Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Именной указатель 70 страница




К основным работам П. Федерна относятся такие его статьи, опубликованные в различных психоаналитических журналах, как «Психология революции: общество без отца» (1919), «Нарциссизм в структуре Я» (1927), «Я как субъект и объект нарциссизма» (1929), «Реальность инстинкта смерти, особенно при меланхолии» (1932), «Анализ психотиков: о технике» (1933), «Путь к душе психической болезни» (1940), а также посмертно изданный сборник его избранных работ «Психология Я и психозы» (1952), который был подготовлен итальянским психоаналитиком Э. Вейссом, прошедшим в 1913 г. личный анализ у П. Федерна и сохранившим с ним дружбу на долгие годы.

 

ФЕЙЕРБЕЙРН Уильям Рональд Доддс (1889–1964) – шотландский психоаналитик. Родился в 1889 году. Получил образование в Эдинбургском университете в Шотландии. На протяжении трех лет изучал богословие и древнегреческую культуру. Работал в одной из палестинских компаний, после чего стал изучать психологию и медицину. Заинтересовался психоанализом. Несмотря на то, что его профессиональная деятельность осуществлялась в Шотландии и ему не удалось пройти полный курс психоаналитического образования, тем не менее за оригинальный вклад в теоретические разработки и клиническую деятельность он был принят в Британское психоаналитическое общество и стал его членом.

 

 

Наряду с М. Кляйн и Д. Винникоттом он был одним из основателей психоаналитической психологии объектных отношений. Умер в 1964 году.

Р. Фейербейрн – автор ряда статей, включая «Пересмотренная психопатология психозов и психоневрозов» (1941), «Военные неврозы: их природа и значение» (1943), «Критическая оценка некоторых основных психоаналитических концепций» (1956) и работы «Психоаналитическое исследование личности» (1952). В 1994 году вышло в свет издание «От инстинкта к Самости», представляющее сборник его трудов.

 

ФЕНОМЕН ИСАКОВЕРА – переживания, испытываемые человеком в гипногагическом состоянии, то есть при засыпании, пробуждении, злоупотреблении лекарственными препаратами, высокой температуре.

 

 

Впервые гипногагическое переживание было описано О. Исаковером в 1938 г. в статье «Вклад в патопсихологию феномена, ассоциируемого с засыпанием». Он обнаружил, что при засыпании человек может впасть в такое состояние, когда у него возникает ощущение того, что к лицу приближаются какие-то мягкие, обволакивающие, источающие тепло объекты. При этом может возникать ощущение, что мягкий объект проникает в рот, хотя и находится снаружи. Объясняя подобные ощущения и переживания человека, О. Исаковер соотносил их с ранне-инфантильными ощущениями и переживаниями, связанными с кормлением грудью и соответствующими раздражениями оральной зоны младенца. По его мнению, гипногагические переживания представляют собой воспоминания и возобновления инфантильного опыта пребывания у груди, соприкосновения с ней.

В состоянии засыпания, пробуждения, наркоза у человека могут появиться такие ощущения, будто внешний и внутренний мир сливаются воедино, что-то бесформенное и расплывчатое то приближается к лицу, то отступает от него, рот заполняется чем-то вязким, различные части тела как бы размываются и образуют некое целое, кожа лица и рук становится мягкой, эластичной или, напротив, шершавой, отслаивающейся. Возникающие при этом переживания сопровождаются чувством удовольствия или включают в себя элементы тревожности. Ощущение нереальности переживания граничит с расслабленностью, а иногда и с желанием не прерывать данное психическое состояние.

Подобные или схожие переживания могут иметь место у некоторых пациентов, психоаналитическая терапия которых осуществляется в лежачем положении на кушетке. Они свидетельствуют, как правило, о регрессивных тенденциях, возникающих и активизирующихся в аналитической ситуации. Являясь результатом проявления защитных механизмов, срабатывающих на бессознательном уровне при стремлении аналитика раскрыть существо фантазий, воспоминаний детства, сопротивлений и переноса, соответствующие переживания пациента оказываются тесно связанными с его предшествующими страхами, текущими тревогами и ранее использованными способами разрешения конфликтных ситуаций.

