Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для выбора




Стимулы

Стимулы

Лизованные

 

84 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

На основе опытов Леви сделала вывод, что обработка информа­ции в левом полушарии осуществляется при помощи анализа, правое же полушарие обрабатывает информацию холистически, не расчле­няя ее. Аналитический способ больше подходит для использования знаков национального языка. Именно поэтому речевые функции ло­кализуются в левом полушарии. Правое полушарие в своей работе использует невербальные, образные компоненты.

Решению сходных проблем было посвящено исследование пе­тербургских нейролингвистов Т.В. Черниговской и В.Л. Деглина. Задача, которую ставили перед собой ученые, заключалась в ответе на вопрос о роли правого и левого полушарий в когнитивно-речевой деятельности. В центре внимания здесь были два важнейших фено- мена речемышления: метафоры и идиомы, с одной стороны, и сил- логизмы - с другой.

Метафора строится на основе многозначности слов, полисемии - явлении, которое есть во всех языках. Без способности к созданию переносных значений язык нуждался бы в огромной памяти для ги­гантского объема слов. Перенос значений с известного на неизвест-ное (описываемое), установление подобий является для человека естественной мыслительной операцией, одним из способов усвоения

новой информации.

В этой связи значительный интерес представляет исследовании способности к пониманию метафорических значений детьми разного возраста (о чем мы еще будем говорить в свое время).

Исследование Т.В. Черниговской и В.Л. Деглина было проведено в психиатрической клинике, где в качестве испытуемых выступали больные, проходившие курс лечения унилатеральными электросу-доржными припадками. У каждого больного чередовались право- и левосторонние процедуры, что позволяло сопоставить эффекты уг­нетения правого и левого полушарий.

В эксперименте использовались наборы фраз, где были представ­лены 1. предложения с метафорическим или идиоматическим значе-нием; 2. предложения, где словосочетание лишалось метафорического или идиоматического смысла; 3. предложение, синонимичное по смыслу первому. Покажем на примерах.

Метафоры.

I. 1) Года проходят мимо.

2) Машины проезжают мимо.

3) Человек стареет.


85ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

II. I) Бегут ручьи,

2) Дети бегут из школы.

3) Вода течет с горы.

III. 1) Горит Восток.

2) Горит дом.

3) Восходит солнце.

Идиомы.

I. 1) Лезть в бутылку.

2) Лезть в окно.

3) Сердиться.

II. 1) Дырявая голова.

2) Дырявое платье.

3) Плохая память.

III. 1) Стальные нервы.

2) Стальные рельсы.

3) Сильный человек.

Суть эксперимента состояла в том, что испытуемому предлага­лось прочесть три карточки, после чего он должен был положить вместе карточки, которые, по его мнению, подходят друг к другу. «Правильными» считались ответы, когда вместе оказывались мета­форы/идиомы и их интерпретация («Горит Восток» - «Восходит солнце»), «формальными» - когда объединялись формально сходные фразы («Горит Восток» - «Горит дом»), нелепыми считались отве­ты типа «Горит дом» - «Восходит солнце».

Результаты исследования показали, что левое и правое полуша­рия по-разному решают поставленные задачи. Начнем с эксперимен­тов на интерпретацию идиом.

Левое полушарие гораздо чаще, чем в норме (контроле) и чем правое полушарие пользовалось формальным принципом расшиф­ровки идиом, ориентируясь на поэлементный состав фраз. При этом оно очень часто дает нелепые интерпретации. Правое полушарие при интерпретации идиом ни разу не выдало нелепые ответы. Более того, верных интерпретаций правое полушарие выдало даже больше, Чем в контрольном тесте, когда работали оба полушария одновре­менно.

Таким образом, в понимании идиом роль правого полушария, вне всякого сомнения, ведущая. Правое полушарие действительно

 

86 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

знает, помнит идиомы. Левое же полушарие, функционируя изоли­рованно, не может дешифровать содержание этих клишированных конструкций. Оно пытается пользоваться свойственными ему фор­мально-языковыми навыками и терпит неудачу.

Метафоры, в отличие от идиом, все-таки поддаются расшиф­ровке, поэтому левое полушарие в решении заданий на интерпретацию метафор как-то интерпретирует их и понимает. Однако лин­гвистических возможностей левого полушария в этом случае оказы- вается недостаточно, что приводит к значительному числу формаль- ных и даже - нелепых ответов. Правое полушарие с выполнением задания справляется значительно лучше. При этом оно, как следует из беседы с больным, часто метафору не понимает (не может интер- птретировать устно), но фразы подбирает правильно. Возникает впе­чатление, что правый мозг производит анализ не поэлементно, а в целом, гештальтно.

Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделатъ вывод, что для понимания метафор и идиом главная роль принадлежит правому полушарию. Особенно это ярко проявляется в отноше- нии идиом, которые представляют собой неразделимые, клишированные сочетания.

Вторая часть эксперимента была направлена на выявление осо­бенностей отношения каждого полушария к основе логического мышления - силлогизмам.

Силлогизм - умозаключение, в котором из двух категорических суждений (т.е. предложений, содержащих знание о принадлежности или непринадлежности признака предмету, независимо от каких-либо условий, например: «Гриб есть споровое растение», «Киты не являются рыбами») получается третье суждение, называемое выво­дом. Если исходные суждения силлогизма истинны, то при условии соблюдения соответствующих правил силлогизма, в результате умозаключения получается истинный вывод. Классический силлогизм:

Все люди смертны

Сократ - человек.

Следовательно: Сократ смертен.

Силлогизм состоит из трех суждений: в первом содержится об­щее правило, во втором - приводится конкретный случай, в третьем - дается вывод. Первое суждение называется большей посылкой, второе - меньшей посылкой, третье - заключением силлогизма.

Способность решать силлогистические задачи неоднократно использовалась как прием тестирования интеллектуальных способ-


 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

костей детей. Традиционно считается, что она лежит в основе поня­тийного мышления, которое отличает научный тип познания от «комплексного» познания, характерного для детей" и представителей традиционных культур (о чем у нас пойдет разговор чуть позже).

Исследование было проведено в тех же условиях, что и описан­ные выше эксперименты. Каждому испытуемому в условиях подав­ленного левого или правого (а также в условиях нормальной работы обоих полушарий) полушария предъявлялись 10 карточек с напеча­танными на них силлогистическими задачами, которые заканчива­лись вопросом.

Приведем примеры заданий.

/. Во всех реках, где ставят сети, водится рыба.

На реке Нева ставят сети.

Водится в Неве рыба или нет?

2. Все драгоценные металлы не ржавеют.
Молибден - драгоценный металл.
Ржавеет молибден или нет?

3. Каждый художник умеет нарисовать зайца.
Дюрер - художник,

Умеет Дюрер нарисовать зайца или нет?

4. Летом на широте Ленинграда белые ночи.
Город Приморск находится на этой широте.
Летом в Приморске белые ночи или нет?

Помимо ответа на вопрос задачи, испытуемого просили объяс­нить, на основании чего был сделан тот или иной вывод. Коммента­рий участников эксперимента позволял делать вывод о том, как ре­шалась задача: теоретическим способом (когда сопоставляется большая и малая посылка), эмпирически (на основе жизненного опыта или его отсутствия). Сами задания представляли два типа силлогизмов: «абстрактные» (не предполагающие эмпирических знаний, типа задания про молибден) и «конкретные» (для ответа здесь мог быть привлечен жизненный опыт, типа задания про Неву).

Анализ полученных результатов показал, что левое полушарие в 95% случаев подходит к решению силлогизмов теоретически, в 5% ~~ эмпирически. Силлогизмы решаются без затруднений с однозначным комментарием: «Если здесь написано, что каждый художник умеет нарисовать зайца, а Дюрер - художник, значит он умеет рисовать зайца». Правое полушарие к решению задач подходило

 

88 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

иначе. Лишь в 69% случаев оно делает это теоретически; 31% осно­вывается на эмпирической обработке информации. Для понимания стратегии выполнения задания важно учитывать и характер речевого поведения участников эксперимента: мгновенно и уверенно - при работе левого полушария и медленно с сомнениями - при работе правого мозга.

Еще более показательны отличия в решении задач с «абстрактными» и «конкретными» силлогизмами. Левое полушарие абстрактные силлогизмы решает в 100% случаев без привлечения жизненного опыта. Правое - только в 87% случаев, в 13% случаев -эмпирически («Наверно, сумел бы Дюрер нарисовать зайца, если б захотел, одаренному человеку не так трудно нарисовать зайца» и т.п.). При решении «конкретных» силлогизмов левое полушарие в 90% случаев опирается на теоретический способ, в 10% - на эмпи­рический. Совершенно иначе к решению «конкретных» силлогизмов подходит правое полушарие. Почти в половине случаев оно исполь- зует эмпирический подход. Так, на вопрос «Водится ли в Неве ры- ба?» многие отвечали «Да, водится, я сам ловил (жарил, ел)»,

При тестировании работы мозга, когда функционируют оба по­лушария, при решении силлогизмов испытуемые демонстрируют сходство вербального поведения с состоянием, когда работает лишь левый мозг.

Итак, результаты опытов позволяют сделать вывод, что левое и правое полушария мозга в решении силлогических задач пользуются разными стратегиями: левое полушарие склонно использовать тео­ретический подход, правое - эмпирический. Кроме прочего, полу­ченные данные подтверждают идеи Л. С. Выготского о двух основ­ных типах мышления - «комплексном» и «научном». Можно говорить в нейропсихолингвистическом наполнении кон­цепции: выделенные типы мышления оказываются связанными с определенными мозговыми структурами.

