Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Песня «К чему нам быть на «ты»




Чистых

Питомец

муз»

Пушкинская композиция,

составленная для поездки в Пушкинские Горы летом 2008 года.


В ролях:

 

Пушкин Александр Сергеевич – Шабалин Саша

Горчаков Александр Михайлович - Иванов Антон

Илличевский Алексей Демьянович - Глушков Николай

Прасковья Александровна Осипова-Вульф - Рожкова Женя

Анна Вульф – Лучникова Лина

Падчерица Александра (Алина) - Гойнова Катя

Евпраксия Вульф (Зизи) – Шимова Настя

Керн Анна Петровна – Саяпова Лена

Екатерина Бакунина - Василенко Яна

Мария Раевская – (дочь генерала Н.Н. Раевского) - Дрёмова Стеша

Воронцова Елизавета Ксаверьевна - Девяткова Лиза

Амалия Ризнич - Сабирова Рената (в горах роль играла Ковина Аня)

Арина Родионовна (няня поэта) - Тетюрина Аня

Оленина Анна Алексеевна - Икова Юля

Гончарова Наталья Николаевна - Гранатова Юля

 

Зарема – Дрёмова Стеша

Мария - Девяткова Лиза

 

Татьяна Ларина - Лучникова Лина

Ольга Ларина - Шимова Настя

Владимир Ленский - Попков Дима

 

Марья Гавриловна - Гранатова Юля

Бурмин - Лепихин Алексей

 

Танцевали вальс:

 

Шабалин Саша – Тетюрина Аня

Лепихин Леша – Дремова Стеша

Попков Дима – Василенко Яна

Глушков Коля – Шимова Настя

Иванов Антон - Саяпова Лена


…И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться, наконец, свободным проявленьем -

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

 

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут…

 

¾ Откуда приходят к поэту бессмертные строки?

¾ Где живут ослепительно яркие картины, приглушенные звуки, обрывки фраз, полузабытые рифмы, которые потом остаются на бумаге?

¾ Как выйти на вечную, навсегда остающуюся в памяти, дорогу вдохновения?

¾ Кто ведет поэта по этой дороге?

¾ Муза.

¾ Изменчивая и многоликая

¾ Капризная и непостоянная.

¾ Она предстает в разных образах:

¾ Добрая старушка-няня, напевно рассказывающая старинные предания или непосредственная девочка-подросток, бегущая по берегу моря,

¾ Миловидная девушка, внушившая первую робкую любовь или эксцентричная амазонка, пробудившая бешенство ревности,

¾ Мечтательная уездная барышня, с французским романом в руках, или блистательная дама высшего света.

¾ Муза, явившись, раз, уже не покидает поэта.

¾ Она как путеводный маяк в бескрайнем море творчества.

¾ Рифмы текут, выстраиваются в ряды, устремляются в путь на свет этого маяка.

¾ Из хаоса импровизаций рождается прекрасное произведение.

 

Песня «Не гаси меня, свечу…»

 

Музыка.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых уст и черных глаз;
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала…

 

В те дни - во мгле дубравных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась! Муза в ней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите, игры первых лет!
Я изменился, я поэт.

¾ Впервые явившись Пушкину в отрочестве, муза чудесным образом преобразила его жизнь, придала ей высокий смысл, наполненность поэтическими откровениями.

¾ В Лицее Пушкин написал более 130 стихотворений.

¾ Признанные литераторы того времени называли его «надеждой нашей словесности» и «талантом необыкновенным».

¾ В 1815 году в его лирику пришло романтическое содержание.

 

Музыка " К Элизе ".

 

¾ 29 ноября 1815 года Александр Пушкин записал в своем лицейском дневнике:

"Итак, я счастлив был,

Итак, я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался...

И где веселья быстрый день?

Промчался лётом сновиденья.

Увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень?"

 

Пушкин: Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу - её не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, сладкая минута!
Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов, ах! Какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут.

 

¾ Эти строки были вызваны чувством юного поэта к Екатерине Павловне Бакуниной - сестре его лицейского приятеля.

¾ Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы.

¾ Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи.

 

Входят Пушкин и Горчаков

П: Ведите меня. Я должен быть ей представлен

(навстречу им Илличевский и Бакунина).

И: Раздался гром - и повторены

Ему катятся громы вслед.

Не се ли молнии – священны

Благовестители побед?

Всесилен русский Бог великий!

