Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности и средства индивидуализации 18 страница




О понятии оригинала произведения см. п. 1 и 2 комментария к ст. 1291 ГК РФ.

2. Право доступа принадлежит только автору, а не его правопреемникам (и не наследникам). Введение права доступа объясняется двумя причинами.

Во-первых, автор имеет право еще раз осмотреть свое произведение, что вдохновит его на создание новых произведений, в частности авторских повторов, и чтобы закрепить свое впечатление - воспроизвести оригинал.

Во-вторых, автор вправе копировать свое произведение, которое ранее либо вовсе не копировалось, либо хотя и копировалось, но ранее созданные копии неполно или неверно отражают оригинал. В этих пределах и для удовлетворения этих интересов автора и введено право доступа.

3. Хотя в данной норме указывается, что требование о праве доступа автор может предъявить к собственнику, под собственником следует понимать также и иного владельца, у которого оригинал находится в оперативном управлении, хозяйственном ведении, в аренде или в безвозмездном пользовании (музей, картинная галерея и т.п.). Именно к такому владельцу автор может предъявлять соответствующие требования.

В свою очередь, собственник (владелец) оригинала вправе запретить такие способы воспроизведения оригинала, которые могут нанести ему ущерб (механически-контактное копирование, воздействие яркого света или высокой температуры).

Собственник (владелец) вправе также потребовать возмещения своих расходов, связанных с обеспечением доступа к оригиналу произведения.

4. Нормы, содержащиеся в п. 2 комментируемой статьи, предоставляют автору произведения архитектуры право потребовать от собственника здания или сооружения (являющегося экземпляром произведения архитектуры) допустить его к этому зданию или сооружению для того, чтобы можно было осуществить фото- или видеосъемку этого объекта.

Указанное право автора прямо не названо в данном пункте правом доступа; оно отличается по своему содержанию от права доступа, установленного п. 1 комментируемой статьи.

О понятии "собственник" см. п. 3 комментария к данной статье.

Предусмотренное в п. 2 комментируемой статьи право автора относится только к произведениям архитектуры; оно не распространяется на произведения градостроительства и садово-паркового искусства.

Хотя в п. 2 употреблено выражение "оригинал произведения", термин "оригинал" не имеет того значения, которое придается ему в сфере изобразительного искусства (см. п. 1 и 2 комментария к ст. 1291 ГК РФ).

Право автора получить доступ к своему зданию или сооружению ограничено тем, что при этом может осуществляться лишь фото- и видеосъемка.

Копирование "от руки" и другие способы воспроизведения не предусмотрены.

Собственник (владелец) здания или сооружения имеет право требовать возмещения своих расходов, связанных с осуществлением автором своего права.

Нормы, содержащиеся в п. 2, сопровождаются оговоркой "если договором не предусмотрено иное". О каком договоре идет речь, становится ясным из ст. 1294 ГК РФ.

 

Статья 1293. Право следования

 

Комментарий к статье 1293

 

1. Комментируемая статья посвящена праву следования. Это право упомянуто в ст. 1226 ГК РФ среди "других интеллектуальных прав", не относящихся ни к исключительным правам, ни к личным неимущественным правам.

Сам термин "право следования", по-видимому, являющийся простым переводом французского термина "droit de suite" (применяется и в английском языке; нем. Folgerecht), не выражает сути этого права. В официальном русском переводе Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений это право именуется "правом долевого участия", что лучше выражает его суть.

2. В пункте 1 данной статьи устанавливается, что право следования принадлежит автору произведения изобразительного искусства. Это право возникает в том случае, когда оригинал произведения изобразительного искусства публично перепродается: "при публичной перепродаже".

Термин "перепродается" означает любую продажу оригинала, право собственности на который уже не принадлежит автору. Часто, создав оригинал произведения, автор уступает его (возмездно или безвозмездно) другому лицу. На эти случаи право следования не распространяется. Не действует право следования и в других случаях, когда право собственности на оригинал произведения переходит от автора к другому лицу не по воле автора.

