Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материальная культура 1 страница




СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Основным средством передвижения селькупов до середины XX в. являлась лодка-долбленка (and). На русском языке долбленку в Приобье называют «óблас, обласóк», а в бассейне р. Таз — «ветка». Долбленки-однодеревки по классификации морских и речных судов относятся к типу лодок-челноков (челнов) и являются гребным бескилевым судном. Классический челн имеет острый нос и тупую корму, но у селькупских долбленок корма, как правило, заострена почти так же, как и носовая часть. У обского обласка нос значительно поднимается относительно линии бортов, так как ему приходится противостоять высоким обским волнам. Лучшим материалом для изготовления долбленок считаются ветла, осина или кедр; в бассейне Таза — сосна. Нужное дерево выбирают долго — к нему приглядываются на протяжении нескольких месяцев и даже лет, его обстукивают, с ним разговаривают. Изготовлением лодок занимаются в конце мая. Дерево срубают обязательно на ущербе луны, когда в нем «нет сока»; в противном случае обласок будет тяжелым, непрочным. В обработку идет сырое, только что срубленное дерево. Длина бревна для долбленки на одного человека должна быть равной расстоянию между кончиками пальцев раскинутых рук — «селькупской сажени», т.е. примерно 3,5 м. На челнок для двух человек брали бревно в 5 м, больше — 6–7 м. Грузоподъемность среднего обласка — вес хозяина плюс от 20 до 50 кг (Прокофьева, 1984. С. 140; Лукина, 1966. С. 116; Ириков, 2002. С. 97). Селькупское весло делают из кедра, ели или черемухи, плоскость его лопасти бывает прямой или слегка вогнутой, нижний край лопасти обычно хорошо заострен, поэтому его часто используют как опору на мелководье в момент установки или выемки сетей. Селькупам было известно также двухлопастное весло. В обласке сидят, стоят, иногда стоят на коленях. Тазовские и туруханские селькупы предпочитают ездить в долбленке сидя на дне и поджав ноги под себя; на дно в качестве подстилки укладывают траву или кусочек шкуры. Во время добычи рыбы острогой, либо когда охотятся из ружья на щук или дичь, северные селькупы плывут одновременно на двух скрепленных вместе обласках (Прокофьева, там же).

В конце XIX — начале XX в. у нарымских селькупов были в ходу долбленки с полусферическим каркасом из черемуховых прутьев, крытые берестяными полотнищами. На такой лодке перемещались на большие расстояния. В Нарымском крае широкое распространение в XIX в. получили крупные дощатые лодки-неводники (alago — «лодка, корабль»), исчезнувшие к середине XX в. Есть сведения о бытовании в прошлом у южных селькупов берестяных лодок qwešand, чей каркас изготавливался из тальниковых или черемуховых прутьев и сосновых пластин, на который натягивалось два слоя бересты (Лукина, 1966. С. 114).

Лыжи (told’i) являлись основным зимним средством передвижения селькупов. Селькупские лыжи различались по размеру, наличию или отсутствию прогиба и месту его локализации, форме носка и заднего конца лыж, типу крепления и оформлению ступательной площадки, наличию или отсутствию «подволок» (наклейки камусного мехового полотна с наружной стороны лыж) и снегового мешка.

Материалом для изготовления лыж служат ель, кедр или ветла. Размер лыж зависит от роста и веса их хозяина, однако в среднем их длина, как правило, 1,5–1,9 м, ширина — 20–30 см, толщина 1–2 см (Лукина, 1966. С. 109–110; Пелих, 1972. С. 24). Для улучшения ходовых качеств лыж селькупские мастера снабжали их небольшим прогибом — поперечным или продольным; встречались лыжи совсем без прогиба (Там же; Антропова, 1953).