Гремят по стогнам шумны клики,

Восторгом пламенным горя…

Б: Прелесть, но….Но может быть немного длинно

И: Разрешите ли представить вам товарищей моих. Князь Горчаков. Пушкин

(Кланяются. Пушкин отходит чуть в сторону).

Г: Как понравился вам наш скромный бал?

Б: Очень мило. Мне было весело. Но я должна сказать вам, что многие из вас в манерах неуклюжи и столь неловки в танцах! Нет, нет, я говорю только о том высоком, длинном, с которым я танцевала менуэт.

Г: А! Вы танцевали с Кюхельбекером.

Б: Он так меня кружил, что я едва опомнилась. А потом, вдруг подскочивши и не сказав ни слова, убежал. Я думаю, что господин Кюхельбекер танцует более по вдохновению. Говорят, он тоже сочиняет стихи.

Г: У нас немало стихотворцев. Наша муза лицейская богата. Вот Пушкин – один из первейших её служителей, и я скажу, что он соперничает с Илличевским.

И: (скромно, с достоинством) Помилуй, брат!

Б: (Пушкину) Тогда могу ли я попросить и вас написать мне в альбом, как это мне уже сделали …(взгляд в сторону Илличевского, тот почтительно наклоняет головой)

П: Стишками я баловался в детстве, а ныне я этим не занимаюсь. Занимаюсь небесными светилами и езжу верхом.

Б: (делая реверанс) Прошу простить. Ах, сожалею, очень сожалею, что просьба моя столь вам не сносна!

П: Прикажите другое – выполню всё!

Б: Всё, всё?! А если я вас попрошу …(смотрит на него)… вон там внизу, при выходе из парка, отсюда видно, сидит медведь.

И: нашего коменданта зверь.

Б: подойдите к нему и передайте от меня вот эту шоколадную пастилку

(Пушкин выхватил конфету из рук Бакуниной и исчезает).

Б: остановите его!!! Пушкин! Пушкин! Он идёт прямо на него… я не могу смотреть…но говорите, говорите же, что там происходит?

Г: он подходит к нему…медведь поднимает лапу

Б: Бог мой!

И: медведь ручной, уверяю вас, не бойтесь - всё кончится хорошо

Б: Ах!

Г: он погладил его по голове – медведь рычит!

Б: Ай!

И: Пушкин отскочил!

Г: он споткнулся

И: нет, нет, он удержался. Смотрите - он отходит спокойно, не спеша

(Появляется Пушкин. Бакунина подбегает к нему).

Б: сумасшедший человек, ведь я пошутила. Он мог вас убить. У вас разорван рукав. Ай! Кровь! Дайте руку! (перевязывает своим платком) Не больно? Не туго?

(Пушкин восхищённо смотрит на неё).

П: пустое, право же пустое!

Б: Сейчас же ступайте в лазарет. Пусть вам хорошенько промоют. Не болит, нет?

П: О! Благодарю вас! Но я не до конца выполнил вашу просьбу! Я не отдал пастилку! Вот она! Я сохранил её на память!

Б: Простите меня! (уходит - за ней Илличевский)

П: Я счастлив был!

(Появляются Кюхля и Пущин).

К: завидую тебе, Пушкин! Мы видели всё!

Пщ: Сумасбродство! Чёрт знает что, однако же я… я поступил бы так же!

П: Как мила она! Жанно! Впрочем, нет...ты этого не поймёшь.

К: Я пойму! Уж я-то пойму, Пушкин!

П: Ты? И Ты?!

Пщ: и я!

К: Бог мой! И он!

П: (восторженно!) Какой прекрасный бал!

Яковлев: бал кончился! Шепчетесь тут, вздыхаете! А все огни погасли, мудрецы!

(Все убегают. Появляется Бакунина с Кюхельбекером).

Б: только никому не слова! Мы завтра утром уезжаем. Мне нужно повидать Пушкина. Найдите его! Во что бы то ни стало, найдите! Я буду здесь.

К: Он давеча был тоже тут. А потом исчез.

Б: Меня вот-вот схватятся: найдите его как можно скорее!

К: Я найду- найду! (убегает)

Б: Бог мой, как я решилась! Но его письмо, его стихи! Могла ли я не прийти. Читает:

Уж нет её…я был у берегов,

Где милая бродила в вечер ясный.

