Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право на коммерческое обозначение 2 страница




1. Квалифицирующим признаком единой технологии в целях определения сферы применения правил гл. 77 ГК является участие публичного образования (Российской Федерации, субъекта РФ) в качестве инвестора или соинвестора в ее создании. Бюджетное финансирование осуществляется в государственных интересах, для удовлетворения государственных нужд, в том числе в рамках реализации целевых программ. Поскольку единая технология специально создается для использования в качестве технологической основы определенной практической деятельности, конечной целью выделения бюджетных средств является не сам факт создания единой технологии, а ее практическое применение в государственных интересах. По указанным причинам лицо, которому в соответствии со ст. 1544 ГК принадлежит право на технологию, а также любое лицо, которому передается или к которому переходит это право в соответствии с правилами ГК, обязано осуществлять ее практическое применение (внедрение) (п. 1 ст. 1545 ГК). Таким образом, обязанность практического применения единой технологии следует за правом использования единой технологии. В случае отчуждения права на единую технологию новый правообладатель приобретает не только право на технологию, но и обязанность практически применять (внедрять) ее. Такие же последствия наступают и для лицензиата, который наряду с правом использования единой технологии приобретает обязанность ее практического применения (внедрения).

Практическое применение (внедрение) единой технологии последовательно обеспечивается нормами части четвертой ГК. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 1544 ГК способ правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии, должен обеспечивать практическое применение технологии.

Следует отметить, что у публичного образования обязанность практического применения единой технологии не возникает, так как право на единую технологию, принадлежащее Российской Федерации или субъекту РФ, подлежит отчуждению. Так, согласно абз. 2 п. 1 ст. 1547 ГК, если право на технологию принадлежит в соответствии с подп. 2, 3 п. 1, п. 2 ст. 1546 публичному образованию, такое право должно быть отчуждено лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения, а право на единую технологию, непосредственно предназначенную для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, незамедлительно после того, как Российская Федерация утратит необходимость сохранения этих прав за собой.

2. В соответствии с отсылочной нормой п. 2 ст. 1545 содержание обязанности внедрения технологии, сроки, другие условия и порядок исполнения этой обязанности, последствия ее неисполнения и условия прекращения определяются Правительством РФ.

 

Статья 1546. Права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на технологию

1. Право на единую технологию первоначально может возникнуть у исполнителя (п. 1 ст. 1544), у публичного образования, финансировавшего создание технологии (п. 1, 2 ст. 1546), или же совместно у нескольких лиц, участвовавших в проекте по созданию единой технологии (п. 1 ст. 1549 ГК).

В п. 1, 2 ст. 1546 установлен исчерпывающий перечень фактических обстоятельств, при наличии которых право на единую технологию в результате ее создания возникает у публичного образования - Российской Федерации или субъекта РФ.

Закон связывает возникновение права на технологию у Российской Федерации с тремя правообразующими фактами. Два из них, предусмотренные подп. 2, 3 п. 1 ст. 1546 ГК, по своему содержанию совпадают с основаниями возникновения права на единую технологию у субъекта РФ, указанными в подп. 1, 2 п. 2 ст. 1546 ГК. Важно отметить, что право на единую технологию, которое первоначально в силу императивных норм п. 1, 2 ст. 1546 ГК возникает у публичного образования, может быть приобретено третьими лицами только производным способом, в том числе по договору.

2. Первое основание, с которым закон связывает возникновение у Российской Федерации права на единую технологию, предусмотрено подп. 1 п. 1 ст. 1546 ГК и выражается в особом назначении технологии. Если единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности России и создана за счет или с привлечением средств федерального бюджета, право на такую технологию принадлежит Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 1546 ГК). По основанию, предусмотренному подп. 1 п. 1 ст. 1546 ГК, право на единую технологию может возникнуть только у Российской Федерации, поскольку вопросы обороны и безопасности государства относятся к исключительной компетенции Российской Федерации (п. "м" ст. 71 Конституции) и, следовательно, субъекты РФ не вправе осуществлять расходование бюджетных средств на указанные цели.