Подводя итоги экспериментов Т.В. Черниговской и В.Л. Дегли-на, обобщим принципы, определяющие разные способы когнитив­ной деятельности, локализованные в правом и левом полушариях мозга.

Правое полушарие - носитель метафорического (архаичес­кого, мифологического, «комплексного») сознания. Оно «помнит» идиомы и участвует в дешифровке метафор, пользуясь целостным, комплексным, гештальтным восприятием.

"Левое полушарие - носитель «научного мышления», лингвис­тических принципов анализа, формальной логики. Оно не помнит


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА 89

И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

идиом, не может дешифровать метафоры. Зато - блестяще справля­ется с чисто логическими задачами решения силлогизмов. Оно фор­мально ориентировано на восприятие не просто новой, но и рацио­нально поданной информации.

Эксперименты отечественных и зарубежных нейропсихологов позволяют сделать важные и весьма нетривиальные выводы как об устройстве человеческого мозга, так и о природе человеческого по­знания вообще. Разные полушария нашего мозга обладают различ­ными способами обработки поступающей к нам информации. Если формально-логические механизмы выявления причинно-следственных связей и выведения нового знания, за которые отвеча­ет левое полушарие, доступны контролю нашего сознания, то про­цессы освоения фактов окружающей нас действительности, в основе которых лежит сходство предметов или явлений или их смежность, протекают у человека в его правом полушарии мозга на уровне под­сознания. В фило- и онтогенезе человек сначала овладевает право-полушарными механизмами постижения мира и лишь потом приоб­щается к левополушарным. При этом овладение формальной логи­кой не убирает из нашего мышления правополушарных способов познания, а лишь вытесняет их из области сознания в область бес­сознательного. В нашей повседневной жизни, в разных сферах соци­ального взаимодействия с другими людьми, в бытовом и официаль­ном общении эти непохожие стратегии сосуществуют и дополняют друг друга.

 

 

90 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.

§4. Лево- и правополушарная грамматики

Анализируя результаты нейролингвистичсских исследований, создатель петербургской школы психолингвистики Леонид Волько-вич Сахарный сделал вывод о существовании в нашем мозгу как бы двух грамматик - левополушарпой и правополушарпой. Ученый постулирует следующие положения, на основе которых пытается строить свою концепцию:

«1) Имеются две четких зоны локализации речемыслительных механизмов - левое полушарие и правое полушарие. Механизмы правого полушария так же участвуют в речемыслительной дея­тельности, как и механизмы левого полушария.

2) Каждое из полушарий обеспечивает свою стратегию поведе­ния в процессах речемыслительной деятельности. Механизмы пра­вого полушария обрабатывают информацию по-иному, чем меха­низмы левого полушария. Главное различие: левое полушарие обра­батывает информацию с помощью жестких формально-логических операций с ограниченным числом дискретных единиц разных уров­ней - от дифференциальных признаков до предложений и сочетаний предложений. Эти уровни, единицы и операции достаточно хорошо изучены и описаны в традиционных грамматиках. Правое же полу­шарие обрабатывает информацию с опорой на подсознание. Отсюда

- «мягкость» операций, континуальность структуры «единиц», иные
принципы организации «уровней» и тому подобные феномены, не­
привычные для «строгих» традиционных грамматик. Сведения об
этих феноменах имеются (ср., например, исследования по русской
разговорной речи), но они фрагментарны, несистематичны. Отсюда

- особая актуальность их изучения.

3) Имеется принципиальная возможность (прежде всего на ос­-
нове «отрицательного» материала и специальных экспериментов)
выявить и смоделировать функциональную структуру механизмов
речемыслительной деятельности и правого полушария (а не только

левого).

4) Смоделированные структуры механизмов речемыслительной
деятельности левого и правого полушарий будут представлять собой две грамматики языка (...), по-разному ориентированные, но дейст­вующие по правилу дополнительности. Пользуясь несколько огрубленной «физиологической» метафорой, можно назвать их левополушарной и правополушарной. В нормальной речи проявляется некоторое динамическое равновесие действия этих двух грамматик.
Серьезное отклонение от этого равновесия приводит к нарушению нормальной речи, а в крайних случаях - к патологии речи»

 

 

91 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.

 

[Сахарный 1994: 13-4].

Схематически представленные положения Сахарный дал в таб­лице 1 [Там же 17-18].

