Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сканирование мозга




Нейровизуальные методы.

Нейровизуальные методы обеспечивают хорошие представле- ния о структуре и функционировании мозга

 

 

НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ 25

абсолютно безо всякого вторжения в мозговую ткань. При этом пациент, как правило, бодрствует и полностью осознает происходящее.

Электроэнцефалография (ЭЭГ), Одна из наиболее ранних ней-ровизуальных методик. Она строится на способности электроэнце­фалографа обнаруживать весьма слабые электрические токи, сгене­рированные нейронами. Крошечные металлические электроды при­крепляются к макушке и по бокам головы пациента и записывают эти токи на пленку. Изучение электроэнцефалограммы суммарной деятельности всего мозга напоминает изучение работы двигателя автомобиля путем прослушивания шума его мотора.

Компьютерная томография (КТ). Она использует узкий пучок рентгеновских лучей, который проходит через голову пациента и улавливается датчиком. Этот пучок медленно движется по дуге ок­ружности, и датчик движется вместе с ним. Поскольку ткани мозга обладают различной плотностью, они блокируют рентгеновские лу­чи в различной степени. В результате компьютер выдает комплекс­ную картину, основанную на просвечивании мозга под разными уг­лами.

Ядерно-магнитный резонанс (ЯМР). Это более щадящая мето­дика, поскольку она не использует рентгеновские лучи. Известно, что ядра атомов обладают собственной частотой колебаний. Различ­ные структуры мозга имеют различный химический состав, ядра этих атомов колеблются по-разному. Созданное, посредством элек­тромагнитов, окружающих голову пациента, переменное магнитное поле сверхвысокой частоты заставляет колебаться эти атомы. Хор «атомарных голосов» фиксируется магнитными датчиками сканера. Затем компьютер собирает эти данные, чтобы сформировать велико­лепное детальное изображение мозга, которое может показывать опухоли, места повреждения ткани, места скопления крови и разры­ва сосудов.

ПЭТ (позитропный эмиссионный томограф). Появление этой методики стал своего рода прорывом, который позволил изучать глубинную локализацию функций мозга. При использовании этого метода испытуемому вводится некоторое количество радиоактивно­го сахара, который сходен с глюкозой, и при этом испускает суб­атомные частицы, называемые позитронами. Особенно активные в Данный момент мозговые клетки, принимают большее количество глюкозы и таким образом выделяют большее количество позитро­нов, которое дают изображение аналогично КТ и ЯМР. Таким обра­зом, окончательный снимок дает исследователю информацию о том,

 

 

НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ


НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ 27


 


что некоторая область мозга патологически активна или неактивна, и это позволяет предположить наличие опухоли, повреждения или психического расстройства.

Главное достоинство нейровизуальных методов в том, что с их помощью можно наглядно наблюдать физиологическую активности разных участков мозга в момент выполнения им разных видов Дея- тельности. Недостатком можно считать невозможность прямого см отношения факта активизации той или иной зоны с характером пси- хических процессов, контролируемых этим участком мозга.

Несмотря на обилие методов и подходов, результаты, получен- ные учеными разных школ и направлений, отличаются разительно и часто вступают в противоречия. Объясняется это, прежде всего, не- обыкновенной сложностью предмета исследования - человеческого мозга, в структуре которого очень непросто установить непререкаемые закономерности. Другая причина состоит в том, что разные методы направлены на исследование отдельных функциональных осебенностей, а мозг человека сложное психофизиологическое образование, имеющее целостную структуру.

Однако, несмотря на трудности, в нейронауке неуклонно накап- ливаются эмпирические факты и концепции, и сейчас все настоя- тельнее выступает потребность, если не в разработке единой теории, то, по меньшей мере - в сопоставительном обзоре всего, что создам нашими и зарубежными учеными.


Вопросы для самоконтроля

1 Как соотносятся понятия психолингвистика, нейролингвистика,
нейропсихолингвистика?

2 Какое место нейропсихолингвистика занимает в пространстве Ч А-

науки?

3 Как устроена нервная клетка (нейрон)?

4 В чем отличие между афферентными и эфферентными нервами?

 

5. Из чего состоит центральная нервная система?

6. Какие части включает в себя головной мозг?

7. Какую психофизиологическую функцию осуществляют мозжечок,
таламус и гипоталамус?

8. Что такое лимбическая система?

9. Как устроен передний мозг?

 

10. Что такое «контрлатеральный принцип» функционирования полушарий мозга?

11. Дайте общую характеристику методам нейропсихолипгвистики.

12. В чем особенности метода клинических наблюдений?

13. Каковы достоинства и недостатки методов проникающего вмешательства?

14. Охарактеризуйте основные методы нейровизуальных наблюде­ний.

