Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прекращения служебного контракта 1 страница




 

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

 

Комментарий к статье 33

 

1. Данная статья закрепляет перечень общих оснований, по которым в отношении гражданского служащего могут быть осуществлены: прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы, которые не являются равнозначными.

1.1. Прекращение служебного контракта охватывает все случаи окончания его действия независимо от оснований, т.е. служебный контракт прекращает свое действие при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, в связи с назначением на которую контракт был заключен, за исключением случаев освобождения гражданского служащего от должности по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с приостановлением служебного контракта.

При этом прекращение служебного контракта не всегда влечет увольнение гражданского служащего с гражданской службы. Так, перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же государственном органе (ч. 1 ст. 28) не влечет увольнения с гражданской службы, поскольку заключается служебный контракт по вновь замещаемой должности с одновременным прекращением контракта по освобождаемой должности.

Одновременно в комментируемом Законе применяется понятие "расторжение служебного контракта", которое является частным случаем по отношению к прекращению служебного контракта, поскольку производится по инициативе одной из сторон или соглашению сторон, а также при истечении срока действия служебного контракта.

1.2. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы означает прекращение исполнения им служебных обязанностей по соответствующей должности гражданской службы.

1.3. Увольнение с гражданской службы означает прекращение статуса гражданского служащего.

Следует отметить, что комментируемая статья устанавливает общий перечень оснований прекращения служебного контракта, которые детализируются в других, последующих статьях Федерального закона.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 25-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки В.Ю. Боровик" взаимосвязанные положения ч. 4 ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 33 и ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. ст. 7 (ч. 1), 19 (ч. 2), 37 (ч. 1), 38 (ч. 1) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя. Впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений увольнение с государственной гражданской службы одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не допускается. В этой связи Правительством РФ подготовлены изменения в ст. ст. 22, 31, 33, 37, 62 комментируемого Федерального закона и ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" исходя из требований Конституции РФ и с учетом указанного Постановления Конституционного Суда РФ, которые предусматривается принять в 2012 г. в период осенней сессии Государственной Думы.

Данным законопроектом предлагается признать утратившим силу п. 6 ч. 1 комментируемой статьи:

"6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы".

2. Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает, что прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа. Целесообразно отметить, что согласно общим требованиям трудового законодательства формулировка основания таких действий в указанном акте и, следовательно, в трудовой книжке должна точно соответствовать и содержать ссылку на статью Федерального закона.

3. В контексте названного вопроса целесообразно обратить внимание на норму ч. 4 ст. 37, устанавливающую обязанность гражданского служащего сдать служебное удостоверение в день освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы, которую, вероятно, было бы целесообразно поместить в комментируемой статье.

 

Статья 34. Расторжение служебного контракта по соглашению сторон

 

Комментарий к статье 34

 

Статьей регулируется одно из оснований расторжения служебного контракта, в соответствии с которым при достижении договоренности между сторонами служебного контракта вне зависимости от того, заключен ли срочный или несрочный служебный контракт, он может быть расторгнут в любое время в срок, определенный сторонами. Аннулирование договоренности относительно срока и основания расторжения возможно лишь при взаимном согласии сторон.

При этом последствия расторжения служебного контракта - увольнение гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта - возникают со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 33 комментируемого Федерального закона.

 

Статья 35. Расторжение срочного служебного контракта

 

Комментарий к статье 35

 

1. Комментируемый Федеральный закон не устанавливает правовых последствий, в случае если представитель нанимателя не выполнил или выполнил с нарушением срока указанное требование о предупреждении в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы. В связи с этим представляется целесообразным отметить, что Федеральный закон, в отличие от Трудового кодекса РФ (ст. 58), не содержит нормы о трансформации срочного служебного контракта в бессрочный в том случае, когда срок контракта истек, но ни одна из сторон не потребовала его расторжения.

Таким образом, полномочия гражданского служащего, замещающего должность по срочному служебному контракту, прекращаются по истечении срока его действия, что, в свою очередь, означает: любые действия и (или) решения гражданского служащего с наступлением соответствующей даты могут быть признаны нелегитимными.

2. Частным случаем применения комментируемой статьи является работа в представительстве РФ за границей. В этом случае применяется ст. 341 ТК РФ, которая регламентирует направление работника как федеральным органом исполнительной власти, так и государственным учреждением с заключением с работником срочного трудового договора, а также случаи досрочного прекращения работы в представительстве РФ за границей.

При прекращении работы в представительстве РФ за границей по одному из оснований, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, увольнение работников, не состоящих в штате направившего их на работу за границу федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения РФ, производится в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Увольнение работников, состоящих в штате указанных органов и учреждений, производится по основаниям, предусмотренным данным Кодексом и иными федеральными законами.

