Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сержанович, В. И. 3 страница




Некоммерческими являются организации, не имеющие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для уставных целей, ради которых они созданы.

 

1.4.3. Реструктуризация предприятий

 

Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует ее структурной перестройки, которая тесно взаимосвязана с реструктуризацией предприятий, особенно при их приватизации.

Реструктуризация – это структурная организация, управленческая и финансовая адаптация предприятия к успешной работе в рыночных условиях. Для этого необходимо обеспечить улучшение управления на предприятиях, стимулирование их деятельности для повышения эффективности производства, увеличения выпуска конкурентоспособной продукции, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов их деятельности. Процесс реструктуризации может быть пассивным и активным.

Пассивная реструктуризация осуществляется за счет рационального использования имеющегося оборудования, совершенствования форм и методов управления, маркетинговой деятельности без значительных дополнительных финансовых средств. Пассивная реструктуризация осуществляется в сжатые сроки и, как правило, до приватизации.

Активная реструктуризация происходит за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период.

В современной практике применяются различные варианты реструктуризации:

- реструктурирование государственных предприятий реального сектора экономики с целью их акционирования и сохранения за государством контрольного пакета акций;

- реструктурирование с целью дальнейшей продажи предприятия, что особенно актуально в отношении объектов малой приватизации;

- реструктурирование после приватизации объекта за счет средств потенциального инвестора.

Базисные условия и механизмы для проведения реструктуризации определены Указом Президента Республики Беларусь от 30.12.1995 г. № 526 «Об утверждении Программы разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности на 1996 год», в постановлениях Правительства Республики Беларусь от 14.09.1994 г. № 64 «Об утверждении положения о порядке создания предприятия на базе структурного подразделения, выделяемого в процессе приватизации из состава действующего предприятия, находящегося в республиканской собственности», от 6.05.1996 г. № 310 «О порядке создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности».

Повышение эффективности проведения реструктуризации предусматривается Положением о холдингах, создаваемых в процессе приватизации, утвержденным постановлением Совета Министров от 20.04.1993 г. № 250.

Особой формой реструктуризации является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Многие крупные предприятия во взаимодействии с банковскими структурами при широком использовании маркетинговых форм работы могут стать эффективными субъектами мирохозяйственных связей. В Республике Беларусь ФПГ формируются на основе Указа Президента Республики Беларусь № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» (декабрь 1995 г.).

На базе межправительственных соглашений с участием предприятий и организаций Российской Федерации в Республике Беларусь зарегистрированы ФПГ: «Гранит», «Беларусавто», «Межгосметиз», «Электронные технологии», «Интерагроинвест», «Оборонительные системы» и др.

Осуществление реструктуризации промышленных предприятий, в том числе на основе создания интегрированных объединений внутри страны и межгосударственных корпоративных структур, позволит активизировать процесс модернизации промышленного производства и обеспечит устойчивое его развитие. Основным принципом реструктуризации должна быть рыночная самоорганизация и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Государство должно создавать необходимые макроэкономические условия, производить соответствующие институциональные преобразования, смягчать отрицательные социальные последствия от ликвидации и реструктуризации неэффективных (хронически убыточных) производств на основе разработки и реализации соответствующих программ.

Формирование программ модернизации производства и реструктуризации предприятий должно осуществляться на основе конкурсного отбора, а при их реализации следует использовать принцип совместного финансирования как за счет собственных средств предприятий, так и за счет республиканского и местных бюджетов, средств инновационных фондов соответствующих министерств и концернов.

1.4.4. Демонополизация и развитие конкуренции

 

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Наша страна приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. 3акона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Функции поддержки предпринимательства, обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции были возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.

Цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации определялись в программах демонополизации, составляемых на определенные периоды. В них предусматривались изменение монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий для развития конкуренции.

Основными направлениями демонополизации являются:

- формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;

- государственное регулирование деятельности монополий;

- контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

В стране составлен и поддерживается в актуальном состоянии Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. Основным критерием для включения в данный реестр является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельно установленную величину. Для хозяйствующих субъектов – производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного – 30%, для двух – 54, для трех – 72, для четырех – 95%; для хозяйствующих субъектов – производителей продукции производственно-технического назначения – соответственно 45, 67, 86 и 100%.

Наибольшее количество предприятий–монополистов в Беларуси –
в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу выпускаемой продукции предприятиями–монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, черная металлургия. Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции.

Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и выступают неотъемлемой чертой рыночных отношений. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

В зависимости от условий, в которых происходит конкуренция, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цены товара.

Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Особое место занимают «естественные монополии» (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически не целесообразна. Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Регулирование таких монополий направлено в первую очередь на достижение баланса интересов потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг, обеспечение полного покрытия экономически оправданных издержек предприятия и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства.

Монополистическая конкуренция (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Монополистическая конкуренция характерна для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сети ресторанов, станций технического обслуживания, банковских учреждений). В производящих отраслях – это производство компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и т.д.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при рынке монополистической конкуренции).

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты.

Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большими надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.

Процесс развития конкуренции в переходной экономике во многом зависит от темпов преобразования отношений собственности. Преобладание государственной собственности на средства производства сдерживает развитие конкуренции. Чем быстрее идет процесс приватизации, чем больше становится доля негосударственных предприятий на рынке, тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма.

 

1.4.5. Государственное предпринимательство

 

Гражданский кодекс Республики Беларусь дает следующее определение предпринимательства: «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления».

Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).

Для переходной экономики характерно многообразие форм собственности с сохранением значительной доли государственной. Реформирование экономики, реструктуризация отношений собственности требуют достаточно длительного времени. Поэтому государственный сектор (хотя и постепенно уменьшающийся) сохраняется во всех странах. В государственной собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но которые оказываются экономически не эффективными для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.).

Государство в современной рыночной экономике – это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Таким образом, государство выступает как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике.

Собственно государственные предприятия функционируют в форме республиканских унитарных, основанных на праве оперативного управления (казенных). Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий – сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

 

1.4.6. Частное предпринимательство

 

Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной собственности и развитием частного предпринимательства.

Частное предпринимательство – это экономическая система, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы при минимальном вмешательстве государства. Частным предпринимательством могут заниматься как отдельные граждане, так и их коллективы (предприятия, фирмы).

Фирма – это обобщенное название, используемое по отношению ко всем (или почти ко всем) организациям бизнеса. Фирмы бывают разные – от гигантских корпораций до мелких лавочек.

В странах с развитой рыночной экономикой существуют три формы организации предпринимательства: единоличное владение, партнерство, корпорация.

Единоличное владение – такое индивидуальное частное предприятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающая весь доход (за вычетом расходов и налогов) и несущая весь риск за свою деятельность.

Партнерство возникает в случае, когда с целью ведения бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские навыки двух или более лиц.

Корпорация (акционерное общество) является доминирующей формой предпринимательства. Для нее характерны централизованное управление, длительный срок существования, превышающий продолжительность жизни отдельных держателей акций; ограничение ответственности акционеров в соответствии с долей их капиталовложений.

В современном частном предпринимательстве действуют хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной и дополнительной ответственностью), акционерные общества (открытого и закрытого типа), холдинговые компании.

В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.

 

1.4.7. Малый бизнес

 

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства – юридическим лицам – относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:

- в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

- сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;

- строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

- других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;

- других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

Субъекты малого предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса.

Развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

В Республике Беларусь на начало 2007 г. зарегистрировано 37600 субъектов малого предпринимательства, в том числе по отраслям экономики: промышленность – 8409 (22,3% от общей численности), сельское хозяйство – 2312 (6,1%), строительство – 4400 (11,7%), транспорт – 1930 (5,1%), связь – 172 (0,5%), торговля и общественное питание – 14716 (39,1%), материально-техническое снабжение и сбыт – 394 (1%), жилищно-коммунальное хозяйство – 95 (0,3%), непроизводственные виды бытового обслуживания населения – 594 (1,6%), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение – 747 (2%), другие отрасли – 3831 (10,2%). Списочная численность работников на малых предприятиях составляла 423813 человек.

На малых предприятиях произведено 7,7% общего объема промышленной продукции страны и более 7,6% ВВП. Рентабельность реализованных малыми предприятиями продукции, работ и услуг составила 13,3% (при среднем в экономике страны 13,5%). Удельный вес убыточных малых предприятий – 25,6% (при среднем в экономике страны 8,5%).

Значительную роль в развитии малого бизнеса играют индивидуальные предприниматели, численность которых в Республике Беларусь на начало 2007 г. составила более 186 тыс. чел. В целом в сфере малого предпринимательства занято около 800 тыс. чел. (18% экономически активного населения страны). Удельный вес данного сектора в объеме поступлений платежей в бюджет составляет около 20%.

