Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конст-но-правовое регулирование религиозных объединений в РФ




В ст. 14 Конституции сказано, что Россия является светским гос-вом. Религиозные орг-ии равны перед законом. Религиозные орг-ии не могут, вмешиваться в управление страной и осуществлять давление на правительство.

 

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно живущих на территории РФ, созданное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица.

 

Религиозные орг-ии в зависимости от терр-ой сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

 

Местной религиозной организацией считается религиозная организация, в которой не менее десяти участников, достигших совершеннолетия и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

 

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных орг-ий.

 

Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории РФ на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной орг-ии с заявлением о гос-ой регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.

 

При создании религиозного объединения как юридического лица составляется устав, он утверждается учредителями религиозной орг-ии.

В уставе религиозных орг-ий указывается все то, что и в других уставах юридических лиц.

Регистрация орг-ии происходит в Министерстве юстиции России.

Религиозное объединение

Религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных орг-ий.

Создание религиозных объединений в органах гос-ой власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Деятельностью религиозных объединений регламентируется в Гражданском Кодексе, Федеральном законе «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях». Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных орг-ий (ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях".

По данным Мин-ва юстиции РФ, по данным на 1 января 2003 г. в нашей стране действовало 18.300 зарегистрированных религиозных орг-ий, относящихся почти к 79 концессиям. А уже в 2010 году эта цифра была 23.494 религиозных объединений. Государственно-конфессиональные отношения должны строиться на основе строгого и неукоснительного соблюдения законодательства всеми субъектами отношений. Однако это не исключает возможности работы над совершенствованием законодательства.

В современное время гос-во открыло религиозным организациям огромные возможности деятельности, такие как- осуществление благотворительности, издание печатной литературы, культурную, образовательную и предпринимательскую. Религиозные орг-ии в своем пользовании владеют и распоряжаются имуществом, могут вступать в договорные отношения и т.д. Осуществляя свою деятельность они обязаны соблюдать закон.

В СССР закон о региональных культах был закрыт от всеобщего доступа. Религиозные орг-ии и священнослужители отталкивались от разъяснения властей, они им описывали, что можно делать, а что нельзя. И это мешало защищать свои права. В России принятый федеральный закон «О совести и о религиозных объединениях» доступен всем. еализация курса на демократизацию общественных отношений, создание правового государства и гражданского общества в РФ привела к коренным изменениям правового статуса религиозных объединений. После долгих лет антирелигиозной, по своей сути, политики советского государства был принят Закон РСФСР от 25.10.1990 № 267-1 «О свободе вероисповеданий», определяющий основы правового статуса религиозных объединений. А через три года в Конституции РФ был закреплен светский характер государства, предполагающий отделение религиозных объединений от государства и запрет на установление какой-либо религии в качестве гос-ой или обязательной (ст. 14), гарантированы свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, право на свободный выбор и распространение религиозных и иных убеждений (ст. 28), провозглашено равенство прав и свобод гражданина независимо от отношения к религии, убеждений (ст. 19).

 

В 1997 году в развитие конституционных положений был принят Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон о свободе совести), с введением в действие которого утратил силу Закон РСФСР от 25.10.1990 № 267-1 «О свободе вероисповеданий».

Таким образом, в начале 1990-х годов в России была в основных чертах сформирована законодательная база, регулирующая отношения по реализации свободы совести и определяющая правовой статус религиозных объединений. При этом впервые в истории России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры стали частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Тем самым открылась возможность прямого применения таких актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 13.11.1981 и др.

Именно создание современной правовой базы, определяющей параметры формирования и развития религиозных объединений, во многом обусловило всплеск религиозной активности первой половины 1990-х годов. В этот период в массовом порядке были осуществлены выход из подполья и регистрация тех религиозных объединений, которые ранее находились на нелегальном положении; активно создавались новые религиозные образования, принадлежавшие как к возрождавшимся религиозным конфессиям, ранее действовавшим на территории России, так и к новым религиозным направлениям, имеющим зарубежное происхождение. На этом фоне наблюдалась резкая активизация миссионерской деятельности представителей самых разных конфессий.

