Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феминистская кинокритика. 1 страница




Ф

У

Т

ТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕ­РА В КИНО, см. Феминистская кинокри­тика.

ТЕЛЕСНАЯ МЕТАФОРА {концептуаль­ная метафора) - термин, введенный в научное описание представителями когни­тивного направления в лингвистике М. Джонсоном и Дж. Лакоффом (Jonson, LakofT). Согласно когнитивной теории, изучающей способы хранения и обработки информации в сознании человека, метафора - один из основных способов познания мира, когда мы думаем об одной сфере в терминах другой, осуществляя таким образом классификацию реальности. Поскольку первой сферой человеческого опыта является собственное тело, в психике присутствуют образно-схематические понятия, которые осознаются как некоторые понятные и хорошо знакомые


структуры, исходя из телесного опыта. Затем они применяются к абстрактным понятиям. Называние таких абстрактных сфер и происходит при помощи телесной метафоры, которая играет роль отсылки к знакомому, всем известному: рукой подать (недалеко), не видеть дальше своего носа (не обладать прозорливостью). Поскольку человеческое тело имеет пол, то ряд языковых выражений также играет роль отсылки к известному для называния сущностей, непосредственно с полом не связанных (ср. разг.-сниж.: ото­рвать кому-либо яйца /наказать/). В ряде случаев метафорически употребляются и слова, относящиеся к стереотипным пред­ставлениям о мужских и женских качествах и образцах поведения (Иван, что ты смуща­ешься, как девушка). В этом случае применя­ется гендерная метафора или сексуальная метафора.

Corporal metaphor (англ.)

Литература:

Кирилина А. В. Тендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. 189 с. Кирилина А. В. Еще один аспект значения обсцен-ной лексики // Вестник тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 1998. N 4. С. 13-16. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. М: Советская энци­клопедия, 1990. 685 с.

Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago, 1980.

О А. В. Кирилина

ТЕОРИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИА­ЛИЗАЦИИ, см. Гендерная идентичность.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОН­СТРУИРОВАНИЯ ТЕНДЕРА, см. Тендер.

ТЕРЕМНОЕ ЗАТВОРНИЧЕСТВО -

термин, употреблявшийся в дореволюцион­ной русской историографии (И. Е. Забелин, А. Б. Терещенко, В. Михневич, Н. И. Косто­маров) для характеристики особенностей повседневности знатных русских женщин, типичной для XVI-XVII вв. Терема - высокие каменные хоромы - строились на Руси и раньше, но четкое деление внутренних поме­щений на "мужскую" половину и "женскую",


гинекей, относится к XVI в. Знатным женщинам полагалось все время находиться на своей "половине", редко, лишь с разреше­ния мужа, показываясь на глаза гостям и соседям. Определенную роль в появлении затворничества женщин привилегированного класса сыграла церковь, которая объявляла такой образ жизни делом богоугодным. Неко­торые исследователи за рубежом (С. Мак-Нелли) объясняют появление теремов и "теремной системы" стремлением уберечь жен и дочерей от набегов татар. Однако никаких свидетельств о существовании теремов для великих княжен и княгинь до XVI в. нет, хотя татаро-монгольское иго пало еще в 1480 г. Большинство современных западных (К. Герке, С. Леви и др.) и россий­ских (Н. Л. Пушкарева, М. К. Цатурова) исследователей объясняют существование "теремной системы" как результат взаимо­действия суеверий о "нечистоте женщины"; распространения женоненавистнических представлений византийских церковных авторов о женщине как о "сосуде греха"; бытования религиозных представлений о необходимости самоочищения уединением; развития патриархатных начал и стремления исключить возможность внебрачных интим­ных контактов; особенностей семейно-матримониальной политики (стремления выдать дочерей за "нужных" роду людей, то есть рассмотрения дочек в виде "живого товара"). Несмотря на то, что затворничество затронуло узкий слой социальных верхов и просуществовало всего около столетия, идея теремного уединения, запретов и ограни­чений как формы подавления социальной активности женщин оказалась жизнеспо­собной и повлияла на ментальность значительной части населения Московии. Seclusion in the terem (англ.)

Литература:

Забелин И. Е. Женщина по понятиям старинных книжников // Опыты изучения русских древностей и истории. Ч. 1. М, 1872. С. 129-178. Пушкарева Н. Л. Женщины России и Европы накануне Нового времени. М., 1996.

