Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самовнушение и буддизм




Согласно индуизму, Веды являются не просто литера-
турным произведением, содержащим мудрость их сочи-
нителей. Индуисты верят, что в них собрано «божествен-
ное знание бога-создателя». Вивекананда цитирует ком-
ментатора Вед Саянагарья: «Кто бы создал весь Универ-
сум, не обладая знаниями Вед» '. Веды считаются абсо-
лютным метафизическим познанием, которое время не
в состоянии опровергнуть.

Согласно философам-ведантистам, за видимым разно-
образием природы кроется абсолютный дух, единственный
создатель и источник реальности.

В соответствии с идеалистическим ведическим пред-
ставлением индивиды не представляют ничего другого,
кроме как реализацию абсолютного начала. Вот почему
очень естественно выглядит и конечная цель индуист-
ской этики — достижение единства индивидуального «я»
с абсолютным началом. Пути к этому указываются в
вайдике. По мнению Накамуры, «в результате принятия
концепции абсолютного начала, к которому принадлежат
все индивиды и предметы, большинство индуистов схо-
дятся на идее единоначалия всех вещей. Они смотрят
на наблюдаемый мир как на иллюзию» 2.

Гримм характеризует добуддийский период в Индии.
цитируя великого испанского поэта Кальдерона:

Жить значит спать, быть в этой жизни —

Жить сновиденьем каждый час.

Мне самый опыт возвещает:

Мы здесь до пробужденья спим.

Спит царь и видит сои о царстве,

И грезит вымыслом своим...

1 Vivekananda S. Complete Works. Advaita Ashrama, Cal-
cutta, 1922—1951, vol. III, p. 323.

2 Nakamura H. Ways of Thinking of Eastern Peoples.
University Press of Hawai, Honolulu, 1974, p. 54.

 


... И лучший миг есть заблужденье,
Раз жизнь есть только сновиденье,
А сновиденья только сны '.

В отличие от индуизма в буддизме считается, что
мир не имеет ни начала, ни конца — никто его не соз-
дал, он вечен. В учении Будды центральную роль игра-
ет доктрина перерождения 2, согласно которой после
смерти человек или животное рождается вновь другим
существом, сохраняя при этом опыт предыдущих пере-
рождений. С этой точки зрения отдельная жизнь рассмат-
ривается как учеба в одном из классов бесконечной
по времени школы, предельная цель которой — достиже-
ние состояния совершенства — нирваны.

Будда считал, что он полностью пробудился от «снов»
жизни. Он учил:

«Не верь тому, что ты слышал, не верь в учения,
пришедшие к тебе через многие поколения, не верь в то,
чему слепо следует большинство, не верь в то, что сказано
мудрецами, не верь в истины, к которым ты пришел на
основе привычных суждений... Анализируй и, когда твои
выводы будут в согласии с причиной и из них последует
добро для одного или для многих, прими их и живи
с ними!» 3

Хотя существование богов не отрицается, в раннем
буддизме они не имеют существенного значения. Судьба
индивида определяется так называемым законом кармы 4,
согласно которому поступки человека предопределяют его
будущее. Это отражение наших действий на последующей
жизни удачно отмечено в народной поговорке: «Что
посеешь, то и пожнешь». В буддизме же карма влияет
не только в рамках одной жизни, но и предопределяет
форму будущего перерождения.

1 Кальдерон П. Вып П. М., 1902, с. 148—149.

2 Здесь автор не совсем точен: учение о перерождении характерно
для большинства индийских религий и не является отличительным
признаком буддизма, в котором оно не занимает центральное место,
а предназначено для религиозной индоктринации и морального
воспитания на низшей стадии духовного развития (то есть на уровне
простых верующих, не искушенных в философии буддизма); на более
высоких стадиях эта концепция отвергается. — Прим. ред.

3 Цитата Будды выражает скептицизм к достоверности прошлого
опыта, характерный для всех более поздних учений.

4 Этот закон и лежит в основе буддийской доктрины пере-
рождения, рассмотренной выше. — Прим. ред.