Таблица 1

 

 

 

№ п/п Наименование Феномена Особенности проявления феномена
в механизмах левого полушария В механизмах правого полушария
1. Характер когнитив­ных структур и ос­новной принцип обработки информа­ции а) Рациональный характер б) Тонкая вербали­зация в) Знания как сис­темная взаимосвязь вербальных и логи­ческих структур г) Дискретность А) Чувственный ха­рактер б) Грубая вербализа­ция в) Знания как связь вербализации с внеш­ним миром г) Континуальность
2. Представление со­держания целого (в связи с опорой на вербальные струк­туры) Целое как совокуп­ность конечного числа частей (вербальных струк­тур) Цельность как чувст­венный феномен (соотносимый с вер­бальными структура­ми)
3. Симультанная обра­ботка информации: направленность процесса и макси­мальные размеры обрабатываемого текста а) Центробежная (проработка фраг­мента ) б) Фрагмент текста (целый текст, огра­ниченный в разме­рах объемом опера­тивной памяти) а) Центростремитель­ная (удержание цело­го) б) Целый текст (без ограничений на его размеры)
4. Операция содержа­тельного выделения «квантов» информа­ции и характер их сукцессивной орга­низации в тексте Предикатно-актан-тное структуриро­вание пропозиции -с опорой на фор­мально-граммати­ческие показатели логических отноше­ний Тема-Рематическое структурирование (суб- цельности) с опо­рой на просодически выделенные компо­ненты («фокусы»)
5. Операция перифра­зирования и харак­тер соотношения перифразируемых А) Точное перифра­зирование логиче­ских структур по правилам транс- а) Приблизительное перифразирование Тема-Рематических структур

 

 

92 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

 

  структур формаций  
    б) Строгая эквива- б) Условная эквива-
    лентность лентность
6. Операция реализа- Детальная вербаль- Минимальная вер-
  ции поверхностной ная проработка на бальная проработка на
  структуры отдель- основе основе
  ного высказывания «предикатноцентри «номиноцентрической
  (предложения) ческой» граммати- » грамматики, без
    ки, с трансформами, трансформ, с грубыми
    тонкими показате- показателями средств
    лями средств связ- связности, прежде
    ности всего - междометий
      (или набор ключевых
      слов)
7. Тенденции в содер- а) Поэлементная а) Фразеологизация и
  жательной и фор- обработка (по идиоматизация. Ме-
  мальной обработке «внутренней фор- тафоричность.
  вербальной поверх- ме»). Буквализм.  
  ностной структуры б) Алгоритмические б) Эллипсис ядерных
  отдельного выска- трансформационные конструкций во внеш-
  зывания преобразования ней речи
  (предложения) глубинных структур  
    в поверхностные  
8. Операция выбора Выбор наименова- Выбор наименования
  наименований ний из микросисте- из ядра ассоциативно-
    мы лексических го поля, с учетом
    единиц на основе субъективно-вероят-
    тонких дифферен- ностных характери-
    циальных признаков стик ассоциативных
    и с опорой на логи- связей, на основе гру-
    ческие отношения. бых дифференциаль-
    Тенденция к выбору ных признаков и с
    точного наименова- опорой на денотат.
    ния. Тенденция к парафа-
      зии (к выбору гиперо-
      нимического наиме-
      нования)
9. Примеры типов речи а) Речь при различ- а) Речь при шизофре-
  при подавлении ных видах афазии нии
  (недоразвитости, б) Речь маленьких б) Обработка текста на
  поражения) рече- детей «формальном» (логиче-
  мыслительных ме- в) Некоторые струк- ском) уровне - без об-
  ханизмов данного туры разговорной ращения к денотату (в
  полушария речи т.ч. малопонятного тек-
      ста на родном языке)

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ 93

Тонкие структуры левополушарной грамматики базируются на принципах логики. Это те законы построения языковой структуры, которые описывает традиционная лингвистика. Свод их можно най­ти в любой академической грамматике.

Возникает вопрос о том, в каких категориях описывать право-полушарную грамматику.

Л.В. Сахарный базисной категорией правополушарной грамма­тики считает понятие цельности. По мнению ученого, основные признаки этого феномена следует рассматривать в системе терминов лингвистики текста (или дискурсивной лингвистики).

Текст - это сообщение, некоторая информация о чем-либо, пред­ставленная средствами одного из национальных языков. Наряду с этим термином для обозначения речевого произведения последнее время все чаще употребляется слово - дискурс.

Дискурс - это речевое произведение в многообразии его когни­тивных (познавательных) и коммуникативных функций. Термины дискурс и текст следует рассматривать как родовое (более широкое) и видовое (более узкое) понятия. Иными словами, в любом дискурсе можно выделить текстовую основу. Однако не любой текст можно считать дискурсом. Дискурсом текст становится только в том слу­чае, если он выполняет коммуникативное задание в конкретной коммуникативной ситуации. Так, к примеру, не является дискурсом текст школьного упражнения.

