Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр Асмолов 20 страница




Принципы психологического анализа в теории деятельности 237

гагот на передний план идею о неадаптивном, непрагмати­ческом характере активности субъекта, его саморазвитии и тем самым закладывают основания для нового проблемного поля анализа деятельности (Там же). С исследованиями над-ситуативной активности непосредственно соприкасаются исследования, в которых вводятся представления об уста­новках как механизмах, обеспечивающих устойчивость движения деятельности (Асмояов, 1980), Если установки как бы пытаются удержать деятельность в заранее задан?imx грани­цах, обеспечивают ее устойчивый характер, то надситуа-тивная активность, взламывая эти установки, выводит личность на новые уровни решения жизненных задач (Асмо-лов, 1979, 1980; Петровский В.А, 1975, 1981). Представле­ния динамического подхода к изучению механизмов развития деятельности во многом пересекаются с трактовкой психи­ческого как процесса в школе С,Л.Рубинштейна (см. Брут-липскищ 1979)- С позиции развиваемого в русле теории деятельности динамического подхода к психологическому анализу деятельности можно принципиально по-новому рас­смотреть экзистенциалистские концепции зарубежной гума­нистической психологии о самореализации (ГОлпорт) и самоактуализации (А,Маслоу) личности {Allport G.t 1969; Maslow, 1968) и раскрыть подлинную природу психологи­ческих механизмов ее развития. Все это составляет специаль­ную проблему появившегося в последнее время цикла исследований личности (Асмолов, Брошусь, Зейгарник и др., 1979). ■-.

4. Принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных

СВЯЗЕЙ

Положение Л,С,Выготского об опосредствованном ха­рактере высших психических функций, об использовании внешних и внутренних средств, знаков как «орудий», при помощи которых человек овладевает своей деятельностью, переходит к преднамеренной произвольной регуляции поведения, вошло в арсенал основополагающих принци­пов советской психологической науки и широко освеще-

238 Раздел ДГ, Деятельность — оеъяснюельный принцип—

но в отечественной литературе {Выготский^ Лурия, 1930; Выготский, 1956, 1960; Давыдов, 1972),

Прежде всего следует выделить те задачи, ради разреше­ния которых Л.С.Выготским был введен этот принцип. Та­кой задачей была, во-первых, задача преодоления постулата непосредственности в традиционной психологии и вытека­ющей из этого постулата натурализации, отождествления закономерностей приспособления к миру у животных и че­ловека. Второй и главной задачей была задача изучения пре­образования природных механизмов психических процессов в результате усвоения человеком в ходе общественно-исто­рического онтогенетического развития продуктов человечес­кой культуры б «высшие психические функции», присущие только человеку. Если воспользоваться словами К,Маркса, это была задача изучения преобразования человека из «субъ­екта природы» в «субъект общества» {Маркс> т. 23; Элъконин, 1971). При решении этой задачи Л. С Выготским и были раз­виты взаимосвязанные положения об опосредствованном характере высших психических функций и об интериориза-ции {Выготский, 1960), То, каким образом воплотились эти положения в конкретных психологических исследованиях, можно проиллюстрировать на материале анализа мнемичес-кой деятельности.

В развитии представлений психологов о роли средств в процессах запоминания и забывания можно выделить три периода. Вначале психологи, такие, как Г.Эббингауз, вся­чески старались устранить влияние мнемотехнических приемов и средств на запоминание, воспринимая их как досадные препятствия на пути поиска «чистых» законов памяти. Для второго периода, падающего в зарубежной психологии примерно на 1960 годы, характерно то, что использование средств уже не воспринимается как трюкачество, а становится предметом специального иссле­дования при анализе приемов повышения эффективнос­ти запоминания (см, Neisser, 1976), Коренной перелом во взглядах на роль внешних и внутренних средств в запоми­нании и шире — в человеческом поведении вообще, про­исходит в работах школы Л, С Выготского конца 1920— начала 1930 годов. Там, где представители ассоциативной

