КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Справочные сведения. Признаки и возможности криминалистического
Исследования Признаки и возможности криминалистического Письменная речь, ее свойства, идентификационные План занятий Уяснение сути письменной речи, ее свойств, признаков и возможностей криминалистического исследования. Решение контрольных вопросов и задач. Ознакомление с порядком назначения, подготовкой, проведением и методикой автороведческой экспертизы, с оценкой ее заключений. Контрольные вопросы 1. Что такое письменная речь? 2. Каковы языковые средства письменной речи? 3. Чем обусловлена индивидуальность письменной речи? 4. Какие признаки письменной речи используются для идентификации автора? 5. Какие диагностические задачи могут быть решены при исследовании письменной речи? - Письменная речь в разнообразных сферах деятельности человека выполняет функцию закрепления и передачи различной информации. Посредством письменной речи выражается определенное содержание мыслей но поводу отдельных фактов, событий, явлений, идей. Развитие речи и письма происходит по одним и тем же биологическим законам возникновения временных связей в коре головного мозга, образующихся в результате систематической тренировки. Устная (звуковая) речь, теснейшим образом связанная с мышлением, формируется раньше, чем письменно-двигательные навыки. На базе усвоенной речи развивается письменная речь, под которой в современной пауке понимается совокупность явлений, связанных с письменным обменом информацией посредством языка. Таким образом, основу письменной речи составляет комплекс интеллектуальных и языковых навыков, которые образуют у каждого индивидуума устойчивую индивидуальную совокупность признаков, присущую только данной личности.
Тема 9. Криминалистическое исследование документов Условия речевого общения играют существенную роль в формировании устной и письменной речи. Большое значение при этом имеет направленность па определенную форму общения (устную или письменную). В основе направленности лежит особая система временных нервных связей, сложившихся в практике общения - - своеобразный динамический стереотип. Если направленность па письменную речь выражена недостаточно, то она близка к устной речи. Чем прочнее сложившаяся динамическая система условиорефлекторных связей, ориентированная па письменную речь, тем с большей легкостью она осуществляется. Письменная речь при одинаковой степени сформированное™ навыков речевого общения труднее устной, так как в пей мысли излагаются более связно, конкретно, строго и лаконично, хотя и она зависит от типологических свойств высшей нервной деятельности автора. Как самостоятельный объект криминалистического исследования, письменная речь изучается при исследовании документов с целью установления их авторства. Этот вид исследования носит название криминалистического автороведения и осуществляется в форме су-дебно-автороведческой экспертизы. Идентификационными признаками письменной речи являются грамматические, лексические и стилистические особенности письменно-речевых (интеллектуальных и языковых) навыков, которые у каждого индивидуума в той или иной степени соответствуют нормам литературного языка, могут иметь устойчивые отклонения от нормы либо вообще отсутствовать в определенных нормах1. Грамматические признаки представляют собой особенности соблюдения или нарушения нормированного строя языка, т.е. его орфографии, синтаксиса и пунктуации. Лексические признаки включают совокупность языковых средств и особенности их использования для выражения мыслей в письменной речи.
Этими средствами являются: а) лексика — словарный запас; совокупность слов, наиболее активно употребляемых автором. Ее особенностями могут быть архаизмы — устаревшие, вышедшие из употребления в современном языке слова; неологизмы — новые словообразования; профессионализмы — свойственные определенной профессии словообразования; жаргонизмы -слова из лексикона определенных социальных групп населения; диалектизмы — употребляемые в некоторых местностях слова, отличающиеся от их литературного аналога. 1 Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. М. 1999. С. 296-297. 16-4068 Раздел II. Криминалистическая техника б) фразеология — устойчивые словосочетания, выражающие нечто единое но смыслу; в) изобразительно-выразительные средства — специальные выражения, стилистические и речевые приемы, усиливающие эмоциональное воздействие письменной речи (метафора, гипербола, аллегория, сравнение и т.н.). Стилистические признаки — характерная манера изложения мысли с использованием определенных особенностей построения предложений и текста в целом, отбора лексики, употребления изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с функциональным назначением речи в той или иной сфере человеческой деятельности. Различают по функциональности стили: разговорный (функция общения), научный, официально-деловой (функция сообщения), литературно-художественный, публицистический (функция воздействия)1. Следует иметь в виду, что названные функции языка часто переплетаются, поэтому, например, в публицистическом стиле к функции воздействия примешивается коммуникативно-информационная, т.е. функция сообщения. Границы между речевыми стилями не являются абсолютными, поскольку часть признаков, характеризующих языковой стиль, по-своему повторяются в других языковых стилях. Помимо большинства общих языковых средств, даже самые специфические для какого-либо стиля языковые средства могут употребляться в иных стилях. Однако, возникнув па экстралипгвистической основе, будучи тесно связанными с содержанием, целями и задачами высказывания, стили различаются между собой внутриязыковыми признаками — принципами отбора, сочетания и организации средств из общенационального языка.