 


В своих ранних стадиях буддизм, как философско-
религиозное учение, проявлял терпимость в отношении
религиозной принадлежности своих последователей и не
представлял собой религиозной доктрины. В основе учения
Будды лежали так называемые «четыре благородные
истины».

1. Жизнь есть страдание.

2. Желания — причина страданий.

3. Страдания можно прекратить.

4. Существует способ прекращения страданий, при-
водящий к нирване.

Путь к прекращению страданий содержит восемь
ступеней.

1. Правильные представления — принятие четырех
истин.

2. Правильные стремления — желание достигнуть нир-
ваны.

3. Воздержание от лжи.

4. Воздержание от насилия по отношению к другим
существам.

5. Добывание средств к существованию честным спо-
собом.

6. Правильные усилия, состоящие: в предотвращении
появления плохих качеств, в создании благ, которых
ранее не существовало, в увеличении благ, которые
имелись.

7. Правильные мысли — тело, чувства и эмоции не
должны отождествляться с «я»; не следует рассматривать
предметы, с которыми мы связаны, как свою собственность,
не следует говорить здесь и сейчас то, что было сказано
там и тогда.

8. Правильная медитация — на страстях, источником
которых является тело, на страдании, которое порож-
дается чувствами, на непостоянстве наших представлений,
на условиях существования.

Сегодня излишне повторять, что в век космических
полетов и открытия тайн материи буддизм несостоятелен
как отражение реального мира. В историческом аспекте
буддизм был попыткой пробудить массы от миражей
внутреннего мира, от миражей другой реальности, которая
рассматривалась как стоящая вне наблюдаемого мира
и которую индуизм принимал за «подлинную». Нельзя
сказать, что эта попытка оказалась успешной. Принятие
догмы перерождения освобождает индивида от обязанно-

 


сти самореализации в рамках одной жизни. Согласно
буддизму, каждый идет своим путем. Этот путь бесконечен
и предполагает огромное число перевоплощений. В ре-
зультате собранного опыта каждого перерождения инди-
вид может совершенствоваться и достичь состояния
нирваны, в котором будет безгранично свободен от
проблем существования. По-санскритски «нирвана» озна-
чает «выйти наружу», что можно интерпретировать как
«охлаждение эмоциональной жизни».

В учении Будды одним из средств достижения нир-
ваны является развитие интуитивного мышления посред-
ством медитации. Одна из основных медитативных тех-
ник буддизма — это концентрация на дыхательном про-
цессе. В качестве иллюстрации приведем следующую
технику самовнушения, авторство которой, согласно
Гримму, приписывается самому Будде 1.

«Я сажусь со скрещенными ногами и выпрямленным
позвоночником. Мое сознание сконцентрировано на мо-
менте выдоха, мое сознание сконцентрировано на моменте
вдоха.

Делаю длинный вдох.

Делаю длинный выдох.

Делаю короткий вдох.

Делаю короткий выдох.

Я чувствую свое дыхание — я выдыхаю.

Я чувствую свое дыхание — я вдыхаю.

Мое тело расслабляется — я вдыхаю.

Мое тело расслабляется — я выдыхаю.

Я чувствую свое тело — я вдыхаю.

Я чувствую свое тело — я выдыхаю.

Какое спокойное ощущение — я вдыхаю.

Какое спокойное ощущение — я выдыхаю.

Я наблюдаю за своими мыслями — я вдыхаю.

Я наблюдаю за своими мыслями — я выдыхаю.

Я контролирую свои мысли — я вдыхаю.

Я контролирую свои мысли — я выдыхаю.

Я расслабляюсь — я вдыхаю.

Я расслабляюсь — я выдыхаю.

Спокойствие и тишина — я вдыхаю.

Спокойствие и тишина — я выдыхаю».

Другой характерной техникой, используемой в буддиз-

1 См.: Grimm G. The Doctrine of the Buddha. The Religion
of Reason and Meditation. Academic Verlag, Berlin, 1958.

 


ме, является зрительная концентрация на цветных кругах
диаметром около 25 см (желтые, белые, красные, синие
и черные). Рекомендуется и концентрация на отражении
луны на водной поверхности. Одной из старых буддистских
медитативных техник является представление себя раз-
мером с насекомое. После того как удастся добиться
ощущения окружающего мира с точки зрения насеко-
мого микроскопических размеров, необходимо себе пред-
ставить, что ты огромный великан величиной с гору.
Считается, что с помощью этой техники достигается
«космическое» расширение сознания.

