Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К. Державин 8 страница




 

[999]999 «In te, Domine, speravi» (лат.) — «На тебя, господи, уповаю».

 

[1000]1000 Едва дохнет земля, где гибнут тени — то есть едва повеет ветер из Африки, где в полдень исчезает тень.

 

[1001]1001 До песни тех — то есть пока не запели ангелы.

 

[1002]1002 В новой жизни — то есть в своей молодости, о которой он писал в книге, озаглавленной «Новая Жизнь».

 

[1003]1003 Между первым и вторым из возрастов — то есть двадцати пяти лет отроду.

 

[1004]1004 Меня покинув, он ушел к другим — то есть был неверен Беатриче и как женщине, и как небесной мудрости, ища ответы на все свои вопросы в мудрости человеческой.

 

[1005]1005 И наяву — то есть в видениях, о которых Данте рассказывает в «Новой Жизни» (XXXIX [XL]; XLII [XLIII]).

 

[1006]1006 Лезвие — то есть косвенная речь о Данте (Ч., XXX, 103…145).

 

[1007]1007 Память о годах печали — то есть о заблуждениях Данте.

 

[1008]1008 Волной — то есть водами Леты.

 

[1009]1009 О благе, взыскуемом превыше всех других — то есть о боге.

 

[1010]1010Точило вращается навстречу лезвию, притупляя меч правосудия.

 

[1011]1011 В Ярбиной стране — то есть в Африке, где царствовал Ярба (Эн., IV, 196).

 

[1012]1012 Первенцы творенья — то есть ангелы.

 

[1013]1013 На Зверя, слившего два воплощенья — то есть на Грифона (см. прим. Ч., XXIX, 108).

 

[1014]1014 Она себя былую побеждала — то есть превосходила красотой.

 

[1015]1015 Сплетавшая венок — то есть Мательда (Ч., XXVIII, 68).

 

[1016]1016 «Asperges me» (лат.) — словами псалма: «Окропи меня».

 

[1017]1017Глотнуть пришлось литейской воды, дарующей забвение грехов.

 

[1018]1018 Меж четверых красавиц — см. Ч., XXIX, 130…132 и прим.

 

[1019]1019 Мы — звезды в тьме высот. — См. прим. Ч., I, 23…27.

 

[1020]1020 Лик Беатриче не был миру явлен. — То есть небесное откровение еще не было явлено миру, когда четыре основные добродетели были ниспосланы людям, чтобы приготовить их к его восприятию.

 

[1021]1021 Среди тех трех, чей взор острей направлен — то есть среди трех «богословских» добродетелей.

 

[1022]1022 То вдруг в одном, то вдруг в другом обличье. — В глазах Беатриче Грифон отражается то как лев (человек), то как орел (божество).

 

[1023]1023 Вторая красота Беатриче — ее уста. Первая — ее глаза, которые Данте уже увидел (ст. 115‑123).

 

[1024]1024 Десятилетней жажды — увидеть Беатриче, умершую за десять лет до 1300 г.

 

[1025]1025 Из уст богинь — то есть трех «богословских» добродетелей.

 

[1026]1026 Святое войско шло стезей возвратной. — То есть мистическая процессия повернула обратно на восток (см. Ч., XXIX, 12).

 

[1027]1027 Древо. — Это библейское «древо познания добра и зла», от запретных плодов которого вкусили Ева и Адам. Данте превращает его в символ империи.

 

[1028]1028 Не ранишь клювом — не посягаешь на прерогативы светской власти.

 

[1029]1029Грифон оборачивается к колеснице (церкви), привлекает ее к сирому, то есть оголенному, древу (империи) и одной из его ветвей связывает с ним ее дышло (крест).

 

[1030]1030 Когда поток большого света (то есть солнечного) смешан с лучами Овна, который соединяется с солнцем вслед за ельцом небесным (созвездием Рыб), — другими словами: весной.

 

[1031]1031 Сказ о Сиринге. — Меркурий усыпил рассказом о нимфе Сиринге и затем обезглавил стоглазого Аргуса, который, по приказу Юноны, неусыпно стерег Ио, возлюбленную Юпитера (Метам., I, 568‑747).

 

[1032]1032 И возглас — возглас Мательды (см. ст. 83…84).

