Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природный орнамент




Главным мотивом орнамента является, прежде всего, живая природа: морские волны, более или менее стилизованные, широко распространенные от вазописи архаической Греции до японского искусства, сталактиты, украшающие Альгамбру в Гранаде, вулкан Фудзияма в японском искусстве, ореол пламени, окружающий некоторые изображения Будды; небесные светила, и в том числе солнце, использовавшееся во множестве орнаментов от времени Древнего Египта до эпохи Людовика XIV, луна, часто в виде серпа, которую мы находим и в искусстве ислама и во времена Дианы де Пуатье, звезды, где число лучей меняется в зависимости от страны и от эпохи и, наконец, молния, стилизованная порой до неузнаваемости.

Флора может быть и упрощенно стилизована и натуралистична или же воспроизведена в реалистической и сильно усложненной манере. Деревья часто изображаются на тканях, листья предстают иногда как масса листвы, иногда по отдельности, например лист папируса в Египте, лавровый и акантовый лист в Греции; или же листья бывают деформированы и стилизованы до полной утраты сходства с живым листом и превращаются в игру изогнутых линий, что мы можем видеть в лепных орнаментах некоторых мусульманских построек. Чрезвычайно распространены цветы, например лилия в Эгейском искусстве, роза в готическом, гиацинт в росписях турецкого фаянса. Талантливые мастера умело подчиняют мотив цветка форме украшаемого предмета: в Египте на предметах треугольных или удлиненных изображали голубой лотос, на округлых и широких поверхностях - белую водяную лилию. Плоды редко изображаются без листьев, гораздо чаще с веткой, как, например, грозди и листья винограда в искусстве христианских народов. Для растительных мотивов и на Востоке, и на Западе характерно преобладание изогнутых линий: растительные побеги и завитки, которые раскручиваются и закручиваются спиралью; подвешенные за концы фестоны и гирлянды, столь частые в римском искусстве и искусстве периода классицизма, венки, встречающиеся в те же эпохи. Есть также и розетки, вписанные в круг, которые представляют собой или раскрытый цветок, изображенный сверху (лотос в Индии; хризантема в Японии), или же цветок с шестью лепестками, полученный из пересечения дуг с помощью циркуля (распространенный мотив в народном искусстве). Еще один цветочный декоративный мотив - пальметта - имел огромное распространение в бесчисленных разновидностях. Обычно пальметта расположена вертикально, но она встречается и в перевернутом виде, а также в горизонтальном и диагональном.

Не удивительно, что растительные мотивы являются излюбленной темой орнаментов многих стран мира. Это и понятно. Почти любое растение в своем строении орнаментально. Оно построено по принципу повторов некоторых элементов (листья, цветы, усики и т.п.), обладает радиальной или билатеральной симметрией, а плавные изгибы побегов словно являются частями воображаемых окружностей.

 

Наиболее простые примеры растительных мотивов имеют билатеральную симметрию и строятся на основе вспомогательных квадратов (рис. 51).

Рис. 51. Пример билатеральной симметрии в растительном мотиве

 

Более сложный прием - зеркальное отражение со сдвигом. В результате происходит последовательное чередование различных элементов. (Любопытно, что на свете существует множество растений у которых листорасположение соответствует приведенному примеру).

В более пышных растительных орнаментах присутствуют обычно все приемы, описанные выше: сдвиг, повороты, использование вспомогательных сеток, рисование деталей на основе дуг окружностей и т.п. (рис. 52).

Рис. 52. Пример использования различных приемов орнаментальной симметрии для построения растительного орнамента

 

Анималистические мотивы также часто служили декоративным целям. Слон в буддийских странах, баран в орнаментах античного Рима и эпохи Возрождения, змеи в кхмерском искусстве.

Из морской фауны использовались рыбы, а также дельфин в древнегреческом и древнеримском искусстве, в эпоху Возрождения в Италии и Франции; карп в китайском искусстве. Спрут получил большое распространение в критских и микенских декорах. Различные раковины моллюсков, и особенно морской гребешок, часто встречаются в декоративном искусстве Франции эпохи времен Людовика XV и Людовика XVI.

Мастера декоративного искусства широко использовали изображения насекомых: скарабей в Древнем Египте, бабочка во всех видах искусства Китая и Японии, пчела во французском ампире, стрекоза в японских изделиях и в европейском искусстве начала ХХ в.

