Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа и функции научной теории




СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Как мы выяснили, познание представляет собой процесс получения но­вой информации о мире, а знанияэто его результат. Из одного пункта научный поезд отправился, а в другой пришел; еще можно сказать так: каков процесс, таков и результат. Если не постарались в ходе познава­тельного процесса, то нечего надеяться на хороший результат. А процесс, как мы помним, включает и логику, и интуицию, и озарения, и заблужде­ния. Потому можно предположить, что и результат таких действий будет далеко не однородным.

Действительно, система научного знания крайне гетерогенна, т.е. в ней можно обнаружить самые разные формы знания: эмпирические факты, законы и закономерности, статистические тенденции, принципы, гипо­тезы, формализованные и неформализованные теории, квази- и псев­дотеории и т.д.

Центральным элементом в системе теоретического знания, занимающе­го три верхних этажа в иерархии, выступает не научная картина мира, а на­учная теория, которая разделяется на общую теорию и частную. Прежде чем рассматривать особенности социологической теории, проанализируем сущ­ность научной теории как таковой.

Буквально теория означает «зрелище», «взгляд» — заранее и хорошо про­думанная инсценировка событий, определенный взгляд на вещи. Теория отражает реальность избирательно и под определенным углом зрения. Она отсекает второстепенное и оставляет главное. Второстепенных деталей, по­падающих в поле нашего зрения, так много, что они создают хаос. Отсорти­ровать главное и организовать их в непротиворечивое целое призвана науч­ная теория, поэтому ее можно воспринимать как своеобразный интеллекту­альный фильтр, но фильтр очень сложно организованный, поскольку над его созданием трудятся порой несколько поколений ученых, десятки научных коллективов. В частности, примеры научной теории в физике — это теория элементарных частиц и квантовая теория.

Слова «зрелище», «взгляд», составляющие этимологию теории, очень уместны: на основе одной и той же совокупности фактов в науке может быть создано несколько теорий, и все они по-разному оценивают эти факты, и каждая по-своему оказывается права, приводя в доказательство собственную систему аргументов. Точно так же одни и те же факты разные люди воспри­нимают по-разному. Неизвестно, от чего зависит подобный плюрализм — от особенностей человеческой психики, специфики познания или онтологичес­кого устройства реального мира, — но факт остается фактом: несколько тео­рий, иногда с противоположных позиций, могут объяснять один и тот же

факт. Причем подобное наблюдается не только в социологии, которую предста­вители других дисциплин считают не­зрелой наукой, еще весьма далекой от идеалов строгой науки, но и в почтен­ ной физике, а также в экономике или психологии. В методологической литературе вы найдете не одно, а множество опре­делений научной теории: совокупность логически связанных между собой аб­страктных понятий, которые переводятся в переменные, наделяемые эмпи­рическими признаками, а также в совокупность гипотез, которые подверга­ются эмпирической проверке; иерархически организованная система предложений и гипотез, находящихся в отношениях выводимости1; совокуп­ность утверждений о реальном мире, которые описывают связь переменных. Выводы, представляющие логически истинные дедукции, называются про­позициями2; «знание особого рода — знание всеобщее (универсальное) и не­обходимое (содержательно аподиктическое)»3. В свое время ВТ. Афанасьев отмечал:

«В самом общем смысле научная теория является системой знаний, по­зволяющих объяснить возникновение и функционирование, а также предсказать развитие предметов и явлений действительности, причем эти предметы могут быть материальными или идеальными. Представ­ляющая теорию система логических форм (понятий и категорий, суж­дений и умозаключений, принципов и законов) поддается эксперимен­тальной, практической проверке или логической верификации... Стерж­нем, направляющей программой теории является идея... Первым и самым общим определением идеи является основной принцип, осталь­ные же принципы теории конкретизируют идею и находят выражение в законах, понятиях, категориях, которые, в свою очередь, являются конкретизацией принципов. В этом плане теория как система высту­пает в качестве единства совокупности принципов, законов и понятий»4.

Роль теории в развитии научного знания ярко проявляется в том, что фундаментальные теоретические результаты могут быть получены без непо­средственного обращения к эмпирии. Классический пример — построение Эйнштейном общей теории относительности. Частная теория относительно-

1 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебныхзаведений. М., 1995. С. 124.

2 Dubin R. Theory Building. N.Y.: Free Press, 1969. P. 8.

3 Грязнов B.C., Дынин B.C., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М., 1973. С. 3.

4 Афанасьев ВТ. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. С. 77.

сти тоже была создана в результате рассмотрения теоретической проблемы (опыт Майкельсона не имел для Эйнштейна существенного значения).

