Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Роль лекции в учебном процессе вуза




КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОЧИТАТЬ ЛЕКЦИЮ

Лекция — систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, тео­ретического характера. Лекция входит органичной частью в систему учебных занятий и должна быть содержательно увязана с их комплексом, с логикой прохождения учебной дисциплины, с учебным предметным курсом, а также с образовательными и воспитательными возможностями других форм обучения. Лекция — экономный по времени способ сообщения студентам значитель­ного объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно улучшать содержание лекции благодаря собственным исследованиям. Требования:

- дает непосредственное общение с лектором;

- представляет разные точки зрения;

- дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;

- учитывает особенности ситуации;

- не перегружена большим объемом справочной и статистической инфор­мации;

- способствует установлению живой связи студентов с наукой, а для препо­давателя — это путь приобретения учеников.

Классификации лекций по различным основаниям:

- по месту в лекционном или учебном предметном курсе (вводная, устано­вочная, обзорная итоговая и др.);

- по преимущественной форме обучения (очном, вечернем, заочном обуче­нии);

- по частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава (разовая, тематическая, цикловая и т. п.);

- по степени проблемности изложения (информационная, проблемная, лек­ция-дискуссия и т. п.) и др.

Вводная лекция читается в начале изучения дис­циплины с целью в сжатой, схематичной форме представить структуру и содержание того объема материала, который предполагается изучать в течение се­местра. Студент получает целостное представление о предмете изучения, о его месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Здесь же устанавливается объем предъявляемых требований, что необходимо сделать (контрольные и промежуточные зачеты), как работать с лекционным материалом, как его конспектировать (это имеет важное значение для студен­тов I курса). Вводная лекция в значительной степени может носить популяр­ный характер и излагаться монологически.

Установочная (установочно-обзорная) лекция включает основной матери­ал предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием дисциплины или ее части. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объек­те, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего исследования. Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией.

Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более ин­формативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов.

Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение дис­циплины, обобщает пройденное за весь период. При ее подготовке целесооб­разно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских, прак­тических и других занятиях, и дать им установку на их устранение и на дальнейшее совершенствование своей подготовки в данной области.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.