Однако наибольшее применение во всех странах и почти во всех видах декоративного искусства нашли изображения птиц в силу символического смысла, который им придавался: сокол в Египте, орел в Риме, Византии и в Германской империи, павлин в христианском искусстве, журавль и мандариновая уточка в Китае и Японии. Но нередко мотив птицы использовался лишь в декоративных целях: коринфские вазы, некоторые мусульманские блюда, средневековые испанские ткани, ткани эпохи Людовика XVI и гончарная посуда индейцев зуни.

Кроме реальных животных, изображенных целиком, в качестве декоративных мотивов использовались части тела животных: бычьи головы, известные уже из первобытного искусства, львиные лапы в египетской мебели, протомы в искусстве греков, а также сказочные существа, такие, как египетские сфинксы или грифоны и химеры греческой и римской античности, Византии и эпохи Возрождения, драконы, феникс и маски тао-тё в китайском искусстве. К этим чудовищам следует отнести также и фантастических зверей с двумя туловищами и одной головой - мотив, более распространенный, чем принято считать, и даже одноглавые существа с тремя туловищами.

Человек, естественно, очень часто используется как сюжет орнамента, иногда в виде схематического изображения, иногда стилизованно, иногда реалистически.

В декоративном искусстве всех стран мы встречаем изображения мужчины и женщины поодиночке или в группах, в позах спокойных и величественных или, наоборот, в динамичном движении и даже в необузданном танце. Фигуры могут быть обнаженными или в одеждах, закрывающих почти все тело.

Есть и карикатурные изображения (греческие терракоты, резные украшения готических откидных скамеечек).

Человеческое лицо тоже служило мотивом декора, и на его основе родился маскарон.

Использовались и некоторые отдельные части человеческого тела: глаз, сердце, нога, рука, которая могла иметь четыре, а то и три пальца (мусульманское искусство).

Формы человеческого тела использовались также и для создания фантастических существ: кентавры и сирены античности, ангелы христианского мира, амуры (итальянские путти), полуфигуры и особенно ренессансные гротески с телами, вырастающими из растений.

Пейзаж с человеческими фигурами или без них используется довольно редко или же сводится к дому с одним или двумя деревьями. Встречается так же тема волн и облаков, (в основном в китайской орнаментике). За основу берутся фигуры, контур которых составлен отрезками дуг. Элементы таких фигур порой напоминают кусок листа, купол храма или закрученный гребень волны. Затем полученный контур многократно обводится разнообразными линиями, разделенными небольшими промежутками. Они как бы объединяют элементы узора в единое целое.

Иногда элементы узора строятся по закону зеркальной симметрии, однако кроющие линии проходят при этом только по верхнему контуру. Нередко элементы орнамента выстраиваются как бы в два яруса.

Неодушевленные предметы составляют немаловажную часть декора. Достаточно вспомнить готические свитки и ленты XVIII столетия, доспехи и трофеи, вазы и рог изобилия эпохи Людовика XIV и садовые орудия времен Людовика XVI, так же, как и греческие корабли, голландские ветряные мельницы, японские мосты и веера, французские монгольфьеры.

Количество и разнообразие предметов, используемых в декоративном искусстве, исключает всякую возможность классификации. Можно сказать, что все, когда бы то ни было вышедшее из рук человека, впоследствии послужило орнаментальным мотивом.

6.4. Комплексные мотивы

К этой категории мы можем отнести мотивы с двойным назначением, утилитарным и декоративным. Здесь мы прежде всего рассмотрим надписи: прямолинейное написание китайских иероглифов, куфическое арабское письмо, римские прописные буквы. Надпись имеет смысловую нагрузку и одновременно является украшением. Чаще всего ее помещают на бордюрах.

Древнегреческие и средневековые готические буквы гораздо меньше использовались в декоративном искусстве, чем арабский шрифт, который подчас настолько растворяется в сплетении линий, украшающих фон, что сам становится орнаментом.

Декоративность арабской вязи побуждала иной раз христиан использовать ее просто в качестве украшения («Комментарии св. Беата к «Апокалипсису» XI в. с надписью «Нет бога кроме Аллаха»), на мусульманских тканях встречаются буквы, перевернутые вертикальным штрихом вниз ради достижения большего декоративного эффекта. Надписи помещались и на камне, и на керамике, на простых и драгоценных металлах, на тканях.