© Н. Л. Пушкарева


ТЕХНОПОЛИТИКИ ТЕЛА, см. Поли­тики тела.

ТРАНСВЕСТИЗМ, см. Гендерная дис­фория.

ТРАНСГЕНДЕР, см. Транссексуализм. ТРАНССЕКСУАЛ, см. Транссексуализм.

ТРАНССЕКСУАЛИЗМ - стойкое несо­ответствие полового самосознания человека его генетическому и гонадному полу. Термин транссексуализм предложил Г. Бенджамин (Н. Benjamin), который в 1953 году описал это состояние с научной точки зрения и определил его как "патологическое состояние личности, заключающееся в полярном расхождении биологического и гражданского пола с одной стороны, с полом психическим с другой стороны". Первые описания патологического стремления изменить свой пол на противоположный относятся к середине XIX века (Elis, Symonds). Хотя транссексуализм официально включен в "Международную классификацию болезней, травм и причин смерти", в нашей стране данное заболевание практически не изучалось и в профессиональной литературе представлено не было. Это делало его неиз­вестным для подавляющего числа современ­ных практикующих врачей (Бухановский). Попытки толкования патогенеза транссексу­ализма с позиций чисто психиатрических в настоящее время окончательно оставлены. В поисках биологического субстрата, создаю­щего предрасположение к транссексуализму, был выявлен реальный факт существования половой дифференциации мозга. Также стало известно, что к искажению полового самосознания и ощущению принадлежности к другому полу приводят грубые нарушения дифференцировки структур мозга, ответ­ственных за половое поведение (Zhou, Hofman, Gooren and Swaab). Выраженность нарушения половой дифференцировки может варьироваться в широких пределах, что объясняет многообразие клинических вариантов транссексуализма - от ярких


"ядерных" до стертых "краевых" форм. Распространенность транссексуализма в мире, по данным различных авторов, колеблется от 1 на 100000 человек до 1 на 40000 человек. Транссексуализм встречается практически во всех этнических группах, несмотря на значительные культурные различия, что может служить косвенным доказательством наличия его биологической основы.

В связи с высокой опасностью возникно­вения суицида в результате сопутствующей транссексуализму гендерной дисфории единственной возможностью разрешения конфликта является гормональное и хирур­гическое лечение, направленное на смену пола. Использование психотерапевтических методик и попыток лечения транс­сексуализма половыми гормонами соответ­ствующего биологического пола оказались безрезультатными. В нашей стране проблеме хирургической смены пола практически не уделялось внимания, хотя и в России в результате применения традиционных, принятых в мировой практике методов (используемых как при смене анатомически женского пола на мужской, так и при смене анатомически мужского пола на женский), -энтузиастами накоплен определенный опыт. Достижение пациентами скорейшей соци­ально-бытовой адаптации и возвращение их в общество прямо зависит от качества, функциональных и эстетических результатов выполненных операций.

В отличие от России, на Западе транс­сексуализм уже не является маргинальной темой. Рекламируются различные услуги для транссексуалов - от магазинов специализи­рованной одежды, обуви и салонов красоты до клубов досуга для смешанных семей. Цивилизованные сообщества трансгендеров (понятие, включающее транссексуалов как частный случай) наиболее развиты в мегаполисах Англии, Канады и Австралии. Прогрессивный взгляд на транссексуальность в русскоязычной немедицинской литературе на сегодня практически отсутствует. По-прежнему сохраняется и даже увеличивается разрыв между нездоровым интересом


к подобной "экзотике" в желтой прессе и статьями медицинских журналов. Существу­ющая на киевском сайте он-лайновая конференция "TG/TS" является первым шагом к созданию русскоязычной организа­ции, хотя ранее, в 1996 году предпринималась неудачная попытка создания такого сооб­щества "Метаморфоза" в Санкт-Петербурге.

Дженис Реймонд первая подвергла вопрос транссексуальности феминистскому анализу. В работе "Транссексуальная империя" (1979) она пишет, что транссексуальность не является общечеловеческой проблемой, как может показаться, но только проблемой маскулинности. Она верит, что ее перво­причиной является патриархат, при котором произошло разделение половых ролей и идеологически закрепилось то, что образ женщины создается мужчинами. В феми­нистских кругах в целом отношение к транссексуалам и проблемам транссексу­альности разноречиво, хотя исследование опыта транссексуалки Агнесс внесло свой вклад в формирование ключевого понятия гендер.