Для повышения эффективности медитации буддизм
рекомендует строгое соблюдение определенных моральных
принципов.

Буддизм как религиозное и философское учение
достиг своего расцвета в Индии во времена царствования
царя Ашока (III век до н. э.). Самой характерной
особенностью раннего буддизма, в морально-этическом
аспекте, является отрицание активной роли богов и выдви-
жение на первый план моральных ценностей, выраба-
тываемых непрерывно совершенствующейся личностью
в целях достижения нирваны. Но с течением времени
начинается постепенная деформация основных философ-
ских и этических принципов буддизма. В I веке н. э. снова
возрождается идея о божественном начале, о боге —
созидателе и хранителе мира, а Будде приписывается
роль, подобная роли Христа в христианстве. В дошедшем
до наших дней историческом документе (IV век н. э.)
китайский монах Фа Сянь, описывая свое путешествие
в Индию ', отмечает, что в Индии буддизм потерял свою
чистоту, превратился в политеизм и идолопоклонство,
где верховная роль приписывается божествам. Еще более
странное развитие получает буддизм при слиянии с
тантризмом (буддистский тантризм) и принятии его сек-
суальных культов и обрядов. Большая часть последних
существует и сегодня в буддистском тантристском йогизме.

Одной из причин деформации раннего буддизма
являлись очень высокие требования, предъявлявшиеся
к личности. Цель индивида, состоявшая в достижении
состояния нирваны, представлялась недоступной в рамках
одной человеческой жизни.

1 О путешествии Фа Сяня подробнее см.: Извлечения из «Описания
буддийских стран» Фа Сяня. В кн.: Индия в литературных памятниках
III—VII веков. М., 1984. — Прим. ред.

 


Со временем разграничились два различных вида —
эзотерический ' буддизм — хинаяна (Южная Индия,
Цейлон, Таиланд и др.) и экзотерический 2 буддизм —
махаяна (Северная Индия, Тибет, Китай и др.). В эзоте-
рическом буддизме (в противоположность раннему)
считается, что состояние нирваны достижимо в рамках
отдельной человеческой жизни. В своей основной разно-
видности (системе махаяна) экзотерический буддизм
теряет большую часть логических формулировок учения
Будды и в значительной степени опирается на интуицию.
Это видно и из следующего отрывка, который пред-
ставляет собой выдержку из отчета японскому импе-
ратору его приближенного, вернувшегося в 806 году
из Китая:

«Однажды мне выпала возможность встретиться
с настоятелем восточных ворот храма Зеленого дракона.
Этот выдающийся человек, чье буддистское имя было
Хуэй Го, являлся учеником великого индийского учителя
Амогхаваджры... Он сказал мне: «Моя жизнь подошла
к концу, и до твоего появления мне некому было пере-
дать свои знания». Мы вернулись обратно в храм и взяли
необходимые для церемонии вещи... Позже я изучил
систему алмазной йоги и пять частей учения мантраяна
(о сокровенных словах)... Настоятель предупредил меня,
что эзотерические книги настолько трудны для понимания,
что их смысл может быть понят только при помощи
искусства. Для этой цели он приказал позвать придвор-
ного художника Ле Чэна и еще шестерых... Я был при-
общен к тайным мудрам (особым йогическим жестам).
Другие его ученики знали некоторые из них, но не все...
Ночью, когда я медитировал, настоятель явился моему
внутреннему взору и сказал мне: «Мы были с тобой вместе
долгое время — пока длилось твое обучение эзотериче-
скому знанию. Если после перерождения я окажусь
в Японии, то стану твоим учеником».

Быстро распространяясь географически, буддизм
встречался с национальными особенностями и традициями
отдельных народов, в связи с чем его основные фило-
софские, этические и другие принципы подверглись
различным модификациям. Так, например, китайские
переводчики буддистской секты «Чистая земля», используя

1 Эзотерический — труднодоступный, тайный. — Прим. ред.

