Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма правления РФ: понятие, правовой анализ




Суверенитет РФ, его Конст-ное закрепление.

Суверенитет государства - это верховенство и независимость гос-ой власти на своей территории и в отношениях с другими государствами.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ.

 

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. "Никто не может присваивать власть в РФ, - указывается в ст. 3. - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".

 

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

 

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

 

Формы суверенитета:

 

- Государственный – такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику.

 

- Народный – означает, что именно народ является единственным источником власти. Именно он осуществляет свою власть самостоятельно

 

- Национальный – выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределятся в гос-ой, экономической, социальной и духовной сферах.

Форма правления РФ - это один из элементов формы государства, характеризующий порядок орг-ии и избрания высших органов власти в РФ.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ РФ является гос-вом с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как респ-ки:

- Президент РФ - глава государства (статья 80 Конституции РФ).

- Президент РФ избирается всеобщим голосованием на 4 года (статья 81 Конституции РФ).

- Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Гос-ой Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

В соответствие с этими характеристиками РФ можно определить как смешанную (полупрезидентскую) республику.

Смешанная республика или ещё ее называют президентско-парламентской, отличается двойной ответственностью правительства - перед президентом и парламентом. Смешанная республика сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. Она соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской респ-ки) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской респ-ки). С одной стороны, президент наделён широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства (премьер-министра), имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства посредством утверждения бюджета страны, вынесения вотума недоверия им. Например, по Конституции Французской Респ-ки 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской респ-ки. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной респ-ки. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления. Наблюдается самое различное соединение элементов парламентарной и президентской республик, а иногда появление таких черт, которых не было ни у одной из этих форм. В последнем случае происходит не просто смешение разных сторон отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое качество, возникает своеобразный гибрид. В результате остается все меньше "чистых" президентских или парламентарных республик, возникают полупрезидентские, полупарламентарные респ-ки. Для этой цели используются как концепция "рационализированного парламентаризма", имеющая целью ограничить власть парламента и усилить исполнительную власть, так и требование ответственного правительства, неразрывно связанное с идеей парламентарной респ-ки. Один из наиболее типичных примеров смешанной формы - республика Перу по конституции 1933 года (до переворота 1968 г). Отличительная черта формы правления в Перу состояла в двойственном положении правительства по отношению к президенту и конгрессу по вопросу о политической ответственности. Совет министров был ответственен как перед президентом, так и перед законодательным органом. К тому же реализацию президентом некоторых своих важных функций конституция ставила в преимущественную зависимость от волеизъявления конгресса. Особая разновидность смешанной формы правления существовала в Панаме с 1972 по 1979 годы. Ее существенная отличительная черта состоит в особом положении главы правительства в системе государственных органов респ-ки - по конституции 1972 года он, а не президент был ключевым звеном государственного механизма. Президент юридически, а еще больше фактически был низведен до положения второстепенной фигуры в структуре центральных органов государства. Совет кабинета наделялся конституцией главным образом совещательными полномочиями и действовал как консультативный орган при носителе высшей исполнительной власти - главе правительства. Еще одна особенность формы правления Панамы до конца 1978 года - формальное отсутствие в стране партийной системы, поэтому парламентские выборы проводились по территориальному признаку.

 

Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделенным от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

 

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом.

 

В смешанной республике имеются следующие черты, присущие президентской формой правления: президент избирается непосредственно народом, что делает его независимым от парламента и дает ему возможность противопоставить себя парламенту. Но в данном случае есть риск обострения отношений между президентом и парламентом, а также вследствие этого - между президентом и избирателями. В тоже время при слабом парламенте республика, будучи по конституции полупрезидентской, на деле превращается в президентскую.

 

Вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте. Премьер-министра он назначает тоже сам но по-разному: во Франции и Казахстане самостоятельно (хотя потом ему, а значит и правительству может быть выражено недоверие), в России, на Украине назначает с согласия парламента (в России - Гос-ой Думы).

