Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лондонское социологическое общество 1 страница




Б

Обучение в Школе было фактически бесплатным, все расходы взяли на себя ее устроители, прием — свободный, вне зависимости от вероисповеда­ния, полученного образования, сословной и этнической принадлежности. Общественные знания преподавались на трех факультетах: философском, юридическом и историко-филологическом. Программа обучения строилась с таким расчетом, чтобы помимо обязательных дисциплин студенты в вечер­нее время могли посещать факультативы, на которые выносились самые значимые и одновременно актуальные социальные проблемы. Для прохож­дения полного курса обучения будущему социологу отводилось 3 года, пос­ле чего ему предстояла защита диссертации по избранной проблематике.

Все слушатели распределялись по двум группам: постоянные учащиеся и посетители отдельных лекций. Первых было около 360, вторых — от 400 до 500 человек. За все время существования Школы ее курсы прослушало более двух тысяч человек. Преподавательский со­став насчитывал 50 человек, в это чис­ло входили те, кто вел систематические и дополнительные курсы, а также пре­подаватели языков. Лекции читались в основном на русском языке. Преду­сматривались следующие формы препо­давания: систематическое чтение курсов по общественным наукам; проведение конференций; чтение дополнительных лекций; практические занятия, экскур­сии и т.п.; опросы и диспуты. Программой предусматривались практичес­кие занятия по философии, общественным наукам, юридическим наукам, сравнительному литературоведению, французскому языку и литературе. Опросы и диспуты в первом учебном году были посвящены положению пе­чати в России, а также деятельности направлений и политико-литературных группировок. Кафедры были наделены большой свободой и самостоятель­ностью21. Журнал «Вестник знания» стал регулярно печатать расписание лек­ций Школы, ее устав, статистические отчеты об учащихся и пропагандиро­вать работы ее профессоров.

Хотя базовой дисциплиной являлась социология, в образовательную про­грамму школы входил широкий круг дисциплин: история, археология, гео­графия, этнография, статистика, экономика, мораль, политика, художествен­ное творчество различных видов — от литературы и музыки до живописи и пластики. Они давали «конкретные знания, на которых возвышается еще не достроенное здание социологии». Таким образом, социология понималась как собирательная или, используя терминологию П. Сорокина, интеграль­ная наука об обществе. Не только частные науки трудились, подобно пче­лам, собирающим нектар с разных цветков, над построением общего здания социологии, но и социология приносила неоценимую пользу конкретным на­укам, позволяя по-новому взглянуть, скажем, на взаимосвязь искусства и

21 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 34.

общества, права и общества и т.д. Кстати сказать, и сама социология пода­валась тогда несколько иначе, чем сегодня, — не как засушенное сборище уз­коспециальных сведений и теорий, нагромождение имен и эмпирических данных, а прежде всего как широкий гуманитарный взгляд на реальность. В основе лежал исторический взгляд на любые социальные процессы.

ЛекцииЛ.И. Мечникова, М.М. Ковалевского, Ю.С. Гамбарова, А.И. Чуп-рова, Н.И. Кареева, П.Н. Милюкова, В.И. Ленина, ВТ. Плеханова, П. Ст­руве, В. Чернова, принадлежавших к самым разным, можно сказать — про­тивоположным, политическим лагерям (кадеты, эсеры, народники, маркси­сты), пользовались огромной популярностью не только у слушателей Школы, но также у русской молодежи, приехавшей прослушать курс в медицинской школе или на юридическом факультете Сорбонны. Хотя М. Ковалевский старался держать подчеркнутый нейтралитет, присущий академическому учреждению, русские студенты, недовольные самодержавием, вдохнувшие на Западе свежего ветра свободы и почувствовавшие, что такое настоящая жизнь, часто горячились, требовали проведения акций протеста напротив русского посольства в Париже. Ведущие профессора Школы, умело гасив­шие политический активизм молодежи, подчеркивали, что движение к бур­жуазным свободам и капиталистическому обновлению родины возможно на пути постепенных реформ, а не политических революций. А такой путь, помимо прочего, предполагает нравственное обновление личности. Поэто­му в программу по разделу «Этические идеи нашего времени» включались лекции о теории нравственности Ренувье, Спенсера, Прудона, Маркса, Тол­стого, Ницше и других мыслителей.