 

[1033]1033Смысл: «Как — в евангельской легенде — пораженные преображением Христа (яблони священной), апостолы Петр, Иоанн и Яков пали ниц и, очнувшись от его голоса, разрушавшего даже сон умерших, увидели, что на их учителе прежняя одежда и что исчезли беседовавшие с ним Моисей и Илья …»

 

[1034]1034 Ввысь восходят — возносятся на небо.

 

[1035]1035 Семь нимф — семь добродетелей, взявших в руки светильники.

 

[1036]1036 Австр — южный ветер; Аквилон — северный.

 

[1037]1037Беатриче поручает поэту описать все, что он сейчас увидит. Перед Данте предстанут в аллегорических образах прошлые, настоящие и грядущие судьбы римской церкви.

 

[1038]1038Орел (птица Дия), устремляющийся на колесницу с вершины дерева, которому он при этом наносит вред, олицетворяет римских императоров‑язычников, преследовавших христианскую церковь в ущерб — по мысли Данте — самой империи.

 

[1039]1039 Лиса — символизирует ереси первых веков христианства.

 

[1040]1040Снова к колеснице спускается орел и осыпает ее своими перьями. — Это богатства, которыми христианские императоры одаряли церковь, и главным образом — «дар Константина» (см. прим. А., XIX, 115‑117).

 

[1041]1041 Дракон (дьявол) оторвал у колесницы часть ее днища — дух смирения и бедности. Тогда она мгновенно оделась перьями, обросла богатствами.

 

[1042]1042Пернатая колесница превращается в апокалипсического зверя (см. прим. А., XIX, 106…110).

 

[1043]1043 Наглая блудница — папство, глазами рыща, выискивает себе друзей. Рядом с ней стоит ревнивый гигант —король французский Филипп IV, иногда ладивший с Бонифацием VIII, но кончивший тем, что нанес ему жестокое оскорбление в Ананьи (см. прим. Ч., XX, 86‑90).

 

[1044]1044Намек на перенесение папского престола из Рима в Авиньон, при Клименте V, в 1309 г. (см. прим. А., XIX, 79…84).

 

[1045]1045 «Deus, venerunt gentes» (лат.) — «Боже, пришли язычники».

 

[1046]1046 «Modicum, et non videbitis me; et iterum modicum, et vos videbitis me» (лат.) — «Вскоре вы не увидите меня, и опять вскоре увидите меня». Этими словами (цитата из Евангелия) Беатриче высказывает уверенность в том, что похищенная гигантом колесница будет возвращена и примет свой прежний вид.

 

[1047]1047 Я предшествии седмицы — то есть семи добродетелей, несущих светильники.

 

[1048]1048 Мне, женщине и мудрецу — Данте, Мательде и Стацию.

 

[1049]1049 Порушенный змеей сосуд — то есть колесница церкви, у которой дракон оторвал часть днища (Ч., XXXII, 130‑135).

 

[1050]1050 Был и не стал — чудовищно искаженная церковь перестала быть собою (ср. Р., XXVII, 22…27).

 

[1051]1051 Вино и хлеб злодея не спасут. — В Италии существовал обычай, по которому родственники убитого теряли право кровной мести, если убийца или его родич девять дней кряду приходил на могилу жертвы и съедал там хлеб, смоченный в вине. Беатриче хочет сказать: «Ничто не оградит злодея от божьего суда».

 

[1052]1052 Пятьсот Пятнадцать — загадочное обозначение грядущего избавителя церкви и восстановителя империи, который истребит воровку (блудницу песни XXXII, занявшую чужое место) и гиганта (французского короля). Цифра DXV образует, при перестановке знаков — слово DVX (вождь), и старейшие комментаторы так ее и толкуют.

 

[1053]1053 Сфинга (Сфинкс) — в античном мифе — крылатое чудовище с женским лицом, обитавшее возле Фив и убивавшее всех, кто не мог разгадать его загадку. Когда Эдип (Лаяд) ее разгадал, Сфинга бросилась со скалы и разбилась насмерть. Отмщая за ее гибель, прорицательница Фемида наслала на фивян хищного зверя, который губил нивы и стада (Метам., VII, 759‑765). В старинных списках «Метаморфоз» вместо Laiades читалось Naiades, и разрешение загадки Данте приписывал Наядам. Смысл ст. 49‑51: «События покажут, кто такой „Пятьсот Пятнадцать“, но разрешение этой трудной загадки приведет не к бедствиям, а к миру».