Принципы пснхологшеского анализа в теории деятельности 239

и когнитивной психологии усматривают лишь приемы, облегчающие запоминание, Л.С.Выготский видит пере­ход к принципиально новому типу приспособления чело­века к действительности, отличному от непосредственно определяемого стимуляцией приспособления у животных. Иными словами, в одних и тех же фактах Л.С,Выготский и представители указанных направлений зарубежной пси­хологии раскрывают совершенно разное, Л.СВыготский писал: «Если вдуматься глубоко в тот факт, что человек в узелке, завязываемом на память, в сущности конструи­рует извне процесс воспоминания, О напоминает сам себе через внешний предмет и как бы выносит, таким образом, процесс запоминания наружу, превращая его во внешнюю деятельность, если вдуматься в сущность того, что при этом происходит, один факт может раскрыть все своеобразие высших форм поведения, В одном случае не­что запоминается, в другом — человек запоминает нечто. В одном случае временная связь устанавливается благода­ря взаимодействию двух раздражителей, одновременно воздействующих на организм; в другом ™ человек сам со­здает при помощи искусственного сочетания стимулов временную связь в мозгу.

Самая сущность человеческой памяти состоит в том, что человек активно запоминает с помощью знаков. О поведении человека в общем виде можно сказать, что человек активно вмешивается в свои отношения со средой, через среду из­меняет поведение, подчиняя его своей власти» (Выготский, I960, сЛ 19—120)- Б принципе опосредствования как регу­лятивном принципе социальной детерминации поведения при помощи специфически культурных стимулов-знаков просматриваются ставшие впоследствии (в теории предмет­ной деятельности) ключевыми положения об опосредст­вовании психического отражения тем содержательным процессом, который связывает субъекта с предметным ми­ром, т.е. процессом предметной деятельности (А. Н Леонтьев), и столь важные для современной социальной психологии представления об опосредствовании межличностных отно­шений совместной предметной деятельностью (А. В.Петров­ский). Из принципа опосредствования вырастает положение

240 РлзщеяЛТ. Двтшшоаъ — объяснительный принцип

».

о единстве строения внешней и внутренней деятельности, очертания которого уже отчетливо прорисовываются в исс­ледованиях А.Н Леонтьева внешнего опосредствованного за­поминания и внутреннего опосредствованного запоминания, возникающего в результате перехода, «вращивания» внешних средств во внутренние средства в онтогенетическом разви­тии памяти2* В этом же исследовании наглядно показыва­ется, что принцип опосредствования неотрывен от принципа интериоризации.

5. Принцип интериоризации—экстериоризации как оппозиция принципу социализации в зарубежной психологии

На пути анализа принципа интериоризации—экстерио­ризации как принципа, раскрывающего механизм усвое­ния человеком общественно-исторического опыта, перехода совместных внешних действий во внутренние действия субъекта* развития личности, исследователей поджидает немало трудностей- И одна из них состоит в том, чтобы разрушить очень устойчивую ограниченную интерпретацию принципа интериоризации.

Прежде всего, как нам кажется, необходимо показать неоправданность долгое время бытовавшего мнения о том, будто бы представители теории деятельности выступали против понятия «социализация» как такового. Почвой для возникновения этого мнения послужили следующие ос­нования. Первое из них, как на это справедливо указывает Г.М.Андреева (1980), имеет своим истоком резкую кри­тику Л.С.Выготским представлений о социализации ре­бенка в концепции Ж.Пиаже. В ранних исследованиях Ж,Пиаже социальная среда интерпретируется в соответ­ствии с канонами психоанализа как внешняя* чуждая по

2 Мы считаем необходимым особо подчеркнуть эту преемст­венность во взглядах между Л,С.Выготским и А.Н.Леонть­евым в связи с нередко встречающимся мнением о том, что Л,С.Выготский не является представителем теории деятельности.