 

28 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ


29 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ



Глава 2

ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

§1. Предыстория: зарождение афазиологин

Как особая отрасль знаний нейролингвистика (нейропсихолин- гвистика) оформилась к середине 20-го столетия. Однако ее станов -лснию. предшествовал более чем столетний период накопления дан -ных о нарушениях речи при локальных поражениях головного мозга - афазиях. Появление иейролингвистики было подготовлено также успешным развитием неврологии, психологии и лингвистики.

Начало нейролингвистики следует отнести к двум фундамен- тальным открытиям нейропсихологии: 1. локализации психических процессов в коре головного мозга и 2. функциональной асимметрии мозга человека.

Впервые мысль о том, что мозг не является функционально од- неродным органом, была высказана в конце 18 века австрийским анатомом Францем Иосифом Галлем. Он предположил, что разные умственные способности человека четко локализуются в разных об- ластях мозга. По его мнению, локализации подвержены не только сенсорные и моторные функции, но и такие особенности личности как остроумие, набожность, музыкальный и живописный талант! предрасположенность к разным профессиям и т.п. Развивая свою догадку, Галль выдвинул гипотезу о том, что по форме черепа, и шишкам и впадинам на нем можно судить об особенностях характера индивида, о его способностях и склонностях (см. рисунок 7).

Учение Галля получило название френология. В какое-то время оно стало буквально повальным увлечением в Европе. Ощу- пывая бугры на голове, френологи предсказывали людям вероят- ность успеха в той или иной сфере деятельности. Достаточное число последователей Галля было и в России. Однако довольно скоро практика развеяла популярность френологии. Было достоверно выяснено, что мозг не может «выдавливать» на твердой черепной коробке выпуклости. Что шишки и впадинки - чаще всего результат механических повреждений (особенно в детстве). Френология оказалась ложной теорией, человечество вынуждено было сдать ее в архив.


Карта локализации психических способностей по Ф.А.Галлю

1 - счет

2 - порядок

3 - время

4 - мера

 

6 - остроумие

7 - причинность

8 - агрессивность

9 - мимика, жест

 

10 - духовные качества

11 - надежда

12 - справедливость

13 -самооценка
14-дружба

 

15 - самозащита

16 - половая любовь

17 - любовь к жизни

18 - разрушительные ин­стинкты

19 - исполнительность

20 - влечение к вину

21 - пищевые инстинкты

22 - скрытность; вежливость

23 - бережливость

24 - творческие способ­ности

25 - совершенствование

26 - страх

27 - скромность
29-самолюбие

Рисунок 7.

28 - верность

29 - патриотизм

30 - родительские чувства

31 - брак

 

30 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

Единственной пользой, которую принесло учение Галля, стал ис- ходный посыл его теории - гипотеза о локализации психи- ческих процессов. Мысль, однажды высказанная, стала тем зерном, из которого впоследствии выросла нейропсихология и ней- ролингвистика. Добавим сюда, что именно Галль первым высказал идею о том, что речевая функция локализована в лобных долях моз- га...

Другая исходная посылка нейропсихологии -теория функ ц и о н а л ь н о й а с и м м е т р и и мозга - не была результатом внезапного озарения. Многие ученые, медики в 18 веке и много раньше, изучая строение человеческого тела, обращали внимание на то, что при внешней зеркальности его устройства, в нем практически нет полной симметрии. Как уже было сказано, управление основными движениями тела человека и его сенсорными функциями равномерно распределено между двумя полушариями мозга. При этом левое полушарие контролирует правую сторону тела (правую руку, правую ногу), а правое - левую сторону. Однако практически у всех людей одна рука сильнее, один глаз больше (и лучше видит), одно ухо слышит лучше и т.п. Это наблюдение подсказывало мысль неравноправности полушарий.

Пореворотным и судьбоносным для возникновения новой отрасли знания считается открытие в лобной доле левого полушария речевой функции.

Обычно закладку первого камня в возникновении афазиологии относят к 1861 году, и связывают это событие с именем Поля Брока.

Однако историческая справедливость заставляет нас прежде упомянуть имя Марка Дакса, скромного сельского врача, который в 1836 г. выступил с единственным в своей жизни научным докладом на заседании медицинского общества в городе Монпелье (Франция). Доклад был сделан на основе обследования 40-ка больных, потерявших речь в результате повреждения мозга. Даксу первому пришла в голову мысль о том, что между потерей речи и поврежденной стороной мозга существует связь. Это позволило ему впервые высказать мысль о локализации речевых функций в левом полушарии. Доклад был опубликован, однако большого интереса в научной среде не вызвал и практически остался незамеченным.