Для гражданского служащего, состоящего в штате направившего его на работу за границу федерального органа, прекращение работы в представительстве РФ за границей не означает увольнения с гражданской службы, поскольку должна быть предоставлена прежняя или равноценная должность, а при ее отсутствии - с согласия гражданского служащего - другая должность.

 

Статья 36. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

 

Комментарий к статье 36

 

1. Данная статья регулирует право гражданского служащего на увольнение в инициативном порядке с гражданской службы и, соответственно, прекращение статуса гражданского служащего. Целесообразно отметить, что на гражданского служащего не возложена обязанность указывать причину увольнения по рассматриваемому основанию. Вместе с тем причина увольнения по собственной инициативе может являться основанием предоставления законодательно установленных гарантий и (или) реализации прав.

Так, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. от 22 июля 2008 г.) в качестве одного из условий назначения федеральным государственным служащим, имеющим стаж государственной службы не менее 15 лет, пенсий за выслугу лет называет (ст. 7) "увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию". Также Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69, обязывает при расторжении трудового договора по инициативе работника по причинам, с которыми законодательство связывает предоставление определенных льгот и преимуществ, вносить запись об увольнении в трудовую книжку с указанием этих причин (представляется возможным констатировать, что указанное положение, адресованное трудовым договорам, следует применять и к служебным контрактам).

2. При рассмотрении названного основания расторжения служебного контракта целесообразно обратить внимание на правовую позицию Верховного Суда РФ. Так, в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с изм. от 28 декабря 2006 г.) отмечено (опять же применительно к трудовым договорам, что можно перенести на служебные контракты), что расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника. Если заявление работника обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию либо наличие иных уважительных причин, в силу которых работник не может продолжать работу, например направление мужа (жены) на работу за границу, к новому месту службы), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. При этом необходимо иметь в виду, что названные нарушения могут быть установлены, в частности, органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, профессиональными союзами, комиссиями по трудовым спорам, судом.

3. Часть 7 комментируемой статьи предоставляет право освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить с занимаемой должности до истечения двухнедельного срока предупреждения, но только (исключительно) при наличии соглашения между гражданским служащим и представителем нанимателя. Отсутствие такого взаимного соглашения не предоставляет возможность досрочного увольнения с гражданской службы.

Если гражданский служащий не получил согласия представителя нанимателя на расторжение служебного контракта до истечения срока предупреждения, то он обязан исполнять должностные обязанности до истечения этого срока. Самовольное прекращение исполнения должностных обязанностей в этом случае будет таким же нарушением служебной дисциплины, как и прекращение исполнения должностных обязанностей без предупреждения об увольнении.

Часть 8 комментируемой статьи предоставляет гражданскому служащему право и, соответственно, налагает на представителя нанимателя обязанность по письменному заявлению гражданского служащего уволить его с гражданской службы после предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода временной нетрудоспособности. В данном случае фактически продлевается двухнедельный срок предупреждения об увольнении по инициативе гражданского служащего и он, как представляется, не может воспользоваться своим правом на отзыв заявления об увольнении с даты предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска или подачи заявления об увольнении после окончания периода временной нетрудоспособности. Отсутствие такого заявления не препятствует увольнению гражданского служащего по рассматриваемому основанию.

4. По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданскому служащему предоставлено безусловное право прекратить исполнение должностных обязанностей, т.е. законодательно не предусмотрены основания для продления срока предупреждения.

При этом в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя обязан выдать гражданскому служащему по его письменному заявлению трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет. Представляется, что трудовая книжка выдается автоматически, так же производится и окончательный расчет. По письменному заявлению следует выдавать документы, в том числе копии, надлежащим образом заверенные, запрашиваемых документов. Так, справка о доходах по форме N 2-НДФЛ не может быть выдана в копии, но акты о приеме на государственную службу или об увольнении с гражданской службы могут быть выданы только в копии.

 

Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

 

Комментарий к статье 37

 

1. Статья позволяет констатировать, что по указанным в ней основаниям расторжение служебного контракта производится только по инициативе представителя нанимателя независимо от того, был ли заключен срочный служебный контракт или на неопределенное время. Кроме того, установленный статьей перечень оснований увольнения гражданского служащего с гражданской службы не является исчерпывающим, поскольку увольнение возможно и в иных случаях, предусмотренных как комментируемым, так и другими федеральными законами (но не законами субъектов РФ).

Применительно к расторжению служебного контракта по основаниям комментируемой статьи возможно учитывать разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с изм. от 28 декабря 2006 г.) (далее - Постановление Пленума ВС РФ), хотя и относящиеся к расторжению трудового договора по аналогичной статье Трудового кодекса РФ.

