Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности и средства индивидуализации 19 страница




- "заработная плата работника включает и вознаграждение за использование его служебных произведений. Но если использование какого-либо служебного произведения приносит организации доход в сумме, превышающей 100 тысяч рублей, то работнику выплачивается 10% от суммы дохода, превышающего 100 тысяч рублей".

В тех случаях, когда в отношении использования произведений действуют минимальные ставки авторского вознаграждения, установленные Правительством РФ (абз. 3 п. 4 ст. 1286 ГК РФ), размер вознаграждения за использование служебного произведения не может быть менее этих ставок.

Следует считать, что если трудовой договор предусматривает включение творческой деятельности, которая может завершиться созданием произведений, в трудовую функцию работника, то заработная плата включает в себя вознаграждение за использование служебных произведений, предусмотренную в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи.

15. Если предположить, что вознаграждение за использование служебного произведения всегда должно выплачиваться сверх заработной платы, то становится невозможным дать ответ на вопрос о том, за что же работнику выплачивается зарплата. В связи с этим такое предположение следует признать неверным.

16. В случае возникновения спора о вознаграждении за служебное произведение не может быть вынесено решение о запрете использования служебного произведения (даже в качестве меры обеспечения иска), поскольку само использование служебного произведения является правомерным.

Однако если возникает спор о служебном характере использованного произведения, такое решение (определение) может быть вынесено.

17. Абзац 1 п. 3 комментируемой статьи относится к той ситуации, когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. Указывается, что такая ситуация может возникнуть в соответствии с п. 2 данной статьи. В этом пункте предусмотрены два таких случая:

1) на основе абз. 1 в трудовом или ином договоре, заключенном между работником и работодателем, может быть предусмотрено, что исключительное право на служебное произведение принадлежит не работодателю, а автору;

2) на основе абз. 2 по истечении указанных здесь трех лет исключительное право возвращается автору.

В обоих этих случаях характер самого произведения не меняется - оно остается служебным.

18. В отношении такого служебного произведения работодателю в силу закона (абз. 1 п. 3 комментируемой статьи) предоставляются следующие права:

1) использовать такое служебное произведение способами, обусловленными целью служебного задания и в вытекающих из этого задания пределах;

2) обнародовать такое произведение.

Право работодателя на такое использование служебного произведения очень напоминает принудительную лицензию (ст. 1239 ГК РФ), но устанавливаемую не по решению суда, а по закону.

Это право на использование, принадлежащее работодателю, ограничивается целью и пределами служебного задания; таким образом, оно является ограниченным.

19. Под "служебным заданием" следует понимать конкретное поручение, данное работнику в пределах его трудовых обязанностей (трудовой функции). Задание, выходящее за рамки трудовых обязанностей, не может привести к появлению "служебных" произведений.

С другой стороны, отсутствие конкретного поручения (т.е. служебного задания) не влияет на появление у работодателя указанного права на использование служебного произведения в условиях, указанных в абз. 1 п. 3 комментируемой статьи.

В этих случаях имеется "подразумеваемое служебное задание".

20. Рассматриваемое право на использование принадлежит работодателю без ограничения его каким-либо сроком.

Рассматриваемое право принадлежит работодателю и в том случае, если исключительное право на служебное произведение перешло от автора к другому лицу, например было отчуждено автором по договору. Поэтому указание о том, что данная норма применяется "в случае, когда... исключительное право на служебное произведение принадлежит автору", не следует понимать ограничительно: данная норма применима всегда в тех случаях, когда исключительное право на служебное произведение принадлежит не работодателю.

Следует считать, что работодатель не вправе передать указанное право другому лицу.

21. По нашему мнению, за использование служебного произведения на основе норм, содержащихся в первой фразе абз. 1 п. 3 комментируемой статьи, работодатель обязан выплачивать автору вознаграждение. При определении размера, условий и порядка выплаты этого вознаграждения должны применяться правила, установленные в абз. 3 п. 2 данной статьи. См. также п. 13 - 16 комментария к данной статье.

22. Смысл второй фразы абз. 1 п. 3 комментируемой статьи состоит в следующем: предоставленное в соответствии с первой фразой абз. 1 п. 3 работодателю право использовать служебное произведение не может ограничивать принадлежащее автору или иному правообладателю право использовать служебное произведение способом, не обусловленным служебным заданием, а равно и способом, хотя и обусловленным целью задания, но за пределами этого задания.

