Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лондонское социологическое общество 3 страница




Институт социологии ГУГН32

Идея создать на базе головного академического института по социологии учебный центр университетского типа, который был бы способен готовить своего рода научную элиту, знающую основы фундаментальной социологии, возникла в середине 1990-х гг. Нужный для этого преподавательский состав был под рукой — высококвалифицированные сотрудники Института соци­ологии РАН, которые в течение 30 лет составляют цвет и гордость отечествен­ной социологии.

32 В работе над данным материалом принимали участие B.C. Сычева и Т.П. Резникова.

В 1994 г. решением Государственного комитета по высшему образованию РФ создан Республиканский центр гуманитарного образования (Универси­тет), или, как его тогда называли более сокращенно — РЦГО. С 1999 г. он переименован в Государственный университет гуманитарных наук (ГУГН). Очень камерное, почти домашнее учреждение, где все друг друга знают не только по имени, набирает на каждый курс всего 25 человек. Всего на 5 кур­сах ГУГНа обучается 125 человек. В 2002 г. состоялся первый выпуск студен­тов. Сложилось неформальное студен­ческое сообщество, имеющее уже свои традиции, ритуалы (например, поздрав­ления преподавателей в шуточно-часту­шечной форме), свою газету, которая называется «СЕВРЮГа» — Социологи­ческая, Единственная В своем Роде Юмористическая Газета.

Кроме того, студенты в шутку рас­шифровывают ГУГН как Главное Убе­жище Гениев Науки.

Молодежь шла сюда скорее по необ­ходимости — после того, как завалила экзамены или испугалась трудностей в более крупных и престижных заведени­ях, скажем, на социологическом факультете МГУ или факультете гума­нитарных наук Университета дружбы народов. ГУГН еще не приобрел дос­тойной его репутации и популярности, хотя, как теперь выяснилось, по уров­ню подготовки обгоняет практически всех социологических монстров. Мос­ковская молодежь (общежития, в силу материальной бедности Академии наук, ГУГН дать пока не может) о нем практически ничего не знает. Тем не менее конкурс регулярно составляет 3—4 человека на место.

Но «слухи» по России распространяются довольно быстро, и они дошли до провинции. Если в первый набор студенты были — москвичи и из ближ­него Подмосковья, то теперь в приемную комиссию подают заявления аби­туриенты из провинции. В Институт социологии поступили и учатся студен­ты из Волгограда, Комсомольска-на-Амуре, Ростова-на-Дону, Саранска, Са­ратова, Таганрога, Тулы, Томска.

По своему социальному положению обучающиеся здесь — преимуще­ственно представители среднего и нижнего слоев среднего класса. Для срав­нения — на социологическом факультете МГУ, не говоря уже о юрфаке или экономфаке, в основном учатся дети верхнего слоя среднего класса. Дети банкиров, предпринимателей и интеллектуальной элиты Москвы поступа­ют в престижные заведения, как известно, не только ради фундаментальных знаний. Главным козырем выступает имидж заведения.

Не только материальное положение, но и уровень знаний абитуриентов ГУГНа ниже среднего для соцфака МГУ. В этом можно убедиться, познако­мившись со вступительными сочинениями. Неверно было бы утверждать, что в ГУГН тянутся именно за фундаментальными знаниями. Хотя требования к успеваемости здесь очень высоки, высока и доля претендентов на отсев. Вот

только либеральные академические традиции Института социологии не по­зволяют применять решительные меры. Может быть, это и к лучшему, так как даже самый последний троечник к пятому курсу овладевает, хочет он того или нет, серьезными знаниями и в теории, и в практике проведения эмпи­рических исследований. Сегодня выпускников ГУГНа не узнать — это серь­езные исследователи и высококвалифицированные специалисты, которых с удовольствием принимают все работодатели.