В обширном перечне дисциплин, лекции по которым читались в 1901/02 учебном году, значились «Курс обшей социологии» Е.В. де Роберти, «Соци­ология в России», «Роль личности в истории» Н.И. Кареева и «История со­циальных классов в России» М.М. Ковалевского. Среди систематических курсов — «Философия и методология естественных и общественных наук», «Всеобщая история и описательная социология», антропология и этнография, история религий, эволюция экономических фактов и доктрин, история по­литических теорий и учреждений, история права, социальная криминология, эволюция метафизических и моральных идей, история литературы и изящ­ных искусств. Главные систематические курсы были посвящены философ­ским и методологическим основам естественных и общественных наук (Е. де Роберти), истории социологии (Н. Кареев, М. Ковалевский), междис­циплинарным отношениям социологии и других наук (Г. Тард). Одновремен­но читалось большое количество небольших спецкурсов и отдельных лекций по истории хозяйства, семьи, права, искусства, морали и религии с социо­логической точки зрения (В. Чернов, Н. Кареев, П. Милюков, А. Исаев, М. Туган-Барановский, П. Струве и др.). Практические занятия были посвя­щены следующим темам: 1. Земство и история самоуправления в России; 2. Экономический и технический прогресс; 3. Рабочий класс и крестьянство. В качестве дополнительных предметов предлагались лекции по более узким темам: самоуправление в России, эволюция романа во Франции, феминизм в Европе, Иван Грозный и др.22

22 См.: Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993; Голосенко И.А., Коз­ловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М., 1995.

«Открытие школы стало крупным событием в жизни России. Его горя­чо приветствовали пресса, учащие и учащиеся. В первые же дни и не­дели было получено множество поздравлений от представителей обще­ственности России. Столичная и провинциальная печать прочили пер­вой в истории русской школе общественных знаний успех и блестящее будущее. Со всех концов страны в Париж шли запросы о программе, задачах школы, условиях приема. В Париж прибывали учителя. Всех привлекали условия приема в школу: принимали всех подавших про­шение, не требуя никаких документов об образовании, обучение в шко­ле было бесплатным. Велика была популярность школы на родине. О ней рассказывали легенды. Говорили об одном вятском учителе, ко­торый пришел в Париж пешком; или о трех учительницах из Влади­востока, которым для того, чтобы прибыть в Париж, пришлось совер­шить кругосветное путешествие. Живой отклик и полное понимание нашло открытие школы в самой Франции. Для поддержки этого начи­нания здесь был создан специальный комитет, в состав которого вош­ли многие влиятельные лица, в том числе и такие известные ученые, как Эспинас, Э. Реклю, Т. Рибо, Г. Тард. Благодаря назначению француз­ских руководителей (директоров) Русской школы она получила легаль­ный статус и могла: применяться к условиям Франции, и, что особен­но важно, получила официальное признание наравне со всеми други­ми вольными учебными учреждениями: она была причислена к ведомству Министерства народного просвещения»23.

Создание первого русского социологического учреждения за рубежами России было обусловлено прежде всего политическими причинами: царское правительство запретило преподавание социологии в стране. Негативно оно относилось и к самой Школе, и было за что. Школа возникла как протест против «гнусного политического классицизма гг. Катковых и Леонтьевых». Ее преподаватели прямо заявляли, что собираются готовить новое, вольно­любивое поколение молодых интеллектуалов, которое придет на смену ста­рой управленческой элите. В ответ Николай II признал деятельность Шко­лы «вредной». Поэтому в конце 1905 г. были предприняты полицейские ак­ции, в результате которых Школа была закрыта, а ее основателям настоятельно рекомендовано вернуться на родину под страхом лишения рус­ского подданства. Противостояние двух сторон — социологов и власти — являлось чрезмерно откровенным. Однако, выгнав ученых за границу, цар­ское правительство не затушило, а разожгло костер: голос социологической России из Франции звучал гораздо громче.

