Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты 3 страница




• природно-географические: климат (температура, влаж­ность, продолжительность времен года и др.), рельеф (горы, равнины, наличие водоемов и др.);

• торговые: количество торговых объектов, их размеры, раз­мещение по территории страны, обеспеченность населения торговыми площадями, наличие и качественное состояние складских помещений, развитие логистических систем, товаро- снабжение, система формирования спроса и стимулирование сбыта, мерчандайзинг, законодательство, регулирующее торго­вую сферу, конкурентная среда и т.д.;

• транспортные: плотность дорог, их состояние, обеспечен­ность транспортом, транспортная доступность.

Информация по этим направлениям послужит базой для обоснования потребности товаров для торговой организации как по общему объему, так и по ассортименту. Важнейшими из них являются покупательский спрос, товарное предложение, соотношение спроса и предложения, конкурентная среда, пра­вовая среда функционирования субъектов рынка, степень бла­гоприятствования при работе на рынке.

 

32. Сущность планирования обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Понятие «закупка материальных ресурсов» появилось в связи с переходом Республики Беларусь к рыночным принципам деятельности, поскольку изменились смысл, сущность и роль планирования материально-технического обеспечения производства по сравнению с периодом административно-централизованного планирования.

В условиях плановой экономики материально-техническое снабжение осуществлялось в рамках централизованного планирования народного хозяйства, которое проявляюсь в определении китовой потребности в необходимых для выполнения производственной программы и других работ материальных ресурсах, а также в получении от вышестоящих органов фондов (лимитов) на сырье, материалы, комплектующие. Разработка плана снабжения промышленного предприятия завершалась составлением баланса материально-технического снабжения, в котором материальные потребности сравниваюсь с источниками их удовлетворения.

В условиях становления рыночного хозяйства планирование обеспечения предприятия материальными ресурсами приобретает особое значение, поскольку эффективное и своевременное планирование материального снабжения обеспечивает бесперебойную работу предприятия в условиях крайней неопределенности, что повышает его конкурентоспособность на рынке.

Целью материального планирования промышленного предприятия является обеспечение гарантии поставок сырья, материалов, полуфабрикатов при низких затратах. Планирование материально-технического обеспечения предприятий - важный инструмент предвидения рисков в деятельности предприятий.

Различают текущее (1 год и до 3 лет) и долгосрочное (более 3 лет) планирование материального обеспечения предприятия.

Долгосрочный план выражает общую стратегию предприятия.

В условиях рынка процесс долгосрочного планирования материального снабжения включает три стадии:

1. формирование целей предприятия - сбор информации об окружающей среде, отрасли, конкурентах.

2. определение основных направлений развития и прогнозирование важнейших показателей развития.

предприятия при сохранении действующей политики предприятия на рынке. На данной стадии выявляются отклонения между прогнозируемыми показателями развития предприятия и теми, на которые претендует предприятие и причины этих отклонений.

3. разработка новой стратегии с целью устранения отклонений между прогнозными и претендуемыми показателями развития предприятия.

На сегодняшний день предприятия осуществляют свою деятельность в условиях крайней неопределенности, что затрудняет возможности долгосрочного планирования материального обеспечения предприятий.

Поэтому целесообразным является текущее планирование материального обеспечения, которое включает:

1. исследование рынка сырья и материалов;

2. определение потребности предприятия по всей

3. номенклатуре потребляемых материальных ресурсов;

4. составление плана закупок материальных ресурсов;

5. стоимостной анализ заготовительной сферы.

Планирование материального обеспечения предприятия является основанием для принятия

Основополагающими факторами при выработке стратегии снабжения являются:

♦ состояние рынка сырья и материалов;

♦ уровень цен на сырье и материалы;

♦ производственные возможности предприятия.

В основе классификации издержек по укрупненным группам лежит их деление на постоянные и переменные.

Постоянные издержки:

амортизационные отчисления,

заработная плата работников,

арендная плата, налог на землю,

страховые взносы,

расходы на рекламу,

коммунальные расходы.

Переменные издержки:

стоимость материалов и сырья,

топливо и нефтепродукты,

упаковочные материалы,

транспортные расходы,

расходы на реализацию продукции,

канцелярские расходы,

 

 

33. Виды планов материально-технического снабжения предприятия.(распечатка)

Различают следующие виды материальных ресурсов:

· сырье – продукция добывающих отраслей;

· основные материалы – предметы труда, составляющие основное содержание готовой продукции (фанера, пиломатериалы, ткань);

· вспомогательные материалы;

· комплектующие детали и покупные полуфабрикаты, требующие дополнительной обработки и затрат труда на сборку.

Планирование материально-технического обеспечения предприятия – важный инструмент, позволяющий предвидеть риск, возникающий в данной сфере.

В плане материально-технического снабжения предприятия рассчитывается необходимое количество основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, инструмента, топлива и других материальных ресурсов, требующихся для выполнения годового объема работ.