Однако продекларировать в Конституции РФ принципы вероисповедной свободы, определить правовые основы гражданского общества оказалось недостаточным для того, чтобы общепризнанные правовые принципы и нормы, гарантирующие светскую государственность и религиозную толерантность, стали неотъемлемой частью жизни российского общества. Не гос-во, а общество, а еще в большей степени сами религиозные конфессии оказались неготовыми к такому развитию событий. Отсутствие надлежащей культуры веротерпимости и подсознательная, исторически привитая обществу тяга к единой для всех идеологии вошли в противоречие с выбором, сделанным в пользу религиозного плюрализма[1].

Такому повороту событий в определенной мере способствовали и некоторые нормы Закона о свободе совести, вступающие, на наш взгляд, в противоречие с соответствующими положениями Конституции РФ, а также общепризнанными нормами международного права. Статья 14 Конституции РФ устанавливает, что Россия является светским гос-вом, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве гос-ой или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Вразрез с этими принципами Закон о свободе совести устанавливает «особую роль» православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры и провозглашает уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям. Указание в тексте преамбулы Закона о свободе совести на «особую роль» православия и перечень «признанных» гос-вом религий, которые составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России, нарушают принцип равенства религиозных объединений перед законом, что на практике вызывает немало недоразумений, является основанием обострения межконфессиональных отношений, а также фактором нестабильного развития общества. По сути дела, в этом положении преамбулы Закона о свободе совести устанавливается государственно-признанный статус и вытекающие отсюда привилегированное положение отдельных религиозных конфессий и дискриминация других религиозных объединений, не соответствующие международно-правовому принципу равенства всех религий, зафиксированному в ст. 14 Конституции РФ.

Установление в преамбуле Закона о свободе совести «особой роли» православия обусловливает дискуссии в обществе о правомерности ограничения прав новых религиозных объединений[2].

Закон о свободе совести выделяет два вида религиозных объединений: религиозная группа, не имеющая статуса юридического лица (ст. 7), и религиозная организация, обладающая статусом юридического лица (ст. 8). При этом не устанавливается минимальная численность религиозной группы, необходимая для уведомления органов местного самоуправления о создании данной группы. Кроме того, не регламентируются порядок постановки на учет в органах местного самоуправления религиозных групп, выдачи подтверждения данного обстоятельства и форма такого подтверждения.

Обращает на себя внимание тот факт, что оформление группы в религиозную организацию искусственно затруднено. Так, согласно п. 1 ст. 9 Закона о свободе совести «учредителями местной религиозной орг-ии могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной орг-ии того же вероисповедания, выданное указанной организацией». Толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что условием регистрации религиозной орг-ии является наличие выданного органами местного самоуправления подтверждения о существовании орг-ии на данной территории в течение 15 лет либо подтверждения о ее вхождении в состав централизованной религиозной орг-ии того же вероисповедания, выданного этой централизованной организацией.

Предоставленная законом возможность религиозной группе зарегистрироваться в качестве юридического лица до истечения 15-летнего срока существования на данной территории путем вхождения в уже существующую централизованную религиозную организацию — это фактически, по нашему мнению, навязанное религиозным общинам членство в централизованных религиозных организациях, что является нарушением свободы совести, предполагающей добровольность участия каждого в религиозных объединениях, которая не может быть ограничена ни гос-вом, ни конфессиональными иерархиями.