Наиболее значимые характеристики текста: связность (когезия) и целостность (цельность).

Связность (когезия) текста - категория, характеризующая осо­бенности соединения внутри речевого произведения языковых эле­ментов: предложений, сверхфразовых единств, фрагментов и т. п. Она строится на основе лексико-грамматических возможностей язы­ка, которые изучает грамматика текста.

Понятие целостности (цельности) текста выходит за пределы кругозора традиционной лингвистики. Это уже сугубо психолингви-стическая категория. Целостность предполагает единство замысла, семантической программы, из которой, как из почки цветок, вырас­тает, развивается дискурс. Только тот речевой отрезок именуется целостным, в основе которого лежит некое смысловое единство. В противном случае следует говорить о связном, но не целостном тек­сте.

Примером связных, но не целостных текстов могут служить не-складухи. Приведем подобный текст.

 

94ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА


И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

По стене ползет кирпич. Деревянный, как стекло.

Ну и пусть себе летит:

Нам не нужен пенопласт.

Другой пример связного, но лишенного цельности текста - фраза, которая с дореволюционных гимназических времен кочует из уст в уста современных школьников: «С точки зрения банальной эруди­ции не всякий индивидуум, метафизирующий абстракцию, способен дифференцировать тенденцию парадоксальных эмоций». Тексты такого типа довольно часто появляются в сборниках работ молодых ученых. Внешне они похожи на научные сообщения, однако смысла не содержат. Такие дискурсы в психолингвистике получили назва­ние «речь без мышления».

Если грубо разграничить функции полушарий в построении тек­ста, то можно с определенной долей условности говорить, что лево-полушарная грамматика в большей степени отвечает за механизмы связности (когезию), а правополушарная - за цельность (смысловое единство). Кстати сказать, механизмы здравого смысла, как показы­вают наблюдения нейропсихологов, находятся именно в правом по­лушарии.

Л.В. Сахарный считает, что синтаксической организации текста, построенной на формальных механизмах грамматической связности, которая лежит в основе левополушарной грамматики, противостоит тема-рематическое структурирование текста, которое является пре­рогативой правого полушария. Напомним читателю, что деление на тему и рему, на данное и новое составляет основу учения об актуаль­ном членении. Теория актуального членения поначалу была разработа­на применительно к предложению. В разных речевых ситуациях одно и то же предложение имеет различный смысл, передаст разную ин­формацию. То новое, актуальное в данной ситуации, что передает высказывание, носит название ремы (?) предложения. Рема - это то, ради чего произносится фраза. Данная, исходная информация, кото­рая содержится в высказывании, называется темой (Т).

Однако по мере развития науки о языке стало ясно, что в делении на тему и рему заключается один из секретов соединения предложений в связный и цельный текст. Наша речь чаще всего строится по принципу последовательного введения новой информации в каждое следующее предложение. Однако во вновь произнесенной или написанной фразе обычно есть повтор того, о чем уже шла речь раньше, что связывает


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

предложение с предшествующим текстом. Такое движение информа­ции внутри текста называют тематической прогрессией.

В связи с построением моделей лево- и правополушарных грам­матик, процитируем суждение петербургских нейролингвистов: «Естественный язык, выступая в оппозиции к неречевым формам психической деятельности как единая семиотическая система, внут­ри себя полиглотичен - содержит гамму переходов от иконических к символическим знаковым средствам. Эти два семиотических полюса естественного языка являются продолжением «семиотической спе­цификации в работе правого и левого полушарий». Такая внутренняя семиотическая неоднородность обусловливает творческую силу языка, превращает его в весьма эффективный механизм порождения текстов, несущих новую информацию, может быть наиболее эффек­тивный из всех, которыми располагает человек» [Бадонов, Деглин, Долинина 1983:41].

Здесь намечен важнейший параметр различения лево- и правопо-лушарной грамматики. Когда-то Ф. де Соссюр постулировал произ­вольный немотивированный характер соотношения «форма языко­вого знака и его значение» (означающее/ означаемое). Особенно на­глядно это явление проявляется на самом низшем - фонетическом -уровне строения языка. Фонологический код языка строится на сис­теме дифференциальных признаков звуков, которые в разных языках имеет разную природу. Минимальной смыслоразличительной еди­ницей звукового кода является фонема. Функция смыслоразличения фонемы заключается в том, что с се помощью можно отличить сло­во, которое содержит эту фонему, от другого слова, сходного с ним во всем, кроме этой фонемы (дочка - почка, дом - том и т.п.) Как писал уже упоминавшийся на страницах нашей книги Р.О. Якобсон, «фонема является дифференциальным знаком в чистом виде, знаком пустым, лишенным какого бы то ни было значения» [1985: 55].