Спустя более чем два десятилетия, в 1861 г., молодой врач и уче- ный Поль Брока, проводивший свои клинические опыты в госпитале под Парижем, сделал доклад на заседании Общества антропологов. Брока наблюдал больного, поступившего в клинику с частичным параличом правой руки и правой ноги. Одновременно с этим у больного наблюдалось нарушение функции продуцирования речи. Сам он практически не мог ничего произнести, но понимал обращенную к нему речь. После смерти больного выяснилось, что причиной его заболевания была четко локализованная опухоль мозга. Она-то и повлекла за собой его гибель.

Это и другие клинические наблюдения позволили исследователю

сделать вывод о том, что поражение задней трети первой лобной изви­лины левого полушария приводит к своеобразной патологии, при которой больной теряет возможность говорить, хотя полностью со­храняет способность понимать обращенную к нему речь. Речевое нарушение, вызванное повреждением коры головного мозга, Брока предложил называть а ф е м и е и.

Брока не сразу осознал связь между потерей речь и стороной по­вреждения. Только к 1864 году он сделал вывод о том, что именно левой полушарие отвечает за речевую функцию. « Ябыл поражен тем, - пишет ученый, - что у первых моих больных с афемией по­вреждение располагалось всегда не только в той же самой области мозга, но и на той же стороне - левой. С тех пор, сколько бы по­смертных обследований я ни проводил, повреждение всегда было левосторонним.... Из всего этого складывается впечатление, что способность к артикулированной речи локализована в левом полу­шарии или, по крайней мере, зависит в основном от этого полуша­рия» [Цит. по: Спрингер, Дейч 1983: 19].

Термин, предложенный Брока для обозначения открытого им ре­чевого нарушения, встретил критику в среде коллег. Наиболее удач­ным сочли терминологическое обозначение, предложенное М. Трус-со, - афазия. С тех пор именно так называют речевую патологию, вызванную поражением головного мозга.

Область коры головного мозга, открытую ученым стали называть центром Брока; афазию, связанную с нарушением в этой зоне, стали называть моторной афазией.

Термин афазия стал общепризнанным; производным от него стало обозначение повой отрасли медицины -афазиология. История фазиологии стала предысторией нейролингвистики, а затем и -нейропсихолингвистики.

Открытия Брока положило начало возникновению концепции доминантности полушарий, которая базировалась на представлении сходстве левого полушария над правым. Сначала она форму­лировалась как «правило Брока», которое заключалось в том, чтополушарие,контролирующее речь, расположено на стороне противоположной ведущей руке. Эта мысль была развита великим англий-

 

 

32 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

ским неврологом Джоном Хьюлингсом Джексоном и впоследствии вылилась в устойчивое представление о доминантном (ведущем) левом и субдоминантном (подчиненном) правом полушариях.

В 1874 г. немецкий невролог Карл Вернике описал второй факт не меньшего значения. Он показал, что больные с поражением трети первой височной извилины левого полушария сохраняют способность говорить, однако лишаются способности понимать обращенную к ним речь. Афазия, вызванная нарушением в зоне Вернике, получила название сенсорной афазии.

Рисунок 8.

Все эти открытия положили начало клиническому изучению мозговой организации речевой деятельности человека. Уже на ранних стадиях развития афазиологии были сделаны предварительные выводы.

1. Речевой процесс опирается на ряд совместно работающих зон
мозговой коры, каждая из которых имеет свое специфическое значение для организации речевой деятельности. Отсюда невольно напрашивался вывод о необходимости дальнейших поисков новых зон, ответственных за другие коммуникативные функции.

2.Обе речевые зоны соседствуют с более общими зонами дея-тельности: центр Брока соседствует с двигательным, а центр Вернике - со слуховым. Это наблюдение родило предположение о том,

 

 

33 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

что зоны управления речью соотносятся с мозговыми зонами управления поведением.

3. Зоны Брока и Вернике расположены в левом полушарии го­ловного мозга. Нарушения в правом полушарии, как правило, не влекут за собой речевых аномалий. Это привело к объявлению лево­го полушария «доминантным», наиболее человеческим, а правого -чем-то вроде атавизма, наследия животного состояния человека.

Открытия Брока и Вернике вдохновили афазиологов к дальней­шим поискам соответствий между структурой языка и строением мозга. Известный немецкий психиатр К. Клейст попытался создать карту мозга, на которой выделил узкоограниченные участки, кото­рые соответствуют распознаванию звуков, лексической, морфологи­ческой, синтаксической системам языка. Близкую позицию занимал английский невролог Г. Хэд, по мнению которого локальные пора­жения мозга должны приводить к номинативной, синтаксической, семантической афазиям. Подобные взгляды привели к возникнове­нию направления в афазиологии, которое получило название л о –кализационизм.

