Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сержанович, В. И. 2 страница




Важными политическими предпосылками формирования перспективной модели экономики являются:

1) построение социального правового демократического государства;

2) эволюция общественных структур в направлении институтов современного гражданского общества.

В контексте решения этих задач и идет сегодня развитие белорусской государственности. Оно обеспечит условия становления в Беларуси открытого гражданского общества со зрелыми демократическими механизмами защиты прав человека, взаимодействия гражданских структур и государства, раскрытия социальной энергии народа.

 

1.2.3. Этапы (стадии) построения перспективной модели экономики

 

Смена базисных (родовых) основ экономического строя не может быть разовым актом, она требует длительного переходного периода и, наверное, смены поколений.

Для достижения определенных НСУР–2020 стратегических целей выделяются следующие этапы социально-экономического развития в направлении перспективной модели экономики:

Первый этап (2001–2005 гг.) – создание необходимых условий для возобновления устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На данном этапе предусматривалось решить следующие задачи: завершить создание необходимой законодательно-нормативной базы реформирования экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования; приступить к широкомасштабному реформированию и реструктуризации крупных и средних предприятий; осуществить санацию, перепрофилирование и закрытие бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по обеспечению занятости и преодолению структурной безработицы; направить финансирование на оздоровление предприятий и организаций с использованием мер государственного макроэкономического регулирования и более полного использования рыночных механизмов хозяйствования.

Второй этап (2006–2010 гг.) – создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития; повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должно быть завершено создание законодательно-правовой базы устойчивого развития страны, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного экономического роста и позволяющей решить задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями должны стать технологическое перевооружение производства на базе внедрения наукоемких ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, стимулирование внутренних и внешних инвестиций, государственная поддержка малого предпринимательства, укрепление и развитие материально-технической базы отраслей и сфер, обеспечивающих совершенствование человеческого потенциала и развитие научно-инновационной деятельности.

Третий этап (2011–2020 гг.). Целью этого периода является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будет формироваться постиндустриальное информационное общество с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, а экономическое развитие страны достигается за счет функционирования зрелых институтов рыночной экономики, углубления структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Практическая реализация этих этапов осуществляется в рамках Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь, принимаемых на периоды 1996–2000, 2001–2005, 2006–2010. Опыт прошлых лет показал, что стратегия реформирования, преодоления кризисных явлений, создания условий макроэкономической стабилизации и возобновления экономического роста, определенная вышеназванными программными документами, в целом оказалась верной.

1.3. Формирование и развитие институтов рынка

 

1.3.1. Рыночные институты и рынок факторов производства

 

Рынок – всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок – это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена на них. Под институтами понимаются формальные и неформальные правила, структурирующие формы социальных взаимоотношений во всех сферах общественной жизни, а также механизмы их соблюдения. Совокупность институтов образует институциональную среду. И «рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рыночной экономики. В их число входят следующие принципы:

- свободы хозяйственной деятельности;

- плюрализма и равноправия форм собственности;

- свободного ценообразования;

- самофинансирования и экономической ответственности;

- гармоничного сочетания государства и рынка.

Рыночная экономика – экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. С системных позиций – это совокупность всех образующих экономику рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними связей; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.

Укрупненная классификация рынков по таким признакам и критериям, как экономические субъекты, объекты, отрасли и другие характеристики, выглядит следующим образом:

- по субъектам: покупателей, продавцов, госзакупок, посредников;

- по объектам: товаров и услуг, рабочей силы (труда), капитала, финансовый, информационный, жилья и т.д.;

- по отраслям: автомобильный, компьютерный, нефтяной и т. д.;

- в зависимости от характера продаж: оптовый, розничный;

- по территориальному признаку: мировой, региональный, национальный, местный.

Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства, денежный, валютный и фондовый рынки, совокупность товарных рынков.

Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (включает рынки: рабочей силы, средств производства, сырья).

Факторы производства представляют собой используемые в процессе производства материальные блага и услуги ресурсов экономики. Они непосредственно воздействуют на производство и экономический рост.