На берегу, на зелени лугов

Я не нашёл чуть видимых следов,

Оставленных ногой её прекрасной.

Задумчиво бродя в глуши лесов,

Произносил я имя несравненной,

Я звал её…

П: Я звал её!

Б: Пушкин!

П: звал её!.. Но строчки словно оборвались. Стих умер. Если бы вы знали, что я передумал сейчас! В моём сердце всё сожжено!

Б: Я не понимаю о чём вы говорите…Я решилась на это безумство…а вы…

П: а я закрываю глаза, чтобы не видеть вас, чтобы не потерять мужество. Без него не жить.

Б: О, нет, нет, я не намеренна слушать! Быть может я заслужила ваши насмешки, но вы не смеете …(резко повернувшись, хочет уйти)

П: (загораживая ей дорогу, падая на колени) Нет! Я не пушу вас! Прежде вы должны выслушать!

Б: замолчите!

П: Выслушайте! Выслушайте меня! Я умоляю вас (осыпает руки поцелуями)

(Бакунина убегает).

П: Я счастлив был!

 

Музыка.

¾ 6 мая 1820 года по высочайшему повелению Пушкин был выслан из Петербурга и направлен для несения службы на юг.

¾ Его верная подруга-муза отправилась вслед за ним и "услаждала путь немой волшебством тайного рассказа".

¾ Она разделяла с поэтом и одиночество, и восторги от созерцания прекрасной южной природы.

 

Как часто по скалам Кавказа

Она Ленорой, при луне,

Со мной скакала на коне!

Как часто по брегам Тавриды

Она меня во мгле ночной

Водила слушать шум морской,

Немолчный шепот Нереиды,

Глубокий, вечный хор валов,

Хвалебный гимн отцу миров.

 

¾ Приехав в Екатеринослав, Пушкин искупался в холодных водах Днепра и сильно простудился.

¾ Случай помог ему и подлечиться, и побывать на Кавказе и в Крыму: в Екатеринослав приехал генерал Н.Н. Раевский с сыном Николаем и дочерьми Софьей и Марией.

¾ В течение трех месяцев они были рядом с поэтом в совместной поездке на Кавказские Минеральные воды.

Музыка " К Элизе ".

 

¾ Марии Раевской в ту пору было 15 лет. По отзывам современников, она была некрасивым, смуглым подростком.

¾ Об этом путешествии она вспоминала так:

"Пушкин, как поэт, считал долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. Мне вспоминается, как во время этого путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с Софьей, с нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой. Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги. Понятно, я никому ничего об этом не сказала и вернулась в карету. Пушкин нашел, что эта картина была очень грациозна и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи".

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурною чредою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!

 

¾ Пушкин не только обессмертил Мариины шалости в романе "Евгений Онегин", он дал ее черты героине "Кавказского пленника", и по всей вероятности посвятил ей поэму "Полтава".

¾ И не о глазах ли Марии Раевской вспоминал Пушкин, живописуя Зарему в "Бахчисарайском фонтане".

 

Восточная музыка.

Беспечно ожидая хана,

Вокруг игривого фонтана

На шелковых коврах оне

Толпою резвою сидели

И с детской радостью глядели,

Как рыба в ясной глубине

На мраморном ходила дне.

Нарочно к ней на дно иные

Роняли серьги золотые.

Кругом невольницы меж тем

Шербет носили ароматный

И песнью звонкой и приятной

Вдруг огласили весь гарем:

 

Они поют. Но где Зарема,

Звезда любви, краса гарема? —

Увы! печальна и бледна,

Похвал не слушает она.

Как пальма, смятая грозою,

Поникла юной головою;

Ничто, ничто не мило ей:

Зарему разлюбил Гирей.

 

Он изменил!.. Но кто с тобою,

Грузинка, равен красотою?

Вокруг лилейного чела

Ты косу дважды обвила;

Твои пленительные очи

Яснее дня, чернее ночи;

Но, равнодушный и жестокий,

Гирей презрел твои красы

И ночи хладные часы

Проводит мрачный, одинокий

С тех пор, как польская княжна

В его гарем заключена.

 

"Кто ты?.. Одна, порой ночною, —

Зачем ты здесь?" - "Я шла к тебе,

Спаси меня; в моей судьбе

Одна надежда мне осталась…

Я долго счастьем наслаждалась,

Была беспечней день от дня…

И тень блаженства миновалась;

Я гибну. Выслушай меня.