Профессура Школы, быть может, была бы рада основать свое учрежде­ние в России, где и аудитория у нее была шире, и пользу своей отчизне при­несли бы гораздо большую. Однако препятствием служили не только поли­тические факторы, но и материальные — материальное обеспечение было слабо. Система частных пожертвований в России еще не была развита, и Школа существовала главным образом на добровольные взносы слушателей и самих лекторов. От правительства ждать помощи и вовсе не приходилось, будь его воля, оно прикрыло бы «сей источник социалистических идей». Русскую школу в Париже, говорил М. Ковалевский, называют «университе­том в изгнании». Под этому поводу Л. Мечников сказал: «Чтобы воспользо­ваться правом говорить, мне нужно было оставить родину». Поэтому мно-

-■' Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М, 1993. С. 31.

гие русские социологи преподавали в западноевропейских университетах, учились там же, печатались и приобретали ученые степени. Одни уезжали добровольно, других к эмиграции вынуждали. Ссылки, вынужденная эмиг­рация, тюрьма, увольнения, грозные предупреждения и т.п. — вот вехи био­графии А. Щапова, Л. Оболенского, Я. Новикова, П. Лаврова, М. Ковалев­ского, Л. Петражицкого, Л. Мечникова, С. Южакова, Н. Стронина, Е. де Ро-

берти, Б. Кистяковского, П. Сорокина. Большинство из них были людьми дале­ко не радикальных настроений24.

Сравнивая положение социологичес­кого образования в России и в США, помимо всего прочего, следует обратить внимание и на такую особенность. В одно и то же время происходили пря­мо противоположные процессы: из Рос­ сии социологов выгоняли, не предостав­ляя им ни субсидий, ни помещений, ни званий, а в США зазывали ведущих социологов со всех концов света, выделяя для развития социологии финансирование, гранты, помещения, студентов.

Однако беда для русской социологии, возможно, обернулась благом. Рас­положенная в центре Европы Русская школа могла приглашать в качестве преподавателей лучших профессоров мира. Кроме того, социологию, как счи­тал М.М. Ковалевский, лучше всего изучать там, где она возникла, а имен­но во Франции. Студенты не только получали знания из первых рук, а зна­чит, брали все самое качественное, но одновременно и приобщались к евро­пейской культуре, к французским городам и университетам, памятникам и библиотекам. Многие русские обучались в Германии, где большое внимание уделялось не только русской истории и политическому строю России, но можно было получить фундаментальные знания и по социальным наукам. Но Германия по отношению к Франции находилась в совершенно ином концеп­туальном измерении. Здесь преобладало неокантианство.

Выбор М. Ковалевским именно Франции в качестве места расположения первого заграничного университета по социологии остается большой загад­кой. Его аргументы в пользу того, что русскую интеллигенцию надо знако­мить с самыми передовыми ноу-хау или чю Запад лучше знакомить с рус­ской социальной мыслью именно через Францию, не звучат особенно убе­дительными. Германия обладала не менее сильной социологической традицией, здесь проводились весьма перспективные эмпирические иссле­дования, а в области социологической теории немцам вообще не было рав­ных. По всей видимости, причину надо искать в личных пристрастиях и симпатиях М. Ковалевского, которому позитивизм, родиной которого, как известно, являлась Франция, были понятнее и ближе, чем понимающая со­циология М. Вебера, концепции Г. Зиммеля и Ф. Тенниса.

