Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В уголовном судопроизводстве 13 страница




2. В связи с таким установленным законом непродолжительным промежутком времени, в течение которого должно состояться уведомление, лицо, осуществившее задержание, может осуществлять его по телефону. Однако сообщение по телефону не освобождает следователя (дознавателя и др.) составить письменное уведомление и отправить его в адрес лиц, указанных в к.с. Копия такого письменного уведомления, на котором фиксируется дата отправления и исходящий номер, подшивается к уголовному делу.

3. Если задержание произведено по уголовному делу, расследованием которого занимается следственная группа (группа дознавателей), то обязанность уведомления о задержании возлагается на следователя (руководителя следственной группы, руководителя или члена группы дознавателей), которым произведено задержание, или следователя, которому производство данного процессуального действия поручено руководителем следственной группы.

4. Процессуальное решение о необходимости сохранения в интересах предварительного расследования тайны задержания путем неотправления уведомления об имевшем место задержании оформляется постановлением. На данном постановлении прокурором ставится отметка о его согласии с данным решением следователя (дознавателя и др.).

5. Если прокурор не дает согласия на принятие указанного решения, он должен письменно отразить свое решение на постановлении следователя (дознавателя и др.). Данное постановление должно быть подшито к материалам уголовного дела.

6. Постановление прокурора о неуведомлении указанных в к.с. лиц не подлежит согласованию с кем-либо.

7. См. также комментарий к ст. 104 УПК.

 

Глава 13. МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ

 

Статья 97. Основания для избрания меры пресечения

 

Комментарий к статье 97

 

1. Фактическими основаниями избрания меры пресечения являются имеющиеся в распоряжении следователя (дознавателя и др.), судьи (суда) доказательства, которые позволяют с определенной долей уверенности предположить, что обвиняемый (подозреваемый):

- собирается скрыться от органов дознания, предварительного следствия или суда;

- может продолжать заниматься преступной деятельностью;

- возможно, будет угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожать доказательства либо иным путем препятствовать производству по уголовному делу;

- будет мешать исполнению приговора или его возможной выдаче в порядке, предусмотренном ст. 466 УПК.

2. Основанием же (юридическим) применения меры пресечения может быть лишь соответствующее постановление следователя (дознавателя и др.), суда.

3. Общий подход к фактическим основаниям принятия процессуальных решений как к совокупности доказательств (данных, сведений и т.п.) (которыми, бесспорно, должны располагать субъекты, уполномоченные на принятие этих решений) нашел свое отражение в ряде статей УПК. Процессуальное решение следователь (дознаватель и др.) принимает при наличии у него внутреннего убеждения в его законности. В соответствии же с правилами ч. 1 ст. 17 УПК внутреннее убеждение следователя (дознавателя и др.) основывается на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств. На это же обстоятельство обращает внимание законодатель при формулировании фактических оснований возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 140 УПК), вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 1 ст. 171 УПК) и др.

4. Избрание меры пресечения направлено на преодоление определенных препятствий, возводимых обвиняемым или лицом, на которое пало подозрение. Меры пресечения характеризуются особой целенаправленностью. Они избираются в целях воспрепятствования обвиняемому (подозреваемому):

- скрыться от дознания, предварительного следствия или суда;

- помешать производству по уголовному делу;

- продолжать заниматься преступной деятельностью;

- помешать исполнению приговора или возможной его выдаче в порядке, предусмотренном ст. 466 УПК.

5. Избрание меры пресечения в других целях - грубейшее нарушение законности.

6. Лица, уполномоченные на избрание, отмену или изменение меры пресечения:

- дознаватель (орган дознания);

- руководитель группы дознавателей;

- член группы дознавателей;

- начальник подразделения дознания;

- следователь;

- руководитель следственной группы;

- руководитель следственного органа;

- судья;

- суд.

7. Органом предварительного расследования меры пресечения избираются только по подследственным им делам. Орган дознания не вправе избрать меру пресечения, осуществляя неотложные следственные действия по делам о преступлениях, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК), а также в рамках реализации института исполнения поручения (указания) следователя.