Так, научный стиль, характерный для жанра статьи, монографии, доклада, учебника и т.п., отличается логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания. Официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью. Ему свойственно наличие многочисленных речевых стандартов-клише. Это стиль деловых документов: Рожюпалъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М, 1974. С. 21. Тема 9. Криминалистическое исследование документов международных и иных договоров, государственных актов, законов, постановлений, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.п. Общими чертами официально-делового стиля разнообразных по содержанию документов являются следующие: 1) сжатость, компактность изложения; 2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность определенной формы, употребление присущих ей клише; 3) широкое использование терминологии, номенклатурных наименований, включение в текст сокращенных слов, аббревиатур; 4) частое употребление отглагольных существительных с предлогами типа «на основании», «в отношении», «в соответствии с...», «в силу», «за счет» и т.п., сложных союзов («вследствие того, что», «ввиду того, что», «в связи с тем, что» и др.); 5) повествовательный характер изложения; 6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования; 7) тенденция к употреблению сложных предложений; 8) слабая индивидуализация стиля и отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств. Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати, политических выступлениях и т.д. Его наиболее общими чертами являются следующие: 1) экономия языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности;
2) доходчивость употребляемых языковых средств; 3) наличие общественно-политической лексики и фразеологии, пе-реосмысливапие лексики других стилей для целей публицистики; 4) использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише; 5) жанровое разнообразие использования языковых средств: многогранности слова, авторские неологизмы, эмоционально-экспрессивная лексика; 6) совмещение публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного); 7) использование изобразительно-выразительных средств (риторические вопросы, восклицания, параллелизм построения, повторы и т.д.). Литературно-художественный стиль занимает несколько особое место среди других функциональных стилей в силу специфичности языка художественной литературы, его стилистической «пезамкиуто-16- Раздел II. Криминалистическая техника сти», неограниченности используемых речевых средств и многообразия литературных жанров. Особенность языка художественной литературы составляют: 1) единство коммуникативной и эстетической функций; 2) мпогостилыюсть; 3) широкое использование изобразительно-выразительных средств; 4) творческая индивидуальность автора. Указанные черты, за исключением эстетической, в большей или меньшей степени встречаются и в других стилях, поэтому литературный язык — это не только язык художественной литературы, по и язык науки, периодической печати, язык государственных учреждений, школы и т.д. Идентификационные признаки письменной речи делятся па общие и частные. Общие признаки характеризуют письменную речь в целом. По степени владения ею автором текста она может быть высокой (высокий уровень владения орфографическими, синтаксическими, лексическими, фразеологическими и стилистическими навыками письма), средней (менее высокая степень владения названными выше навыками) и низкой (слабая грамотность, бедный словарный запас, слабое владение навыками письменного изложения мыслей и т.п.). При разработке системы классификации признаков письменной речи использовались качественные и количественные критерии их выделения и корреляционная зависимость. Критерием отнесения признаков к той или иной степени владения навыком письма па качественном уровне служит соответствие их литературным нормам («правильно — неправильно», «лучше — хуже»), на количественном (кроме стилистических) — объективные результаты статистического анализа. Частные признаки письменной речи характеризуют индивидуальные стороны ее, проявляющиеся в определенных нарушениях правильности речи, грамматических ошибках, в устойчивых соотношениях языковых средств, используемых индивидом в типичных ситуациях письменного общения. Признаки письменной речи, отобразившиеся в анонимном тексте, устанавливаются экспертом с помощью специальных знаний путем исследования структурных особенностей текста документа. Методические указания Судебпо-автороведческая экспертиза представляет собой комплексное, определяемое характером решаемых задач использование ме- Тема 9. Криминалистическое исследование документов тодов криминалистического исследования письменной речи. К числу таких методов относятся: лингвистические, в том числе диалектологические, стилистические методы (качественный и количественный анализ языковых и стилистических особенностей текстов); психолингвистические (анализ языковых структур текстов