Transsexualism (англ.)

Литература:

Бухановский А. О. Синдром отвергания пола: клиническая разновидность в тактике лечения и реадаптации // Вопросы клинического лечения и профилактики сексуальных расстройств. М., 1993. С. 103-105.

Миланов Н. О., Адамян Р. Т., Козлов Г. И. Коррек­ция пола при транссексуализме. М., 1999. С. 5-17. Benjamin H. The transsexuals phenomenon. New York: Julian Press, 1966. Ellis H., Symonds J. A. // Das Kantrare Geschleshtsgeruht. Leipzig, 1986. S. 178. Raimond J. G. The transsexuals empire: the making of the she-male. Boston: Beacon Press, 1979. Zhou J.-N., Hofman M. A., Gooren L. J. and Swaab D. F. A sex difference in the human brain and its relation to transsexuality // Gems News. London, 1998, N 31 (reprinted with permission by the authors from "Nature". 1995, N 378. P. 68-70).

© В. В. Котогонова

ТРЕНИНГ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧ­НОСТИ, см. Тренинг полоролевой идентич­ности.


ТРЕНИНГ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕН­ТИЧНОСТИ {тренинг гендерной идентич­ности) - формирование полоролевой иден­тичности (гендерной идентичности) и тендерных отношений методами групповой психотерапии. В основе так называемых Т-групп лежит программа психологического сопровождения взросления подростков как мужчин и женщин или психокоррекционная работа с уже взрослыми людьми. Поло-ролевая идентичность играет важную роль в процессах адаптации и саморегуляции. Это одна из базовых структур самосознания. Если в самосознании личности имеется дисгар- мония и несогласованность, то оно может содержать эмоциональные реакции отвер­жения или неприятия своего или другого пола. В основе гендерного конфликта лежит представление о полярности мужественности и женственности, закрепленное в период ранней социализации в семье. Эта "ложная дилемма" влияет на самооценку, самоува­жение, коммуникативную компетентность, удовлетворенность браком. Гендерныероли и стереотипы общества также делают человека менее гибким в его поведении. Ведь общество конструирует гендерные различия таким образом, что мужское автоматически маркируется как приоритетное, а женское -как вторичное и подчиненное.

Практика тренинга полоролевой иден­тичности включает групповую дискуссию, предметом которой являются реальные гендерные отношения участников в создан­ном климате психологической безопас­ности. Тренинг ориентирован на развитие и рост личностных качеств, коммуникаци­онную компетентность участников. Как правило, в тренинге ставятся задачи формирования представлений о сущности своего и иного пола; развития установок, необходимых для успешного взаимо­действия полов; смягчения недоверия между ними; формирования психологичес­ких умений и навыков общения мужчины и женщины, включая глубинные интимные сферы; реабилитации психических травм, полученных в связи с различием полов и сексуальнос тью.


Группа как потенциал для изменений оказывается обществом в миниатюре. Она способствует самоутверждению, преодо­лению страхов и опасений, в ней создается пространство для самореализации и появля­ется возможность получить обратную связь и поддержку.

Sex role identity training, gender identity training (англ.)

Литература:

Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. N 4. С. 9-20.

Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N3. С. 100-115.

Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адап­тации подростков. М, 1997. 288 с. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998. 384 с.

Смит Г. Тренинг прогнозирования поведения: Тренинг сенситивности. СПб., 2001. 256 с.

© Е. Ю. Красова

ТРЕТЬЯ ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕН­ЦИЯ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИН под

названием "Всемирная конференция для обзора и оценки достижений Десятилетия женщин ООН: равенство, развитие и мир" состоялась в Найроби в 1985 году. Парал­лельно проходил Форум НПО, участники которого оценили конференцию как акт "рождения мирового феминизма". Женское движение, еще разделенное политическими и экономическими реалиями во время конфе­ренции в Мехико, теперь стало международ­ной силой, объединенной под лозунгами равенства, развития и мира.

Данные представленных отчетов показа­ли, что реально повышение статуса и усилия по снижению дискриминации затрагивали лишь незначительное меньшинство женщин. Улучшение положения женщин в развива­ющихся странах было, в лучшем случае, незначительным. Таким образом, цели второй половины Десятилетия женщин под эгидой ООН достигнуты не были. Поэтому делегаты


Всемирной конференции по положению женщин в Найроби были уполномочены начать поиск новых путей по преодолению препятствий к достижению целей.

