Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика личностных свойств человека




Подвижность

Уравновешенность

Сила

Сильный

Слабый (меланхолик)

Уравновешенный

Неуравновешенный (безудержный тип - холерик)

Подвижный (живой тип - сангвиник)

Инертный (спокойный тип - флегматик)

 

М-ки иссл-я темп-та: Айзенк, ОСТ Русалова, Стреляу-Вяткин.

В Ψ.тестир-и определяются индивидуал. различия регистрируемых хар-к. Т.о., неизменные усл-я для всех исп-х. Любой поступок чел-ка полидетерминирован. Ситуационная стратегия пов-я совпадает со св-вами темп-та, но м. наблюдаться и противоречие. Сильный и самоуверенный человек в бол-ве случаев проявляется след. черты хар-ра: общит-ть, доминант-ть, оптимизм, смелость, агресс-ть, деятельностная акт-ть в честолюбии. Слабый и неуверенный чел-к проявляет противоположные черт, но иногда в ситуации, в кот. спец. сп-ти данного слабого чел-ка приносят ему успех, он начинает проявлять весь комплекс черт, свойственных уверенному и сильному.

Одной из хар-к, относящихся к д-ке явл. интерес – это смещение потр-ти с предмета, на сам пр-с активной деят-ти с данным предметом. Наиболее информативной Ψдиагностич. инструментом иссл-я мотивационной сферы явл. проективные м-ки. При рассмотрении интереса надо рассматривать потр-ти и мотивы. Стилевые черты формируются не сами по себе, а в тесном взаимодей-и с мотивационными чертами. При хронической неудовлетв-ти, т.е. фрустрации опр. потр-ти, обнаруживается то, что черты хар-ра формируются как обслуживающие эту потр-ти (проблемы портят хар-р.) Отличие сп-тей от черт с Ψ. (.) зр. следует считать относительным. Сп-ть – это обычная черта, к оценке кот. мы применяем социокультурный норматив. Повышенная сп-ть к концентрации вн-я нередко сопутствует сниженной сп-ти к переключению вн-я → с (.) зр. Ψ черт: когнитивная ригидность преобладает над когнитивной гибкостью. Промежуточные между чертой и познавательными сп-тями Ψ. св-ва часто обозначаются понятием когнитивный стиль (гибкость – ригидность, аналитичность – синтетичность, импульсивность - рефлексивность). Сп-ти целесообразно делить на:

1. Общие.

2. Частные (специальные): к ним относятся Ψ. ff: воспр-е, вн-е, память, вообр-е, воля и мышл-е.

Т.о., сфера сп-тей и черт тесно взаимодействуют между собой в пр-се формирования инд-ти. спец. сп-ти, поддержанные соотв.скл-тями, развиваются быстрее, чем общие. Д-ка общих сп-тей осущ., как правило, с помощью тесто инт-та. Тесты, направленные на д-ку простр.мышл-я, в отк. Треб.решать краткие задания, представленные в зрит. неверб. форме в виде рисунков, графических символов (тесты, свободные от культур. зав-ти, т.е. свободные от влияния культур.эталонов и навыков логико-мыслительной деят-ти; самый популярный – тест Равена).

В/дей-е общих сп-тей с чувственно конкретным материалом дает смешанную категорию, кот. навз.общими модальными сп-тями. Эффективная зрит. непосредств. память способствует развитию системы образного воспр-я и мышл-я, в сочетании с доминированием синтетическим когнитив. стилем появляется стимул стимул к развитию художественного мышления – воображения; в сочетании с аналитическим стилем – к развитию инженерно-изобретательского мышл-я.

Модально-специфич. и общие сп-ти нашли отражение в фактороноиерархических th инт-та: Терстоун, Вернон и др. говорят о:

1. Нумерологическом инт-те – сп-ти к вычислению.

2. Вербальном инт-те – характеризует языковые сп-ти.

3. Пространственном инт-те – определяет разв-е образно-когнитивной возм-ти, т.е. технико-практический инт-т.

Под скл-тью подразумевается спец.сп-ть, которая превратилась одноt и в мотивационную черту, и в соотв. интерес.

Ψ. сост-я принято рассматривать как вторичные по отн-ю к понятию Ψ. св-ва. Основанием такого подхода явл. тот факт, что любое Ψ. сост-е м.описать как рез-т особого краткоt сочетания опр.динамич. Ψ. св-в и явл-й. напр., сост-е активного вн-я – это сложная комбинация таких краткоt Ψ. св-в как ориентировочная р-я, вн-е, направленное на воспр-е опр. объекта путем внутреннего волевого усилия, и таких долгоt св-в (черт) как ур-нь развития познават.сп-тей и ур-нь развития познават. интересов. Познават. сп-ть – любопытство. Продолжительность активного вн-я будет более больше, чем высокого ур-ня достигло развитие вышеуказанных св-в-черт.

В Ψ. сост-и различают:

· эмоц. сост-я (П. Экман): 1) радость, веселье. 2) грусть, апатия, печаль, депрессия. 3) гнев, агрессия, озлобление. 4) страх, тревога, испуг. 5) удивление, любопытство. 6) отвращение, презрение, брезгливость.

· функц.сост-я:

I. Связанные с ур-нем бодр-я и вн-я (сон, дремот, спокойное бодр-е, активное вн-е (ориент.р-я),напряженное вн-е (тревога, стрессовая мобилизация), утомление (истощенное вн-е, дистресс)).

II. Связанные с чертами темп-та и хар-ра.

Черта — это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию пов-я чел-ка, складывающуюся под дей-ем системы организмического, соц.-нормативного и личностного уровней регуляции. Т.о., традиционно по происхождению и сфере приложения выделяются 3 класса черт:

· конституциональные — обусловлены св-вами организма и задают ограничения для максимально широких классов ситуаций;

· индивидные — обусловлены опытом ж/деят-ти в опр. отн-но широких соц.-нормативных ситуациях;

· личностные — обусловлены внут. «работой» личности по ан-зу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно-ситуационные черты личн-ти.

Тест-опросник Стреляу, тест-опросник. Айзенка, 16PF Р.Кеттелла.

Бол-во применяемых др. многомерных тест-опросников хар-ра в большей или меньшей степени «замешано» на патохарактерологическом описании – содержание вопросов информирует исп-го о возможной направленности д-ки как д-ки Ψ. нарушений: MMPI, СМИЛ (стандартизованная м-ка иссл-я лич-ти), ММИЛ (Березин), Минимульт (Зайцев, акцентуации), ПДО (патохарактерологический диагностич. опросник, Личко А. Е., Иванов Н. Я.), ПДТ (Ψдиагностич. тест Л. Т. Ямпольского). Д-ка черт, будучи универсальным инструментом для Ψ-га, на практике треб. выработки и применения продуманной стратегии адаптивной интерпретации: один и тот же рез-т н. описывать на разном языке для (минимум) 3 категорий адресатов: для коллеги-Ψ-га, для администр.-управленче. персонала, для самого исп-го-клиента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.