Принципы психологического анализа в теории деятельности 241

отношению к ребенку сила, которая принуждает его при­нять чуждьхе схемы мысли (см, Выготский, 1956), Против пестрой смеси в концепции социализации, в которой при­чудливо переплетаются психоанализ с социологической теорией ЭДюркгейма, и выступал Л.С.Выготский:, а затем и его последователи. Вторым истоком указанного выше мнения является настойчивое стремление А.Н.Леонтьева дать содержательную характеристику понятию «социализа­ция». Пытаясь сделать это, А,КЛеонтьев вводит положение об интериоризации—экстериоризации как взаимоперехо­дах в системе предметной деятельности человека. И нако­нец, еще одним основанием для возникновения этого мнения, лишь разрушив которое мы сможем вернуть по­нятию «интериоризация» его более широкий первоначаль­ный смысл, является то, что с середины 1950 годов основные усилия таких представителей деятельностного подхода, как ГГЯ.Гальперин, В.ВДавьщов, Н.ФТалызи-на, сконцентрировались на изучении интериоризации как механизма перехода из внешней практической или по­знавательной деятельности во внутреннюю деятельность {Гальперин, 1980; Давыдов, 1972; Талызина, 1975). В этих исследованиях, поставивших в центр проблему перехода из внешнего плана деятельности во внутренний идеаль­ный план> выделилась теория поэтапного, или планомер­ного, формирования умственных действий, созданная работами П,Я-Гальперина и его последователей. Однако нацеленность этих исследований прежде всего на изучение познавательной деятельности индивида привела к неяв­ному возникновению сужения понятия «интериоризация» к понятию, раскрывающему механизм превращения материального в идеальное, внешнего во внутреннее в ин­дивидуальной деятельности, а также к трактовке в иссле­дованиях А.Н.Леонтьева и П.ЯХальперина внешней деятельности как не имеющей в своем составе психичес­ких компонентов (см, Брушлинскийу 1979)- Более широкий смысл понятия «интериоризация» как механизма социа­лизации оказался в тени. Между тем, еще в начале 1930 годов Л.С.Выготский весьма недвусмысленно писал: «Для нас сказать о процессе "внешний" — значит сказать "со-

242 Ращен Ш. Д&гтыюаъ — оБшсттдьнь'ш принцип^.

циалъный". Всякая психическая функция была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внут­ренней, собственно психической функцией: она была прежде социальным отношением двух людей» (Выготс­кий, I960; Выготский, Лурия, 1930) [курсив мой — АА]. Напомним, что для Л.С.Выготского интериоризация и представляла собой переход от внешнего, интерпсихичес­кого к внутреннему, интрапсихическому. В понятии «ин­териоризация» необходимо выделить три грани.

Первую грань можно было бы назвать гранью индиви­дуализации. Раскрытие этой грани позволило Л.С.Выгот­скому отразить основной генетический закон культурного развития: от интерпсихического, социальной коллек­тивной деятельности ребенка к индивидуальному, иит-рапсихическому, собственно психологическим формам его деятельности, Суть этой закономерности развития конк­ретных видов деятельности рельефно выступает в исследованиях Л-С, Выготского по превращению внешней социальной речи, «речи для других», во внутреннюю речь, «речь для себя*>. Совсем недавно начали появляться иссле­дования интериоризации межличностных отношений в онтогенезе. Так, в исследовании В.ВАбраменковой пока­зывается, как возникают и проявляются гуманные отно­шения к сверстнику у дошкольников в совместной деятельности (Абраменкова^ 1980), Вначале совместная дея­тельность, предполагающая реальное сотрудничество детей, порождает и полностью определяет опосредство­ванные ею гуманные отношения. С возрастом гуманные отношения, интериоризируясь в ходе совместной деятель­ности, фиксируются в гуманных смысловых установках личности ребенка, проявляющихся в таких переживаниях ребенка, как сострадание и сорадование неудачам и успехам других. В онтогенезе взаимосвязи между гуман­ными, или шире, межличностными, отношениями, пре­образованными в установки личности, к совместной деятельности как бы переворачиваются: если у детей совместная деятельность непосредственно порождает и опосредствует гуманные отношения, то у взрослых гуман­ные отношения, фиксировавшись в установках личное-

Принципы психологического анализа в теории деятельности 243

ти? сами опосредствуют и даже определяют выбор тех или иных мотивов конкретной деятельности. Такого рода ис­следования ставят перед представителями теории деятель­ности проблему изучения интериоризации межличностных отношений, которая еще ждет своего решения.