Крепления лыж обычно представляли собой две ременные петли — одна обхватывала носок ступни, другая пятку. В месте ступательной площадки на лыжах находилось незначительное утолщение — до 1 см, на Тыме были известны лыжи с высоко приподнятой (на 6–8 см) ступательной площадкой, часто на ее месте наклеивалась береста, поскольку к ней меньше прилипает снег и лыжи не скрипят при ходьбе (Матов, 1951. С. 39; Лукина, 1966. С. 110–111). Снеговой мешок на лыжах, по воспоминаниям селькупов, приобретение недавнее (не ранее первой половины XX в.). Его выкраивают из белой ткани в виде сапога с широким носком и снизу плотно прибивают деревянными шпеньками вокруг ступательной площадки так, чтобы снег при ходьбе не проник под него внутрь. Сверху он веревками завязывается под коленом (Пелих, 1972. С. 24–25).

Оклейка лыж камусом значительно увеличивала скорость лыжника. «Подволоки» шьют из лосиных, оленьих камусов, у южных селькупов часто использовали конский камус. Ценными и редкими считались лыжи, подбитые мехом выдры. Лыжи без «подволок» имели исключительно подсобное значение и использовались для недалеких переходов близ дома.

Ходили селькупы на лыжах с посохом. Для упора во время ходьбы на его нижнем конце ремнями крепилось деревянное кольцо. Крепление кольца имело индивидуальные особенности: по нему, зная кольца всех «своих», определяли, кто прошел по данной лыжне. На верхнем конце лыжного посоха обычно находилась костяная лопатка-крюк. Этим крючком лыжник мог цепляться за кусты, чтобы подняться во время падения. Выступающий наружный край такой лопатки был тонко заточен в виде короткого лезвия. Им охотник счищал снег, налипший на лыжи или проверял свежесть следа белки.

В южноселькупском ареале была распространена только ручная нарта, тогда как северные селькупы в транспортных целях использовали разнообразные ездовые и грузовые оленные нарты. Ручная нарта (qanz представляет собой узкие, длинные, прямокопыльные сани на широких полозьях. В ней везли на охоту запасы провизии, ловушки, перевозили детей, вывозили добычу — мясо, рыбу, орехи, ездили за дровами и т.п. Обычно охотник-селькуп впрягался в такую нарту сам, надевая через плечо широкую матерчатую или кожаную лямку. Иногда в помощь человеку впрягали собаку. Размер ручной нарты в длину — 220 см, в ширину — 47 см, в высоту — 50 см. Она имеет 3–6 пар копыльев (Лукина, 1966. С. 112–114; Пелих, 1972. С.27–29).

Оленные нарты северных селькупов (qagli / qaŋli) подразделялись на легковые (мужские) женские нарты и несколько разновидностей грузовых нарт: для перевозки продуктов, домашних вещей, шестов чума (Ириков, 2002. С. 93). Селькупские нарты косокопыльные и имеют от трех до пяти пар копыльев, закрепленных в пазах с наклоном внутрь и назад, что придает нарте устойчивость (Прокофьева, 1976а. С. 144–147; Ириков, 2002. С. 90–91).

Мужская легковая нарта используется для езды налегке, имеет 3–4 пары копыльев, легкую конструкцию и малую площадь для сидения. Справа к такой нарте привязывают пальмý — большой нож на длинном древке (до 1,5 м), в нарту кладут ружье в чехле, топор, аркан, небольшой запас продуктов (лепешки, мясо, рыбу). В женской ездовой нарте гораздо большая площадь для сидения и есть высокая задняя спинка (50–60 см), которая служит опорой при перевозке детей. В женскую нарту кладут постельные шкуры, подушки, одеяла. От задней спинки до передка нарт часто натягивают полог, который защищает детей от ветра и снега (Ириков, 2002. С. 91–92). Продукты перевозят в большом ящике, укрепленным на нарте с помощью ремней. Грузовая нарта для домашних вещей длиннее и прочнее легковой мужской нарты, на ней перевозят меховые покрышки чума и одежду. Грузовая нарта для перевозки чума не имеет дощатого настила. На такой же грузовой нарте могли перевозить и лодку-долбленку (Ириков, 2002. С. 93).