В известной мере ГУГН уникален — это единственный государственный университет, созданный на базе Российской академии наук. Нигде в стране нет больше такой возможность применить высший научный потенциал РАН для целей социологического обучения. Уникальность ГУГН заключается еще и втом, что это единственное в стране учреждение, где наделе соединяются вузовская и академическая социологии, образование и исследование. Начи­ная со второго курса студенты проходят профессиональную практику в на­учных подразделениях Института социологии РАН.

ГУГН — это собирательное название для целого ряда институтов (на правах факультетов), созданных при академи­ческих институтах. На сегодняшний день их 9: истории, культурологии, международных отношений, политоло­гии, права, психологии, социологии, философии, экономики. По своим раз­мерам они меньше любого факультета в традиционном вузе, но, несмотря на это, гордо именуются институтами.

Нынешний Институт социологии, входящий в состав ГУГН наряду с дру­гими гуманитарными микроцентрами, включает 5 кафедр: Общая социология (заведующий проф. В. А. Ядов, он же — декан), История и теория социологии (проф. З.Т. Голенкова), Отраслевая со­циология (проф. В.А. Мансуров), Ме­тодология и методы социологического исследования (к.социол.н. И.Ф. Девятко), Математическое моделирование и анализ данных (д.социол.н. Г.Г. Татарова). Как видим, имена в отече­ственной социологии очень известные. А если прибавить сюда фамилии других преподавателей, в том числе Ю.Н. Давыдова, Л.М. Дробижева, А.Б. Гофмана, Г.С. Батыгина, Д.Л. Константиновского, А.И. Кравченко, В.В. Семеновой, Ю.Н. Толстовой и др., то станет ясно, что трудно найти лучший способ приобщиться к высшим социологическим знаниям. Всего в институте социологии ГУГН преподают 30 профессоров, 34 кандидата и 14 преподавателей (60 преподавателей — из Института социологии РАН, что составляет '/5 часть сотрудников института).

Однако в ГУГНе обучают не только студентов. Так уж случилось, что подавляющая часть социологического корпуса в стране, в отличие от их мо­лодых коллег, социологических вузов не оканчивала. Стало быть, она нуж­дается в постоянной переподготвке и повышении квалификации. С 1994 г.

по настоящее время Институт социологии ГУГН ведет весьма активную ра­боту по переподготовке и повышению профессиональной квалификации преподавателей по социологии (бывший Колледж социологии и социальной психологии при РГГУ), а также по научно-методическому обеспечению си­стемы переподготовки и повышению квалификации преподавателей социо­логии: разработаны программы по социологии (стандарты) для социологи­ческих факультетов гуманитарного профиля.

На факультет повышения квалификации принимаются преподаватели вузов России, имеющие соответствующее направление своего университета (института), по тем же правилам, что действуют для направления в центры повышения квалификации и переподготовки преподавателей высших учеб­ных заведений.

Здесь прошли переподготовку много слушателей из различных вузов Рос­сии, включая города Брянск, Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Йош­кар-Ола, Казань, Калининград, Ковров, Краснодар, Красноярск, Курган, Липецк, Москва, Нижний Новгород, Новгород, Омск, Пенза, Петрозаводск, Подольск, Ростов, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Санкт-Петербург, Тамбов, Тверь, Томск, Тюмень, Улан-Удэ, Якутск. По базовому образова­нию это историки, философы, преподаватели общественных наук.

В настоящее время здесь ведутся все виды образовательной деятельнос­ти — переподготовка и повышение профессиональной квалификации пре­подавателей гуманитарных наук, подготовка студентов, имеется аспиран­тура и докторантура. Используется научный потенциал гуманитарных ин­ститутов Российской Академии наук, к преподаванию привлекают ведущих ученых и педагогов.

ГУГН рос и формировался в очень неблагоприятное для Академии наук время: недофинансирование фундаментальной науки, задержки с выплатой заработной платы ученым, долги академических институтов за аренду поме­щения, электричество, воду (кстати сказать, погашала их администрация, беря деньги в долг из фонда заработной платы сотрудников). Тем не менее он выстоял, набирает силы, получает все большее признание. За «успешное выживание и развитие в условиях социально-экономического кризиса» РЦГО (Университет) стал лауреатом награды «Факел Бирмингема», учреди­телями которого являются программа «Послы американского народа» меж­дународной организации People to People International, Институт междуна­родных финансов и экономического партнерства и Международная акаде­мия лидеров бизнеса и администрации.