Далее следуют символические мотивы. Они разнообразны и во многом повторяют мотивы, о которых говорилось выше. Так, треугольник символизирует горы на керамике неолитического Китая и додинастического Египта; круг, спираль и близкие им мотивы в Древнем Китае имеют космологический смысл, они изображают небо, движение светил, облака и гром; круг, разделенный надвое спиралью - знак «инь-янь», - обозначает нераздельность мужского и женского начал.

Среди растительных мотивов символического характера общеизвестны древо жизни в Месопотамии и Иране, роза, как королевский символ средневековой Англии, лилия во Франции; следует также упомянуть цветок лотоса в буддийском искусстве. Что касается символических мотивов, почерпнутых из фауны, в предыдущем разделе уже говорилось о птицах.

Христианское искусство Востока и Запада использовало целый ряд символических мотивов - от рыбы, раннехристианского символа, до эпиграфических - IHS и хризмы; сюда же относятся ягненок, павлин и феникс, пальма, якорь, дельфин, обвивающий трезубец, и, разумеется, на первом месте крест, существующий во многих вариантах, каждый из которых очень декоративен.

 

В некоторых случаях мы видим сочетание нескольких символов: так, например, на саркофагах из Латеранского музея над крестом изображена хризма.

Вслед за символическими мотивами упомянем также и геральдические. Можно увидеть гербы в форме круга в мусульманском искусстве, в частности, использованные для украшения лампад в мечетях.

Японские фамильные гербы также имеют форму круга. Иногда они составляют единственный узор предмета и изображаются золотом на фоне черного лака или на керамике, они же образуют декор цубы или служат узором роскошных тканей. Во всех случаях достигается очень удачный декоративный эффект.

В Европе мотив герба встречается главным образом в средневековом искусстве. Поскольку сама цель герба состоит в том, чтобы подчеркнуть престиж, гербы имели не только семьи, но и государства, города, цеховые корпорации и всякие иные общественные группы.

Форма гербового щита меняется в зависимости от эпохи; в готической Франции она более декоративна, чем в последующие века. Гербы имеют различные формы в разных странах, и итальянские, и немецкие гербовые щиты нельзя спутать с французскими. Позднее к щиту стали добавлять различные элементы, которые его усложняют в декоративном отношении: такими добавлениями были шлем или корона, помещенные над щитом, львы или другие животные, которые его поддерживают, а под ним лента с девизом.

Некоторые гербы германских стран настолько перегружены деталями, что в большой степени утрачивают художественную ценность. В геральдическом искусстве ценится, прежде всего, лаконизм: с декоративной точки зрения наилучшими являются самые простые гербы.

6.5. Принципы построения орнамента

Различные системы декора позволяют извлечь наибольший эффект из избранных мотивов. Главный из них повторение, которое уже само по себе, если мотив удачно выбран, дает хороший декоративный эффект.

Повторение придает ценность малозначительному элементу; его регулярность может создать ощущение величин и порядка, спокойной и уверенной силы. Повторение мы часто видим в бордюрах, лентах и фризах.

Инверсия (обратное расположение) узора дает один и тот же мотив попеременно в противоположных направлениях и этим позволяет избежать однообразия.

Чередование выполняет ту же роль, помещая мотив то в вертикальном, то в горизонтальном направлениях. Можно также чередовать элементы плоские и рельефные, прямые и изогнутые; и, наконец, художник может добиться особого эффекта чередованием цвета или даже только светлых и темных тонов.

Симметрия располагает два сходных мотива по обе стороны от оси, изображенной или воображаемой, - абсолютная симметрия.

Существует также относительная симметрия, которая достигается не сопоставлением сходных деталей, а равновесием масс; частичная симметрия сводится к деталям мотива.

По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на геометрический состоящий из абстрактных форм, природный, куда входят растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и т.п.; зооморфный (животный), стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных; антропоморфный, использующий для мотива человека; пейзаж и неодушевленные предметы.

Комплексные мотивы включают в себя надписи, символы, геральдическую тематику и имеют двойное назначение, утилитарное и декоративное.