Вторая грань понятия «интериоризация», отражающая переход от «мы» к «я» (Кон, 1978), лучше всего, на наш взгляд, передается посредством термина интимизацыя. Исследуя эту грань, мы подходим к таким проблемам, как проблемы самосознания личности. При изложении этого аспекта интериоризации можно сослаться, напри­мер, на глубокие наблюдения С-Л.Рубинштейна, кото­рый в простом факте называния двухлетними детьми себя в третьем лице (Петя, Ваня), т.е. так, как их зовут другие люди, а лишь затем в первом лице («я»), ввдит начало осознания детьми своего «я» (Рубинштейн^ 1973).

И наконец, третья, наиболее изученная грань понятия «интериоризация» — это интериоризация как производ­ство внутреннего яплана сознания*. Казалось бы, детальное изучение этого аспекта интериоризации должно было бы послужить своеобразной гарантией от односторонних его интерпретаций. Тем не менее интериоризация порой трак­туется как прямой, механический перенос внешнего, материального во внутреннее» идеальное. Отчасти такое впечатление может возникнуть из-за подчеркивания в те­ории деятельности положения о единстве строения внеш­ней и внутренней деятельности. Но единство, например, мысли и слова> как неоднократно подчеркивал Л, С. Вы­готский, никак не означает их тождественности, одина­ковости. Для того чтобы избежать возникновения впечатления об интериоризации как механическом перено­се, можно привести красноречивые факты тех трансформа­ций» которые претерпевает строение внешней речи при преобразовании во внутреннюю речь (особый синтаксис, преобладание смысла над значением, слияние смыслов и т.п.) (Выготский^ 1956), или такие выделенные П.Я,Галь­периным специфические особенности перехода внешней деятельности во внутреннюю, как обобщение, свертыва­ние и т.п. Безусловно, что сами эти особенности также

244 Раздел ДХ Деятельность — объяснительный принцип».

нуждаются в дальнейшем изучении, выявлении их соб­ственно психологического содержания {Давыдов, 1979).

Только рассмотрение всех этих граней принципа инте-риоризации—экстериоризации позволит дать содержа­тельную характеристику представлений о механизмах социализации в теории предметной деятельности.

6. Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам»

Принципы реактивности и непосредственности посто­янно соседствуют в основывающихся на механистическом

материализме психологических теориях с принципом ато­марного анализа психики. Этот принцип зиждется на прису­щей механистическому материализму уверенности, что целое есть всегда сумма составляющих его частей, и не более того (см. об этом Бернштейи, 1947). В психологии этот принцип анализа был назван Л.СВыготским принципом анализа «по элементам». «Существенным признаком такого анализа яв­ляется то, — писал Л.С Выготский, — что в результате его получаются продукты, чужеродные по отношению к анали­зируемому целому, — элементы, которые не содержат в се­бе свойств, присущих целому как таковому, и обладают целым радом новых свойств, которых это целое никогда не могло бы обнаружить» {Выготский, 1956, с.46). В качестве типичного примера анализа поведения человека «по эле­ментам» можно привести сведение поведения человека к сумме рефлексов в радикальном бихевиоризме. Полную противоположность принципу анализа «по элементам» пред­ставляет собой системный принцип анализа «по единицам», существеннейшая черта которого состоит в том, что про­дукт такого анализа несет в себе все основные свойства, присущие целому (Там же).