Факультет социологии

Алтайского Государственного университета33

Факультет социологии АГУ был создан в 1990 г. на базе отраслевой про­блемной научно-исследовательской лаборатории социологии молодежи и является крупнейшим факультетом такого профиля в вузах Сибири и Даль­него Востока. Здесь ведется подготовка по специальностям: «социология»,

33 Информация дается по источникам: Демина Л.Д. Десятилетие профессионального социологичес­кого образования на Алтае //Социологические исследования. 2000. № з. С. 132—134; веб-сайт: http:/ /www3.asu.ru/departments/sociology/site/index.shtml

«социальная работа», «менеджмент в социальной сфере», «реклама», «психо­логия», работает специализированный докторский совет защиты диссерта­ций по социологии и социальной философии. Декан факультета — профес­сор, член-корреспондент РАО СИ. Григорьев.

На факультете около 800 студентов, из них более 300 обучается по заоч­ной форме и индивидуальным программам. Здесь трудятся 8 профессоров

(в том числе двое — из Германии) и 18 доцентов. Доля преподавателей со сте­пенями и званиями — 68%. Выпускни­ки работают на кафедрах вузов и техни­кумов, в социальных службах, в редак­циях газет и журналов, на радио и телевидении, в органах управления. Немало его выпускников работает в школах, службах семьи, занятости, со­циальной защиты, рекламных агентствах, банках, отделах по работе с пер­соналом частных фирм, государственных предприятий. Так, краевой Кри­зисный центр возглавляет выпускник социологического факультета М. Ко-стенко, а Центр социальной и психологической реабилитации на Семипалатинском полигоне — Н. Куликова, также его выпускница.

Уникальный феномен — существование студенческой администрации фа­культета, воссозданной четыре года назад после развала системы студенчес­ких общественных организаций, действовавших в советский период. Ниж­ним звеном системы студенческого самоуправления выступают студенчес­кие учебно-исследовательские группы кафедр, которые участвуют в ежегодной студенческой научной конференции АГУ.

Сегодня социологические факультеты страны часто переходят на систе­му самообеспечения. Они создают специализированные колледжи либо фор­мируют в лицеях, гимназиях и средних школах профильные классы с широ­кой гуманитарной и углубленной социологической подготовкой. Принцип «Сам позаботься о своих будущих кадрах», кажется, становится преоблада­ющим. Воспитанием будущих социологов занимаются чуть ли не с детского сада. Этим занимаются вузы Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Богатый опыт накоплен и в АГУ.

Каждый, кто хочет получить специальности «социология», «психология», «социальная работа», «реклама», «менеджмент в социальной сфере», может достичь целей, участвуя в довузовской программе факультета, которая вклю­чает несколько форм подготовки. Прежде всего это — работающий в струк­туре факультета Колледж социальных наук на базе школы № 27 г. Барнаула. В нем школьники обучаются после девятого класса, а после окончания, по­лучив диплом Колледжа, поступают на третий курс социологического фа­культета комплекса «СПС» АГУ или идут работать. При этом после двух лет обучения они имеют возможность поступить на первый курс факультета со­циологии АГУ и на другие факультеты университета, иные вузы края и стра­ны. Не удивительно, что среди молодежи социология — чуть ли не самая пре­стижная и модная наука. Конкурс на факультет социологии растет из года в год и сегодня является одним из самых высоких в АГУ и в вузах края.