В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого бизнеса, а также Указы Президента Республики Беларусь от 28.03.1996 г. № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям», от 9.03.2007 г.
№ 119 «Об упрощенной системе налогообложения», от 15.10.2007 г. № 496 «О совершенствовании порядка создания индивидуальными предпринимателями частных унитарных предприятий и их деятельности» и др. Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.

В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.

Для активизации малого бизнеса государственная поддержка в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий его устойчивого развития на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Для развития малого и среднего предпринимательства Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусмотрено:

- комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;

- обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организаций по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству;

- создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;

- дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства;

- активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;

- организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем развития кооперативных связей.

К 2010 году доля валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП достигнет 20–22%.

 

 

1.5. Структурная трансформация экономики

 

1.5.1. Цели и задачи, основные принципы и механизмы

структурной трансформации экономики

 

В новых условиях переходного к рыночным отношениям периода в экономике Беларуси сложился целый ряд структурных деформаций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса, связанного с нарушением сложившихся производственно-экономических связей. Основными из них являются:

- несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании имеющихся производственных мощностей, созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей; значительных объемах нереализованной готовой продукции; росте числа убыточных предприятий, дебиторской и кредиторской задолженностей;

- высокие энерго- и материалоемкость производства, его большая зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

- высокий уровень физического и морального износа активной части основных производственных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства;

- недостаточное развитие наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

Текущее и ближайшие два пятилетия являются ключевыми для экономики нашей страны. В этот период должны быть сформирована структура производства, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институциональные преобразования, создана адекватная рыночным условиям система мотивации поведения предпринимателей и наемного персонала, достигнуто радикальное повышение уровня жизни населения. Необходимо с учетом национальных особенностей оптимально встроить белорусскую экономику в мировое хозяйство, используя двусторонние и многосторонние связи; обеспечить модернизацию структуры экономики в направлении роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой основе формирование качественно новых стимулов инновационной активности.

При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые и межрегиональные пропорции: между государственным и частным секторами экономики; производством, потреблением и накоплением; между отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом, а также оптимизировать пропорции в уровне социально-эконо-мического развития областей и г. Минска; усилить социальную ориентацию преобразований.

При определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из следующих принципов:

- многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;

- концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;

- постоянной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;

- перехода на инновационный путь развития экономики;

- социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг;

- приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;

- учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ;

- гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;

- обеспечения рационального использования природно-экономи-ческих, демографических и других местных ресурсов;

- комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

- экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

- рационального сочетания системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств.

Таким образом, целевыми установками структурной перестройки экономики должны стать снижение доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замена неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах. Ставка должна быть сделана на информатизацию, программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, модернизацию энергетической отрасли, биотехнологии и генетику.

Для достижения этих целей должен применяться комплекс методов государственного регулирования – снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, методы тарифного и нетарифного регулирования и др.

 

1.5.2. Модернизация структур реального сектора экономики:

воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной

 

Структурные преобразования в межотраслевых комплексах и отраслях народного хозяйства, происходящие в соответствии с целенаправленной системой мер государственной структурной политики, а также под воздействием научно-технического прогресса и запросов внутреннего и внешних рынков, определяют изменение всех макроэкономических структур страны.

Воспроизводственная структура экономики характеризует соотношение ее секторов по производству и потреблению благ и услуг на всех стадиях воспроизводства.

На стадии производства – это соотношение промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости, представляющее собой важнейшую макроэкономическую пропорцию, в которой находит отражение достигнутый уровень развития производительных сил страны.

Доля промежуточного потребления характеризует удельный расход топлива, энергии, сырья, материалов и других материальных элементов оборотного капитала на единицу валового выпуска товаров и услуг – это обобщающий показатель материалоемкости продукции, на который существенно влияют применяемые техника и технологии производства, уровень подготовки кадров, система организации труда и производства.

Валовая добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Она является основой валового внутреннего продукта.

Валовой внутренний продукт – важнейший обобщающий показатель, характеризующий конечный результат как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг. На стадии производства ВВП определяется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех отраслей с учетом потребленной в процессе производства стоимости основного капитала. По объему производства ВВП на душу населения определяют уровень социально-экономического развития страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.