Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий 2 страница




полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техни­ки (см. коммент. кч.1 примеч. к гл. 24).

Обязательным признаком уничтожения и хищения культурных ценностей, находящихся под защитой, является указание на их крупный масштаб. Посколь­ку это понятие законодателем не раскрыто, то этот признак следует применять с учетом фактических обстоятельств, исходя из охвата преступным посягательством культурных ценностей, находящихся под защитой, размера ущерба, причиняемо­го данным преступлением.

Совершение в отношении культурных ценностей актов вандализма выража­ется в их осквернении или повреждении. Осквернение культурных ценностей заключается в учинении на них различных надписей, в том числе нецензурного характера, их загрязнении. Под повреждением культурных ценностей понимает­ся изменение их состояния, приводящее к неполной утрате их целостности либо иных свойств.

В смысле пункта 8 статьи 136 действия виновного признаются совершенны­ми при отсутствии военной необходимости, если они выходят за пределы допус­тимого в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Гаагской конвенции 1954 г. и под­пунктами а) и с) статьи 6 Второго протокола 1999 г. нарушения обязательства воздерживаться от совершения враждебного акта против культурных ценностей со ссылкой на крайнюю необходимость. Согласно подпункту а) статьи 6 Второго протокола 1999 г. «нарушение обязательства воздерживаться от совершения враж­дебного акта против культурных ценностей со ссылкой на крайнюю военную не­обходимость, упоминаемую в пункте 2 статьи 4 Конвенции, может допускаться только тогда, когда:

(i) эти культурные ценности по своему назначению превращены в военный объект;

(и) нет никакой практически возможной альтернативы для получения рав­ноценного военного преимущества помимо той, которую можно получить в ре­зультате совершения враждебного акта против этого объекта».

Согласно подпункту с) названной статьи «решение о ссылке на крайнюю во­енную необходимость должно приниматься воинским начальником, командую­щим силами, равными по размеру батальону или большей численности или мень­шими по размеру силами, если обстоятельства не позволяют действовать иначе». При этом следует учитывать, что в случае нападения, основанного на решении, принятом в соответствии с подпунктом а), когда это позволяют обстоятельства, должно направляться действенное предварительное предупреждение (п. d) ст. 6 Второго протокола 1999 г.), а равно соблюдаться меры предосторожности в ходе нападения, предусмотренные статьей 7 Второго протокола 1999 г.

Данный состав преступления синтезирует признаки составов преступлений, предусмотренных другими статьями Особенной части в качестве самостоятель­ных преступлений (например, предусмотренных гл. 24; ст.ст. 341, 344 и 346). Преступление считается оконченным с момента начала нападения на культур­ные ценности, находящиеся под защитой, или с момента, когда их уничтожение или хищение достигают крупных масштабов, либо с момента причинения ущерба этим культурным ценностям действиями, составляющими акт вандализма.


РАЗДЕЛУ!. Глава 18


Статья 136


Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Субъект сознает, что превращает в объект нападения либо уничтожает или по­хищает в крупных масштабах культурные ценности, находящиеся под защитой, а равно совершает в отношении этих ценностей акты вандализма при отсутствии военной необходимости, и желает этого.

Мотивами преступления являются месть, корысть, стремление достичь воен­ного превосходства, нанести материальный и моральный вред противнику и т.п.

Превращение в объект нападения либо уничтожение или хищение в круп­ных масштабах культурных ценностей, находящихся под защитой, а равно совер­шение в отношении этих ценностей актов вандализма при отсутствии военной необходимости, предусмотренные пунктом 8 статьи 136, являются специальной нормой, устанавливающей ответственность за совершение в период вооруженно­го конфликта вышеуказанных действий в отношении культурных ценностей, на­ходящихся под защитой. В соответствии с частью 2 статьи 42 данные действия виновного не требуют квалификации по статьям 205—212, 344, 346 и ответствен­ность наступает по пункту 8 статьи 136. Равным образом не требуют квалифика­ции по пункту 6 статьи 136 действия по прекращению физического существова­ния культурных ценностей или их удержание (невозвращение).

