Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий 1 страница




1. Статья 136 предусматривает ответственность за ряд серьезных и иных на­
рушений Женевских конвенций 1949 г., Дополнительных протоколов к ним
1977 г. и других международных договоров в этой сфере, совершенных против
лиц, находящихся во время военных действий под защитой международного
права.

Статья 136 устанавливает уголовную ответственность за 17 альтернативных деяний.

2. Применение средств и методов ведения войны, которые могут считаться
наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
В основу данного уголовно-правового запрета положено одно из наиболее значи­
мых положений международного гуманитарного права, содержащееся в пункте 2
статьи 35 Дополнительного протокола I: «Запрещается применять оружие, снаря­
ды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние
повреждения или излишние страдания».

Данный принцип международного гуманитарного права явился правовой основой, на которой базируются конкретные нормы ряда международных дого­воров, запрещающих применение средств и методов ведения военных действий, участницей которых является Республика Беларусь.

3. Под средствами ведения войны понимают вооружение, боевую технику и
иные средства (например, приемы рукопашного боя и т.д.), применяемые воору-


РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 136

женными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику. Методы ведения войны — порядок и способы использования средств ведения войны.. В соответствии с международными договорами к средствам и методам веде­ния войны, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, относятся:

—пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом
теле, к каковым относятся оболоченные пули, коих твердая оболочка не покры­
вает всего сердечника или имеет надрезы, и их применение во время вооружен­
ного конфликта;

—оружие, основное действие которого заключается в нанесении поврежде­
ний осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью
рентгеновских лучей, и его применение в период вооруженного конфликта;

—мины, мины-ловушки и другие устройства, использование которых запре­
щается или ограничивается при наличии условий, указанных в Протоколе II с
поправками к Венской конвенции 1980 г., и их применение в подобных условиях;

—зажигательное оружие, использование которого запрещается при наличии
обстоятельств, указанных в Протоколе III к Венской конвенции 1980 г., и его
применение в подобных обстоятельствах;

—лазерное оружие, специально предназначенное для использования в бое­
вых действиях исключительно или в том числе для того, чтобы причинить по­
стоянную слепоту органам зрения человека, не использующего оптические при­
боры, и его применение во время вооруженного конфликта.

С субъективной стороны деяние, образующее данный состав преступления, характеризуется прямым умыслом.

(См. п. 4 коммент. к ст. 134.)

Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента соверше­ния действий, названных в диспозиции пункта 2 статьи 136. Наступление тех или иных тяжких последствий не обязательно.

4. Умышленное причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде. В основе данной уголовно-правовой нормы лежит ряд положений международного гуманитарного права, запрещающих причинение ущерба при­родной среде в ходе военных действий (п. 3 ст. 35, ст. 55 Дополнительного прото­кола I, а также Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1976 г.).

Объективная сторона данного преступления выражается в применении таких средств и методов ведения военных действий, которые причиняют обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Это ведение так называе­мой «геофизической войны», содержание которой составляют действия по изме­нению погодных, климатических условий, способных вызывать землетрясения, цунами и т.п. (запрещено Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г.), или ведение «экологической войны», связанной с серьезным нарушением природ­ного равновесия, необходимого для выживания человека и всех живых организмов,


РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 136

последствия которого могут сказываться длительный период времени (запреща­ется Дополнительным протоколом I).

Примером умышленного причинения обширного, долговременного и серьезно­го ущерба природной среде может служить применение дефолиантов.

Под природной средой понимается естественная или измененная человеком среда его обитания и деятельности, включающая литосферу, гидросферу, почвы, растительный и животный мир, атмосферу и околоземное космическое простран­ство.

Под обширным, долговременным и серьезным ущербом природной среде по­нимаются последствия деяния, связанные с нарушением природного равновесия, необходимого для выживания человека, вследствие применения определенных средств и методов ведения военных действий, затрагивающие обширные по пло­щади участки природной среды и носящие длительный временной характер.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

В соответствии с частью 2 статьи 42 умышленное причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, предусмотренное пунк­том 2 статьи 136, является специальной нормой и не требует квалификации по статьям главы 26.

Умышленное причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде находится в тесной связи со статьей 131, предусматривающей уголовную ответственность за экоцид. Разграничение этих преступлений произ­водится по времени их совершения. Если в пункте 2 статьи 136 речь идет об умышленном причинении в период вооруженного конфликта обширного, долго­временного и серьезного ущерба природной среде, то в статье 131 — об умышлен­ных действиях, способных вызвать экологическую катастрофу, совершаемых в мирное время.

Преступление следует признавать оконченным с момента причинения при­родной среде обширного, долговременного и серьезного ущерба.