с целью установления свойств речевого аппарата автора документа, а также его социально-биографических и психологических характеристик); логико-психологические (анализ логической структуры текстов с целью установления свойств дискурсивного мышления автора документа); психологические (анализ смысловых структур текстов с целью установления свойств интеллектуальных навыков в плане выяснения социально-биографических и психологических характеристик автора). В рамках учебной программы по криминалистике предусмотрено лишь самое общее знакомство с методикой автороведческой экспертизы, позволяющее осуществить первичный криминалистический анализ анонимного текста, правильно сформулировать вопросы эксперту и собрать необходимый для проведения экспертизы материал. В приведенных ниже задачах необходимо выработать и закрепить основные навыки криминалистического анализа письменной речи: 1) ознакомление с содержанием исследуемого текста. Само содержание текста признаком письменной речи не является, но в нем может содержаться информация, имеющая значение для установления автора текста без применения специальных знаний, па-пример, о его возрасте, национальности, образовании, профессии, поступках, чертах характера и т.п., и о лицах, с которыми он взаимодействовал (прямо или косвенно). Все это может быть использовано следователем для установления круга лиц, которым известны эти сведения, для обнаружения других доказательств, для исключения следственных версий, для решения вопроса о целесообразности назначения судебно-автороведческой экспертизы и подготовки необходимых материалов. Ознакомление с содержанием текста предполагает уяснение темы, идеи; выделение фактического материала и его источников; нахождение в самом тексте сведений об авторе; 2) отнесение исследуемого текста к определенному функциональному стилю; 3) непосредственный анализ признаков письменной речи: Раздел П. Криминалистическая техника грамматических — особенностей применения правил орфографии, синтаксиса, пунктуации; лексических — особенностей использования языковых средств в письменной речи; стилистических — особенностей манеры изложения мыслей. Задания 1. В нижеприведенных словах укажите их лексические особенности (неологизмы, архаизмы, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы): барышня, офис, кукла, стукач, шибко, спекуляция, намедни, отписать (наследство), модуль, «подснежник», фломастер, кочет, «зелень», рецидивист, баксы, шеф, гляделки, окромя, извозчик, выспренно, вкупе. 2. Укажите, в каком значении употребляются данные словосочетания, к каким языковым средствам относятся: «сыграть в ящик», «отдать концы», «дать дуба», «приказать долго жить»; «благим матом», «в поте лица», «мозолить глаза», «бить баклуши», «съесть собаку», «кануть в Лету», «лебединая песня». 3. Определите стиль изложения в нижеследующих текстах. Какие языковые средства использованы в каждом случае? Какими особенностями письменной речи отличается каждый текст? (а) «Считайте серенаду законченной. Утихли балалайки, гусли и позолоченные арфы. Я пришел к вам как юридическое лицо к юридическому лицу. Вот нанка весом в три-четыре кило. Она продается и стоит миллион, тот самый миллион, который вы из жадности не хотите мне подарить. Купите! Цена невысокая. За кило замечательных сведений из области коммерции беру всего по триста тысяч... Папка продается за миллион. Если вы ее не купите, я сейчас же отнесу ее в другое место. Там мне за нее ничего не дадут, ни копейки. Но вы погибнете...». (б) «Серый пора кончать пузатого. Пришей его, а сам мотай к Люське сиди смирно и не высовывайся пока ни позову». (в) «По фактуре № 65324, зарегистрированной в весовой ведомости конторы № 8919 от 15.05.02, списано 300 кг отходов. В фактуре имеется запись, свидетельствующая, что вывоз отходов произведен шофером К. на автомашине МАЗ 10-47. Однако из записи в путевом листе от 15.02.02 № 116674 и товарно-транспортных накладных усматривается, что К. не мог вывозить отходы, так как в это время перевозил другие грузы». (г) «В основу метода определения возраста штрихов положено установление выцветания (старения) одного из красителей насты (фиолетового) в то время, как второй краситель (голубой) нрактиче- Тема 9. Криминалистическое исследование документов ски не выцветает и используется в качестве внедренного стандарта. Исходная относительная концентрация красителей оценивается по спектральному поглощению экстракта штрихов». (д) «Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из пего с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несешь в своем сердце! Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны. Бессмертная слава погибшим за родину! Бессмертную славу завоевывают себе живущие». 4. На основании криминалистического анализа текстов двух писем, подготовленных к отправке и обнаруженных на месте происшествия в тетради, охарактеризуйте возможного автора этих писем, используя полученные сведения (половая принадлежность, национальность, возраст, образование, принадлежность к определенной социальной группе, место работы и жительства, привычки, наклонности и т.