Тем не менее общение русских профессоров и студентов с совершенно разными социологическими традициями — французским позитивизмом и немецким неокантианством — имело несомненную выгоду: оно формировало у них многостронний взгляд на вещи, умение переключаться с одной перс-

24 См.: Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М., 1995. С. 24—28.

пективы на другую, соединять разные подходы и формировать в себе то, что сегодня называют плюрализмом мышления. И это происходило вопреки тому, что в самой Школе господствовал дух позитивизма, сторонником и пропагандистом которого выступал М. Ковалевский. Наряду с этим геогра­фическое расположение Школы позволяло европейской общественности быстрее и полнее знакомиться с достижениями русской социологии.

Ее деятельность, несмотря на кратковременность существования, во мно­гом определила последующие шаги нашей науки в развитии системы препо­давания социологии. В Школе преподавали многие ведущие российские и западные социологи. Она по праву была оценена как первая модель россий­ского социологического факультета. По оценкам специалистов, Школа имела для своего времени самую прогрессивную программу преподавания новой науки, аналога которой не было в мировой науке. Ее историческое значение для дальнейшего развития российской социологии трудно переоценить. Парижская школа социальных наук, как ее еще иногда называли, способство­вала пробуждению интереса к социологической науке в разных кругах рус­ского общества, в том числе и среди рабочих, составивших почти пятую часть первого набора слушателей. Среди ее выпускников многие в будущем стали известными деятелями науки и политики, в том числе директор одного из лучших в мире институтов НОТ (знаменитого ЦИТа), основатель отечествен­ной «социальной инженерии», а позже политкаторжанин (погиб в годы ста­линских репрессий), А.К. Гастев. Парижская школа не только привлекла пристальное внимание к русской науке общественность европейских стран, но и привела позднее к возникновению множества социологических орга­низаций в России23. Так, открытый в 1908 г. частный Психоневрологичес­кий институт, х слову сказать, все теми же М. Ковалевским и Е. де Роберти, также имел позитивистскую ориентацию. В Институт студенты принима­лись, как и в Парижскую школу, вне зависимости от национальной и сослов­ной принадлежности, бедным студентам даже обеспечивали бесплатные зав­траки. Его также отличали демократический характер обучения и академи­ческая атмосфера для профессуры. В научном отношении и руководители нового института, и его профессора продолжали реализацию социологичес­кой программы Парижской школы, которая осталась образцом организации преподавания социологии, как считают И.А. Голосенко и В.В. Козловский.

Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова26

Днем рождения социологического факультета МГУ можно считать 6 июня 1989 г. После длительного перерыва он стал первым социологическим фа­культетом в СССР. Деканом стал и до сих пор им является его организатор и заведующий отделением социологии профессор В.И. Добреньков.

Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Московском уни­верситете были сделаны еще в 1960-е гг. На философском факультете была создана межкафедральная социологическая лаборатория, затем открыта кафед­ра методики конкретных социальных исследований (1968). Лекции но социо-

25 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М, 1995. С. 28. Веб-сайт социологического факультета МГУ: hltp:// www.socio.msu.ru/facultet-main.html

логии читали профессора и доценты Г.М. Андреева (зав. кафедрой), А.П. Куп-риян, Л.А. Петровская, В.И. Добреньков, Д.Ф. Козлов, Б.В. Князев, В.Г. Гре-чихин и др. Ученые кафедры подготовили и издали одно из первых в стране учебных пособий по социологии, организовали чтение лекций по социологии на философском, юридическом факультетах и факультете журналистики. В дальнейшем на базе кафедры и социологической лаборатории было создано отделение прикладной социологии на философском факультете.