 

ФЕРЕНЦИ (Френкель) Шандор (1873–1933) – венгерский психоаналитик, один из ближайших соратников З. Фрейда. Родился 7 июля 1873 года в небольшом городке Мишкольце, расположенном в северной части Венгрии. Получил медицинское образование в Вене, где учился в период с 1890 по 1896 год. В последующие годы (1897–1907) работал в Будапеште, занимая должность ассистента врача в госпитале Св. Роха, помощника врача в приюте Св. Елизавветы, руководителя неврологической амбулатории в городской клинической больнице. В 1907 году был назначен главным специалистом по неврологии в судебной палате Будапешта. В дальнейшем проявил интерес к психоаналитическим идеям и занялся психоаналитической практикой.

 

 

Первое знакомство Ш. Ференци с работой З. Фрейда «Толкование сновидений» не вызвало у него никакого энтузиазма. Повторное прочтение данной работы в 1907 году побудило его написать письмо основателю психоанализа, после чего состоялась их первая встреча в Вене в начале февраля 1908 года. Ш. Ференци произвел на З. Фрейда такое благоприятное впечатление, что последний пригласил его на двухнедельный летний отдых в Берхтесгаден, во время которого венгерский врач имел возможность ближе познакомиться и с семьей основателя психоанализа, и с психоаналитическими концепциями.

Несколько месяцев спустя З. Фрейд пригласил Ш. Ференци сопровождать его в поездке по США, которая состоялась осенью 1909 года и во время которой основатель психоанализа и К.Г. Юнг прочитали лекции по психоанализу в университете Кларка в Вустере (штат Массачусетс). В конце лета 1910 года З. Фрейд и Ш. Ференци совершили совместную поездку по Италии, что способствовало развитию дружеских отношений между ними и приобщению венгерского врача к тайнам психоанализа. В 1914-м и 1916 году Ш. Ференци приезжал к З. Фрейду в Вену и каждый раз на протяжении трех недель проходил у него личный анализ.

Вместе с английским психоаналитиком Э. Джонсом Ш. Ференци был инициатором создания тайного Комитета, который был учрежден в 1913 году с целью дальнейшего развития психоанализа и защиты его от проявления инакомыслия. В том же году Ш. Ференци основал Венгерское психоаналитическое общество, председателем которого он был на протяжении двадцати лет. В 1915 году он перевел на венгерский язык работу З. Фрейда «Три очерка по теории сексуальности». В апреле 1919 года Ш. Ференци стал первым профессором психоанализа в Будапештском университете, однако после победы контрреволюционных сил в Венгрии ранее созданная и просуществовавшая всего несколько месяцев кафедра психоанализа была упразднена.

В 1920-е годы Ш. Ференци написал ряд работ, в которых содержались идеи, вызвавшие нарекания со стороны основателя психоанализа. И если его «Популярные лекции о психоанализе» (1922) были охарактеризованы З. Фрейдом как «ясные и совершенные по форме», представляющие собой лучшее «введение в психоанализ», то опубликованный совместно с О. Ранком труд «Цели развития психоанализа. К вопросу о взаимодействии теории и практики» (1924) вызвал у него неоднозначную реакцию. З. Фрейд не во всем был согласен с содержанием данного труда, особенно с идеями использования новой техники «активной терапии» и сокращения сроков анализа. По этому поводу он высказал свое критическое мнение в циркулярном письме (от 15 февраля 1924 года) членам тайного Комитета, где отметил, что с отклонением от «классической техники» связано много опасностей и что он не может поверить в то, будто в течение четырех или пяти месяцев «можно проникнуть в самые глубокие пласты бессознательного и вызвать длительные изменения в психике».

В сентябре 1926 года Ш. Ференци совершил свою вторую поездку в США, куда он был приглашен для прочтения курса лекций в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В декабре того же года он выступил на собрании Американской психоаналитической ассоциации и в период своего пребывания в США, завершившегося в начале июня 1927 года, провел аналитическое обучение небольшой группы людей, большая часть которых не имела медицинского образования, что вызвало недовольство среди американских психоаналитиков, выступавших против дилетантского анализа.