 

[1054]1054 Два раза — Адамом, вкусившим от его плодов, и гигантом, отвязавшим от него колесницу.

 

[1055]1055 Первая душа — то есть Адам.

 

[1056]1056 Как в струи Эльсы. — Предметы, опущенные в известковую воду Эльсы (приток Арно), покрываются твердой оболочкой.

 

[1057]1057 Не будь их прелесть — как Пирам для тута. — То есть если бы прелесть суетных помыслов не омрачала сознание Данте, подобно тому как Пирам своею кровью окрасил белые ягоды тутового дерева в темный цвет (см. прим. Ч., XXVII, 37‑39).

 

[1058]1058 Как жезл… — Беатриче хочет, чтобы Данте, вернувшись к людям, передал им ее слова, даже не вникая в их смысл, а просто сохранив их в памяти; так паломник возвращается из Палестины с пальмовой ветвью, привязанной к посоху.

 

[1059]1059 Что за школе — школе поэтов и философов.

 

[1060]1060 До неба мчащегося всех быстрей — то есть до Перводвигателя (см. Р., XXVIII).

 

[1061]1061Смысл: «Само твое забвенье доказывает, что ты был виновен, когда следовал ложной школе и свою волю устремлял не ко мне, а мимо. Если бы это был не грех, Лета не смыла бы этого воспоминания».

 

[1062]1062 Там растекались… — Растекающиеся из одного истока Лета и Эвноя напоминают поэту Тигр и Евфрат, которые средневековая география считала текущими из общего источника.

 

[1063]1063 На что сказали так. — То есть сказала Беатриче.

 

[1064]1064 Мательда. — Здесь впервые названа по имени прекрасная женщина, встретившая поэта в Земном Раю.

 

[1065]1065 И про это. — См. Ч., XXVIII, 121…133.

 

[1066]1066 Угаснувшую силу — то есть силу памяти о совершенных им добрых делах (см. прим. Ч., XXVIII, 121‑133).

 

[1067]1067 Счет положен изначала. — В построении «Божественной Комедии» Данте соблюдает строгую симметрию. В каждой из трех ее частей (кантик) — по 33 песни; «Ад» содержит, кроме того, еще одну песнь, служащую вступлением ко всей поэме. Объем каждой из ста песен приблизительно одинаков.

 

[1068]1068 Я шел назад — к Беатриче.

 

[1069]1069 Светила — см. прим. А., XXXIV, 139.

 

[1070]1070 Я в тверди был — то есть в Эмпирее. Над девятью небесами Птолемеевой системы Данте, согласно с церковным учением, помещает десятое, недвижный Эмпирей (греч. — пламенный), обитель божества.

 

[1071]1071 Любимый лавр. — В лавр была превращена нимфа Дафна, убегавшая от влюбленного Аполлона (Метам., I, 452‑567).

 

[1072]1072 Мне из зубцов Парнаса нужен был пока один… — До сих пор поэт нуждался в покровительстве только той из двух вершин Парнаса, на которой обитают музы. Теперь ему требуется содействие второй вершины, Кирры (ст. 36), обители Аполлона.

 

[1073]1073 Марсий — сатир, состязавшийся в музыкальном искусстве с Аполлоном, который победил его и содрал с него кожу (Метам., VI, 382‑400).

 

[1074]1074 Богу Дельф — Аполлону.

 

[1075]1075 К пенейским листьям — то есть к лавровым. Дафна, превращенная в лавр (см. прим. 15), была дочерью бога реки Пенея.

 

[1076]1076В зависимости от времени года, солнце (лампада мира) восходит в разных точках горизонта (разными вратами). В весеннее равноденствие, восходя в той точке, где пересечение четырех кругов (горизонта, экватора, зодиака и равноденственного колюра) образует три креста, оно движется в небе по лучшему пути, потому что это — наилучшее время года, и с лучшею звездою, то есть в созвездии Овна (ср. А., I, 37‑40), что позволяет ему благотворно влиять на земную жизнь (мирской воск).