Действия лица, связанные с превращением в объект нападения на культур­ные ценности или их уничтожением и со ссылкой на военную необходимость, не влекут уголовную ответственность по пункту 8 статьи 136, если они соответ­ствуют требованиям подпунктов а), с) и d) статьи 6, статьи 7 Второго протокола 1999 г.

11. Использование культурных ценностей, находящихся под усиленной защи­той, либо непосредственно прилегающих к ним мест для поддержания военных дей­ствий при отсутствии военной необходимости. В основе данной уголовно-право­вой нормы лежат положения международного гуманитарного права об иммунитете культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой. В соответствии со статьей 12 Второго протокола 1999 г. стороны конфликта должны обеспечивать иммунитет культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой, воздер­живаясь от любого использования данных ценностей или непосредственно приле­гающих мест для поддержки военных действий. Данное преступление криминали­зировано на национальном уровне на основе подпункта Ь) пункта 1 статьи 15 Вто­рого протокола 1999 г.

Данное деяние выражается в действиях по использованию культурных цен­ностей, находящихся под усиленной защитой, либо непосредственно прилегаю­щих к ним мест для поддержания военных действий с нарушением норм между­народного гуманитарного права. Согласно пункту 3 статьи 8 Гаагской конвенции 1954 г. культурные ценности считаются используемыми в военных целях, если их «используют для перемещения личного состава или материальной части войск, даже транзитом» либо если «осуществляется деятельность, имеющая прямое отношение к военным операциям, размещению личного состава войск или про­изводству военных материалов». Кроме того, подпункт Ь) пункта 1 статьи 13 Вто­рого протокола 1999 г. в контексте утраты усиленной защиты культурных цен-


РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 136

ностей формулирует еще один признак их использования для поддержания военных действий — «если такие ценности по своему использованию становятся военным объектом».

Обязательным признаком этого преступления является наличие предмета преступления — культурные ценности, находящиеся под усиленной защитой.

Культурными ценностями, находящимися под усиленной защитой, признают­ся культурные ценности, отвечающие условиям, предусмотренным статьей 10 Вто­рого протокола 1999 г. и которым предоставлена усиленная защита в соответ­ствии со статьей 11 данного международно-правового акта.

Согласно статье 10 Второго протокола 1999 г. культурные ценности могут быть взяты под усиленную защиту, если они отвечают следующим трем условиям:

«(а) они являются культурным наследием, имеющим огромное значение для человечества;

(b) они охраняются благодаря принятию на национальном уровне надлежа­
щих правовых и административных мер, признающих их исключительную куль­
турную и историческую ценность и обеспечивают защиту на самом высоком
уровне;

(c) они не используются для военных целей или прикрытия военных объек­
тов и Сторона, осуществляющая контроль над культурными ценностями, сдела­
ла заявление в подтверждение того, что они не будут использоваться подобным
образом».

В соответствии со статьей 11 Второго протокола усиленная защита предос­тавляется культурным ценностям Комитетом по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта с момента их включения в Список всемирного наследия, находящегося под усиленной защитой. При этом следует учитывать, что в исключительных случаях данный Комитет может предоставить культурной ценности усиленную защиту даже если она не соответствует критерию, предус­мотренному подпунктом Ь) статьи 10 Второго протокола при условии, что запра­шивающее данную защиту государство обращается с просьбой о предоставлении международной помощи в соответствии со статьей 32 (п. 8 ст. 11 Второго прото­кола 1999 г.). Кроме того, при условии соответствия культурной ценности поло­жениям подпунктов а) и с) статьи 10 Комитет в период вооруженного конфлик­та может предоставить культурной ценности временную усиленную защиту (п. 9 ст. 11 Второго протокола 1999 г.).

Под непосредственно прилегающими к культурным ценностям, находящими­ся под усиленной защитой, местами понимаются примыкающие, граничащие с местом нахождения подобной культурной ценности сооружения, участки мест­ности и т.п., а также их части, воздействие военных действий на которые может причинить ущерб физической целостности этой ценности.

