Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные требования к психодиагностическим методикам




Классификация и специфические особенности диагностических методов

МИМ- теоретическое обоснование, цели использования, процедура, анализ, варианты модификации

Метод семантических универсалий: цели использования, этапы.

Семантической универсалией называется список выделенных для данного сти-

мула координат (оценок по шкалам), одинаково оцениваемых значимым

большинством однородной группы испытуемых.

Автор Артемьева.

Оценка, сила, активность.

Всего 21 задание

Надо отметить от – 3 до +3

Следовательно, разброс от – 21 до +21

Оценка- степень самоуважения.

Сила- оценка волевых качеств. Уверен, независим или наоборот.

Активность- экстравертированность личности.

Список выделенных для данного стимула координат одинаково оцениваемый значимым большинством однородных групп.

Подсчёт частоты встречаемости определённого признака в группе.

Значимость признака.

Совокупность значимых признаков должна определяться по критерию значимости.

75% частот встречаемости

Если группа больше 25% человек.

Выстраивается матрица групповых результатов

Среднее значение оценок по каждой шкале.

Выделяем диапазон размаха по всем средних значениям.

Сумма оценок группы по каждой шкале.

Берём самые большие значения по модулю с минусом и плюсом, делаем это без учёта знака для всех шкал средних по группе.

Вычисляем 10% диапазон от выделенного диапазона.

К – прибавляем 0,45- 1,74, если с»+» то вычитаем.

Выделяем те средние значения по каждой шкале, которые входят в диапазон отступа.

Выделяем диапазон размаха средних по всем шкалам для группы испытуемых по

максимальным по модулю значениям средних для левого (со знаком «минус») и правого (со знаком «плюс») краев шкалы. Знак здесь обозначает не оценку качества, а только край шкалы. Вычисляем 10% диапазона размаха

Отступаем от каждого края диапазона размаха средних 10% длины в сторону середины диапазона. Получаем два диапазона отступа. Выделяем все дескрипторы (левый — при знаке «минус», правый — при знаке «плюс») шкал, среднее значение по которым входит в один из диапазонов отступа. Список этих дескрипторов называется групповой семантической универсалией оценки стимула.

использовать с 12 лет. 60 заданий- 40 положительных и 20 отрицательных.

Нюттен изучает мотивацию в терминах поведения, т. е. отношений между действующим индивидом и объектами или ситуациями среды. Он фактически не различает мотивацию и потребность. Под последней он понимает такое отношение между индивидом и миром, которое необходимо для оптимального функционирования индивида. Согласно Нюттену, в основе большого разнообразия мотиваций лежат более общие, или основные потребности: каждая из основных потребностей проявляется в различных, но функционально идентичных объектах (или целях). Таким образом, по Нюттену, мотивация человека чаще всего проявляется в форме конкретных объектов-целей и планов, каждый из которых «характеризуется «временным признаком», в том смысле, что связан либо с ближайшим, либо с более отдаленным будущим».

Метода мотивационной индукции (MIM) — вербального метода, состоящего из двух этапов:

1) получение сведений о мотивационных объектах индивида с помощью процедуры завершения испытуемым неоконченных предложений;

2) последующая их локализация во времени с помощью временного кода. В процессе анализа данных мотивации субъекта классифицируются в терминах мотивационных составляющих, касающихся природы объекта, с которым субъект желает контактировать, и природы деятельности по отношению к объекту (знать, работать и т. д.).

Временной анализ включает две переменные: возрастной период, в котором субъект находится в момент тестирования, и период, в который локализуется объект его мотивации. Нюттен делает важное различие между «временем субъекта» и «временем объекта»; им предложена дифференцированная периодизация жизни людей (локализация субъектов) и описаны периоды временной перспективы (локализация объектов) в терминах календаря (дни, месяцы, годы) и периодов жизни человека (возрастные периоды субъекта в контексте определенной культуры). Временная локализация объектов

совершается с помощью созданного Нюттеном временного кода, позволяющего отмечать на символической шкале с делениями последовательные временные периоды (как в терминах календаря, так в терминах периодов жизни людей).