6.5.1. Использование вспомогательных линий

Приведем примеры построения геометрического орнамента с помощью решетки.

Неожиданный результат можно получить, если вписать в большой квадрат девять маленьких квадратиков вспомогательной решетки (рис. 53).

 

 

 

Рис. 53. Пример орнамента из квадратов на основе вспомогательной решетки

Более сложные мозаичные орнаменты на основе сетки (рис. 54).

Рис. 54. Пример сложного орнамента на основе вспомогательной решетки

Если на основе стандартной сетки сделать ряд дополнительных построений, получим еще более сложный орнамент (рис. 55).

 

 

 

Рис. 55. Пример орнамента на основе стандартной сетки с применением дополнительных построений

В качестве вспомогательных приемов на рисунках даны решетки, пользуясь которыми совсем нетрудно воспроизвести любой из приведенных ниже орнаментов.

В основе решетки из первых отрезков лежат концентрические круги, вписанные в прилегающие друг к другу квадраты (рис. 56).

 

Рис. 56. Пример орнамента на основе концентрических кругов

Если соединить вписанные в квадраты круги, расположенные в шахматном порядке, возникает красивая «гибкая» сеть. В ее ячеях находятся квадраты, геометрическая строгость которых только подчеркивает плавность обводов линий, соединяющих окружности (рис. 57).

 

 

Рис. 57. Пример орнамента на основе кругов, расположенных в шахматном порядке

На основе квадратной сетки удается построить несложный, но красивый орнамент, принцип построения которого не столь очевиден без вспомогательных линий (рис. 58).

 

 

Рис. 58. Пример орнамента на основе квадратной сетки

Развитие предыдущего орнамента за счет добавления ромбовидных элементов и превращения линий в полосы (рис. 59).

 

 

Рис. 59. Пример орнамента на основе ромбовидных элементов

 

Еще один пример, как с помощью сетки удается создать орнамент «сжатых крестов» (рис. 60).

 

 

Рис. 60. Пример построения орнамента при помощи сетки

Диагонали квадратов становятся сторонами ромбовидного элемента этого орнамента. В два других орнамента вписываются круги, на основе которых рисуются зеркально симметричные спирали (рис. 61).

 

 

Рис. 61. Пример построения сложносоставного орнамента при помощи сетки

Некоторые узоры, в основе которых лежат переплетающиеся полосы, без особого труда строятся на основе «квадратной» решетки. Для рисования других бывает полезно разделить квадраты решетки горизонтальными или вертикальными линиями.

За счет деформации решетки в вертикальном или горизонтальном направлении любой орнамент, в том числе и «плетеный», удается растягивать в том или ином направлении. Для вырисовывания двух переплетающихся лент часто бывает достаточно использовать всего четыре горизонтальные вспомогательные линии.

Такой подход к построению геометрического орнамента является верным и для других видов орнамента.

6.5.2. Построение плетеного орнамента

С помощью вспомогательных сеток удается строить достаточно сложные элементы орнаментов, представляющие собой переплетающиеся ленты.

Сначала на основе частой сетки строится плоское изображение (рис. 62).

 

Рис. 62. Пример построения орнамента, представляющего собой переплетающуюся ленту

Затем выбирается последовательность прохождения одних полос под или над другими, а решетка стирается (рис. 63).

 

Рис. 63. Пример доработки орнамента, представляющего собой переплетающуюся ленту

Ниже приведены примеры орнамента в виде переплетающихся лент. При их построении тоже была использована решетка (рис. 64).

 

 

 

Рис. 64. Пример орнамента, в виде переплетающихся лент

Вот еще один вспомогательный прием. Сначала создайте с помощью решетки нитевидный узор (рис. 65).

 

 

Рис. 65. Пример создания орнамента, в виде переплетающихся лент, (начальный этап)

Затем сделайте так, чтобы каждая линия приобрела определенную толщину, а потом решайте, в какой последовательности получившиеся полосы будут переплетаться (рис. 66).

 

 

Рис. 66. Пример создания орнамента, в виде переплетающихся лент, (конечный этап)

Некоторые узоры, в основе которых лежат переплетающиеся полосы, без особого труда строятся на основе «квадратной» решетки.

Для рисования других бывает полезно разделить квадраты решетки горизонтальными или вертикальными линиями (рис. 67).