Институциализация социологического факультета МГУ включает в себя четыре этапа: социологическая лаборатория — социологическая кафедра — социологическое отделение — социологический факультет. На это потребо­валось почти 30 лет. Первые шаги в становлении социологии в Московском университете были сделаны в 1960 г.: на философском факультете была от­крыта социологическая лаборатория. Руководили ею в разные годы В.И. Ра­зин, Р.И. Косолапое, А.И. Демидова, Ю.В. Арутюнян, В.Я. Нечаев. Научные сотрудники лаборатории обучали сотни студентов и аспирантов методике и технике конкретных социологических исследований. Сотрудники лаборато­рии (А.Ш. Атабеков, А.И. Долгоруков, Л.Г. Квиткина, В.Г. Кондратьев, СИ. Нестерова и др.) ежегодно организовывали социологическую практи­ку студентов, участвовали в руководстве курсовыми и дипломными работа­ми, в подготовке аспирантами канди­датских диссертаций, читали спецкурсы и проводили спецсеминары для студен­тов. Под их руководством были подго­товлены и защищены десятки кандидат­ских диссертаций, сотни дипломных и курсовых работ.

В 1967 г. на философском факульте­те И.М. Слепенков помимо лаборато­рии создал социологическую группу по исследованию проблем сельской моло­дежи. Группа провела 16 социологичес­ких студенческих экспедиций (Московская, Калужская, Калининская, Туль­ская области, Краснодарский и Ставропольский края) и осуществила всесо­юзные исследования сельской молодежи, на базе которых были опубликованы две монографии, несколько брошюр, десятки статей.

Важной вехой в становлении и развитии социологии в МГУ стало откры­тие в 1968 г. кафедры методики конкретных социальных исследований. Пер­вой ее заведующей была профессор Г.М. Андреева. Основным направлени­ем деятельности кафедры являлась специализация студентов по социологии. Лекции на разных этапах ее развития читали профессора и доценты: Г.М. Андреева, В.И. Добреньков, В.Г. Гречихин, Л.А. Петровская, Д.Ф. Коз­лов, А.П. Куприян. Преподаватели читали лекции по социологии не только философам, но и юристам, журналистам. Для них были разработаны специ­альные программы, учитывающие специфику факультетов. Сотрудники ка­федры подготовили и издали одно из первых в стране учебных пособий по социологии. В нем было представлено современное для того времени состо­яние социологической науки.

На кафедре выступали с лекциями ведущие ученые Москвы и других го­родов России. Перспективы дальнейшего развития социологии выдвигали

задачу создания на базе кафедры отделения социологии и социологической лаборатории, и вскоре отделение социологии на философском факультете было открыто. Заведующим отделением был назначен профессор Б.В. Кня­зев. Организация в 1989 г. социологического факультета МГУ создала бла­гоприятные условия для развития социологии, повышения качественного уровня фундаментальной подготовки специалистов-социологов высокого уровня. Первым деканом факультета был избран его организатор профессор В.И. Добреньков. В 2001 г. Ученый Совет факультета единогласно переизб­рал его на третий срок.

Первые шаги в становлении факуль­тета были трудными. В 1989 г., когда факультет только начинал свою деятель­ность, студентов насчитывалось не­сколько десятков, а кафедр специализа­ции было всего две. Практического опы­та организации социологического образования в стране тогда не было. Пре­одолевая материальные, организацион­ные, научно-методические и админист­ ративные трудности, социологический факультет МГУ за короткий срок превра­тился в ведущий центр подготовки социологических кадров в России.

Факультет имеет многоуровневую систему подготовки специалистов по социологии, которая кроме начального образования включает магистрату­ру, аспирантуру, докторантуру. Обучение студентов проводится по двум спе­циальностям: «социология» и «менеджмент в социальной сфере».