Перспективные стратегии на период до 2000 года, разработанные и единогласно принятые 157 странами-участницами ООН, явились усовершенствованным проектом плана по улучшению положения женщин до конца столетия и новым этапом в борьбе за гендерное равенство (см. Равенство полов). Участие женщин в принятии решений и доступ к управлению всеми сферами человеческой деятельности были признаны не только их законным правом, но и общественно-политической необходимос­тью.

В основе документа - ряд мероприятий, направленных на достижение тендерного равенства на национальных (государствен­ных) уровнях. Правительства должны были определить свои собственные приоритеты, основываясь на национальных стратегиях развития и ресурсных возможностях. Были намечены три основные группы меро­приятий: меры по усовершенствованию конституций и законодательств; равное участие в социальных программах; равное участие в политической жизни и принятии решений.

Рекомендованные принятыми в Найроби перспективными стратегиями меры распро­странялись на широкий спектр областей: от трудоустройства, здравоохранения, образова­ния и социальных услуг до промышленности, науки, коммуникаций и окружающей среды. Кроме того, были предложены основные направления национальных мер по под­держке участия женщин в деятельности по укреплению мира, а также оказанию им помощи в особо трудных ситуациях. В соот­ветствии с вышесказанным, конференцией было настоятельно рекомендовано прави­тельствам всех стран делегировать полномо­чия по решению проблем женщин всем государственным учреждениям и програм­мам. Вслед за конференцией делегаты Генеральной Ассамблеи обратились с прось­бой к ООН об интеграции основных


вопросов по проблемам женщин во все сферы ее деятельности.

В рамках принятого на конференции более широкого подхода к проблеме улуч­шения положения женщин наконец было признано, что равенство женщин не является изолированной проблемой, а непосред­ственно касается всех сфер человеческой деятельности. Поэтому для достижения целей Десятилетия женщин ООН жизненно важными признавались перспективы улуч­шения положения женщин и их активное вовлечение в решение всех проблем обще­ства, а не только тех, которые касаются непосредственно женщин.

Third World Conference on Women (англ.)

Литература:

Четыре всемирные конференции по положению женщин в 1975-1995 годы: историческая ретро­спектива: Департамент общественной информа­ции ООН. Февраль, 2000 / Пер. с англ.: Предста­вительство ООН в Республике Беларусь: <http://www.un.org/russian/documen/gadocs/23spec/ 4conf.htm>

УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЖЕНЩИН НА ХАРАКТЕР ВЛАСТИ, см. Расширение возможностей женщин.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ - концепция развития человечества, принцип которой -"удовлетворение потребностей настоящего без создания угрозы удовлетворению по­требностей будущих поколений", как это определено в отчете "Наше общее будущее" (1987 г.) Всемирной комиссии по окру­жающей среде и развитию. В рамках концепции утверждается, что глобальный многоаспектный кризис, складывающийся из демографической, продовольственной, энер­гетической, экологической, гуманитарной, социально-экономической и политической составляющих, несет в себе угрозу самому


-«*»


существованию человечества на планете. В связи с этим всеми должна быть принята модель устойчивого развития человечества, в центре которой - люди и их право на здоровую и плодотворную жизнь. При этом человечество должно жить в гармонии' и равновесном взаимодействии с природой, подлежащей заботе и охране. В соответствии с принципами гуманизма и демократии, внутри сообщества людей должны быть обеспечены равное удовлетворение потреб­ностей в развитии и в качестве жизни, включая качество окружающей среды, уровень жизни, культуры и образования, возможности для будущих поколений (Разумовский). Сам термин устойчивое развитие подвергался критике как позволя­ющий различные трактовки: иногда как сино­нимы ошибочно употребляются термины устойчивое развитие, устойчивый рост и устойчивая эксплуатация. Понятие устой­чивое развитие шире защиты окружающей среды. Как неизменные для базового значения устойчивого развития называются три элемента, которые формируют его как иной тип развития (Джейкобе):

* При формировании экономической по­
литики неизменно учитываются экологи­
ческие соображения.

* Устойчивое развитие неизбежно вклю­
чает приверженность идее социального
равенства.

* Устойчивое развитие означает не просто
количественный рост, но и качественное
улучшение.