8. Уголовно-процессуальный закон не обязывает избирать меру пресечения в отношении каждого обвиняемого (подозреваемого). При отсутствии оснований, делающих необходимым применение меры пресечения, мера пресечения не избирается.

9. Если мера пресечения не избрана, обвиняемый (подозреваемый) может сохранять обычный уклад жизни, выезжать за пределы района проживания, вправе по своему усмотрению менять место своего жительства, однако ему рекомендуется ставить об этом в известность орган предварительного расследования или суд и немедленно являться по их вызовам. Только в этом случае мера пресечения ему может быть не избрана и в дальнейшем.

10. Если обвиняемый или подозреваемый не будет являться по вызову следователя (дознавателя и др.), он может быть подвергнут приводу. После чего рекомендуется в отношении него избрать меру пресечения.

11. См. также комментарий к ст. ст. 24, 98, 108, 112, 228, 401.14, 466 УПК.

 

Статья 98. Меры пресечения

 

Комментарий к статье 98

 

1. Меры пресечения - это избираемые следователем (дознавателем и др.), судьей, судом меры уголовно-процессуального принуждения, оказывающие на обвиняемого (подозреваемого) определенное психологическое воздействие или ограничивающие его личную свободу, с целью лишения возможности скрыться от органов дознания, предварительного следствия или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью и (или) воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица в порядке, предусмотренном ст. 466 УПК.

2. В к.с. дан исчерпывающий перечень мер пресечения:

- подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК);

- личное поручительство (ст. 103 УПК);

- наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК);

- присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК);

- залог (ст. 106 УПК);

- домашний арест (ст. 107 УПК);

- заключение под стражу (ст. 108 УПК).

3. См. также комментарий к ст. ст. 97, 99, 389.22, 401.14, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК.

 

Статья 99. Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения

 

Комментарий к статье 99

 

1. К.с. посвящена обстоятельствам, учитываемым при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения.

2. Термин "необходимость", использованный в к.с., подлежит расширительному толкованию. Такая "необходимость" будет иметь место лишь при соблюдении обязательных условий избрания как мер пресечения вообще, так и отдельно взятой меры пресечения, а также при наличии реальной возможности избрания конкретной меры пресечения. К примеру, личное поручительство не может быть избрано, когда отсутствует должный поручитель. Залог - когда ни у подозреваемого (обвиняемого), ни у кого другого нет необходимой для залога суммы (ценностей, акций и облигаций и др.).

3. Обязательными же условиями, без наличия которых невозможно положительное решение вопроса о "необходимости избрания меры пресечения", признаются следующие требования:

1) мера пресечения может быть избрана только после возбуждения уголовного дела;

2) мера пресечения не может быть избрана в отсутствие фактических оснований ее избрания;

3) мера пресечения применяется только к "обвиняемому" или "подозреваемому", о которых идет речь в к.с.;

4) в уголовном деле должны иметься доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления.

4. Вопрос решается об "избрании меры пресечения". Под "избранием", о котором упоминается в к.с., подразумевается вынесение соответствующего постановления уполномоченным на то лицом.

5. Мера пресечения может быть избрана не только в отношении обвиняемого или подозреваемого, но и в отношении лица, которое подозреваемым станет в связи с избранием в отношении него меры пресечения.

6. Обстоятельства, перечисленные в к.с., должны учитываться не только при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, но и в обязательном случае "при определении ее вида".

7. Как гласит к.с., решение вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определение ее вида осуществляется лишь "при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса". Соответственно, при отсутствии таковых избрание меры пресечения даже с учетом обстоятельств, перечисленных в к.с., должно быть расценено как нарушение законности. Если же имело место применение к лицу такой меры пресечения, как заключение под стражу, встает вопрос о наличии в действиях принимавших участие в избрании данной меры пресечения должностных лиц состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 301 УК (заведомо незаконного заключения под стражу).

