нрактиче-

Тема 9. Криминалистическое исследование документов

ски не выцветает и используется в качестве внедренного стандарта. Исходная относительная концентрация красителей оценивается по спектральному поглощению экстракта штрихов».

(д) «Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из пего с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несешь в своем сердце! Ты вся в надеждах на светлое буду­щее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны.

Бессмертная слава погибшим за родину! Бессмертную славу завое­вывают себе живущие».

4. На основании криминалистического анализа текстов двух писем, подготовленных к отправке и обнаруженных на месте проис­шествия в тетради, охарактеризуйте возможного автора этих писем, используя полученные сведения (половая принадлежность, нацио­нальность, возраст, образование, принадлежность к определенной со­циальной группе, место работы и жительства, привычки, наклонности и т.п.).

Текст № 1. «Привет из Нижнего. Здравствуйте тетя Дуся и дядя Федя. С приветом к вам Володя. Доехали хорошо здоровье наше хоро­шее такого и вам желаю. Перевели па другую работу на галовки пер­пендикулярного поворота. Мама себя чувствует пака нормально. Коля пака в водный институт не поступил. Поступает в политехнический институт на вечерний институт. Тетя Дуся вы уже меня извеиите за такое короткое письмо патамужто длинные письма я не умею писать досвидаиия».

Текст № 2. «Здравствуй дорогая Таня. С огромным приветом к тебе Володя. Доехали хорошо. Здоровье мое хорошее чево и тебе желаю. Немного напишу о сибе. Таня ты уж меня извени за такое кароткое пи­сьмо кароче говоря приезжай к нам. Таня я без тебя не могу жить. Но если даже не придешь ка мне па проводы то я на тебя обижусь капи­тально. Твой Володя».

Назначение, проведение и оценка криминалистической автороведческой экспертизы

1. Какие материалы необходимы для назначения автороведческой экспертизы?

2. Каким требованиям должны отвечать образцы письменной речи?

3. Решение каких задач относится к компетенции автороведческой экспертизы?

4. Из каких этапов (стадий) складывается экспертиза письменной речи?

Раздел II. Криминалистическая техника

5. В чем состоит задача стадии сравнительного исследования в ав-тороведческой экспертизе?

6. Как оцениваются устанавливаемые совпадения и различия рече­вых навыков проверяемых лиц?

7. В чем состоит оценка заключения эксперта судебио-авторовед-ческой экспертизы?

Задание

Изучите приведенное ниже заключение автороведческой экспер­тизы и сделайте свои выводы:

1) о полноте представленных для сравнительного исследования образцов письменной речи;

2) о полноте и правильности проведенного исследования;

3) убедительны ли указанные экспертом совпадения признаков;

4) достаточно ли обоснованны выводы эксперта;

5) нет ли оснований для назначения повторной экспертизы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

29 января в лабораторию судебной экспертизы Минюста России из следственного отдела УВД Н-ской области при постановлении следо­вателя Пахомова от 23 января для производства судебпо-автороведче-ской экспертизы поступили четыре анонимных письма, начинающих­ся и заканчивающихся словами:

«Уважаемая дирекция. Посоветовавшись мы решили...» и «Жела­тельно, чтобы деньги были в крупных куиюрах».(1)

«Уважаемая дирекция. Вчера педав ответа...» и «Постарайтесь, что­бы деньги были в крупных купюрах».(2)

«Уважаемая дирекция. Просим извинить пас за наглость...» и «...произойдет несчастный случай (взрыв)!!!»(3)

«Вы решили испытать наше терпение...» и «Но будем надеяться на благоразумие».(4)

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1. Не является ли Миронов Олег Викторович автором текстов ано­нимных писем, перечисленных в вводной части настоящего заклю­чения?

2. Если нет, то какова групповая принадлежность (облик) автора писем?

В качестве сравнительного материала представлены свободные об­разцы письменной речи Миронова О.В. в виде сочинений по литера­туре па 10 листах, экспериментальные образцы в виде сочинений на заданную тему на двух листах.

Тема 9. Криминалистическое исследование документов

Исследование

Исследованию подлежат тексты четырех анонимных писем, опи­санные в вводной части настоящего заключения. Исследуемые тексты составлены преимущественно в рамках разговорно-бытового стиля речи. В текстах исследуемых документов (па уровне правильности ре­чи) отразились высокая степень развития синтаксических, лексико-фразеологических и стилистических навыков и средняя степень раз­вития пунктуационных и орфографических навыков их авторов. При этом тексты характеризуются:

па логико-смысловом уровне — последовательностью, четкостью, подробностью изложения, логически оправданным разбиением тек­стов па абзацы, в текстах всех исследуемых писем содержатся предло­жения или словосочетания, носящие уточпительный, добавочный от­тенок по отношению к высказанной выше мысли;

на лексика-фразеологическом уровне — разнообразием используе­мых логических средств, наряду с использованием нейтральной обще­употребительной разговорно-бытовой лексики в текстах отмечается наличие просторечных слов («в случае стукачества» — № 1, «сделать куклу» — № 4, «дипломат» (т.е. особый вид портфеля) — № 4;

на синтаксическом уровне — соответствием синтаксических конст­рукций нормам русского языка, частым употреблением вводных сло­восочетаний, наличием предложений, носящих пояснительный харак­тер и оформленных аунктуациошга скобками, наличием с дистант­ным размещением обязательств, употреблением одиночных деепричастий и деепричастных оборотов.