В начале 30-х годов разногласия между Ш. Ференци и З. Фрейдом достигли своего апогея, что было связано с использованием венгерским врачом техники «изнеживающего анализа», предполагающей материнское отношение аналитика к пациентам. Вместе с тем они продолжали встречаться друг с другом, обменивались письмами, в которых содержалось дружеское расположение основателя психоанализа к венгерскому психоаналитику.

Несмотря на разногласия по поводу некоторых сторон техники психоанализа З. Фрейд хотел, чтобы Ш. Ференци стал в 1932 году президентом Международного психоаналитического объединения, однако последний отказался от подобного предложения. В свою очередь, после поджога рейхстага в Берлине Ш. Ференци советовал З. Фрейду уехать из Австрии в Англию, поскольку беспокоился о его дальнейшей судьбе. К тому времени Ш. Ференци болел злокачественной анемией, лечение которой осуществлялось с переменными успехами на протяжении двух лет, но завершилось внезапной смертью, последовавшей 24 мая 1933 года.

 

ФЕТИШИЗМ – придание неодушевленным предметам особого значения, наделение их магической силой и поклонение им. В психоанализе под фетишизмом понимается психическое состояние и форма деятельности, характеризующиеся заменой непосредственного сексуального объекта такими его атрибутами, которые вызывают у человека сексуальное возбуждение.

 

 

К осмыслению фетишизма З. Фрейд обратился в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), в которой рассмотрел различные случаи отклонения полового влечения от сексуального объекта. В частности, он обратил внимание на те случаи, в которых нормальный сексуальный объект заменяется другими, имеющими к нему отношение, но совершенно непригодными для того, чтобы служить нормальной сексуальной цели. В подобных случаях заменой сексуального объекта становится малопригодная для сексуальных целей часть тела (нога, волосы) или какой-либо неодушевленный предмет, имеющий вполне определенное отношение к сексуальному лицу (часть верхней одежды, нижнее белье). Эта замена, как подчеркивал З. Фрейд, «правильно приравнивается к фетишу, в котором дикарь воплощает своего бога».

Фетишизм связан, как правило, с переоценкой сексуального объекта. До известной степени он свойственен нормальной любви, когда в состоянии влюбленности естественная сексуальная цель кажется недостижимой. Присущий нормальной влюбленности фетишизм неоднократно описывался в мировой литературе. Не случайно, рассматривая это явление, З. Фрейд иллюстрировал его примером из «Фауста» Гёте: «Достань мне шарф с ее груди, дай мне повязку моей любви». Но характерный для нормальной любви фетишизм может стать, по мнению основателя психоанализа, патологическим отклонением при следующих условиях: когда стремление к фетишу приобретает чрезмерную фиксацию; когда оно занимает место нормальной цели; когда фетиш теряет связь с конкретным лицом и становится единственным сексуальным объектом.

С точки зрения З. Фрейда, склонность к фетишизму подчас обусловлена сексуальными впечатлениями раннего детства, когда нога, например, может восприниматься ребенком в качестве недостающего пениса у женщины. «В некоторых случаях фетишизма ноги удалось доказать, что направленное первоначально на гениталии влечение к подглядыванию, стремившееся снизу приблизиться к своему объекту, задержалось на своем пути благодаря запрещению и вытеснению и сохранило потом ногу или башмак как фетиш».

Замена сексуального объекта фетишем может быть связана также с символической деятельностью человека. Так, в различных мифах нога представляет собой древний сексуальный символ и соответственно ботинок или туфля являются символом женских гениталий.