Однако довольно скоро первые восторги сторонников четкой ло­кализации психических процессов и коре головного мозга были ох­лаждены разочарованиями: данные физиологов вступали в противо­речия с данными психологов и лингвистов. Оказалось, что жесткого соответствия языковых структур и функциональных свойств разных участков мозга нет. Пришлось отказаться от попыток прямого со­поставления сложных языковых образований с отдельными локаль­ными очагами мозговых поражений. Скепсис привел к возникнове­нию прямо противоположного направления в афазиологии - а н т и -локализационизму, сторонники которого ставили под сомне­ние идею локализации.

Особый интерес в связи с перспективами развития афазиологии и позже - нейролингвистики представляют взгляды крупнейшего нев­ролога 19 века Джона Хьюлингса Джексона, который высказал суж­дения, предвосхитившие развитие науки на многие десятилетия. Кстати, он одним из первых высказал мысль об односторонности теории жесткой локализации. Как совершенно справедливо указывал Ученый, «локализовать поражение мозга, расстраивающее речь и локализовать функцию речи -- две совершенно разные вещи» [Джексон 1996: 16]. Уже в 39 веке Джексон понимал, что речь - это не простая комбинация знаков языка, а сложная психологическая функция, где языковые и когнитивные процессы неразделимо слиты

 

34 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ


35 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ


 


- речемыслительная деятельность. Ему принадлежит известны! афоризм: «Речь - не куча слов» [Там же: 18].

Чрезвычайно важным представляется то, что именно Джексон-] предвосхитил представления о том, что оба полушария принимают участие в речи, но степень этого участия различна. «Сегодня никтс не отрицает, - писал исследователь, - что поражение только одной половины мозга лишает больного речи. Вопрос о том, очаговые по­ражения какой половины - правой или левой - уже более сложен дискуссионен. Так или иначе, функция двух мозговых гсмисфер не­одинакова, двояка. Обе имеют дело со словами и в этом они подоб-' ны, но левая из них обеспечивает использование слов в речи, а пра­вая участвует в других процессах, связанных со словами, - и в этои они различны. (...) Имеются два пути, по которым слова обслужи-, вают мышление. Левополушарная речь - один из них, будь он; внутренней или внешней. Но отсутствие речи не связано с утерей слов. (...) Словесные процессы при левополушарпых поражениях* т.е. процессы вербализации не разрушаются полностью и продол­жают существовать за счет нервных структур правого полушария. Если обозначить термином «вербализация» все словесные процессы вместе, то следует сказать, что вербализация обеспечивается дея­тельностью в равной мере и левого, и правого полушарий, хотя и по-разному» [Там же: 16-17].

Джексон первым указал на то, что правое полушарие принимает участие в речевой деятельности и участие это связано с функциями, отличными от функций левого полушария. Он же показал, что в пра­вом полушарии происходит соотнесение слов-символов «с последо­вательностями соответствующих сенсорных образов» [Там же: 18]. Эта мысль созвучна как открытиям петербургской школы психолин­гвистики, так и концепции Н.И. Жинкина о существовании особого. языка интеллекта - универсального предметного кода (УПК) - не­вербального кода, который состоит из образов, схем, фреймов и ш котором осуществляются базовые операции мышления (подробнее мы будем говорить об этом чуть позже).

Анализируя разные формы афазии, Джексон противопоставил два, с его точки зрения, принципиально разных уровней организации речи: низший язык эмоциональных автоматизмов (сюда он относил стереотипно повторяющиеся высказывания, типа жаргонных выра­жений, однословных реакций; случайные высказывания, например, ругательства, междометные образования и т.п.) и высший интеллек­туальный язык, основанный на языковых операциях. Первый он свя­зывал с механизмами подсознания, второй - сознания. Разные уров-


ни речи ученый связывал с деятельностью разных, полушарий: низший - с правым, высший - с левым. Подобные рассуждения пред­восхищают современные представления о разных стратегиях обра­ботки информации разными полушариями мозга и существовании двух грамматик - право- и левополушарной (об этом у нас пойдет речь в своем месте).

В конце 19 века продолжалась борьба локализационализма и антилокализационализма. Для продуктивного же развития афазиологии необходимо было сменить ракурс рассмотрения проблемы.

