Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психометрические основы психодиагностики




Операциональные классификации психодиагностических методик.

По степени влияния психодиагноста на результат обследования методик делятся на объективные и субъективные. В объективных методиках это влияние минимально, а в субъективных результаты зависят от квалификации опыта и интуиции психодиагноста.

К объективным методикам относятся следующие:

1. Приборные психодиагностические методики, которые предполагают регистрацию физиологических показателей, индикаторов поведения с помощью физических приборов, это показатели дыхания, частота сердечных сокращений, артериальное давление и т.д. Эти показатели используются обычно для диагностики функциональных состояний человека.

2. Аппаратурные поведенческие методики, измеряющие параметры реакции ответов, с их помощью изучаются: элементарные психические функции (чувство равновесия, скорость реакций…); свойства НС; психологическая совместимость и срабатываемость.

3. Объективные тесты-задания, которые предполагают поиск и нахождение правильного ответа (тесты на IQ, специальные способности, тесты достижений).

4. Тесты-опросники, они применяются для диагностики личностных свойств и психических состояний.

5. Методики объективного шкалирования, которые предполагают, оценку испытуемым каких-либо объектов или понятий по особенностям этой оценки судят о ценностных ориентациях испытуемого, о строении его когнитивной сферы. Например, испытуемому предлагают провести свободную классификацию некоторой группы объектов. Чем больше классов изобретет испытуемый, тем более дифференцированной считается его система понятий к этой же группе принадлежат некоторые проективные методики: тест Люшера, тест фото-предпочтений, тест юмористических фраз.

К субъективным методикам относятся следующие:

1. Проективные методики, в которых испытуемому предъявляются неопределенные стимулы это допускает широкий выбор возможных объектов. Направление этого выбора определяется опытом, мотивами и установками испытуемого. Ответы испытуемого могут представлять собой устный (письменный) текст или рисунок, которые подвергаются экспертной оценке, субъективизм оценок преодолевается за счет привлечения группы экспертов.

2. Стандартизированное аналитическое наблюдение, здесь психодиагност четко знает какие факты в поведении следует регистрировать и как на основе этих фактов производить оценку диагностируемых свойств.

3. Контент-анализ, он применяется при наличии однозначно зафиксированного материала наблюдения, подсчитывается частота проявления определенных элементов, по соотношению этих частот делаются определенные психологические выводы. Контент-анализу подвергаются газетные тексты, свободные сочинения учащихся, аудио- и видеозаписи.

4. Включенное наблюдение с последующим рейтинговым шкалированием. В данном случае группа испытуемых одновременно выступают в качестве экспертов, оценка производится путем шкалирования по 5, 7, 10 бальной шкале.

5. Беседа, это самый субъективный метод, так как сведения об испытуемом получаются в момент оказания на него воздействия. На испытуемого действуют слова, жесты, мимика, интонация психодиагноста. Результат зависит от установления доверительного контакта психодиагноста с испытуемым. Этот метод обычно используют психологи-консультанты и обучаются ему годы.

6. Ролевая игра, особенно эффективна для обследования детей, в игре ребенок проявляет присущие ему особенности поведения.

7. Активный или обучающий эксперимент, здесь психолог оказывает обучающее воздействие на обследуемых и фиксирует их успехи в обучении. Этот метод позволяет выявлять отклонения от возрастных норм развития и перспективы их компенсации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.