п.). Текст № 1. «Привет из Нижнего. Здравствуйте тетя Дуся и дядя Федя. С приветом к вам Володя. Доехали хорошо здоровье наше хорошее такого и вам желаю. Перевели па другую работу на галовки перпендикулярного поворота. Мама себя чувствует пака нормально. Коля пака в водный институт не поступил. Поступает в политехнический институт на вечерний институт. Тетя Дуся вы уже меня извеиите за такое короткое письмо патамужто длинные письма я не умею писать досвидаиия». Текст № 2. «Здравствуй дорогая Таня. С огромным приветом к тебе Володя. Доехали хорошо. Здоровье мое хорошее чево и тебе желаю. Немного напишу о сибе. Таня ты уж меня извени за такое кароткое письмо кароче говоря приезжай к нам. Таня я без тебя не могу жить. Но если даже не придешь ка мне па проводы то я на тебя обижусь капитально. Твой Володя». Назначение, проведение и оценка криминалистической автороведческой экспертизы 1. Какие материалы необходимы для назначения автороведческой экспертизы? 2. Каким требованиям должны отвечать образцы письменной речи? 3. Решение каких задач относится к компетенции автороведческой экспертизы? 4. Из каких этапов (стадий) складывается экспертиза письменной речи? Раздел II. Криминалистическая техника 5. В чем состоит задача стадии сравнительного исследования в ав-тороведческой экспертизе? 6. Как оцениваются устанавливаемые совпадения и различия речевых навыков проверяемых лиц? 7. В чем состоит оценка заключения эксперта судебио-авторовед-ческой экспертизы? Задание Изучите приведенное ниже заключение автороведческой экспертизы и сделайте свои выводы: 1) о полноте представленных для сравнительного исследования образцов письменной речи; 2) о полноте и правильности проведенного исследования; 3) убедительны ли указанные экспертом совпадения признаков; 4) достаточно ли обоснованны выводы эксперта; 5) нет ли оснований для назначения повторной экспертизы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ 29 января в лабораторию судебной экспертизы Минюста России из следственного отдела УВД Н-ской области при постановлении следователя Пахомова от 23 января для производства судебпо-автороведче-ской экспертизы поступили четыре анонимных письма, начинающихся и заканчивающихся словами: «Уважаемая дирекция. Посоветовавшись мы решили...» и «Желательно, чтобы деньги были в крупных куиюрах».(1) «Уважаемая дирекция. Вчера педав ответа...» и «Постарайтесь, чтобы деньги были в крупных купюрах».(2) «Уважаемая дирекция. Просим извинить пас за наглость...» и «...произойдет несчастный случай (взрыв)!!!»(3) «Вы решили испытать наше терпение...» и «Но будем надеяться на благоразумие».(4) На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: 1. Не является ли Миронов Олег Викторович автором текстов анонимных писем, перечисленных в вводной части настоящего заключения? 2. Если нет, то какова групповая принадлежность (облик) автора писем? В качестве сравнительного материала представлены свободные образцы письменной речи Миронова О.В. в виде сочинений по литературе па 10 листах, экспериментальные образцы в виде сочинений на заданную тему на двух листах. Тема 9. Криминалистическое исследование документов Исследование Исследованию подлежат тексты четырех анонимных писем, описанные в вводной части настоящего заключения. Исследуемые тексты составлены преимущественно в рамках разговорно-бытового стиля речи. В текстах исследуемых документов (па уровне правильности речи) отразились высокая степень развития синтаксических, лексико-фразеологических и стилистических навыков и средняя степень развития пунктуационных и орфографических навыков их авторов. При этом тексты характеризуются: па логико-смысловом уровне — последовательностью, четкостью, подробностью изложения, логически оправданным разбиением текстов па абзацы, в текстах всех исследуемых писем содержатся предложения или словосочетания, носящие уточпительный, добавочный оттенок по отношению к высказанной выше мысли; на лексика-фразеологическом уровне — разнообразием используемых логических средств, наряду с использованием нейтральной общеупотребительной разговорно-бытовой лексики в текстах отмечается наличие просторечных слов («в случае стукачества» — № 1, «сделать куклу» — № 4, «дипломат» (т.