Научная теория — это система абстракций, при помощи которых раскры­вается субординация существенных и несущественных в определенном от­ношении свойств действительности. В науке обязательно должны содержать­ся различные системы абстракций, которые не только нередуцируемы друг к другу, но и рассекают действительность в разных плоскостях. В истории науки наблюдается тенденция свести все научное знание к единой теории, редуцировать к небольшому числу исходных фундаментальных принципов. В современной методологии науки осознана принципиальная нереализуе­мость такого сведения, поскольку лю­бая научная теория принципиально ограничена в своем интенсивном и экстенсивном развитии.

Хорошая теория — это система, позволяющая предвидеть и целесооб­разным образом организовывать фак­ты. В этом своем качестве она может быть носителем «добавленной сто­имости» к новой информации. Если эта новая информация добавляет сто­имость какому-либо материалу, то хорошая теория имеет громадную коммер­ческую ценность.

Научная теория имеет сложную иерархическую структуру. Абстрактные объекты верхнего слоя образуют относительно автономные области (теоре­тические системы), которые связаны с областями нижестоящих уровней не прямо, а через специальные преобразования. Причем первые в ряде случаев могут иметь так называемое избыточное содержание, т.е. они не проециру­ются целиком и полностью на объективную реальность, хотя правильно ее объясняют. Откуда берется некоторый «остаток»? Понятие — не только иде­ализированная модель действительности, но и сокращенная система прак-

тических действий, которые необходимо осуществить ученому, чтобы в ко­нечном итоге получить такое понятие.

В методологии различают два контекста функционирования теории. Реп­резентативная функция теории заключается в ее способности служить абст­рактной моделью (заместителем) реальных объектов (экстенсиональный контекст), а регулятивная функция теории представляет ее уже как систему теоретических операций (интенсионалов), посредством которых строится абстрактная модель. Поскольку теоретическое знание не просто копирует реальность, а воплощает определенное отношение субъекта к реальности, постольку одной и той же реальности соответствуют два (и больше) теоре­тических образа, каждый из которых выражает не только объективное содер­жание теории, но и соответствующее субъект-объектное отношение. Напри­мер, в квантовой теории один и тот же реальный процесс может описывать­ся посредством двух различных идеализированных схем (волновой и корпускулярной). В них используются разные теоретические средства, ко­торые дают противоположные картины реальности, но тем не менее обе они являются эквивалентными и истинными. Вследствие этого схемы не могут без остатка проецироваться на отражаемый ими процесс, иначе говоря, они обладают частичной семантической объективностью (неполной истиннос­тью), хотя и приводят к одним и тем же статистическим распределениям.

Помимо прочего научная теория выполняет две важнейшие функции — объясняет устройство реального мира и предсказывает будущие события. Объясняются связи абстрактных объектов модели, а предсказываются связи реальных объектов в окружающем мире. Объяснение надо отличать от опи­сания и интерпретации. Объяснение осуществляется с помощью построения причинно-следственных (каузальных) моделей, которые получают теоретичес­кое доказательство и эмпирическое подтверждение. Считается, что в физи­ке с этим проблем нет, но в социологии строгие каузальные модели постро­ить невозможно. Здесь преобладают описательные схемы, а вместо логичес­кого доказательства используется очень похожий на него прием — интерпретация. Интерпретации — это специфический класс обобщений,

встречающихся только в социальных науках. В них нет гипотез, логическо­го выведения одних утверждений из других, аксиом и постулатов, эмпири­ческого подтверждения, зато много философских рассуждений и субъектив­ных оценок. Интерпретации нельзя ясно и недвусмысленно вывести из дан­ных. Они, как, например, интерпретация нацизма, представляют собой выводы, которые невозможно подвергнуть экспериментальной проверке или статистическому анализу. «Интерпретации, как и теории, являются резуль­татом высокоразвитого творческого во­ображения, а не приложением формаль­ных методов исследования, тем не ме­нее существует серьезное расхождение между интерпретациями и теориями. Мы конструируем теории ради объясне­ния причинных законов; мы создаем интерпретации для того, чтобы полу­чить ориентацию в важных областях человеческой жизни, для того чтобы добиться нового и обобщенного пони­мания условий человеческой жизни, как это превосходно демонстрировали Маркс, Дюркгейм и Макс Вебер»5.

Нельзя забывать об одном уникальном свойстве подлинной теории: ока­зывается, она может эффективно выполнять функции метода и при пост­роении других теорий в той же области знания или даже в других областях, определяя нормы исследования, и при проведении экспериментальных ис­следований, определяя их содержание, последовательность и инструмен­тарий. Заметим: строителем научного знания является не метод и не мето­дология, которые, вроде бы, и должны выполнять строительные или архи­тектурные функции, а именно теория — завершенное здание.

Как считают специалисты в области методологии научного знания, на­учная теория не просто строит теоретический образ мира, но и разрабаты­вает программу дальнейших исследований, непосредственно основанных на этих знаниях. При таком функционировании теории ее содержание вос­принимается как содержание метода6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.