Перечень оснований увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя, содержащийся в ч. 1 рассматриваемой статьи, был за последние годы дважды расширен.

Сначала Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фактически была восстановлена ранее действовавшая норма КЗоТа РФ об увольнении работника, отсутствовавшего на работе по болезни более четырех месяцев подряд. При введении такого ограничения трудовых прав только в отношении гражданских служащих была предусмотрена соответствующая компенсация - выплата четырехмесячного денежного содержания (ч. 3.1), что соответствует требованиям международных договоров Российской Федерации в сфере защиты прав работников. Таким образом, ч. 1 данной статьи была дополнена п. 8.1, вводящим новое основание для увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя: отсутствие на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). При этом ч. 3 этой же статьи была изложена в следующей редакции:

"3. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его пребывания в отпуске, в том числе отпуске по беременности и родам, и в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей".

Затем Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" ч. 1 ст. 37 дополнил п. 1.1 следующего содержания:

"1.1) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (см. комментарий к ст. ст. 59.1, 59.2 и 59.3).

2. Увольнение гражданского служащего в случае несоответствия его замещаемой должности гражданской службы возможно в двух случаях:

по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Под несоответствием гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы понимается объективная неспособность исполнять обусловленные служебным контрактом и должностным регламентом должностные обязанности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, или по состоянию здоровья, что может выражаться в систематическом неполном или ненадлежащем исполнении им своих должностных обязанностей или их части.

При этом увольнение гражданского служащего по рассматриваемым основаниям возможно лишь в случаях, когда имели место реальные, надлежащим образом задокументированные факты, свидетельствующие о профессиональной несостоятельности.

2.1. В случае расторжения служебного контракта в связи с несоответствием замещаемой должности гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением представитель нанимателя обязан, в частности, иметь доказательства, подтверждающие одновременное наличие трех обстоятельств: (1) ненадлежащее исполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей (2) вследствие состояния здоровья гражданского служащего, что (3) подтверждается медицинским заключением.

Если гражданский служащий надлежащим образом исполняет свои должностные обязанности, но устанавливается, что в соответствии с медицинским заключением не может их исполнять по замещаемой должности, то ему предоставляется соответствующая квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы (ч. 2 ст. 28). В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, а гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 комментируемого Федерального закона.

2.2. Расторжение служебного контракта по такому основанию, как несоответствие гражданского служащего замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, означает, что предварительное проведение аттестации является обязательным, причем процедура проведения должна соответствовать нормам Федерального закона (см. комментарий к ст. 48).

Таким образом, представитель нанимателя не вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим по рассматриваемому основанию, если аттестация "увольняемого" гражданского служащего не проводилась или аттестационной комиссией не принято решение "не соответствует замещаемой должности гражданской службы".

Судебная практика исходит из того, что выводы аттестационной комиссии о деловых качествах гражданского служащего подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу, а также что недопустимо расторжение трудового договора (в контексте рассматриваемого вопроса - служебного контракта) в отношении работников, которые не имеют необходимого опыта работы в связи с непродолжительным стажем работы, с молодыми специалистами после окончания ими учебных заведений и т.д. (п. 31 Постановления Верховного Суда РФ).

Несоответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы по состоянию здоровья или вследствие недостаточной квалификации не является "виновным" основанием, вследствие чего ч. 2 комментируемой статьи содержит императивное (обязательное) требование: увольнение по данным основания допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.

3. Основанием для увольнения гражданского служащего с гражданской службы по п. 2 ч. 1 комментируемой статьи является неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Должностные обязанности гражданского служащего согласно ч. 5 ст. 47 указываются (включаются) в его должностной регламент.

Следует особо отметить, что неисполнение гражданским служащим должностных обязанностей должно быть не только неоднократным, но и без уважительных причин. Наличие же объективных причин лишает представителя нанимателя права применить рассматриваемое основание для увольнения гражданского служащего.

Законодательно перечень таких уважительных причин не установлен. На практике уважительными причинами признаются такие случаи неисполнения, которые связаны, например, с болезнью работника или его близких родственников, с заранее непредвиденными жизненными обстоятельствами (авария водопровода в квартире и т.п.). В любом случае представитель нанимателя должен точно установить отсутствие уважительных причин неисполнения.

3.1. Неоднократным неисполнением должностных обязанностей следует считать повторное неисполнение гражданским служащим, уже имеющим дисциплинарное взыскание, своих должностных обязанностей. Так, в Постановлении Пленума ВС РФ указано, что при разрешении споров лиц, уволенных за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено. Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнение за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, допустимо также, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания. Необходимо иметь в виду, что работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание и тогда, когда он до совершения проступка подал заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, поскольку трудовые отношения в данном случае прекращаются лишь по истечении срока предупреждения об увольнении (п. 33 Постановления Пленума ВС РФ).