8. Избрание меры пресечения - это право следователя (дознавателя и др.). Но учет обстоятельств, перечисленных в к.с., при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определении ее вида - их обязанность.

9. Под "тяжестью" преступления, о которой идет речь в к.с., следует понимать не только то, что об этом сказано в ст. 15 УК. На тяжести преступления отражается, какое именно преступление (какой статьей УК предусмотрено) совершено, было ли оно окончено или же имело место лишь приготовление к преступлению либо покушение на преступление, количество преступных эпизодов (однократность или неоднократность преступления либо их совокупность), вид соучастия, совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), способ и характер совершенного преступления, каковы его последствия - характер и размер ущерба, наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание, а также мотивы и цели совершения преступления.

10. Более тяжким, а значит, и предполагающим возможность назначения, если так можно выразиться, более суровой меры пресечения, являются умышленные, оконченные преступления, за совершение которых предусмотрено лишение свободы, и т.п.

11. К тому же следует помнить, что такая мера пресечения, как заключение под стражу, по общему правилу избирается в отношении совершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которые УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. И лишь если подозреваемый (обвиняемый) не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации, его личность не установлена, им нарушена ранее избранная мера пресечения, он скрылся от органов предварительного расследования или от суда (в исключительных случаях), заключен под стражу может быть подозреваемый (обвиняемый) в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

12. К несовершеннолетним же подозреваемым (обвиняемым) заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении умышленного преступления, за которое максимальное наказание, предусмотренное УК, превышает пять лет лишения свободы. И лишь в исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в преступлении, за совершение которого максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет, но превосходит три года лишения свободы.

13. "Сведения о личности подозреваемого или обвиняемого" - это различного рода характеризующие его данные (доказательства), вплоть до имеющихся в деле характеристик, справок, показаний его соседей, сослуживцев, родственников и друзей, заключения судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз. Они могут указывать на свойства характера и темперамента подозреваемого и (или) обвиняемого (неуравновешенность, вспыльчивость, озлобленность и т.п.), его антисоциальное поведение (совершение административных проступков, отрицательное поведение на работе и в быту) до совершения преступления, ограниченную дееспособность.

14. Состояние здоровья часто служит важным обстоятельством, которое обусловливает выбор меры пресечения, не связанной с заключением под стражу. В особенности это касается инвалидов и лиц, страдающих болезнями, которые требуют постоянного медицинского ухода (онкологическими, опасными инфекционными заболеваниями и т.п.). Но бывает и напротив, болезнь подозреваемого (обвиняемого), у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делает его опасным для него и других лиц. В этом случае в отношении него может быть избрана мера пресечения - заключение под стражу. Эта же мера может быть избрана к алкоголикам и наркоманам.

15. Под семейным положением подозреваемого (обвиняемого) обычно понимается то, находится ли он в зарегистрированном либо гражданском браке, имеет или нет на иждивении и сколько именно недееспособных детей или иных членов его семьи. Для женщин это также состояние беременности (кормящая мать).

16. Род занятий подозреваемого (обвиняемого) также, по мнению законодателя, является самостоятельным обстоятельством, которое следует брать в расчет при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определении ее вида. С одной стороны, наличие определенного места работы или определенного рода занятий характеризует подозреваемого (обвиняемого) как лицо, применение к которому определенной меры пресечения может гарантировать решение стоящих перед рассматриваемыми уголовно-процессуальными средствами задач. С другой стороны в отношении отдельных категорий должностных лиц закон предусмотрел некоторые ограничения (дополнительные условия) в применении мер пресечения.

17. К другим обстоятельствам, о которых упоминает законодатель в к.с., относятся:

1) данные о трудоспособности подозреваемого (обвиняемого);

2) наличие у него места работы и жительства по месту производства предварительного расследования (судебного разбирательства);

3) наличие (отсутствие) ранений, государственных наград, почетных званий;

4) наличие (отсутствие) судимости (рецидива), срок отбывания наказания в местах лишения свободы, сколько времени после освобождения он находился на свободе;

5) факты, характеризующие его как члена общества (по месту жительства, работы, увлечениям и т.п.);

6) события его биографии (к примеру, что он участвовал в предотвращении последствий аварии в Чернобыле, землетрясения в Армении, в боевых действиях в Чечне);

7) социальное и имущественное положение подозреваемого (обвиняемого) и др.