 

Мария! ты пред ним явилась…

Увы, с тех пор его душа

Преступной думой омрачилась!

Гирей, изменою дыша,

Моих не слушает укоров,

Ему докучен сердца стон;

Ни прежних чувств, ни разговоров

Со мною не находит он.

Ты преступленью не причастна;

Я знаю: не твоя вина…

Итак, послушай: я прекрасна;

Во всем гареме ты одна

Могла б еще мне быть опасна;

Но я для страсти рождена,

Но ты любить, как я, не можешь;

Зачем же хладной красотой

Ты сердце слабое тревожишь?

Оставь Гирея мне: он мой;

Клянись… (хоть я для Алкорана,

Между невольницами хана,

Забыла веру прежних дней;

Но вера матери моей

Была твоя, клянись мне ею

Зарему возвратить Гирею…

Но слушай: если я должна

Тебе… кинжалом я владею,

Я близ Кавказа рождена".

Музыка.

¾ Летом 1823 года Пушкин был переведен в шумную, многолюдную и кипевшую жизнью Одессу.

¾ От этого периода в жизни поэта остались два имени, две Музы - Амалия и Элиза.

¾ Амалия Ризнич - жена богатого одесского коммерсанта,

¾ Елизавета Ксаверьевна Воронцова - супруга новороссийского генерал-губернатора.
Пушкин приблизительно в одно и то же время познакомился с ними обеими и почти одновременно расстался. Чувство к ним развивалось в душе его параллельно.

¾ Амалия Ризнич была высока ростом, стройна и необыкновенно красива. Особенно запоминались ее огненные глаза, шея удивительной белизны и формы и черная коса более двух аршин длиною. Пушкин быстро поддался обаянию сирены и, по-видимому, сумел заслужить ее благосклонность.

¾ Как и другие, и больше, нежели другие, он был очарован прекрасной Амалией.

¾ Страсть оглушала его, буквально раздавливала. О, как бы хотелось ему одному, только одному, наслаждаться блеском ее огромных очей.


Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда в толпе их страстной,
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда... друг жестокой!
Хочу ль бежать: с боязнью и мольбой
Твои глаза не следуют за мной.

 

¾ Елизавета Ксаверьевна Воронцова была дочерью польского магната и одной из племянниц светлейшего князя Потемкина. “Ей было уже за тридцать лет, а она имела все право казаться молоденькой. Молода была она душой, молода и наружностью. В ней не было того, что называют красотою, но быстрый, нежный взгляд ее миленьких, небольших глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, казалось, так и призывает поцелуи".

¾ Впервые со времени своей ссылки на юг Пушкин полюбил настоящей, большой любовью.

¾ Под занавес пребывания Пушкина в Одессе графиня Воронцова подарила ему золотой перстень с восьмиугольным сердоликом.

¾ Другой такой же она оставила себе.

 

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

 

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

 

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

 

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

 

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

 

Музыка.

 

¾ В конце июля 1824 года Пушкин был исключен из службы и выслан в родительское имение – село Михайловское.

¾ Он зажил там совсем отшельником по примеру своего Евгения.

¾ Все общество поэта – это его няня, да многочисленное семейство из соседней усадьбы Тригорское.

 

Музыка.

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

 

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

 

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла…

 

¾ Арина Родионовна входила в комнату бесшумно и садилась у его постели в ногах. Не глядя на него, медленно покряхтывая, позёвывая и покачивая головой, рассказывала она о бесах: "Бесов было великое множество. В лесу были лешие, в озере, что за господским домом в Михайловском у деда Осипа Обрамовича, у мельницы, внизу - водяной, девки его видели. В Тригорье жил леший, тот был простец, его все видели. Он мастер был аукаться. Вот в трубе тоненько он поёт: спите, мол, батюшка, Александр Сергеевич, спите, мол, скорее, не то всех по ночам извели, и няньку, и меня, домового вашего, Михайловской округи".

¾ Почтенной старушкой - лицом полной, всей седой, страстно любившей своего питомца, явилась к Пушкину муза в начале Михайловской ссылки.

П.: "Знаешь ли, мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма"!

Няня: "Гости корабельщики рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке - ноги серебряные и проч. "Ах, говорит царь, - поеду посмотреть это чудо". - Что за чудо, - говорит мачеха, - вот что чудо: у моря Лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет - песни поет. Царевич прилетел домой и с благословления матери принес перед дворец чудесный дуб... "

 

¾ У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом,

¾ Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

¾ Там чудеса.