Оленья упряжь является сложной конструкцией, включающей ряд обязательных элементов: недоуздок, пояс, вожжу, потяг, наплечную лямку, шейный ремень (караулящий ремень), который не дает лямке сдвигаться с места, блок (Прокофьева, 1976. С. 148–150; Ириков, там же). Управление запряженными оленями осуществляется при помощи вожжи и хорея. Хорей ńara po «погонялка» — длинный шест (3–4 м) с железным нижним наконечником; передний конец более тонкий и имеет костяное или деревянное навершие, чтобы не ранить оленя. Хорей селькупы держат в левой руке, вожжи в правой. При повороте налево натягивают вожжу к себе, при повороте направо похлопывают недоуздком слева. Чтобы олень помчался быстро, вожжей похлопывают сверху вниз по левому боку передового оленя и одновременно погоняют хореем (Ириков, 2002. С. 89).

В легковую нарту верхнетазовские селькупы впрягали двух оленей, среднетазовские — двух-трех оленей, в грузовую нарту — по два оленя в каждую. На нарте селькупы сидят с левой стороны боком, подогнув правую ногу, а левую опускают на полоз нарты. При перекочевках грузовые нарты соединяются по 4–5 вместе, одна за другой, образуя караван — аргиш, который ведет обычно женщина. Передняя грузовая нарта привязывается к легковой нарте, ведущей аргиш. Затем идут грузовые нарты: впереди нарта с продуктами, затем с вещами, досками, покрышками, последняя — с основными шестами чума. Самой последней, на отдаленном (невидимом) расстоянии от аргиша, ведут нарту с шаманскими атрибутами (Ириков, 2002. С. 96–97).

У северных селькупов записаны сведения об использовании оленя как верховое и вьючное животное, применении седла и вьючных сумок. Оленье седло селькупов состояло из двух дужек-лук и двух боковых узких планок, на которые кладут подушки, сшитые из зимней оленьей шкуры, набитые оленьей шерстью. Вьючные оленьи сумки представляли собой берестяной короб, обшитый сверху камусами оленя. Их верхний край обшивался ровдугой, которая вздергивалась на ремешок (Прокофьева, 1976а. С. 143).

ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩА

До начала XX в. образ жизни селькупов характеризовался значительной степенью подвижности, так как их хозяйственные заботы требовали сезонных перемещений внутри освоенной территории на значительные расстояния. Полуоседлость определила следующие типы поселений: круглогодичные стационарные в сочетании с сезонными поселениями для промысловиков без семей (в лесу или на рыболовных местах); стационарные зимние в сочетании с переносными для других сезонов; стационарные зимние и стационарные летние.

На территории южных селькупов кроме наличия сезонных поселений отмечено около двухсот круглогодичных стационарных поселений, называемых на русском языке юртами. Они перечислены на картах XIX–XX вв. и в статистических переписях исследователей и краеведов (Плотников, 1901; Патканов, 1911; Нарымский край, 1927; Орлова, 1928). Некоторые из них существуют и сейчас (Напас, Тюхтерево, Максимкин яр и др.), но большинство исчезло или превратилось в пункты охотбаз, места ночевок рыбаков, т.е. они стали сезонными.

Преобладающим типом поселения северных оленеводов остаются сезонные стойбища (зимние и летние). На летних они проводят период с мая по октябрь, а на зимних — с октября до конца марта; к маю постепенно возвращаются на летние стойбища (Ким, 1999. С. 75). Стационарные поселки, ставшие впоследствии административными центрами на североселькупской территории, возникли в начале XX в., например, поc. Толька в 1931 г.; поc. Толька Верховская (Пуровская) — в 1934 г. (Казакевич, 2001а. С. 271; Парфенова, 1998. С. 371).