Точка зрения фонологов, представителей традиционного языко­знания аргументирована достаточно основательно: звук - строи­тельный материал для значимых элементов слов, сам он значения не имеет, а нужен для того, чтобы при помощи способности человече­ского уха различать в речи фонемы, отличать одни слова от других. А это значит, что звуковой облик слов условен (конвенционален). В самом деле: понятие о столе в русском языке представляет сочетание звуков «с-т-о-л», в немецком же – Тisch, в английском - table и т. д. Ничего общего, если не считать одного звука [т]. Странно было бы полагать, что один-единственный звук может иметь какое-нибудь значение, которое имеют, скажем, слова, морфемы в их составе


 

96 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ


97 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ


 


(морфема в, например, в русском и украинском языках имеет значе­ние грамматического рода: она, изба, пошла и др.).

Другая, диаметрально противоположная точка зрения принадле­жит психологам и психолингвистам. Они считают, что речевые зву­ки в словах появляются неслучайно, что в нашем сознании есть по­требность того, чтобы звук и смысл соответствовали друг другу [Воронин 1980; Горелов 2003; Журавлев 1974].

Для подтверждения этой точки зрения проведем несложный экс­перимент. Лучше, чтобы в качестве испытуемых привлекались дети-дошкольники, но при определенном воображении читатель сам мо­жет выступить в роль подопытного. Прочтите два несложных текста и ответьте на вопросы.

а) «Жили-были два брата. Один был большой, рослый, а другой
маленький, худенький. Одного звали Тим, а другого Том. Как вы
думаете как звали большого? а как-маленького?»

б) «В одном лесу жили два зверя. Один был ласковый, добрый,
хороший, а другой - злой, жадный, вредный, нехороший. Одного
звали Лиэмень а другого Ущебурх. Как вы думаете, как звали хо­-
рошего зверя, а как - злого?»

Подавляющее большинство, не задумываясь, ответят: большого брата зовут Том, а маленького Тим; Лиэмень - добрый, Ущебурх -злой.

Блестящим подтверждением того, что в сознании человека при­сутствует потребность в том, чтобы звуковая форма слова соответ­ствовала его содержанию, стал классический эксперимент одного из основоположников отечественной психолингвистики Ильи Наумо­вича Горелова. На страницах газеты «Неделя» были опубликованы рисунки несуществующих животных, различные геометрические фигуры и т. д. Параллельно рисункам приводились несуществующие слова (квазислова), которые были специально подобраны в соответ­ствии с фоносемантическими данными по характеру рисунков. Чи­татели должны были определить, кто есть кто? Мы предлагаем чита­телям провести аналогичные эксперименты со своими родными и знакомыми (см. рисунок 9. Ключ для решения - в конце параграфа). Как выяснили исследования нейропсихологов, в основе подобно­го отношения к звукам лежит универсальный закон восприятия, на­званный А.Р. Лури термином синестезия - соощущение. Меха­низм синестезии строится на базе стремления нашего мозга, к цело­стному представлению об окружающем мире. Информацию о дейст­вительности в мозг, как известно, поставляют наши пять органов чувств. В мозге, в центре обработки этой информации отражаемое,


а) ЖАВАРУГА b) МАМЛЫНА а) ПЛЮК b) ЛИАР

1 2

а) МУРХ b)МУОРА а) МАНУХА b) КУЗДРА

а) ОЛОФ b) ГБАРГ 1. Луома-куома-муома

2. Бого-того-мога

3. Типи-рипи-дрипи

Рисунок 12.


 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

познаваемое явление реальности осмысляется таким образом, что одна сенсорная модальность как бы накладывается на другую, явле­ние одного сенсорного порядка осмысляется через другое. По прин­ципу синестезии, кстати сказать, строятся многие языковые метафо­ры (лес рук, резкий звук, мягкий контур, кричащая одежда, острое блюдо и т.п.). Восприятие речевых звуков также протекает с участи­ем этого механизма.

Исследования психолингвистов, рассматривающих соотношение звука и значения (смысла), привели к возникновению особого разде­ла общей психолингвистики - фоносемантики. Они убедительно показали, что в сознании человека существует не просто осмысление звуков, что у нас есть потребность, чтобы звуковой облик слов соот­ветствовал его значению, что при восприятии слова мы испытываем воздействие его звуковой формы и т.д. Не имея возможности под­робно останавливаться на интересных и увлекательных идеях фоно-семантов, отсылаем читателя к специальной довольной обширной на сегодняшний день литературе [Горелов, Седов 2004; Воронин 1982; Журавлев 1974].

Как же, в таком случае, быть с теорией фонематической органи­зации языка? Фонологии посвящено не меньше, а, пожалуй, значи­тельно больше фундаментальных трудов, которые поныне имеют статус классики лингвистической мысли. Выход из намеченного противоречия, как, наверное, уже догадался читатель, несет в себе теория двух грамматик языка: лево- и правополушарной.