Значительное число наблюдений за самыми различными видами афазий было сделано во время Великой Отечественной войны. Здесь надо еще раз отметить большое значение работ А. Р. Лурия, который во время войны был главным специалистом Красной Армии по вос­становлению деятельности солдат и офицеров, получивших травму головного мозга. Именно за эти годы он собрал и обобщил огром­ный материал, анализ которого был положен им в основу новой нау­ки «нейролингвистики». Как справедливо писал ученый, «вопрос о том, какие именно отделы мозга лежат в основе тех или других форм организации речевой деятельности, следовало заменить другим во­просом, а именно: как построена человеческая речь и какие психо­физиологические факторы лежат в основе каждого звена, ответст­венного за порождение сложных форм речевой деятельности и по­нимания сложных форм речевого высказывания?» [Лурия 1979: 270]. Итак, прежде чем заниматься проблемой соотношения мозговых повреждений и патологии речи, нужно было ответить на вопрос, как построена речевая деятельность и речевое поведение, какие психо­логические процессы лежит в ее основе. Дать ответ на эти вопросы пытались представители разных наук: лингвистики, нейрофизиоло­гии, психологии. Концептуальные находки отечественных ученых стали тем фундаментом, на котором А.Р. Лурия построил свое зда­ние нейролингвистики.

 

 

36 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

 

37 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ


§2. Истоки отечественной нейропсихолингвистики

Нейролингвистическая концепция Александра Романовича Лу-рия выросла не на пустом месте. Она выглядит звеном в развитии отечественной гуманитарной мысли. Можно с уверенностью гово- рить о трех истоках отечественной нейропсихолингвистики, к кото- рым относятся, во-первых, отечественное языкознание, во-вторых советская психология, и в-третьих, отечественная физиология.

Лингвистические истоки нейролингвистики восходят к рабо- там ученых школы великого Бодуэна - Ивана Александровича Боду- эна де Куртенэ(1845- 1929).

Важное, если не ключевое, положение концепции Бодуэна со- звучно пафосу современной антропоцентрической лингвистики: ре­альная величина в лингвистическом исследовании не язык (в отвле- чении от человека), а человек в его способности к коммуникации. «Существуют не какие-то витающие в воздухе языки, - писал иссле- дователь, - а только люди, одаренные языковым мышлением [Бодуэн 1963: 181]. Отсюда вытекает другое не менее важное утвер- ждение: «Язык не есть ни замкнутый в себе организм, ни неприкос- новенный идол, он представляет собой орудие и деятельность» [Там же: 140].

Понимание языка как коллективной деятельности и человека как существа коллективной природы очень отличается от представ- лений психологического языкознания 19 века. Сочетание фактора человека и понимания антропоцентризма как коллективной языко- вой деятельности - это то, что отличает взгляды Бодуэна от позиции как психологического языкознания второй половины 19 века, так и от теоретических построений грядущей структурной лингвистики сосредотачивающей усилия лишь на закономерностях языковое структуры, языка как системы знаков и оставляющей за бортом че­ловека говорящего.

Многие идеи Бодуэна базировались на работах И.М. Сеченова выявившего зависимость рефлекса не только от раздражителей, но и от суммы прежних воздействий. Бодуэн одним из первых провозгла- сил зависимость психических процессов от физиологического суб- страта; он писал о том, что все психические явления существуют только вместе с живым мозгом и вместе с ним исчезают. В течение долгого научного творческого пути теоретические построения Боду- эна дс Куртенэ развивались, видоизменялись. Поэтому их не следет рассматривать как раз и навсегда сформулированные постулаты.


Однако в целом идеи, высказанные великим нашим соотечественни-К0м можно считать базой для развития многих направлений совре­менной антропоцентрической лингвистики.

Одним из наиболее ярких представителей школы Бодуэна был Лев Владимирович Щерба (1880 - 1944), идеи которого подготовили возникновение отечественной психолингвистики. В своей про­граммной работе «О трояком аспекте языковых явлений и об экспе­рименте в языкознании» Щерба высказывает положения, необыкно­венно важные для формирования будущего антропоцентрического языковедения.

1. Речевая организация человека есть психофизиологическое явление, а не просто сумма речевого опыта - говорения и понимания - данного индивида. Сама психофизиологическая организация вместе с обусловленной ею речевой деятельностью является социаль­ным продуктом, т.е. культурно детерминирована. На изменении ре­чевой деятельности непосредственным образом -сказываются ма­лейшие изменения в условия существования социально-языковой группы, в частности, виды деятельности.

2. Ученый предложил троякое деление языковых явлений: процессы говорения и понимания, языковой материал (сами тексты) и система, которая извлекается,из языкового материала. Л.В. Щерба подчеркнул необходимость изучения «живой речи», реальных фак­тов речевого поведении людей. Кроме того, он указал па важность и продуктивность обращения лингвистов к так называемому «отрицательному языковому материалу» (детской речи, речевой патологии, разного рода речевым ошибкам и т.п.). Именно эти принципы стали впоследствии базовыми для отечественной психолингвистики.

Специально проблемами нейролингвистики занимался крупный американский языковед, эмигрировавший в 30-е годы из России, Роман Осипович Якобсон.