В 1927 г. З. Фрейд опубликовал небольшую по объему работу «Фетишизм», где нашло отражение аналитическое исследование некоторого числа мужчин, у которых выбор сексуального объекта определялся каким-либо фетишем. На основе этого исследования он высказал мысль, что фетиш является заменителем пениса, но не какого угодно, а вполне определенного, особого пениса, имеющего большое значение в первые годы жизни ребенка. Фактически речь шла о фаллосе как символическом выражении пениса, поскольку, по словам З. Фрейда, «фетиш есть заменитель фаллоса женщины (матери)», в который маленький мальчик верит, всячески противится принимать факт своего восприятия, что женщина не обладает фаллосом, то есть является кастрированной.

Согласно представлению основателя психоанализа, благодаря вытеснению фетиш оказывается для ребенка знаком триумфа над угрозой кастрации и защитой от нее. В результате этого впоследствии взрослый мужчина может иметь «прохладное отношение» к реальным женским гениталиям, которое «непременно характеризует любого фетишиста».

Обобщая свои взгляды на психоаналитическое понимание фетишизма, З. Фрейд пришел к следующему выводу: «Исследование фетишизма необходимо рекомендовать всем тем, кто еще сомневается в существовании комплекса кастрации или может думать, что страх перед женскими гениталиями имеет иное основание, выводясь, например, из гипотетического воспоминания о травме рождения».

 

ФИКСАЦИЯ – сохраняющаяся привязанность человека к определенным объектам и целям, фазам и стадиям развития, образам и фантазиям, способам поведения и удовлетворения, отношениям и конфликтам. В психоанализе понятие фиксации относится к описанию бессознательных процессов, происходящих на различных стадиях психосексуального развития ребенка, имеющих дело с закреплением либидо на определенном сексуальном объекте или сексуальной цели, а также связанных с сосредоточением внимания на травме, регрессией, психическими задержками и нарушениями, вытеснением патогенного материала из сознания человека.

 

 

Размышления о природе и специфике фиксации содержались во многих исследованиях З. Фрейда, начиная от первых его трудов и кончая работами более позднего периода жизни, в которых психоаналитические идеи и теории претерпели изменение. Так, в «Толковании сновидений» (1900) при рассмотрении психического аппарата основоположник психоанализа исходил из того, что в различных психических системах одно и то же раздражение может иметь то или иное фиксирование. Если одна система включает в себя «фиксацию ассоциации по одновременности», то в другой системе тот же самый материал может быть расположен по иным видам совпадения. В контексте осмысления работы сновидения он провел существенное различие между фикцией и регрессией.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд рассмотрел вопросы о фиксации предварительных сексуальных целей, задержках на промежуточной сексуальной цели подчеркнутого сексуального разглядывания, фиксации либидо на лицах своего пола. Уделив особое внимание условиям возникновения сексуальных перверсий, он высказал ряд соображений о возможной привязанности человека к определенным стадиям психосексуального развития и отдельным чертам сексуального объекта. В частности, им было подчеркнуто, что перверсии объясняются «не только фиксацией инфантильных наклонностей, но и регрессией к ним вследствие преграждения других путей сексуального течения». Кроме того, З. Фрейд особо выделил такой психический феномен, как «повышенная цепкость», под которым он понимал способность «к фиксации ранних впечатлений сексуальной жизни», характерную не только для перверсных лиц, но и для невротиков. И наконец, он развил дальше ранее высказанную им в середине 90-х годов ХIХ века идею о том, что случайно пережитые влияния детской сексуальности (например, соблазнение со стороны других детей и взрослых) дают такой материал, который может зафиксироваться и повлечь за собой стойкие психические нарушения.

Представление З. Фрейда о фиксации на травме как источнике невроза возникло на начальной стадии становления психоанализа. В дальнейшем он расширил понятие фиксации, соотнеся его с сексуальными объектами и целями, стадиями психосексуального развития и человеческой деятельностью в целом. Вместе с тем во многих его работах, написанных в разные периоды жизни, фиксация на травме сохраняла свое патогенное значение.

