Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 30. Речевая деятельность. Функции речи, ее структурные единицы. Мозговая организация (основные нейропсихологические факторы)




Речь – это специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка (сложная ПФ, подразделяется на разные виды и формы). В этом процессе участвует субъект, формулирующий речевое высказывание и субъект, воспринимающий его. Речь является продуктом длительного культурно – исторического развития (формируясь у ребенка, проходит много этапов, превращаясь в систему средств общения и опосредования различных псих. проц-сов).

Речь является также и орудием мышления и средством регуляции (организации) собственных психических процессов. Посредством слова и предложения (синтагмы, сочетания слов) в речи осуществляется анализ и обобщение поступающей информации – с одной стороны и формулируются суждения – с другой (поэтому речь и становится механизмом интеллектуальной деятельности, позволяющим выполнять операции отвлечения и обобщения и создающим основу категориального мышления).

В речи (с точки зрения лингвистики) могут быть выделены следующие единицы:

1) Фонемы (смыслоразличительные звуки речи). Играют решающую роль в различении смысла, различны в разных языках.

В русском языке фонемами являются:

- все гласные звуки и их ударность (смена гласной или ударности приводит к смене смысла слова); в немецком – могут быть важны (для понимания смысла) и длительность гласного звука; во вьетнамском – высота тона звука.

- согласные звуки (противопоставляются как глухой-звонкий: палка/балка, мягкий-твердый: пыл/пыль); также при разном фонематическом признаке (мягкость, звонкость и т.п.) смысл слова меняется.

- дизъюнктивные фонемы (все остальные согласные русского алфавита, различающиеся по нескольким фонемат.признакам)

Умение различать звуковые признаки – фонематический (речевой) слух. Формируется раньше всех форм речевой деятельности, является основой всей речевой системы (ранняя потеря слуха у детей ведет к недоразвитию речи).

2) Лексемы (слова или фразеологические словосочетания, обозначающие отдельные предметы или явления). Слово – основная единица исполнительной стороны речи.

3) Семантические единицы (обобщения в виде системы слов, обозначающие понятия). Включение обозначаемого представления в некоторую систему связей по морфологическим или семантическим признакам, т.е. превращение образов и понятий в их словесные обозначения.

4) Предложения (обозначающие определенную мысль сочетания слов)

5) Высказывания (законченные сообщения). Может иметь большую или меньшую сложность, превращаться в развернутую, связную (повествовательную) речь. Предполагает переход от мысли к речи, а не просто процесс категориального обобщения, стоящего за отдельным словом. Таким образом, это как бы кодирование исходного замысла в развернутую систему предложений на основе объективных синтаксических кодов языка (также, большую роль тут играет внутренняя речь).

Лингвистически анализ применим как к импрессивной, так и к экспрессивной речи.

Можно выделить:

· Экспрессивную речь (высказывание с помощью языка: замысел (программа высказывания)®внутренняя речь®развернутое внешнее речевое высказывание (устное или письменное))

· Импрессивную речь (понимание речевого высказывания: восприятие слухового или зрительного речевого сообщения®декодирование сообщения (т.е. выделение информативных моментов)®формирование общей смысловой схемы сообщения во внутренней речи, его соотнесение со смысловыми семантическими структурами, включение в определенный смысловой контекст (т.е. понимание!)).

Внутренняя речь имеет иное психологическое строение.

Характеризуется:

· большей свернутостью,

· предикативностью

· недоступностью для прямого наблюдения

Итак, можно выделить 4 формы речевой деятельности:

1. Порождение устной речи 2. Порождение письменной речи Экспрессивная речь
   
3. Понимание устной речи 4. Понимание письменной речи (чтение) Импрессивная речь

Устная речь может быть (это разные, самостоятельные речевые ф-ции):

· Активной (монолог или диалог)

· Повторной

· Также можно выделить называние (объектов, действий и т.п.)

Письменная речь может быть (это будут тоже разные речевые функции, имеющие разное психол. строение):

· Самостоятельной

· Под диктовку

Таким образом, речевая система – совокупность речевых функция, объединенных в одно целое. Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую функциональную систему (вернее — суперсистему), обладающую многими характеристиками, отличающими ее от других функциональных систем. Сложность состоит в том, что каждая из 4х подсистем, входящих в нее, имеет определенную автономность и сроки формирования в онтогенезе.

Как известно, основные закономерности понимания устной речи и устного речевого высказывания формируются уже на самых ранних этапах онтогенеза (до двух-трех лет), в то время как формирование других форм речевой деятельности — чтения и письма, связанных с овладением грамотой, — происходит существенно позже и строится по иным психологическим законам. Эти различия в генезе и психологической структуре разных форм речевой деятельности находят свое отражение и в их мозговой организации. Однако наличие общих закономерностей объединяет все четыре формы речевой деятельности в единую систему — об этом свидетельствуют как данные общей психологии речи, так и клинические наблюдения, показывающие, что при локальных поражениях мозга (преимущественно левого полушария у правшей) нарушения распространяются на все формы речевой деятельности, т. е. возникает системный дефект с преобладанием нарушения того или иного аспекта речи (т. е. того или иного нейропсихологического фактора, на котором основана речевая система).

Речь включает много афферентных и эфферентных механизмов. В речи принимают участие все анализаторы, каждый из них вносит свой вклад, поэтому мозговая организация речи – очень сложна, а нарушения речи — многообразны и различны по характеру в зависимости от того, какое из звеньев речевой системы пострадало в результате мозгового поражения.

Афазии - большой класс речевых расстройств.Под ними в соврем. нейропсих. понимают нарушения уже сформировавшейся речи, возникающие при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» ~ по выражению А. Р. Лурия) левого полушария (у правшей) и представляющие собой системные расстройства различных форм речевой деятельности.Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха.

Зоны коры левого полушария (у правшей), поражение которых приводит к той или иной форме афазии, называются «речевыми зонами». К ним относятся средние отделы конвекситальной поверхности коры левого полушария мозга у правшей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.