Из принципа анализа «по единицам» исходит и А,Н.Ле­онтьев при разработке представлений о структуре пред­метной деятельности. В предметной деятельности, имеющей иерархическую уровневую структуру, вычленяются отно­сительно самостоятельные, но неотторжимые от ее живо-

Принципы психологического анализа в теории деятельности 245

го потока «единицы» — действия и операции, А.Н.Леонтьев специально указывает, что структурные моменты деятель­ности, «единицы** деятельности не имеют своего отдель­ного существования. При выделении этих «единиц» мы как бы отвечаем на три следующих вопроса: Ради чего осуществляется деятельность? На что направлена деятель­ность? Какими способами, приемами реализуется деятель­ность? Отвечая на первый вопрос, мы выделяем такой системообразующий признак, характеризующий особенную деятельность, как мотив деятельности (предмет потреб­ности). При ответе на второй вопрос внутри деятельности выделяется иерархически подчиненный по отношению к первому системообразующий признак — цель, к которой стремится субъект, побуждаемый тем или иным мотивом, Процессы, направленные на достижение сознаваемого предвидимого результата, т,е. цели, и представляют собой действия. Но действие не происходит в пустоте, а всегда осуществляется в определенных условиях. Для того, чтобы ответить на вопрос, какими приемами осуществляется действие, в действиях вычленяются операции — способы достижения цели действия, которые соотносимы с условия­ми выполнения действия, В этих условиях, как правило, фиксированы в результате экстериоризации те или иные «функциональные значения» (Зинченко, Гордон, 1975). И наконец, четвертым необходимым моментом психологи­ческого строения деятельности являются психофизиологи­ческие механизмы — реализаторы действий и операций. Таково краткое описание строения предметной деятель­ности.

В зависимости от задачи, которую ставит перед собой исследователь, у него начинают «работать» при объяснении различных сторон психической реальности разные «еди­ницы» деятельности (Леонтьев А.А., 1978; Юдин, 1978). Так, например, при анализе развития личности в каче­стве «единицы» выступает «особенная деятельность». Об­разцом такого рода исследований являются разработанные Д.Б.Элькониным представления о периодизации развития личности ребенка (Эльконин> 1971). При исследовании со­циальной перцепции, динамики групповых процессов в

246 Раздел Ш* Деятельность — объяснительный принцип^

социальной психологии в работах ТЛА.Андреевой и А.В.Петровского все активнее на^инает'применяться та­кая «единица», как совместная предметная деятельность (Андреева^ 1980; Психологическая теория коллектива, 1979). При исследовании познавательных процессов, напримерi при изучении запоминания, мышления или восприятия, в качестве «единицы» анализа используется «действие». Именно «действие* рассматривается в исследованиях па­мяти, проведенных П.ИЛинченко и АЛ,Смирновым, как основная единица структурного, функционального и гене­тического анализа непроизвольного запоминания {Зинчеп-коу 1971; Смирное, 1965)- Продуктивность использования «действия» как «единицы» анализа восприятия можно про­иллюстрировать на примере исследований, проведенных в русле концепции «перцептивных действий» (Давыдов, 1979)- Список работ, показывающих объяснительную на-грузку различных «единиц» анализа предметной деятель­ности, можно было бы продолжить (см. например, Берн штейн, 1947; Давыдов, 1979; Тихомиров, 1969).

Представления о «единицах» анализа деятельности, взаимопереходах между ними уточняются и развиваются (см., например, Тихомиров, 1969), но, как бы они ни из­менялись, принцип психологического анализа «по еди­ницами задает общую стратегию изучения структуры предметной деятельности,

7, Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности

Одним из доказательств реальности существования того или иного принципа познания является то, что с ним рано или поздно приходится столкнуться представителям самых разных ориентации в науке. Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности пережил, по крайней мере, два своих рождения. Недавно он был замечен психологами когнитивистского направления, которые в последние годы начали осознавать тот факт, что нельзя построить психо-г

Принципы психологического анализа в теории деятельности 247

логию познавательных процессов в рамках информаци­онного подхода с его схемой «вход—выход», оставив за скобками реальный содержательный процесс взаимодей­ствия человека с миром, «Когнитивные психологи долж­ны предпринять огромные усилия, — пишет лидер этого направления У.Найссер, — чтобы понять то, как осуще­ствляется познание в обычной среде и в контексте целенаправленной деятельности* (Neisser, 1976, с.7)* До тех пор пока познавательные процессы не будут рассмат­риваться в контексте деятельности, психологи будут вынуждены довольствоваться чисто внешними количе­ственными их описаниями вроде введенного У.Найссе-ром принципа параллельной переработки информации.