Одной из заслуг Якобсона является установление закономерно­стей распада звуковой стороны при патологии, которая - в самом общем виде - обратна последовательности приобретение звуков языка ребенком. Первыми при расстройствах речи исчезают назали­зованные гласные и оппозиции с участием плавных, щелевые и аф­фрикаты превращаются во взрывные, лабиальные согласные и гласный «а» оказываются последними фонемами, которые сопротивля­ются распаду. «Верхние пласты, - пишет ученый, - снимаются прежде нижних. Опустошения афатического типа воспроизводят в об-

 

38 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

39 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ


 


ратном порядке приобретения детского возраста» [Якобсон 1985; 114].

Анализируя афазии разных видов, Р.О. Якобсон внес в афазиологии принципиально новый подход - подход лингвиста. До него факты языка (фонологические, морфологические, синтаксические и т.д.) игнорировались, а описывались главным образом психофизиологические показатели афазии - моторность, сенсорность и т.п.

Непосредственное влияние на формирование нейролингвистических взглядов А.Р. Лурия оказала введенная Якобсоном в науку дихотомия селекции, которая базируется на парадигматических отношениях единиц (подобие, сходство), и комбинации, затрагивающей внешние отношения единиц по смежности - синтагматику (смежность, соседство). Разные мозговые нарушения, по мнению ученого, способны вызвать расподобление разных механизмов построения языковой структуры. Подробнее о соотношении строения левого полушария и языковой структуры мы поговорим в следующей главе.

В связи с определением лингвистических истоков нейролингвистики заслуживает упоминания имя великого русского филолога и философа Михаила Михайловича Бахтина. Составляющей его концепции, во многом предопределившей развитие гуманитарной мыс­ли 20-го века, была философия языка, которая содержала оригинальное учение о знаке, высказывании, о связи языковой деятельности с реальным социальным бытием человека и мн. др. Нельзя говорить о воздействии Бахтина на Лурия. Более того, лингвистические взгляды философа в большей степени влияли на развитие нелуриевской нейролингвистики. Это влияние осуществлялось через посредство психолингвистики, которая и ныне в значительной степени эволюционирует в фарватере бахтинской философии культуры.

Психологические истоки нейропсихолингвистики прежде всего представлены теоретико-методологическими взглядами Льва Се­меновича Выготского (1885 - 3934), ученого, которого Лурия всегда называл с пиететом как своего учителя. Созданное Выготским культурно-историческое направление в психологии воплощаются в следующих основных положениях:

1. психика есть функция, свойство человека как материальная телесного существа; она обладает определенной физической организацией, т.е. мозгом;

2. психика человека социальна, т.е. разгадку ее специфики нужно искать не в биологии (как это делали бихевиористы) и не в


независимых «законах духа» (как это делали психологи старой европейской школы), а в истории человечества, истории общества.

Деятельность человека, по Выготскому, в отличие от поведения животных, осуществляется через посредство общественно выработанных и общественно закрепленных системой орудий труда и психологических орудий (знаков). Знаки оказываются аналогами орудий труда. Они становятся базой для появления человеческого интеллекта, либо интеллектуальное поведение опирается на использование знаков, на оперирование знаками в ходе социально значимой дея­тельности. Знаки, психологические орудия, которые составляют со­держание психики человека, его сознания, имеют внепсихическое происхождение: они появляются сначала во внешней деятельности и лишь впоследствии могут перейти внутрь. Такой процесс получил наименование интериоризации.

Хорошей иллюстрацией процесса интериоризации могут слу­жить факты детской речи. Маленькие дети вначале не могут вербально мыслить без озвучивания процесса мышления. Где-то к 5-6 годам у ребенка активно формируется так называемая внутренняя речь, когда он может рассуждать сам с собой. Детский писатель Б. Заходер как-то в качестве примера неинтериоризованного типа мышления привел диалог с маленькой девочкой, которая сказала писателю: «Откуда я знаю, о чем я думаю. Вот скажу, тогда узнаю». Дошкольник еще не может мыслить иначе, как только через уста­новленную им в общении с другими возможность мыслить при по­мощи живой естественной озвученной речи. И только потом, когда процесс мышления становится относительно самостоятельным, ре­бенок может отрываться от этой произносимой речи. Подобным же образом дети учатся читать. Вначале он читает обязательно вслух; потом он уже читает не вслух, но непременно шевеля губами, как бы имитируя органами речи чтение вслух. Здесь уже есть интериоризация, хотя и неполная. И наконец, ребенок уже может читать так, что по его лицу не видно, то ли он читает, то ли размышляет за книгой, - произошла полная интериоризация действий чтения.