¾ Там леший бродит.

¾ Русалка на ветвях сидит.

 

Музыка.

 

¾ В Тригорском было настоящее царство муз:

¾ Хозяйка имения – Прасковья Александровна Осипова-Вульф, Пушкину, хоть и дальняя, но родня.

¾ Старшие дочери Анна и Евпраксия Вульф, которую все называли просто Зизи.

¾ Младшие Мария и Екатерина Осиповы.

¾ И падчерица Алина.

¾ Тригорское было раем, наполненным длинными кудрями, воздушными платьями, женскими капризами, ласками и нежными клятвами.

¾ Казалось, в этом милом царстве все было наполнено женственностью – от деревьев и до камней, от цветов и до прекрасных лиц.

¾ Вольный воздух, пение птиц, звон посуды, аромат свежезаваренного чая и варенья, а главное, девичий смех – вот, что более всего ценил Пушкин в Тригорском замке.

¾ Вся эта атмосфера нашла отражение в деревенских главах "Евгения Онегина".

 

"Куда? Уж эти мне поэты!"

- Прощай, Онегин, мне пора.

"Я не держу тебя; но где ты

Свои проводишь вечера?"

- У Лариных. - "Вот это чудно.

Помилуй! и тебе не трудно

Там каждый вечер убивать?"

- Ни мало. - "Не могу понять.

Отселе вижу, что такое:

Во-первых (слушай, прав ли я?),

Простая, русская семья,

К гостям усердие большое,

Варенье, вечный разговор

Про дождь, про лен, про скотный двор..."

- Я тут еще беды не вижу.

"Да, скука, вот беда, мой друг".

- Я модный свет ваш ненавижу;

Милее мне домашний круг,

Где я могу... - "Опять эклога!

Да полно, милый, ради бога.

Ну что ж? ты едешь: очень жаль.

Ах, слушай, Ленской; да нельзя ль

Увидеть мне Филлиду эту,

Предмет и мыслей, и пера,

И слез, и рифм et cetera?..

Представь меня". - Ты шутишь. - "Нету".

- Я рад. - "Когда же?" - Хоть сейчас.

Они с охотой примут нас.

Поедем.

Поскакали други,

Явились; им расточены

Порой тяжелые услуги

Гостеприимной старины.

Обряд известный угощенья:

Несут на блюдечках варенья,

На столик ставят вощаной

Кувшин с брусничною водой...

 

Чуть отрок, Ольгою плененный,

Сердечных мук еще не знав,

Он был свидетель умиленный

Ее младенческих забав;

В тени хранительной дубравы

Он разделял ее забавы,

И детям прочили венцы

Друзья соседы, их отцы.

В глуши, под Сенею смиренной,

Невинной прелести полна,

В глазах родителей, она

Цвела как ландыш потаенный,

Не знаемый в траве глухой

Ни мотыльками, ни пчелой.

 

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Всё в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

 

- Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

 

¾ И кто знает, как сложилась бы судьба поэта, если бы он всерьез увлекся кем-то из тригорских барышень.

¾ А впрочем, уже иная Муза начала тревожить сердце Пушкина.

 

Музыка «Я помню чудное мгновенье».

¾ Анна Петровна Керн была личностью незаурядной. Умная, образованная с характером волевым и независимым, она обладала при этом редким женским обаянием.

¾ Жизнь не баловала Анну. Отец выдал ее замуж за 54-летнего генерала Ермолая Федоровича Керна, когда ей не было еще 17 лет.

¾ Она была с ним несчастна и искала утешения в книгах и переписке с друзьями. Верной ее корреспонденткой была Анна Николаевна Вульф.

¾ С некоторого времени в письмах Анны начал упоминаться Пушкин.

Керн: Восхищенная Пушкиным я страстно хотела увидеть его, и это желание исполнилось.

¾ В тот июньский день Пушкин отправился в Тригорское пешком, захватив толстую суковатую палку и свистнув двух дворовых псов.

¾ В Тригорское он пришел к обеду.

¾ Войдя в столовую, Пушкин увидел, что подле Прасковьи Александровны сидит гостья.

¾ Он узнал ее – Анна Петровна Керн.

¾ Узнал, хотя видел лишь раз в жизни. Шесть лет назад, в Петербурге у Олениных.