О толковании понятия "служебное задание" см. п. 19 комментария к данной статье.

23. Норма, содержащаяся в абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, закрепляет за работодателем право при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование, а также требовать от других лиц такого указания. Речь здесь идет о личном неимущественном праве, которое защищается теми же способами, что и личные неимущественные права автора (ст. 1251 ГК РФ).

Это право применимо не только в случаях, предусмотренных в абз. 1 п. 3 комментируемой статьи, но и во всех иных случаях использования служебного произведения.

 

Статья 1296. Программы для ЭВМ и базы данных, созданные по заказу

 

Комментарий к статье 1296

 

1. Комментируемая статья относится к договорам, предметом которых является создание программы для ЭВМ или базы данных.

Стороны такого договора именуются подрядчиком (исполнителем) и заказчиком.

Поскольку создание программы для ЭВМ или базы данных является актом творчества, который может совершать только автор, логично предположить, что в качестве подрядчика (исполнителя) выступает автор. В этом случае невозможно понять, почему законодатель предусматривает двойное регулирование этих договоров - в ст. 1288 ГК РФ и в комментируемой статье. Учитывая, что комментируемая статья относится только к двум видам произведений, а ст. 1288 - ко всем видам произведений, заказываемых авторам, следует считать, что комментируемая статья является специальной нормой по отношению к ст. 1288.

Вместе с тем комментируемая статья должна применяться и к тем случаям, когда в качестве подрядчика (исполнителя) выступает не автор, а иное лицо, например организация, работнику которой трудовым договором поручено создание служебной программы для ЭВМ или служебной базы данных (ст. 1295 ГК РФ).

Представляется, что комментируемая статья рассчитана как раз на эти последние случаи.

2. В соответствии с нормой, содержащейся в п. 1 комментируемой статьи, если программа для ЭВМ или база данных (далее - указанное произведение) созданы по такому договору заказа, причем предметом такого договора является создание указанного произведения, то исключительное право на указанное (созданное) произведение принадлежит заказчику.

Термин "принадлежит" означает "переходит к заказчику на основе договора и принадлежит заказчику".

Для такого перехода исключительного права никаких прямых указаний в договоре предусматриваться не должно. Достаточно факта создания указанного произведения на основе такого договора. Это такой же переход исключительного права в силу закона, как и тот, который предусмотрен в п. 2 ст. 1295 ГК РФ.

Следует считать, что исключительное право закрепляется договором за заказчиком без каких-либо ограничений.

3. Вместе с тем п. 1 комментируемой статьи содержит оговорку, в соответствии с которой указанный договор может "предусматривать иное".

Это означает, что указанный договор может предусматривать, что исключительное право на заказанное произведение заказчику не принадлежит, т.е. что по договору оно к заказчику не переходит.

Какие при этом "иные" дополнительные условия может содержать такой договор - это уже не имеет значения (в частности, логично предположить, что в этом случае договор будет предусматривать закрепление за заказчиком определенных прав на использование созданного произведения).

Но это будет уже, так сказать, "второй вариант".

Итак, "первый вариант" - основная норма: исключительное право принадлежит заказчику.

"Второй вариант" - оговорка: исключительное право принадлежит подрядчику (исполнителю).

Далее все просто: п. 2 комментируемой статьи применяется к первому варианту, а п. 3 - ко второму.

4. Основные нормы, содержащиеся в п. 2 и 3, идентичны по существу, но в то же время "зеркальны" - противоположны по отношению к сторонам договора.

Они могут быть сведены к одной простой формуле: та сторона договора, которой исключительное право на созданное произведение не принадлежит, в качестве компенсации получает в силу закона право использовать созданное произведение для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии (см. ст. 1236 ГК РФ и комментарий к ней). Эта лицензия действует в течение всего срока действия исключительного права, а точнее - бессрочно.

Поскольку эта лицензия позволяет использовать созданное произведение для собственных нужд, то очевидно, что она не может быть уступлена другому лицу. Вместе с тем эта лицензия при реорганизации юридического лица переходит к правопреемнику. Однако при ликвидации юридического лица действие ее прекращается.