"Публичной" следует считать такую перепродажу, когда в ней в качестве продавца, покупателя или посредника участвует "галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация". Любые торги (ст. 447 - 449 ГК РФ), в том числе закрытые, следует считать "публичной перепродажей".

3. Само право следования заключается в том, что автор вправе при каждой публичной перепродаже оригинала произведения получить от продавца определенный процент от цены перепродажи. Этот процент ("процентные отчисления") определяется от "цены перепродажи".

Это значит, что:

- при первой "перепродаже" этот процент исчисляется от всей цены сделки;

- при второй и каждой последующей перепродаже - от цены сделки за минусом цены предшествующей публичной перепродажи.

В данной норме устанавливается, что Правительство РФ имеет право (и обязано) определить "размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты".

Это означает, что Правительство РФ вправе также определить различные размеры процентных отчислений за разные виды произведений или в зависимости от цены перепродажи.

Подпункт 3 п. 1 ст. 1244 ГК РФ предусматривает возможность получения организацией по коллективному управлению правами государственной аккредитации на сбор процентных отчислений по праву следования. Однако эта норма не дает Правительству РФ права установить, что сбор процентных отчислений по праву следования должен осуществляться только аккредитованной организацией.

4. Пункт 2 комментируемой статьи распространяет право следования на авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений.

Следует считать, что здесь имеются в виду оригиналы, а не копии этих рукописей. См. также п. 2 комментария к ст. 1291 ГК РФ.

5. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что право следования неотчуждаемо. Это, в частности, означает, что автор не может заранее отказаться от получения причитающихся ему сумм. Вместе с тем автор вправе не предъявить требования о выплате причитающейся ему суммы после того, как у него возникло право на ее получение. Не может автор и уступить другому лицу свое право следования.

Однако после смерти автора право следования переходит по наследству.

6. В соответствии со ст. 14ter Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений иностранный автор, пользующийся охраной в России на основе этой Конвенции, имеет право следования в России только в том случае, если право признается по законодательству той страны, к которой принадлежит этот автор.

7. Право следования является изъятием из "принципа исчерпания" исключительных прав (ст. 1272 ГК РФ).

 

Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства

 

Комментарий к статье 1294

 

1. Комментируемая статья относится к трем категориям произведений:

- произведениям архитектуры;

- произведениям градостроительства;

- произведениям садово-паркового искусства.

Далее в комментарии к данной статье они именуются "указанные (эти) произведения".

В данной статье устанавливаются некоторые дополнительные исключительные права, личные неимущественные права и "иные права" на указанные произведения (ст. 1226 ГК РФ).

2. В абзаце 1 п. 1 содержится напоминание о том, что авторы указанных произведений имеют исключительное право на использование своих произведений в соответствии с п. 2 и 3 ст. 1270 ГК РФ. Это положение не должно пониматься ограничительно: авторы указанных произведений имеют также исключительные права на использование, основанные на п. 1 ст. 1270, а равно и на ст. 1229 ГК РФ. В числе этих исключительных прав на использование принадлежащих авторам указанных произведений в абз. 1 п. 1 особо упоминаются следующие два правомочия:

1) право разработки документации для строительства;

2) право реализации проекта произведений указанных категорий.

Второе из этих правомочий ранее указывалось и пояснялось в подп. 10 п. 2, а также в п. 3 ст. 1270 ГК РФ, а вот первое правомочие названо впервые.

По своей сути это право (на разработку документации для строительства) является имущественным, но принадлежит оно только автору; ни к наследникам, ни к правопреемникам автора это право не переходит.

Правомочие по разработке документации для строительства частично совпадает с правомочием на переработку (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), с правомочием по практической реализации проектов указанных категорий произведений (подп. 10 п. 2, а также п. 3 ст. 1270), а также с правомочием на участие в реализации проекта (п. 3 комментируемой статьи).

Содержание всех этих правомочий должно определяться с учетом норм, содержащихся в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (ст. 2 и др.), а также в Градостроительном кодексе РФ от 29 декабря 2004 г. (ст. 48 и др.).

3. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи предусматриваются некоторые правила, касающиеся договоров, объектом которых являются проекты указанных произведений, а также документация для строительства, выполненная на основе этих проектов.

Содержащиеся здесь нормы выражены в двух фразах, которые имеют по крайней мере частичные повторы и необоснованные различия в формулировках.

Анализ позволяет сделать вывод, что содержащиеся здесь нормы относятся к договорам, объектом которых являются:

1) проекты для реализации указанных произведений; либо

2) документация для строительства, выполненная на основе этих проектов, либо

3) и первый, и второй объекты вместе.

Общее правило, установленное в абз. 2 п. 1, состоит в том, что в соответствии с заключенным договором такой объект может быть реализован только однократно, т.е. на основе договора может быть сооружено только одно здание, построен только один город, разбит только один сад (парк).

Однако это правило может быть изменено договором; в этом случае в нем должно быть прямо указано, например, что на основе этого объекта может быть построено два здания, сооружено десять городов и т.д. Кроме того, может быть заключен другой договор на строительство второго аналогичного здания и т.п. Разумеется, в любом случае согласие автора на сооружение второго здания и т.п. может быть как возмездным, так и безвозмездным.

Следует считать, что сформулированные выше нормы применимы к лицензионным договорам, включая и договоры авторского заказа с условием предоставления заказчику права использования объекта договора в установленных договором пределах.

Вместе с тем указанная норма-презумпция не может применяться в договорах об отчуждении исключительного права на использование, в том числе в договорах авторского заказа, предусматривающих отчуждение заказчику исключительного права на произведение.

Нормы, содержащиеся в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, применяются как в случаях, когда лицензиаром по указанному договору выступает автор, так и в случаях, когда таким лицензиаром является иной правообладатель.

4. Пункт 2 данной статьи предусматривает особое личное неимущественное право автора указанных произведений: право осуществлять авторский контроль за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за практической реализацией, воплощением в материальном объекте указанного произведения.

Это право не переходит к наследникам автора. Оно не может быть уступлено и по договору.

Предусматривается, что порядок осуществления авторского надзора и авторского контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству, т.е. Росстроем.

На практике проекты указанных произведений и документация для строительства разрабатываются авторами в качестве служебных произведений (ст. 1295 ГК РФ). При этом авторами таких объектов выступают большие коллективы проектных и иных подобных организаций.

В этой связи при осуществлении авторского контроля и авторского надзора авторы-разработчики обычно выступают не в своем личном качестве, а от имени этих проектных и иных подобных организаций. Авторский контроль и авторский надзор переводятся в плоскость отношений между различными организациями.

5. Пункт 3 комментируемой статьи регулирует некоторые вопросы, касающиеся содержания договоров авторского заказа на произведения указанных категорий. На основе такого договора, независимо от того, предусматривает ли он отчуждение заказчику исключительного права на произведение или предоставление заказчику права на использование заказанного произведения в определенных пределах, автор вправе потребовать права на участие в реализации (т.е. практическом воплощении) своего проекта.

Это сугубо личное право автора; оно прекращается с его смертью. Однако договор авторского заказа может предусматривать, что автор не имеет такого права.

 

Статья 1295. Служебное произведение

 

Комментарий к статье 1295

 

1. Большое число произведений создается авторами в рамках выполнения ими своих трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи такие произведения именуются "служебные произведения"; авторские права на них принадлежат автору.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ, вступив в трудовые отношения, работник обязуется выполнять свою трудовую функцию - работы по должности в соответствии со штатным расписанием, по своей профессии, квалификации.

В трудовую функцию работника могут входить творческие работы, завершающиеся созданием произведений науки, литературы и искусства.

В соответствии с нормами трудового права все результаты труда работника, созданные в пределах трудовых обязанностей, являются собственностью работодателя. К числу этих результатов труда относятся материальные носители (вещи), в которых выражаются служебные произведения.

Однако для самих произведений установлен особый правовой режим, определяемый комментируемой статьей.

2. Нормы, касающиеся правового режима некоторых категорий служебных произведений и некоторых видов трудовых договоров, на основе которых создаются служебные произведения, предусмотрены в ст. 1296 - 1298 ГК РФ.

