Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема ликвидации неграмотности




Развитие системы образования, просвещения и науки в 1930-е годы

 

Меры, предпринятые правительством БССР в 1920-е годы по ликвидации неграмотности и созданию системы образования, несмотря на значительные усилия и затраты, оказались недостаточными. Начавшаяся в республике в конце 1920-х годов индустриализация, форсированная перестройка сельскохозяйственного производства требовали все больше квалифицированных кадров. По данным на 1929 г. в целом по СССР на 100 рабочих приходилось 1,8 инженеров и техников, в БССР – всего лишь 0,8. Главным препятствием для увеличения количества квалифицированных специалистов на производстве оставались неграмотность и малограмотность взрослой части населения.

Острота проблемы и обстановка повышенного энтузиазма, характерная для первой пятилетки, обусловили принятие явно завышенных темпов ликвидации неграмотности в республике. Предполагалось, что всеобщая грамотность взрослого населения БССР будет достигнута уже в 1931-1932 гг. годах. Однако в действительности доля охваченных обучением неграмотных взрослых в эти годы не превышала 71%.

Как и в 1920-е годы продолжали работать школы для взрослых, пункты ликвидации неграмотности, добровольное общество «Долой неграмотность». Однако если в 1920-е годы главную силу системы ликвидации неграмотности составляли учителя, то в начале 1930-х гг. акцент переносился на привлечение добровольцев-непрофессионалов. Недостаток материальных и кадровых ресурсов в определенной мере восполнялся энтузиазмом. Еще с конца 1920-х годов комсомол при поддержке партийных, государственных и общественных организаций инициировал массовый культпоход по ликвидации неграмотности. По данным на 1932 г. в БССР насчитывалась 31 тысяча культармейцев – добровольцев из числа фабрично-заводской молодежи, учащихся учебных заведений, направлявшихся на работу среди неграмотного населения городов и деревень. Наряду с обучением неграмотных и малограмотных они занимались идеологической и просветительской работой, важное место в которой занимала антирелигиозная пропаганда. Привлечение к борьбе с неграмотностью общественности частично решало материальные и кадровые проблемы, но заметно снизило качество обучения, так как большинство культармейцев в лучшем случае обладали начальным образованием. Это обстоятельство послужило одной из причин рецидивов неграмотности. Нередкими были случаи, когда учащиеся школ, ликвидационных пунктов, курсов для неграмотных покидали их после нескольких месяцев учебы. Несовершенной оставалась методика работы с неграмотными взрослыми, по-прежнему слабой была материальная база, остро стояла проблема учебников, наглядных пособий. Попытки преодолеть неграмотность путем организации чрезвычайных кампаний (декадников, месячников, штурмов, слетов, мобилизаций и пр.), как правило, не приносили реальных результатов.

Новый этап борьбы за всеобщую грамотность начался в 1932-1933 гг. С этого времени начала создаваться сеть государственных общеобразовательных школ для взрослых, которая вытеснила ликвидационные пункты и другие краткосрочные формы обучения грамоте. Тенденция к усилению административно-командной роли государства в борьбе с неграмотностью нашла выражение в ликвидации в 1936 г. всесоюзной добровольной общественной организации «Долой неграмотность» и ее отделений в республиках Союза ССР.

В 1932 г. был принят ряд постановлений правительства БССР, направленных на реорганизацию системы просвещения и образования взрослых, прежде всего рабочих. С 1 октября 1932 г. в БССР вводилось всеобщее обязательное обучение для рабочих и членов профсоюзов в возрасте от 16 до 45 лет в объеме 4-х летней школы. С 31 октября 1933 г. было введено обязательное обучение для малограмотных трудящихся в возрасте от 16 до 45 лет. Вечерние школы рабочей молодежи преобразовывались в политехнические производственные школы, которые наряду с общим образованием давали технические знания в объеме средней рабочей квалификации. Со второй половины 1930-х гг. возросла роль школ повышенного типа для взрослых. С 1935 г. они стали именоваться неполными средними и средними общеобразовательными школами взрослых.

Вместе с тем уровень грамотности в республике повышался крайне медленно. Помимо субъективных причин (невозможность или нежелание учиться) имелись объективные обстоятельства - в трудоспособный возраст ежегодно вступала молодежь, не обучавшаяся в школе. Эта ситуация была оценена как неудовлетворительная в постановлении ЦК КП(б)Б и СНК БССР от 19 февраля 1936 г. «О работе по обучению неграмотных и малограмотных». Перед Народным комиссариатом просвещения республики была поставлена задача в течение двух лет добиться реальных успехов в полной ликвидации неграмотности и малограмотности взрослых в возрасте до 50 лет. С 1936 г. вводилось обязательное обучение для неграмотной молодежи в возрасте от 14 до 18 лет. Особое внимание уделялось обучению неграмотных и малограмотных допризывников. Постановление сыграло определенную мобилизующую роль в борьбе с неграмотностью и малограмотностью. По данным официальной статистики в 1935-1936 учебном году количество обучавшихся неграмотных составляло 6,3 тыс. человек, в 1936-1937 учебном году – 62,1. Количество малограмотных, проходивших обучение в эти же годы, возросло со 135, 3 тысяч человек до 165,2 тысяч соответственно. Однако следует иметь в виду, что в работе по ликвидации неграмотности и малограмотности в 1930-е гг. почти правилом стало преувеличение реальных достижений. По переписи 1937 г. критерием грамотности являлось умение читать по слогам и подписывать свою фамилию.

К концу 1930-х гг. в БССР удалось преодолеть массовую неграмотность. По сравнению с 1920-и годами успехи были очевидными. По данным на 1926 г. грамотность населения БССР в возрасте от 9 лет и старше составляла 53,1%. Показатель грамотности в БССР по данным Всесоюзной переписи 1939 г. (без западных областей) составил 78,9%. Все же полностью покончить с неграмотностью взрослого населения не удалось даже к концу 1930-х гг. Устойчивой зоной неграмотности оставалась деревня - в 1937 г. грамотные составляли 73% от всего сельского населения. Медленно росло в БССР число грамотных женщин - в 1926 г. они составляли 35,8%, в 1939 – 68,1% (в том же 1939 г. в РСФСР доля грамотных женщин составляла 83,9%). Постановление СНК БССР от 13 апреля 1939 г. «О ходе ликвидации неграмотности и малограмотности в БССР» поставило задачу достичь всеобщей грамотности населения БССР в кратчайшие сроки.

Присоединение к БССР западных областей снизило достигнутые к концу 1930-х гг. показатели, так как 35% жителей этой части Беларуси не умели читать и писать. 17 сентября 1939 г. ЦК КП(б)Б принял постановление «О мероприятиях по организации народного просвещения в западных областях БССР», в соответствии с которым здесь прошла коренная перестройка системы образования. В короткие сроки был проведен учет неграмотного взрослого населения до 45 лет, и началось создание системы ликвидации неграмотности по образцу восточных регионов БССР. Первые школы ликвидации неграмотности были открыты в ноябре 1939 г. Обучение проводилось на белорусском языке.

До начала Великой Отечественной войны проблема всеобщей грамотности населения республики не была решена. Много неграмотных оставалось среди населения старше 50 лет. Поэтому работа по ликвидации неграмотности продолжалась в послевоенный период.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.