 

1.3.2. Формирование рынка труда

 

Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующего рынка труда. Как фактор производства труд является самым значительным из всей совокупности факторов. Рынок труда можно определить как многомерную, многоуровневую систему рыночных институтов, организаций и учреждений госсектора, бизнес-сообщества и общественных объединений (типа профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблем воспроизводства рабочей силы и использования труда и выполняющих для этого многочисленные функции как на микро-, так и на макроуровне. Это прежде всего условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и переквалификации работников и многое другое.

В начальный период рыночных преобразований в экономике страны наряду со спадом объемов промышленного производства совершенно новым явлением стало появление безработицы – чрезвычайно сложного по своей экономической, социальной, политической природе феномена рыночной экономики. С развитием конкуренции на рынке товаров и услуг, внедрением более жесткого режима финансирования предприятия вынуждены были более эффективно использовать ресурсы труда, определяя их численность с учетом реальных потребностей производства, что объективно привело к сокращению спроса на рабочую силу, высвобождению работников и появлению безработных граждан.

Численность занятых в народном хозяйстве Республики Беларусь сократилась с 5 млн. в 1991 г. до 4,4 млн. чел. в 1995 г. и 4,362 млн. чел. в 2006 г. Число зарегистрированных безработных за период 1991–1995 гг. возросло с 2,3 до 115 тыс. чел., а затем стало уменьшаться и в 2006 г. составило 64 тыс. человек.

Безработица – неизбежное свойство свободного рынка. Политика государства в социально-трудовой сфере – удерживать безработицу на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне.

С 1995 г. в стране начался этап укрепления и создания сильных государственных институтов при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации в сфере труда и занятости.

В развитие положений Конституции о правах и гарантиях на труд и справедливое вознаграждение за его результаты в республике были приняты Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, установлены основные формы заработной платы и стимулирования труда и т.д. Важным регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26.06.1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», в котором установлен порядок контрактной формы найма.
В этих правовых координатах республиканскими органами государственного управления осуществляется регулирование рынка труда и занятости населения.

Под предложением рабочей силы на официально контролируемой части рынка понимаются численность граждан, обратившихся в государственную службу занятости по вопросам трудоустройства, и численность безработных. Уровень безработицы определяется как отношение общей численности официально зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (занятые плюс безработные). В 1991 г. уровень безработицы составлял 0,05%, в 1995 г. – 2,9, в 2000 г. – 2,1, в 2003 г. – 3,1, в 2005 г. – 1,6, 2006 г. – 1,2%.

Органами государственной службы занятости в регионах осуществляются мониторинг вакансий рабочих мест, организация трудоустройства обратившихся к ней граждан и, при необходимости, их переподготовка по востребованным специальностям за счет средств фонда содействия занятости. Смягчению обстановки на рынке труда во многом способствует реализация государственных программ занятости населения Республики Беларусь, принимаемых ежегодно правительством.

 

1.3.3. Становление и развитие рынка капитала

 

С переходом к рыночной экономике в Беларуси была демонтирована советская модель сверхцентрализованной плановой экономики, в которой отсутствовал рынок капитала, а распределение ресурсов (основных фондов, инвестиций и др.) осуществлялось посредством фондирования и централизованного материально-технического снабжения в системе Госплана и Госснаба бывшего СССР. Поэтому в республике становление рыночных институтов, в том числе и рынка капитала, основывалось и основывается на опыте высокоразвитых стран Запада, его всестороннем и глубоком изучении и адаптации к специфике Беларуси, ее экономики.

Когда речь идет о рынке капитала, то имеют в виду рынок финансового капитала, прежде всего кредитный рынок. Потоки капитала, в том числе международные, подразделяются на ряд форм. Прежде всего по функциональному предназначению различают движение ссудного капитала (в виде кредита) и предпринимательского капитала (в виде инвестиций); по принадлежности выделяют частный и государственный капитал; по целевому назначению – частные и государственные, прямые и портфельные инвестиции; по срокам движения – кратко-, средне- и долгосрочный капитал.