План разрабатывается на основе:

· производственной программы, норм расхода материалов, полуфабрикатов, топлива, комплектующих изделий, инструментов;

· разработанных мероприятий по экономии материальных ресурсов;

· плана капитального строительства;

· остатков материалов на начало и конец планируемого года;

· договоров с поставщиками и посредниками;

· цен на все виды материально-технических ресурсов.

Планирование материального обеспечения предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. При организации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходимо определять потребность в материальных ресурсах по определенной номенклатуре сырья и материалов на квартал, месяц.

Различают текущее и долгосрочное планирование материальных ресурсов. Текущее – на планируемый год, долгосрочное – в перспективе на ближайшие 3-5 лет. Систему долгосрочного планирования, к примеру, применяют 70-80% крупных японских корпораций. Долгосрочный план промышленного предприятия выражает его общую стратегию, разрабатывается руководством предприятия и рассматривает основные проекты, идеи, приоритеты предприятия. В процессе долгосрочного планирования предприятия формулируются его цели, собирается внешняя информация об окружающей среде, отрасли, конкурентах. Затем определяются темпы роста основных показателей деятельности, доля предприятия на рынке. В рамках долгосрочного планирования на предприятиях должна определяться перспективная потребность в материальных ресурсах в укрупненной номенклатуре.

В настоящее время мало возможностей у наших предприятий для долгосрочного планирования материальных ресурсов. Это объясняется трудностями при сбыте продукции, колебаниями объема производства, колебаниями платежеспособного спроса. Для отдельных предприятий важнейшей стала задача выживания. В таких условиях более целесообразным является текущее планирование материального обеспечения, которое должно включать в себя:

· исследование рынка сырья и материалов;

· определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материальных ресурсов;

· составление плана закупок материальных ресурсов;

· стоимостной анализ заготовительной сферы

34. Изучение рынка сырья и материалов.

Изучение рынка сырья и материалов один из элементов планирования материально-технического обеспечения промышленного предприятия.

Рационально закупить материальные ресурсы – значит приобрести их нужного качества, в необходимом количестве, в требуемое время, у надежного поставщика и по приемлемой цене. На рынке постоянно расширяется номенклатура материальных ресурсов, появляются новые виды сырья, поэтому необходима полная информация о рынке. Для анализа предложения сырья и материалов на рынке можно выделить следующую систему показателей:

· количественная оценка предложения конкретного вида сырья и материалов. Предложение – это количество товаров, предлагаемое потребителям в данное время. На него влияют различные факторы: цены на аналоги, применяемая технология, климатические условия, налоги и др. Более точную количественную оценку предложения ресурсов на рынке можно рассчитать на основе емкости рынка по формуле:

Е = П + И – Э + З,

где П - производство определенного вида;

И,Э – импорт и экспорт ресурса;

З – запасы.

На основе данных о емкости рынка материальных ресурсов можно определить долю рынка каждого поставщика. Доля рынка определяется соотношением фактического объема реализации им данного вида материального ресурса к фактической емкости рынка этого ресурса. Значение доли рынка позволяет оценить возможности каждого поставщика на рынке сырья и материалов;

· анализ ассортимента предложения сырья и материалов, в том числе новых видов, их характеристика;

· уровень цен на сырье и материалы, имеющих решающую роль при выборе поставщиков. Цены на материальные ресурсы подразделяются на мировые, договорные, оптовые, закупочные и розничные. Различают также свободные закупочные цены и регулируемые государством (на природный газ, нефть);

· оценка перспектив развития рынка сырья и материалов, что связано с развитием научно-технического прогресса;

· анализ транспортных условий, в ходе которого учитывается стоимость перевозки материальных ресурсов, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, особые условия поставки, франко – цена.

При анализе конкретных поставщиков сырья и материалов большое значение имеет информация о состоянии портфеля заказов поставщика. Портфель заказов, имеющийся у отдельной фирмы, определяется стоимостью всех заказов на определенное время. Информация о снижении портфеля заказов у поставщика может быть использована заказчиком для получения льготных условий поставки, расчетов, получения скидок.

 

 

35. Прямой и косвенный методы исследования рынка.

При изучении рынка сырья и материалов можно применять прямые и косвенные методы. Источниками получения информации напрямую служат:

· контакты с поставщиками;

· контакты с посредниками;

· посещение ярмарок и выставок, что дает богатую информацию о технических разработках, ценах, качестве, возможность использовать каталоги выставок и ярмарок;

· поездки на предприятия-поставщики, что позволяет сделать заключение о способности предприятия выполнять заказы, услуги.

Косвенное изучение рынка сырья и материалов предполагает использование уже имеющихся документов, что дешевле. В качестве исходных данных служат:

· обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени;

· журналы, газеты, радио, телевидение;

· фирменные журналы; рекламные материалы предприятия;

· коммерческие предложения, прайс–листы;

· технические справочники.

При изучении рынка сырья и материалов прорабатываются возможности закупки по импорту. При этом следует учитывать, что только крупные фирмы способны защитить свои интересы за рубежом, содержать свои торговые представительства. Для мелких и средних предприятий рациональнее приобретать сырье и материалы за рубежом при посредничестве специализирующегося на этом импортера.

 

36. Выбор стратегии снабжения.

При исследовании рынка сырья и материалов вырабатывается стратегия снабжения, т.е. решается вопрос, будет ли предприятие закупать те или иные материалы, детали, комплектующие изделия у поставщиков, либо производить у себя. Закупки у поставщиков и отказ от производства деталей у себя объясняются преимуществами, получаемыми при приобретении у специализированных предприятий по сравнительно низким ценам. Данный вопрос должен тщательно просчитываться. При решении вопроса определяющими моментами также являются: состояние рынка сырья и материалов, уровень цен, производственные возможности самого предприятия.

Ситуация. Предприятие выпускает продукцию, производство которой требует комплектующих изделий. Предприятие может их купить по цене 50 тыс. р. за ед., либо изготовить их у себя. Переменные расходы составляют 43 тыс.р. на ед., постоянные расходы – 490 млн.р. Следует определить, закупать ли комплектующие, либо изготавливать самим?

Решение. Следует сравнить собственные затраты на производство с ценой поставщика. Условие равенства затрат предприятия для обоих вариантов (закупать или производить): 490000: (50 – 43) = 70000 шт.

Для предприятия выгодно закупать у поставщика при партии заказа менее 70000 шт.; производить, если объем выпуска более 70000 шт.

37. Определение потребности в материальных ресурсах.

Определение общей потребности предприятия в материальных ресурсах осуществляется по следующим направлениям расходов:

· потребность на производство продукции;

· потребность на ремонтно-эксплуатационные нужды;

· потребность на образование производственных запасов;

· потребность на НИР и ОКР.

Различают два вида материальной потребности:

· потребность «к расходу» складывается, как сумма потребности в материалах по основным направлениям расходов на предприятии:

П расх. = П оп + П ксрэнто + П нт;

· потребность «к заготовке» учитывает остатки материалов на складе и возможную экономию:

П заг = (П оп + П кс + П рэн + П то + П нт + О кп) - (О нп + Э ож),

П заг = П расх. + О кп – О нп – Э ож,

где Эож - ожидаемая экономия материалов, в натуральных показателях;

Онп, Окп – остатки на начало и конец периода, в натуральных показа-

телях.

В основе организации материально-технического снабжения лежит нормирование расхода материальных ресурсов. Под нормой понимают плановое задание по количеству сырья, материалов, топлива и энергии, которое может быть израсходовано для выпуска единицы продукции или в единицу времени оборудования. Нормы расхода материальных ресурсов разрабатываются, как правило, на предприятиях. Ответственность за них возлагается на главного инженера и главного технолога. При нормировании устанавливается структура нормы – ее состав и соотношение отдельных элементов. Большинство норм расхода включают полезный расход материалов (чистый вес изделия), неизбежные технологические отходы (стружка, угар) и потери, обусловленные нарушением технологии производства и хранения. При нормативном методе определения потребности требуются следующие исходные данные:

· программа производства изделий (или выполнения работ), которая формируется путем исследования товарного рынка (или рынка услуг);

· нормы расхода материальных ресурсов в расчете на единицу продукции (или работы).

Нормы расхода дифференцируются по периоду действия – годовые и перспективные.

На основе норм расхода устанавливаются нормы производственных запасов, которые нужны для обеспечения непрерывности и ритмичности производства. Запасы определяют для каждого вида материальных ресурсов в натуральном (количество), относительном (днях) и денежном выражении. Запасы подразделяются на текущие, подготовительные и гарантийные (страховые).

Текущий запас предусматривает обеспечение производства материальными ресурсами в период между очередными поставками. При нормировании текущих запасов учитывают среднедневной расход и количество дней до очередной поставки.

Подготовительный запас необходим для обеспечения складской обработки и подготовки к производству материалов. При этом учитывается время на выгрузку, приемку, сортировку, складирование, оформление складских документов. Это обычно дневная потребность в материальных ресурсах.

Гарантийный запас должен обеспечивать бесперебойную работу предприятия, когда поставщики нарушают установленные сроки поставок, непредвиденные задержки грузов в пути следования, поступление недоброкачественных материалов.

Зарубежный опыт показывает, что многие известные фирмы не создают запасы материально-технических ресурсов, используя такие системы снабжения как «производство с колес» и «точно вовремя». Эти системы предусматривают поставки материалов и комплектующих в нужном количестве в заданный пункт их потребления, в заранее регламентированный срок. Успех такой системы объясняется высокой дисциплиной выполнения договоров, применением жестких систем штрафных санкций в случаях их невыполнения.

 

38. Разработка плана закупки материальных ресурсов.(распечатка)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.