Зимние стойбища селькупов-оленеводов состоят из 2–5 переносных жилищ; стационарные поселки южных селькупов — из 2–10 жилищ; однако были населенные пункты и в несколько десятков домов с населением в 100–150 человек (Список населенных мест…, 1868). Стационарные круглогодичные поселения второй половины XIX — начала XX в., как правило, имели линейную планировку вдоль берега водоема. Уличная планировка в традиционных селькупских поселках возникла позднее — в середине XX в. В поселениях у озер была более разбросанная планировка. Сезонные поселения для промысловиков состояли обычно из одной избушки или землянки: 2–3 таких сооружения находились в разных местах охотничьих угодий, между которыми селькуп-охотник ходил во время периода промысла.

Селькупы использовали жилища разных конструкций, как легкие каркасные переносные сооружения, так и стационарные постройки. Изучение разнообразия селькупских жилищных сооружений прошло два этапа: XIX — середина XX в. — накопление данных о каждом типе конструкции и вторая половина XIX в. — классификация типов жилищ, а также соотнесение их с общесибирской типологией жилищ (Кастрен, 1860; Спафарий, 1882; 1997; Sirelius, 1983; Donner, 1910; Плотников, 1901; Шатилов, 1927; Орлова, 1928; Симченко, 1995). Классификацией и типологией жилых и хозяйственных конструкций селькупов занимались А.А.Попов (ИЭАС, 1961), Г.И.Пелих (1966, 1972), С.В.Лёзова (1988; 1991), Н.В.Лукина, П.Е.Бардина (1994), З.П.Соколова (1998б), Н.А.Тучкова (1999).

У южных селькупов были выделены следующие типы жилищных сооружений каркасного типа: коническая постройка (чум); наземная постройка типа «скат-кровля»; конструкция в виде полуцилиндрического свода: усеченно-пирамидальная, а также каркасно-срубные — пирамидальная и призматическая углубленная в землю (karamo) и сруб.

На территории южных селькупов сведения о чуме крайне неотчетливы (Чугунов, 1997; Алатало, 1997; Шатилов, 1927; Пелих, 1972; Sirelius, 1983). Е.Д.Прокофьева отмечала, что «оседлые нарымские селькупы совсем не знали зимнего чума из шкур, а летний берестяной чум встречался у них редко» (Прокофьева, 1956. С. 675). В качестве временного промыслового сооружения для отдыха и ночевки у южных селькупов хорошо известны постройки, исходной формой которых был односкатный заслон. Называли его словом balagan, kore. В XIX — начале XX в. на Кети и Тыму бытовали каркасные полусферические сооружения из наклоненных гибких стволов, переплетенных в нескольких местах поперечными прутьями и накрытые берестяными полотнищами (Donner, 1926).

Усеченно-пирамидальная постройка южных селькупов (тяй-мат) — прямоугольное (почти квадратное) помещение (3,2×3,2 м), углубленное в землю на 0,5 м с каркасной основой — из четырех столбов (Пелих, 1972. С. 52–53). Сооружение «леви-мат» (lep / lew — доска; «досчатый дом» — Пелих, 1972. С. 53) имело такую же конструкцию, но создавалось из более легких материалов.

Каркасно-срубная пирамидальная постройка известна по материалам с р. Кети (Donner, 1926; Орлова, 1928). Основу конструкции составляет сруб в 2 венца, к углам которого вертикально крепятся длинные стропила, наверху соединенные рамой. Высокая пирамидообразная крыша опирается на невысокие стены сруба. Пол не углублен.

Углубленную в землю (каркасно-срубную прямоугольную) призматическую постройку karamo в XIX — начале XX в. описали У.Т.Сирелиус и М.Б.Шатилов как яму в земле, с крышей, покоящейся на 2–3 звеньях сруба (Sirelius, 1983; Шатилов, 1927). Карамо могли делать без сруба, с надставкой из бревен только с торцовых сторон ямы (2–3 бревна, скрепленных деревянными шпеньками), с наземным срубом от 1 до 5 венцов; сруб «спущен в яму». Очаг-чувал — в левом или правом углу от входа, либо только в правом углу от входа, или в центре (очаг-костер). Окно-отверстие — в крыше (дополнительный выход на случай наводнения); или в венце сруба в стене напротив входа, нары — настил из плах у двух продольных стен. Вход-выход — земляной коридор из ямы наружу, иногда с навесом.