В смысле пункта 81 статьи 136 действия виновного признаются совершен­ными при отсутствии военной необходимости, если они выходят за пределы до­пустимого в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Гаагской конвенции 1954 г. и подпунктами Ь) и с) статьи 6 Второго протокола 1999 г. нарушения обязатель­ства не использовать культурные ценности в целях, которые могут поставить их под угрозу разрушения или ущерба, со ссылкой на крайнюю необходимость. Так,


РАЗДЕЛУ!. Глава 18____________________________________________ Статья 136

согласно подпункту с) статьи 6 Второго протокола 1999 г. «нарушение обяза­тельства не использовать культурные ценности в целях, которые могут поста­вить их под угрозу разрушения или ущерба, со ссылкой на крайнюю необходи­мость, упоминаемую в пункте 2 статьи 4 Конвенции, может допускаться только тогда, когда нет возможности выбрать между таким использованием и другим возможным методом для получения равноценного военного преимущества».

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Субъект сознает, что использует культурные ценности, находящиеся под усилен­ной защитой, либо непосредственно прилегающие к ним места для поддержания военных действий при отсутствии военной необходимости, и желает этого.

Мотивами преступления являются стремление достичь военного превосход­ства, ложно понятые интересы военного характера и т.п.

Действия лица, связанные с использованием культурных ценностей, находя­щихся под усиленной защитой, либо непосредственно прилегающих к ним мест для поддержания военных действий со ссылкой на военную необходимость, не влекут уголовную ответственность по по пункту 81 статьи 136, если они соответ­ствуют требованиям подпунктов Ь) и с) статьи 6 Второго протокола 1999 г.

Не подлежат квалификации по пункту 81 статьи 136 действия по вооружен­ной охране культурных ценностей либо обеспечению охраны общественного по­рядка лицом, наделенным в установленном порядке соответствующими полно­мочиями, поскольку культурные ценности «не считаются используемыми в во­енных целях, если они охраняются вооруженной стражей, специально назначенной для этой охраны, или если около них находятся полицейские силы, на которые обычно возлагается обеспечение общественного порядка» (п. 4 ст. 8 Гаагской кон­венции 1954 г.).

12. Нарушение соглашений о перемирии, приостановлении военных действий или местных соглашений, заключенных с целью вывоза, обмена или перевозки ране­ных и умерших, оставленных на поле сражения. В основе криминализации на наци­ональном уровне данного деяния лежат международно-правовые нормы, содержа­щиеся в статье 15 первой Женевской конвенции и развивающие принципиальное положение международного гуманитарного права о защите раненых и больных, не принимающих или прекративших принимать участие в военных действиях. Так, в соответствии с абзацем первым названной статьи «во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению».

Для решения этой важнейшей обязанности, которая должна выполняться, как только позволят обстоятельства, в соответствии со статьей 15 первой Женев­ской конвенции воюющие стороны могут заключать соглашения о перемирии, прекращении огня или местные соглашения.

С объективной стороны данное преступление выражается в нарушении: со­глашений о перемирии; соглашений о приостановлении военных действий; мест­ных соглашений. Все эти соглашения являются формальным выражением такого


РАЗДЕЛ VI. Глава 18


Статья 136


вида приостановки или прекращения военных действий, как перемирие и могут заключаться как в устной, так и в письменной форме.

Обязательной характеристикой всех перечисленных соглашений, имеющей уголовно-правовое значение, является то, что они заключаются с целью вывоза, обмена или перевозки раненых и умерших, оставленных на поле сражения. Осталь­ные цели указанных выше соглашений значения для квалификации комментиру­емого деяния не имеют.

Нарушение соглашений может совершаться различными способами: напри­мер, обстрел лиц, осуществляющих подбор, транспортировку раненых и боль­ных, трупов, оставленных на поле боя; использование местного соглашения о вывозе раненых и погибших с поля боя вопреки его условиям для развертыва­ния подразделения в боевые порядки и нанесения огневого поражения против­нику и т.п.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Преступление считается оконченным с момента начала нарушения условий соглашения.