 

Правительство несет ответственность перед президентом, который может по своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.

 

Наряду с сильными элементами президентциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них - ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно собрать не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше - в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах.

 

Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты парламента на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусмотрен не во всех странах, во Франции его нет, но в России и ряде других стран такое согласие обязательно.

 

Наряду с совмещением черт президентской и парламентской форм правления полупрезидентская республика имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них - особый статус президента. По конституции президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной ветви власти, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции - в парламентской.

2.2 Форма правления на современном этапе развития РФ государственный устройство форма республика

Республиканская форма правления в России, определяющая организацию высших органов гос-ой власти и порядок их деятельности, установлена в соответствии со ст. 1 Конституции РФ. Главным определяющим признаком такой формы правления является выборность главы государства. Этим главным признаком республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующаяся наследованием статуса главы государства.

Конституция РФ, устанавливая республиканскую форму правления в России, одновременно закрепила следующие ее признаки:

отказ от какого-либо независимого и длительно обладания гос-ой властью, основанного на индивидуальном праве;

создание государственных органов на основе согласования интересов управления гос-вом и незыблемостью гражданских свобод;

формирование государственных органов на основе свободных выборов и на определенный ограниченный срок и так далее.

РФ, как и некоторым другим государствам, присущи черты парламентской и президентской респ-ки. Это находит свое выражение в установлении сильной президентской власти при сохранении ряда типичных признаков парламентской формы (наличие председателя (премьер-министра) правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти правительства Федеральным Собранием РФ парламентом) и роспуск парламента Президентом РФ).

С момента своего становления в качестве Конст-ного государства РФ постоянно движется в сторону усиления черт президентской респ-ки.

По ряду формально-юридических признаков к республике смешанного типа можно отнести и РФ.

Особенностью формы правления в РФ является то, что в силу своего федерального характера она имеет в своем составе 21 республику в качестве субъектов Федерации. Согласно пункту 2 статьи 5 Конституции РФ 1993 года, республика в составе РФ является гос-вом, имеющим свою Конституцию и законодательство.

 

Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника Конст-ного права РФ, называют респ-ки суверенными.

Они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику, а так же имеют право свободного выхода из РФ. Если Россию относят к республике смешанного типа, то среди республик в ее составе имеются как респ-ки смешанного типа, так и респ-ки с президентской формой правления.

 

В РФ большую роль играет власть Президента. Ее трудно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это особая форма, самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции.

 

Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом, правительством и парламентом, но и созданием при президенте специальных органов (администраций, управлений делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, аппарата представителей и так далее), содействующий президенту РФ и осуществления его полномочий главы государства. Гаранта Конституции, в реализации его законодательной инициативы.

 

Отсюда возникает сложность с определением того, к какой республике все же относится Россия - смешанной или президентской. Так, например, в докладе Председателя Конст-ного Суда РФ В.Д. Зорькина на конференции 29 октября 2003 года мы видим отнесение России к смешанной республике, а в выступлениях президентов России мы видим упоминание о президентской республике.

 

Президент России В.В. Путин, в 2007 году, выступая на официальном завтраке, данном от имени Премьер-министра Австралии Джона Говарда говорил: «…у нас не парламентская, а президентская республика». Д.А. Медведев на встрече с представителями Совета по международным отношениям 16 ноября 2008 года, будучи президентом говорил: «…наша Конституция в целом, на мой взгляд, очень удачная. Она современная, она содержит именно тот набор прав и свобод, которые сегодня являются актуальными, современными.

 

Это Конституция президентской респ-ки. А Россия, на мой взгляд, может существовать только как сильная президентская республика.

 

Россия слишком большая, слишком сложная, состоящая из огромного количества субъектов Федерации, многоконфессиональная страна. И ничем другим, кроме как президентской республикой, она, наверное, быть не может. Как, собственно, и Соединённые Штаты Америки могут быть только президентской республикой».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 5390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.