Рынок краткосрочного ссудного капитала, или денежный рынок, – это рынок сделок по краткосрочным ценным бумагам с низким уровнем риска (коммерческим векселям, банковским акцептам, переуступаемым депозитным сертификатам). Это рынок для биржевых дилеров, которые покупают и продают надежные краткосрочные ценные бумаги.

Ценные бумаги – платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в национальной и иностранной валютах. Ценная бумага выступает как документ, определяющий долю собственности в компании-эмитенте и кредиторские взаимоотношения с эмитентом в лице компаний или государства, а также указывающий другие права и обязанности.

Рынок ценных бумаг – часть рынка ссудных капиталов, где осуществляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них.

Рынок ссудных капиталов – это рынок среднесрочных (от 1 года
до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) ссуд, опосредующий соединение предложения средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для це-лей финансирования (инвестиций). Часто его называют рынком капитала.

Денежный рынок включает все финансовые организации, которые занимаются покупкой, продажей и передачей краткосрочных (до 1 года) кредитных обязательств и векселей, а также международный дилерский рынок краткосрочных финансовых обязательств, выпускаемых государством, фирмами и финансовыми организациями.

Основными ценными бумагами денежного рынка являются казначейские векселя, коммерческие бумаги, банковские акцепты и свободно обращающиеся депозитные сертификаты.

Денежный рынок обычно включает несколько сегментов, наиболее важным из которых сегодня является так называемый межбанковский рынок, или рынок межбанковских депозитов.

Рынок капиталов – долгосрочный сегмент рынка ссудных капиталов, включающий прежде всего выпуск облигаций и акций и их вторичные рынки. Основа рынка капиталов – фондовая биржа. В настоящее время рынок капиталов не ограничивается фондовыми биржами, так как во многих странах получили развитие «внебиржевые» и «околобиржевые» рынки и их значение непрерывно возрастает.

Функционирование рынка ссудных капиталов в стране базируется на специальном институциональном механизме. Технико-организационную основу его составляют Национальный банк, коммерческие банки, брокерские организации и другие учреждения, которые являются посредниками в движении ссудного капитала. В настоящее время институциональный механизм включает также биржи, расчетные центры, электронные операционные системы, депозитарии и др.

Важнейшая проблема на современном этапе развития рынка капиталов – отставание его объема и динамики от динамики роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор экономики.

 

1.3.4. Валютный рынок страны

 

Валютный рынок – это система экономических и организационных отношений, возникающих между домашними хозяйствами, фирмами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями, по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах; рынок, посредством которого реализуются краткосрочные кредитные операции с валютой; официальный или неофициальный центр, где осуществляются операции по купле-продаже иностранных валют; валютная биржа.

Институциональными участниками валютного рынка выступают коммерческие и центральные банки, валютные биржи, брокерские агентства, международные корпорации. Субъектами валютного рынка являются и экспортеры и импортеры.

Основные сегменты валютного рынка – биржевые торги (на валютных биржах), внебиржевой (межбанковский) рынок, рынок наличных валют, международные финансовые центры.

Валютный рынок прежде всего обеспечивает валютно-кредитное и расчетное обслуживание экспортно-импортных операций, а также валютных операций, связанных с инвестированием капитала за пределы национальной экономики.

На валютных рынках заняты брокеры и дилеры – посредники, получающие комиссионные за свой труд.

Валютный рынок в Беларуси проходит стадию становления и развития в период, когда рыночная экономика высокоразвитых стран имеет многовековую историю и достигла высокой степени совершенства валютного рынка. В настоящее время валютный рынок Беларуси включает такие сегменты, как ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», внебиржевой рынок и рынок наличных валют. В целом можно отметить, что в нашей стране создана и функционирует институционально-правовая и организационная структура валютного рынка, в основном соответствующая современным требованиям.

1.3.5. Фондовый рынок страны

 

В экономической системе государства фондовый рынок является одним из базовых рыночных институтов и частью рынка капиталов, где осуществляются эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Основное назначение фондового рынка состоит в обеспечении аккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики. Кроме того, фондовый рынок, или рынок ценных бумаг, решает такие задачи, как обслуживание государственного долга, перераспределение прав собственности.