 

[1077]1077 Почти из этих врат (см. прим. 37…42) — потому что весеннее равноденствие уже миновало, — утро всплыло там, то есть в южном полушарии, в то время как здесь, в северном полушарии, пал вечер. Этими словами Данте указывает, в какое благоприятное время года и в какой благоприятной точке горизонта взошло солнце того дня, когда он вступил в Земной Рай.

Далее он говорит о том, что случилось в полдень этого же дня (ср. Ч., XXXIII, 103…105), после того как, испив от струй Эвнои, он возвратился к Беатриче (Ч., XXXIII, 142‑145): И в полушарье том, то есть в южном, все стало белым, то есть все озарилось светом полдня (в силу чего здесь, в северном полушарии, все черным было), когда Беатриче, обратясь лицом налево (потому что перед этим она стояла лицом к востоку и полуденное солнце было слева от нее), вонзилась в солнце взором; Данте последовал ее примеру (стр. 52‑54), но, не выдержав блеска, устремил глаза к ее глазам (ст. 66) и начал, незаметно для себя, возноситься вместе с нею в небесные сферы (ст. 91).

 

[1078]1078Смысл: «Как световой луч дает начало отраженному лучу, напоминающему скитальца, прошедшего полпути и стремящегося вернуться домой…»

 

[1079]1079 По его мерилу — то есть применительно к высшей мере его способностей.

 

[1080]1080 Главк — рыбак, отведавший чудесной травы и превратившийся в морского бога (Метам., XIII, 898‑968).

 

[1081]1081 Пречеловеченье (Trasumanar) — превращение в нечто большее, чем человек.

 

[1082]1082 Пример мой — пример Главка.

 

[1083]1083 Только тем, что в теле этом всего новей — то есть только душой, которая создается позже всего (Ч., XXV, 67‑75).

 

[1084]1084 Круги, которых вечный ход стремишь, желанный, ты — то есть небесные сферы, вращаемые девятым, кристальным небом, или Перводвигателем, который, в свою очередь, вращается с непостижимой быстротой, потому что, как Данте поясняет в «Пире» (II, 3[4]), каждая его частица жаждет соединиться с каждой из частиц объемлющего его неподвижного Эмпирея.

 

[1085]1085 Мой дух призвали гармонией — то есть привлекли мое внимание гармоническими созвучиями, производимыми, как учил Платон, вращением небес (Ч., XXX, 93).

 

[1086]1086 Солнцем загорелись дали… — То, что Данте принял за солнечное сияние, было, очевидно, сферой огня (Ч., IX, 30 и прим.).

 

[1087]1087Смысл: «Молния, покинув свой предел, то есть сферу огня (см. прим. 133‑134), мчится вниз с меньшей быстротой, чем мчишься ты обратно к нему, то есть к твоему пределу, к небу».

 

[1088]1088В смертном сердце животных.

 

[1089]1089 Лук этот — то есть этот позыв (ст. 114), этот инстинкт.

 

[1090]1090 И как огонь, из тучи упадая… — В средние века полагали, что молния, то есть огненный пар, зажатый в водяных парах тучи, расширяясь, прорывает их в наиболее слабой их стороне, а именно в той, которая обращена к земле, и потому устремляется вниз, хотя огню свойственно стремиться ввысь, к сфере огня (ср. ст. 115).

 

[1091]1091Смысл: «Читателей „Рая“ ждет еще большее удивление, чем приплывших в Колхиду аргонавтов, когда они увидели, как их вождь Ясон вспахивает на огнедышащих быках заветное поле, сеет на нем драконьи зубы и одолевает вышедших из‑под земли воинов» (Метам., VII, 100‑143).

 

[1092]1092 Слиться с первою звездой. — Данте и Беатриче достигли Луны, ближайшего к земле светила, и погружаются в ее недра, как это с ними будет и на остальных планетах.

 

[1093]1093 О Каине… — Народная фантазия видела в лунных пятнах фигуру Каина с вязанкой хвороста (А., XX, 126).