2 Экзотерический — общедоступный, доступный и для непосвя-
щенных. — Прим. ред.

 


ряд даосских слов и выражений, не существовавших
в оригинальных санскритских текстах, тем самым привно-
сили значительную часть даосской философии и религии
в понимание буддизма. С другой стороны, многие
санскритские слова транслитерировались и использова-
лись для эзотерических целей. Характерна в этом отно-
шении мантра а-ми-то-фо, которой приписывали облег-
чающее и успокаивающее воздействие.

Идеи секты «Чистая земля» нашли широкое распро-
странение в Китае после династии Тан (X в). Одним из
ее пионеров в Японии был монах Куна (903—972 гг.).
Популяризируя буддизм среди самых низших слоев насе-
ления, он путешествовал по городам и селам, танцевал
на улицах и учил людей медитировать на слове «амида»
с помощью следующей песни

Ты достигнешь прекрасной, чистой земли,
где тебе предназначено счастье,
если ты скажешь однажды
волшебное слово «амида».

На рыночных площадях люди собирались вокруг
него и, танцуя, повторяли мантру: «На-муа-ми-дабу-цу».

Для этой секты было характерно, что целью челове-
ческой жизни считалось недостижение состояния нирваны,
а перерождение в так называемой «чистой земле», где
человека ждала бесконечная и беспечная жизнь. Эта
концепция представляла собой своеобразный аналог хри-
стианского рая. Официальным основоположником секты
в Японии считается монах Хонен (1132—1212 гг.), кото-
рый верил, что медитация на мантре амида является
единственным верным способом для перерождения в
«чистой земле».

По сравнению с индийским буддизмом, где практи-
кующий подвергался суровому аскетизму в отношении
пищи, японский буддизм гораздо мягче. Аналогичное
нарушение аскетизма допускалось и в отношении сексу-
альной жизни. В «еретической» секте тахикава считалось,
что сексуальные отношения являются способом почув-
ствовать Будду еще при жизни. Подобная тенденция
проявлялась и в японской секте «Чистая земля» в доктрине
так называемого «соединения в одно целое».

Игнорирование аскетических норм можно было найти
и в японской буддистской секте дзен. В отличие от
раннего буддизма в дзен-буддизме считается, что про-

 


светление может быть достигнуто внезапно, без присущей
йоге или буддизму поэтапной подготовки личности. Для
этого практикующему достаточно освободиться от своих
эмоциональных контактов с окружающим миром '.
Согласно этическим принципам дзен, человек имеет в себе
задатки, которые способны помочь ему построить свое
собственное счастье и превозмочь существующие труд-
ности. Но тем не менее необходимо знать особенности
человеческой природы. Этот подход иллюстрируется
стихотворением одного из создателей чань-буддизма
в Китае — монаха Тодзана:

Я долго искал себя в других

И был далеко.

Сейчас я смотрю в себя,

Чтобы познать.

Только так я превращаюсь в то, что я есть.

В Японию дзен-буддизм перенесен в XII—XIII вв.
Согласно его положениям, единственным средством до-
стижения состояния нирваны считается медитация.
Согласно Догену, «изучение и практикование дзен осво-
бождает от бремени тела и духа. Возжигание ладана,
богослужение, мантра «амида», исповеди, чтение свя-
щенных книг Не являются необходимыми. Достаточно
заниматься только медитацией».

Техника медитации в дзен-буддизме исключительно
проста. Используются специальные позы для сидения —
за-дзен. Позвоночник должен быть обязательно выпрям-
лен и находиться на одной линии с головой. В разно-
видности дзен-буддизма под названием сото медитирую-
щий часто садится лицом к стене. Он стремится забыть
мир, исключить свои собственные переживания, отде-
литься от самого себя (шикантаза). Сначала практи-
кующий концентрируется на мышечной релаксации своего
тела. После этого он сосредоточивается на ритмике дыха-
тельного процесса, не вмешиваясь в естественный ритм,
а только наблюдая за ним. Постепенно он переносит

1 Автор чрезвычайно упрощенно трактует здесь суть учения
школы дзен. Суровая дисциплина дзенских монастырей вошла
в поговорку в странах Восточной Азии. Длительная, изощренная
аскетическая практика была необходимым условием так называемого
«внезапного» просветления. Подробнее об этом см.: Абаев Н.
Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом
Китае. Новосибирск, 1983. — Прим. ред.