Уникальным образовательным учреждением в структуре факультета и университета является колледж социальных наук, реализующий образова­тельные программы неполного высшего образования по социологии, психо-

логии, рекламе, социальной работе. Здесь разрабатывается интегративная модель многоуровневого социального образования в системе «школа—вуз». Колледж стал базой специализированной довузовской программы факуль­тета по подготовке абитуриентов и учащихся профильных классов школ го­рода и края. Дело в том, что факультет социологии АГУ имеет сеть базовых школ, где имеются специализированные классы психолого-социологическо­го профиля. Их выпускники обладают основательной социогуманитарной подготовкой и пользуются льготами при поступлении в АГУ. Это позволяет сохранять не только стабильно высокий конкурс, но и отбор способных школьников. На базе факультета ежегодно проводятся краевые олимпиады, действует секция социологии и психологии краевого отделения все­российской инновационной программы «Шаг в будущее». Среди их участ­ников и победителей немало тех, кто учится в лицейных классах базовых школ социологического факультета АГУ, Колледжа социальных наук.

Факультет развивается как учебно-научно-производственный комплекс «Социология, психология и социальная работа» (комплекс «СПС»), вклю­чающий «Колледж социальных наук», 7 кафедр, 2 лаборатории и 3 дисплей­ных класса, архив базы данных исследований, проведенных в 1980—1990 гг., а также систему баз практики и специализированных классов психолого-социологического профиля в общеобразовательных школах. Комплекс явля­ется результатом деятельности большой группы социологов, представляю­щих различные школы отечественного обществознания (Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Красноярска, Тюмени, Омска, Владивостока, Нижнего Новгорода, Прибалтики) и позволяет фундамента-лизировать и профилировать социальное образование более эффективно, чем на «чисто» социологических или психологических факультетах, на факуль­тетах социальной работы или управления. При этом органично сочетается на­учная, образовательная и прикладная, социально-проективная деятельность.

На факультете социологии действуют следующие кафедры: общей со­циологии, эмпирической социологии и конфликтологии, социальных тех­нологий, инноваций и управления, социальной работы, психологии, пси­хологии коммуникаций и психотехнологий, математических методов в со­циальных науках. Кроме того, на факультете есть две лаборатории (математического обеспечения социологических и психологических ис­следований, научно-исследовательская лаборатория по проблемам моло­дежи) и два центра (издательский центр, информационно-методический центр). На его базе осуществляются федеральная программа «Основы ка­чества национального социального образования для России XXI века», ряд международных проектов, ведется переподготовка кадров и повышение их квалификации, создана система довузовской подготовки абитуриентов. Очень важно, что базовым вузом для реализации крупной федеральной программы по образованию в XXI в. был избран не столичный вуз, а имен­но Алтайский университет.

Информационно-методический центр одним из первых в Сибири объ­единил методический кабинет, компьютерную лабораторию и дисплейный класс — таким образом, создана система информационно-методического обслуживания студентов и преподавателей. В лаборатории математического обеспечения социологических и психологических исследований создана система компьютерного тестирования знаний, включающая в себя конструк-

тор тестов, программу тестирования и программу обработки результатов те­стирования. Формируется база данных обучающих средств и контрольно-обучающих заданий. Проблемная научно-исследовательская социологичес­кая лаборатория провела масштабные межрегиональные лонгитюдные иссле­дования «Пути поколения: социальная структура и молодежь».

Алтайская социологическая научная школа получила официальное при­знание РФФИ. Особое значение для развития научных разработок социоло­гов АГУ имеет многолетнее сотрудничество с Центром социологических исследований МГУ, возглавляемым СВ. Тумановым и Т.В. Кухтевич. Это касается прежде всего совместной работы в рамках трех российско-амери­канских проектов по изучению предвыборных ситуаций в России, а также российско-американского проекта «Молодежь России 1997 г.: три жизнен­ные ситуации». На основе этих исследо­ваний в АГУ подготовлено более десят­ка статей, опубликована коллективная монография «Социальная и политичес­кая культура россиян: общественный контекст середины 1990-х гг.». В рабо­чих группах этих проектов приняло уча­стие более полутора десятков препода­вателей и сотрудников, а также около 50 студентов, обучающихся по специ­альности «социология».