5. Нападение на обладающие с защитной целью отличительными эмблемами Красного Креста и Красного Полумесяца персонал, строения, оборудование, транспортные формирования и транспортные средства выражается в действиях по уничтожению или выведению из строя лиц и объектов, находящихся под специ­альной защитой международного гуманитарного права в связи с оказанием в период вооруженного конфликта помощи раненым и больным, потерпевшим кораблекру­шение и обозначенных для визуального распознавания эмблемой Красного Креста или Красного Полумесяца.

Вышеуказанные действия влекут уголовную ответственность по пункту 3 статьи 136 только в том случае, если они совершаются в отношении персонала, строений, оборудования, транспортных формирований и транспортных средств, которые имеют право в соответствии с Женевскими конвенциями, Дополнитель­ными протоколами к ним, другими международно-правовыми документами и на­циональными нормативными правовыми актами на обозначение с защитной целью отличительными эмблемами Красного Креста и Красного Полумесяца. Круг та­ких пользователей эмблемами строго ограничен международным гуманитарным


РАЗДЕЛ VI. Глава 18


Статья 136


правом (см. ст.ст.38—44 первой Женевской конвенции, ст.ст.41—43 второй Же­невской конвенции, ст.ст. 18—22 четвертой Женевской конвенции, ст.ст. 8, 9, 12, 18 Дополнительного протокола I) и принятым в соответствии с ним националь­ным законодательством. Например, в соответствии со статьей 8 Закона Респуб­лики Беларусь «Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красно­го Полумесяца» от 12 мая 2000 г.1 эмблема Красного Креста или Красного Полу­месяца «в качестве защитного знака используется для обозначения в период воо­руженного конфликта медицинского и духовного персонала, медицинских форми­рований, санитарно-транспортных средств и медицинского имущества, пользую­щихся специальной защитой в соответствии с Конвенциями и Протоколами I, II в связи с оказанием помощи раненым и больным, лицам, потерпевшим кораб­лекрушение».

Эмблема Красного Креста представляет собой изображенный на белом поле красный крест, состоящий из двух прямых линий (горизонтальной и вертикаль­ной) одинаковой длины и одинаковой ширины, пересекающихся в центре под прямым углом и не доходящих до края этого поля (ч. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь -«Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного По­лумесяца»).

Эмблема Красного Полумесяца представляет собой изображенный на белом поле красный полумесяц произвольной конфигурации и направленности, не до­ходящий до края этого поля (ч. 2 ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об исполь­зовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца»).

Эмблема Красного Креста или Красного Полумесяца, которая используется в качестве защитного знака в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Республи­ки Беларусь «Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца», должна «быть по возможности крупного размера, для того чтобы обеспечить ее визуальное распознавание с максимально большого расстояния».

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Нападение на обладающий отличительными эмблемами Красного Креста или Красного Полумесяца персонал, который непосредственно принимает участие в боевых действиях, не влечет уголовной ответственности по пункту 3 статьи 136, поскольку данные лица в подобном случае вероломно используют эмблему и ли­шаются защиты со стороны международного гуманитарного права, предусмотрен­ной для этой категории лиц.

Вместе с тем при квалификации подобных действий следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Дополнительного протокола I «не рассмат­риваются как действия, наносящие ущерб противнику.

a) наличие у персонала медицинских формирований легкого личного ору­
жия для самообороны или защиты раненых и больных, находящихся на их попе­
чении;

b) охрана медицинских формирований караулами, часовыми или конвоем;

НРПА. 2000. № 49, 2/157.


РАЗДЕЛ VI. Глава 18__________ .________________________________ Статья 136 I
с) наличие в медицинских формированиях стрелкового оружия и боеприпа- '

сов, изъятых у больных и раненых и еще не переданных соответствующим служ­бам;

d) нахождение в медицинских формированиях военнослужащих или других комбатантов по соображениям медицинского характера».

Преступление, предусмотренное пунктом 3 статьи 136, следует признавать оконченным с момента начала нападения на обладающие с защитной целью отличительными эмблемами Красного Креста и Красного Полумесяца персонал, строения, оборудование, транспортные формирования и транспортные средства.

6. Использование голода среди гражданского населения в качестве метода веде­ния военных действий. Пунктом 1 статьи 54 Дополнительного протокола I «запре­щается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода веде­ния войны». Содержание данного общего международно-правового запрета на использование голода как метода ведения войны раскрывается в пункте 2 назван­ной статьи, согласно которому «запрещается подвергать нападению или уничто­жать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооруже­ния специально с целью не допустить их использования гражданским населением или противной стороной как средств поддержания существования...»