 


внимание на свою умственную деятельность, стараясь
стать в позицию постороннего наблюдателя и не влиять
логикой или эмоциями на свои мысли. С течением
времени его умственная деятельность становится хао-
тичной и теряет логическую последовательность и ассо-
циативность. После продолжительных и упорных трени-
ровок достигается способность вызывать состояние, при
котором сознание практикующего освобождено от
«посторонних» мыслей. При этом ощущается приятное
внутреннее спокойствие и уверенность. Отправляясь от
этого состояния, практикующий может осуществлять соз-
нательный психический процесс с большей глубиной кон-
центрации на реальных или абстрактных объектах.

Психическое «очищение» в дзен-буддизме достигается
с помощью очень продолжительных тренировок и актив-
ного использования факторов стресса. Некоторое пред-
ставление об этом дает отрывок из книги «Источники
японской традиции»: «Когда я поступил в школу дзен
Тиег Тун, почитаемый Цзин медитировал до рассвета
и после короткого сна вставал рано и начинал снова.
В зале медитации мы находились вместе со старшими
учениками. Иногда кто-нибудь из нас, молодых, засыпал.
Старший ученик, который следил за нами, ударял его
кулаком или туфлей».

В книге «Два классических сочинения дзен» описы-
вается следующий случай: «Когда кто-нибудь спрашивал
Гутея Осё ' относительно дзен, он просто поднимал свой
палец. Однажды один посетитель спросил мальчика, его
ученика: «Чему тебя учит твой учитель?» Мальчик также
поднял свой палец. Видя это, Гутей отрезал его палец
ножом. Мальчик, крича от боли, побежал. Гутей позвал
его, и, когда мальчик обернулся, Гутей поднял свой
палец. В этот момент на мальчика снизошло просвет-
ление».

По всей вероятности, в этом случае речь идет о кон-
центрации сознания на жесте «поднятый палец». При-
сущая дзен-буддизму символика не позволяет нам сделать"
определенное заключение об истинности представленного
случая. Ясно лишь одно — просветление в дзен-буддизме
рассматривается как специфическое освобождение созна-
ния от различных блокирующих его влияний, что

' Здесь и далее автор дает японское произношение китайских
имен. — Прим. ред.

 


достигается с помощью отключения индивида от его нор-
мального социального окружения, а также воздействия
релаксирующей техники и факторов стресса.

Медитация в дзен-буддизме — это не только средство
психической релаксации. Считается, что она источник
«истинного познания».

Пренебрежение к рациональному мышлению (анализу
и синтезу) оформляется у дзен-буддистов в специфиче-
ском подходе к реальности, который в основном построен
на интуиции. По этой причине буддистские литературные
произведения часто содержат символические и фигу-
ральные объяснения, в результате чего остаются загадкой
для непосвященных. Так, например, на вопрос: «Какова
сущность дзен?» — можно услышать такой ответ:

Я устал сидеть так долго.

Сегодня и завтра.

Днем я смотрю на горы.

Белые облака покрывают скалистые вершины.

Ни один из этих ответов не лишен смысла, и, вероятно,
каждый из них можно разумно интерпретировать.
Они иллюстрируют характерный для дзен-буддизма стиль
мышления, в котором конкретное отождествляется с
общим, а общее с единичным. Это видно и из ответа на
вопрос: «Какова сущность абсолютной реальности?»
Ответ: «Кипарисовое дерево в саду». Одна из возможных
интерпретаций этого ответа: «Абсолютная реальность —
это природа».