Общая структура фондового рынка представлена инвесторами (стратегическими и институциональными), эмитентами (организациями, заинтересованными в привлечении денежных средств для развития производства), инфраструктурой, являющейся связующим звеном между инвесторами и эмитентами, и органами регулирования его деятельности.

Функционирование фондового рынка (первичного и вторичного) обеспечивают профессиональные участники: операторы (брокеры, дилеры); организаторы работы бирж (торговых площадок); банки, депозитарии и др.

Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны:

- инвестиционная, т. е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства и технического прогресса;

- передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций.

Беларусь начала формирование национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах».

В республике действует система фондового рынка, включающая Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь (осуществляет права центрального органа страны по контролю и надзору за рынком ценных бумаг) эффективную инфраструктуру, состоящую из центрального депозитария УП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и сети депозитариев-корреспондентов, расчетно-клиринговой системы и единой «Белорусской валютно-фондовой биржи».

Фондовая биржа – это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.

В настоящее время финансовые активы фондового рынка Республики Беларусь включают различные ценные бумаги, которые могут быть объектами инвестиционной деятельности: долевые бумаги (акции, ИПЧ «Имущество»), долговые обязательства (облигации, сертификаты, векселя), производные бумаги (опционы, форварды, фьючерсы).

В целом можно констатировать, что в Беларуси удалось создать элементы инфраструктуры фондового рынка, нормативно-правовую базу, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг, однако недостаточные темпы рыночных преобразований и низкая инвестиционная активность оказывают негативное влияние на развитие самого фондового рынка.

 

1.3.6. Эволюция институтов товарных рынков

 

Кругооборот товаров реализуется в сфере купли-продажи товаров и услуг, которую образуют товарные рынки. Их основными структурными элементами являются рынки потребительских товаров, услуг и продукции производственно-технического назначения. Товарные рынки образуются и функционируют в институционально-правовом пространстве, в котором системообразующую роль играют рыночные институты, законодательно-правовая база по товарным рынкам и инфраструктура рынков товаров и услуг.

Из совокупности рыночных институтов ключевое значение здесь имеют институт частной собственности, договорное право, институт посреднической деятельности. В правовом пространстве важнейшими регуляторами являются законодательные акты об антимонопольной деятельности и о конкуренции.

Основными целями развития товарных рынков являются:

- удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в товарах народного потребления и продукции производственно-техничес-кого назначения;

- создание условий для реализации товаров и обеспечения высокой эффективности производства собственным производителям;

- обеспечение положительного внешнеторгового баланса.

Для достижения этих целей создаются и совершенствуются организационные, материально-технические и правовые условия функционирования товарных рынков, прежде всего инфраструктуры. Рыночная инфраструктура – это совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих товародвижение: продажу, прием и отпуск товаров, их хранение, подработку, подсортировку, упаковку и транспортировку, информационное обслуживание, маркетинг, денежные операции с поставщиками и покупателями.

В настоящее время в основе формирования и движения товарных ресурсов лежат переход от их централизованного распределения к свободной продаже на биржах и ярмарках, развитие прямых хозяйственных связей с изготовителями товаров, повышение роли договоров поставки. Это кардинально меняет характер, содержание и оценку торговой, коммерческой деятельности.

Трансформационные процессы превращают централизованную торговлю в торговое предпринимательство, или торговый бизнес, который строится на рыночных институтах и принципах экономической свободы, полного равноправия торговых партнеров по поставке товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

В последнее время ведется работа по развитию в регионах страны информационно-выставочных, торгово-рекламных комплексов, торговых домов с функциями оптовой и розничной торговли и на их основе постоянно действующей Белорусской республиканской ярмарки. Намечено создание Республиканского бизнес-центра с торговыми домами и другими предприятиями рыночной инфраструктуры.

Важным направлением дальнейшего совершенствования товаропроводящей сети в сфере внутренней и внешней торговли является развитие системы электронной торговли.