Задолго до того, как психологи когнитивистского направ­ления пришли к мысли о необходимости исследования по­знавательных процессов в контексте целенаправленной деятельности, в советской психологии в русле теории пред­метной деятельности на материале исследования памяти был фактически открыт принцип, охарактеризованный нами как принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В исследова­ниях П.И.Зинченко и А А, Смирнова показано изменение характера зависимости запоминания от того, с какими ком­понентами деятельности — мотивами, целями или условиями выполнения действия — связан запоминаемый объект. Не пересказывая здесь известных работ ПИЗинченко, обра­тим лишь внимание на то, что общий методический прием изучения непроизвольного запоминания является непосред­ственным воплощением принципа зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре дея­тельности. Суть этого приема состоит в том, что один и тот же материал должен был выступать в эксперименте в двух ипостасях: один раз — в качестве объекта, на который на­правлена деятельность, т.е. цели действия: другой раз — в качестве фона, условия достижения цели, т.е. объекта, ко­торый непосредственно не включен в выполняемую субъек­том познавательную или игровую деятельность. Подытоживая результаты своих исследований, ГШ.Зинченко сделал вы­вод о том, что материал, составляющий непосредственную

248 Раздел EL Деятельность — объяснительный принцип.»

цель действия, запоминается более конкретно и эффектив­но у чем материал, относящийся к способам осуществления действия.

Содержание принципа зависимости психического от­ражения от места отражаемого объекта в структуре дея­тельности может быть раскрыто при исследовании творческой деятельности (Пономареву 1976) и перцептив­ной деятельности (Запорожец, Венгер, Зинчеико и др., 1967), Этот принцип также лег в основу функциональной клас­сификации эмоций (Вилюнас, 1974) и представлений о разноуровневой природе установочных явлений (Асмолов, 1979). Он представляет собой один из важных принципов теории предметной деятельности и обладает далеко еще не исчерпанным объяснительным потенциалом.

Выделенная и описанная выше система принципов, так же как пронизывающий все исследования в русле де-ятельностного подхода принцип историзма, являют со­бой неповторимое лицо теории предметной деятельности. Эти принципы, конечно же, нельзя воспринимать как каноны, от которых последователи Л.С.Выготского не могут отступить ни на шаг.

Канонизация основных принципов теории несет в себе куда большую опасность, чем внешняя или внутренняя ее критика- Теории никогда не умирают от критики. Они гиб­нут в руках старательных учеников, спешащих их канонизи­ровать и, тем самым, отправить на заслуженный отдых. При этом на всех этапах истории науки ученики проделывают одну и ту же незамысловатую операцию — операцию возве­дения исходных принципов в ранг постулатов, не требую­щих доказательств. Не случайно В.Келер, как вспоминает Б.В.Зейгарник, запретил своим сотрудникам использовать понятие «гештальт» для объяснения тех или иных феноме­нов; и в этом был абсолютно прав. Если принципы анализа деятельности будут возведены в ранг постулата, то теория деятельности превратится в теорию, достойную внимания лишь для историков психологии. Все те принципы, которые выделены в теории предметной деятельности, представляют собой не что иное, как предпосылки, определяющие ход развития современной психологии, ее будущее.

Принципы псР1ХологичЕСкого анализа в теория деятельности 249

Литература

Абраменкоеа В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие проявления гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. 1980. № 5,

Абульханова-Славская К.А. Категория деятельности в совет­ской психологии // Психол, жури. 1980. Т, 1. № 4,

Алхазишвылы А А. Специфика потребностей у человека // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.

Андреева Г.М. Социальная психология. М, 1980,

Асмолов А. Г. Проблема установки в необихевиоризме: про­шлое и настоящее // Вероятностное прогнозирование в дея­тельности человека. М., 1977.

Асмолов AS. Деятельность и установка. М^ 1979,

Асмолов AS. Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности // Вопросы психологии. 1980, № 3.

