Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Евхаристический канон




По окончании пения Символа веры начинается евхаристический канон, который является важнейшей частью литургии. Мы слышим возглашение «Станем добре (т.е. стройно), станем со страхом, вонмем (т.е. будем со вниманием) святое возношение в мире приносить –» и хор продолжает «Милость мира, жертву хваления». Священник, обратясь лицом к народу, возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа да будет со всеми вами!». Хор, а вместе с ним и все мы отвечаем: «И со духом твоим». Предстоятель: «Гор е имеим (т.е. вознесем вверх) сердца», хор от лица молящихся отвечает: «Имамы (т.е. возносим) ко Господу», священник: «Благодарим Господа!». И хор начинает петь «Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной». Это призыв ко всем нам отвлечься от суетных мыслей и сосредоточиться на важнейшей части богослужения, а также возблагодарить Бога о всем, что Он для нас соделал от создания мира.

В этом время священник читает молитву от лица всех прихожан, в которой мы выражаем благодарность Богу за то, что Он сотворил нас (от «небытия в бытие привел еси»), не отвратился от нас после грехопадения, и чудным Своим Промыслом возставил человечество, и послал Сына Своего Единородного, и возвел нас на небо и даровал на Царство Небесное. Благодарим также о всех благодеяниях Божиих, явленных и неявленных, известных нам и неизвестных, о возможности присутствовать на Божественной литургии. Также вспоминаем о том, что нам сослужат ангелы, архангелы, херувимы и серафимы, воспевающие «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля Твоей славы, осанна в вышних!». И мы вместе с ними благодарим Бога за то, что Он послал Своего Единородного Сына, чтобы каждый, кто верует в него не погиб, но имел жизнь вечную. Вслед за тем мы вспоминаем события Тайной Вечери, на которой было установлено Таинство Причащения. И священник возглашает «Примите, ядите, это – Тело Мое, за Вас преломляемое во оставлении грехов», хор и мы вместе с ним «Аминь!». Священник молится «Так же и чашу после вечери, говоря», - и возглашает: «Пейте из нее все, это – Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая во оставление грехов». Хор отвечает «Аминь!», священник «Вспоминая Его спасительную заповедь и всё ради нас Им соделанное: крест, гроб, тридневное воскресение, на Небеса восхождение, одесную ( то есть по правую руку ) от Отца сидение, и еще второе и славное Его пришествие. Далее, вознося Дары, священник возглашает «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся». И далее «Тебе воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и Тебе молимся, Боже наш!» (хор вторит этому). И священник начинает читать молитву о призвании Святого Духа на Дары, то есть о преложении предложенных хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Молитва о призывании Святого Духа продолжается словами «И сотвори убо хлеб сей – честное Тело Христа Твоего» (священник благословляет рукой дискос), «а еже в Чаше сей честную Кровь Христа Твоего» (священник благословляет Чашу), «преложив Духом Твоим Святым» (благословляет священник вместе дискос и чашу). После этого в алтаре совершается земной поклон перед освященными Святыми Дарами, то есть перед преложенными истинными Телом и Кровью Христа.

Далее священник молится о том, чтобы причастие было для трезвения души, во оставление грехов, приобщение Царства Небесного, не в осуждение. Также он возносит молитву о всех почивших праведниках, завершая ее возгласом «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», то есть – особенно о Пресвятой Богородице. Хор поет песнопение, прославляющее Божию Матерь, которая является честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, а священник продолжает поминать святых угодников Божиих, Иоанна Предтечу, святых славных апостолов и святых, память которых совершается в сегодняшний день. Затем, прошу обратить внимание, предстоятель совершает поминовение усопших православных христиан, поэтому и каждый из нас в это время может и должен молитвенно помянуть всех тех, кого мы обычно поминаем за упокой. Затем священник молится о всяком епископстве православном, священстве, диаконстве и всяком священническом чине, о Святой Соборной и Апостольской Церкви.

