Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности и средства индивидуализации 23 страница




 

Статья 1324. Исключительное право на фонограмму

 

Комментарий к статье 1324

 

1. В пункте 1 комментируемой статьи за изготовителем фонограммы закреплено очень широкое исключительное право на использование, которое сформулировано в ст. 1229 ГК РФ. Фактически к праву изготовителя фонограммы применимы нормы, содержащиеся в п. 1, 2, 3 и 5 ст. 1229 ГК РФ. О толковании этих норм см. комментарий к ст. 1229 ГК РФ.

2. В пункте 2 комментируемой статьи перечислены девять правомочий, входящих, в частности, в исключительное право изготовителя фонограммы. О значении этого перечисления правомочий см. п. 3 и 4 комментария к ст. 1270 ГК РФ.

3. В подпункте 1 п. 2 указано первое правомочие изготовителя фонограммы - право на публичное исполнение. Исполнением считается сообщение (т.е., проще говоря, "озвучивание") фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения (дискотека, ресторан, холл гостиницы и т.п.), либо в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи: "семейное прослушивание", очевидно, не является "публичным". См. также п. 8 комментария к ст. 1270 ГК РФ.

Существенное изъятие из сферы этого правомочия предусмотрено в ст. 1326 ГК РФ.

4. Второе правомочие (подп. 2 п. 2) - сообщение в эфир - сформулировано аналогично одноименному авторскому правомочию, указанному в подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ. В связи с этим к данной норме полностью применим комментарий, содержащийся в п. 14 комментария к ст. 1270 ГК РФ.

5. Подпункт 3 п. 2 комментируемой статьи предусматривает третье имущественное право изготовителя фонограммы - право на сообщение фонограммы по кабелю. Оно сформулировано аналогично одноименному авторскому правомочию, указанному в подп. 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ. См. п. 15 комментария к ст. 1270 ГК РФ.

Правила, касающиеся кодированных сигналов, содержащиеся в подп. 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, применимы к сообщениям по кабелю фонограмм по аналогии.

Существенное изъятие из этого правомочия содержится в ст. 1326 ГК РФ.

6. Четвертое имущественное право - доведение фонограммы до всеобщего сведения. Оно строится так же, как аналогичное авторское правомочие, указанное в подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Комментарий к этой последней норме, содержащийся в п. 19 и 20 комментария к ст. 1270 ГК РФ, полностью применим к праву изготовителя фонограммы на доведение до всеобщего сведения. При этом слово "произведение" следует заменить словом "фонограмма", а ссылку на Договор ВОИС по авторскому праву ссылкой на Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.

7. В качестве пятого имущественного правомочия подп. 5 п. 2 комментируемой статьи называет право на воспроизведение фонограммы (или "части фонограммы", добавляет законодатель не совсем удачно, поскольку и во всех остальных случаях упоминания в ГК РФ фонограммы имеется в виду не только фонограмма целиком, но и отдельные ее части).

Воспроизведение поясняется как изготовление одного или большего числа экземпляров фонограммы. Термин "изготовление" применен здесь крайне неудачно: речь идет не о том "изготовлении" первой, оригинальной записи (в отношении создания которой изготовитель фонограммы "взял на себя инициативу и ответственность"), а о техническом повторении, копировании уже имеющейся первой записи, пусть даже и на другом виде материального носителя.

Вторая фраза, содержащаяся в подп. 5, тождественна второй фразе подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Их следует понимать одинаково: запись фонограммы на электронном носителе (в том числе запись в память ЭВМ) также является воспроизведением, ибо электронный носитель является материальным. Смысл этой нормы состоит не в том, чтобы объявить такую запись "не воспроизведением", а в том, чтобы исключить такую запись при указанных здесь условиях из сферы действия исключительного права изготовителя фонограммы, т.е. указать на то, что такое воспроизведение может осуществляться свободно.

8. Шестое имущественное право - право на распространение материальных носителей фонограммы (подп. 6 п. 2).

Оно сформулировано аналогично авторскому правомочию на распространение экземпляров произведения, указанному в подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ. См. п. 6 комментария к ст. 1270 ГК РФ.

Хотя в подп. 6 п. 2 комментируемой статьи указывается на то, что распространение может относиться не только к экземплярам (копиям) фонограммы, но и к ее оригиналу, наличие "оригинала" фонограммы вызывает серьезные сомнения.