5. Норма о предоставлении указанной "лицензии по закону" для подрядчика (исполнителя) закреплена в п. 2 комментируемой статьи и является диспозитивной: может быть отменена (или изменена) договором. Подрядчик (исполнитель), который создал указанное произведение по договору заказа, может быть вообще лишен каких-либо прав на использование произведения.

Напротив, норма, содержащаяся в п. 3 данной статьи (о выдаче заказчику простой (неисключительной) лицензии о безвозмездном использовании созданного произведения для собственных нужд), договором не может быть отменена - она является императивной. Однако очевидно, что договор может расширить права заказчика, получаемые на основе такой лицензии.

6. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает определенные правила, касающиеся права на вознаграждение авторов созданных по заказу произведений - программ для ЭВМ и баз данных, когда этим авторам не принадлежит исключительное право на созданное произведение.

Очевидно, что нормы, содержащиеся в п. 4, относятся как к авторам, которые являются подрядчиками (исполнителями) в рассматриваемых выше договорах заказа, так и к авторам, которые не являются стороной в рассматриваемых выше договорах заказа. В любом случае это - авторы произведений, создание которых было предметом данных договоров.

Авторы таких произведений имеют право на вознаграждение в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 1295 ГК РФ.

Следует считать, что договор, в соответствии с которым автор создал свое произведение, ставшее предметом рассмотренного в п. 1 - 3 комментируемой статьи договора заказа, может устанавливать более выгодное для автора вознаграждение.

Пункт 4, по сути, устанавливает, что при наличии договора заказа, предусмотренного п. 1 - 3 комментируемой статьи, автор произведения не может быть поставлен - в отношении вознаграждения за созданное произведение - в худшие условия, чем автор любого служебного произведения.

7. См. п. 9 комментария к ст. 1298 ГК РФ.

 

Статья 1297. Программы для ЭВМ и базы данных, созданные при выполнении работ по договору

 

Комментарий к статье 1297

 

1. Комментируемая статья относится к тем случаям, когда заключен либо договор подряда (гл. 37 ГК РФ), либо договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ - НИОКР (гл. 38 ГК РФ).

В ходе исполнения такого договора может быть создана программа для ЭВМ или база данных, хотя их создание прямо не было предусмотрено заключенным договором.

Данная статья определяет некоторые вопросы, относящиеся к правовому режиму такой программы для ЭВМ или базы данных (далее именуются "указанные произведения").

2. Указанные произведения могут быть созданы либо подрядчиком (проектировщиком, изыскателем, исполнителем), либо иным лицом, действующим на стороне подрядчика (исполнителя).

Хотя создание указанных произведений договором не предусматривалось (выражение "прямо не предусматривалось" означает, что создание этих произведений не являлось существенным условием исполнения договора), такое произведение фактически создано. Более того, оно включено в результат договора (материальный объект), переданный заказчику. Именно на эти и только на эти случаи распространяется комментируемая статья.

3. В абзаце 1 п. 1 этой статьи устанавливается, что исключительное право на такое произведение принадлежит подрядчику (исполнителю).

Сформулирована эта норма не очень точно. Смысл ее состоит в следующем: исключительное право на указанное произведение (по закону) не считается переданным по договору к заказчику. Что касается вопроса о том, кому именно принадлежит исключительное право на указанное произведение, то этот вопрос данной нормой не решается.

Делая такой вывод, мы учитываем то обстоятельство, что в указанных договорах подрядчиками (исполнителями) может выступать как физическое, так и юридическое лицо, а юридическое лицо не может само создать указанное произведение.

4. Вместе с тем в абз. 1 п. 1 содержится оговорка, в соответствии с которой договор может предусматривать, что исключительное право на указанное произведение будет принадлежать заказчику (например: "Если в ходе исполнения настоящего договора будет создана программа для ЭВМ или база данных, которая будет включена в передаваемый заказчику результат, то... и т.д.").

5. Абзац 2 п. 1 посвящен случаю, когда стороны не воспользовались оговоркой, указанной в абз. 1 п. 1, исключительное право на случайно созданное произведение по договору к заказчику не перешло, но заказчик получил по договору материальный объект, в который воплощено указанное произведение.