В текстах исследуемых документов отмечены пунктуационные и орфографические ошибки: наиболее распространенной из орфогра­фических ошибок является неправильное правописание безударных гласных, например: «неиридвидениых», «обиспичение», «благаразу-мие» и др. (№ 1); «обиспичеиию», «благаразумие», «воскрисспие» и др. (№ 2); «упровлением», «подай™», «бензокалоике» и др. (№ 3). Наряду с этим отмечены орфографические ошибки, связанные с нару­шением правил правописания: частицы «не» с глаголами и дееприча­стиями, окончания глаголов, составных предлогов, суффиксов прила­гательных.

В текстах исследуемых документов отмечены следующие призна­ки: пропуски букв в середине слова, например, «отвом» (вм. ответом), «заврашпем» (вм. завтрашнем), «пачалыпо» (вм. начальную) (№ 2); пропуск последней буквы слова, например, «отве» (вм. ответ) (№ 2); отсутствие интервалов между словами, например, «втом» (№ 1), «от-ветиа», «сделатто» (№ 2), «этоже», «патотслучай» (№ 3), «кожином-

 

Раздел II. Криминалистическая техника

дипломате», «этотже» (№ 4); наличие лишних запятых, разделяющих предложения па словосочетания; наличие дописок и исправлений рр-фографических ошибок, в частности, знака кавычек в слове «органы» (Mb 3), в слове «дипломат» (№ 4) и др; замена знаков препинания (за­пятых — на точки или тире) в синтаксических конструкциях, где эта замена является пунктуационной ошибкой; наличие предложений, носящих характер смысловых дописок, т.е. употребленных нелогично.

Перечисленные выше признаки свидетельствуют о составлении текстов исследуемых документов в каких-то необычных условиях, в числе которых могут быть необычное психофизиологическое состоя­ние автора, соавторство, действенная помощь другого лица и др. Ре­шить данный вопрос в категорической форме не удалось из-за недо­статочной разработанности соответствующей методики.

При сравнении исследуемых текстов между собой были установле­ны совпадения всех вышеперечисленных общих, а также следующих частных признаков письменной речи, описанных в табл. 9.3.

Таблица 9.3

№ п/п Наименование частного признака и его конкретное проявление
  в исследуемом № 1 в исследуемом №2 в исследуемом №3 в исследуемом №4
  Использование одинаковых логико-синтаксических средств при описании одинаковых объектов, ситуаций
  «За обнспнчсние нами, вашей безо­пасной торговой де­ятельности, от раз­личных непредви­денных ситуаций и посторонних лиц,» «...по обиспичснию вашей безопасно­сти торговой дея­тельности, от раз­личных неприят­ных ситуаций и посторонних лиц»    
  «И это будет толь­ко начало!» «И это будет толь­ко начало...»    
  «...ваши убытки станут больше ука­занной выше сум­мы.» «...ваши убытки станут значитель­но больше, выше указанной суммы.» «...убытки вашего предприятия ста­нут значительно больше выше ука­занной суммы.»  
  «Мы надеемся на ваше благаразумис и на то что, вы смо-житс позаботится о завтрашнем дне» «...мы надеемся на ваше благоразумие и на то что, вы смо-жите позаботится о своем завтрашнем дне» «...будем надеяться на ваше благаразу-мие» «Но будем на ваше благаразумие»

Тема 9. Криминалистическое исследование документов

Окончание табл. 9.3

    «Если поймают од­ного, то другие обязательно сдела­ют то, что обеща­ли» «...если поймают одного, то останут­ся другие, которые сделают то, что обещали» «...мы в свою оче­редь будем вынуж­дены сделать то что обещали»
  Использование сходных лексика-фразеологических и лексика-синтаксических средств при описании сходных объектов, ситуаций
  «В ближайшие время помещению магазина грозит пожар» «...помещение ма­газина внезапно за­горится»    
  «Положительным ответом, станет пачка сигарет... Она должна ле­жать... 22.XI с 10°° утра и до обеда» «положительным ответом... Должно стать, расписание работы... которое должно висеть... 25. XI... С начала и до закрытия рабо­ты магазина» «Условным сигна­лом должен стать заводской гудок, который прогудит в пятницу 7.ХП. ровно в 16 ч. 15 мин «Условным сигна­лом должен стать заводской гудок ровно в 7 ч. 35 мин в пятницу 14. XII»
  «...должен поло­жить бумажный сверток с деньга­ми...»   «должен оставить сверток с деньга­ми...»  
    «...мы не советуем вам испытывать наше терпение»   «Вы решили испы­тать наше терпе­ние...»
      «В этоже время ваш человек дол­жен подайти» «В этотже день в 13ч.00мин ваш че­ловек поставит...»
  Совпадение элемента архтектонического построения текста (совпадение обращения)
  «Уважаемая дирек­ция» «Уважаемая дирек­ция» «Уважаемая дирек­ция»  