Наличие временного ценза как одного из условий создания религиозной орг-ии неоднократно подвергалось критике Уполномоченным по правам человека в РФ. В частности, в докладе омбудсмена в РФ за 2005 год отмечено, «что использование “правила 15 лет” можно было бы считать оправданным лишь по отношению к совершенно новым организациям, неизвестным не только в России, но и за ее пределами. Формальное же применение этого правила к религиозным организациям, существующим многие десятилетия, пусть даже не в России, а за рубежом, вряд ли обоснованно»[3]. Вместе с тем А.Г. Залужный полагает, что «в демократическом обществе с присущим ему плюрализмом, как следует из ч. 3 ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ, пунктов 2 и 3 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также п. 2 ст. 9 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, законом могут предусматриваться определенного рода ограничения, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Например, гос-во вправе предусмотреть определенные преграды, чтобы не предоставлять юридический статус автоматически, не допускать легализации объединений, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния»[4].

Религиозные орг-ии в зависимости от терр-ой сферы своей деятельности разделяются на местные и централизованные (п. 2 ст. 8 Закона о свободе совести), являясь самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц. Специфика местной религиозной орг-ии проявляется в том, что только местным религиозным организациям (не менее чем трем) предоставлена возможность организовывать централизованную религиозную организацию (п. 4 ст. 8). Напротив, учреждать монастыри и другие религиозные орг-ии (управляющие или координирующие органы, учреждения профессионального религиозного образования и пр.) имеет право только централизованная религиозная организация (п. 6 ст. 8).

При этом централизованные орг-ии, представляя собой сложный структурный организм, образуются при наличии не менее 3 местных религиозных орг-ий одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных орг-ий, если такие установления не противоречат закону (ст. 9 Закона о свободе совести). Вхождение в состав централизованной орг-ии не менее чем 3 местных орг-ий является обязательным условием отнесения орг-ии к централизованной. Таким образом, на наш взгляд, правовое положение централизованных религиозных орг-ий недостаточное четкое: Закон о свободе совести называет их собственно религиозными организациями, которые опять же состоят из религиозных орг-ий.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о свободе совести «иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Исходя из буквального толкования данного положения, можно предположить, что иностранные граждане и лица без гражданства, не обладающие статусом законно находящихся на территории РФ, ограничены в своем праве на свободу совести и свободу вероисповедания. Однако это не вполне согласуется с положениями ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая указывает, что каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя «свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов». «Свобода исповедовать свою религию или убеждения», говорится в Конвенции, «подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц» (п. 2 ст. 9). Аналогичные положения содержатся и в ст. 18 другого важнейшего документа — Международного пакта о гражданских и политических правах.

Особой проблемой, нуждающейся в правовом урегулировании, является положение религиозных объединений, создаваемых иностранными гражданами и лицами без гражданства. Закон о свободе совести не включает в число религиозных орг-ий, действующих на территории РФ, международные, иностранные религиозные орг-ии. Закон строго отделил эти религиозные орг-ии от российских, указав в

ст. 13, что иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного государства. По смыслу закона самостоятельно иностранные религиозные орг-ии не могут осуществлять свою деятельность в России. В соответствии со ст. 13 Закона о свободе совести иностранной орг-ии предоставляется право открытия на территории РФ своего представительства. Однако «представительство иностранной религиозной орг-ии не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом» (п. 2 ст. 13).

Отмеченные дефекты в правовом регулировании статуса религиозных объединений обусловливают активную деятельность субъектов законодательной инициативы по внесению изменений в законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях. При этом внесение указанных изменений вызывает определенную дискуссию в обществе и оценивается неоднозначно.

По мнению С.А. Бурьянова, нарушение «конституционных стандартов в сфере свободы совести и религиозных свобод де-факто имеют тенденцию к закреплению де-юре. Активно формируется соответствующая нормативно- правовая база ограничительно-закрепительного законодательства»[5]. Противоположной позиции придерживается А.В. Васильев, полагая, что «Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” устарел и требует дальнейшего своего совершенствования»[6].

В настоящее время попытки изменения законодательства о религиозных объединениях предпринимаются в двух направлениях. Первое направление представлено постоянно вносимыми депутатами Гос-ой думы законопроектами об особом статусе традиционных конфессий. Второе направление связано с разработкой новой редакции Закона о свободе совести, законов о социальном партнерстве государства и религиозных объединениях.