¾ Тогда совсем юная, она была прелестна. Теперь – хороша. Так хороша, мила, женственна, что он невольно оробел и потерял дар речи. Прасковья Александровна представила его.

¾ Он низко поклонился и ничего не сказал.

¾ Анна Петровна тоже растерялась.

Керн: Я не нашлась ничего ему сказать. И мы нескоро ознакомились. Да и трудно было с ним вдруг сблизиться; он был очень неровен в общении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, - и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту. Через несколько недель тетушка предложила нам всем прогулку в Михайловское. Пушкин очень обрадовался этому, и мы поехали. Погода была чудесная, лунная июльская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Приехав же в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый, запущенный сад, "приют задумчивых дриад", с длинными аллеями старых дерев, корни которых, сплетаясь, вились по дорожкам, что заставляло меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать. Он быстро подал мне руку и побежал скоро, скоро, как ученик, неожиданно получивший позволение прогуляться.

П.: На другое утро Анна Петровна уезжала.

Керн: Утром Пушкин пришел в Тригорское и подарил мне на прощание первую главу "Евгения Онегина", в неразрезанных страницах которой лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами.

П.: В них было все…

 

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный,

И снились милые черты.

 

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

 

В глуши, во мраке заточенъя,

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

 

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

И сердце бьется в упоении,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Музыка «Я помню чудное мгновенье».

¾ Май 1827 года. Петербург. Позади шестилетняя ссылка, триумфальное возвращение в Москву, публичное чтение "Бориса Годунова", выход в свет сборника "Стихотворения Александра Пушкина".

¾ Впереди новые замыслы и новая Муза – Анна Оленина - воплощение идеала того времени, "гордость семьи и радость света", идеала, взятого из российской действительности в лучших ее проявлениях.

¾ Анна Алексеевна Оленина - веселая, пылкая, своенравная двадцатилетняя девушка, дочь Президента Академии Художеств и директора императорской Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина.

¾ Его салон был одним из самых притягательных для Пушкина после выпуска из Лицея. Здесь он встречался с В.А. Жуковским, Н.М. Карамзиным. К.Н. Батюшковым.

¾ И вот сейчас все обитатели этого гостеприимного дома радушно встретили возвратившегося из ссылки поэта.

¾ Непременной участницей и "украшением" литературных и музыкальных вечеров в доме отца своего была младшая дочь Олениных - Анна.

¾ Хорошо образованная, очень изящная, музыкальная, она полновластно царила в интеллигентном и мужском преимущественно обществе Оленинского окружения. Ей посвящали стихи Крылов, Гнедич, Козлов и другие поэты. Ее баловали, восхищались ею, куртуазно ей поклонялись. Воспитываясь в творческой атмосфере, Анна Алексеевна приобрела "верный вкус и здоровое суждение об изящной словесности". Она так же свободно читала по-французски, владела английским и итальянским языками. Она не только хорошо пела, но и рисовала, лепила, любила декламировать и сочинять театральные пьесы, шарады и шуточные стихи.

¾ Эта Муза вдохновила поэта на создание одного из самых больших циклов любовных стихотворений за всю его жизнь.

¾ Александр Сергеевич был влюблен глубоко и мучительно.

Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвись, заменила

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила-

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: "Как вы милы!"

И мыслю: "Как тебя люблю!"

 

 

¾ В декабре 1828 г. на балу у танцмейстера Йогеля Пушкин встретил свою будущую жену Наталью Гончарову.

¾ Ей тогда было 16 лет. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот вечер поражала всех классической царственной красотой.

 

П.: "Когда я увидел её в первый раз, красоту её только начали замечать в свете. Я её полюбил, голова у меня закружилась…"

 

¾ Это было последнее воплощение Музы.

¾ Долгожданная помолвка состоялась только 6 мая 1830 г.

¾ Однако до свадьбы нужно было успеть уладить денежные дела.

¾ 31 августа Пушкин должен был уезжать в Болдино, чтобы принять во владение имение и крепостных, которых выделил ему отец.

¾ Накануне у него произошла столь яростная схватка с матерью Гончаровой, что Пушкин вышел за порог дома на Большой Никитской в убеждении, что он рассорился со всей семьей и свадьба его расстроилась.

¾ 3 сентября Пушкин был в Болдино.

¾ Спустя неделю поэт получил письмо от своей невесты.