Нормы, содержащиеся в комментируемой статье, применимы и к этим (специальным) случаям, если иное не установлено в указанных статьях.

3. Смысл нормы, содержащийся в п. 1 данной статьи, а она закрепляет за автором авторские права на служебное произведение, состоит в закреплении в законе того обстоятельства, что авторские права, в отличие от прав на остальные результаты, созданные работником, первоначально возникают у работника. Так, право собственности на любой материальный предмет, создаваемый работником, никогда самому работнику не принадлежит; оно сразу же возникает у работодателя и для работодателя. А авторские права, даже на служебные произведения, возникают у автора и для автора. Эти права включают как исключительное право на использование произведения, так и личные неимущественные (и иные) авторские права.

Вместе с тем норму, содержащуюся в п. 1, следует воспринимать вместе с нормами, содержащимися в п. 2 и 3 этой статьи.

Авторские права на служебные произведения принадлежат автору с изъятиями, указанными в этих пунктах.

4. В абзаце 1 п. 2 комментируемой статьи содержится общая норма, являющаяся ключевой для всей этой статьи: "Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю".

Анализируя эту норму, прежде всего надо ответить на вопрос о том, как, в результате чего это исключительное право оказалось принадлежащим работодателю?

На этот вопрос может быть дан только один ответ: это право перешло к работодателю от автора в связи с наличием между ними трудовых отношений, в связи с тем, что произведение создано в результате исполнения трудовых обязанностей (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Переход исключительного права на служебное произведение к работодателю не должен фиксироваться в договоре, ни общим образом, ни в отношении конкретного служебного произведения: этот переход происходит в силу закона - на основе норм, содержащихся в п. 1 и в абз. 1 п. 2 комментируемой статьи.

Вместе с тем нет никаких запретов на то, чтобы стороны указали в трудовом договоре, что "все исключительные права на служебные произведения, которые могут быть созданы работником, принадлежат работодателю".

5. В абзаце 1 п. 2 комментируемой статьи указывается на то, что на служебное произведение работодателю принадлежит "исключительное право".

Понятие и объем исключительного права содержатся как в ст. 1229 ГК РФ, так и - более конкретно и применительно к авторскому произведению - в ст. 1270. Именно в таком его смысле и в таком объеме исключительное право считается перешедшим к работодателю.

В самом этом выражении "исключительное право на произведение" термин "исключительное право" употребляется в единственном числе. Это означает, что ГК РФ рассматривает исключительное право как нечто целое, неделимое. ГК РФ не допускает никаких случаев "частичного" или "ограниченного" исключительного права. Это хорошо подтверждается многими его нормами. Так, в п. 1 ст. 1233 ГК РФ предусмотрено, что даже "заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату".

Поэтому следует считать, что в рассматриваемом случае исключительное право на служебное произведение возникает у работодателя в полном объеме.

В связи с этим надо полагать, что в данном случае у работодателя на основании закона возникает исключительное право на служебное произведение в том объеме, как если бы стороны заключили между собой договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1234 и 1285 ГК РФ).

Отсюда следует вывод, что исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю с момента создания произведения (выражения его в объективной форме).

Срок, в течение которого исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, никак не связан со сроком действия трудового договора между автором и работодателем. Прекращение (расторжение) этого трудового договора не влечет возвращения исключительного права автору (см., однако, абз. 2 п. 2 комментируемой статьи).

О вознаграждении автору за переход исключительного права к работодателю см. абз. 3 п. 2 данной статьи.

6. Общая норма, содержащаяся в абз. 1 п. 2, устанавливающая переход к работодателю исключительного права на служебное произведение, может быть, однако, изменена или отменена "трудовым или иным договором".

Под "трудовым договором" следует понимать тот договор, который действует между автором и работодателем во время создания служебного произведения.

Под "иным договором" понимается трудовой договор, заключенный сторонами после создания служебного произведения, либо гражданско-правовой договор, заключенный как до, так и после создания служебного произведения.