Данное деяние выражается в действиях (бездействии) по использованию средств ведения войны, которые приводят к возникновению голода среди граж­данского населения, либо в непринятии мер по предотвращению голода среди гражданского населения в случаях, когда такие меры должны быть приняты в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

Под голодом понимается состояние организма человека, вызванное отсутстви­ем или недостатком пищи или ее компонентов, необходимых для его нормального функционирования. По смыслу комментируемой статьи УК данное состояние должно быть характерным для значительной части или всего гражданского насе­ления, подвергающегося воздействию одной из сторон вооруженного конфликта, использующей для возникновения голода соответствующие способы ведения вой­ны: уничтожение или повреждение посредством применения оружия или иных средств хранилищ продуктов питания, кормов, сооружений для снабжения насе­ления питьевой водой, загрязнение или отравление источников питьевой воды, уничтожение посевов сельскохозяйственных культур, скота, продовольствия, до­ставляемого гражданскому населению в ходе операций по оказанию помощи в со­ответствии со статьей 70 Дополнительного протокола I, непринятие мер по обеспе­чению продовольствием гражданского населения на оккупированной территории в соответствии со статьей 55 четвертой Женевской конвенции, статьей 69 До­полнительного протокола I и т.д.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Действия по уничтожению продовольствия, используемого исключительно для обеспечения потребностей личного состава вооруженных сил, либо направ-


РАЗДЕЛ VI. Глава 18____________________________________________ Статья 136

ленные на ограничение продовольственного обеспечения комбатантов, не влекут уголовную ответственность по пункту 4 статьи 136.

В том случае, если голод среди гражданского населения используется с целью планомерного уничтожения, полностью или частично, какой-либо расовой, нацио­нальной, этнической, религиозной группы или группы, определенной на основе любого другого произвольного критерия, данные действия подлежат квалифика­ции по статье 127.

Преступление следует признавать оконченным с момента возникновения го­лода среди гражданского населения вследствие использования определенных средств ведения войны или непринятия мер по его предотвращению в случаях, определяемых международным гуманитарным правом.

7. Вербовка детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, в вооруженные
силы либо разрешение им принимать участие в военных действиях.
В основе данно­
го национального уголовно-правового запрета лежат положения пункта 2 статьи 38
Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для
Республики Беларусь 30 октября 1990 г.1) и пункта 2 статьи 77 Дополнительного
протокола I. Так, например, последний гласит: «Стороны, находящиеся в конфлик­
те, предпринимают все практически возможные меры для того, чтобы дети, не
достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в во­
енных действиях, и, в частности, стороны воздерживаются от вербовки их в свои
вооруженные силы».

Объективная сторона данного преступления выражается в совершении следу­ющих действий: вербовке детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, в воо­руженные силы; разрешении им принимать участие в военных действиях.

В смысле пункта 5 статьи 136 под вербовкой в вооруженные силы понима­ются действия по найму лиц, не достигших пятнадцатилетнего возраста, для добровольного поступления в вооруженные силы или по осуществлению их при­зыва на военную службу. При этом для квалификации данного преступления не имеет значения, осуществляется ли вербовка в кадровые воинские или партизан­ские формирования.

Под разрешением принимать участие в военных действиях понимаются дей­ствия (бездействие), создающие условия, при которых дети, не достигшие пят­надцатилетнего возраста, могут непосредственно выполнять задачи в бою или по всестороннему обеспечению боевых действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. Произвольное и производимое в большом масштабе разрушение или присвое­
ние имущества, не вызываемые военной необходимостью.
Данное преступление
криминализировано на национальном уровне в целях исполнения международ­
но-правовой нормы, содержащейся в статье 50 первой Женевской конвенции,
статье 51 второй Женевской конвенции, статье 147 четвертой Женевской конвен­
ции и определяющей незаконное, произвольное и проводимое в большом масшта-

1 Права человека: Сб. междунар.-правовых док. / Сост. В.В. Щербов. С. 137—152.


РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 136

бе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью, серьезным нарушением международного гуманитарного права.

С объективной стороны данное преступление выражается в совершении сле­дующих действий: произвольного и производимого в большом масштабе разру­шения имущества; произвольного и производимого в большом масштабе присво­ения имущества.

Под разрушением понимается прекращение физического существования иму­щества в связи с приведением его в полную негодность под воздействием приме­нения определенных средств и методов ведения военных действий, в силу кото­рого оно теряет способность функционировать по своему назначению и не подле­жит восстановлению.

Присвоение выражается в удержании (невозвращении) имущества, находя­щегося в собственности лиц, пользующихся во время военных действий междуна­родной защитой, или неприятельского государства.

