Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики инфантильно-генитальной фазы




У каждого учения есть свое начало. У психоанализа таким началом стала теория психосексуального развития. Эта теория рассматривает развитие личности как развитие влечений, сексуального (либидинозного) и агрессивного. Эти две базовые динамические силы определяют не только интрапсихические, но и межличностные процессы.

Ребенок проходит развитие от недифференцированного влечения, в основе которого лежит собственное удовольствие, до альтруизма психосексуального влечения, основу которого составляет забота об удовольствии партнера, как продолжения себя.

Инфантильно-генитальная или фаллическая стадия промежуточная стадия в этом процессе развития. Она начинается в возрасте 3 – х. лет и заканчивается в возрасте 6-7 лет.

Она наступает после анальной стадии развития и предшествует латентной стадии.

И включает два этапа - доэдипов период (2-3 года) и эдипов (3- 6/7лет)

Если в доэдипов период у ребенка наблюдается только любопытство к своим гениталиям, то в эдипов период начинается активное манипулирование ими для получения удовольствия.

Если в доэдипов период ставится психологическая задача – решить, кто он мальчик или девочка, то в эдипов период ставится задача выстроить с каждым родителем особенные отношения, в соответствии с его полом. Для мальчика – отношения с матерью как мужчина с женщиной, и с отцом – как мужчина с мужчиной.

Процесс полоролевой идентификации, который происходит на инфантильно-генитальной стадии, начинается еще раньше этой стадии с идентификации с универсальным объектом ( он общий и для мальчиков и для девочек) – матерью. Но в 2-3 года, когда начинается осознание различия полов, у мальчиков происходит смена объекта идентификации, ребенок выбирает для идентификации того родителя, с кем он наиболее сходен.

У идентификации есть свои опасности.

В частности, ее возможная чрезмерность. Она создает ограничение для выработки функций «Я» и автономии личности. Это то, что лежит в основе понятия Винникота «ложная самость».

Или объект идентификации может оказаться фобически заряженным, что станет препятствием для идентификации с ним. В итоге развитие девочки может пойти по маскулинному пути, выразиться в негативном отношении к женственности и мазохистских тенденциях по отношению к себе. А в развитии мальчика не произойдет частичной дистанцированности от матери, и не наступит фаза фаллоцентризма, когда фаллос становится центральным предметом сексуального интереса и гордости.

Для нормальной полоролевой идентификации важно, чтобы отец восхищался женскими качествами своей дочери, а мать - мужскими качествами своего сына.

У Фрейда фаллос имеет одинаковое значение для обоих полов, одни обращают внимание на его присутствие, другие – на отсутствие. Мальчик пребывает в состоянии кастрационной тревоги, девочка переживает кастрацию как совершившийся факт.

Мальчик сравнивает свой пенис с пенисом отца, девочка сравнивает свое тело с телом матери. И оба понимают, что проигрывают в этом соревновании. Запретные соревновательные фантазии вызывают тревогу, у мальчика через наказание лишиться пениса, у девочки - лишиться привлекательности тела.

Эдипов комплекс – вторая фаза инфантильно-генитальной стадии психосексуального развития ребенка. Позитивный Эдипов комплекс – ребенок испытывает любовные чувства к родителю противоположного пола, а родителя одного с ним пола воспринимается как пугающий соперник. Негативный Эдипов комплекс – любовные чувства направляются на родителя своего пола, а родитель противоположного пола становится соперником. Эти формы сбалансированы в каждой личности и вопрос в том, какая из них преобладает. В психоанализе существует такое понятие как полный Эдипов комплекс. Это сбалансированные в определенной степени позитивные и негативные формы эдипова комплекса.

Эдип - это система конфликтов, внешних и внутренних, связанных с родительскими запретами. Внешние конфликты, через интернализацию, превращаются во внутренние конфликты и ложатся в структуру Сверх-Я. Отныне внешние конфликты становятся конфликтом «Я» и Сверх-Я, которое чувствуется как напряжение между этими инстанциями. Это чувство вины.

Появляется механизм разрешения конфликтов - компромиссное решение. Компромиссное решение лежит в основе нормального разрешения Эдипова комплекса.

Например, мальчик может сказать себе, конечно, я не могу устранить отца, как бы мне этого хотелось, да и хорошо, что не могу – я ведь его люблю, но это не значит, что я совсем отказываюсь от своих желаний. Я отказываюсь сейчас от желания единолично обладать матерью, но я подожду еще лет 10-15, я встречу женщину, которая заменит мне маму, и уже ее я не отдам ни одной отцовской фигуре, ни одному мужчине.

Для нормального выхода из эдиповой фазы, для его разрешения, важен нарциссический баланс. Нарциссический баланс – баланс между объектной и нарциссической долей либидо, между той долей либидо, которая адресована объекту и той долей либидо, которая оставлена для самого себя. В формировании нарциссического баланса определяющую роль играет адекватная родительская поддержка. Это способность родителей найти оптимальный баланс междуфрустрацией и удовлетворением эдиповых желаний. Если эдиповы желания ребенка будут удовлетворены, возникнет его собственная переоценка и нарциссическое либидо возобладает над объектным либидо. Ребенок 4-5 лет, тонко манипулируя родителями, с помощью своих капризов и истерик, реально заставляет их расстаться – полная эдипова победа. В противоположном случае, если родители будут только фрустрировать эдиповы желания ребенка, так что сразу дадут понять, что ему не на что рассчитывать, тогда возможно полное самоуничижение, негативная оценка себя.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.