18. См. также комментарий к ст. ст. 97, 108 УПК <523>.

--------------------------------

<523> Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Обстоятельства, учитываемые при решении вопроса о необходимости и возможности избрания и выборе меры пресечения. Комментарий к ст. 99 УПК. М., 2004.

 

Статья 100. Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого

 

Комментарий к статье 100

 

1. Законодатель не пояснил, что им понимается под "исключительным случаем". Известно лишь то, что данное словосочетание им используется также в ч. ч. 1 и 2 ст. 108, ч. 3 ст. 109 УПК применительно к заключению под стражу, а равно в ч. 1 ст. 124, ч. 5 ст. 162, ч. 5 ст. 165, ч. 7 ст. 259 УПК применительно к иным уголовно-процессуальным институтам. Правоприменителю предоставлена возможность самому решать, имел место или нет исключительный случай. Именно он будет признавать (или нет) те или иные обстоятельства исключительными.

2. Закрепление в к.с. требования избирать меру пресечения в отношении подозреваемого лишь в исключительных случаях, по крайней мере, должно ориентировать правоприменителя на необходимость аргументации данной исключительности. Эту аргументацию рекомендуется излагать в соответствующем постановлении об избрании меры пресечения.

3. В к.с. закреплено право следователя (дознавателя и др.) при соблюдении указанных здесь условий и наличии фактических оснований принять решение об избрании к лицу, подозреваемому в совершении преступления, (подозреваемому) одной из предусмотренных законом мер пресечения. А это означает, что даже когда принятие рассматриваемого решения могло бы способствовать успешному решению задач предварительного расследования, следователь (дознаватель и др.) не обязан выносить соответствующее постановление, возбуждать перед судом ходатайство о заключении лица под стражу или об избрании в отношении него такой меры пресечения, как домашний арест.

4. Другое дело суд. Если следователь (дознаватель и др.) обратился в суд с ходатайством об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, (подозреваемого) меры пресечения (заключения под стражу или домашнего ареста), суд обязан рассмотреть данное ходатайство с учетом условия об исключительности избрания меры пресечения в отношении подозреваемого и обстоятельств, перечисленных в ст. 99 УПК. При соблюдении предусмотренных для избрания вышеуказанных мер пересечения условий и наличии фактических оснований избрания мер пресечения суд не только вправе, он обязан принять решение о заключении лица под стражу или применении к нему меры пресечения - домашнего ареста.

5. По общему правилу обвинение подозреваемому должно быть предъявлено "не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения". Указанный срок продлению не подлежит, не только когда к подозреваемому применена мера пресечения - заключение под стражу. Это правило касается каждого случая избрания в отношении подозреваемого какой-либо из мер пресечения.

6. "Не позднее 10 суток" означает, что если обвинение предъявлено на десятые сутки, то данное требование не нарушено.

7. В ч. 2 ст. 128 УПК закреплено правило, согласно которому, если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Данное правило не распространяется на исчисление рассматриваемых сроков, когда к подозреваемому применена одна из мер пресечения - заключение под стражу или домашний арест. Когда же в отношении подозреваемого избрана любая иная мера пресечения, буквальное толкование ч. 2 ст. 128 УПК позволяет нам утверждать, что данное правило будет действовать.

8. Теперь разберемся с моментом применения меры пресечения. У разных мер пресечения он неодинаков. Так, обязанность соблюдения указанных в постановлении об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста запретов возлагается на не являющееся обвиняемым лицо сразу после ознакомления его с текстом названного процессуального документа. С этого момента данная мера считается применяемой.

9. Подписка о невыезде и надлежащем поведении применяется также сразу после того, как завершено ознакомление лица с постановлением об избрании данной меры пресечения. Однако в отличие от домашнего ареста применение здесь начинается с отобрания у подозреваемого следователем (дознавателем и др.) определенного рода документа - подписки.