В работе «О психоанализе» (1910) З. Фрейд отметил, что «фиксация душевной жизни на патогенных травмах представляет собой одну из важнейших характерных черт невроза» и что благодаря аффективной привязанности к имевшим место ранее болезненным переживаниям невротики не могут отделаться от прошлого и ради него оставляют без внимания настоящее. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он дал наглядную иллюстрацию причин возникновения невротических заболеваний и продемонстрировал то, как и каким образом пациенты оказываются «фиксированы на каком-то определенном отрезке своего прошлого» и не могут освободиться от него, в результате чего настоящее и будущее остаются им чуждыми. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он вновь подчеркнул, что больной «фиксирован психически» на травме и что такого рода «фиксация на переживаниях, вызвавших болезнь», наблюдается часто при истерии. При этом основатель психоанализа соотнес фиксацию с навязчивым повторением, свойственным всем живым организмам. В книге «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) он не только рассматривал невроз через призму фиксации и навязчивого повторения, но и подчеркивал то обстоятельство, что отрицательные реакции невротика представляют собой «такую же фиксацию на травме», как и их антиподы, то есть положительные реакции, только в этом случае речь идет не о стремлении к навязчивому повторению, а о преследовании противоположной цели, чтобы не было никаких воспоминаний и повторений забытой травмы.

В «Лекциях по введению в психоанализ» З. Фрейд высказал мысль, послужившую толчком для дальнейшего развития психоаналитических представлений как о фиксации, так и о неврозе. Эта мысль сводилась к тому, что явление фиксации на определенной стадии прошлого выходит за рамки невроза. Словом, «всякий невроз имеет в себе такую фиксацию, но не всякая фиксация приводит к неврозу, совпадает с ним или встает на его пути».

В качестве примера аффективной фиксации на чем-то можно взять такое состояние человека, как печаль. Она приводит к полному отходу и от настоящего, и от будущего. Но печаль, как замечал З. Фрейд, отличается от невроза. Другое дело, что существуют неврозы, которые представляют собой патологическую форму печали.

С точки зрения З. Фрейда, ведущая к возникновению невроза фиксация есть не что иное, как остановка частного влечения на ранней ступени психосексуального развития человека. Чем прочнее какая-либо фиксация на пути развития, тем больше вероятность того, что человек может регрессировать до этой фиксации. В исследовательском плане это ведет к предположению, согласно которому «фиксация и регрессия не совсем независимы друг от друга». В терапевтической деятельности важно не упускать из виду такое отношение между фиксацией и регрессией, при котором неспособность к сопротивлению внешним препятствиям и соответствующая регрессия зависят от степени прочности фиксации на пути психосексуального развития пациента. В целом фиксация либидо является, по мнению З. Фрейда, мощным фактором психического заболевания. Однако в этиологии неврозов «фиксация либидо представляет собой предполагающий, внутренний фактор», но он становится патологическим только тогда, когда к нему добавляется вынужденный отказ от удовлетворения влечения, выступающий в виде случайного, внешнего фактора. Кроме того, важно учитывать, как Я относится к «прочной фиксации своего либидо на какой-то ступени его развития». Если оно относится к нему отрицательно, то возникает внутрипсихический конфликт, и Я прибегает к вытеснению там, где у либидо наблюдается фиксация.

Таким образом, психоаналитическое понимания причин возникновения неврозов включает в себя представление о фиксации и сводится к следующему: сначала имеет место вынужденный отказ от влечения; затем происходит фиксация либидо, теснящая влечение в определенном направлении; и наконец, наблюдается склонность к психическому конфликту в результате развития Я, которое отвергает такое проявление либидо.

 

ФОБИЯ – болезненное состояние, характеризующееся навязчивым страхом конкретного содержания, связанного с определенным объектом или ситуацией. Наиболее распространенными фобиями являются: клаустрофобия – боязнь закрытого пространства; агорафобия – боязнь открытых пространств; акрофобия – боязнь высоты; антропофобия – боязнь людей; монофобия – боязнь одиночества и др.

 

 

В работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909) З. Фрейд провел различие между страхом и фобией. Он исходил из того, что страх соответствует вытесненному желанию, а для фобии целесообразно дать название истерии страха. Фобия характерна для психоневротических заболеваний, проявляющихся в ранний период детства. Всякий повод к развитию страха предупреждается благодаря различным «психическим прикрытиям», выступающим в виде осторожности, задержки, запрещения. Эти психические прикрытия проявляются наружу «в форме фобии и кажутся нам сущностью болезни».