В отсутствие утвержденного перечня технологий, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности России, квалификация технологий в целях определения применимости нормы подп. 1 п. 1 ст. 1546 ГК осуществляется через призму общих положений ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности". Дополнительным ориентиром может служить ст. 6 ФЗ от 29.04.2008 N 57-ФЗ, в которой определено 42 вида деятельности, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства*(314). С учетом изложенного, согласно подп. 1 п. 1 ст. 1546 ГК право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, принадлежит Российской Федерации в случаях, когда:

а) технология предназначена для использования в сфере организации обороны, включая оборонное производство, в сфере использования оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества в целях вооруженной защиты России (п. "м" ст. 71 Конституции, ст. 2 ФЗ "Об обороне");

б) технология предназначена для использования в сфере защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, т.е. в целях удовлетворения совокупности потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития государства (ст. 1, 2 ФЗ "О безопасности").

3. Второе обстоятельство, с которым закон связывает возникновение у публичного образования, финансировавшего создание единой технологии, права на нее, выражается в факте принятия Российской Федерацией или субъектом РФ на себя обязательства по финансированию работ по доведению единой технологии до стадии практического применения (подп. 2 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 1546 ГК). В данных нормах определено, что публичное образование может принять на себя бремя финансирования как до начала создания единой технологии, так и в последующем. Однако в ГК не определен момент, с которого возникает право на единую технологию. Из положений ст. 1542, 1544 ГК следует, что право на единую технологию не требует государственной регистрации и первоначально возникает в момент завершения работ по ее созданию, т.е. в момент создания единой технологии. Следовательно, нормы подп. 2 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 1546 ГК подлежат применению только в том случае, если правообразующий факт принятия публичным образованием на себя финансирования работ по доведению единой технологии до стадии практического применения предшествовал моменту создания единой технологии.

4. Третье основание, с которым закон связывает возникновение у публичного образования, финансировавшего создание единой технологии, права на нее, установлено нормами подп. 3 п. 1, подп. 2 п. 2 ст. 1546 ГК и выражается в факте неисполнения в полном объеме лицом, организовавшим создание единой технологии (исполнителем), обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 1544 ГК. Если исполнитель не обеспечил до истечения 6 месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершения всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии, право на единую технологию принадлежит публичному образованию, финансировавшему ее создание.

5. Право на единую технологию, принадлежащее публичному образованию, является либо федеральным имуществом, либо имуществом субъекта РФ. В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 1546 ГК порядок управления правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации, определяется Правительством РФ (см. Правила управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2010 N 1089), а порядок управления правом на технологию, принадлежащим субъекту РФ, определяется органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

6. В целях обеспечения юридической и фактической применимости единой технологии в гл. 77 ГК последовательно закреплена обязанность исполнителя совершить все действия, необходимые для обеспечения легитимности использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии путем заключения необходимых договоров, а также путем получения правовой охраны результатов, специально созданных для включения в состав единой технологии или не получивших надлежащей правовой охраны в соответствии с правилами разд. VII ГК, в том числе путем подачи заявки на выдачу патентов, на государственную регистрацию результатов, введения в отношении соответствующей информации режима сохранения тайны, а также и последствия неисполнения данной обязанности (п. 2 ст. 1544, п. 3 ст. 1546 ГК). При этом не имеет значения, у кого первоначально в результате создания единой технологии возникает право на нее - у публичного образования или у исполнителя. В случаях, когда в соответствии с п. 1, 2 ст. 1546 ГК право на технологию принадлежит публичному образованию, исполнитель также обязан выполнить требования п. 2 ст. 1544 ГК и принять меры для признания за ним и получения прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности для последующей передачи этих прав соответствующему публичному образованию (п. 3 ст. 1546 ГК).

7. Распоряжение правом на единую технологию может осуществляться путем передачи его полностью или частично другим лицам по договору или по иной сделке, в том числе по договору об отчуждении этого права, по лицензионному договору либо по иному договору, содержащему элементы договора об отчуждении права или лицензионного договора (ч. 1 ст. 1550 ГК), если иное не предусмотрено ГК или законом. К правоотношениям, связанным с распоряжением правом на единую технологию, применяются нормы разд. VII ГК с особенностями, установленными гл. 77 ГК, а в отношении единой технологии, принадлежащей Российской Федерации, и с особенностями, установленными нормами ФЗ от 25.12.2008 N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии" (п. 5 ст. 1546 ГК).