 

[1094]1094 Я вижу этой разности причину… — «Эту разность», то есть чередование светлых и темных пространств на поверхности Луны, Данте в своем «Пире» (II, 13 [14]), следуя Аверроэсу, объяснял разной степенью плотности отдельных частей лунного шара. Более плотные части якобы лучше отражают солнечный свет, чем более скважные. В дальнейших стихах устами Беатриче он опровергает это мнение как ошибочное (ср. Р., XXII, 139‑141).

 

[1095]1095 Восьмая твердь — небо звезд.

 

[1096]1096 Многолики… количеством и качеством — то есть различны по количеству и качеству излучаемого света.

 

[1097]1097 Свойство — влиять на землю.

 

[1098]1098 Существенное начало (principium formale) — термин схоластической философии, означающий то образующее начало, которое придает телам их отличительные особенности и свойства.

 

[1099]1099 Листы — то есть плотные и скважные слои вещества, подобные страницам в книге.

 

[1100]1100 О первом — то есть о скважности, проходящей местами насквозь через лунный шар.

 

[1101]1101 Второе — то есть то предположение, что в лунном шаре перемежаются плотные и скважные слои.

 

[1102]1102Под небом, где божественный покой, то есть внутри неподвижного Эмпирея, кружится тело некое, то есть девятое небо, или Перводвигатель (см. прим. Р., I, 76‑77).

 

[1103]1103 Твердь вслед за ним — восьмое небо, небо звезд.

 

[1104]1104 Естествам — то есть звездам и ниже лежащим небесам.

 

[1105]1105 Приспособляют к целям и корням. — Смысл: «Каждое небо (круг) приспособляет свойства, полученные им от выше лежащих небес, к своим целям и воздействует на причины (корни) явлений».

 

[1106]1106 От движителей некоих блаженных. — Согласно объяснению Беатриче, небеса вращаются не сами, а приводятся в движение ангелами, которые наделяют их силой влияния. Этих «движителей» Данте обозначает словами: «глубокая мудрость» (mente profonda), ст. 131; «разум» (intelligenza), ст. 136; «умы» (intelletti). P., VIII, 110. (Ср. А., VII, 73‑76; Р., VIII, 34‑37; 106‑111; XXVIII, 78; XXIX, 43‑45.)

 

[1107]1107 Этот разум. — то есть «движитель» звездного неба.

 

[1108]1108 Каждая из разных сил — которые «разум» восьмого неба сообщает звездам.

 

[1109]1109 С драгоценным телом — то есть с небесным светилом.

 

[1110]1110 Иначе, чем влюбившийся в ручей. — Нарцисс пленился своим отражением в воде, приняв его за живого юношу (Метам., III, 346‑510), а Данте, наоборот, подлинные лица принял за отражения.

 

[1111]1111 Уподобляясь той — то есть уподобляясь божественной любви, которая хочет, чтобы все обитатели небесного царства были подобны ей.

 

[1112]1112 Пиккарда Донати (Ч., XXIV, 10…15) — сестра Форезе (Ч., XXIII, 48) и Корсо Донати (Ч., XXIV, 82‑90). Корсо насильно извлек ее из монастыря и выдал замуж.

 

[1113]1113 Как бы любовью первой пламенела. — Может быть истолковано двояко: 1) словно пылала огнем первой любви; 2) была как бы охвачена наивысшим пламенем любви.

 

[1114]1114 Necesse — необходимо (латинский термин схоластической философии).

 

[1115]1115 Esse — бытие (латинский термин, как и предыдущий).

 

[1116]1116 Жену высокой жизни и деяний — Клару Ассизскую, основательницу монашеского ордена, к которому принадлежала Пиккарда.

 

[1117]1117 То свет Костанцы… — Констанция (1154‑1198), последняя представительница норманнской династии в Южной Италии. Ее муж, германский император Генрих VI (с 1191 по 1197 г.), положил начало владычеству в Сицилии и Неаполе свевского, то есть швабского, дома Гогенштауфенов. От их брака родился Фридрих II (А., X, 119). Пиккарда называет Генриха VI вторым вихрем свевского дома (первым был его отец, Фридрих I Барбаросса), а третьим — Фридриха II, выражая этим бурную природу их власти и ее мимолетность. Существовала легенда, что Констанция приняла монашество, но была насильно выдана замуж.