Учебный план факультета предусматривает широкую общеобразовательную подготовку будущих специалистов. В течение первых двух лет обучения сту­денты осваивают базовые для всех вузов страны дисциплины (философию, пра­воведение, политологию, историю Отечества, культурологию, экономическую теорию, логику, русский язык и культуру речи, иностранные языки (англий­ский, немецкий, французский, испанский), высшую математику, теорию ве­роятностей, математическую статистику, физкультуру), а также изучают об­щепрофессиональные дисциплины, обязательные для каждого социолога (общую социологию, историю социологии, методику конкретных социологи­ческих исследований, социальную антропологию, этносоциологию, демогра­фию, социальную психологию, социолингвистику, теорию измерений в соци­ологии, анализ данных в социологии и др.). Студенты, изучающие менеджмент организации, в качестве общепрофессиональных дисциплин изучают теорию организаций, основы менеджмента, социально-экономическую географию России и СНГ, маркетинг, бухгалтерский учет, финансы и кредит, налогооб­ложение.

На старших курсах (3—5) осуществляется подготовка на 11 кафедрах фа­культета по одному из направлений специализации: общая социология (ис­тория и теория социологии, современные теории общества, этносоциология, социальная психология, социология религии, социология права, социология семьи и здоровья), прикладная социология (методы социологических иссле­дований), аналитическая социология (математические методы изучения со­циальной жизни и элементы программирования), политическая социология

(государственное и муниципальное управление, социология политики и из­бирательные технологии, международные отношения), экономическая со­циология (социально-сбалансированное рыночное хозяйство, отношения «регион—центр», управление персоналом, конфликтология), креативная со­циология (социология искусства, культуры и образования, рекламоведение, «паблик-рилейшнз», информационная политика, менеджмент моды). Обу­чающиеся на отделении менеджмента организаций проходят специализацию по кафедре социологии организаций в областях делового администрирова­ния, антикризисного управления, стратегического и инновационного менед­жмента, государственного управления социальной сферой, государственного управления финансами.

Студенты могут получить и дополнительную подготовку по квалифика­циям «Преподаватель высшей школы» и «Переводчик в сфере профессио­нальной коммуникации». Студентам предоставляется возможность дополни­тельного изучения иностранных языков, изучения математических методов моделирования социальных процессов и программирования.

Сегодня на факультете действуют 12 кафедр, 4 научно-исследовательские и 2 учебные лаборатории, 3 специализированных ученых советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. В диссертационных советах факуль­тета защитились 215 человек: из них 175 кандидатских и 40 докторских дис­сертаций. Докторами наук стали 12 сотрудников. Созданы и работают На­учное студенческое общество, Аспирантский совет, Совет молодых ученых.

Факультет осуществил издание 28 выпусков научного журнала «Вестник МГУ. Социология и политология». Только за последние пять лет учеными социологического факультета были опубликованы 1015 научных работ, в том числе 56 монографий, 77 учебников, учебных пособий, хрестоматий и дру­гой учебно-методической литературы, сотни статей в отечественных и зару­бежных научных журналах и сборниках.

Сегодня на факультете обучаются: 1241 студент дневного и вечернего отделений; 50 магистрантов; 262 аспиранта, стажера и соискателя из числа российских граждан, а также 232 аспиранта, магистранта, стажера и бака-

Рис. 43. Сегодня на факультете учатся 784

лавра из числа граждан иностранных государств, в том числе из Японии, Республики Корея, Китая, Тайваня, Канады, США и других стран мира.

Факультет сотрудничает с социологическим факультетом Университета Суни штата Нью-Йорк (США) и Шанхайским университетом (Китай).

В настоящее время на кафедрах и в лабораториях социологического фа­культета работают 187 штатных сотрудников, среди которых 24 доктора наук, 17 профессоров, 77 кандидатов наук, 30 доцентов, 3 академика РАН, 1 член-корреспондент РАН. Средний возраст профессорско-преподаватель­ского состава — 49 лет. Всего коллектив факультета насчитывает около 2000 человек.

К чтению лекций, проведению практических занятий и участию в эмпи­рических исследованиях приглашаются преподаватели других факультетов МГУ, ученые из институтов Российской Академии наук, вузов Москвы и раз­личных городов России.