Этот договор, изменяющий презумпцию перехода исключительного права к работодателю или отменяющий состоявшийся переход к работодателю исключительного права, не может решать вопрос о служебном характере того произведения, которое будет или уже было создано: независимо от того, что "иное" предусматривает такой договор, служебное произведение будет являться служебным или уже является служебным.

Такой договор, однако, может указывать, почему созданное произведение является или не является служебным.

Указанный договор также может предусматривать, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. Он может дополнительно предусматривать предоставление работодателю лицензии (исключительной или простой) на использование служебного произведения и устанавливать дополнительные условия действия этой лицензии.

При толковании такого лицензионного договора действует презумпция: права использования служебного произведения, прямо не указанные в таком лицензионном договоре, сохраняются за работодателем. Эта презумпция основывается на общей норме, содержащейся в абз. 1 п. 2 комментируемой статьи, а также на норме абз. 2 п. 1 ст. 1235 ГК РФ.

7. Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не совершит в отношении его определенные действия, то "исключительное право на служебное произведение принадлежит автору".

С точки зрения грамматики русского языка данная фраза, как говорится, "оставляет желать...". Но главное состоит в том, что из-за неясности грамматики неясным становится правовой смысл данной нормы: что означает выражение "исключительное право... принадлежит автору"? Означает ли это, что исключительное право считается принадлежащим автору с момента его возникновения, ab ovo или оно, это право, возвращается автору?

Надо ответить на вопрос о том, кто имеет право предъявить иск к нарушителю исключительного права на служебное произведение, если нарушение имело место в течение этого трехлетнего периода, но работодатель не совершил в течение данного периода действий, предусмотренных в абз. 2 п. 2?

Может ли автор совершать самостоятельно какие-либо действия по использованию служебного произведения и распоряжению исключительным правом, не дожидаясь окончания указанного трехлетнего периода? Ведь если по истечении этого трехлетнего срока выяснится, что работодатель не совершил действий, указанных в данной норме, то на основе грамматического толкования выражения "исключительное право... принадлежит автору" дать ответ на этот вопрос невозможно.

Следует считать, что в абз. 2 п. 2 слово "принадлежит" употребляется в том же значении, в котором оно употреблено в абз. 1 того же пункта.

В абзаце 1 п. 2 слово "принадлежит" означает: "переходит от автора к работодателю в силу закона и принадлежит работодателю".

В абзаце 2 п. 2 слово "принадлежит" означает: "переходит от работодателя к автору в силу закона и принадлежит автору". При этом сам этот переход исключительного права к автору происходит по истечении указанного трехлетнего срока; до этого момента исключительное право принадлежало работодателю. Переход этого права к автору не имеет "обратной силы".

8. Указанный трехлетний срок начинает течь с того дня, когда служебное произведение было предоставлено в распоряжение работодателя, а не с момента создания произведения. Несмотря на это, само исключительное право на служебное произведение, как уже отмечалось (см. п. 5 комментария к данной статье), принадлежит работодателю с момента создания служебного произведения.

9. В абзаце 2 п. 2 содержится перечень действий, которые должен совершить работодатель в течение указанного трехлетнего срока для того, чтобы по истечении этого срока исключительное право на служебное произведение не вернулось к автору. Вот этот перечень. Работодатель должен:

1) начать использование служебного произведения; или

2) передать исключительное право на служебное произведение другому лицу; или

3) сообщить автору, что он принял решение о сохранении служебного произведения в тайне.

10. Действия, указанные в п. 2 и 3 этого перечня, понятны и особых комментариев не требуют.

Очевидно, что если работодатель сообщает автору о своем решении сохранить служебное произведение в тайне, то работодатель обязан иметь какие-то доказательства совершения этого действия (подпись автора и т.п.). Если работодатель передает исключительное право на служебное произведение другому лицу, то доказательством этого является договор об отчуждении исключительного права (ст. 1285 и 1234 ГК РФ).

Из общего смысла этой нормы следует, что заключение работодателем лицензионного договора должно приравниваться в данном случае к договору об отчуждении исключительного права: заключение и того и иного договора свидетельствует о намерении работодателя использовать служебное произведение путем реализации своего правомочия по распоряжению исключительным правом.