По определению Международного совета местных экологических инициатив, "устой­чивое развитие - это программа, долженству­ющая изменить процесс экономического развития таким образом, чтобы он гарантиро­вал базовый уровень качества жизни для всех людей и защищал экосистемы и сообщества, которые только и делают жизнь возможной и стоящей того, чтобы ее прожить".

Sustainable development (англ.)

Литература:

Джейкобе М. Зеленая экономика: окружающая среда, устойчивое развитие и политика будущего. Ванкувер, 1993.


Кортен Девид. К. Устойчивое развитие - общепри­нятый стереотип и альтернативный взгляд // Сайт "Байкальская экологическая волна": <http://www.baikalwave.eu.org/sustain2.html> Международный совет местных экологических инициатив, Международный исследовательский центр по развитию и Экологическая программа ООН. Местная повестка дня: Руководство по планированию 21. Торонто, 1996. Разумовский О. С. Три подводных камня концепции устойчивого развития человечества // Гуманитар­ные науки в Сибири / Философия и социология: Сибирское отделение РАН. Новосибирск: Издательство СО РАН, 1997. N 1.

© А. А. Денисова

ФАЛЛОЛОГОЦЕНТРИЗМ, см. Гендер-ная асимметрия в языке.

ФЕМИНИЗАЦИЯ - возрастание количе­ства женщин в каких-либо социальных, экономических или политических процессах или сферах, а также появление присущих женщинам характеристик. Термин широко применяется в терминологических словосо­четаниях феминизация бедности (см. Бедность), феминизация безработицы, фе­минизация власти, феминизация некоторых видов занятости - феминизация школьного обучения, например.

Feminization (англ.)

Литература:

Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 2. (П-Я): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999.528 с.

Феминизация бедности в России. Макроэко­номический анализ феминизации бедности в России: Сборник докладов, подготовленных для Всемирного Банка. Москва, Всемирный Банк: Весь Мир, 2000. 221 с.

ФЕМИНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ пред­полагает два принципиальных изменения ситуации на рынке труда: первое - это


существенное расширение занятости женщин в оплачиваемом секторе экономики; второе -возникновение новых качественных видов занятости, которые считаются женскими, потому что женщины ассоциируются с более низкой оплатой труда, гибкими и нефор­мальными видами трудовой деятельности.

Феминизация занятости сопровождает сокращение постоянной занятости и в целом откат от фордистской модели трудовых отно­шений (см. Фордистская модель занятости). Непостоянство женских трудовых био­графий, связанное с беременностями, рожде­нием и воспитанием детей, совпадает с гиб­кими требованиями рынка труда, поэтому женщины продемонстрировали большую адаптивность к повышению гибкости рынка труда по сравнению с мужчинами.

Феминизация занятости также - это процесс втягивания женщин на рынок труда и немедленного выталкивания в низкооплачи­ваемые и нестабильные сегменты экономики, хотя предполагалось, что благодаря расши­рению участия женщин в экономике они выиграют от процесса глобализации произ­водства, развития торговли и сервиса. Однако женщины интегрируются и маргинализи-руются (см. Маргинальность) одновременно. Дешевая и подвижная женская рабочая сила воспринимается как естественный и расширя­ющийся ресурс.

Feminization of employment (англ.)

Литература:

Crompton R., Sanderson R. Gendered Jobs and Social Change. London: Unwin Hyman. 1990. Hakim С Segregated and integrated occupations: a new framework for analyzing social change // European Sociological Review, 9(3). P. 289-314. Humphries J. and Rubery J. The legacy for women's employment: integration, differentiation, and polar­ization // J. Michie (ed.). The Economic Legacy 1979-1992, London: Academic Press, 1992. P. 236-254. Rubery J., Fagan С "Does Feminization Mean a Flexible Labour Force". London: Dlackwell Publi­shers, 1994.

Wichterich Ch. Work, Gender, Ethnicity and Identity. Paper presented at the International Conference "The Future of Work". US/German Perspectives. Chicago, October 9, 1998.

© M. M. Малышева


ФЕМИНИЗМ - термин образован от латинского спова/emina - женщина. Впервые он использован Элис Росси в 1895 г. В настоящее время существует много опреде­лений феминизма. Нередко феминизм понимается как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Чаще всего его трактуют шире - как разного рода действия в защиту прав женщин, основанные на представле­ниях о правовом равенстве полов (в этом случае термин может употребляться как синоним женского движения). Феминизм возник из признания того, что есть нечто несправедливое в общественной оценке женщины. Он пытается проанализировать основания и уровни подавления женщин и достичь их освобождения. Последнее понимается далеко не однозначно.