На примере анализа пятилетнего мальчика (случай маленького Ганса) З. Фрейд продемонстрировал, как и каким образом превращение либидо в страх может проецироваться на главный объект фобии, в частности, на лошадь. По его мнению, за боязнью мальчика быть укушенным лошадью скрывалась более глубокая боязнь того, что отец накажет ребенка за дурные желания, за враждебно-ревнивые чувства к отцу и садистские влечения к матери. В случае маленького Ганса «цель и содержание фобии – это далеко идущее ограничение свободы движения и, таким образом, мощная реакция против неясных двигательных импульсов».

В работе «Из истории одного детского невроза» (1918) З. Фрейд описал случай невротических страданий молодого человека, начавшихся в раннем детстве в форме истерии страха, фобии животных. Он выявил то обстоятельство, что впечатление от сказок «Красная Шапочка» и «Волк и семеро козлят» выразились у ребенка в форме настоящей фобии животных. Эта фобия отличалась от других подобных фобий лишь тем, что страшное животное было недоступным для восприятия реальным объектом (лошадь, собака и др.), а знакомо лишь по рассказам и из книжек с картинками. Согласно основателю психоанализа, соответствующая установка ребенка к отцу подверглась вытеснению и ее место занял «страх перед отцом в форме фобии волка». Одновременно он показал, как одна фобия может меняться у ребенка на другую, в частности, фобия волка – на фобию льва и бабочки.

Если в «Анализе фобии пятилетнего мальчика» З. Фрейд различал страх и фобию, то в работе «Торможение, симптом и страх» (1926, на русском языке данная работа опубликована под названием «Страх») оба явления рассматривались им как равнозначные. Более того, сравнивая между собой случаи, описанные им в работах «Анализ фобии пятилетнего мальчика» и «Из истории одного детского невроза», он пришел к заключению, что «страх фобии животных – это неизменный кастрационный страх, то есть страх реальный, страх перед действительной опасностью, угрожающей или понимаемой, как реальная».

Основатель психоанализа уделил внимание рассмотрению не только фобии животных, но и агорафобии. Он считал, что симптоматика агорафобии усложняется, поскольку чаще всего человек не довольствуется отказом от чего бы то ни было, но для того, чтобы лишить ситуацию элемента опасности, что-то добавляет к существующему. Это добавление обычно состоит во временной регрессии к инфантильному периоду жизни и является условием, при котором возможно избежание вынужденного отказа. Так, «агорафобик может выйти на улицу, если как маленький ребенок, он идет в сопровождении лица, пользующегося его доверием». Он может выйти на улицу и один, если не будет удаляться дальше определенного расстояния от дома и не зайдет в незнакомое место, где никто его не знает.

По мнению З. Фрейда, для агорафобика характерно то, что он готов наложить на себя какое-либо ограничение ради избежания опасности влечения. В качестве иллюстрации агорафобии он сослался, в частности, на случай молодого человека, ставшего агорафобиком из опасения, что не устоит перед соблазном проституток и в наказание за это заразится сифилисом. Касаясь существа агорафобии, основатель психоанализа полагал, что «менее исследованная агорафобия представляет собой, по-видимому, страх перед искушением, который генетически должен быть связан с кастрационным страхом».

Что касается монофобии, боязни человека остаться одному, то она связана, по мнению З. Фрейда, со стремлением избежать искушения предаваться в одиночестве онанизму. Однако во многих случаях в фобии находит отражение не одно вытесненное влечение, а слияние нескольких влечений, которые вступают в связь с ядром невроза.