Они основаны на восьми мотивационных категориях, выделенных с помощью М1М: 1) S — тот или иной аспект личности субъекта (представление о себе, способности, черты характера и т. д.); 2) SR — всякая деятельность, объект которой — сам субъект или один из его аспектов (развитие личности, реализация своих проектов и т. д.); 3) R — деятельность, имеющая целью произвести ожидаемый результат (деятельность в общем, профессиональная деятельность и т. д.); 4) С — все то, что касается социальных контактов; 5) Е — исследовательская, познавательная деятельность; 6) Т — религиозная (экзестинциональная) мотивация; 7) Р — все то, что касается собственности, приобретения какого-либо объекта, материального; 8) L — желания, связанные с развлечением, игрой, проведением досуга. Tt- сам процесс диагностирования, U- бессмысленные ответы.

Временные коды: для периодов календарного времени

И для биологического и социального времени

T- время момента диагностики, D- в течение дня, W- недели, M- месяца, У- года.

Социальной жизни

E- обучение.

0-дошкола

1-младший школьник (с 6 до 12)

средняя и старшая школа (12-18)

3- проф образования (18-25)

А- взрослость

0- переход ко взрослой жизни, совпадает с Е3.

1- 1- первый период соц автономии 25-45 лет

2- 2- до 65

О- старость

L- лайв, для обозначения тех мотивов и объектов, которые нельзя точно отнести.

l- обозначение объектов, которые представлены желанием человека, качествами или умениями

P- к прошлому. Могут быть конкретизированы

x- если мотив объекты не умещаются на жизненной шкале 1 человека.

На абсцисс – время точки

На ординат процент высказываний к соответствующему периоду.

Это позволяет понять глубину и сложность временной перспективы.

Иллюстрациями предложенного метода MIM служат три группы исследований: 1) исследование перспективы будущего в зависимости от возраста; 2) сравнительное исследование перспективы будущего у субъектов различных возрастов (11 —14 лет и 15—20 лет), правонарушителей и лиц, соблюдающих социальные нормы поведения; 3) исследование влияния переменной величины временной перспективы на успех в учебе.

Итак, основным аспектом изучения мотивации является измерение будущего. Исследуется мало разработанный временной аспект мотивации, который важен для конкретизации наших знаний о мотивации.

 

группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность (подробно об этом см. гл. III). Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографическими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.

Тесты- стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, устанавливают количественные и качественные индивидуально-психологические различия между людьми. Здесь важно получить правильный ответ от испытуемого. Есть индивидуальные и групповые тесты. Бывают; интеллекта, способностей (есть общие и специальные способности), личности (эмоционально-волевые компоненты, их можно разделить на тесты действия и ситуации), тесты достижений.

Опросники- задания в виде вопросов или утверждений. Личностные- как самоотчёты, Опросники-анкеты- не имеют отношения к психологическим областям.

Проективная техника- для диагностики личности, имеют глобальный подход к её оценке, используются неопределённые стимулы. Есть методики структурирования, конструирования и интерпретация, а также дополнения (завершение предложения), катарсиса (игровая деятельность в определённых условиях), экспрессии (рисование), импрессии (предпочтение одних стимулов другим)

Психофизиологические методики- природные способности человека, обусловленные свойствами нс. Разрабатывались Тепловым-Небылицыным. Лишены оценочного подхода к индивиду.

Наблюдение- поисковый или строго конкретный характер.

Беседа- сбор первичных данных на основе вербальной коммуникации. Самое распространённое- интервью, проводится по определённому плану.прямые. косвенные или проективные вопросы.

Анализ продуктов деятельности (контент анализ)

 

Стандартизация- единообразие процдуры проведения и оценки выполнения теста. Единые требования к процедуре. Унификация инструкций, бланков, способов регистрации, условий проведения оценки. Вначале надо её (методику) провести на большой репрезентатимвной выборке для разработки критериев оценки.

Процентиль- первичный результат которых ниже данного первичного показателя. Указывает на долю от общего числа членов группы.

Выборка стандартизации- часть или подмножество совокупности.

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Такими требованиями являются

Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Какова полезность.

Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Критерии валидностьи:

Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.

Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

--путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.