6. В этом случае заказчик получает (по закону) право использовать указанное произведение в тех целях, для достижения которых был заключен договор. Это право приравнивается к выдаче простой (неисключительной) лицензии, которая является безвозмездной и предоставлена без ограничения каким-либо сроком.

Понятие "безвозмездности", упомянутое выше, требует некоторых пояснений. Сам договор подряда или договор на выполнение НИОКР является возмездным. Поэтому за переданный ему результат заказчик обязан уплатить договорную цену. Однако подрядчик (исполнитель) не может требовать увеличения этой цены в связи с включением в результат работы указанного произведения.

Следует считать, что данное право заказчика распространяется только на случаи использования указанного произведения в составе того результата, который заказчик получил по договору.

Если договор предусматривал (или не запрещал) право заказчика на воспроизведение или передачу этого результата, то данное право заказчика является передаваемым.

Заказчик сохраняет данное право и в том случае, если исключительное право на указанное произведение передается другому лицу (вторая фраза абз. 2 п. 1). Более точно эта норма изложена в п. 7 ст. 1235 ГК РФ, которым и следует руководствоваться.

7. Вместе с тем рассмотренное выше право заказчика на использование указанного произведения действует лишь в том случае, "если договором не предусмотрено иное". Таким образом, договор может предусмотреть, что это право вообще не будет предоставлено заказчику, что это право будет принадлежать заказчику в иных пределах - более узких (платное использование, использование только для собственных нужд) или, наоборот, в более широких.

8. Пункт 2 комментируемой статьи относится к случаю, когда стороны воспользовались оговоркой, предусмотренной в абз. 1 п. 1, и предусмотрели в договоре, что исключительное право на такие случайно появившиеся произведения будет принадлежать заказчику (либо "указанному заказчиком третьему лицу" - почему-то неожиданно добавляется в этой норме; это добавление основывается на ст. 430 ГК РФ и, конечно, применимо не только к рассматриваемому договору).

В этом случае подрядчик (исполнитель) получает (по закону) право использовать указанное произведение, но только для собственных нужд, на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии. Действие этой лицензии не ограничивается каким-либо сроком.

Подрядчик (исполнитель) не имеет права включать указанные произведения в результаты своих работ, выполняемых им по другим договорам подряда и по другим договорам на выполнение НИОКР.

9. Однако право подрядчика (исполнителя) на данное использование указанного произведения для собственных нужд не возникает, "если договором предусмотрено иное".

Таким образом, договор может либо вообще отменить это право подрядчика (исполнителя), либо сделать его срочным или возмездным.

10. Пункт 3 комментируемой статьи повторяет норму, содержащуюся в п. 4 ст. 1296 ГК РФ. В связи с этим см. п. 6 комментария к ней.

 

Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту

 

Комментарий к статье 1298

 

1. Комментируемая статья устанавливает особые нормы, относящиеся к правовому режиму произведений, созданных по государственному или муниципальному контракту по выполнению работ для государственных или муниципальных нужд (далее именуется "контракт").

Этот контракт заключается в соответствии с параграфом 5 гл. 37 ГК РФ. Его предметом являются подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Указанный контракт является договором подрядного типа, поэтому стороны именуются в нем подрядчиком и заказчиком. В соответствии со ст. 764 ГК РФ подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.

В комментируемой статье подрядчик именуется "исполнителем".

2. Общая норма, содержащаяся в п. 1 данной статьи, устанавливает, что исключительное право на произведение, созданное по такому контракту, принадлежит исполнителю.

В комментируемой норме поясняется, что исполнителем может быть как автор, так и иное лицо, выполняющее данный контракт. Таким образом, в соответствии с этой общей нормой исключительное право на такое произведение к заказчику по договору не передается, заказчику не уступается. В этом и состоит основной смысл этой нормы. Строго говоря, вопрос о том, кому, какому лицу принадлежит исключительное право на такое произведение, данной нормой не регулируется.

Следует полагать, что это общее правило об отсутствии перехода по закону исключительного права на созданное произведение должно применяться как в случае, если контракт прямо говорит о создании такого произведения, так и в случае, если его создание прямо контрактом не предусматривается, а произведение создано в ходе исполнения контракта лишь случайно, попутно.

Разумеется, здесь и далее в этой статье речь идет лишь о тех произведениях, материальные носители которых вошли в результат контракта, переданный заказчику.