Срубная изба известна в научной литературе как «юрта». По-селькупски ее называли термином māt, добавляя иные характеристики (lamdega māt — «низкий дом», ilindi māt — «жилой дом», čumil’ māt — «остяцкий дом» и т.п.). Для названия избы на сезонном промысловом поселении неоднократно отмечен термин kore. Срубное жилище селькупов представляло собой невысокое сооружение примерно из 8 венцов (3 в земле и 5 возвышалось над землей), прямоугольное в основании. Потолка не было, крыша плоская, двускатная или односкатная. В стене против входа — небольшое квадратное окно. Пол земляной, в ряде случаев углублен на 20–30 см, поэтому вход в юрту имел 2–3 ступеньки вниз. Снаружи стены и крыша обложены дерном, между накатом крыши и земляной засыпкой — прослойка из бересты (Плотников, 1901. С. 72; Шатилов, 1927. С. 142; Орлова, 1928. С. 14; 42). В южном ареале со второй половины XIX в. русские срубные избы стали активно распространяться. Избы с потолком и крышей на высоких стропилах именовались warg māt — «большой дом», ruzel māt — «русский дом». В начале XX в. именно русская изба стала основным жилищем селькупов, уступив позднее (в 1960–1970-е годы) свои позиции типовым двухквартирным.

На североселькупском материале выделяют следующие типы жилищ: наземное переносное сооружение конической формы (чум); навес типа скат-кровля; каркасное в форме полуцилиндрического свода (вариант — крытая лодка); каркасное углубленное в землю, в форме усеченной пирамиды; каркасное, в форме усеченного конуса с круглым основанием, углубленное в землю (с двумя несущими жердями); сруб из бревен, прямоугольный с плоской крышей, позднее — двускатной крышей на стропилах (Лукина, Бардина, 1994; Лёзова, 1991).

Для чума в северных диалектах записано несколько наименований: mct, etillaka, taj mct, taŋkjl’ mct (Казакевич, Кузнецова, Хелимский, 2002. С. 66; Ким, 1999. С. 74). Общее количество шестов — 28–30. Способов крепления двух основных шестов два. В первом случае шесты связывают вверху веревкой (ненецкий тип — ИЭАС, 1961. С. 155). Во втором они крепятся с помощью развилок, находящихся на вершинах обоих шестов (эвенкийский тип). В средней части чум иногда укрепляют внутренним деревянным обручем, соединяющим все шесты, также заимствование у эвенков (Лёзова, 1991. С. 102–103, 105). Для покрытия зимой используются нюки, сшитые из оленьих шкур, летом — из бересты; в последние годы — брезент.

Распространенным временным промысловым строением у северных селькупов является kumar — каркас из тальника полуцилиндрической формы с берестяным покрытием, а также заслон-получум из жердей kora, покрытый еловым лапником или берестой.

Североселькупская постройка усеченно-пирамидальной формы — жилище pōj mct («деревянный дом») является строением высотой 1,8 м с квадратным или прямоугольным основанием (4×4 м; 6×7 м). Глубина жилищной ямы 30–40 см. Каркас состоит из четырех опорных наклонных столбов; наверху в пазы уложены верхние перекладины. Стены — из расколотых плах, плотно приставленных друг к другу с опорой на каркас. Верх также закрыт плахами, но с отверстием для выхода дыма. Сверху постройка закрывается берестой и засыпается песком (толщина насыпи 35–15 см). Дверью служит оленья шкура или многослойная вываренная береста (Лёзова, 1991. С. 101,105; Симченко, 1995. С. 43).