13. Совершение нападения на гражданское население или отдельных граждан­
ских лиц.
Международно-правовым основанием для криминализации данного дея­
ния служит группа норм международного гуманитарного права об общей защите
гражданского населения от опасности, возникающей в связи с ведением военных
действий, которая имеет принципиальный характер и занимает центральное место
в системе защиты во время вооруженного конфликта различных категорий покро­
вительствуемых лиц. В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Дополнительного прото­
кола I «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица
не должны являться объектом нападения. Запрещаются акты насилия или угрозы
насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население».
Аналогичная норма содержится в статье 13 Дополнительного протокола II.

Данное преступление выражается в действиях по использованию средств и методов ведения военных действий для уничтожения или выведения из строя как отдельных гражданских лиц, так гражданского населения в целом.

Запрет на совершение подобного нападения является абсолютным, за исклю­чением случаев, когда гражданское лицо индивидуально или в составе группы (подразделения) принимает участие в военных действиях.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

В случаях, когда нападение на гражданское население или отдельных граж­данских лиц сопряжено с совершением иных деяний, предусмотренных УК (на­пример, причинение тяжких телесных повреждений), квалификация содеянного осуществляется по правилам совокупности преступлений.

Преступление, предусмотренное пунктом 10 статьи 136, следует признавать оконченным с момента начала нападения на гражданское лицо или группу граж­данских лиц независимо от наступления последствий подобного нападения.

14. Совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего граж­
данское население или гражданские объекты, когда заведомо известно, что такое
нападение повлечет чрезмерные потери среди гражданских лиц либо причинит


РАЗДЕЛ VI.Глава 18___________________________________________ Статья 136

чрезмерный ущерб гражданским объектам. В статье 48 Дополнительного протоко­ла I содержится принцип, предусматривающий, что воюющие стороны «должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов». Данный принцип конкретизиру­ется в пункте 4 статьи 51 Дополнительного протокола I, согласно которому нападе­ния неизбирательного характера на гражданское население запрещаются.

С объективной стороны данное преступление выражается в совершении действий, которые обладают признаками, закрепленными в пункте 4 статьи 51 Дополнительного протокола I. К нападениям неизбирательного характера отно­сятся:

«а) нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты;

b) нападения, при которых применяются методы или средства ведения во­
енных действий, которые не могут быть направлены на конкретные военные объ­
екты; или

c) нападения, при которых применяются методы или средства ведения во­
енных действий, последствия которых не могут быть ограничены, как это требует­
ся в соответствии с настоящим Протоколом, и которые, таким образом, в каждом
случае поражают военные объекты и гражданских лиц или гражданские объекты
без различия».

Под гражданскими объектами понимаются все объекты, которые не являют­ся военными в смысле определения пункта 2 статьи 52 Дополнительного прото­кола I: «военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный

J вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или ней-

трализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество».

Обязательным признаком объективной стороны преступления является ука­зание на чрезмерность возможных потерь среди гражданских лиц либо ущерба, ко-

i торый может быть причинен гражданским объектам.

Поскольку эти понятия законодателем не раскрыты, то следует исходить из того, что по смыслу пункта 11 статьи 136 объем предполагаемых потерь среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам, который может быть при­чинен при совершении нападения неизбирательного характера, должен быть явно не соразмерен тому военному преимуществу, которое предполагается получить в результате конкретного нападения.

i Обязательным признаком субъективной стороны этого преступления являет-

ся указание на заведомость для виновного последствий, которые может повлечь совершение нападения неизбирательного характера,— чрезмерные потери среди

! гражданских лиц либо причинение чрезмерного ущерба гражданским объектам.

Следует разграничивать совершение нападения неизбирательного характера,

t предусмотренного пунктами 10 и И статьи 136. Разграничение производится по

направленности умысла. Деяние квалифицируется по пункту 11 статьи 136, если действия, связанные с применением средств и методов войны, хотя и были на­правлены против комбатантов или военных объектов, но виновный сознавал, что


РАЗДЕЛ VI. Глава 18


Статья 136


своими действиями он повлечет чрезмерные потери среди гражданских лиц либо причинит чрезмерный ущерб гражданским объектам. Если же виновный созна­вал, что он применяет средства и методы ведения военных действий для уничто­жения или выведения из строя как отдельных гражданских лиц, так и граждан­ского населения в целом, то содеянное подлежит квалификации по пункту 10 статьи 136.