Л.С. Выготский предложил свое понимание природы локализа­ции психических функций, которое, по его мнению,- должна быть основана на исторической теории высших психических функций, ставящей во главу угла представление о системном и смысловом строении сознания человека. Ученый выделил три положения пси­хологической теории, исходя из которой необходимо решать про­блему локализации.

 

40 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

1. Формирование высших психических функций протекает как «образование сложных динамических систем, интегрирующих целый ряд элементарных функций» [Выготский 1982 Т.1: 169]. В этих системах есть своя иерархия, которая имеет высшие и низшие звенья. Однако выпадение любой из них должно привести к нарушению интегративной деятельности системы в целом, причем нарушению специфическому, зависящему от того вклада, который вносила эта функция в систему.

2. Другое положение концепции Выготского - об «изменчиво­сти межфункциональных связей и отношений» в процессе формирования высших психических функций, что позволило ему сформулировать принцип «хроногенной локализации функций» и указать на­ правление изменений в процессе развития. При построении сложных иерархически организованных психических функций «высшее», внося новый принцип работы, не повторяет «низшего», а «низшее» перестраивается под влиянием «высшего», становится зависимым от него. Отсюда известное утверждение Выготского о разной ранимости высших и низших звеньев на разных ступенях онтогенеза.

3. Высшие психические функции имеют опосредованное строе­ние, т.е. они представляют собой обобщенное (опосредованное знком) отражение действительности в сознании человека. Будучи продуктом интериоризации, превращения вешнего во внутреннее, высшие психические функции при патологии теряют свою свернутую внутреннюю форму и могут быть реализованы лишь при разверты­вании функции во внешней (с опорой на внешние средства) совместной деятельности. «Объективирование расстроенной функции, - пишет Выготский, - вынесение ее наружу и превращение ее во внешнюю деятельность, является одним из основных путей, при компенсации нарушений» [Выготский 1982 Т.1: 174].

Физиологические истоки нейропсихолингвистики воплощает себе теория физиологической активности Николая Александрова

Бернштейна (1896 - 1966),

Как известно, концепция Бернштейна представляет собой теорию, противоположную широко распространенной в западной науке теории реактивности, как принципе поведения человека. "По мысли ученого, деятельность человека и высших животных целесообразна, т.е. направлена на достижение какой-либо цели и организована сообразно с этим. Например, прежде чем дойти

 

 

41 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

до остановки автобуса человек должен составить программу действий (выйти из квартиры спуститься по лестнице, выйти из подъезда, пересечь двор, выйти улицу и т.д.). При планировании действий необходимо решить про­блему выбора пути. Решив проблему выбора, человек составляет план действий и приступает к его реализации. В процессе реализа­ции плана он может обнаружить отклонение от намеченного пути, потому что в любой момент может включить механизм контроля, сличить реальное положение дел с планом действий и провести «коррекцию траектории».

Описание движений - это общая модель, которая имеет доста­точно универсальный характер. Она же реализуется в процессе по­строения речи. Иногда человек что-либо пишет, а потом вдруг начи­нает лихорадочно перечеркивать написанное, исправлять, проводить «коррекцию траектории» речи.

Механизмы осуществления действия, механизмы контроля, ме­ханизмы коррекции и т.д. обеспечиваются уровневым строением нашей нервной системы. Уровней в ней оказывается довольно мно­го, и коррекция поведения может осуществляться не по всем уров­ням сразу, а только по верхнему, самому сложному. Если вернуться к решению задачи о том, как попасть на остановку, то в ней тоже можно выделить несколько уровней. Например, один из нижних, фоновых уровней, где решаются задачи: «оторвать ногу от земли, перенести ее вперед, оторвать ногу, стоящую сзади и т.п.». Взрослый человек обычно не задумывается над тем, что именно он делает, ко­гда идет. Эти действия он совершает автоматически. Однако так бы­вает не всегда. Оказавшись па скользком льду или на минном поле, человек тоже думает о том, куда он поставит ногу. Годовалый ребе­нок, делающий первые шаги, также сосредоточен на решении задач «как поднять ногу, куда ее поставить и как сохранить равновесие, чтобы не упасть». Если что-то на нижних уровнях не клеится, то верхний уровень временно уходит из-под контроля и человек опус­кается на тот уровень, где произошел «сбой». Но тогда уже именно этот уровень становится самым важным верхним, и лишь более низ­кие остаются фоновыми.

То же самое наблюдается и в речевом поведении. Когда человек хорошо владеет родным языком, верхний уровень его речевого по­ведения - это уровень текста, целостного выказывания. Он контро­лирует построение речи в целом, на уровне передачи смысла. Слова при построении текста появляются как бы сами собой, Но вот он запнулся: забыл слово или ищет более точное - и тогда верхним ока­зывается уровень выбора слов в семантическом поле. Таким обра­зом, понятие верхнего уровня является переменным, относительным. Каждый из нижних уровней может оказаться верхним.