 

П.: "Теперь мрачные мысли мои порассеялись. Сегодня от своей получил я премиленькое письмо; обещает выйти за меня и без приданого. Приданое не уйдет. Зовет меня в Москву".

 

¾ В глуши, в тоскливом уединении, но согретый ожиданием счастья, Пушки целиком отдается творчеству.

¾ Болдинская осень 1830 года явилась поистине "пиром воображения".

¾ "Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов".

¾ Здесь были написаны 2 последние главы "Онегина", маленькие трагедии, "Повести Белкина" и около 30 стихотворений.

 

Музыка.

¾ Свадьба Пушкина и Натали Гончаровой состоялась 18 февраля 1831 г.

¾ Все, чего он желал – немного покоя, немного нежности посреди бесконечных усталостей, хлопот, угрызений – пришло к нему.

¾ С этого времени Пушкин пишет все меньше лирических стихотворений, но это не значит, что Муза покинула его.

¾ Она в очередной раз изменилась – "Пиковая дама", "История Пугачева", "Капитанская дочка" - вот заслуга степенной дамы - Музы.

 

Сцена «Метель».

 

¾ Бурмин нашёл Марью Гавриловну у пруда под ивою, с книгой в руках и в белом платье, настоящей героинею романа. После первых вопросов Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом взаимное замешательство, от которого можно было избавится разве только внезапным и решительным объяснения. Так и случилось: Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что искал давно случая открыть её своё сердце, и потребовал минуты внимания. Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия.

¾ "Я вас люблю, - сказал Бурмин, - я вас люблю страстно…" (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову ещё ниже.) "Я поступил неосторожно, придаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…" (Марья Гавриловна вспомнила первое письмо.). "Теперь уже поздно противится судьбе моей; воспоминание об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне ещё останется исполнить тяжелую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…"

- "Она всегда существовала, - ­прервала с живостью Марья Гавриловна, - я никогда не могла быть вашей женою…"

- "Знаю, - отвечал он её тихо, - знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований… Добрая, милая Марья Гавриловна! Не старайтесь лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы согласились сделать моё счастье, если бы… молчите, ради бога, молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание… я женат!"

(Марья Гавриловна взглянула на него с удивлением).

¾ Я женат, - продолжал Бурмин, - я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!

¾ Что вы говорите? – воскликнула Марья Гавриловна, - как это странно! Продолжайте; я расскажу после… но продолжайте, сделайте милость.

¾ В начале 1812 года, - сказал Бурмин, - я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, должно было сократить нам путь тремя вёрстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом мы оказались в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; я увидел огонёк и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. "Сюда! Сюда!" - закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать. "Помилуй, где ты замешкался? – сказал мне кто-то,- невеста в обмороке; поп не знает что делать; мы готовы были ехать назад. Выходи же скорее". Я, молча, выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освященную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в тёмном углу церкви; другая тёрла ей виски. "Слава богу, - сказала эта, - насилу вы приехали. Чуть было барышню не уморили". Старый священник подошел ко мне с вопросом: "Прикажете начинать?"- "Начинайте, начинайте, батюшка", - отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне не дурна… Непонятная непростительная ветреность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. "Поцелуйтесь", - сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное своё лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: "Ай, не он! не он!" - и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: "пошел!"

¾ Боже мой! – Закричала Марья Гавриловна,- и вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?

¾ Не знаю, - отвечал Бурмин,- не знаю, как зовут деревню, в которой я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул, и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко, которая теперь так жестоко отомщена.

¾ Боже мой, Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку; - так это были вы! И вы не узнали меня?

¾ Бурмин побледнел… и бросился к её ногам…

 

Музыка.

¾ Пушкин-лицеист, Пушкин - одесский ветреник, Пушкин - Михайловский затворник, Пушкин – отец семейства…

¾ Поэт взрослеет, и Муза изменяется вместе с ним.

¾ Часы одиночества озаряются вспышками творческой мысли,

¾ Бокалам дружеских пирушек приходят на смену перо и чернила,

¾ Романтические встречи остаются в бессмертных строчках.

 

Я помню чудно мгновенье,

Передо мной явилась ты…

 

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

 

Фонтан любви, фонтан живой,

Принес я дар тебе две розы…

 

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя,

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня…

 

Я вас любил, любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем…

 

В те дни в таинственных долинах,

Весной при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине

Являться муза стала мне…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.417 сек.