 

[1118]1118 «Ave, Maria» — начальные слова латинской молитвы: «Радуйся, Мария».

 

[1119]1119 Вроде Даниила… — По библейской легенде, вавилонские мудрецы не могли истолковать царю Навуходоносору позабытый им сон, и он велел их казнить, но гнев его прошел, когда пророк Даниил напомнил ему этот сон и объяснил его значение. Так и Беатриче угадала сомнения поэта и разрешила их.

 

[1120]1120 Как учил Платон. — По учению Платона, души, до своего воплощения, обитают на звездах, куда и возвращаются после смерти человека.

 

[1121]1121 Velle — схоластический термин, означающий: воля.

 

[1122]1122 Всех глубже вбожествленный (colui che piu s'india) — то есть всех более погруженный в созерцание божества.

 

[1123]1123 Иль Иоанн, — он может быть любым. — То есть: «Как Иоанн Креститель, так и евангелист Иоанн».

 

[1124]1124 Твердью все равновысоки тем духам. — То есть: «Все они пребывают в том же небе, что и души, являвшиеся тебе на Луне».

 

[1125]1125 И бытия их не иные сроки. — То есть все души одинаково вечны.

 

[1126]1126 Первый круг — Эмпирей.

 

[1127]1127 Кем исцелен Товит — то есть архангел Рафаил, который, по библейской легенде, снял бельма у Товита.

 

[1128]1128 Тимей — заглавие Платонова диалога, где идет речь о возвращении душ к звездам.

 

[1129]1129 Так, возвращая… — Смысл: «Если Платон имеет в виду влияние звезд на человеческие души и видит в нем причину достойных и позорных поступков, то он отчасти прав».

 

[1130]1130 Юпитер, Марс, Меркурий стали зваться. — То есть люди стали давать планетам имена богов, якобы на них обитающих.

 

[1131]1131 В другом твоем сомнении. — См. ст. 19…21.

 

[1132]1132 Лаврентий — римский диакон III в., сожженный на железной решетке.

 

[1133]1133 Муций Сцевола — римский юноша, сжегший свою правую руку, когда ему не удалось убить этрусского царя Порсену.

 

[1134]1134 Алкмеон — см. прим. Ч., XII, 49…51.

 

[1135]1135 Насилье слито с волей. — То есть насилию способствовала уступчивая воля потерпевшего.

 

[1136]1136 О другой — то есть о той воле, про которую говорится в ст. 109…111.

 

[1137]1137 И этот клад — то есть свободная воля.

 

[1138]1138 Разрешенья — то есть освобождения от обета.

 

[1139]1139 Пока недвижны желтый ключ и белый. — То есть пока замены обета не разрешит церковь. Белый и желтый, то есть серебряный и золотой, ключи — символ церковной власти (Ч., IX, 117‑129).

 

[1140]1140 Как четыре в шесть. — Новый обет должен быть строже предыдущего.

 

[1141]1141 Иеффай. — По библейской легенде, Иеффай, судья израильский, обещал богу, если тот пошлет ему победу над аммонитянами, принести в жертву первое, что выйдет из ворот его дома навстречу ему. Навстречу Иеффаю вышла его единственная дочь, которую он и предал смерти.

 

[1142]1142 Вождь греков — Агамемнон, принесший в жертву свою дочь Ифигению, чтобы получить от богов попутный ветер для похода против Трои.

 

[1143]1143 А если вами злая алчность правит — как жажда победы управляла Иеффаем и Агамемноном.

 

[1144]1144 Где мир всего живей — то есть в сторону солнца.

 

[1145]1145 Второе царство — небо Меркурия, где поэту предстанут души честолюбивых деятелей добра.

 

[1146]1146 Тот светоч — то есть планета Меркурий.

 

[1147]1147 Чье естество — то есть человеческая природа.

 

[1148]1148 Пока не кончен труд войны. — То есть: «Пока ты еще жив». Богословская терминология различает «воинствующую церковь», то есть верующих, живущих на земле, и «торжествующую церковь», то есть праведников, обитающих на небе.

 

[1149]1149 Чуждыми лучами — то есть лучами Солнца, застилающими свет Меркурия.