 

 

1.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси

 

1.4.1. Преобразование форм собственности

 

Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений – независимых, самостоятельных экономически ответственных товаропроизводителей.

Конституцией Республики Беларусь и Гражданским кодексом Республики Беларусь в нашей стране определены две формы собственности – государственная и частная. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц). Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения.

Реформирование государственной собственности в Республике Беларусь началось в 1991 г. в соответствии с Основными положениями Программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике, принятыми постановлением Верховного Совета БССР от 26 декабря 1990 г., и было напрямую связано с необходимостью повышения эффективности всего хозяйственного комплекса страны.

Главными задачами разгосударствления и приватизации являются:

- формирование необходимой для рыночной экономики среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предпринимательства, многообразие форм собственности, видов хозяйствующих субъектов;

- усиление хозяйственных и трудовых мотиваций, повышение эффективности использования созданного в стране экономического потенциала и стимулирование его приумножения;

- создание возможности самовыражения гражданам, использование их энергии, предприимчивости, инициативы;

- увеличение поступлений средств в бюджет за счет продажи государственного имущества, связывание средств предприятий, отвлечение части денег с потребительского рынка и таким образом содействие его стабилизации.

В преобразовании форм собственности в Беларуси выделяются три этапа.

На первом этапе (1991–1992 гг.) осуществлялась приватизация только за денежные средства, в основном по инициативе «снизу». Заинтересованные в приватизации трудовые коллективы предприятий обращались в органы приватизации со своими предложениями о выкупе государственного имущества. Такие предприятия после приватизации преобразовывались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии – в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. До 1993 г. реформирование собственности проходило на основе временных нормативных актов и в целом не имело законодательной базы.

Второй этап приватизации начался с принятием в 1993 г. законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках», Государственной программы приватизации, других законодательных и нормативно-правовых актов. При приватизации каждого объекта 50% стоимости оплачивалось деньгами и 50% чеками «Имущество». Средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта могли преобразовываться в акционерные общества. На конкурсы и аукционы выставлялись малые предприятия коммунальной собственности и объекты незавершенного строительства.

Третий этап – этап совершенствования стратегии и тактики преобразования отношений собственности. Его основные направления определены Указами Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности» (март 1995 г.), «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами» (ноябрь 1997 г.). В 1998 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», который позволил обеспечить единую государственную политику по реформированию государственной собственности, усилить социальную направленность этого процесса, создать благоприятные условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.

К началу рыночного реформирования общая численность объектов государственной собственности, подлежащих разгосударствлению и приватизации, составляла 8,7 тыс., в том числе 3,4 тыс. (39,2%) – республиканской и 5,3 тыс. (60,8%) – коммунальной собственности.

За период 1991–2006 гг. в стране реформировано и отчуждено 8909 объектов государственной собственности, в том числе реформировано (разгосударствлено и приватизировано) 4116 предприятий. Из них преобразовано в акционерные общества 1990 государственных предприятий (48,3%), выкуплено арендными или трудовыми коллективами 724 (17,6%), продано на аукционе (по конкурсу) 1402 (34,1%) предприятий. На преобразованных предприятиях работают около 23% всех занятых в экономике страны.

В последние годы в Республике Беларусь преобладает «точечное» реформирование объектов государственной собственности исходя из оценки экономической эффективности, возможности внедрения новых технологий, освоения выпуска новых видов продукции.

Кроме разгосударствления и приватизации государственной собственности существенный вклад в создание негосударственного сектора в экономике страны вносит развитие малого и индивидуального предпринимательства, совместных и иностранных предприятий. Сегодня уже можно говорить о создании в стране полноценного негосударственного сектора в экономике страны. Численность занятых в негосударственном секторе экономики на конец 2006 г. составляла 2055 тыс. человек (47,6% работающих в народном хозяйстве). Удельный вес объемов промышленной продукции, произведенной в 2006 г. предприятиями негосударственного сектора, составил 62,5%.

 

1.4.2. Типы хозяйствующих субъектов

 

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, хозяйствующими субъектами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.