В целом при рассмотрении фобии З. Фрейд пришел к следующим утверждениям: страх фобии факультативен, он возникает только тогда, когда объект его становится предметом восприятия; при фобии одна внешняя опасность заменяется другой; при фобии человек пытается освободиться от страха путем избегания восприятия объекта или посредством торможения симптома; фобия взрослого человека напоминает собой фобию ребенка, в частности, агорафобик налагает ограничение на свое Я, чтобы избежать опасности влечения, состоящей в искушении поддаться своим эротическим соблазнам; фобия обычно возникает после того, как при определенных обстоятельствах (на улице, в машине, в помещении) случается первый припадок страха; как защитное средство механизм фобии оказывает большую услугу больному и проявляет склонность к устойчивости.

 

ФОКУСНАЯ ТЕРАПИЯ – одна из форм психоаналитической терапии, предполагающая краткосрочное лечение и ориентированная на проработку определенного конфликта в контексте учета и выявления совокупности бессознательных структур и процессов.

 

 

При фокусной терапии внимание аналитика сосредоточивается на определенном конфликте пациента, вызывающем у него наибольшие переживания и страдания в данный момент времени. Все другие конфликты и проблемы не выпадают из поля зрения аналитика, принимаются им в расчет и учитываются, но не прорабатываются глубоко и основательно, как это имеет место при долгосрочном психоаналитическом лечении. Фокусирование внимания на конкретном конфликте и психоаналитическая проработка его способствуют более «точечной направленности» на вскрытие и осознание наиболее уязвимого места в психике пациента в текущий момент времени, что может привести к облегчению его страданий.

Современные психоаналитики по-разному определяют понятие фокуса, лежащего в основе данного вида аналитической терапии. Под «фокусом» понимается: доминирующая тенденция развития конфликта (Ф. Моргенгальтер); «тематический перекресток», являющийся исходной точкой толкования (Д. Мелан); вычленяемый участок конфликтной области (М. Лейцингер-Болебер, М. Грюнциг-Зеебруннер). Конкретизация понятия фокуса находит свое отражение в представлении о «тематическом треугольнике» как объекте основного внимания аналитика при фокусной терапии. В соответствии с подобным представлением фокус анализа предопределяется пересечением трех сфер ситуативного знания, включающих в себя текущие отношения, обстоятельства переноса и особенности инфантильного развития пациента. Это означает, что фокусная психоаналитическая терапия не оставляет без внимания основные элементы техники психоанализа, связанные с проработкой сопротивления и переноса. При этом следует иметь в виду, что аналитическая работа при осуществлении данного вида терапии рассчитана на такой срок времени, который ограничивается десятью – тридцатью сессиями.

В современной психоаналитической литературе нет единого мнения ни об эффективности фокусной терапии, ни о показаниях и противопоказаниях применения ее к различным психическим заболеваниям. Одни психоаналитики считают, что данная терапия может быть использована при лечении только тех пациентов, которые характеризуются высокими интеллектуальными способностями и незначительной степенью психического расстройства. Другие психоаналитики полагают, что она может быть применена и для лечения пациентов, страдающих хроническими расстройствами и тяжелыми формами психических заболеваний. Вместе с тем, несмотря на подобные разногласия, большинство психоаналитиков высказывают твердое убеждение по поводу того, что использование фокусной терапии предполагает не только готовность пациента к раскрытию наиболее болезненного для него в данный момент времени конфликта, но и высокий профессионализм аналитика в умении в ограниченный срок установить существенные взаимосвязи между текущими переживаниями пациента и спецификой обнажаемого конфликта, а также проработать те бессознательные проблемы и процессы, которые обусловили страдания обратившегося за помощью человека.

 

ФРАНКЛ Виктор Эмиль (1905–1997) – венский психотерапевт, основатель логотерапии. Родился в Вене 26 марта 1905 году. В школьные годы заинтересовался психоаналитическими идеями, вступил в переписку с З. Фрейдом, по рекомендации которого в 1924 году опубликовал научную статью в Международном психоаналитическом журнале. Он проявил интерес также к идеям А. Адлера, вступил в общество Индивидуальной психологии, в 1925 году опубликовал статью в Международном журнале индивидуальной психологии, но в 1927 году по идейным разногласиям покинул ряды адлерианцев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.