В статье 53 четвертой Женевской конвенции заложено общее правило, со­гласно которому «всякое уничтожение движимого или недвижимого имущества, являющегося индивидуальной или коллективной собственностью частных лиц или государства, общин либо общественных или кооперативных организаций, которое не является абсолютно необходимым для военных операций, воспреща­ется». В международном гуманитарном праве также содержатся нормы, детали­зирующие запрет на уничтожение различных категорий имущества и ограничи­вающие право на его реквизицию и конфискацию.

Примером военной необходимости могут служить действия по применению с учетом требований норм международного гуманитарного права в ходе боя ору­жия и боевой техники, не запрещенных международно-правовыми нормами, для выполнения определенной боевой задачи, поставленной воинскому подразделе­нию, части или соединению.

Обязательным признаком объективной стороны преступления является ука­зание на большой масштаб разрушения и присвоения имущества. Поскольку это понятие законодателем не раскрыто, данный признак следует применять с учетом фактических обстоятельств исходя из объема и значимости разрушаемого или присваиваемого имущества.

Признак произвольности разрушения и присвоения имущества означает, что данные действия производятся по усмотрению виновного без учета положений международного гуманитарного права и задач, решаемых в ходе военных дей­ствий.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Преступление следует признавать оконченным с момента, когда производимые разрушения или присвоение имущества достигают больших масштабов.

9. Превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объ­ект нападения. Данная уголовно-правовая норма основана на положениях между­народного гуманитарного права, запрещающих сторонам вооруженного конфликта подвергать необороняемые местности нападению какими бы то ни было средства­ми (п. 1 ст. 59 Дополнительного протокола I) и распространять свои военные опе-


РАЗДЕЛ VI. Глава 18____________________________________________ Статья 136

рации на зоны, которым они по соглашению предоставили статус демилитаризован­ных зон, если такое распространение противоречит положениям этого соглашения (п. 1 ст. 60 Дополнительного протокола I).

С объективной стороны данное преступление выражается в нападении на: необороняемую местность; демилитаризованную зону. Преступление может со­вершаться только во время международного вооруженного конфликта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Дополнительного протокола I под необо­роняемой местностью понимается объявленный сторонами вооруженного конфлик­та «любой населенный пункт, находящийся в зоне соприкосновения вооруженных сил или вблизи нее, который открыт для оккупации его противной стороной», и отвечающий следующим условиям:

«а) все комбатанты, а также мобильные боевые средства и мобильное во­енное снаряжение должны быть эвакуированы;

b) стационарные военные установки или сооружения не должны использо­
ваться во враждебных целях;

c) ни власти, ни население не должны совершать враждебных действий;

d) не должны предприниматься никакие действия в поддержку военных опе­
раций».

Кроме того, согласно пункту 5 названной статьи «стороны, находящиеся в конфликте, могут согласиться на объявление местностей необороняемыми, даже если такие местности не отвечают условиям пункта 2. В таком соглашении должно даваться возможно более точное определение и описание пределов нео­бороняемой местности; при необходимости в нем могут быть предусмотрены ме­тоды контроля».

В соответствии с пунктами 2 и 3 Дополнительного протокола I демилитари­зованная зона — это любая зона, созданная на основе ясно выраженного согла­шения, «которое может быть заключено в устной или письменной форме либо непосредственно, либо через посредничество Державы-покровительницы или лю­бой беспристрастной гуманитарной организации и может представлять собой взаимные и согласующиеся заявления», и отвечающая следующим условиям:

«а) все комбатанты, а также мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение должны быть эвакуированы;

b) стационарные военные установки или сооружения не должны использо­
ваться во враждебных целях;

c) ни власти, ни население не должны совершать враждебных действий;

d) всякая деятельность, связанная с военными усилиями, должна быть прекра­
щена».

При квалификации данного преступления необходимо учитывать, что в отли­чие от необороняемой местности, которая может объявляться как посредством одностороннего заявления, так и путем соглашения, демилитаризованной зоне предоставляется соответствующий статус только исключительно по соглашению сторон.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Преступление считается оконченным с момента начала нападения на необо­роняемые местности и демилитаризованные зоны.


РАЗДЕЛ VI. Глава 18


Статья 136


10. Превращение в объект нападения либо уничтожение или хищение в крупных масштабах культурных ценностей, находящихся под защитой, а равно совершение в отношении этих ценностей актов вандализма при отсутствии военной необходи­мости. В основе этой уголовно-правовой нормы лежат положения международно­го гуманитарного права, регулирующие защиту культурных ценностей в период вооруженного конфликта. Прежде всего, речь идет о Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г.1, Вто­ром протоколе к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае во­оруженного конфликта 1954 г. от 26 марта 1999 г.2, а также статье 53 Дополнитель­ного протокола I.

