Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие сил. Конфликт




Способы взаимодействия различных валентностей в той или иной ситуации весьма многочисленны. Я выбрал из них для рассмотрения случай конфликта в силу его особой значимости.

Психологически конфликт можно определить как противостояние приблизи­тельно равных сил поля. С точки зрения движущих сил конфликта существует три его основных варианта.

1. Ребенок (Р) находится посередине между двумя положительными валентно­стями (рис. 6). Например, ему надо выбрать между пикником (П) и игрой (И) со сво­ими друзьями. В конфликтных ситуациях этого типа решение обычно достигается от­носительно легко. Однако временами, в силу того факта, что после того как выбор сделан, избранная цель часто кажется менее значимой (причины этого мы опишем позднее), возникают колебания.

2. Ребенок оказывается лицом к лицу с чем-то, обладающим положительной и отрицательной валентностями одновременно (рис. 7). Например, он хочет залезть на дерево (Д), но ему страшно. Такое сочетание сил играет важную роль в тех слу­чаях, когда за выполнение какой-либо неприятной деятельности (например, школь­ных заданий) ребенку обещана награда.

Конфликтные ситуации этого типа обычно довольно быстро возникают также в упомянутых выше экспериментах с обходными путями, в экспериментах Фаянс и других ситуациях, где достижению цели препятствует тот или иной барьер. Вначале ребенок видит труднопреодолимый барьер между собой и своей целью (1Д), кото­рый препятствует осуществлению тех действий, к которым побуждают силы поля (рис. 8). Но после того как ребенок несколько раз наталкивается на этот барьер и, быть может, ударяется об него или испытывает болезненное ощущение неуспеха, сам барьер приобретает отрицательную валентность (рис. 9). Наряду с позитивным вектором возникает еще и негативный, и мы получаем конфликтную ситуацию вто­рого типа. При этом сила негативного вектора, как правило, постепенно нарастает и, в конце концов, становится большей, чем сила позитивного вектора. В результате этого ребенок стремится выйти из поля.

Такой выход из поля может быть как физическим, когда ребенок отворачива­ется, отступает назад или даже уходит из комнаты, так и психологическим, когда ре­бенок просто начинает играть или переключается на какое-либо другое занятие.

Нередко бывает, например в случаях замешательства, что ребенок осуществля­ет те или иные телесные движения в направлении цели, а сам в это время мысленно занят чем-то другим. В такого рода случаях телесные движения приобретают характер более или менее застывшего жеста[50].

В такого рода ситуациях уход первоначально почти всегда является лишь вре­менным. Ребенок отворачивается только для того, чтобы позднее вернуться и еще раз попробовать преодолеть барьер[51]. Окончательный же и бесповоротный уход обычно наступает лишь после нескольких временных уходов, длительность которых каждый раз увеличивается до тех пор, пока, наконец, ребенок не перестает возвращаться.

Необычная настойчивость в такого рода ситуации не обязательно является по­казателем активности ребенка. Напротив, активные дети обычно выходят из поля раньше, чем пассивные. Существенным признаком активности является не длитель­ность попыток, а их тип[52].

С этим связан и тот факт, что при определенных обстоятельствах младенец дольше продолжает отдельные попытки в такого рода конфликтной ситуации, чем более старший ребенок[53], хотя в целом временная протяженность отдельного дей­ствия с возрастом ребенка увеличивается[54].

3. Конфликтная ситуация третьего типа возникает, когда ребенок оказывается между двумя негативными валентностями, например, когда взрослые пытаются уг­розой наказания (Н) побудить ребенка выполнить задание (3), делать которое он не хочет (рис. 10).

Имеется существенная разница между конфликтной ситуацией этого типа и ситуацией типа 1. Она становится очевидной, если изобразить общее распределение сил поля в каждом из этих случаев (см. ниже).

Силовое поле. Картина силового поля показывает, какая сила будет действовать в каждой точке поля, если в этой точке будет находиться данный индивид. Позитив­ной валентности соответствует сходящееся силовое поле (рис. 11).

 

В качестве простого примера структуры силового поля в конфликтной ситуации второго типа можно привести случай из одного из моих фильмов: трехлетний маль­чик хочет вытащить из воды на берег резинового лебедя, но боится воды. Лебедю (Л), как позитивной валентности, соответствует сходящееся силовое поле (рис. 12). На это поле налагается другое, связанное с отрицательной валентностью волн (В). Суще­ственно, что здесь, как это часто бывает в такого рода случаях, величина сил поля, соответствующих отрицательной валентности, с увеличением расстояния до этой ва­лентности уменьшается гораздо быстрее, чем величина сил поля, соответствующих положительной валентности. Исходя из направления и величины сил в различных точках поля, можно сделать вывод, что ребенок будет двигаться к точке Т, где достигается равновесие сил. (Во всех остальных точках существует результирующая сила, ведущая в конечном счете к Т.) В зависимости от текущих колебаний ситуа­ции, прежде всего от более или менее угрожающего вида волн, эта точка равновесия то приближается к воде, то удаляется от нее. В результате этих колебаний точки рав­новесия и ребенок то приближается к воде, то отступает назад.

Вернемся теперь к конфликтной ситуации третьего типа и сравним ее с конф­ликтом первого типа. Главное различие этих ситуаций показано на рис. 13 и 14: в обо­их случаях в пространстве между валентностями поля налагаются друг на друга, од­нако если в ситуации 1 существует точка устойчивого равновесия (точка Т на рис. 13) по отношению к движению вбок (по линии S), то в ситуации 3 это равновесие не­устойчиво (рис. 14). Иными словами, в случае угрозы наказания (рис. 10) складыва­ется ситуация, которая порождает тенденцию убежать в сторону — в соответствии с мощной направленной вбок результирующей силой двух векторов (v3 и v). Соответ­ственно, в такого рода ситуациях ребенок всегда выходит из поля, если только это­му не препятствуют другие обстоятельства. Отсюда следует, что для того, чтобы уг­роза наказания была эффективной, ребенок должен быть окружен барьером таким образом, чтобы выход из ситуации был возможен только через наказание или через выполнение неприятного задания[55]. Таким образом, в дополнение к требованию вы­полнить задание необходимо ограничить свободу передвижения ребенка, создавая

(физическими или социальными средствами) ситуа­цию большего или меньшего принуждения.

Маленького ребенка противостояние в конф­ликтной ситуации двух приблизительно равных сил поля (если только это не ситуация неустойчивого рав­новесия) обычно побуждает к достаточно быстрому чередованию действий в направлении каждой из двух сил. Характерным показателем развития самоконтро­ля является переход от такого чередования действий к относительно спокойному поведению в ситуации не­разрешенного конфликта[56],

Способность выдерживать такого рода ситуа­ции неразрешенного конфликта является одной из важных целей воспитания воли. Разумеется, такого рода конфликтная ситуация может возникнуть лишь в том случае, если обе проти­воположные силы поля примерно равны по своей величине. Если угроза наказания, оказываемое взрослым давление или другие ограничения оставляют ребенку весьма мало свободы действий, то ситуация настоящего конфликта возникнуть не сможет. Когда ситуация становится безнадежной, иначе говоря, если она становится неотвратимо неприятной как целое, ребенок, отчаявшись, физически и психологи­чески сжимается в комок под действием идущих со всех сторон векторов поля и, как правило, пытается возвести стену между ситуацией и собой. Выражением этого являются как характерные жесты и позы отчаяния (съеживание, закрывание глаз ру­ками[57] и т.д.), так и своеобразное психологическое «инкапсулирование» (рис. 15): ребенок становится упрямым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.