На факультете преподаются следующие дисциплины: философия, общая социология, история и теория социологии, методология, методика и техни­ка социологических исследований, политология, социальная психология, экономическая социология, современные концепции экономики, социоло­гия международных отношений, социология бизнеса, менеджмент, соци­альная работа, социология организаций, массовых коммуникаций, культу­ры, права, семьи, высшая математика с основами теории вероятностей, ма­тематической и социально-экономической статистики, информатика, программирование и обработка социологической информации на ЭВМ, ино­странные языки и другие предметы.

В рамках специализации студентам предлагается большой набор дисцип­лин, специальных курсов и семинаров: теория и практика современного ме-

Рис. 44. Количество студентов на дневном отделении 785

неджмента, государственное администрирование, современные проблемы экологии, мировая экономика и мировая политика, политическая психоло­гия, психология массового поведения, информатизация социально-эконо­мических процессов в условиях рыночной экономики и др.

Выпускники факультета работают: в учебных заведениях страны, в подраз­делениях социологических служб министерств, ведомств, предприятий и объ­единений, в прессе и на телевидении, в государственных учреждениях, в цен­трах по планированию и организации избирательных и политических кампа­ний, в семейных консультациях и т.д. Срок обучения на дневном отделении — 5 лет, на вечернем — 6 лет. Студенты, проявившие способности к научной работе, рекомендуются в аспирантуру социологического факультета.

Выпускники других вузов, прошедшие обучение по программе подготовки бакалавров, могут поступить в магистратуру социологического факультета по пяти программам: современные социологические теории, социология управ­ления (со специализацией «менеджмент и теория моды»), социология труда и предпринимательства, социология политики и международных отношений, социологические методы и технологии в изучении социальных проблем об­щества. Срок обучения в магистратуре — 2 года.

Факультет фактически стал ведущим Российским центром по подготовке социологических кадров и развитию социологической науки. Сегодня социо­логический факультет по праву возглав­ляет учебно-методическое объединение по классическому университетскому об­разованию, успешно выполняя функцию координатора всего комплекса работ по подготовке социологов в вузах нашей страны. Принятые в высшем социологи­ ческом образовании государственные стандарты по общим и специальным курсам социологии в значительной сте­пени являются заслугой коллектива факультета. Ведущие ученые факультета по поручению Госкомитета по высшему образованию подготовили програм­му курса «Социология» для вузов всей страны. Издательство «Высшая школа» выпустила ее тиражом 100 тыс. экземпляров. Факультет возглавляет его, ус­пешно руководит Учебно-методическкм объединением по социологии, коор­динирует деятельность социологических факультетов и отделений 64 универ­ситетов и других вузов России. К настоящему времени создано 48 учебно-ме­тодических комплексов по всем дисциплинам учебного плана и их публикация в электронном варианте.

Высокий авторитет социологического факультета как первого образова­тельного учреждения, начавшего осуществлять профессиональную подготов­ку социологов в высшей школе России, был достигнут благодаря не только высокому профессионализму его профессоров, преподавателей и сотрудни­ков, но также его инициативной роли в создании, а позже укреплении мощ­ной системы университетской социологии в России. Очень не просто было пробивать в недрах Московского университета еще один факультет в те вре­мена, когда монопольные позиции занимала философия и подготовка соци­ологов велась на философском факультете.

На факультете разработана, создана и совершенствуется единая система дистанционного социологического образования в высшей школе России с

использованием средств телекоммуникаций и глобальных компьютерных сетей. Завершено создание компьютерной сети на 50 электронных адресов и оснащение всех кафедр и научных лабораторий компьютерами. Создана элек­тронная библиотека.

За прошедшие со дня основания 11 лет факультет успел подготовить 1437 российских и 150 иностранных дипломированных специалистов, из которых 250 человек получили дипломы с отличием. В 2001 г. на 1 -й курс поступили 228 абитуриентов, аспирантами факультета стали 75 человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.