Каркасное сооружение в форме усеченного конуса с круглым основанием (3–4 м) установлено над ямой (20–30 см). Две основные плахи, вкопанные на 30–40 см, соединяют наверху перекладиной. На эту опору по окружности жилищной ямы накладывают остальные плахи. Щели забивают мхом. Жилище покрывают берестой и засыпают песком, дерном. Для выхода дыма в верхней части делают отверстие (Лёзова, 1991. С. 102). Наземная постройка, сруб — невысокий, без потолка, с плоской крышей čul’ mct (Прокофьева, 1956. С. 675).

Спали на нарах (топчан), постельные принадлежности — подстилка из хвойных веток, одеяло из заячьих шкур, полог; позднее — матрац, подушки, простыни и т.п. Нары (kopt) в доме южных селькупов — это настил из деревянных плах, вдоль продольных стен в землянке или избушке. В землянке землю у стен не выбирали, оставляя возвышения, на которые стелили доски. В избушке настил клали на два-четыре столбика; край нар крепился к стене. В охотничьих избушках под нарами ставили кузова, мешки, припасы, особенно часто — с исчезновением из практики строительства свайных амбаров рядом с жилищем.

В североселькупском жилище на нары настилают траву, лапник, раскладывают постели из оленьих и лосиных шкур, заячьи одеяла, устраивают полога (Лёзова, 1991. С. 102; Симченко, 1995. С. 43–44). Головой ложатся в сторону восхода солнца. Летом над спальным местом крепили матерчатый полог. В пологе часто спали на улице под открытым небом — во дворе около дома, в тени под амбаром, на рыболовном стане.

У северных селькупов известен низкий столик в чуме — lem. У южных селькупов стол, стул, скамейка — эти слова, как и сами вещи, пришли из русского языка: ostol, ustul, laku. Раньше (первая половина XX в.) сидели в основном на пиленых чурках. Ни стол, ни нары нельзя было резать ножом, тем более отпиливать с намерением укоротить. Это считалось равносильным укорачиванию своей жизни. Никогда не садились на угол стола, считалось, что случится что-то плохое. На деревянных шпеньках, вбитых в стены, развешивали одежду.

В североселькупском чуме пространство за очагом напротив входа (sitke) воспринималось как «чистое», «священное» и предназначалось для почетных гостей, но вместе с тем являлось жилой частью. Когда маленькие дети оставались без присмотра, их помещали на эту территорию под покровительство семейных духов (Лёзова, 1991. С. 105; Головнёв, 1995. С. 235, 243–244)

Очаг в промысловом жилище балаган (скат-кровля), — костер, над ним устанавливали таган kočč — воткнутую под углом комлем вниз толстую палку из березовой ветки с зарубкой. У каждой семьи, ночующей в балагане, свой очаг-костер. В селькупском доме бытовал чувал (sowwal) — открытая печь-камин из жердей, обмазанных глиной (Орлова, 1928; Пелих, 1972). Вне дома костер разводит мужчина, печь в доме растапливала по утрам хозяйка, если ее не было, приглашали старшую родственницу по линии матери. В середине XX в. еще помнили, что огонь в очаге дома нужно подкармливать (он ест все, что и человек), с ним можно и нужно разговаривать. В североселькупских переносных и стационарных жилищах очаг обкладывают с трех сторон бревнами, а от входа к очагу делают бревенчатый настил из пяти бревен (Лёзова, 1991. С. 101–102).

Вокруг дома располагались свайные амбары, глинобитная уличная печь для выпечки хлеба, сараи для скота, многочисленные (5–9 шт.) «рыбные сушилки», навесы для хранения нарт и одежды, лодочного мотора, для рыболовных снастей и т.п. Основным хозяйственным сооружением на стойбище северных селькупов является загон для оленей otәj mct — вытянутый крытый сарай с двумя выходами (Ким, 1999. С. 77).