Преступление следует признавать оконченным независимо от наступления последствий в виде чрезмерных потерь среди гражданских лиц либо причинения чрезмерного ущерба гражданским объектам.

15. Совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда заведомо известно, что такое нападение повлечет чрезмерные потери среди гражданских лиц либо причинит чрезмерный ущерб гражданским объектам. В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Дополнительного протокола I «установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения. Другие военные объекты, размещенные в этих установ­ках или сооружениях или поблизости от них, не должны становится объектом на­падения, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил из та­ких установок или сооружений и последующие тяжелые потери среди гражданского населения».

(О признаке чрезмерности возможных потерь среди гражданских лиц либо ущерба, который может быть причинен гражданским объектам см. коммент. к п. 11 ст. 136.) Кроме того, при определении чрезмерности следует учитывать та­кие объективные факторы, как близость населенных пунктов, концентрация граж­данского населения, рельеф местности и т.п.

Способы, с помощью которых осуществляется нападение на установки и со­оружения, содержащие опасные силы, могут быть различными: бомбардировка с использованием авиационных средств поражения, нанесение ракетно-артиллерий-ских ударов, уничтожение или разрушение путем подрыва фугасов и т.д.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

В том случае, если установки и сооружения, содержащие опасные силы, используются для существенной и непосредственной поддержки военных дей­ствий и нападение на них является единственным практически возможным спосо­бом прекратить такую поддержку и не влечет чрезмерные потери среди граждан­ских лиц либо не создает условий для причинения чрезмерного ущерба граждан­ским объектам, подобные действия не влекут уголовной ответственности по пункту 11 статьи 136. При квалификации этих действий следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 56 Дополнительного протокола I защита, пре­доставляемая установкам и сооружениям, содержащим опасные силы, прекраща­ется:

«а) в отношении плотин и дамб только в том случае, если они используются каким-либо образом, отличающимся от их нормального функционирования, и


РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 136

для регулярной существенной и непосредственной поддержки военных операций и если такое нападение является единственным практически возможным спосо­бом прекратить такую поддержку;

b) в отношении атомных электростанций только в том случае, если они вы­
рабатывают электроэнергию для регулярной существенной и непосредственной
поддержки военных операций и если такое нападение является единственным
практически возможным способом прекратить такую поддержку;

c) в отношении других военных объектов, размещенных в этих установках
или сооружениях или поблизости от них, только в том случае, если они исполь­
зуются для регулярной существенной и непосредственной поддержки военных
операций и если такое нападение является единственным практически возмож­
ным способом прекратить такую поддержку».

16. Совершение нападения на лицо, заведомо для виновного прекратившее при­нимать непосредственное участие в военных действиях. Ряд положений междуна­родного гуманитарного права содержит гарантии лицам, которые прекратили принимать непосредственное участие в военных действиях. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Дополнительного протокола I «запрещается подвергать напа­дению лицо, которое признано или при данных обстоятельствах следует признать лицом, вышедшим из строя». Согласно пункту 1 статьи 42 «ни одно лицо, покида­ющее летательный аппарат, терпящий бедствие, не подвергается нападению в тече­ние своего спуска на землю». Аналогичным образом статья 12 второй Женевской конвенции запрещает любое посягательство на жизнь личного состава вооружен­ных сил и прочих лиц, которые, находясь в море, вулут ранены, больны или потер­пят кораблекрушение, независимо от обстоятельств, при которых это произошло.

Согласно пункту 2 статьи 41 Дополнительного протокола I лицо считается прекратившим принимать непосредственное участие в военных действиях, если оно:

«а) находится во власти противной стороны;

b) ясно выражает намерение сдаться в плен; или

c) находится без сознания или каким-либо другим образом выведено из строя
вследствие ранения или болезни и поэтому не способно защищаться при усло­
вии, что в любом таком случае это лицо воздерживается от каких-либо враждеб­
ных действий и не пытается совершить побег».

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Признак заведомости означает, что виновному известны условия, при которых лицо считается прекратившим принимать непосредственное участие в военных действиях, и он сознает, что его действия по использованию оружия и других средств ведения войны, направленные на конкретное лицо, явно не соответству­ют требованиям норм уголовного закона и международного гуманитарного права в этой части.