При факультете действует специали­зированный совет по защите диссертаций, открытый в 1992 г. при поддерж­ке социологов МГУ и ЛГУ (СПбГУ), являющийся на данный момент одним из наиболее активных в Сибири и на Дальнем Востоке. Ежегодно здесь за­щищается по 7—8 кандидатских и по 2—3 докторских диссертации. За семь лет работы совета здесь защитили диссертации более 35 ученых из Барнаула, Красноярска, Перми, Владивостока, Томска, Новосибирска, Новокузнецка, других городов страны.

В 1990-е гг. сотрудниками и преподавателями факультета с использова­нием опыта московских и санкт-петербургских коллег по социальному пла­нированию, разработке программ работы с молодежью, оказанию помощи сельским регионам, региональным подсистемам образования и социальной защиты, а также с использованием Барнаульской городской программы «Ин­новационное социальное образование», концепции сохранения и развития региональных подсистем образовательной деятельности и социальной защи­ты населения, создана Комплексная программа сохранения и развития кра­евой системы образования.

По инициативе коллектива соцфака на Алтае на межведомственной ос­нове создан краевой Кризисный центр для мужчин, имеющий уже несколь­ко филиалов. В его организации приняли участие комитеты администрации края по здравоохранению и социальной защите, дирекция Алтайского крае­вого кардиологического центра. Факультет также оказывает активное влия­ние на работу краевого центра социальной и психологической реабилитации населения зоны Семипалатинского полигона на Алтае, деятельность Алтай­ского регионального научного центра СО РАО, Института мониторинга ка­чества региональных образовательных систем, Алтайского филиала исследо-

вательского центра проблем качества подготовки специалистов при Миноб-разовании РФ.

На факультете с участием АРНЦ Сибирского отделения РАО издается журнал «Образование и социальное развитие региона», публикуется ежегод­ник «Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы» и его приложение «Студенческие исследования». Эта работа согласуется с деятельностью на Алтае представительств и коррпунктов таких известных периодических изданий, как российско-югославское «На рубеже веков», журналы, издаваемые на федеральном уровне, — «Социологические иссле­дования». «Известия РАО», «Педагогика», «Социология и социальная ант­ропология», межрегиональный журнал «Образование в Сибири».

Ведется активное сотрудничество с зарубежными университетами. С их участием еще в первой половине 90-х гг. были проведены в Барнауле и Моск­ве первые семинары и конференции по социальной работе, секция социоло­гии Конгресса ЮНЕСКО 1995 г. в Новосибирске, циклы российско-канад­ских и российско-шведских семинаров по проблемам обновления социального образования. Осуществлены совместные проекты с американскими, немецки­ми и швейцарскими специалистами. Немаловажно и участие ученых социо­логического факультета АГУ в разработке концепции социальной защиты населения Алтайского края, регионального закона «О народном образовании Алтайского края», Комплексной программы сохранения и развития образо­вания на Алтае.

Социологическому факультету АГУ исполнилось уже 10 лет. Наряду с анатогичными факультетами МГУ и СПбГУ он является одним из старей­ших в стране, а для огромной территории, расположенной за Уральским хребтом, включая Сибирь и Дальний Восток, еще и базовым. Сегодня он представляет собой мощный региональный центр подготовки специалистов для учреждений социальной сферы, образования и управления. В России и в ближнем зарубежье с ним сопоставимы только, может быть, социологичес­кие факультеты Московского и Санкт-Петербургского университетов, с ко­торыми алтайские социологи поддерживают тесное сотрудничество. В Ми­нистерстве образования и Академии наук факультет социологии АГУ пользу­ется заслуженным авторитетом.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И АССОЦИАЦИИ