В 2001 году были предложены два проекта концепций отношений государства с религиозными объединениями: Концептуальные основы государственно-церковных отношений в РФ (разработаны кафедрой религиоведения РАГС) и Концепция гос-ой политики в сфере отношений с религиозными объединениями в РФ (разработана Институтом государственно-конфессиональных отношений и права и Главным управлением Минюста России по городу Москве)[7], научно обосновывающие необходимость изменения законодательства в части нормативного закрепления статуса традиционных религиозных орг-ий и установления их соответствующего правового статуса. Концепция гос-ой политики в сфере отношений с религиозными объединениями в РФ при определении критериев традиционных религиозных орг-ий давала принципиально антиправовой ответ: религиозные объединения должны быть отсортированы по следующим критериям — количество адептов, исторический вклад в развитие страны и современные действия в «качестве созидательной и объединяющей духовной силы российского общества, направленной на поддержание мира и стабильности в РФ»[8]. В качестве мотивировки проведения предлагаемой реформы называется угроза внешней религиозной экспансии.

Хотя представители власти и выступают с заявлениями о том, что принятие концепции отношений государства с религиозными организациями в будущем не планируется[9], попытки нормативного закрепления термина «традиционные религиозные орг-ии» продолжаются.

В частности, в Государственную думу были внесены следующие законопроекты:

№ 99048645-2 «О традиционных религиозных организациях России»[10], в котором давалось правовое определение термина «традиционные религиозные орг-ии», определялась процедура признания религиозной орг-ии традиционной, устанавливался правовой статус традиционных религиозных орг-ий; № 303528 «О социальном партнерстве государства и религиозных организациях»[11] и № 279156-3 «О социальном партнерстве государства и религиозных организациях в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России»[12].

В проекте закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организациях» закреплено понятие традиционных религиозных орг-ий — орг-ии, составляющие часть исторического наследия народов России: Русская православная церковь, а также уполномоченные в установленном порядке мусульманские, буддистские и иудаистские религиозные орг-ии в местах традиционного компактного расселения верующих соответствующих конфессий (примечательно, что старообрядцев, Русскую православную церковь за рубежом почему-то к историческому наследию народов России не отнесли). Именно традиционные религиозные орг-ии вправе сотрудничать с администрациями государственных и муниципальных образовательных учреждений в сфере образования, со СМИ и

иными значимыми для общества сферами. Более того, гос-во содействует традиционным религиозным организациям при открытии ими духовных миссий за рубежом[13].

Проект закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организациях в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России» определил, что «религиозные орг-ии, сохраняющие и развивающие в своей деятельности исторические и духовные традиции народов РФ, имеют статус традиционных. К традиционным относятся Русская православная церковь, а также ислам и буддизм в местах традиционного компактного расселения мусульманских и буддистских общин»[14]. Что касается критерия места традиционного компактного расселения, то законопроект его не дает. Кроме того, гос-во не имеет права заключать договоры о социальном партнерстве с иными религиозными организациями во всех значимых областях — в сфере образования, СМИ, духовно-просветительской работы среди военнослужащих. Только традиционным религиозным организациям разрешено делегировать своих представителей в исправительно-трудовые учреждения. Гос-во может для традиционных религиозных орг-ий выкупать утраченную ими собственность за рубежом.

Периодически в Государственную думу вносятся законопроекты, которыми вводится понятие миссионерской деятельности религиозных орг-ий (например, законопроект № 325475-3)[15]. При этом порядок осуществления миссионерской деятельности должен быть определен законодательством субъекта РФ, на территории которого деятельность осуществляется. По нашему мнению, такие законопроекты направлены на ужесточение контроля над деятельностью религиозных объединений.