Первая волна феминизма приходится на XIX - первую половину XX вв. Основное ее содержание сводится к борьбе за достижение юридического равноправия полов. С сере­дины XX в. начинается вторая волна феминизма - борьба за фактическое равен­ство женщин с мужчинами. В середине и конце 70-х гг. на Западе, особенно в США, движение приобрело довольно массовый характер, проявилось в многочисленных акциях, в создании ряда организаций и множества небольших групп неформального характера без лидера и теоретической стратегии в ее традиционном понимании. В течение 80-х гг. влияние феминизма несколько падает, исследователи связывают это с утверждением в западных странах нео­консервативной ориентации, а также с острой самокритикой, появившейся внутри самого феминизма. Если до середины 80-х гг. его теоретиками рассматривался в основном опыт белой женщины из среднего класса Западной Европы и Северной Америки, то впослед­ствии была признана необходимость изучения и учета требований других групп с их специфическими интересами. Это сказалось на состоянии не только практики, но и теории движения, которая все более отказывается от категорий и методов, связанных с ориента­цией на внеисторические факторы.


ф


В феминизме рассматривается не опыт пола, а опыт рода (англ. - gender) - не биолого-анатомические, а культурно-психо­логические характеристики, поскольку прак­тически проявления пола и биологическая

«сексуальность существуют только как продукт "очеловеченных взаимодействий". Приписывать родовые представления, прису­щие данной культуре, самой "природе человека", его половым характеристикам,

1 согласно феминизму - значит некритически принимать ряд скрытых посылок, восходя­щих к патриархатному (см. Патриархат) типу культуры. Сюда можно отнести

' определенные типы разделения труда, иерархические принципы подчинения, аб-стактно-технологическое понимание науки, философии, прогресса и т. д. Эти установки имеют, согласно феминизму, культурно-историческую природу и несводимы ни к собственно экономическим, ни к правовым

' причинам. С учетом этих посылок, отноше­ния между полами понимаются в феминизме как один из типов проявления властных отношений, поскольку под видом "объективности" воспроизводится ситуа­ция, когда одна часть человеческого рода, имея свои собственные интересы, одновременно репрезентирует (представ­ляет) и интересы другой его части. Это соответствует специфическому пониманию "объективности", складывающемуся через научные представления, несущие на себе печать "маскулинистской ориентации". В культурах такого типа, по мнению теоретиков феминизма, женщина представ­лена лишь как "Другой". Представители феминизма считают, что схемы рационального контроля, который общество применяет к мужчинам и женщинам, по сути дела различаются, при этом тип женской духовности остается, в принципе, невостребованным. Поэтому цель феми­низма - выведение женской духовности из "сферы молчания". Признается принципи­альная недостаточность традиционного теоретического анализа и необходимость политических действий. Однако, в отличие от обычного (с точки зрения принуждения)


понимания политической сферы, феминизм трактует ее предельно широко - как "общес­твенные дела вообще". Такое переопреде­ление политики в ненасильственном ключе выражается в лозунге "Личное - это политическое". В этом лозунге феминизм соединяет историко-критический анализ прав личности с идеологией, выступая как "призыв к действию", к изменению культуры и духовному обновлению во всех сферах жизни общества.

Существует множество направлений феминизма, среди которых есть как сравни­тельно малоизвестные (такие, как анархо-феминизм. консервативный феминизм, гуманистический феминизм, так и значи­тельно более широко обсуждаемые его разновидности {буржуазный феминизм, радикальный феминизм, либеральный феми­низм, " черный" феминизм и др.).

Само это деление можно считать пробле­матичным, поскольку оно предполагает, что такое нетрадиционное воззрение, как фе­минизм (с его альтернативными способами теоретизирования и практики), оценивается с традиционных позиций (например, бур­жуазный, или марксистский феминизм и т. д.), однако это деление на направления в настоящее время все еще принимается, несмотря на то, что оно, к тому же, нередко производится по разным основаниям. Кроме того, термин феминизм входит в название новых направлений, вводящих проблематику пола/гендера в определенные отрасли знаний - экофеминизм, кибер-феминизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.