е. особый вид портфеля) — № 4; на синтаксическом уровне — соответствием синтаксических конструкций нормам русского языка, частым употреблением вводных словосочетаний, наличием предложений, носящих пояснительный характер и оформленных аунктуациошга скобками, наличием с дистантным размещением обязательств, употреблением одиночных деепричастий и деепричастных оборотов. В текстах исследуемых документов отмечены пунктуационные и орфографические ошибки: наиболее распространенной из орфографических ошибок является неправильное правописание безударных гласных, например: «неиридвидениых», «обиспичение», «благаразу-мие» и др. (№ 1); «обиспичеиию», «благаразумие», «воскрисспие» и др. (№ 2); «упровлением», «подай™», «бензокалоике» и др. (№ 3). Наряду с этим отмечены орфографические ошибки, связанные с нарушением правил правописания: частицы «не» с глаголами и деепричастиями, окончания глаголов, составных предлогов, суффиксов прилагательных. В текстах исследуемых документов отмечены следующие признаки: пропуски букв в середине слова, например, «отвом» (вм. ответом), «заврашпем» (вм. завтрашнем), «пачалыпо» (вм. начальную) (№ 2); пропуск последней буквы слова, например, «отве» (вм. ответ) (№ 2); отсутствие интервалов между словами, например, «втом» (№ 1), «от-ветиа», «сделатто» (№ 2), «этоже», «патотслучай» (№ 3), «кожином-
Раздел II. Криминалистическая техника дипломате», «этотже» (№ 4); наличие лишних запятых, разделяющих предложения па словосочетания; наличие дописок и исправлений рр-фографических ошибок, в частности, знака кавычек в слове «органы» (Mb 3), в слове «дипломат» (№ 4) и др; замена знаков препинания (запятых — на точки или тире) в синтаксических конструкциях, где эта замена является пунктуационной ошибкой; наличие предложений, носящих характер смысловых дописок, т.е. употребленных нелогично. Перечисленные выше признаки свидетельствуют о составлении текстов исследуемых документов в каких-то необычных условиях, в числе которых могут быть необычное психофизиологическое состояние автора, соавторство, действенная помощь другого лица и др. Решить данный вопрос в категорической форме не удалось из-за недостаточной разработанности соответствующей методики. При сравнении исследуемых текстов между собой были установлены совпадения всех вышеперечисленных общих, а также следующих частных признаков письменной речи, описанных в табл. 9.3. Таблица 9.3
Тема 9. Криминалистическое исследование документов Окончание табл. 9.3
При оценке результатов сравнительного исследования установлено, что перечисленные совпадающие признаки устойчивы, существенны и образуют индивидуальную совокупность, достаточную для вывода о том, что автором исследуемых текстов является одно лицо. При сравнении исследуемых текстов с образцами письменной речи Миронова О.В. установлены совпадения степеней развития лексико-фразеологических и синтаксических навыков, а также следующих частных признаков, описанных в табл. 9.4. Раздел II. Криминалистическая техника Тема 9. Криминалистическое исследование документов Таблица 9.4
Наряду с указанными совпадениями были отмечены различия уровня степеней развития пунктуационных и орфографических и орфографических навыков: в текстах исследуемых документов — средние, в образцах письменной речи Миронова О.В. — низкие. При оценке результатов сравнительного исследования установлено, что перечисленные совпадающие признаки устойчивы, существенны и по своему объему составляют совокупность, лишь близкую к индивидуальной и достаточную для вывода о том, что автором исследуемых текстов является, вероятно, Миронов Олег Викторович. Решить данный вопрос в категорической форме не удалось в связи с малым объемом сравнительного материала. Отмеченные различия объясняются составлением и выполнением текстов исследуемых документов в необычных условиях (не исключая соавторства или участия другого лица) и па сделанный вывод не влияют. Учитывая, что тексты исследуемых документов составлены в каких-то необычных условиях и в связи с отсутствием соответствующих методик, сообщаю о невозможности дачи заключения но вопросу о групповой принадлежности (облике) автора представленных на исследование писем. Выводы 1. Тексты четырех анонимных писем, начинающихся и заканчивающихся соответственно словами: «Уважаемая дирекция. Посоветовавшись мы решили...» и «...Желательно, чтобы деньги были в крупных купюрах» (№ 1); «Уважаемая дирекция. Вчера не дав ответа...» и «Постарайтесь, чтобы деньги были в крупных купюрах» (№ 2); «Уважаемая дирекция. Просим извинить нас за наглость...» и «...произойдет несчастный случай (взрыв)!!!» (№ 3); «Вы решили испытать наше терпение...» и «...Но будем иадеятся па ваше благоразумие» (№ 4) — составлены в каких-то необычных условиях, в числе которых могут быть: необычное психофизиологическое состояние автора в момент составления текстов, соавторство, действенное участие со стороны другого лица и др. 2. Автором четырех текстов анонимных писем, описанных в п. 1 настоящих выводов, является, вероятно, Миронов Олег Викторович. Решить данный вопрос в категорической форме не удалось по причинам, указанным в п. III исследовательской части настоящего заключения. 3. По причинам, изложенным в п. IV исследовательской части настоящего заключения, сообщаю о невозможности дачи заключения по вопросу о групповой принадлежности (облике) автора четырех анонимных писем, описанных в п. 1 настоящих выводов. Эксперт Короткова Л.Г. Образование высшее филологическое, стаж работы по специальности три года.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |