Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА ВТОРАЯ Сообщения, отвергаемые по причине пропуска в иснаде




 

1. Что имеется в виду под пропуском в иснаде?

Под пропуском в иснаде имеется в виду разрыв в цепи пе­редатчиков иснада, когда кто-либо из передатчиков намерен­но или не намеренно опускает имя одного или нескольких пе­редатчиков в начале, конце или середине иснада, что носит явный или скрытый характер.

2. Виды пропуска

В зависимости от того, явный или скрытый характер носит пропуск в иснаде, различаются два вида пропусков:

а) Явный пропуск: Пропуски такого рода известны как има­мам, так и всем прочим людям, занимающимся изучением ха­дисов. О существовании такого пропуска становится известно ввиду того, что передатчик не встречался со своим шейхом ли­бо потому, что не застал его в живых, либо потому, что он просто не встречался с ним, хотя они и являлись современни­ками, а это значит, что у него не было от него ни “иджазы”,[65] ни “виджады”.[66] Вот почему исследователю иснадов необходи­мо знать биографии передатчиков хадисов, включающие даты их рождения, смерти и данные о том, когда именно они зани­мались поисками хадисов, когда находились в пути, а также разные другие сведения.

Знатоки хадисов использовали для обозначения явных про­пусков четыре названия, выбор которых определялся местом пропуска или количеством пропущенных имен передатчиков. Имеются в виду нижеследующие названия:

1. المُعَلَّق Му‘алляк.

2. المُرْسَل Мурсаль.

3. المُعْضًل ْ Му‘даль.

4. المُنْقَطِعْ Мункати‘.

б) Скрытый пропуск: Пропуски такого рода замечают толь­ко искусные имамы, осведомленные о путях передачи хадисов и недостатках иснадов. Для их обозначения используются два названия:

1. المُدَلَّس Мудалляс.

2. المُرْسَل الخَفِيُّ Мурсаль хафи.

Ниже вниманию читателя предлагается подробное исследо­вание каждого из вышеупомянутых названий.

 

Му‘алляк

1. Определение

а) Слово “му‘алляк” (подвешенный) является причастием страдательного залога от глагола “‘алляка” (подвешивать что-то к чему-либо). Иснады этого вида стали называть “под­вешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, что делает их похо­жими на нечто подвешиваемое к потолку или к чему-нибудь еще.

б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких следующих друг за другом передатчиков.

2. Виды таких хадисов

а) К числу их относятся хадисы, иснады которых пропуще­ны полностью, после чего там может быть сказано следующее: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то и то-то».

б) К числу их относятся и такие хадисы, в иснадах которых пропущены имена всех передатчиков, кроме имени сподвиж­ника или же имен сподвижника и последователя.[67]

3. Пример:

Примером такого хадиса может служить сообщение, приво­димое аль-Бухари во введении к “Главе, в которой упоминает­ся о бедре”, где сказано:

– Абу Муса сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прикрыл свои колени, когда к нему вошел ‘Усман»[68]

Этот хадис является “подвешенным”, поскольку аль-Бухари опустил весь его иснад за исключением имени сподвижника, которым является Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах.

4. Суждение о таком хадисе

“Подвешенный” хадис является отвергаемым в силу того, что он не удовлетворяет одному из условий приемлемости, а именно – непрерывности иснада, так как в нем опущено имя одного или более передатчиков, и нам ничего не известно о нем или о них.

5. Суждение о “подвешенных” хадисах, приводимых в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима

Суждение о том, “подвешенный” хадис является отвергае­мым, относится к абстрактному определению “подвешенного” хадиса, однако если “подвешенный” хадис приводится в такой книге, где содержатся одни лишь достоверные сообщения, на­пример в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, то на него распро­страняется действие особого суждения, о чем можно сказать следующее: улемы занимались исследованием “подвешенных” хадисов, приводящихся в “Сахихе” аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады. Лучшим из них был хафиз Ибн Ха­джар, собравший эти сообщения в своем труде “Таглик ат-та‘лик”.

 

Мурсаль

1. Определение

а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного залога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, от­пускающий как бы отпустил иснад, не связав его с известным передатчиком.

б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в конце иснада которого после имени последователя имеется пропуск.[69]

2. Форма такого хадиса

В таком хадисе приводятся слова последователя независи­мо от того, мал он был или стар: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то», или: «…сделал то-то», - или: «В его присутствии было сделано то-то». Мухаддисы называют хадис “мурсаль”, если он имеет такую форму.

3. Пример

В пример можно привести один из хадисов, приводимых в «Книге торговых сделок» «Сахиха» Муслима, где сказано:

– Передал мне Мухаммад бин Рафи‘, сказавший: передал нам Худжайн, сказавший: передал нам аль-Ляйс, слышавший от ‘Укайля, слышавший от Ибн Шихаба, слышавшего от Са‘ида бин аль-Мусаййаба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал (то, что называется) “музабана”.[70]

Са‘ид бин аль-Мусаййаб был одним из выдающихся после­дователей. Он передавал этот хадис, в котором содержится сообщение о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не упоминая имени то­го, кто являлся связующим звеном между ним и пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Таким образом, в иснаде этого хадиса опущена его за­ключительная часть, иначе говоря имя того, кто упоминается до последователя. Это является наименьшей потерей, но быва­ет и так, что наряду с этим опущено, например, и имя после­дователя.

4. Какие хадисы факихи и знатоки основ религии относят к разряду “мурсаль”?

Хадисы, форма которых соответствует упомянутой нами, мухаддисы относят к разряду “мурсаль”, что же касается фа­кихов и знатоков основ религии, то их подход к этому являет­ся более общим. Так, например, любой хадис, в иснаде кото­рого не упоминается один или несколько передатчиков, не следующих друг за другом,[71] они относят к разряду хадисов “мурсаль”, и такого же мнения придерживаются последовате­ли аль-Хатиба.

5. Суждение о таком хадисе

В основе своей хадис категории “мурсаль” является слабым и отвергаемым в силу того, что он не удовлетворяет такому не­обходимому условию приемлемости, как непрерывность исна­да. Кроме того, ничего не известно о том передатчике, имя ко­торого опущено, а это значит, что он может и не являться спо­движником, а это значит, что в подобном случае хадис может оказаться слабым.

Однако ни лучшие мухаддисы, ни другие улемы не были едины во мнении относительно суждения о хадисах категории “мурсаль” и использовании их в качестве аргументов, посколь­ку подобный вид разрыва в цепи передатчиков отличается от любого другого. Имеется в виду, что в основном в таких хади­сах выпадает имя сподвижника, но все сподвижники отлича­лись справедливостью, и незнание их имен не может причи­нить никакого вреда.

В большинстве случаев высказывания улемов о хадисах кате­гории “мурсаль” относятся к одной из трех нижеследующих групп:

а) Слабыми и отвергаемыми считает такие хадисы большая часть мухаддисов, а также многие знатоки основ религии и факихи, выдвигающие в качестве довода отсутствие сведений о положении того передатчика, имя которого в иснаде опуще­но, так как существует вероятность того, что он сподвижником не являлся.

б) Достоверными и пригодными для использования в каче­стве аргументовсчитают такие хадисы имамы Абу Ханифа, Малик и Ахмад. Их мнение разделяет и целая группа улемов при том условии, что все передатчики такого хадиса были дос­тойны доверия и передавали хадисы только со слов достойных доверия лиц. Они обосновывали свою точку зрения тем, что последователи заслуживают доверия, и любой из них мог ска­зать: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…», лишь в том слу­чае, если он слышал об этом от достойного доверия человека.

в) Его можно считать приемлемым в случае соблюдения определенных условий. Иначе говоря, при соблюдении этих условий такой хадис является достоверным, как считают имам аш-Шафи‘и и некоторые улемы.

Речь идет о соблюдении четырех условий, три из которых касаются передатчика, а одно – самого такого хадиса:

1. Передатчик должен относиться к числу крупнейших по­следователей.

2. Называя тех людей, со слов которых он передавал ха­дисы, он должен называть достойных доверия.

3. Если такого же мнения придерживаются и другие достойные доверия хафизы, он не должен противоречить им

4. Помимо вышеперечисленных трех условий такой хадис должен удовлетворять также и одному из нижеупомянутых:

а) Этот хадис должен передаваться и другим путем, но с указанием имен всех передатчиков.

б) Или же он должен передаваться также без указания имени сподвижника другим путем таким человеком, который воспринял знание не от тех людей, которые упоминаются в ис­наде первого хадиса.

в) Или же по смыслу он должен соответствовать словам сподвижника.

г) Или же большинство улемов должно высказываться со­образно смыслу этого хадиса.[72]

Если вышеупомянутые условия соблюдены, становится яс­но, что иснад такого хадиса и все то, что его усиливает, явля­ется достоверным, и если какое-нибудь достоверное сообще­ние передается одним путем и противоречит этому, мы можем отдать предпочтение первому, по той причине, что оно пере­дается многими путями, если объединить их между собой труд­но.

6. Хадис категории “мурсаль”, в котором упоминается имя сподвижника

Здесь имеется в виду сообщение сподвижника, передавше­го слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если сам он не слышал или не видел этого по той причине, что был слишком мал, или принял ислам слишком поздно[73], или отсутствовал. К данному виду относятся многочисленные хадисы таких малолетних сподвижников как Ибн Аббас, Ибн аз-Зубайр и других, да бу­дет доволен ими Аллах.

7. Суждение о хадисе “мурсаль”, в котором упоминается имя сподвижника

Правильное и распространенное мнение, которого придер­живается большинство улемов, состоит в том, что эти хадисы являются достоверными и могут быть использованы в качестве аргументов, поскольку случаи передачи хадисов сподвижника­ми со слов последователей редки. Если они передавали хади­сы с их слов, то поясняли это, если же они не приводили пояс­нений и говорили: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…», это значит, что они слышали это сообщение от другого сподвиж­ника, а раньше мы уже отмечали, что отсутствие имени спод­вижника не приносит вреда.

8. Наиболее известные сочинения о хадисах категории “мурсаль”:

а) “Марасиль” Абу Дауда.

б) “Марасиль” Ибн Абу Хатима.

в) “Джами‘ ат-тахсиль ли-ахкам аль-марасиль” аль-`Аля`и.[74]

 

Му‘даль

1. Определение

а) Слово “му‘даль” является причастием страдательного за­лога от глагола “а‘даля” (утомлять).

б) В качестве термина это слово служит для обозначения такого хадиса, в иснаде которого пропущены имена двух или более передатчиков подряд.

2. Пример

В пример можно привести хадис, который аль-Хаким при­водит в “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”:

Аль-Ка‘наби передал слова Малика, сообщившего, что до него дошло, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

[ للمَمْلوكِ طعامُهُ وكِسْوَتُهُ بالمَعْروفِ ]

 

“Невольника (следует обеспечивать) едой и одеждой согласно обычаю, не заставляя его делать то, что ему не по силам”». Аль-Хаким сказал: «Этот хадис относится к категории “му‘даль” по мнению Малика, который назвал его таковым в “Аль-Муватта”».[75]

Этот хадис относится к категории “му‘даль” по той причи­не, что в его иснаде между Маликом и Абу Хурайрой отсутст­вуют имена двух следующих один за другим передатчиков, о чем нам известно из той версии этого хадиса, которая в “Аль-Муватта” не приводится и в которой сказано: «… слова Мали­ка, передавшего со слов Мухаммада бин ‘Аджлана, передав­шего со слов его отца, что Абу Хурайра сказал…»[76]

3. Суждение о таком хадисе

Хадисы, относящиеся к категории “му‘даль” являются слабыми, так как в их иснадах есть много пропусков.

4. Сочинения, в которых встречается много хадисов категории “му‘даль”

Ас-Суйути сказал[77]: «Хадисы, относящиеся к категориям “му‘даль”, “мункати‘” и “мурсаль”, часто встречаются в ниже­следующих сочинениях:

а) “Китаб ас-сунан” Са‘ида бин Мансура.

б) В сочинениях Ибн Абу-д-Дунйа».

 

Мункати‘

1. Определение

а) Слово “мункати‘” является причастием действительного залога от глагола “инката‘а” (быть прерванным).

2. Объяснение определения

б) В качестве термина это слово служит для обозначения такого хадиса, иснад которого имеет разрыв любого рода.

Имеется в виду любой иснад, имеющий разрыв в любом месте, будь то начало, конец или середина. Таким образом, к этой категории относятся хадисы, относящиеся к категориям “мурсаль”, “му‘алляк” и “му‘даль”, однако специалисты по терминологии хадисов более позднего времени выделили ха­дисы категории “мункати‘”, поскольку по форме они не соот­ветствуют трем вышеупомянутым категориям, и в основном так же подходили к этому знатоки прошлого. Вот почему ан-Навави сказал: «Это чаще всего используется при передаче слов сподвижника людьми, жившими позже последователей, например, в тех случаях, когда Малик передает сообщение со слов Ибн Умара».[78]

3. Пример

Примером может служить хадис, передаваемый Абд ар-Раз­заком, слышавшим от ас-Саури, слышавшим от Абу Исхака, слышавшим от Зайда бин Йусай‘а, слышавшего от Хузайфы, да будет доволен им Аллах, следующее[79]: «Если вы вручите (власть) Абу Бакру, то (знайте, что) он является сильным и на­дежным (человеком)».[80]

В середине иснада этого хадиса опущено имя передатчика, а именно – Шарика, который должен был быть упомянут меж­ду ас-Саури и Абу Исхаком, поскольку ас-Саури не слышал его от Абу Исхака непосредственно, но слышал его от Шари­ка, слышавшего его от Абу Исхака.

Хадис с разрывом такого типа не соответствует категориям хадисов категорий “мурсаль”, “му‘алляк” и “му‘даль”, и поэто­му его относят к категории “мункати‘”.

4. Суждение о таком хадисе

По общему мнению улемов хадисы, относящиеся к катего­рии “мункати‘”, являются слабыми, поскольку ничего не из­вестно о том передатчике, имя которого в иснаде такого хади­са опущено.

 

Мудалляс

1. Определение слова “тадлис” (утаивание)

а) Слово “мудалляс” является причастием страдательного залога от глагола “далляса”, что означает “утаивать недос­таток товара от покупателя”.

б) В качестве термина слово “тадлис”[81] служит для обозначения утаивания недостатка иснада и его внешнего приукрашивания, что по сути своей является подтасовкой.

2. Виды подтасовки

Есть два основных вида подтасовки: подтасовка имен пере­датчиков, упоминающихся в иснаде, и подтасовка имен шей­хов.

3. Подтасовка иснада

а) Определение: о подтасовке иснада говорят в том слу­чае, когда передатчик передает со слов того, кого он слушал, то, чего он не слышал, не упоминая о том, что он слышал это от того, от кого он слышал это на самом деле.[82]

б) Объяснение определения. Такое определение подтасов­ки имен передатчиков, упомянутых в иснаде, подразумевает собой, что передатчик передает то или иное сообщение со слов шейха, от которого он слышал несколько хадисов, однако данный хадис, имена передатчиков которого были подтасова­ны этим передатчиком, он от него не слышал, но слышал его от другого шейха, ссылавшегося на его шейха. При этом имя этого другого шейха не упоминается, а передатчик передает с его слов те фразы, которые он мог услышать, например, «он сказал» или «со слов». Передатчик делает это, желая внушить другим, что он слышал это непосредственно от него. Вместе с тем передатчик открыто не заявляет о том, что он слышал от него этот хадис, и не говорит: «Я слышал» или: «Он передал мне», чтобы вследствие этого не стать лжецом. Бывает и так, что передатчик намеренно не приводит имя одного или не­скольких других передатчиков.

в) Пример:

Примером может служить приводимый аль-Хакимом хадис,[83] иснад которого доходит до имени Али бин Хашрама, который сказал:

– Ибн Уйаййна сказал нам: «Со слов аз-Зухри.» Его спроси­ли: «Ты слышал его от аз-Зухри?» Он сказал: «Нет, ни от него, ни от того, кто слышал его от аз-Зухри. Это передал мне Абд ар-Раззак, слышавший от Ма‘мара, слышавшего от аз-Зухри».

В данном случае Ибн Уйаййна опускает имена двоих пере­датчиков, отделяющих его от аз-Зухри.

4. Подтасовка с целью выравнивания

По сути дела такая подтасовка является одним из видов подтасовки имен передатчиков, упомянутых в иснаде.

а) Определение. В данном случае речь идет о передаче ха­диса передатчиком со слов его шейха, после чего передатчик убирает имя другого слабого передатчика, находящееся между именами двух достойных доверия передатчиков, которые встре­чались друг с другом. Иначе говоря, имеется в виду такой слу­чай, когда передатчик передает хадис со слов достойного до­верия шейха, слышавшего его от слабого передатчика, кото­рый слышал его от достойного доверия лица, и два этих дос­тойных доверия передатчика могли встречаться друг с другом. Человек, прибегающий к подтасовке и слышавший данный ха­дис от первого достойного доверия передатчика, убирает из иснада имя слабого передатчика, придавая иснаду такой вид, будто он слышал его от достойного доверия шейха, который слышал его от другого достойного доверия лица. С этой целью такой передатчик использует не вполне ясные фразы,[84] вырав­нивая иснад, в результате чего получается, что все его пере­датчики достойны доверия..

Этот вид подтасовки является наихудшим, поскольку может быть так, что первый из достойных доверия передатчиков под­тасовкой не занимался, но после выравнивания человек, кото­рый станет знакомиться с иснадом, увидит, что один достой­ный доверия передатчик передал его от другого достойного доверия, решит, что он является достоверным, и это введет его в опасное заблуждение.

б) Пример:

Примером может служить хадис, приводимый Ибн Абу Ха­тимом в “Аль-‘Иляль”. Он говорит: «Я слышал от своего от­ца…», после чего приводит хадис, который Исхак бин Раха­вийа приводит со слов Бакыйа, сказавшего: Передал мне Абу Вахб аль-Асади, слышавший от Нафи‘а, слышавшего от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, хадис, в котором сказано: «Не хвалите ислам человека, пока не узнаете, в чем суть его воззрений». Далее он говорит:

– Мой отец сказал: «Мало найдется таких, кто сможет разо­браться в этом хадисе, так как достойный доверия Убайдуллах бин Амр передал его со слов слабого передатчика Исхака бин Абу Фарва, передавшего его со слов достойного доверия На­фи‘а, передавшего его со слов Ибн Умара, передавшего то, что он слышал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Убайдуллах бин Амр был известен по своей кунье Абу Вахб и своей нисбе Асади. По этой кунье его называл Бакыйа, связавший его происхождение с племенем бану асад, чтобы его не узнали. Смысл этого со­стоял в том, чтобы никто не понял, в чем дело, в случае исклю­чения из иснада слабого передатчика Исхака бин Абу Фар­ва».[85]

5. Подтасовка имен шейхов

а) Определение: Имеется в виду такой случай, когда пере­датчик передает со слов шейха хадис, который он от него слы­шал, но при этом называет этого шейха таким именем, или куньей, или нисбой, или описывает его с помощью того, что является неизвестным для других, чтобы его никто не узнал.[86]

б) Примером могут послужить слова одного из имамов чте­цов Корана Абу Бакра бин Муджахида, который сказал: «Пе­редал нам Абдуллах бин Абу Абдуллах…» - имея в виду Абу Бакра бин Абу Дауда ас-Сиджистани.

6. Суждение о подтасовке

а) Подтасовка имен передатчиков является весьма порица­емым делом, которое осуждало большинство улемов. К числу тех, кто высказывал порицание этому особенно резко и часто, относился Шу‘ба. Так, например, он сказал: «Подтасовка – брат лжи».

б) Подтасовка с целью выравнивания является еще более отвратительным, чем просто подтасовка, а аль-Ираки даже сказал: «Подобное порочит того, кто занимался этим намерен­но».

в) Что касается подтасовки имен шейхов, то оно является менее отвратительным, чем подтасовка имен передатчиков, поскольку в подобных случаях утаивающий никого не исклю­чает из иснада, нежелательность же этого объясняется тем, что из иснада выпадает общеизвестное имя одного из передатчи­ков данного хадиса, а для слушателя усложняется процесс вы­яснения этого имени. Степень нежелательности такой подтасовки определяется тем, какую цель преследует тот, кто прибегает к подобным методам.

7. Что побуждало передатчиков к подтасовке

а) Ниже перечислены четыре причины, побуждавшие пере­датчиков к подтасовке имен шейхов.

1. Слабость шейха или то обстоятельство, что он не поль­зовался доверием.

2. Недавняя смерть шейха и то обстоятельство, что наря­ду с данным передатчиком его слушали и те люди, которые бы­ли моложе передатчика и ниже его по своему положению.

3. Возраст шейха, если оказывалось, что он младше того, кто передавал хадис с его слов.

4. Множество передаваемых с его слов хадисов, когда пе­редатчику не нравится, что имя шейха везде упоминается толь­ко в одной форме.

б) Насчитывается пять причин, побуждавших передатчиков к подтасовке имен передатчиков:

1. Внушение другим мысли о высоте иснада.

2. Пропуск части хадиса, передаваемого со слов такого шейха, от которого передатчик слышал много хадисов.

3, 4, 5. Три первых причины, перечисленные в том пунк­те, где речь идет о подтасовке имен шейхов.

8. Есть три причины, в силу которых занимающийся подтасовкой достоин порицания. Ими являются:

а) Создание передатчиком ложного впечатления о том, что он слышал хадисы от тех, кого на самом деле не слушал.

б) Отказ от исследования и предпочтение того, что являет­ся только возможным.

в) Его знание о том, что, если бы он упомянул того, сведе­ния о ком он подтасовал, другие были бы недовольны.[87]

9. Суждение о передаче занимающегося подтасовкой

Мнения улемов о том, можно ли принимать хадисы, пере­данные тем, кто занимался подтасовкой, расходятся. Наиболь­шее распространение получили две точки зрения.

а) Такой хадис является абсолютно неприемлемым, по­скольку сам факт подтасовки требует отвода.

б) Такой хадис требует дифференцированного подхода.

1. Если передатчик открыто заявляет о том, что он слы­шал то или иное сообщение, его передача принимается. Это значит, что если он скажет: «Я слышал…» – или нечто подоб­ное, его хадис следует принять.

2. Если же передатчик не делает открытого заявления о том, что он слышал то или иное сообщение, его передача не принимается. Это значит, что если он скажет: «Со слов…» – или нечто подобное, его хадис принимать не следует.[88]

10. Как распознать подтасовку?

Есть два признака подтасовки:

а) Заявление об этом самого передатчика, занимавшегося подтасовкой, например в том случае, когда его об этом спра­шивают, как было это с Ибн Уйаййной.

б) Сообщение об этом одного из сведущих имамов, кото­рый основывался на знании, полученном с помощью исследо­вания и изучения.

11. Наиболее известные сочинения о подтасовках и тех, кто занимался подобными вещами

Таких сообщений известно множество, а к числу наиболее известных относятся следующие:

а) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” аль-Хатиба аль-Багдади.[89]

б) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” Бурхан ад-дина бин аль-Халяби (это сочинение опубликовано).

в) “Та‘риф ахль ат-такдис би-маратиб аль-маусуфина би-т-тад­лис” хафиза Ибн Хаджара (это сочинение тоже опубликовано).

 

Мурсаль хафи

1. Определение

а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного за­лога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, отпус­кающий как бы отпустил иснад, не стал связывать его с извест­ным передатчиком. Что же касается слова “хафи” (скрытый), то оно является антонимом слова “джали” (явный). Таким об­разом, эта категория хадисов “мурсаль” не относится к числу явных, и их можно распознать только благодаря исследова­нию.

б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, передаваемого передатчиком со слов того человека, с которым он встречался или который был его современником. При этом на самом деле данный передатчик его не слушал, но тем не менее при передаче он употребляет такие слова, кото­рые позволяют сделать допущение, что он слушал этот хадис либо непосредственно от него, либо от того, кто слышал его от этого человека, например: «Он сказал…»

2. Пример

В пример можно привести тот хадис, который Ибн Маджа передает со слов Умара бин Абд аль-Азиза и в котором сооб­щается, что Укба Ибн Амир передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

 

[ رَحِمَ اللَّهُ حارِسَ الحَرَسِ]

 

«Да помилует Аллах охраняющего охраняющих».[90] Дело в том, что Умар не встречался с Укбой, о чем аз-Зайй сообщает в “Аль-Атраф”.

3. Как можно распознать такой хадис?

Хадисы, относящиеся к категории “мурсаль хафи”, можно распознавать одним из трех способов:

а) Благодаря указанию одного из имамов на то, что данный передатчик не встречался с тем лицом, со слов которого он передает данный хадис, или же никогда его не слушал.

б) Благодаря собственному заявлению такого передатчика о том, что он не встречался с тем лицом, со слов которого он передает данный хадис, или же ничего от него не слышал.

в) Наличие такого же хадиса, но передаваемого другим пу­тем, если в его иснаде между именем данного передатчика и именем того, со слов которого он передал хадис, упоминается имя еще какого-нибудь передатчика. Относительно третьего способа среди улемов наблюдались разногласия, поскольку он может относиться к категории хадисов “с добавлением к не­прерывному иснаду”.

4. Суждение о хадисе, относящемся к категории “мурсаль хафи”

Такой хадис является слабым, поскольку он относится и к категории “мункати‘”, и если разрыв его является явным, то суждение о нем должно быть таким же, как и суждение о хади­сах категории “мункати‘”.

5. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мурсаль хафи”.

Таким сочинением является “Китаб ат-тафсиль ли-мубхам аль-марасиль” аль-Хатиба аль-Багдади.

 

المُعَنْعَن “Му‘ан‘ан” и المُؤَنَّن “му’аннан”

1. Определение хадиса категории “му‘ан‘ан”

а) Слово “му‘ан‘ан” является причастием страдательного залога от глагола “‘ан‘ана” – передавать что-либо со слов не­скольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, то есть говорить «со слов, со слов».

б) В качестве термина слово “му‘ан‘ан” используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова пере­датчика «Такой-то передал со слов такого-то…»

2. Пример

В пример можно привести тот хадис, который приводит Ибн Маджа и в котором говорится:

Передал нам Усман бин Абу Шайба, который сказал: Пере­дал нам Му‘авийа бин Хишам, который сказал: Передал нам Суфйан со слов Усамы бин Зайда, передавшего со слов Усма­на бин Урвы, передавшего со слов Урвы, передавшего, что Аиша сказала:

– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

] إِنَّ اللَّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى مَيَامِنِ الصُّفُوفِ [

«Поистине, Аллах и ангелы[91] Его благословляют (стоящих) в рядах справа».[92]

3. Являются ли иснады таких хадисов непрерывными (муттасиль) или в них есть разрывы (мункати‘)?

Правильным является мнение, согласно которому иснад та­кого хадиса является непрерывным, если соблюден ряд усло­вий. общепризнанными из них являются два условия

1. Передатчик, передающий что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, не должен относиться к числу занимавшихся подтасовкой.

2. Встреча передатчика, передававшего что-либо со слов другого человека с этим человеком, должна относится к раз­ряду возможных событий.

Нижеперечисленные условия относятся к числу тех, относительно обязательности которых существовали разногласия.

1. Установленность факта встречи: соблюдение этого ус­ловия считали необходимым аль-Бухари, Ибн аль-Мадини и некоторые другие исследователи.

2. Продолжительность общения: это считал необходимым Абу-ль-Музаффар ас-Сам‘ани.

3. Общеизвестность того, что данный передатчик переда­вал хадисы со слов такого-то: это считал необходимым Абу Амр ад-Дани.

4. Определение хадиса категории “му’аннан”

а) Это слово является причастием страдательного залога, образованным от глагола “’аннана“ – «говорить “что”».

б) В качестве термина слово “му’аннан” используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова пере­датчика: «Передал нам такой-то, что такой-то сказал…»

5. Суждение о хадисе вида “му’аннан”

Наиболее распространенное мнение заключается в том, что слово “что” подобно выражению “передают со слов”, а пере­датчик, использующий его, мог слышать то, что он передает, при условии соблюдения вышеупомянутых условий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.