Если вход в жилой дом взять за точку отсчета (своеобразный центр двора), то с правой стороны дома оказывается участок, где мужчина занимался своими делами: строгал, пилил, долбил обласок, шкурил бревна, колол дрова, клеил лыжи и т.п. На эту сторону в современном жилом срубном доме обычно всегда есть окно. С правой стороны селькупский дом в XX в. окружают сараи для скота, а с левой — огороды, хлебная печь находится челом перпендикулярно линии входа. Таким образом, правая часть двора тяготеет к мужским хозяйственным заботам, левая — к женским. Ориентация самого дома относительно течения реки не была строгой. У северных селькупов вход строения ориентируют к реке или в сторону «утреннего и дневного положения солнца».

ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, УКРАШЕНИЯ

Основными материалами для изготовления традиционной одежды селькупов в прошлом являлись мех (оленя, зайца, белки, собаки) и кожа (без ворса или с коротким ворсом, предназначавшаяся, как правило, для изготовления обуви). Особо ценилась ровдуга — тонко выделанная оленья кожа. Обские селькупы также активно использовали и рыбью кожу (Спафарий, 1997. С. 255), однако уже к XIX в. такая одежда вышла из употребления. Шкурки мелких пушных зверей употребляли целиком редко, главным образом, для изготовления головных уборов, они уходили на уплату ясака, позднее — на продажу. Из шкурок с ног пушных зверей — камусов шили так называемый «сборный мех», из которого потом делали верхнюю одежду (Тучкова, 2001. С. 85–86).

Селькупы умели делать крапивные нитки. Заготовка крапивы шла поздней осенью после первого снега. Срезанные ножом подмерзшие стебли связывали пучками и вешали на предамбарье. Обрабатывали их в первую половину зимы (Григоровский, 1882. С. 45–49; Пелих, 1972. С. 39 10). Селькупам было известно два способа прядения ниток: ссучивание ладонью на колене и прядение с помощью веретена.

Ткань была привозной и всегда очень высоко ценилась, была основным подарком духам — в лесу на деревьях развешивали как небольшие лоскутки, так и куски полотна в несколько метров. В XIX — начале XX в. селькупы, живущие рядом с русскими, освоили ткачество и изготавливали на кроснах (горизонтальный ткацкий стан) ткань из шерсти и из конского волоса. Такую материю на русском языке называли шабуриной и использовали для создания верхней одежды.

Шерстяные (из овечьей шерсти) нитки получали, вероятнее всего, путем обмена у русских, хотя в начале XX в. овцы появились и в селькупском хозяйстве. Особенностью является бытование в русской и селькупской среде вязки из шерсти способом «на одной игле». У изделия не было «резинки», и эта вязка трудно распускается, поэтому изношенную часть можно легко отрезать, не боясь, что распустятся петли, и надвязать новыми нитками. Иглу для вязания делали из оленьего ребра, предварительно выварив, в форме заостренной пластины с отверстием почти по центру для нитки.

Общим селькупским термином для названия одежды в целом и верхней одежды в частности является слово парка / порга (porqi), термин, восходящий к общесамодийскому лексическому фонду, к глаголу со значением «кроить, резать; скоблить, обрабатывать шкуру» (Janhunen, 1977. С. 116–117). Таким образом, исходя из значения термина, самодийская парка — это прежде всего меховая одежда, причем «скроенная», т.е. составленная из обработанных — «скобленых» и «резаных» — деталей. Однако никаких указаний на специфику покроя (например, глухая это или распашная одежда) этимология не содержит. У южных селькупов существование одежды глухого покроя отмечено не было.