10. Аналогичен момент применения личного поручительства и присмотра за несовершеннолетним подозреваемым. Данные меры пресечения начинают реализовываться в процессе оформления письменного обязательства заслуживающего доверия лица (родителя, опекуна, попечителя, должностного лица специализированного детского учреждения, в котором не являющееся обвиняемым лицо находится) о том, что оно ручается за то, что подозреваемый будет в назначенный срок являться по вызовам следователя (дознавателя и др.) и (или) в суд, а также не станет иным путем препятствовать уголовному судопроизводству и т.д.

11. Наблюдение командования воинской части за являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, подозреваемым состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 102 УПК обязательств. Применение данной меры пресечения начинается одновременно с началом реализации первой из названных, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, мер.

12. Применение залога начинается сразу же после оформления протокола о принятии залога и вручении копии такового залогодателю.

13. Заключение под стражу применяется ("осуществляется на деле") не самим следователем (дознавателем и др.). Больше всего времени указанную меру пресечения применяют сотрудники следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, а также следственных изоляторов органов Федеральной службы безопасности. Начинается же подобного рода применение со специфического рода фактического задержания.

14. Однако не следует это задержание путать с тем, о котором идет речь в ст. ст. 91 и 92 УПК. Там на момент фактического задержания нет постановления об избрании меры пресечения, здесь есть. Там уголовное дело может быть не возбуждено, здесь обязательно уголовное дело уже имеется. Там специфические фактические основания, закрепленные в ст. 91 УПК, а юридическое основание - протокол задержания подозреваемого (постановление о задержании). При задержании во исполнение постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу фактические основания задержания - те же, что и основания избрания меры пресечения, а юридическое основание - постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Осуществляемое в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК фактическое задержание может быть произведено в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления (не являющегося подозреваемым), задержание в целях применения заключения под стражу в порядке к.с. всегда реализуется в отношении подозреваемого.

15. Для того чтобы у следователя (дознавателя и др.) появилось право предъявить подозреваемому обвинение не в течение 10 дней, а в 30-суточный срок, достаточно, чтобы имелись фактические основания обоснованного подозрения лица в совершении хотя бы одного из указанных в ч. 2 к.с. составов преступления. Только признаки объективной стороны именно выше перечисленных составов позволяют следователю (дознавателю и др.) собирать доказательства, позволяющие предъявить лицу обвинение в течение 30 суток, а не в течение 10 дней.

16. Обвинение при этом обязательно должно включать хотя бы один из указанных составов преступления. Если лицо подозревалось в совершении, к примеру, диверсии, но по истечении более чем 10 суток обвинение ему было предъявлено в совершении только преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 УК (халатность), - требования к.с. нарушены.

17. См. также комментарий к ст. ст. 10, 46, 97 - 99, 108 УПК <524>.

--------------------------------

<524> Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Избрание меры пресечения в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления (подозреваемого). Комментарий к ст. 100 УПК. М., 2004.

 

Статья 101. Постановление и определение об избрании меры пресечения

 

Комментарий к статье 101

 

1. Постановление (определение) об избрании меры пресечения - это основание реализации меры пресечения.

2. На практике постановления дознавателя утверждаются руководителем учреждения, наделенного правами органа дознания, хотя это ведомственное, а не уголовно-процессуальное требование. Поэтому когда речь идет об органе дознания - учреждении, к примеру, об органе внутренних дел, подпись дознавателя на соответствующем постановлении имеет процессуальное значение. Если же дознавателю его полномочия лишь делегированы органом дознания - должностным лицом, к примеру, командиром воинской части, постановление об избрании меры пресечения приобретет процессуальный смысл только после подписания его соответствующим руководителем. В первом случае каждый работник, на которого возложено осуществление функций учреждения (органа дознания), уполномочен на вынесение постановления. Во втором - лишь конкретный руководитель, а не все учреждение, назван законодателем (ст. 40 УПК) органом дознания (ст. 41 УПК). Это значит, что только его подпись имеет процессуальное значение.

