Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивид, окружающая среда и закон




Прежде чем перейти к детальному рассмотрению вопроса о психологических факторах среды, нам необходимо кратко обсудить соотношение понятий окружающая среда, индивид и закон. Понятие окружающей среды используется в психологии то для обозначения текущей ситуации ребенка, то для обозначения среды в смысле основ­ных характеристик постоянной ситуации. Нижеследующие рассуждения применимы к обоим этим вариантам.

Реальное поведение ребенка в тот или иной момент в любом случае зависит и от его индивидуальных особенностей и от текущей структуры сложившейся ситуации. Однако постепенно становится все более и более очевидным, что невозможно прос­то разделить поведение на две части, одна из которых будет определяться окру­жающей средой, а другая будет обусловлена особенностями индивида. Но даже если отложить примитивный вопрос о том, «что (в данном случае) важнее — наследствен­ность или среда?» и выдвинуть тезис, что наследственность и среда должны действо­вать в одном и том же направлении, чтобы вызвать определенную форму поведения, все же допускается, что наследственные предрасположенности могут быть определе­ны как склонности к тем или иным реальным формам поведения безотносительно к особенностям среды. Фактически же, от понятия предрасположенности неотделимо соотнесение с конкретными условиями среды, точнее, с комплексами конкретных условий: предрасположенность или индивидуальная характеристика человека (Ра) (см. ниже) не может быть определена через один конкретный способ поведения, но за­дается лишь такого рода комплексом способов поведения, что различные ситуации среды (Е1, Е2,...) коррелируют с вызываемыми ими формами поведения (Ва, Вь,...). Таким образом, когда речь идет о динамических проблемах, индивидуальные харак­теристики человека, включая и предрасположенности, и текущее состояние, долж­ны определяться не фенотипически, а генотипически.

При одних и тех же индивидуальных особенностях вариации поведения (Ва, Вь,...) могут быть весьма существенными. Ребенок, ведущий себя негативистски в одной си­туации, может быть застенчивым в другой, и свободно и непринужденно общаться в третьей. Так, Крамер обнаружил, что в 100% рассматривавшихся случаев неуправляе­мые дети, помещенные в подходящую среду, настолько полно отказывались от своего необузданного поведения, что их можно было бы назвать образцами воспитанности.

Разные индивиды существенно отличаются друг от друга по своей чувствитель­ности к влиянию окружения. Как правило, у детей-психопатов эта чувствительность выше, чем у нормальных детей[18].

Для того, чтобы одна индивидуальная характеристика[19] (Ра) отличалась от дру­гой (Рb), они должны быть связаны с различными способами поведения (В) в одних и тех же ситуациях (Е1, Е2, En).

Таким образом, в целом различные индивиды нередко могут демонстрировать одни и те же (или очень похожие) способы поведения (В). Уотсон и Адлер подчерки­вают это сходство; и, вероятно, в конечном счете возможные формы поведения очень многих людей могут действительно демонстрировать если и не полную, то весьма зна­чительную степень совпадения. Но это подобие возможного поведения не означает подобия самих индивидов, ибо для того, чтобы вызвать примерно одинаковое поведе­ние, им требуются различные ситуации[20]. Ни сходство, ни различие поведения (В) само по себе не позволяют делать однозначных выводов о сходстве или различии ин­дивидуальных характеристик или факторов ситуации. Делать вывод о наличии одной и той же индивидуальной характеристики (Р) можно лишь при совпадении окружающих ситуаций (Е), а вывод об одинаковости ситуации — только при совпадении индивиду­альных особенностей[21].

В таких случаях вывод является недвусмысленным. Действительно, психологи­ческие законы, несколько иными словами, фактически говорят то же самое: из оп­ределенной целостной совокупности факторов, — включающей и ситуацию, и ин­дивида, — вытекает определенное поведение, то есть (Е1, Ра) → Ва, или в общем виде: В= f (Р,Е).

Фактически, динамика влияний окружающей среды может быть исследована толь­ко одновременно с определением индивидуальных различий и с выявлением общих психо­логических законов. С другой стороны, открытие психологических законов приводит к важным прозрениям, касающимся значения факторов среды и характеристик индиви­да. Отсюда ясно, насколько важным для изучения сил окружения является систематическое — особенно экспериментальное — исследование изменений среды при одном и том же индивиде[22].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.