Общая норма (об отсутствии отчуждения исключительного права) применяется в случаях, если контрактом не предусмотрено иное.

3. Вместе с тем, согласно п. 1 комментируемой статьи, контракт может предусматривать, что исключительное право на такое произведение принадлежит:

1) Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный заказчик (далее указанные лица условно именуются "указанные субъекты");

2) совместно исполнителю и указанному субъекту. Из данной нормы следует, что других вариантов решения вопроса о том, кому принадлежит указанное исключительное право, контракт не может предусматривать.

Употребленный в данной норме термин "принадлежит" означает "переходит к указанному лицу, которое становится правообладателем".

4. Пункт 2 комментируемой статьи относится к случаю, когда исключительное право на указанное произведение по контракту должно "принадлежать" указанному субъекту.

Если исполнителем является физическое лицо - автор указанного произведения, то никаких трудностей и вопросов не возникает - от него исключительные права отчуждаются и "принадлежат" указанному субъекту. Поэтому такая простая ситуация в данной норме вообще не регламентируется. Трудности возникают, если первоначально исключительное право не принадлежит исполнителю. На эти случаи и рассчитаны дополнительные нормы, содержащиеся в п. 2 комментируемой статьи.

В этих случаях исполнитель обязан приобрести такое исключительное право у третьих лиц с тем, чтобы оно могло затем перейти к указанному субъекту.

Поясняется, что исполнитель при этом обязан либо приобрести эти права, либо "обеспечить их приобретение". Можно полагать, что это последнее выражение указывает на обязанность исполнителя в случае необходимости заключить "цепочку" договоров. "Приобретение" (или "обеспечение приобретения") указанных прав исполнитель осуществляет "путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами".

Договоры исполнителя со всеми указанными лицами могут строиться на основе ст. 1285, 1288, 1295, 1296 ГК РФ. Какой именно договор будет заключен, значения не имеет. Главное состоит в том, чтобы на основе этого договора к исполнителю перешло исключительное право на произведение, которое затем по контракту передается указанному субъекту.

Затраты исполнителя по приобретению этих прав должны учитываться в цене контракта.

5. Пункт 3 комментируемой статьи относится к случаю, когда контракт не предусматривает перехода к указанному субъекту исключительных прав. В этом случае исключительные права не принадлежат указанному субъекту, но "правообладатель" по требованию заказчика обязан предоставить тому лицу, которое будет указано заказчиком, безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения для государственных или муниципальных нужд.

Под термином "правообладатель" здесь, очевидно, имеется в виду исполнитель. Для того чтобы выдать указанную лицензию, исполнитель должен иметь соответствующее право, хотя бы в объеме этой лицензии.

Для получения такого права исполнитель в некоторых случаях обязан заключить соответствующие договоры. Следует сказать, что к данному случаю должны применяться нормы, содержащиеся в п. 2 комментируемой статьи (в том числе во второй фразе), но с соответствующими изменениями, поскольку речь идет не о приобретении исполнителем исключительного права, а о приобретении им права на использование в ограниченном объеме.

6. Пункт 4 данной статьи относится к случаю, когда по контракту исключительное право на созданное произведение принадлежит совместно исполнителю и указанному субъекту.

Совместное владение исключительным правом осуществляется по правилам, содержащимся в п. 3 ст. 1229 ГК РФ.

Пункт 4 устанавливает одно изъятие из этих общих правил. Оно состоит в том, что заказчик (а не указанный субъект!) вправе, уведомив о том исполнителя, предоставить (очевидно, любому лицу) безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения для государственных или муниципальных нужд.

Следует полагать, что число таких лицензий законом в рамках контракта не ограничивается.

7. Пункт 5 комментируемой статьи относится к праву автора созданного в рамках контракта произведения на получение вознаграждения в тех случаях, когда исключительное право на это произведение в силу данного контракта ему уже не принадлежит.

Его вознаграждение не может быть ниже вознаграждения, причитающегося автору служебного произведения. В этом и состоит смысл данной нормы.

8. Пункт 6 данной статьи распространяет нормы, предусмотренные ст. 1298 ГК РФ, на те программы для ЭВМ и базы данных, которые были созданы при выполнении контракта, хотя их создание прямо не предусматривалось этим контрактом. Следовательно, к таким программам для ЭВМ и базам данных не должны применяться нормы, установленные ст. 1297 ГК РФ.