Как совершенно справедливо писала Т.Е. Глезерман, «диффе­ренциальные (различительные) признаки (...) составляют систему -фонологический код языка. Структурирование различительных при­знаков (синтез) образует левополушарное представление - фонему» [1986: 98]. Фонематическое восприятие, основанное на фонематиче­ском слухе (способности к различению фонем на слух) - прерогати­ва левого полушария и принадлежность левополушарной граммати­ки. Слушатель различает в звуках речи дифференциальные призна­ки, а говорящий в соответствии с ними продуцирует речь. Различи­тельные признаки звуков, указывает Р.О. Якобсон, «носители языка научились производить и узнавать в потоке речи так же, как автомо­билисты привыкли останавливаться перед красным сигналом, будь то, сигнал светофора, лампа, флаг или что-то еще, хотя невоплощен­ной «красности», отделенной от этих действительных сигналов не существует. Говорящий приучается осуществлять движения, произ­водящие звук, таким образом, чтобы в звуковых волнах присутство-


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА 99

И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

вали все необходимые различительные признаки, а слушатель обу­чен тому, как их извлекать из этих волн» [Якобсон 1985: 55].

Что же приходится на долю правого полушария применительно к фонетическому уровню речевой деятельности? Ответ напрашивается сам: все открытые психолингвистами соотношения между звуком и смыслом, все формы звукосимволизма - удел работы правого полу­шария, а, стало быть, содержание правополушарной грамматики.

К этой мысли приходят некоторые отечественные нейролингви-сты. По мнению Т.В. Глезерман, «разнообразие правополушарных эквивалентов звуковой стороны речи соответствует различным функциональным уровням обработки звуковых сигналов в левом полушарии. Сснсомоторному уровню в левом полушарии противо­стоит синестезическая нерасчлененность разных видов восприятия в правом полушарии - любой звук, в том числе и речевой, сопровож­дается зрительными, музыкальными, обонятельными, вкусовыми, тактильными ассоциациями - и становится особым индивидуальным представлением» [Глезерман 1986: 110].

Итак, феномен звукового символизма, который строится на осно­ве связи речевых звуков с особого типа значениями, есть факт пра­вополушарной грамматики. По-видимому, он имеет более древнее происхождение, чем фонологический слух, и связан с ранними ста­диями происхождения языка (о чем у нас пойдет речь в последней главе книги). Однако в реальной речевой деятельности он сосущест­вует с левополушарными механизмами звукоразличения и на бес­сознательном уровне оказывает воздействие на протекание процесса коммуникации.

Законы фоносемантики проявляются в связях между словами, ко­торые возникают в сознании человека на основе формально-звукового сходства. В ситуациях измененного так называемого со­стояния сознания (болезнь, усталость, опьянение и т.п.) смысловые связи левого полушария обычно ослабляются и на первый план вы­ходят звуковые связи правого полушарии. Прекрасную иллюстра­цию такого рода оживления различных связей в измененном созна­нии мы можем найти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Вспомним сцену, когда утомленный походом Николай Ростов засы­пает в седле, и в его голове начинают всплывать различные ассоциа­ции. Он смотрит на бугор и видит какие-то белые пятна.

«На бугре этом было белое пятно, которого никак не мог по­нять Ростов: поляна ли это в лесу, освещенная месяцем, или ос­тавшийся снег, или белые дома? Должно быть, снег - это пят-

 

100 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА

И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

но; пятно ~ une tache», ~ думал Ростов. «Вот тебе и не таш...(...) Наташа, сестра, черные глаза. На... ташка... Наташку... ташку возьми»... На-ташку наступить... тупить на... ского? Гусаров. А гусары и усы... По Тверской ехал этот гусар с усами, еще я думал о нем против самого Гурьевского дома… Старик Гурьев... Да это пустяки, а главное — не забывать, что я нужное думал, да На-ташку, нас-тупить, да, да, да. Это хорошо»

Толстой блестяще изобразил разрушение смысловых связей меж­ду словами в языковом сознании утомленного человека, на смену которым приходят связи по форме. Николай Ростов смотрит на бу­гор - «должно быть снег, это пятно». Пятно по-французски - «une tache» (не забудем, что французский язык для русских дворян начала XIX века был языком повседневного общсния). Французское слово вызывает в сознании близкое по звучанию - «На-таша, На-ташка, На-ташку». От имени сестры ассоциация по формальному сходству - «ташку (кожаная сумка, которую носят гусары) возьми»; «нас­тупить» (ассоциация от портупеи, которую носят гусары), «тупить нас (кого?) - гусаров, а гусары - усы» (опять обыгрывание звуковых

связей) и т. д.