Важную роль в обучении дзен-буддизму играют
так называемые коаны. Они представляют собой спе-
цифические слова или выражения, которые используются
в качестве объектов концентрации. Большинство из них
лишено конкретного логического смысла. В результате
продолжительной работы с одним коаном (которая может
продолжаться три года) у обучающегося появляется
специфическая психическая реакция, представляющая
собой ответ на коан. Чаще всего это фраза, стихотворе-
ние, специфическое движение или другие действия.
Учитель интуитивно оценивает правильность ответа уче-
ника. Определенное представление можно получить из
следующего примера, приведенного в книге «Два класси-
ческих сочинения дзен»:

«Мумон Екай изучал дзен у Гечурина Сикана. Ему
шесть лет не удавался коан «му». Однажды он услышал

 


звук барабана, и на него снизошло просветление. Он
порадовал своего учителя в 36 лет. Он сочинил стихо-
творение:

В синем светлом и безграничном небе

Прогремел гром,

Встрепенулось все живое,

И содрогнулась Вселенная вся,

Меру-гора танцует в такт музыке древней.

Коан «му» очень популярен в практике дзен. Он не не-
сет в себе смыслового элемента. Считается, что с его по-
мощью происходит «очищение» сознания от следов прош-
лой психической деятельности.

В последние несколько десятилетий в психиатри-
ческой и неврологической практике стал проявляться
интерес к изучению некоторых процедур дзен. Японский
психиатр Морито (1874—1938) предложил психотерапев-
тический метод, который содержит элементы, аналогичные
обучению дзен. Этот метод состоит из четырех после-
довательных этапов. На первом больной в продолжение
одной недели лежит на кровати, не занимаясь ничем,
кроме непрерывного самоанализа и концентрации на своих
навязчивых мыслях, заботах, маниях, стрессовых ситу-
ациях. В течение второй недели ему позволяют зани-
маться легкой домашней работой. В следующие две недели
больной выполняет тяжелую физическую работу, кон-
центрируя внимание на реальных объектах и сужая
рамки своего воображения. Последние две недели пред-
ставляют собой подготовку больного к его обычному
социальному окружению. В 1966 г. японские психиатры
Судзуки и Текемура модифицировали систему Морито,
создав психотерапевтический метод, содержащий сле-
дующие основные элементы; контакты с природой;
мобилизация психики с помощью труда; медитация дзен '.

Подобно системе йоги, буддизм во всех своих фор-
мах (несмотря на некоторые рациональные элементы)
представляет собой бегство от действительности и соци-
альных проблем.

Принятие догмы о карме и перерождении оправ-
дывает существующую социальную несправедливость.
Обладание богатством рассматривается не как форма

1 См.: Слободяник А. Психотерапия, внушение, гипноз.
Киев, 1977, с. 55—56.

 


грабежа, а как результат кармы — правильного соблюде-
ния соответствующих религиозных норм в предшествую-
щих воплощениях. С этой точки зрения социальная
несправедливость не только оправдывается, но и связы-
вается, на практике с идеалами отдельной личности,
с кармической целью индивида. Муки, страдания, беды
рассматриваются как уроки кармы, как следствие ошибок,
допущенных в прошлых воплощениях. Возникнув на
основе стремления пробудить массы от иллюзорного сна
внутреннего мира, буддизм не в состоянии был выполнить
свои цели. Об этом говорят и последующие изменения
его основных космогонических принципов. Отказ от
рационального познания и акценты на интуиции удаляют
массы от раскрытия истинных социальных закономер-
ностей, от сущности общественных процессов. Медитация
в буддизме — средство спрятаться от социальных проблем
с помощью духовного наркоза. Это хорошо видно в сти-
хотворении Готоба:

Мечтая стряхнуть с себя сон,
Начинаю видеть другие сны.
Реальность стоит вне моих чувств.

 

По сравнению с индуизмом здесь может быть сделан
один-единственный шаг вперед — признано существова-
ние внешнего мира, который не отождествляется исклю-
чительно с ощущениями и внутренним миром индивида.

Особенно сильно выражено бегство от действитель-
ности в дзен-буддизме. Принятие установки, что проблемы
личности связаны только с психическими особенностями
отдельного индивида, не подталкивает к действиям по
переустройству условий существования и социального
порядка. В этом можно искать объяснение и того, почему
сегодня определенные круги на Западе содействуют
популяризации философии дзен и его практики среди
молодежи, являющейся в социальном аспекте самой
динамичной и активной частью населения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.