Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. 1. Непринятие всех возможных мер для предупреждения подготавливаемых или пресечения совершаемых подчиненным военных преступлений




1. Непринятие всех возможных мер для предупреждения подготавливаемых или пресечения совершаемых подчиненным военных преступлений, предусмотрен­ных статьями 134—136. Пункт 2 статьи 86 Дополнительного протокола I пре­дусматривает, что совершение нарушения международного гуманитарного права подчиненным «не освобождает его начальников от уголовной или дисциплинар­ной ответственности в зависимости от случая, если они знали или имели в сво­ем распоряжении информацию, которая должна была бы дать им вюзможность прийти к заключению в обстановке, существовавшей в то время, что такое под­чиненное лицо совершает или намеревается совершить подобное нафушение, и если они не приняли всех практически возможных мер в пределах своих полно­мочий для предотвращения или пресечения этого нарушения».

Объективная сторона данного преступления выражается в бездействии — не­принятии начальником или должностным лицом всех возможных мер по пре­дупреждению подготавливаемых или пресечению совершаемых подчиненным военных преступлений, предусмотренных статьями 134—136, которые он должен был принять в силу своих полномочий, т.е. в пределах предоставлениых ему по должности прав, необходимых для осуществления определенных обязанностей.

Объем и содержание полномочий начальников и должностных лиц определя­ются нормативными правовыми актами Республики Беларусь и подпотовленны-ми в соответствии с ними должностными инструкциями, наставлениями и т.п.

Так, например, согласно пункту 17 Временного устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 1997 г. № 318, к общим обязанностям военно­служащего относится требование «знать и неукоснительно соблюдать междуна­родные правила ведения вооруженной борьбы, обращения с раненымш, больны­ми и гражданским населением в районе боевых действий, а также с вюенноплен-ными», а в соответствии с абзацем четвертым пункта 69 командир (начальник) обязан «...добиваться... выполнения личным составом своих обязанностей»1.

1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 16. Ст. 586.


РАЗДЕЛ VI. Глава 18___________________________________________ Статья 137

Кроме того, полномочия начальников и должностных лиц могут вытекать из международных договоров Республики Беларусь, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь «Об обороне» от 3 ноября 1992 г. при «организации и осуществлении обороны Республики Беларусь соблюдаются нормы международного права и договоры, участницей которых она является»1.

Под всеми возможными мерами понимаются меры, которые с учетом слу­жебных полномочий обязан был принять, но не принял начальник или должност­ное лицо (отдача приказа, распоряжения прекратить общественно опасное дея­ние, применение дисциплинарных взысканий, оружия, возбуждение уголовного дела и т.п.) в ситуациях, когда его подчиненными умышленно создаются условия для совершения военного преступления (при условии, что он был осведомлен о наличии умысла у подчиненных на совершение преступления) или совершаются общественно опасные деяния, характеризующиеся признаками, предусмотренными статьями 134—136.

Под подчиненным понимается лицо, которое по своему должностному поло­жению или воинскому званию обязано выполнять приказы и распоряжения на­чальника или должностного лица.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное частью 1 статьи 137, совершается с прямым умыслом.

2. Отдание подчиненному приказа никого не оставлять в живых или иного заве­домо преступного приказа или распоряжения, направленных на совершение военных преступлений, предусмотренных статьями 134—136. Статьей 40 Дополнительного протокола I запрещается «отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе». Основой для формирования данной уголовно-правовой нормы послужил также абзац второй пункта 2 статьи 23 Закона Республики Беларусь «О статусе военнослужащих» от 13 ноября 1992 г., согласно которому «военнослужащим не могут отдаваться при­казы (распоряжения), которые направлены на нарушение действующего законода­тельства и международных обязательств Республики Беларусь или не имеют отно­шения к военной службе»2.

Под отданием подчиненному приказа понимается устное или письменное по­веление начальника или должностного лица подчиненному совершить те или иные действия (бездействие), по существу являющееся военным преступлением. Форма подобного приказа для квалификации данного преступления значения не имеет.

Заведомая преступность отдаваемого приказа или распоряжения означает сознание начальником или должностным лицом их явного, очевидного несоот­ветствия требованиям норм уголовного закона и международного гуманитарного права.

1 ВВС. 1992. № 28. Ст. 493.

2 Там же. Ст. 497; НРПА. 2000. № 5, 2/126.


РАЗДЕЛ VI. Глава 18______________________________________________ Статья 138

3. Общим обязательным признаком объективной стороны преступлений, содер­
жащихся в статье 137, является время совершения преступления: время вооружен­
ного конфликта.

4. Субъект данных преступлений — специальный. Им является начальник (см.
коммент. к и. 6 ст. 4)
или должностное лицо (см. коммент. кч.4 ст. 4).

5. Совершение деяний, предусмотренных статьей 137, не требует дополни­
тельной квалификации по статьям 424, 425 или 455, поскольку в соответствии с
частью 2 статьи 42 в статье 137 содержится специальная норма и правило квали­
фикации преступлений по совокупности не применяется.

Статья 138. Незаконное пользование знаками, охраняемыми международными договорами

Умышленное использование вопреки международным договорам во время во­енных действий эмблем Красного Креста, Красного Полумесяца, или охранных зна­ков для культурных ценностей, или иных знаков, охраняемых международным пра­вом, либо пользование государственным флагом или государственными отличиями неприятеля, нейтрального государства, флагом или знаком международной органи­зации —

наказываются ограничением свободы на срок от двух до четырех лет или лише­нием свободы на срок до трех лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.