Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сержанович, В. И. 7 страница




Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при которых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество различных стран в решении национальных и интернациональных экономических проблем, свободный выбор и осуществление ими своей модели социально-экономического развития и участие в международном разделении труда. Важными механизмами обеспечения международной экономической безопасности являются двух- и многосторонние соглашения государств об экономическом сотрудничестве, учет взаимных интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения различных стран. Международная экономическая безопасность обеспечивается различными структурами ООН, другими международными экономическими организациями (МВФ, Всемирным банком, ВТО и др.).

Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: производственная, финансовая, продовольственная, энергетическая, инфраструктурная, инновационная, внешнеэкономическая.

Производственная безопасность – основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Производственная безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.

В Республике Беларусь на начало 2007 г. удельный вес накопленной амортизации в первоначальной стоимости основных средств по промышленности в целом достиг 60,9%, в том числе машин и оборудования – 74,2%, и превышает допустимый уровень. На ряде предприятий техническая база устарела и представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V–VI уклады. Для повышения производственной безопасности необходимы:

- структурная модернизация экономики путем приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных экспортно-ориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнергоемких производств с высокой долей добавленной стоимости;

- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

- переход на инновационный путь развития экономики;

- социальная ориентация перспективной структуры экономики, ускоренное развитие сферы услуг.

Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность.

Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютным запасом, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг, размерами внешнего и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

В последние годы государственный долг Республики Беларусь (внешний и внутренний, включая гарантии правительства) составлял около 9% ВВП при пороговом значении экономической безопасности 60% ВВП, дефицит консолидированного бюджета составлял менее 1,5% (в 2006 г. профицит 2,2%) по отношению к ВВП при пороговом значении 5%, рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в экономике в целом составляла около 13% (в 2006 г. – 13,6%) при пороговом значении 12%.

Продовольственная безопасность. В Республике Беларусь разработана и в марте 2004 г. одобрена правительством Концепция национальной продовольственной безопасности. В ней установлено, что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85% спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80% внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, сахар, нашей стране важно иметь 100%-ную обеспеченность, а по другим (масло растительное, рыба и рыбопродукты, овощи
и фрукты) – не менее 70%.

Минимальный критический уровень сельскохозяйственного производства, ниже которого наступают зависимость от импорта и ослабление экономической безопасности, имеет для Беларуси следующие значения: зерно – 5,5 млн. т, картофель – 6,0–6,5; овощи – 0,8–1,0; плоды и ягоды – 0,35–0,45; сахарная свекла – 1,3–1,5; рапс – 0,13; молоко – 4,2–4,5; мясо всех видов (живой вес) – 0,9–1,0 млн. т; производство сахара-песка из собственного сырья – 150–180 тыс. т и масла растительного – 40–45 тыс. т.

Агропромышленный комплекс страны располагает достаточным потенциалом для обеспечения продовольственной безопасности страны, и в основном годовые объемы производства указанных выше видов сельскохозяйственной продукции превышают минимальные пороговые значения продовольственной безопасности. Особое внимание должно быть уделено укреплению кормовой базы животноводства, повышению качества продовольственных товаров.

Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15% общего объема потребления). Основными направлениями повышения энергетической безопасности Беларуси являются: улучшение эффективности потребления топливно-энергетических ресурсов, увеличение использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии; диверсификация импортируемых топливно-энергетических ресурсов по видам топлива и его поставщикам; модернизация оборудования энергосистем; развитие объектов малой энергетики и др.

Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.

К инфраструктуре относятся отрасли, создающие условия жизнедеятельности общества. Производственная инфраструктура включает отрасли, которые непосредственно обслуживают производство (все виды транспорта, связь, электро-, газо-, водоснабжение и др.). К социальной инфраструктуре относятся торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.

Главная задача инфраструктурной безопасности – обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Для Беларуси, учитывая открытый характер ее экономики и географическое положение, приоритетное значение имеют транспорт и связь.

Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Основным показателем развития научной деятельности, принятым для международных сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в ВВП (наукоемкость ВВП). В Республике Беларусь в последние годы этот показатель составляет менее 1%, что является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечественных технологий. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы предусмотрено увеличение к 2010 г. финансирования научно-инновационной деятельности в 2,5–3 раза.

Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.

Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских товаропроизводителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести: конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках; объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП; товарную диверсификацию экспорта и импорта; долю добавленной стоимости в экспортеосновных видов продукции; внешнюю задолженность.

Республика Беларусь в последние годы имеет отрицательное сальдо внешней торговли (в 2006 г. его размер составил минус 2584,7 млн. долл. США). Это связано как с недостаточной конкурентоспособностью белорусских товаров на внешних рынках, так и с высоким удельным весом в импорте страны энергоресурсов и комплектующих изделий.