Право на распространение фонограммы ограничивается правилом об "исчерпании прав" (ст. 1325 ГК РФ).

"Использование исключительных прав в форме распространения является... предложение к продаже экземпляра фонограммы, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу" - п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122.

9. Седьмое прямо названное имущественное правомочие изготовителя фонограммы - право на импорт материальных носителей фонограммы. К этому праву применим комментарий, данный к подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК РФ (см. п. 10 этого комментария).

В подпункте 7 п. 2 комментируемой статьи предусматривается, что право на импорт распространяется также на те материальные носители фонограммы, которые были изготовлены с разрешения правообладателя. Как правило, это относится к тем материальным носителям, которые были изготовлены за рубежом. Их импорт в Россию возможен лишь в том случае, если из договора, касающегося их изготовления, следует, что они могут распространяться на территории России.

10. В подпункте 8 п. 2 комментируемой статьи указано на то, что прокат материальных носителей фонограммы относится к числу исключительных имущественных прав изготовителя фонограммы.

Толкование этого правомочия содержится в п. 11 комментария к ст. 1270 ГК РФ (с заменой термина "произведение" на термин "фонограмма").

11. В подпункте 9 п. 2 комментируемой статьи закреплено девятое имущественное право изготовителя фонограммы - право на переработку фонограммы.

В отличие от переработки авторского произведения, являющейся результатом творчества, переработка фонограммы результатом творчества не является. Поэтому законодатель вправе был предусмотреть право изготовителя фонограммы на переработку фонограммы; оно включает и право запрета.

Под переработкой следует понимать изменение формы фонограммы. Перевод фонограммы на иной материальный носитель не является переработкой.

12. В соответствии с нормой, содержащейся в п. 3 комментируемой статьи, лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает на переработанную фонограмму "смежное право". Очевидно, что под этим термином здесь имеются в виду "права изготовителя фонограммы". Слово "правомерно" означает, что переработка должна производиться по договору с изготовителем первоначальной фонограммы. В противном случае переработка неправомерна, и все материальные носители переработанной фонограммы являются контрафактными (п. 4 ст. 1252 ГК РФ).

13. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи, если фонограмма используется не изготовителем фонограммы, а иным лицом (лицензиатом или лицом, которое приобрело права на фонограмму по договору или по закону), то и это иное лицо должно соблюдать права авторов произведений и исполнителей, вошедших в фонограмму.

 

Статья 1325. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы

 

Комментарий к статье 1325

 

1. В комментируемой статье в отношении материальных носителей правомерно опубликованных фонограмм, введенных в гражданский оборот в России путем отчуждения права собственности на них, установлен принцип дальнейшего свободного нахождения в гражданском обороте. Таким материальные носители, в частности, могут свободно перепродаваться. Это так называемый принцип "исчерпания прав".

2. Применительно к экземплярам авторских произведений аналогичный принцип "исчерпания прав" установлен в ст. 1272 ГК РФ. Пункты 1 - 3, 5 - 7 комментария к ст. 1272 ГК РФ применимы, mutatis mutandis, к толкованию ст. 1325 ГК РФ.

3. Заголовок комментируемой статьи очень широк и не отражает содержания данной статьи.

 

Статья 1326. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях

 

Комментарий к статье 1326

 

1. Комментируемая статья относится не только к исключительному праву на фонограмму, но и к исключительному праву на исполнение. Нормы этой статьи существенно ограничивают исключительные права на фонограмму, указанные в подп. 1, 2 и 3 п. 2 ст. 1324 ГК РФ.

Вместе с тем нормы данной статьи "восстанавливают" некоторые права исполнителей, которые были аннулированы нормой, предусмотренной п. 3 ст. 1317 ГК РФ.

2. Нормы комментируемой статьи касаются фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, при следующих способах их использования:

- публичное исполнение (подп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ);

- сообщение в эфир (подп. 2 п. 2 ст. 1324 ГК РФ);

- сообщение по кабелю (подп. 3 п. 2 ст. 1324 ГК РФ).

Указание на то, что речь идет об "опубликованных" фонограммах, означает, что материальные носители таких фонограмм должны быть выпущены в гражданский оборот. Следует считать, что упомянутое выше использование осуществляется посредством этих опубликованных (т.е. проданных или иным образом отчужденных) экземпляров.