3.2. Перечень (виды) дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к гражданскому служащему, установлен в ч. 1 ст. 57 комментируемого Федерального закона: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. Применение взыскания, не предусмотренного Федеральным законом (строгий выговор, строгое указание), означает невозможность (незаконность) увольнения по рассматриваемому основанию.

Кроме того, дисциплинарное взыскание должно быть применено с соблюдением порядка, установленного ст. 58, в том числе с проведением служебной проверки, с соблюдением сроков применения дисциплинарного взыскания, поскольку нарушение указанных норм может повлечь признание незаконным примененного взыскания и, как следствие, признание незаконным увольнения. Представляется, что учитываются только те дисциплинарные проступки, которые допущены в данном государственном органе, и, соответственно, те дисциплинарные взыскания, которые применены тем же представителем нанимателя. Взыскания, примененные в другом государственном органе, даже если не истек один год со дня их применения, учитываться не должны.

4. В отличие от правил п. 2 в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи речь идет о таком основании увольнения работника, как однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей, и устанавливаются пять таких оснований для увольнения.

4.1. Прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня).

Следует обратить внимание, что рассматриваемая норма - об отсутствии именно на служебном месте. Если же гражданский служащий не явился на мероприятия, не связанные с исполнением должностных обязанностей, хотя они и проводятся в служебное время, то это не может служить основанием для увольнения.

Отсутствие на служебном месте тогда считается прогулом, когда причина отсутствия не является уважительной. Традиционно к последним относятся такие, как болезнь работника, смерть его близких, несчастные случаи, необходимость ухода за членом семьи и т.п. Однако любое обстоятельство, свидетельствующее об уважительной причине невыхода на работу, должно приниматься во внимание.

Традиционно прогулом судебная практика также считает (применительно к гражданской службе):

оставление службы без уважительной причины гражданским служащим, заключившим служебный контракт на неопределенный срок, без предупреждения представителя нанимателя о расторжении служебного контракта;

оставление службы без уважительной причины гражданским служащим до истечения двухнедельного срока предупреждения представителя нанимателя о расторжении служебного контракта;

неявку на службу в выходной день, если приказ о привлечении данного гражданского служащего к выполнению должностных обязанностей в выходной день был издан в соответствии с законодательством;

самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный), хотя бы и в сроки, определенные графиком отпусков;

самовольное использование дней отгулов (положенных, например, за работу в выходные дни).

При этом следует учитывать, что согласно разъяснениям Верховного Суда РФ не является прогулом использование дней отдыха в случае, когда администрация вопреки закону отказала в их предоставлении, а время использования таких дней не зависело от усмотрения администрации (п. п. 23 - 27 Постановления Пленума ВС РФ).

Не может считаться обоснованным увольнение гражданского служащего за прогул при таких обстоятельствах, как:

отказ приступить к исполнению должностных обязанностей по должности, на которую он переведен незаконно;

неявка на службу в связи с административным арестом;

сон на рабочем месте, чтение книги, игра в шахматы в служебное время на своем рабочем месте и т.п., что может являться нарушением служебной дисциплины и повлечь применение дисциплинарного взыскания.

По общему правилу во всех случаях днем увольнения по рассматриваемому основанию является последний день работы (выполнения должностных обязанностей), т.е. день, предшествующий первому дню прогула. Однако, если прогулу предшествовал период временной нетрудоспособности, подтвержденный больничным листом, увольнение за прогул возможно не ранее окончания периода временной нетрудоспособности.

Поскольку увольнение за прогул относится к дисциплинарным взысканиям, при увольнении по данному основанию следует соблюдать порядок, предусмотренный ст. 58 комментируемого Федерального закона.

4.2. По такому основанию, как появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, могут быть уволены гражданские служащие, находившиеся в служебное время в месте выполнения должностных обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, т.е. увольнение может последовать и тогда, когда гражданский служащий находился в служебное время в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения как на своем служебном месте, так и на территории государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, или другого государственного органа, или в ином месте, где по поручению представителя нанимателя должен был выполнять служебные обязанности.

Однако факт пребывания в нетрезвом состоянии, равно как в состоянии токсического или наркотического опьянения, в общественных местах не является рассматриваемым основанием для увольнения, а представляет собой нарушение общественного порядка и одновременно отсутствие на служебном месте. Также приход на служебное место, например, в состоянии наркотического опьянения не в служебное время - в выходной день, во время отпуска - не является основанием для увольнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.