 

Статья 1547. Отчуждение права на технологию, принадлежащего Российской Федерации или субъекту Российской Федерации

1. Норма п. 1 ст. 1547 ГК возлагает на публичное образование, которому на основании п. 1, 2 ст. 1546 ГК принадлежит право на единую технологию, обязанность по его отчуждению. Важно отметить, что нормы ст. 1547 ГК применяются только в случае, если право на единую технологию возникло у Российской Федерации или субъекта РФ первоначальным способом в результате создания единой технологии, а не производным способом, в результате приобретения права на единую технологию у третьего лица.

При отчуждении права на единую технологию в порядке ст. 1547 ГК должны быть соблюдены требования относительно приобретателя права, максимальных сроков, способа и иных условий отчуждения права на единую технологию, установленные комментируемой статьей.

Право на единую технологию может быть отчуждено только лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями. Заинтересованность приобретателя права на единую технологию в ее внедрении и наличие у него реальных возможностей для этого обеспечивается условиями торгов, соблюдение которых необходимо для заключения договора об отчуждении права на единую технологию.

Право на технологию, непосредственно связанную с обеспечением обороны и безопасности России, и которое возникает у Российской Федерации на основании подп. 1 п. 1 ст. 1546 ГК, должно быть отчуждено другому лицу незамедлительно после того, как Российская Федерация утратит необходимость сохранения за собой этого права (абз. 2 п. 1 ст. 1547 ГК). В отношении права на технологию, которое возникло у публичного образования на основании подп. 2, 3 п. 1, п. 2 ст. 1546 ГК, установлен иной срок отчуждения. Когда публичное образование до создания единой технологии или в последующем приняло на себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения, а также в случаях, когда исполнитель не обеспечил до истечения 6 месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершения всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на составные части технологии, право на единую технологию должно быть отчуждено в течение 6 месяцев со дня получения соответствующим публичным образованием прав на результаты интеллектуальной деятельности, необходимые для практического использования этих результатов в составе единой технологии (абз. 1 п. 1 ст. 1547 ГК). Важно отметить, что право на единую технологию и исключительные права на результаты, входящие в ее состав, являются самостоятельными имущественными правами. Обладатель права на единую технологию может являться владельцем исключительных прав на составные части единой технологии, а также может быть их лицензиатом. В этой связи моментом получения публичным образованием прав на результаты, необходимые для практического использования этих результатов в составе единой технологии, следует считать момент, когда публичное образование получило право использовать составные части технологии в объеме, достаточном для свободного осуществления права на единую технологию и для свободного распоряжения им (см. также коммент. к ст. 1544, 1546 ГК).

2. По общему правилу отчуждение права на единую технологию, которое возникло у правообладателя на основании п. 1, 2 ст. 1546 ГК, осуществляется возмездно (абз. 1 п. 2 ст. 1547 ГК). Исключение из данного правила установлено п. 3 ст. 1548 ГК. Безвозмездное отчуждение права на единую технологию допускается только в случаях, определенных Правительством РФ, при условии, что внедрение технологии имеет важное социально-экономическое значение либо важное значение для обороны или безопасности Российской Федерации, а размер затрат на ее внедрение делает экономически неэффективным возмездное приобретение права на технологию.

3. Договор об отчуждении права на единую технологию по общему правилу заключается путем проведения торгов. В развитие нормы абз. 3 п. 2 ст. 1547 ГК порядок проведения конкурса или аукциона на отчуждение Российской Федерацией или субъектами РФ права на технологию, а также порядок передачи публичным образованием права на технологию без проведения конкурса или аукциона определен ФЗ "О передаче прав на единые технологии".

Передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения открытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии (ч. 2 ст. 4 ФЗ "О передаче прав на единые технологии"). По общему правилу торги проводятся в форме конкурса (абз. 1 п. 2 ст. 1547 ГК).

Посредством аукциона договор об отчуждении права на единую технологию, принадлежащего публичному образованию, может быть заключен только в случае, если отчуждение права на технологию по результатам конкурса невозможно (абз. 2 п. 2 ст. 1547 ГК). В случае признания конкурса несостоявшимся передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения аукциона на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию. В частности, конкурс может быть признан несостоявшимся, если ни одно из конкурсных предложений не обеспечивает достижение целей конкурса или в связи с тем, что на конкурс поступила заявка только от одного участника.