 

[1150]1150Смысл: «Константин Великий перенес (в 330 г.) столицу из Рима в Византию, причем орел, символ римской империи, совершил полет с запада на восток, против видимого движения звезд, тогда как встарь он летел вслед звездам, с востока на запад, когда, после падения Трои, сопровождал родоначальника римлян Энея, который, прибыв в Италию, взял в жены Лавину (А., IV, 125; Ч., XVII, 34‑39), дочь латинского царя Латина. После этого римский орел (господня птица) двести с лишним лет пребывал на рубеже Европы, на берегу Босфора, близ гор Троады, с которых он впервые взлетел с Энеем, и здесь, в Византии, переходя от одного императора к другому, достался наконец Юстиниану».

 

[1151]1151 Юстиниан — византийский император (с 527 по 565 г.), при котором была произведена знаменитая кодификация римского права (Ч., VI, 88‑90) и отвоевана у остготов Италия.

 

[1152]1152 Первою Любовью — то есть святым духом (А., III, 6).

 

[1153]1153 Агапит I — римский папа (умер в 536 г.).

 

[1154]1154 Высокий труд — то есть труд законодателя.

 

[1155]1155 Велисарий — военачальник Юстиниана.

 

[1156]1156 Всю правоту — сказано иронически.

 

[1157]1157 Священный стяг — римский орел.

 

[1158]1158 Его присвоив — как гибеллины, приспособляющие идею империи к своим партийным целям. С ним враждуя — как гвельфы.

 

[1159]1159 Паллант — один из героев «Энеиды», союзник Энея.

 

[1160]1160 Альба, или Альба‑Лонга — город в Лации, основанный, по преданию, Асканием, сыном Энея.

 

[1161]1161 Три против трех… — Когда три Горация, римляне, победили трех Куриациев, альбанцев, владычество над Лацием перешло от Альбы к Риму.

 

[1162]1162 От скорби жен сабинских — то есть от похищения сабинянок при Ромуле до самоубийства обесчещенной Лукреции (А., IV, 127) при Тарквинии Гордом.

 

[1163]1163 Бренн — предводитель галлов (IV в. до н. э.); Пирр — эпирский царь (IV‑III вв. до н.э.).

 

[1164]1164 Косматый Квинций — Цинциннат, римский консул и диктатор V в. до н. э., прославившийся строгостью нрава (Р., XV, 129). Торкват — римский полководец IV в. до н.э.

 

[1165]1165 Деции — три римских полководца: Публий Деций Мус и его сын и внук, носившие те же имена. Фобии — род, прославленный в римской истории.

 

[1166]1166 Арабы — так названы карфагеняне, которые в 218 г. до н. э. вторглись в Италию, перевалив через Альпы.

 

[1167]1167Помпей Великий (106‑48 гг. до н. э.) и Сципион Африканский (ок. 235‑183 гг. до н.э.).

 

[1168]1168 Повиты юной славой — то есть прославились в молодых годах.

 

[1169]1169 Вершина, под которой ты рожден, — город Фьезоле, расположенный над Флоренцией (см. прим. А., XV, 61‑63).

 

[1170]1170 Пока то время близилось незримо — то есть незадолго до эпохи Августа, когда свой облик твердь земле дала, установив на ней мир и единовластие.

 

[1171]1171 Ото Вара к Рейну — то есть в Трансальпийской Галлии.

 

[1172]1172 Изара — приток Роны. Эра — Луара. Сенна — Сена.

 

[1173]1173 Рубикон — река, впадающая в Адриатическое море к югу от Равенны. Переходом через нее в 49 г. до н. э. Цезарь положил начало гражданской войне, приведшей его к полновластию.

 

[1174]1174 Испания (Ч., XVIII, 101…102), Дураццо (Диррахий), Фарсал — места борьбы Цезаря с помпеянцами. Разбитый при Фарсале (48 г. до н. э.), Помпей бежал в Египет и здесь был убит, на что и намекают слова: «Исторгнув стон у жарких Нильских вод».

 

[1175]1175По Лукану («Фарсалия», IX, 950…999), Цезарь после фарсальской победы посетил Троаду. Антандр — приморский город, откуда отплыл Эней (Эн., III, 6); Симоэнт — река близ Трои. Эти места — родина римского орла (см. прим. 1‑9).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.