Вместе с тем действие работодателя, состоящее в том, что он начал использовать служебное произведение, требует особого анализа.

11. Работодатель может начать использование служебного произведения в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, и тем самым предотвратить возвращение автору исключительного права на это произведение по истечении этого срока.

Для определения "использования" произведения необходимо обратиться к ст. 1270 ГК РФ: любое указанное в этой статье действие является использованием произведения.

Действия, совершаемые работодателем, будут считаться использованием произведения независимо от того, совершаются они в целях извлечения прибыли или без такой цели.

Использованием считается не только использование произведения способами, указанными в п. 2 и 3 ст. 1270 ГК РФ, но и иное использование произведения в любой форме и любым способом (см. также ст. 1229 ГК РФ и комментарии к ст. 1229 и 1270 ГК РФ).

Использованием произведения считается и такое использование, которое нарушает нормы права, например осуществляемое без согласия автора использование произведения без указания его имени или в переработке.

Таким образом, понятие "использование произведения", применяемое в данном случае, - очень широкое, практически "безбрежное". Если какая-либо сторона - автор или работодатель - пожелает доказать, что служебное произведение использовалось, то сделать это можно очень легко. Достаточно доказать, что служебный видеоклип был просмотрен генеральным директором, а тем более в присутствии других работников организации, например двух секретарш, для признания его использованным.

Если использование могло осуществляться без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения, то это - тоже "использование".

Не считаются "использованием" лишь те случаи, когда произведение может использоваться без согласия автора и без выплаты вознаграждения (ст. 1272 - 1278 ГК РФ), а также использование содержания произведения в иной форме (п. 5 ст. 1259; см. также п. 3 ст. 1270 ГК РФ).

12. Приведенное в п. 11 комментария к данной статье широкое толкование понятия "использования" произведения, по моему глубокому убеждению, является верным и юридически обоснованным.

Нельзя, однако, не отметить, что оно приводит к некоторым парадоксальным выводам: служебное произведение почти всегда (или практически всегда) считается использованным работодателем. Этот вывод логически вытекает из конструкции "бескрайнего", "безбрежного" исключительного права. Я лично считаю эту конструкцию неверной, но личному мнению не место в данном Комментарии.

Нельзя исключать того, что судебная практика сузит понятие использования служебного произведения применительно к этой статье. Такая практика будет направлена на исправление ошибки законодателя.

13. Абзац 3 п. 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность работодателя выплатить автору вознаграждение за служебное произведение, если работодатель осуществит какие-либо действия в отношении этого служебного произведения, указанные в абз. 2 п. 2. Об этих действиях см. п. 9 - 11 комментария к данной статье.

Из этой нормы - a contrario - следует, что если работодатель до истечения трех лет с того дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не совершит ни одного из указанных действий (вследствие чего исключительное право на служебное произведение возвратится к автору), то работодатель не обязан платить автору вознаграждение за созданное им служебное произведение.

14. Вторая фраза, содержащаяся в абз. 3 п. 2, предусматривает, что размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты определяются договором между работодателем и автором, а спор между ними, касающийся вознаграждения, может быть рассмотрен в судебном порядке. ГК РФ не содержит никаких норм, относящихся к срокам заключения такого договора и к соотношению вознаграждения автора с его заработной платой (разд. VI ТК РФ).

В связи с этим, исходя из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), следует признать, что указанный договор может быть заключен как до, так и после создания служебного произведения, а также что вознаграждение автору может быть включено в заработную плату работника.

Условие о вознаграждении, включенное в трудовой договор, может быть разным по своему содержанию. Приведем несколько возможных форм такого соглашения:

- "заработная плата работника, предусмотренная настоящим договором, включает и вознаграждения за служебные произведения, создаваемые работником";

- "за каждое служебное произведение, которое будет создано работником и использовано работодателем путем издания (демонстрации по телевидению и т.п.), работнику выплачивается премия в размере 100 рублей";




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.