9. Следует считать, что если программа для ЭВМ или база данных созданы по контракту, который прямо предусматривал их создание, то к ним применяются положения ст. 1298, а не ст. 1296 ГК РФ.

 

Статья 1299. Технические средства защиты авторских прав

 

Комментарий к статье 1299

 

1. Развитие техники и технологии постоянно расширяют сферы возможного использования произведений науки, литературы и искусства; приводят к появлению новых сфер и способов использования, сокращают время, необходимое для осуществления использования произведений, удешевляют процессы использования. Все это не только приводит к расширению круга пользователей, но и создает большие трудности для авторов и других правообладателей при выявлении случаев использования произведений.

В связи с этим авторы и иные правообладатели применяют различные приемы, способы и технические устройства, направленные на контролирование, предотвращение использования или ограничение случаев использования их произведений.

2. Комментируемая статья в п. 1 указывает на технические средства защиты авторских прав.

Под ними понимаются технологии (т.е. приемы, способы), а также технические устройства (конструкции, приборы, включая электронные устройства), которые контролируют доступ к охраняемому авторским правом произведению (в том числе к материальному объекту, воплощающему такое произведение) либо предотвращают или ограничивают возможности использования произведения.

Указанные технические средства применяются прежде всего при использовании произведений в Интернете, но их применение не ограничивается только этой сферой. Достаточно вспомнить кодирование телевизионных сигналов или кодирование дисков, распространяемых справочно-поисковой службой "КонсультантПлюс".

Автор или иной правообладатель вправе, используя эти технические средства защиты, пытаться контролировать, предотвращать или ограничивать осуществление "действий, которые не разрешены" автором или иным правообладателем. Эти запреты и ограничения могут относиться как к обнародованным, так и к необнародованным произведениям.

Право автора или иного правообладателя контролировать доступ к своему произведению реализуется в том случае, когда - в соответствии с законом или добровольным согласием правообладателя - произведение используется свободно, но с выплатой вознаграждения.

Право предотвращать или ограничивать использование произведения применимо в тех случаях, когда произведение может использоваться только с согласия правообладателя.

Технические средства защиты вместе с тем не могут и не должны применяться для того, чтобы контролировать, запрещать или ограничивать использование произведений в тех случаях, для которых закон предусматривает режим свободного безвозмездного использования (см. также п. 3 комментируемой статьи).

3. В подпункте 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливается запрет на осуществление без согласия правообладателя действий, которые направлены на то, чтобы устранить технические средства защиты и обеспечить доступ к произведению или возможность его использования. К числу таких действий относится и обычное вскрытие "медвежатником" сейфа, в котором находится рукопись комментария к части четвертой ГК РФ, и вскрытие хакером кода доступа к чужому сайту в Интернете.

4. Подпункт 2 п. 2 комментируемой статьи относится к тому, что можно назвать "техническими средствами борьбы с техническими средствами защиты авторских прав". Содержащиеся здесь нормы содержат общий запрет использования и пропаганды этих средств.

Приводимый перечень запрещенных действий носит ограниченный, исчерпывающий характер.

5. Пункт 3 данной статьи определяет правовые последствия совершения тех действий, которые запрещены в соответствии с п. 2 этой же статьи. Он указывает на ответственность "нарушителя".

"Нарушителем" в данном случае является лицо, которое нарушило запреты, предусмотренные в п. 2. Здесь "нарушитель" - это не нарушитель авторских прав; последний несет ответственность на основе ст. 1250 - 1253 и 1301 ГК РФ.

Лицо, которое само не совершало действий, указанных в п. 2 комментируемой статьи, но в результате действий нарушителя незаконно использовало произведение (получив к нему доступ и т.п.), не является нарушителем по ст. 1299 ГК РФ.

Нарушитель по ст. 1299 ГК РФ (независимо от своей ответственности как нарушитель авторских прав, если он таковым является) обязан возместить убытки правообладателя, вызванные тем, что нарушитель и третьи лица получили доступ к произведению и использовали его. Вместо убытков правообладатель может потребовать выплаты нарушителем компенсации, предусмотренной ст. 1301 ГК РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.