3. Когда такие фонограммы используются указанными выше способами, то исключительные права на эти случаи не распространяются, вместо исключительного права действует право на получение вознаграждения.

4. Когда такие фонограммы используются указанными выше способами, то не действуют и соответствующие исключительные права на исполнения, зафиксированные на таких фонограммах. Таким образом, в этих случаях не действуют исключительные права исполнителей фонограмм, указанные в подп. 6 и 8 п. 2 ст. 1317 ГК РФ; они заменяются правом на получение вознаграждение.

5. В пункте 2 комментируемой статьи устанавливается, что вознаграждение с пользователей данных фонограмм собирают организации по управлению правами на коллективной основе, имеющие государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности. Эти организации по коллективному управлению также и распределяют собранные суммы вознаграждения среди владельцев прав.

Эта норма означает, что отдельные изготовители фонограмм и исполнители не имеют права требовать и получать от пользователей суммы вознаграждения непосредственно: организация по коллективному управлению является обязательным посредником при выплате указанного вознаграждения.

6. Хотя в данной статье ничего не говорится о размерах сумм собираемого (выплачиваемого) вознаграждения, следует полагать, что эти размеры определяются соглашениями между пользователями (союзами или ассоциациями пользователей) и аккредитованными организациями.

Если же такие соглашения не будут достигнуты, то получатели вознаграждения все же не могут запретить пользователям использовать опубликованные фонограммы, но спор о размерах вознаграждения может быть перенесен в суд.

7. Как следует из подп. 5 и 6 п. 1, а также из п. 2 ст. 1244 ГК РФ, сбор и выплату вознаграждения за указанное использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, может осуществлять либо одна, либо две и более аккредитованные организации. Однако в любом случае собирать указанное вознаграждение с пользователей, исходя из практических соображений, должна только одна такая организация.

Из наличия только одной такой организации исходит и п. 3 комментируемой статьи. В нем устанавливается, что вся сумма (или - все суммы) собранного вознаграждения сначала делится поровну между исполнителями и изготовителями фонограмм (это императивная норма), а затем каждые 50 процентов этих сумм распределяются между конкретными исполнителями (и, соответственно, между изготовителями фонограмм) "пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм". Очевидно, что эта норма имеет в виду учет числа использований, а может быть, и продолжительности звучания.

Правительство РФ имеет право и должно установить порядок сбора, распределения и выплаты этого вознаграждения. Отметим, что правительству не предоставлено право определять размеры указанного вознаграждения.

8. В пункте 4 комментируемой статьи предусматривается, что пользователи указанных фонограмм обязаны представлять в аккредитованную организацию по коллективному управлению правами отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения. Следует считать, что эта норма должна применяться после заключения договора о выплате вознаграждения, причем в указанном договоре данная норма должна быть конкретизирована. См. также п. 3 ст. 1243 ГК РФ.

9. См.: Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 988 // СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 112.

 

Статья 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние

 

Комментарий к статье 1327

 

1. Как указывается в п. 1 комментируемой статьи, срок действия исключительного права на фонограмму составляет 50 лет. Естественно, что исключительное право возникает с даты осуществления записи фонограммы: именно с этого момента фонограмма может быть использована, а права на фонограмму могут быть нарушены.

Далее законодатель пытался сказать (хотя это получилось у него не очень удачно), что в последний, пятидесятый год этого срока исключительное право на фонограмму действует вплоть до 31 декабря включительно. И если в течение этого срока фонограмма не обнародована (см. ст. 1323 ГК РФ, п. 1, подп. 4), то исключительное право на нее прекращает свое существование.

2. Однако если до истечения этих пятидесяти лет фонограмма будет обнародована, то срок действия исключительного права завершится через 50 лет не с момента изготовления фонограммы, а с момента ее обнародования.

3. Истечение срока действия исключительного права влечет и прекращение права на получение вознаграждения, предусмотренного в ст. 1326 ГК РФ.

4. О сроке действия некоторых иных прав на фонограмму см. п. 4 ст. 1323 ГК РФ.

5. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи переход исключительного права на фонограмму по наследству, а также заключение договора об отчуждении исключительного права не изменяют сроков действия исключительного права на фонограмму.