По общему правилу предметом торгов является право заключения договора об отчуждении прав на единые технологии (ч. 1 ст. 4 ФЗ "О передаче прав на единые технологии"). Передача права на единую технологию может осуществляться по результатам проведения конкурса на право заключения лицензионного договора о предоставлении права на использование единой технологии на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии в случае, если единая технология связана непосредственно с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации и необходимость сохранения этих прав за Российской Федерацией не утрачена.

При заключении договора об отчуждении права на единую технологию посредством проведения торгов подлежат применению ст. 447-449 ГК. Торги могут проводиться как в открытой, так и в закрытой формах. По общему правилу торги являются открытыми. Проведение закрытого конкурса (аукциона) осуществляется в случае, если сведения о единой технологии составляют государственную тайну (ч. 2 ст. 4 ФЗ "О передаче прав на единые технологии").

Важно отметить, что без проведения торгов право на единую технологию может быть отчуждено только в случаях, установленных ФЗ "О передаче прав на единые технологии" (абз. 3 п. 2 ст. 1547 ГК). Согласно ст. 8 ФЗ "О передаче прав на единые технологии" передача прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов осуществляется в случае, если лица, которым права на единые технологии принадлежат совместно с Российской Федерацией или субъектом РФ, согласились приобрести права на единые технологии в полном объеме. Передача прав на единые технологии без проведения аукционов также осуществляется, если:

1) к участию в аукционе допущено только одно лицо;

2) к участию в аукционе ни одного лица не допущено или все лица, допущенные к участию в аукционе, отказались заключить договоры о передаче прав на единые технологии;

3) конкурс на право заключения договора о безвозмездном отчуждении права на единую технологию или о безвозмездном предоставлении права на использование единой технологии по лицензионному договору признан несостоявшимся.

4. В состав единой технологии могут включаться результаты интеллектуальной собственности, созданные независимо от процесса создания технологии, а также результаты, созданные специально для использования в составе единой технологии. В последнем случае лицо, организовавшее создание единой технологии, является организатором создания ее составных частей - результатов интеллектуальной собственности. Такой исполнитель при прочих равных условиях имеет преимущественное право на заключение с публичным образованием договора о приобретении права на технологию (п. 3 ст. 1547 ГК). В обеспечение преимущественного права исполнителя норма ч. 1 ст. 7 ФЗ "О передаче прав на единые технологии" возлагает на организатора торгов обязанность направить исполнителю приглашение принять участие в конкурсе или аукционе независимо от того, открытым или закрытым является конкурс или аукцион.

Необходимо отметить, что ГК не установлены последствия несоблюдения требований п. 3 ст. 1547 ГК.

 

Статья 1548. Вознаграждение за право на технологию

1. В случаях, установленных п. 1 ст. 1544, п. 1, 2 ст. 1546 ГК, право на единую технологию возникает у лица, организовавшего ее создание, или у публичного образования в результате создания технологии (подп. 5 п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 1548 ГК). При этом не имеет значения, полностью или частично финансировался процесс создания единой технологии за счет бюджетных средств.

2. Приобретение права на единую технологию производным способом возможно в результате отчуждения права на единую технологию по сделке, в результате издания акта государственным органом, а также по иным основаниям, предусмотренным ГК или законом.

Договор по отчуждению права на единую технологию может быть возмездным и безвозмездным (абз. 1 п. 3 ст. 1234 ГК, ч. 5 ст. 10 ФЗ "О передаче прав на единые технологии"). По общему правилу отчуждение права на единую технологию, принадлежащего публичному образованию, третьим лицам осуществляется возмездно по результатам проведения торгов (абз. 1 п. 2 ст. 1547 ГК).

В случае, когда право на технологию отчуждается по договору, в том числе по результатам конкурса или аукциона, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за это право определяются соглашением сторон - правообладателя технологии и приобретателем (п. 2 ст. 1548 ГК). Важно отметить, что при отсутствии в возмездном договоре об отчуждении права на единую технологию условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным (абз. 2 п. 3 ст. 1234 ГК). При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК, не применяются.

3. В специальной норме п. 3 ст. 1548 ГК предусмотрен юридический состав, при наличии которого закон разрешает безвозмездное отчуждение права на единую технологию, принадлежащего Российской Федерации, субъекту РФ или иному правоообладателю, у которого право на единую технологию возникло безвозмездно. В соответствии с п. 3 ст. 1548 ГК безвозмездная передача права на единую технологию, в том числе путем его отчуждения и путем предоставления права использования единой технологии по лицензионному договору, допустима только при совокупности двух обстоятельств:

- внедрение технологии имеет важное социально-экономическое значение либо важное значение для обороны или безопасности России;

- размер затрат на внедрение единой технологии делает экономически неэффективным возмездное приобретение права на нее.

