Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к учебному курсу и учебнику




Учебный курс и учебник, в отличие от научной монографии, статьи, популярной книги или публистического эссе, характеризуются рядом черт, которые можно считать обязательными требованиями. Рассмотрим их.

1. Учебник и учебный курс должны отражать общепринятое, устоявшее­ся научное знание.

2. Стиль, способ и логика подачи материала в учебнике или учебном кур­се должны быть иными, нежели в научной монографии или научной лекции. Учебнику должны быть присущи строгость определений, систематичность и последовательность изложения материала, где они соседствуют с доступ­ной непосвященному человеку простотой, наглядностью и понятностью.

Способ изложения материала предполагает, что связь понятий, их определение, последовательность тем в учебнике или учебном курсе долж­ны быть иными, нежели в монографии. Для монографии действуют правила «логики открытия», для учебника и брошюры — правила «логики обоснова­ния». Ученый совершает научные открытия совершенно иначе, нежели рассказывает о них. Демонстрация открытия опирается совсем на другие законы, законы иного жанра.

Правда, и в учебном курсе должны сохраниться такие качества, как вы­водимость понятий, их логическая последовательность и систематичность, четкая дефинированность понятий. В монографии многие или большинство терминов не определяются. Автор подразумевает, что они и так известны специалисту. В учебнике (но не в брошюре) все вновь водимые понятия дол­жны определяться и сопровождаться конкретными примерами.

3. Учебный курс должен подчиняться не только законам науки, но и за­конам культуры. Учащиеся — представители вполне конкретной культуры,выразители традиций своего народа.

Для русских свойственно больше углубляться в философские тонкости предмета, докапываться до корней, решать «последние вопросы мироздания». А для прагматичных американцев необходимо только то, что пригодится им вжизни, что сработает на практике, что они смогут легко запомнить и затем применить в бизнесе. Стало быть, и учебные курсы для разных аудиторий должны быть разными.

Но разными не только по стилю, манере изложения, философской глуби­не. Не меньшее значение имеет тематика. Скажем, расовые отношения и фе­минизм — неотъемлемые черты американской культуры. Это то, с чем они сталкиваются в повседневной жизни. А вот «дедовщина» или культура труда более актуальны для нас. Естественно, что в содержании учебных курсов дол­жна найти отражение прежде всего своя собственная культурная специфика.

4. Учебник и учебный курс в отличие от научной монографии должны бытьуниверсальными. Если вы найдете монографию, где излагаются все или боль­шинство понятий социологии, знайте, что это вовсе не монография, а учеб­ник.

Учебник универсален в двух отношениях — по широте охвата научной тематики (в этом смысле учебник — микроэнциклопедия) и по способности соединять различные миры: научный и бытовой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.