6. В случае ликвидации юридического лица - владельца исключительного права на фонограмму - исключительное право на фонограмму досрочно прекращается.

В случае смерти гражданина - владельца исключительного права на фонограмму - при отсутствии наследников исключительное право на фонограмму переходит к государству.

7. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что по истечении срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достояние и к ней, соответственно, применяются правила ст. 1282 ГК РФ.

Слово "соответственно" означает в данном случае "с соответствующими изменениями", mutatis mutandis.

В частности, следует учитывать, что у изготовителя фонограммы отсутствует авторство, что вместо права на имя у изготовителя фонограммы имеется право на помещение определенных указаний на экземплярах (упаковке) фонограммы, а вместо права на неприкосновенность - право на защиту от искажения (подп. 2 и 3 п. 1 ст. 1323 ГК РФ); при этом указанные права действуют в течение определенных сроков (п. 4 ст. 1323 ГК РФ).

Следует полагать, что абз. 2 п. 3 ст. 1282 ГК РФ не распространяется на фонограммы, перешедшие в общественное достояние. См. также комментарий к ст. 1282 ГК РФ.

 

Статья 1328. Действие исключительного права на фонограмму на территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 1328

 

1. Комментируемая статья предусматривает, что исключительное право на фонограмму на территории Российской Федерации действует, если фонограмма отвечает хотя бы одному из следующих критериев:

1) "критерий гражданства": если изготовителем фонограммы является российский гражданин или российское юридическое лицо.

"Критерий гражданства" должен существовать на дату создания фонограммы. Последующее изменение гражданства, последующая ликвидация юридического лица не делают фонограмму охраноспособной и не лишают ее охраны;

2) "критерий первого обнародования в России": охраняются фонограммы, которые впервые обнародованы в России, например прозвучали по радио или в концерте. "Критерий гражданства" при этом значения не имеет;

3) "критерий первого публичного распространения экземпляров фонограммы в России": если фонограмма была впервые обнародована за рубежом (например, прозвучала по радио), но материальные носители фонограммы впервые распространяются (например, продаются) в России, то такая фонограмма охраняется в России. Следует полагать, что в данном случае охрана возникает с момента первого распространения ее экземпляров в России;

4) исключительное право на фонограмму действует в России, если это предусмотрено международным договором России.

Об основных международных договорах России по смежным правам см. п. 12 комментария к ст. 1304 ГК РФ.

Если фонограмма не отвечает ни одному из перечисленных выше критериев, то исключительное право на нее в России не действует.

 

§ 4. Право организаций эфирного и кабельного вещания

 

Статья 1329. Организация эфирного или кабельного вещания

 

Комментарий к статье 1329

 

1. Формулировка комментируемой статьи далека от совершенства. Смысл нормы, содержащейся в этой статье, можно уяснить только путем анализа.

Хотя данная статья построена как определение того, что же представляет собой организация эфирного или кабельного вещания, на самом деле такого определения она не содержит и не должна содержать.

Фактически в комментируемой статье устанавливается, что лицо, на законном основании осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю, признается первоначальным владельцем определенных прав на это сообщение.

2. Хотя в комментируемой статье указывается, что такими первоначальными правообладателями могут быть только юридические лица, нет сомнений в том, что если лицензии на эфирное или кабельное вещание будут выдаваться и гражданам, то такими правообладателями будут выступать и граждане.

3. В комментируемой статье содержатся важные дополнительные признаки данного охраняемого объекта, которые, строго говоря, должны были быть установлены в подп. 3 п. 1 ст. 1304 ГК РФ.

Указывается, что охраняемым объектом являются сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач.

Поясняется, что передача - это совокупность звуков и изображений, либо только звуков, либо только изображений. При этом и звуки, и, по-видимому, изображения могут передаваться в виде "отображений". Этот последний термин применительно к звукам поясняется в последней фразе ст. 1305 ГК РФ как "представление [звуков] в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств".

4. В комментируемой статье определяется и правовое основание появления у организации эфирного и кабельного вещания определенных прав на сообщения (передачи). Этим основанием является сам факт осуществления этого сообщения.