Перечень случаев, в которых допускается безвозмездная передача права на технологию, определяются Правительством РФ. Особенности распоряжения правом на единую технологию, которая принадлежит РФ, определяются законом о передаче федеральных технологий (абз. 2 п. 5 ст. 1546 ГК).

 

Статья 1549. Право на технологию, принадлежащее совместно нескольким лицам

1. В соответствии с п. 1 ст. 1549 ГК допустима множественность лиц на стороне правообладателя единой технологии. Однако в ГК не урегулирован вопрос о том, в каком порядке и при каких обстоятельствах право на единую технологию может первоначально возникнуть у нескольких участников проекта по созданию технологии. В силу гражданско-правового характера отношений, связанных с правовой охраной единой технологии и ее вовлечением в хозяйственный оборот, основным регулятором отношений между участниками проекта по созданию технологии является гражданско-правовой договор. В соответствии с принципом свободы договора (ст. 421 ГК) при условии смешанного финансирования и при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1, 2 ст. 1546 ГК, право на единую технологию может первоначально возникнуть одновременно у нескольких лиц - инвесторов проекта создания единой технологии (Российской Федерации, субъекта РФ, других инвесторов), исполнителя, иных правообладателей, включая обладателей исключительных прав на составные части единой технологии (п. 1 ст. 1549 ГК). При этом правила п. 1 ст. 1544 не должны применяться, если соглашением между участниками проекта, в результате осуществления которого создана единая технология, предусмотрен иной порядок распределения права на единую технологию.

2. В ст. 1549 ГК определены общие условия осуществления права на единую технологию, принадлежащего нескольким лицам совместно, и общие условия распоряжения таким правом.

Единая технология является совокупностью результатов интеллектуальной деятельности, объединенных единым целевым назначением (абз. 1 п. 1 ст. 1542 ГК). В этой связи норма абз. 1 п. 2 ст. 1549 ГК представляет собой исключение из общего правила абз. 1 п. 3 ст. 1229 ГК о порядке использования результатов, которые совместно принадлежат нескольким лицам. Если право на единую технологию принадлежит нескольким лицам совместно, то ни один из правообладателей не вправе единолично по своему усмотрению, без согласия остальных правообладателей использовать единую технологию. Осуществление права на единую технологию возможно только всеми правообладателями совместно (абз. 1 п. 2 ст. 1549 ГК).

Распоряжение правом на технологию, принадлежащим совместно нескольким лицам, осуществляется правообладателями по общему согласию (абз. 2 п. 2 ст. 1549 ГК). Взаимоотношения правообладателей единой технологии, не урегулированные нормами ст. 1549 ГК, определяются соглашением между ними (второе предложение п. 3 ст. 1229 ГК).

Вопросы передачи прав на единые технологии, принадлежащие совместно Российской Федерации или субъекту РФ и иным лицам, урегулированы не только правилами ст. 1549 ГК, но и нормой ст. 12 ФЗ "О передаче прав на единые технологии". В частности, за лицами, которым право на единую технологию принадлежит совместно с публичным образованием, закреплено преимущественное право на приобретение права на единую технологию (ч. 1 ст. 12 ФЗ "О передаче прав на единые технологии"). Лицо, осуществляющее от имени публичного образования распоряжение правом на единую технологию, обязано предложить в первоочередном порядке этим лицам приобрести право на единую технологию в полном объеме. При этом условия договора об отчуждении права на единую технологию должны предусматривать отсрочку в выплате вознаграждения за отчуждение права на единую технологию на срок не менее чем один год. Согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ "О передаче прав на единые технологии", если никто из лиц, которым право на единую технологию принадлежит совместно с публичным образованием, не захочет приобрести право на единую технологию в полном объеме и между правообладателями единой технологии не будет достигнуто согласие о передаче права на нее, лицо, осуществляющее распоряжение правом на единую технологию от имени публичного образования, вправе единолично распорядиться правом на данную единую технологию в порядке, установленном ФЗ "О передаче прав на единые технологии", с учетом интересов всех лиц, которым право на данную единую технологию принадлежит совместно с Российской Федерацией или субъектом РФ. Однако положения ч. 2 ст. 12 ФЗ "О передаче прав на единые технологии" противоречат абз. 2 п. 2 ст. 1549 и п. 3 ст. 1229 ГК.