Как основной вид промысловой одежды в XIX — начале XX в. у южных и северных селькупов бытовала легкая короткая шуба kińńaŋ, kirńaŋ. В южном ареале она была из оленьего, заячьего или собачьего меха и называлась по-русски кырняжка (Пелих, 1972. С. 41 42). У северных селькупов ее делали из меха оленя, но есть фольклорные упоминания о заячьей парке. В данной конструкции выделяются следующие важные элементы: цельнокроенность, мехом наружу, сходящиеся полы, прямой разрез спереди, прямые длинные вшивные рукава, наличие кожаных завязок на полах, различная длина переда и спинки. У северных селькупов особенности кроя: полы надставлены полосами оленьего меха и имеют запáх «слева направо»; к подолу пришита меховая надставка — панда (Прыткова, 1970. С. 85).

Другую верхнюю промысловую одежду (ponzel porq — «из камусов порга» или «из беличьих камусов порга», «из соболиных камусов порга»), шили из сборного меха. Для нее характерны меховой подклад (ворсом внутрь) из камусов мелких пушных зверьков (соболь, белка, горностай); верхнее покрытие из ткани; покрой прямой (в женском варианте чуть приталенный), распашной; наличие боковых швов; запáх правой полы на левую; прямые вшивные рукава из ткани; наличие меховой отделки вокруг горловины, по подолу, обшлагам и правой поле (у женщин); длина шубы для взрослых мужчин — ниже колен, у женщин — до щиколотки, детская шуба — до колен (Тучкова, 2001а. С. 86–87; Donner, 1926. С. 48, рис. 11). В качестве зимней дорожной одежды в ходу были глухие совики и малицыsok, mal’čä (Таз), заимствованные у ненцев (Прыткова, 1970. С. 98).

На Оби в поселках в начале XX в. широко бытовали длинные овчинные тулупы мехом внутрь — koneporq и длинные собачьи дохи мехом наружу — kanakеlporq, распашные, с прямым станом, с боковыми швами, длинными рукавами и отложным воротником.

В середине XIX в. М.А.Кастрен отмечал, что томские самоеды заменили «свои меховые одежды из оленьей шкуры на русское платье. Русские называют его зипуном, самоеды — kundsch kundje» (Кастрен, 1860. С. 308). Изготавливали зипун из шерстяной покупной ткани разного качества. Покрой был прямой, правая пола запахивалась на левую. Носили зипун и мужчины, и женщины. Мужчины подпоясывали зипун опояской (Шатилов, 1927. С. 164). Суконный зипун наравне с меховой кырняжкой стал промысловой одеждой селькупов. Во второй половине XX в. и кырняжку, и зипун вытеснила стеганая ватная телогрейка-фуфайка — куфайка. В советские годы именно она оказалась основной промысловой верхней одеждой всех таежников Западной Сибири — и русских, и селькупов.

Еще один вид верхней плечевой одежды из ткани, отмеченный только у южных селькупов в XIX — начале XX в., известен под названием кваймы. Он представлял собой легкий суконный халат — «верхницу» с боковыми швами, сходящимися полами, без застежек и завязок, длиной ниже колен. Халат носили и мужчины, и женщины при передвижении по лесу. Обшлага и полы иногда обшивали контрастной тканью (Пелих, 1972. С. 40–41).

Нижняя плечевая одежда селькупов исторически фиксируется очень слабо. В середине XIX в. М.А.Кастрен упоминал, что рубаха «не принадлежит к народной одежде Томских остяко-самоедов». Однако уже в конце XIX в. она получила в среде селькупов широкое распространение. Мужчины носили «по несколько ситцевых рубах, обязательно расстегивая ворот, так как несколько рубашек — показатель состоятельности и богатства. Нередко рубахи носили, не снимая до того момента, пока нижние из них не начинали изнашиваться до последней степени» (Плотников, 1901. С. 73). Называли рубаху, как и верхнюю плечевую одежду, словом porq, или соединяли с термином ткань (qam). В первой четверти XX в. мужская рубаха у селькупов была с прямым разрезом до середины груди и широким отложным воротником. Обшлага рукавов, воротник, разрез на груди и ластовицы «делаются из материи другого цвета, отличного от основного тона рубахи» (Шатилов, 1927. С. 164).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.