5. В некоторых случаях передаваемые сообщения одну часть своего "пути" до слушателя (зрителя) проходят через эфир, а другую - по кабелю. Следовательно, можно говорить и об эфирно-кабельных сообщениях, которые охватываются комментируемой статьей.

6. Права организаций вещания на сообщения передач возникают как в том случае, если сообщение осуществляется на основе "живого" исполнения, так и в том случае, когда сообщение осуществляется на основе записи.

 

Статья 1330. Исключительное право на сообщение радио- или телепередач

 

Комментарий к статье 1330

 

1. В пункте 1 комментируемой статьи указывается на то, что организации эфирного или кабельного вещания (далее кратко именуются "организации вещания") принадлежит исключительное право на "правомерно осуществляемое или осуществленное" ею сообщение. Следует считать, что термин "правомерно" относится как к "осуществляемому", так и к "осуществленному" сообщению. Очевидно также и то, что "неправомерное" сообщение не порождает никаких прав.

2. Пункт 1 устанавливает, что исключительное право, возникающее на сообщение передачи, означает право использования сообщения любым не противоречащим закону способом, причем объем и содержание этого права указаны в ст. 1229 ГК РФ. Следовательно, к праву организации вещания применимы нормы, предусмотренные ст. 1229 ГК РФ. См. также комментарий к ней.

3. Вторая фраза п. 1 комментируемой статьи закрепляет за организациями вещания право на распоряжение исключительным правом на сообщения передач. Практически это означает возможность заключения договоров об отчуждении прав, лицензионных договоров, а также договоров залога.

4. В пункте 2 данной статьи предусмотрены отдельные способы использования сообщений передач, которые входят в состав исключительного права организаций вещания.

О значении перечисления этих способов см. п. 3 комментария к ст. 1270 ГК РФ.

5. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, перечень способов использования прав, указанный в п. 2 данной статьи, не является закрытым, исчерпывающим.

6. К способам использования прав, принадлежащих организациям вещания, применяется (по аналогии) норма, содержащаяся в абз. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ. См. п. 2 комментария к ст. 1270 ГК РФ.

7. В подпункте 1 п. 2 анализируемой статьи устанавливается первое имущественное правомочие, входящее в состав исключительного права: запись сообщения передачи на каком-либо материальном носителе, который позволяет неоднократно осуществлять восприятие (т.е. прослушивание или просмотр), воспроизведение (т.е. техническое повторение записи) или сообщение (т.е. последующее сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение).

Указание на то, что запись должна обеспечивать возможность ее "неоднократного" использования, по-видимому, является неточным: исключительное право распространяется и на те записи, которые дают возможность их однократного использования. Вместе с тем очевидно, что изготовление такой "единоразовой" записи не относится к этому способу использования исключительного права.

Запись звукового сообщения "живой" передачи, осуществленная правомерно, приводит к появлению фонограммы.

8. В подпункте 2 и 3 п. 2 комментируемой статьи говорится о правомочиях владельца исключительного права, относящихся к уже изготовленной правомерно записи сообщения передачи. Эта запись может быть изготовлена либо самим правообладателем, либо иным лицом, действующим по договору с ним.

9. В подп. 2 п. 2 комментируемой статьи указано право на воспроизведение записи сообщения (например, путем тиражирования).

Право на воспроизведение относится как к записи целиком, так и к ее отдельной части (фрагменту записи).

Вторая фраза данной нормы указывает на то, что запись сообщения на электронный носитель, в том числе - в память ЭВМ, также является воспроизведением записи.

Смысл оговорки, содержащейся во второй фразе данной нормы, состоит в том, что временные воспроизведения записи сообщения, которые технологически необходимы и служат для правомерного доведения сообщения передачи до всеобщего сведения, могут производиться свободно, согласия правообладателя не требуют и никаких исключительных прав не нарушают.

10. В подпункте 3 п. 2 комментируемой статьи предусматривается третье имущественное правомочие организации вещания - право на распространение экземпляров записи передач путем их продажи или иного отчуждения.

Содержащееся в этой норме упоминание "оригинала" записи является сомнительным, поскольку такой "оригинал" не обладает уникальными чертами. См. п. 1 и 2 комментария к ст. 1291 ГК РФ.