Правополушарная грамматика затрагивает не только поверхно­стные механизмы формальной мотивированности слов. Изучение связей и отношений между словами и словоформами в сознании дает представление лишь о его поверхностном, языковом слое, о том, что в психолингвистике называется языковым сознанием. Под ним в глубине сознания как целостного образования находятся когнитив­ные пласты, которые образуют то, что А. А. Залевская называет ин­формационной базой человека. Языковые знаки и, прежде всего-слова, выступают средством доступа к этой базе. Сама же она в сво­их глубинных слоях обходится без национального языка и храпит информацию в коде (языке) образов, схем, абстрактных моделей, который Н. И. Жинкин обозначил термином универсальный пред­метный код (УПК). Основная информация, составленная в знаках УПК, располагается в глубинных когнитивных слоях сознания по­лушария, которые находится в правом полушарии мозга.

Эти слои составляют копцептосферу, которая состоит из систе­мы концептов. Исследование концептов сейчас становится одной из наиболее актуальных (мы бы даже сказали - модных) проблем со­временной неолингвистики. Психолингвистический аспект пробле­мы концептов и концептосферы лучше всего, на наш взгляд, пред­ставлен в работах воронежской школы когнитивной лингвистики, во

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

главе которой стоят Иосиф Абрамович Стернин и Зинаида Данилов­на Попова. Концепты - ментальные (мыслительные) образова­ния, которые отражают опыт и конкретного человека, и целого на­рода, и всего человечества. Поэтому в когнитивных слоях сознания можно выделить концепты, общие для всех народов, концепты на­ционально-специфические, и даже индивидуально-личностные [Попова, Стернин 2001; Язык и национальное сознание... 2002].

Язык стремится представить концепты. Средствами репрезента­ции могут служить лексемы и фразеологические обороты, свобод­ные словосочетания, пословицы и поговорки, тексты и совокупности текстов. Как отмечают воронежские исследователи, «произнесенное или написанное слово является средством доступа к концептуально­му знанию, и, получив через слово этот доступ, мы можем подклю­чить к мыслительной деятельности и другие концептуальные при­знаки, данным словом непосредственно не названные. Слово, таким образом, как и любая номинация - это ключ, «открывающий» для человека концепт как единицу мыслительной деятельности. Языко­вой знак можно также уподобить включателю - он включает кон­цепт в нашем сознании, активизируя его в целом и «запуская» его в процесс мышления» [Язык и национальное сознание... 2002: 43].

Базовым слоем концептосферы выступают чувственные образы, представленные в универсальном предметном коде. Концепт может быть одноуровневым и иметь только чувственное ядро, представ­ляющее один базовый слой (например, такие концепты, как жел­тый, зеленый, соленый, ложка, тарелка и т.д.), Однако в сознании большинства людей концепты имеют более сложное строение. Они могут быть многоуровневыми и включать несколько когнитивных слоев (пример, концепт грамотный, который кроме образа «пишу­щий человек», включает несколько слоев, различающихся по степе­ни абстрактности). Наконец, концепты могут быть сегментными (в качестве примера такого концепта воронежские ученые приводят концепт толерантность, в структуре которого базовый чувственный слой (образ спокойного, вежливого, невозмутимого, сдержанного человека) окружен несколькими сегментами, равноправными по сте­пени абстракции. Исследование концептосфер различных коллек­тивных (национальных, групповых и т.п.) сознаний позволяет нам установить отличия в информативной базе людей, принадлежащих к различным социумам. Это, в свою очередь, дает основание для по­иска путей преодоления непонимания между людьми.

Подчеркнем, что глубинные, базовые механизмы мышления че­ловека протекают в правом полушарии мозга, которое, проводя

 

102 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА

И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

сложнейшие мыслительные операции, обходится без слов. Важность постижения законов «работы» этих слоев когнитивного сознания крайне необходима для понимания природы человеческого позна­ния, важнейших свойств психики человека.

А вот ключ к заданию с рисунками:

АБВГДЕ

а2 а2 а1 а1 а2 а2

b1 b1 b2 b2 b1 b1

сЗ


 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое комиссуротомия?

2. Раскройте принцип работы тахистоскопа.

3. Что показывают.эксперименты с людьми, перенесшими комиссу-
ротомию?

4. Расскажите об экспериментах Э. Заиделя.

5. В чем суть метода унилатерального электросудоржного шока?

6. Какими речевыми функциями управляет каждое из полушарий
мозга?

7. Опишите эксперименты Д. Леви и Т.В. Черниговской.

8. В чем специфика лево- и правополушарных стратегий обработки
получаемой информации?

9. Дайте описание лево- и правополушарных грамматик.

 

 

Глава 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.