 

 

Рис. 67. Пример создания орнамента в виде переплетающихся лент с помощью сложной решетки

За счет деформации решетки в вертикальном или горизонтальном направлении любой орнамент, в том числе и «плетеный», удается растягивать в том или ином направлении. Для вырисовывания двух переплетающихся лент часто бывает достаточно использовать всего четыре горизонтальные вспомогательные линии.

6.5.3. Использование окружностей

Путем вращения исходного элемента вокруг центра создаются разнообразные розетки.

Что получится если вращать круг? Предположим, точка вращения находится на его окружности.

Тогда мы получим розетку из кругов, каждый, из которого касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги) (рис. 68).

На рисунке таких кругов четыре и для удобства дальнейших построений они вписаны в круг большего диаметра.

Воспользуемся рисунком как вспомогательной сеткой линий. Оставим лишь правые половинки окружностей.

В результате получим фигуру, напоминающую индуистский символ развития, в двадцатом веке известный как свастика (рис. 69).

 

Рис. 68. Пример построения розетки из кругов

 

 

Рис. 69. Пример построения фигуры в виде «свастики», полученной на основе вспомогательных кругов

Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо соприкасаться с соседним кругом только в одной точке (рис. 70).

 

Рис. 70. Пример построения розетки на основе вспомогательных кругов

 

Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре (рис. 71).

 

 

Рис. 71. Пример построения «готической» фигуры, полученной на основе вспомогательных кругов

Количество вспомогательных кругов, полученных за счет вращения исходного, может быть разным, например три (рис. 72).

 

Рис. 72. Пример построения фигуры, полученной на основе трех вспомогательных кругов

Если их всего два, легко построить фигуру, известную как древние восточные символы единства противоположных сущностей - Инь и Янь (рис. 73).

 

 

Рис. 73. Пример построения фигуры полученной на основе двух вспомогательных кругов

Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей. Взгляните на следующий прием (рис. 74).

 

 

 

Рис. 74. Пример построения орнамента, полученного путем вращения окружностей

Каждый из четырех кругов этого орнамента получен путем зеркального отражения соседнего круга. Внутри каждого круга, без труда, можно обнаружить элементы дуг, преобразованных в линии растительного мотива. Работает только что описанный прием.

Сдвигая круги по горизонтали, легко получить звенья одной цепи.

6.5.4. Меандры

Классический меандр мог разбавляться различными элементами вставок. В данном случае это решетчатые квадраты (рис. 75).

 

 

Рис. 75. Классический меандр с элементами вставок

Прерывистый меандр. В качестве вставок использованы вписанные друг в друга прямоугольники (рис. 76).

 

 

 

Рис. 76. Прерывистый меандр

При сочетании двух меандрических линий возникает изображение свастики - очень древнего символа эволюции (рис. 77).

 

 

 

Рис. 77. Сочетание двух меандрических линий

 

Нетрудно увидеть в изгибах волнистых линий тот же принцип меандра, только лишенный своей геометрической четкости (рис. 78).

 

 

 

Рис. 78. Использование принципа меандра, при построении волнистых линий

Скруглив завитки предыдущего орнамента, получим соединенные подобным образом круги (рис. 79).

 

 

Рис. 79. Вариация меандра

6.5.5. Черепичные мотивы

Стилизованные изображения стволов некоторых деревьев напоминали современную черепицу. В этом примере она напоминает также чешую рыбы или перья птицы (рис. 80).

 

 

 

Рис. 80. Стилизованные изображения стволов деревьев, напоминающие современную черепицу

Шаг вперед по пути обобщения изображения - элементы орнамента стали предельно обобщенными, геометричными (рис. 81).

 

 

 

Рис. 81. Обобщение изображения стволов деревьев

 

Еще один вариант «черепичного» орнамента (рис. 82).

 

 

Рис. 82. Вариант «черепичного» орнамента

 

В дальнейшем такие приемы использовались, как части более сложной композиции.

Оттолкнувшись от «черепичного» мотива создается орнамент, основанный на поворотах составляющих его элементов. Возникшие пустоты, между деталями, заполнены (рис. 83).

 

 

Рис. 83. Орнамент, основанный на поворотах составляющих его элементов

 

Глава 7. Декор




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 6859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.