3. Несоблюдение требований, установленных п. 2 ст. 1549 ГК относительно порядка распоряжения правом на единую технологию, может повлечь недействительность соответствующей сделки ввиду ее оспоримости. Сделка, на основании которой было отчуждено право на единую технологию или предоставлено право ее использования и совершенная одним из правообладателей, может быть признана недействительной по требованию остальных правообладателей из-за отсутствия у лица, совершившего сделку, необходимых полномочий в случае, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать об отсутствии полномочий на совершение такой сделки. В этой связи следует отметить, что распоряжение правом на единую технологию осуществляется по общему согласию правообладателей, взаимоотношения которых определяются соглашением между ними (абз. 2 п. 2 ст. 1549 во взаимодействии с п. 3 ст. 1229 ГК). По условиям соглашения, заключенного между правообладателями единой технологии, полномочия на совершение сделки по распоряжению правом на технологию могут быть предоставлены любому из правообладателей, или же, напротив, может быть предусмотрено совместное распоряжение правом на технологию. В последнем случае сделка по распоряжению правом на единую технологию должна быть совершена всеми правообладателями лично или через представителей.

4. Нормой п. 4 ст. 1549 ГК установлено исключение из правила абз. 2 п. 3 ст. 1229 ГК. Доходы от использования технологии, право на которую принадлежит совместно нескольким правообладателям, а также от распоряжения этим правом распределяются между правообладателями по соглашению между ними, а не поровну, как это предусмотрено абз. 2 п. 3 ст. 1229 ГК.

5. Возникновение права на единую технологию не порождает исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности, входящие в ее состав. Исключительное право на результаты, входящие в состав единой технологии, и право на единую технологию являются самостоятельными имущественными правами. Часть технологии, которая может быть использована независимо от иных частей этой технологии, имеет самостоятельное значение и самостоятельную экономическую ценность. Если часть технологии, право на которую принадлежит нескольким лицам, может иметь самостоятельное значение, соглашением между правообладателями может быть определено, право на какую часть технологии принадлежит каждому из правообладателей (абз. 1 п. 5 ст. 1549 ГК). Часть единой технологии, имеющая самостоятельное значение, может быть вовлечена в хозяйственный оборот независимо от единой технологии. При этом каждый из правообладателей вправе по своему усмотрению использовать принадлежащую ему часть технологии, имеющую самостоятельное значение, если иное не предусмотрено соглашением между правообладателями. Доходы от использования части технологии поступают лицу, обладающему правом на данную часть технологии (абз. 3 п. 5 ст. 1549 ГК).

Важно отметить, что осуществление права на технологию в целом, а также распоряжение правом на технологию в любом случае осуществляется совместно всеми правообладателями (абз. 2 п. 5 ст. 1549 ГК).

 

Статья 1550. Общие условия передачи права на технологию

1. В ст. 1550 ГК установлены общие правила гражданского оборота права на единую технологию. Правообладатель единой технологии может по своему усмотрению распоряжаться правом на нее, если иное не предусмотрено ГК или другим федеральным законом.

В целях применения норм гл. 77 ГК под передачей права на единую технологию понимается распоряжение правом на единую технологию любым способом, в том числе путем передачи его полностью или частично другим лицам по договору или по иной сделке, а также путем предоставления права использования единой технологии. Важно отметить, что ст. 1550 ГК устанавливает неисчерпывающий перечень оснований, по которым право на технологию или право на ее использование может возникнуть у третьих лиц производным способом. К числу наиболее распространенных относятся договор об отчуждении права на единую технологию, лицензионный договор, а также смешанный договор с элементами договора об отчуждении права или лицензионного договора, включая государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ и договор о научно-технической кооперации (ч. 1 ст. 1550 ГК). Распоряжение правом на технологию, принадлежащим публичному образованию, осуществляется с соблюдением правил разд. VII ГК (п. 5 ст. 1546). Таким образом, к договорам, на основании которых отчуждается право на технологию или предоставляется право использования единой технологии, применяются положения ст. 1234 или ст. 1235-1238 ГК соответственно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.