С 2001 года работает специальная рабочая группа под руководством А.Е. Себенцова по подготовке предложений по совершенствованию законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, главная задача которой — разработка новой редакции Закона о свободе совести. Однако некоторые материалы рабочей группы подвергались критике как со стороны религиозных объединений, так и со стороны ученых, юристов-практиков. Например, О.А. Чернега считает, что проект новой редакции «заслуживает серьезной критики в связи с наличием в нем норм, способствующих созданию и активизации деятельности тех религиозных объединений, которые не являются составной частью исторического и культурного наследия народов России»[16]. И.В. Понкин называет материалы, представляющие собой совокупность предложений об изменениях и дополнениях в Закон о свободе совести, «удивительно невнятным документом, переполненным избыточными, некорректными или безграмотными формулировками, предлагаемыми в качестве норм»[17].

Рабочей группой предлагается в ст. 9 Закона о свободе совести снять требование о 15-летнем стаже существования религиозного объединения при его регистрации[18]. Вместе с тем в соответствии с «массой предложений, в первую очередь от администраций», направленных на обеспечение контроля над религиозными группами[19], в ст. 7 предлагается установить, что религиозная группа свыше 20 человек обязана ежегодно уведомлять органы местного самоуправления о своем наименовании и руководителе. Правда, без введения ответственности за нарушение подобного требования религиозной группой выполнение этого требования не может быть обеспечено. А введение подобной ответственности будет противоречить ст. 28 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется осуществление права совместно с другими исповедовать религию без определения максимального лимита, сколько человек может совместно исповедовать религию. И уже граждане делают выбор, следует им для осуществления данного права регистрировать свою группу или нет.

Разработчиками законопроекта предлагается установить, что местная религиозная организация может входить только в одну централизованную религиозную организацию. При этом отношения между централизованной и местными религиозными организациями регулируются Законом о свободе совести и уставами религиозных орг-ий. Реорганизация и выход местных религиозных орг-ий из централизованной возможны только в том случае, если это предусмотрено уставом последней. Выход местной религиозной орг-ии из централизованной является основанием для ликвидации первой.

В ст. 12 Закона о свободе совести предлагается внести изменение, согласно которому несоответствие устава местной религиозной орг-ии уставу централизованной религиозной орг-ии в случае вхождения в нее первой является основанием для отказа в гос-ой регистрации местной религиозной орг-ии либо регистрации изменений ее устава.

Полагаем, что данные изменения можно рассматривать как попытку урегулировать вопросы внутренней орг-ии религиозных объединений, хотя ст. 15 Закона о свободе совести гарантирует уважение внутренних установлений религиозных орг-ий, соответствующих законодательству России, а абзац второй п. 5 ст. 4 Закона о свободе совести устанавливает, что религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой.

В ряде случаев внутренние установления религиозных объединений соответствуют предлагаемым рабочей группой изменениям Закона о свободе совести. Авторы Православной энциклопедии отмечают, что в типовом уставе православного прихода, утвержденном 9 апреля 1998 г. Священным Синодом Русской православной церкви, «последовательно проводится идея централизации, подчинения всей приходской деятельности епархиальной власти»[20]. Напротив, протестантские и старообрядческие объединения основаны на добровольном членстве. Так, устав Союза церквей евангельских христиан-баптистов («инициативников»), принятый в 1965 году, предоставлял каждой общине право свободного выхода из Союза церквей ЕХБ[21].

Если даже необходимость входить в централизованные орг-ии вызывает у многих из религиозных общин возражения, то контрольные полномочия религиозных центров тем более для них неприемлемы. В то же время факт, что община входит в одно из крупных религиозных объединений, безусловно, будет давать ей существенные плюсы во взаимоотношениях с властями, позволит лучше налаживать межконфессиональные контакты. И это заставит по-прежнему многие общины вступать в то или иное религиозное объединение.

Анализ предлагаемых изменений в Закон о свободе совести позволяет прийти к выводу о наличии тенденций на ужесточение государственного регулирования деятельности «нетрадиционных» религиозных объединений и ограничение их миссионерской деятельности, тенденций на определение принципов контроля над религиозными объединениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.