3. В постановлении (определении) об избрании меры пресечения указываются анкетные данные лица, к которому применяется мера пресечения (фамилия, имя, отчество, дата рождения), преступление, в совершении которого это лицо обвиняется или подозревается, и основания для избрания применяемой меры пресечения. Кроме того, в постановлении (определении) необходимо указать дату (число, месяц, год) и место его составления; должностное положение, звание (классный чин), фамилию и инициалы лица, принимающего решение о мере пресечения; статьи УПК, в соответствии с которыми избирается мера пресечения.

4. Важнейшей частью постановления является его мотивировка. В этой части кратко, но конкретно излагаются фактические основания избрания меры пресечения и указываются цели, для достижения которых она применяется.

5. Помимо вынесения постановления, при избрании некоторых видов мер пресечения оформляется также соответствующая подписка или протокол (подписка о невыезде, протокол о принятии залога и т.д.) либо делается сообщение командованию воинской части. Когда избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы, рекомендуется давать указание участковому уполномоченному полиции об установлении наблюдения за обвиняемым по месту жительства, а также сообщать в отдел кадров по месту работы о необходимости немедленно предупредить орган, в производстве которого находится производство по уголовному делу, если обвиняемый подаст заявление об увольнении.

6. Следователь (дознаватель и др.) не вправе самостоятельно избрать такие меры пресечения, как заключение под стражу, домашний арест, залог (п. 1 ч. 2 ст. 29 УПК). Следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора уполномочены лишь на вынесение постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании указанной меры пресечения, вводная и описательно-мотивировочная часть которого составляются по тем же требованиям, что и постановление об избрании меры пресечения.

7. Специфична описательно-мотивировочная часть постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. В ней должно быть отражено обоснование невозможности избрания в отношении подозреваемого или обвиняемого иной, более мягкой, чем заключение под стражу, меры пресечения.

8. В резолютивной части данного постановления содержится существо заявленного ходатайства. Особенностью данного постановления является также то обстоятельство, что анкетные данные лица, в отношении которого оно выносится, излагаются более подробно. Помимо фамилии, имени, отчества, даты рождения подозреваемого или обвиняемого здесь должно быть указано его место рождения, гражданство, место жительства и судимость.

9. Аналогична форма постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения по стражу.

10. Предоставление суду исключительных возможностей заключать подозреваемого или обвиняемого под стражу служит важной гарантией законности и обоснованности применения указанных мер пресечения, существенно затрагивающих интересы личности.

11. Копия постановления или определения об избрании меры пресечения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, немедленно. Это правило действует во всех без исключения случаях, какая бы мера пресечения не избиралась, если, конечно, обвиняемый не скрывается от следователя (дознавателя и др.), суда. Копия постановления (определения) об избрании меры пресечения передается обвиняемому (подозреваемому) сразу после его оглашения.

12. Сразу же после избрания меры пресечения в виде заключения под стражу соответствующее постановление (определение) направляется для исполнения вместе с арестованным администрации места предварительного заключения.

13. См. также комментарий к ст. ст. 123 - 127, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК.

 

Статья 102. Подписка о невыезде и надлежащем поведении

 

Комментарий к статье 102

 

1. Для избрания данной меры пресечения выносится постановление, отбирается подписка о невыезде и надлежащем поведении. Получения согласия прокурора (руководителя следственного органа) или судебного решения для избрания данной меры пресечения не требуется.

2. Место жительства или временного нахождения, из которого не должен отлучаться обвиняемый (подозреваемый), определяет орган, избирающий меру пресечения, с учетом возможностей и интересов лица, к которому применяется данная мера.

3. Мера пресечения в виде подписки о невыезде с учетом общественной опасности совершенного преступления может применяться к лицам, как правило, имеющим постоянное место жительства, занятия, семью и т.п., когда вероятность их уклонения от следствия и суда незначительна и может быть устранена данной мерой пресечения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.