Институциализация науки подразумевает не только создание специ­ализированных университетских кафедр и факультетов, издание учебников и журналов, функционирование исследовательских цент­ров, но также и особые формы солидаризации профессионалов. Та­ковой выступают в нашей науке социологические ассоциации, объ­единения, клубы и др. Ассоциация является общественной негосудар­ственной, неполитической, неприбыльной организацией. Ее основные целипросветительские, организаторские и благотворительные. В ее задачи входит содействие повышению профессионального уровня своих членов, осуществление информационного обеспечения через рассылку журналов, монографий и учебной литературы, помощь в пуб­ликации статей и книг, организация и проведение семинаров и кон­ференций.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

Ранние социологи трудились, часто не зная о существовании других со­циологов внутри страны и в других странах. Пионер американских социо­логов Лестер Уорд написал большинство своих первых работ, не подозревая о существовании других социологов в США. Когда Дюркгейм посетил Гер­манию, он так и не встретился с Зиммелем. Раньше социологи имели раз­личное, не социологическое образование, они принадлежали к разным ин­теллектуальным и научным сообществам — философским, экономическим, политическим. У них не было профессиональных социологических ассоци­аций, поэтому они редко общались друг с другом.

Больше других преуспели в создании журналов и профессиональных сообществ социологи Франции и Америки. Франция — колыбель социо-

логии — родина первого социологического журнала «Международного со­циологического обозрения» (1893) под редакцией Рене Вормса. В 1895 г. А. Смолл в Чикагском университете основал второй в мире журнал «American Journal of Sociology». С 1896 г. выходит «Социологический еже­годник» Дюркгейма.

Первым в мире социологическим сообществом стал Международный институт социологии, созданный Р. Вормсом. Он образовался в 1893 г., а в октябре 1894 г. состоялся первый международный конгресс. Начиная с 1895 г. институт выпускает «Анналы Международного института социологии»1. Главный редактор — Рене Вормс.

Русские ученые принимали самое активное участие в его деятельности. Но при упоминании имен возникают спорные вопросы. По мнению И.А. Голосенко и В.В. Козловского2, три русских социолога — Лилиен-фельд, Ковалевский и Сорокин — в разное время были избраны президен­тами института, а П. Петражицкий — вице-президентом. В.П. Култыгин приводит иные данные: на разных этапах его существования возглавляли этот Институт три наших соотечественника (П.Ф. Лилиенфельд, М.М. Ко­валевский, Н.И. Кареев), более десятка русских ученых были его вице-президентами3. Как бы то ни было, Международный институт социологии объединял ведущих социологов мира, однако по своей организации являл­ся достаточно элитарным и замкнутым объединением, так как стать его чле­ном можно было только по рекомендации нескольких членов и при еди­ногласном одобрении всех остальных членов института. Он являлся при­знанной и авторитетной ассоциацией социологов, который проводил свои конгрессы до 1960 г. Он продолжает существовать и сейчас, но уже в изме­нившейся форме.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ (INTERNATIONAL SOCIOLOGICAL ASSOCIATION - ISA4)

После Второй мировой войны центр тяжести профессионального обще­ния и сотрудничества переносится во вновь созданную по инициативе Де­партамента социальных наук ЮНЕСКО в 1948 г. организацию — Междуна­родную социологическую ассоциацию (МСА), призванную стать гораздо более широкой и демократичной. В рамках МСА социология рассматрива­ется в качестве мировой дисциплины, интегрирующей различные интеллек­туальные традиции.

Первый Всемирный социологический конгресс состоялся в Цюрихе в 1950 г. (124 делегата из 30 стран). До 1962 г. подобные конгрессы проводи-

' Но еще раньше, в 1893 г., появилось «Международное социологическое ревью» под той же редакцией.

2 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М.: Онега, 1995. С. 30.

3 Култыгин В.П. Мировое социологическое сообщество на рубеже тысячелетий // Социологическиеисследования. 1998. № 12. С. 15.