11. С правом на распространение материальных носителей (экземпляров, копий) записей тесно связаны право на импорт, право проката, а также принцип "исчерпания прав". Ни эти права, ни принцип "исчерпания прав" в отношении записей сообщений передач в ГК РФ не предусмотрены.

В связи с этим представляется целесообразным в договорах об использовании записей сообщений передач прямо указывать на то, охватывают ли они право проката.

Что касается принципа "исчерпания прав" применительно к экземплярам записей сообщений передач, законно выпущенных в гражданский оборот путем отчуждения права собственности на материальный носитель, то, хотя оно прямо для этих правовых объектов не предусмотрено, приходится считать, что по аналогии должны применяться нормы, содержащиеся в ст. 1272 и 1325 ГК РФ. В противном случае гражданский оборот этих объектов будет "парализован".

12. В качестве четвертого имущественного правомочия, принадлежащего организации вещания, в подп. 4 п. 2 комментируемой статьи указано право ретрансляции, т.е. право одновременно с получением сообщения передачи от другой организации вещания ретранслировать его дальше - в эфир или по кабелю.

Объем этого права раскрывается в п. 3 комментируемой статьи: ретрансляция может быть из эфира - в эфир; из кабеля - по кабелю; из эфира - по кабелю; из кабеля - в эфир.

В настоящее время имеет место ретрансляция по сети Интернет "в режиме реального времени" сообщений из эфира или из кабеля. Это разновидность указанного правомочия.

13. Пятое, прямо названное имущественное право организаций вещания - право на доведение до всеобщего сведения (через сеть Интернет). О содержании этого правомочия см. подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ и п. 19 и 20 комментария к ст. 1270 ГК РФ.

Ретрансляция в сети Интернет радио- и телесообщений "в режиме реального времени" относится к праву на ретрансляцию (см. выше, п. 12 комментария к данной статье).

14. Последнее, шестое названное в комментируемой статье имущественное правомочие - право на публичное исполнение сообщений передачи в местах с платным входом (подп. 6 п. 2 комментируемой статьи).

Указывается, что это публичное исполнение осуществляется "с помощью технических средств", т.е., очевидно, с помощью больших радиоприемников и телевизоров с большим экраном.

Следует считать, что данное правомочие охватывает публичное исполнение как тех передач, которые передаются сейчас, "в режиме реального времени", так и тех передач, которые уже состоялись, но публично исполняются в записи.

15. О пункте 3 комментируемой статьи см. выше, п. 12 комментария к данной статье.

16. В соответствии с п. 4 настоящей статьи к праву использования сообщения передачи организации вещания соответственно применяются правила, предусмотренные п. 3 ст. 1317 ГК РФ.

Термин "соответственно" означает "с заменой терминов и понятий", mutatis mutandis.

Попытаемся сформулировать норму п. 3 ст. 1317 ГК РФ применительно к сообщению передач организаций вещания, как это требует п. 4 комментируемой статьи:

"Исключительное право на сообщение радио- и телепередач не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи сообщения передачи в случаях, когда такая запись была произведена с согласия организации вещания, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие организации вещания при записи сообщения передачи".

Однако это "соответственное" переложение нормы п. 3 ст. 1317 ГК РФ пока приводится только в первом приближении.

Необходимо дополнительно учитывать, что п. 3 ст. 1317 ГК РФ предусматривает исключения из исключительных прав исполнителя, которые, в частности, включают воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения, а исключительное право на сообщение передачи не включает (по крайней мере - прямо, expressis verbis) сообщение в эфир или по кабелю, а говорит лишь о праве на повторное сообщение (ретрансляцию) передачи; кроме того, публичное исполнение соотносится не только с публичным исполнением записи, но и с публичным исполнением сообщения любой передачи.

Поэтому необходимо отметить, что сфера применения п. 4 ст. 1330 является в высшей степени неясной. Очевидно, однако, что сфера действия исключения, предусмотренного в п. 3 ст. 1317 ГК РФ, не может быть расширена.

См. также комментарий к п. 4 ст. 1317 ГК РФ.

17. В пункте 5 комментируемой статьи устанавливается, что организации вещания осуществляют свои права с соблюдением прав тех лиц, охраняемые объекты которых включены в сообщения передач: авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм, других организаций вещания.

Аналогичные нормы содержатся в п. 2 ст. 1315 и в п. 2 ст. 1323 ГК РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.