После предстоятель громко вслух поминает Первоиерарха Русской Церкви и Правящего Архиерея, читая после этого молитву о нашем городе, о стране нашей и спасении всех тех православных христиан кто в настоящий момент не присутствует за богослужением. Затем, опять таки прошу обратить внимание, возможно поминовение о здравии православных христиан, можно успеть молитвенно помянуть близких нам людей. После этого следует возглас: «И даждь (т.е. дай) нам едиными усты и единым сердцем прославлять и воспевать Твоё всечестное и великолепое имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков», хор вместе с народом отвечает «Аминь!» и священник, обратясь лицом ко всем верным, возглашает «И да будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами», хор отвечает «и со духом твоим». На этом евхаристический канон заканчивается.

Евхаристический канон составляет одну молитву, начинаясь с единого исповедания веры, затем продолжается молитвой благодарения Богу и воспоминанием истории спасения человечества, останавливаясь на Тайной Вечери, вспоминаются ангельские чины, которые также славословят Бога. Затем вспоминаются события Тайной Вечери и слова Спасителя, происходит призывание Святаго Духа на всех молящихся и на Дары, благословение Даров, после чего они становятся Телом и Кровью Христовыми. Затем вспоминаются все усопшие праведники, святые, Пресвятая Богородица, все усопшие христиане, затем поминаются все живущие православные – патриархи, и все духовенство, вся Церковь, страна, власти и воинство, город (или село), в котором совершается литургия), страна и все живущие.

В этот момент мы с вами снова сделаем остановку, чтобы продолжить объяснять последующий ход богослужения. Желаю всем нам осмысленного предстояния перед Господом!

*остановка после евхаристического канона *

Возлюбленные о Господе братья и сестры, совершилось преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, для того, чтобы потом быть предложенным верным для причащения и соединения с Богом. Сейчас будет произнесена просительная ектения после освящения Даров «Всех святых помянув, снова и снова в мире Господу помолимся». Под святыми здесь подразумеваются не только святые угодники Божии, прославленные Церковью, но и все верные православные христиане, усопшие и живые, помянутые во время богослужения. В ранней Церкви под святыми подразумевались все вообще христиане, и апостольские писания именуют христиан именно таким образом. Это еще раз напоминает нам, христианам, к какой высокой жизни мы призваны, и как нужно жить, чтобы быть достойными такого наименования.

Просительная ектения «Вся святыя помянувше»

Далее ектения и прошения «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся» и «О принесенных и освященных честных Дарах Господу помолимся», это прошение об освящении нас причащением этих Даров, что следует из следующего прошения «Дабы человеколюбивый Бог наш, приняв их на святой и Пренебесный и мысленный Свой жертвенник, как благоухание духовное, ниспослал нам в воздаяние божественную благодать и дар Святого Духа – помолимся!», затем следуют обычные для просительной ектении прошения, а священник молится, чтобы каждый из нас неосужденно причастился и очистился от скверн плоти и духа. Завершается ектения прошением «Единство веры и общение Святого Духа испросив, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим», после чего следует возглас «И сподоби нас, Владыка, с дерзновением неосужденно сметь именовать Тебя, Небесного Бога, Отцом и говорить»:

«Отче наш»

И весь народ вместе с хором поет молитву Господню: «Отче наш…». Прошение в молитве Господней о хлебе насущном приобретают во время литургии особый характер как не просто о пище земной, но как о пище небесной. Завершается молитва возгласом «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава…», после чего священник преподает всем мир, и после возгласа о главопреклонении читает соответствующую молитву, в которой благодарит Бога и просит о тех, кто не присутствует на службе, но особенно нуждается в наших молитвах «плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, больных исцели Врач душ и тел наших». После того, как хор отвечает «Аминь».

Следует возглас «Вонмем! (т.е. будем внимательны)», в это время в алтаре священник, вознося Святой Агнец, возглашает «Святая святым!». Здесь, как мы уже и говорили, под святыми понимаются все православные христиане, в данном случае, собранные в этом святом храме, т.е. понимается каждый из нас, снова напоминая нам о той духовной чистоте, которая должна сопровождать всю нашу жизнь.

Хор поет: «Един Свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Священник совершает раздробление Святого Агнца, одну частицу влагает в Чашу, другой причащается сам, остальные раздробляет и также помещает в Чашу для причащения мирян. После того как священнослужители причастятся, мы снова сделаем небольшую остановку и объясним оставшуюся часть богослужения, после чего Тело и Кровь Христовы будут преподаны всем, кто сегодня готовился к причастию.