4 Официальный веб-сайт ISA: http://www.ucm.es/infb/isa/

лись с интервалом в три года, а позже — через четыре года. В 1959 г. прохо­дил IV Всемирный социологический конгресс в Италии. Советская делега­ция состояла из 25 человек, среди которых были Ю. Францев, П. Федосеев, В. Немчинов, Б. Чагин, А. Шишкин, Ю. Семенов, А. Харчев, Э. Араб-Оглы и др. В 1962 г. проходил V Всемирный социологический конгресс в Вашин­гтоне. Членами Исполнительного комитета МСА избраны советские пред­ставители Ф.В. Константинов и В.А. Штейнберг. В 1966 г. на VI конгрессе во Франции присутствовало почти 2 тыс. специалистов из многих стран мира.

Активно проявили себя отечествен­ные социологи в подготовке VIII Все­мирного социологического конгресса (Торонто, 1974), посвященного обсуж­дению темы «Наука и революция в со­временных обществах». К нему было издано 300 наименований реферативной литературы, размножено 130 докладов советских социологов. Итоги конгресса отражены в двухтомнике «Социология и современность» (М., 1976—1977). На международном конгрессе советские социологи выступили совместно с соци­ологами братских стран, марксистами из капиталистических и развивающих­ся государств5.

На XIV Всемирном социологическом конгрессе в Монреале (Канада) в 1998 г. присутствовало более 4 тыс. участников: из Канады — 1000 человек, США — 700, Франции — 300, Германии и Нидерландов — по 200. Россию представляли около 50 человек. Работа конгресса состояла из президентских сессий, симпозиумов, заседаний исследовательских комитетов, а также те­матических и рабочих групп. Президентом МСА стал итальянец Альберте Мартинелли. До него президентом МСА был И. Валлерстайн. XV Всемир­ный социологический конгресс пройдет в Австралии в 2002 г.

В МСА сегодня функционирует 53 исследовательских комитета, охва­тывающих самые разные области мировой социологии, в том числе: возра­стная социология, агросоциология, экономика и общество, теория отчуж­дения, биография и общество, социология детства, клиническая социоло­гия, социология коммуникации, знания и культуры, девиантность и социальный контроль, сравнительная социология, социология образования, история социологии, трудовые движения, политическая социология, иссле­дования семьи, социология права, социология досуга, социальные классы и социальные движения, умственное здоровье и заболевания, социокибер-нетика, международный туризм, социология профессиональных групп, логики и методологии в социологии, женщина в обществе, социология искусства и др.6

5 Пилипенко Н.В. Институт конкретных социальных исследований и развитие социологической на­уки в СССР (1968—1978 годы) // Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и документахСПбРХГУ. 1999. С. 344.

6 Дополнительная информация по веб-адресу: http://sociolink.al.ru/associations-international.shtml

Нынешний состав Исполкома МСА сильно латинизирован — более по­ловины его членов либо выходцы из романских стран Европы, либо латино­американцы.

МСА издает: а) ежеквартальный журнал «International Sociology»; б) ежеквартальный журнал «Current Sociology»; в) два информационных бюллетеня — «ISA Bulletin» и «International Review of Sociology»; г) книж­ную серию «SAGE Studies in International Sociology» (выходит с 1974 г.).

После активного участия отечественных социологов в работе мировых социологических конгрессов, в том числе в МСА, в 1960—80-х гг., в 1990-х наше представительство заметно сократилось. Российские социологи не вхо­дят в руководящие органы МСА и почти не выступают с докладами. Наиболь­шую активность они проявляли в работе исследовательских комитетов, но и здесь ранее завоеванные позиции продолжают сдаваться. Так, исследователь­ские комитеты 08 (История социологии) и 09 (Социология будущего) были созданы по инициативе советских социологов и долгое время возглавлялись И.С. Кономи И.В. Бестужевым-Ладой. Сегодня в руководящих органах этих комитетов нет наших представителей7.

Советские ученые начали участвовать в международных социологических конгрессахс 1956 г., причем если на III Всемирном социологическом конг­рессе советская делегация, появившись впервые, состояла в основном из представителей официальной и полуофициальной идеологической элиты, то на последующих конгрессах состав участников демократизировался, основ­ной костяк делегации составляли специалисты в области социологии, в осо­бенности эмпирических исследований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.