Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование психодиагностической работы




Психологический прогноз.

 

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Деятельность специалиста в области психодиагностики не ограничивается описанием индивидуальных особенностей того или иного явления, поиском вызвавших его к жизни причин и соотнесением этих знаний со структурой и динамикой личности. Практическая ценность диагноза во многом определяется возможностью осуществления на его основе прогноза.

Л. С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития. Условием этого является разбивка прогноза на отдельные периоды и длительные повторные наблюдения.

В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации.

Планирование обследования обусловлено: практической задачей, определением предмета диагностики, сложностью выдвинутой проблемы, подбором соответствующих методик, их комплексностью, достоверностью, подготовкой стимульного материала, ответственностью за последствия выводов.

На этапе планирования составляют схему обследования, определяют состав и количество испытуемых, необходимое число измерений, разрабатывают план обработки результатов, готовят условия проведения обследования. Продумываются возможные способы установления контакта с испытуемым, обращается внимание на формулировку инструкции и подготовку формы протокола обследования.

 

Уровень усвоения учебного материала

1. Знать критерии классификации психодиагностических методик.

2. Отличать стандартизированные и нестандартизированные методы.

3. Представлять структуру психодиагностического процесса.

4. Знать характеристики уровней диагноза.

5. Иметь представление о планировании работы психолога.

 

Основные понятия темы

Диагностический подход, метод, методика, тест. Критерии классификации диагностических процедур, стандартизированные и нестандартизированные методы. Психодиагностический процесс, психологический диагноз, психологический прогноз.

Содержание самостоятельной работы студентов, рекомендации к ее выполнению, формы отчетности

1. Составление конспекта по теме на основе краткой записи лекционного материала и работы с учебно-методической литературой.

2. Работа с дополнительной литературой и периодическими изданиями.

3. Работа со словарями. Уточнение понятий и составление тезауруса. Студентам рекомендуется записывать в словарь все понятия, которые требуют уточнения смысла или являются непонятыми при чтении учебной литературы.

4. Составление списка вопросов, требующих дополнительного разъяснения преподавателем или обсуждения на семинарском занятии.

5. Подготовка докладов и сообщений по теме семинарского занятия.

 

Семинарское занятие по теме 3. Методы и основные этапы психодиагностического исследования

План проведения занятия

 

1. Доклад «Организация и содержание психодиагностического процесса».

2. Обсуждение доклада.

3. Доклад «Особенности постановки психологического диагноза».

4. Обсуждение доклада.

5. Краткое резюме.

Содержание занятия

Содержание доклада «Организация и содержание психодиагностического процесса» и обсуждение предполагают:

- расширение и углубление лекционного материала;

- конкретизацию технологических сторон каждого этапа психодиагностического процесса;

- обсуждение проблемных моментов организации работы психодиагноста.

 

Содержание доклада «Особенности постановки психологического диагноза» и его обсуждение предполагают:

- рассмотреть примеры психологического диагноза различных уровней;

- обратить внимание на взаимосвязь диагностического заключения с задачами обследования;

- обсуждение вопросов взаимосвязи диагноза и прогноза.

 

Краткий итог обсуждения предполагает закрепление материала выступлений и их обсуждения в форме выводов.

Организация занятия

1. Слушание докладов студентов и краткое конспектирование их содержания.

2. Вопросы для обсуждения и организация дискуссии.

3. Подведение итогов.

Вопросы для обсуждения

1. Метод, методика, технология, программа исследования: сущность и отличия.

2. Каковы критерии эффективности психодиагностической деятельности психолога?

3. Особенности использования полученной психодиагностической информации на практике.

4. В чем проявляется взаимосвязь диагноза и прогноза?

5. Приемы установления контакта с испытуемым.

 

Выводы:

 

- указываются особенности этапов диагностического процесса;

- обозначаются критерии эффективности психодиагностической деятельности;

- указывается характер взаимосвязи диагноза и прогноза;

- называются характерные приемы установления контакта с испытуемым;

- выделяются основные особенности использования психодиагностической информации на практике.

 

Уровни освоения материала

Студенты должны овладеть основными понятиями, характеризующими этапы диагностического процесса и технологию постановки психологического диагноза; иметь опыт разрешения поставленных вопросов путем обсуждения.

Контрольные мероприятия (тесты, коллоквиумы, контрольные работы, творческие задания, рефераты)

Не предполагаются.

Оборудование

Не предполагается.

Литература

 

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2002.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2001.

5. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – Москва-Воронеж, 1996.

6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб.пособие для студентов вузов и практических работников. – М., 2001.

Лабораторное занятие по теме 3. Методы и основные этапы психодиагностического исследования

 

План проведения занятия

1. Изучение структуры теста.

2. Заполнение опросника и составление протокола исследования.

3. Составление письменного отчета по теме занятия.

 

Содержание занятия

 

Изучить структуру теста, дать краткую характеристику. Выписать различные виды вопросов, определить их функции в обеспечении достоверных результатов тестирования.

Заполнить тест-опросник. Составить протокол исследования. Описать структуру, вид и функции протокола. Обработать результаты тестирования. Составить диагностическое заключение, описать 3 уровня диагноза.

Составить письменный отчет по теме занятия.

 

Организация занятия

 

1. Подготовка к занятию:

· изучить рекомендуемую литературу по теме;

· знать виды вопросов теста и их функции;

· иметь представление о процедуре тестирования, видах и функциях протокола исследования;

· знать содержание уровней диагноза.

2. В ходе занятия студенты:

· получают брошюру с тестом и регистрационный бланк;

· изучают структуру теста, заполняют опросник;

· составляют протокол исследования;

· формулируют диагноз с обозначением 3-х уровней.

3. Подведение итогов занятия: составление письменного отчета.

Уровни освоения материала

 

Студенты должны получить первоначальные навыки тестирования, анализа данных и составления психодиагностического заключения.

Контрольные мероприятия

 

Письменный отчет по теме занятия.

Оборудование

 

Брошюры с тестами, регистрационные бланки.

Литература

 

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2002.

3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – Питер, Спб., 2000.

4. Практическая психодиагностика: методики и тесты. – Самара: Изд. дом «Бахрах», 2007.

5. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Тема 4. Психометрические критерии научности психодиагностических методик

План изучения темы

1. Дифференциальная психометрика как базовый раздел психодиагностики

1.1. Общая и дифференциальная психометрия: области применения.

1.2. Основные психометрические требования к тестам. Понятие стандартизации.

2. Тестовые нормы. Репрезентативность.

2.1. Понятие тестовых норм. Принцип отсчета от нормы.

2.2. Репрезентативность тестовых норм.

3. Психометрические критерии научности психодиагностических методик

3.1. Надежность

3.2. Валидность

3.3. Дискриминативность

3.4. Достоверность

 

Опорные конспекты лекций

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.