Подготовка к причастию, по традиции Русской Православной Церкви, заключается в том, что желающий причаститься, накануне причастия прочитывает каноны Покаянный, Богородичный и Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению – это особые молитвы, настраивающие нас на принятие Святых Христовых Таин, они содержатся в любом молитвослове. Обыкновенно полагается 3 дня поститься, а с полуночи перед причастием до самого причастия ничего не есть и не пить. Также перед причастием необходимо исповедоваться, чтобы приступать ко Христу с чистым сердцем.

В подготовке к причастию допускаются послабления для детей, болящих и по иным причинам, это нужно обсудить со священником лично.

*остановка после причащения духовенства *

Возлюбленные о Господе братья и сестры, подошел сам момент, когда Чаша с Телом и Кровью Христовой будет изнесена из алтаря для причащения верных. Как мы с вами говорили в начале, Божественная Литургия имеет своим смыслом преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, для причащения всех собравшихся за литургией, а также совместную молитву благодарения всех прихожан Богу (недаром «Евхаристия» переводится как благодарение). Последнюю часть литургии потому и называют литургией верных, потому как все присутствующие на ней не были посторонними зрителями, но активными участниками богослужения, осознающие свое ответственное предстояние перед Богом в совместной молитве. Причащение за каждой литургией, было нормой для христиан древней Церкви, но со временем эта норма стала забываться, и сегодня мы можем видеть как в храме, в котором много людей присутствует на службе, причастников единицы. Часто мы говорим о нашем недостоинстве, и это совершенно верно, каждый из нас недостоин того, чтобы иметь возможность соединяться с Самим Христом, и горе тем, кто вдруг осознает свое достоинство перед Святой Чашей. Именно потому, что мы немощны и недостойны, мы призваны к тому, чтобы врачевать свои недуги в Таинствах Святой Церкви – покаянии и причащении. Всеобщность причащения всех верных за литургией выявляет природу Церкви, которая Сама есть Тело Христово, а значит каждый член Ее является Его частицей, словно клеточкой единого организма.

Стремясь к постоянному единству с Богом в совместной молитве и в общении в таинствах, мы шаг за шагом будет совершать наше духовное восхождение, к которому призван каждый христианин. Литургия совершается не для того, чтобы мы могли поставить свечки и написать записки, точнее все это мы тоже имеем полное право делать, но главным смыслом ее совершения является наше соединение с Самим Богом и друг с другом. Цель жизни православного христианина состоит в том, чтобы достичь об о жения, потому как, по слову святителя Афанасия Великого «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом». И наше об о жение немысленно без участия в церковных таинствах, к которым мы должны прибегать не изредка, от случая к случаю, но постоянно, помня, что именно это и составляет стержень нашей духовной жизни. Естественно, все это немыслимо без кропотливой и тщательной работы над собой, без борьбы со своими грехами, потому как сказано в Священном Писании: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Бог спасает нас, но не без нас, если каждый из нас не возжаждет спасения, то достичь его будет невозможно.

И помимо нашей постоянной духовной жизни, мы должны употреблять усилия для того, чтобы лучше узнать свою веру, потому как всякий взирающий на нас уже составляет представление о Церкви Христовой, и каково будет это представление, если мы не сможем дать ответы на элементарные вопросы. Нужно постоянно понуждать себя к тому, чтобы учиться, читать Священное Писание, отцов Церкви, труды православных богословов и, несомненно, совершенствоваться в молитве. На каждом из нас огромная ответственность перед Богом, Церковью и людьми, потому как став христианами мы стали, по слову апостола Петра «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Помня об этой ответственности, нам и надлежит совершать свое церковное служение.

Сейчас будет вынесена Святая Чаша и каждый, кто сегодня собирался причаститься соединиться с Самим Христом. После причащения Чаша вносится в алтарь и частицы из просфор, которые вынимались за святых, за живых и усопших погружаются в Чашу со словами «отмой Господи грехи всех здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 4530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.