Нападение на лиц, являющихся военнослужащими воздушно-десантных под­разделений, в ходе их десантирования с летательных аппаратов не влечет уголов­ной ответственности по пункту 13 статьи 136.


РАЗДЕЛ VI. Глава 18


Статья 136


Совершение нападения на лицо, заведомо для виновного прекратившее при­нимать непосредственное участие в военных действиях, сопряженное, например, с причинением тяжкого телесного повреждения или повлекшее смерть данного лица, квалифицируется по правилам совокупности преступлений.

17. Перемещение части собственного гражданского населения на оккупируемую
территорию.
В соответствии со статьей 49 четвертой Женевской конвенции
запрещается перемещать население оккупирующей державы на оккупированную
территорию и создавать там какие бы то ни было поселения. Международно-право­
вой основой для криминализации данного деяния послужил подпункт «а» пункта 4
статьи 85 Дополнительного протокола I, признающий военным преступлением «пе­
ремещение оккупирующей державой части ее собственного населения на оккупи­
руемую ею территорию».

Под оккупируемой территорией понимается территория одного государства (или ее часть), которая временно занята вооруженными силами другого государ­ства и на которой установлена власть военной администрации оккупирующего государства. Для того чтобы в юридическом смысле территория считалась окку­пированной, необходимо наличие определенных условий, сформулированных в статье 42 Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны, прилага­емого к IV Гаагской конвенции 1907 г.: территория должна «действительно на­ходиться во власти неприятельской армии», причем режим оккупации будет распространяться «лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность».

Подобное перемещение связано прежде всего с закреплением господства оккупирующего государства над оккупированной территорией, превышающим до­пустимые международным правом пределы (например, перемещение собственного гражданского населения с целью создания условий для последующей аннексии оккупированной территории или вытеснения гражданского населения оккупиро­ванного государства с места постоянного проживания). В связи с этим при ква­лификации преступления следует исходить из того, что достаточно перемещения и незначительного количества гражданских лиц оккупирующего государства для того, чтобы нанести вред охраняемым международным правом отношениям.

Данное преступление может быть совершено только в период международ­ного вооруженного конфликта.

С субъективной стороны деяние, образующее состав данного преступления, характеризуется прямым умыслом.

Преступление считается оконченным с того момента, когда часть граждан­ского населения оккупирующего государства фактически перемещена на оккупи­руемую территорию, независимо от наступления общественно опасных послед­ствий подобного перемещения.

18. Неоправданная задержка репатриации военнопленных и гражданских лиц.
В соответствии со статьей 109 третьей Женевской конвенции во время военных
действий стороны, находящиеся в конфликте, обязаны «отправлять на родину тя­
желобольных и тяжелораненых военнопленных после того, как они будут приведе-


РАЗДЕЛ VI. Глава 18____________________________________________ Статья 136

ны в состояние, допускающее их перевозку», а также согласно статье 118 назван­ной Конвенции тотчас же по прекращении военных действий освободить и репат­риировать военнопленных. Аналогичные по смыслу нормы содержатся и в четвер­той Женевской конвенции. Так, например, статья 132 предусматривает, чпго «всякое интернированное лицо будет освобождено Державой, во власти которой оно находится, как только прекратится действие причин, обусловивших его интер­нирование».

Преступление выражается в действиях (бездействии), препятствующих репат­риации военнопленных и гражданских лиц без наличия уважительных и основан­ных на международном гуманитарном праве причин, оправдывающих задержку.

В смысле статьи 136 под репатриацией понимается возвращение в страну гражданства (подданства), постоянного проживания или происхождения военно­пленных или гражданских лиц, которые находились на территории другого госу­дарства по причинам, связанным с вооруженным конфликтом (военный плен, интернирование), либо гражданских лиц, которые пожелали покинуть террито­рию этого государства в начале или во время вооруженного конфликта.

Репатриация военнопленных или их отдельных категорий является обязатель­ной, за исключением особых случаев, определяемых статьей 109 третьей Женев­ской конвенции (тяжелобольные и тяжелораненые военнопленные, не желаю­щие быть репатриированными).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.