При оценке результатов сравнительного исследования установле­но, что перечисленные совпадающие признаки устойчивы, существен­ны и образуют индивидуальную совокупность, достаточную для выво­да о том, что автором исследуемых текстов является одно лицо. При сравнении исследуемых текстов с образцами письменной речи Миро­нова О.В. установлены совпадения степеней развития лексико-фразеологических и синтаксических навыков, а также следующих ча­стных признаков, описанных в табл. 9.4.

Раздел II. Криминалистическая техника

Тема 9. Криминалистическое исследование документов

Таблица 9.4

.V" п/п Наименование частного признака и его конкретное проявление
  в исследуемых текстах в образцах письменной речи Миронова О. В.
  Использование однотипных или близких лексика -синтаксических стриктур при описании однотипных ситуаций и объектов
  «Просим извинить нас за наглость, но нам необходимо получить.. >(№ 2) «Прошу извенить меня за наглость но у меня нет другого выхода»
  «И это будет только началом ваших больших неудач в торговле» «И это станет началом твоих больших жизненных неудач»
  «И на тот случай, если вы решите обра­титься в «органы!>(№ 2) «И если вы решите обратиться с этим письмом в милицию»
  «...мы в свою очередь будем вынуждены сделать то что обсщалн»(№ 4) «Ив свою очередь я вынужден поста­вить тебя на свой счотчик»
  Использование одинаковых лексика-синтаксических конструкций в начальной части предложения
  «В том случае если вы начнете торгова­ться, ваши убытки станут больше ука­занной выше суммы»(№ 1) «Ив том случае если вся сумма не бу­дет возвращена...» «И в том случае если ты решил исчез­нуть...»
  «И если вы решили сделать кук­лу...»(№ 4) «И если вы решите обратиться с этим...»

Наряду с указанными совпадениями были отмечены различия уровня степеней развития пунктуационных и орфографических и ор­фографических навыков: в текстах исследуемых документов — сред­ние, в образцах письменной речи Миронова О.В. — низкие.

При оценке результатов сравнительного исследования установле­но, что перечисленные совпадающие признаки устойчивы, существен­ны и по своему объему составляют совокупность, лишь близкую к ин­дивидуальной и достаточную для вывода о том, что автором исследуе­мых текстов является, вероятно, Миронов Олег Викторович. Решить данный вопрос в категорической форме не удалось в связи с малым объемом сравнительного материала.

Отмеченные различия объясняются составлением и выполнением текстов исследуемых документов в необычных условиях (не исклю­чая соавторства или участия другого лица) и па сделанный вывод не влияют.

Учитывая, что тексты исследуемых документов составлены в ка­ких-то необычных условиях и в связи с отсутствием соответствующих методик, сообщаю о невозможности дачи заключения но вопросу о

групповой принадлежности (облике) автора представленных на ис­следование писем.

Выводы

1. Тексты четырех анонимных писем, начинающихся и заканчи­вающихся соответственно словами:

«Уважаемая дирекция. Посоветовавшись мы решили...» и «...Жела­тельно, чтобы деньги были в крупных купюрах» (№ 1);

«Уважаемая дирекция. Вчера не дав ответа...» и «Постарайтесь, чтобы деньги были в крупных купюрах» (№ 2);

«Уважаемая дирекция. Просим извинить нас за наглость...» и «...произойдет несчастный случай (взрыв)!!!» (№ 3);

«Вы решили испытать наше терпение...» и «...Но будем иадеятся па ваше благоразумие» (№ 4) — составлены в каких-то необычных усло­виях, в числе которых могут быть: необычное психофизиологическое состояние автора в момент составления текстов, соавторство, дейст­венное участие со стороны другого лица и др.

2. Автором четырех текстов анонимных писем, описанных в п. 1 настоящих выводов, является, вероятно, Миронов Олег Викторо­вич. Решить данный вопрос в категорической форме не удалось по причинам, указанным в п. III исследовательской части настоящего заключения.

3. По причинам, изложенным в п. IV исследовательской части на­стоящего заключения, сообщаю о невозможности дачи заключения по вопросу о групповой принадлежности (облике) автора четырех ано­нимных писем, описанных в п. 1 настоящих выводов.

Эксперт Короткова Л.Г. Образование высшее филологическое, стаж работы по специальности три года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.