В основе криминализации на национальном уровне данного деяния лежат положения подпунктов с), d) и е) пункта 1 статьи 15 Второго протокола к Га­агской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конф­ликта 1954 г. от 26 марта 1999 г.

С объективной стороны данное деяние выражается в:

1) превращении в объект нападения культурных ценностей, находящихся под
защитой;

2) уничтожении в крупных масштабах культурных ценностей, находящихся
под защитой;

3) хищении в крупных масштабах культурных ценностей, находящихся под
защитой;

4) совершении в отношении этих ценностей актов вандализма.

Обязательным признаком этого преступления является наличие предмета преступления — культурные ценности.

Культурными ценностями согласно статье 1 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. счи­таются «независимо от их происхождения и владельца:

а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение
для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры,
искусства или истории, религиозные или светские, археологические местораспо­
ложения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют
исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи,
книги, другие предметы художественного, исторического или археологического
значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных
материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

б) здания, главным и действенным назначением которых является сохране­
ние или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте
«а», такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия,
предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых
культурных ценностей, указанных в пункте «а»;

1 См. Действующее международное право: В 3 т. Сост. Ю.М. Колосова и Э.С. Кривчикова.
Т.2. М., 1996. С. 803-811.

2 См. Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия (Конвенции, Протоколы,
Резолюции и Рекомендации). Сост. UNESCO. M.: ЮниПринт, 2002. С. 38-59.


РАЗДЕЛ VI. Глава 18


Статья 136


в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценнос­тей, указанных в пунктах «а» и «б», так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».

Требование нахождения под защитой культурных ценностей означает, что вышеперечисленные культурные ценности должны быть взяты под защиту, кото­рая предусматривает охрану культурных ценностей в мирное время (их соответ­ствие требованиям ст. 3 Гаагской конвенции 1954 г. и ст. 5 Второго протокола 1999 г.) и их уважение в период вооруженного конфликта (соответствие требо­ваниям ст. 4 Гаагской конвенции 1954 г., ст.ст. 6—9 Второго протокола 1999 г.).

При этом следует учитывать, что система защиты культурных ценностей, предусмотренная Гаагской конвенцией 1954 г., включает в себя: защиту, основы­вающуюся на наличии международных обязательств по охране культурных цен­ностей в мирное время и их уважении в период вооруженного конфликта (I уро­вень, определяемый главой I данного международного договора), специальную защиту (II уровень, определяемый главой II Гаагской конвенции 1954 г.). Вто­рой протокол 1999 г., не изменяя принципа построения двухуровневой системы защиты культурных ценностей, закрепленного в Гаагской конвенции 1954 г., су­щественно дополнил и модифицировал ее положения в целях повышения эффект тивности защищенности культурных ценностей. Так, согласно Гаагской конвен­ции 1954 г. и Второму протоколу к ней 1999 г. обязательство уважать культур­ные ценности в период вооруженного конфликта не является абсолютным и обусловлено требованием «военной необходимости». Вместе с тем, если пункт 2 статьи 4 Гаагской конвенции 1954 г. допускает возможность отступления от это­го обязательства в любом случае, когда военная необходимость настоятельно потребует такого решения, то Второй протокол 1999 г. определяет в статье 6 конкретные условия, в которых допустимо такое отступление. Кроме того, во Вто­ром протоколе 1999 г. содержатся нормы, устанавливающие «усиленную защи­ту» культурных ценностей в период вооруженного конфликта, которая призвана заменить реально не функционирующий механизм специальной защиты. Это следует из содержания пункта Ь) статьи 4 Второго протокола, согласно которому применение главы 3 данного Протокола, регулирующей вопросы усиленной за­щиты, не наносит ущерба для применения положений главы II Гаагской кон­венции 1954 г., «за исключением того, что между Сторонами настоящего Прото­кола или между Стороной и государством, которое соглашается и применяет настоящий Протокол в соответствии с пунктом 2 статьи 3, когда культурным ценностям были предоставлены как специальная защита, так и усиленная защи­та, применяются лишь положения об усиленной защите».

Уничтожение культурных ценностей ~ это такое физическое воздействие на культурные ценности, в результате которого они полностью прекращают свое су­ществование или приводятся в полную негодность, а также теряют способность функционировать по своему назначению и не подлежат восстановлению.

В смысле пункта 8 статьи 136 хищение является умышленным противоправ­ным безвозмездным завладением культурными ценностями, находящимися под защитой, а равно приобретением права на них с корыстной целью путем кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными


РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 136




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.