Асмолов AL, Братусъ Б.С, Зейеарник Б.В., Петровский В.А, Субботский Е.В., Хараш АУ,, Цветкоеа Л. С. О некоторых перс­пективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии, 1979* № 4.

Асмолов А.Г.> Петровский В,А, О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психоло­гик. 1978, № 1.

Бериштейн НА. О построении движений, М.} 1947,

Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физио­логии активности. М., 1966,

Брушлииский А.В. Мышление и прогнозирование. М,5 1979.

Ветер ЛЛ Восприятие и обучение, М., 1970,

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М, 1974.

Выготский Л, С Избранные психологические произведения,

, 1956.

Выготский Л, С, Развитие высших психических функций. М.3 i960,

Выготский Л+С, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.- Л., 1930.

Гальперин П,Я, Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышле­ния в советской психологии / Отв. ред, Е.В.Шорохова. М., 1966.

Гальперин Я, Я. Введение в психологию, М.5 1976.

Гальперин И Я, Функциональное различие между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психо­логии / Ред, И.И.Ильясов, В.Я.Ляудис. М., 1980.

250 Раздел! HL Деятельность — объяснительный принцип».

Давыдов В, В, Виды обобщения б обучении. М.? 1972.

Давыдов В. В. Категория деятельности и психического отра­жения в теории А.НЛеонтьева // Вестник Моск. ун-та. Сер, 14, Психология. 1979. № 4,

Дункер К, Психология продуктивного (творческого) мышле­ния // Психология мышления. М., 1966,

Запорожец А-В, Развитие произвольных движений, М, 1960.

Запорожец А В., ВенгерЛЛ., Зинчеико В.И? Рузская AS. Вос­приятие и действие. M,t 1967,

Запорожец А.В., ЭлькотшД.Б. Психология детей дошкольно­го возраста. M.s 1964.

Занченко ВЖ Продуктивное восприятие // Вопросы психо­логии, 197LN&6.

Зинненко В.П., Гордон ВМ. Методологические проблемы пси­хологического анализа деятельности: Системные исследования,

М., 1975.

Зынненко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

Кон И. С Открытие «Я». М., 1978.

Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К, Маркса, Мм 1976,

Леонтьев АЛ. «Единицы» и уровни деятельности // Вестник Моск. ун-та. Сер, 14, Психология. 1978, № 2.

Леонтьев А.& Проблемы развития психики, ML, 1965.

Леонтьев А.К Деятельность. Сознан и с. Личность. М,, 1977.

Ломов Б.Ф< Категория деятельности в психологии // Психол. жури, 1981. №5,

Маркс K.t Энгельс Ф. Соч., т. 20,

Маркс К^ Энгельс Ф. Соч,3 т. 23.

Петровский АВ. Личность в психологии с позиций систем­ного подхода// Вопросы психологии. 1981, № L

Петровский В.А. К психологии активности личности //Во­просы психологии. 1975. № 3.

Пономарев Я А. Психология творчества, М, 1976,

Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.Петровс­кого, М.э 1979.

Рубинштейн СЖ Бытие и сознание, М,, 1957.

Рубинштейн СЖ Человек и мир // Рубинштейн СЖ Проб­лемы общей психологии / Отв. ред. Е.В.Шорохова, ML, 1973.

Смирнов АЛ Проблемы психологии памяти, М, 1965.

Суходольский LB. Понятийная система психологической те­ории деятельности // Психол. журн. 198L Т. 2. № 3.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975,

Принципы психологического анализа в теории деятельности 251

Тихомиров О.К Структура мыслительной деятельности чело­века, М., 1969*

УотсонДж. Психология как наука о поведении, М., 1926.

Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной систе­мы, Л., 1969.

Элъконин Д.Б. К проблеме периодизации психического раз­вития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971, № 4.

Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности, 1978.

Allport G. W. The person in psychology, Boston, 1969,

Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis, Berlin, 1926,

MasbwA.R Toward a psychology of being. N,Y., 1968.

Neisser К Cognition and reality. San Francisco, 1976.

Skinner B.F. Beyond freedom and dignity. N.Y., 1971.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.