Институциональные основы системы экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства по защите жизненно важных национальных социально-экономических интересов страны на основе построения высокоэффективной социальноориенти-рованной экономики.

Для реализации системы жизненно важных интересов Республики Беларусь решающее значение имеют достижение сбалансированности интересов граждан и государства, а также поддержка обществом проводимой руководством страны внутренней и внешней экономической политики.

Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, агропромышленный комплекс, производственная и социальная инфраструктуры, регионы, население и трудовые ресурсы и др.

Субъектами экономической безопасности являются государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как государственного, так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане.

Система обеспечения экономической безопасности представляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических интересов государства, которые осуществляют согласованную деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и действующим законодательством.

Реализация системы экономической безопасности требует четкой организационной структуры и распределения функций и полномочий различных органов вертикали и горизонтали государственной власти.

Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь. При Правительстве республики Указом Президента создана Межведомственная комиссия по безопасности в экономической сфере. Важнейшими ее задачами являются определение жизненно важных интересов страны в экономической сфере, выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам.

Значительный объем работ по экономической безопасности сосредоточен также в министерствах и ведомствах, подчиненных Правительству страны.

Главными факторами обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь являются устойчивое развитие хозяйственного комплекса страны, повышение его эффективности и конкурентоспособности.

 


Литература

 

Конституция Республики Беларусь: Официальное издание. – Мн.: Беларусь, 1997.

Лукашенко А. Г. Экономическая политика белорусского государства: Лекция Президента Республики Беларусь в Белорусском государственном экономическом университете. Минск, 29 ноября 2002 г. – Мн.: БГЭУ, 2002.

Лукашенко А. Г.Исторический выбор Беларуси: Лекция Президента Республики Беларусь в Белорусском государственном экономическом университете. Минск, 14 марта 2003 г. – Мн.: БГЭУ, 2003.

Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства: Директива Президента Республики Беларусь № 3 // Советская Белоруссия.– 2007. – 15 июня.

Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы // Советская Белоруссия. – 2006. – 24 февраля.

Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005.

Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы // НРПА Республики Беларусь. – 2005. – № 52 (880).

Проблемы развития научно-инновационного потенциала Беларуси: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Недилько. – Мн.: БелИСА, 2004.

Концепция национальной продовольственной безопасности. – Мн.: Ин-т аграр. экономики НАН Беларуси, 2004.

Статистический ежегодник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Мн., 2007.

Белорусский экономический журнал. – 2007. – № 1–4.

 


Содержание

 

Введение.............................................................................................. 3

1. Формирование рыночной экономики............................................... 4

1.1. Проблемы перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной............................................................................................. 4

1.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси......... 9

1.3. Формирование и развитие институтов рынка.............................. 16

1.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси.............. 23

1.5. Структурная трансформация экономики..................................... 34

2. Экономическая роль государства в Республике Беларусь........... 42

2.1. Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура государственного управления............................................. 42

2.2. Система планирования и прогнозирования национальной эко-номики....................................................................................................... 45

2.3. Финансово-кредитная система государства................................. 49

2.4. Социальный императив государственного регулирования эко-номического развития.............................................................................. 57

3. Межстрановая и мирохозяйственная интеграция......................... 63

3.1. Тенденции и факторы международной экономической интеграции 63

3.2. Интеграционные процессы в экономике стран СНГ. Экономическая интеграция Беларуси и России......................................................... 66

4. Национальная экономика и экономическая безопасность.......... 71

4.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности................................................................................................. 71

4.2. Экономическая безопасность как система. Институциональные основы экономической безопасности........................................................ 73

Литература....................................................................................... 79

 


 

 

Учебное издание

 

 

СЕРЖАНОВИЧ Викентий Иванович

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ:

направления развития, механизмы управления

 

Учебно-методическое пособие

 

Ответственный за выпуск И. В. Лаврик

 

Редактор Н. В. Рябкова

Компьютерная верстка Е. А. Бугрова

Корректор Н. А. Бебель

 

 

Подписано в печать 17.06.2008 г. Формат 60×84 1/16.

Бумага газетная. Гарнитура «Times New Roman».

Отпечатано способом ризографии.

Усл. печ. л. 4,7. Уч.-изд. л. 4,58. Тираж 500 экз. Заказ 69.

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Учреждение образования

«Частный институт управления и предпринимательства».

220086, Минск, ул. Славинского, 1, корп. 3.

Лицензия ЛИ № 02330/0133342 от 29.06.2004 г.


[1] Здесь и далее статистические данные приводятся по книге «Статистический ежегодник Республики Беларусь»: Стат. сб. Мн.: Минстат РБ, 2007.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.