 

 

42 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

Многоуровневая организация двигательной функции есть ре­зультат длительной эволюции. Филогенетическое развитие цен­тральной нервной системы приводит к тому, что ее строение можно уподобить геологическому разрезу, отражающему в сосуществова­нии всю предыдущую историю развития нервной системы. Бернштейн отмечал, что «анатомические субстраты координационных уровней, последовательно формирующихся в филогенезе, обяза­тельно включают как моторные, так и сенсорные центры, взаимо­связь которых в пределах данного уровня бывает особенно тесной» [Бсрнштейн 1947: 152].

На построение теории нейролингвистики А.Р. Лурия взгляды Н.А. Бернштейна оказали определенное воздействие. Прежде всего, здесь нужно указать на идею значимости обратной связи - афферентации - для построения движений. В своей автобиографической кни­ге «Этапы пройденного пути» Лурия вспоминает, что именно труды Бернштейна помогли сделать предположение, что моторная афазия состоит из двух разных форм: эфферентой и афферентной. За этим предположением стоит сформулированный под влиянием Бернштейна принцип «парных центров» - «принцип совместной работы и взаимной адаптации задних (гностических) и передних (динамических) систем мозговой коры» [Лурия 1947: 56].

Указанные (а также не рассмотренные нами) труды отечествен­ных лингвистов, психологов и физиологов стали тем методологиче­ским фундаментом, на котором Александр Романович Лурия по­строил здание российской нейролингвистики.

На нынешней стадии своего развития отечественная нейропсихолингвистика накопила огромный багаж наблюдений, эксперимен­тальных данных, многие из которых еще только ждут интерпретации и обобщения. Состояние этого раздела Ч А-науки на сегодняшний момент таково, что говорить о единстве в осмыслении мозговой природы коммуникативной компетенции человека пока не прихо­дится. В решении центральных и периферийных проблем нейропсихолингвистики можно обнаружить не просто разногласия, но - диа­метральные подходы, взаимоисключающие интерпретации и т.п.

Ярче всего различия в интерпретации процессов мозговой орга­низации речевой деятельности демонстрируют отличия во взглядах ученых, представляющих разные школы нейронауки. Это прежде всего Московская и Петербургская школы. Московская школа ней­ролингвистики (или школа Лурия) представлена работами много­численных учеников Александра Романовича. Как уже было сказано, наиболее яркий ее представитель - Татьяна Васильевна Ахутина.


43 ИСТОРИЯ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

 

Петербургская школа (школа Балонова-Деглина) более всего сбли­зилась с психолингвистикой. Ее руководитель Т.В. Черниговская, так же как и автор настоящего пособия, рассматривает нейролингвистику в качестве раздела Ч А -науки.

Не вдаваясь в тонкости теоретических разногласий, которые чаще всего в работах ученых присутствуют в имплицитной, не явной форме можно, с очень сильной степенью огрубления указать на сле­дующий теоретический тезис, различающий подходы двух школ. Следуя духу и концептуальным «шорам» теории А.Р. Лурия, его ученики в исследовании речевых аномалий акцент делают на изуче­ние только левого полушария мозга. В теоретических и практиче­ских штудиях нейролингвистов Московской школы присутствует либо игнорирование, либо недооценка роли правого полушария в осуществлении речемыслительных процессов. Работы ученых Пе­тербургской школы настойчиво и последовательно проводят мысль о распределении разных механизмов, отвечающих за реализацию коммуникативной компетенции, в левом и правом полушарии мозга.

В своей книге мы постараемся представить объективный анализ разных направлений в современной иейролингвистике. Однако пре­жде мы детально рассмотрим нейролингвистическую концепцию А.Р. Лурия.

 

 

44 ИСТОРИЯ НЕИРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ


45 ИСТОРИЯ НЕИРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ


 


 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие два открытия нейропсихологии способствовали зарождению нейропсихолингвистики?

2. В чем заблуждение и прозрение Франца Иосифа Галля?

3. Что такое локализация психических процессов в мозге?

4. Что, когда и как открыл Марк Дакс?

5. В чем суть открытия Поля Брока?

 

6. Где располагается зона Вернике? Какими речевыми функциями
она управляет?

7. В чем концепция Джона Джексона предвосхищает открытия нейропсихолипгвистов 20-го века?

8. Какие выводы были сделаны афазиологами в конце 19 века?

9. В работах каких отечественных языковедов заложен фундамент
нейролингвистики?

 

10. В чем суть концепции Л.С. Выготского?

11. Каким образом взгляды Н.А. Бернштейна повлияли на формирование нейропсихолингвистики?


 

Глава 3 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.