Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя. Материально-техническое обеспечение дисциплины




Материально-техническое обеспечение дисциплины

Словари

Практикумы

1.Панюшева М.С., Шалимова Г.С. Современный русский язык: Практикум по синтаксису: Пособие для вузов. – М., 2003.

2.Панюшева М.С., Шалимова Г.С. Современный русский язык: Практикум по пунктуации: Пособие для вузов. – М., 2003.

3.Практический курс современного русского языка. Сборник упражнений: Учеб. пособие / Под ред. П.А. Леканта.– М., 2002.

4. Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта.– М., 2002.

5.Современный русский язык: Тесты: Учебн. пос./ Под ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. – М., 2002.

6. Современный русский язык: Практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2004.

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966

2 Дерибас В.М. Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка: Словарь-справочник. – М., 1983 (или другие издания)

3. Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. – М., 1988 (и послед, изд.)

4. Краткий справочник по современному русскому языку /Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А.; Под ред. П.А. Леканта. – М., 1991 (и послед, изд.)

5. Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред.В.Н. Ярцевой. – М., 1995.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации.– М., 1984.

7. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. – М., 1986 (и другие издания).

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лин­гвистических терминов.– М., 1985 (или другие издания).

9. Русский язык. Энциклопедия.– М., 1979.

10. Русские глагольные предложения: Экспериментальный синтаксический словарь / Под общей ред. Л.Г. Бабенко. – М., 2002.

11. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1978.

 

Программное и коммуникационное обеспечение

1. Интерактивные словари русского языка: www. slovari. ru

2. Информационно-справочный портал «Русский язык»: www. gramota. ru

3. Кабинет русского языка и литературы: ruslit.ioso.ru

4. Сайт «Славяне»: slawianie.narod.ru › str/ jazyk /stslmorf.html

5. Образовательный православный портал: portal-slovo.ru›Филология›37376.php

6. Образовательный портал «Учеба»: www. ucheba. com

7. Портал русского языка «ЯРУС»

8. Русский филологический портал: www. philology. ru

9. Сайт Центра развития русского языка: www. ruscentr. ru

10.Сайт «Культура письменной речи»: www. gramma. ru

11.Сайт «Словесник»: www. slovesnik. ru

12. traktat.com › language/book/

13. Этимологические словари: etymolog.ruslang.ru

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя: наличие методического кабинета русского языка и литературы, портативных и стационарных компьютеров, мультимедийного оборудования, оргтехники, теле- и аудиоаппаратуры (всё – в стандартной комплектации для практических занятий и самостоятельной работы); доступа к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).


ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»

 

Значимость изучения данного раздела в том, что он обращен к основной языковой единице – слову. Цель курса – рассмотреть лексику в семасиологическом и ономасиологическом аспектах, с учетом их роли в производстве / понимании речевых действий.

Реализации данной цели служат характеристика современной лексической системы: определение лексического значения, его типов и способов развития различных значений, освещение системных связей внутри слова и между словами. Формирование словарного состава прослеживается через понятия исконной и заимствованной лексики. Сфера употребления лексики, ее экспрессивно-стилевая характеристика, активность или пассивность использования являют функционирование лексики в речевой деятельности. Раздел «Фразеология» тоже дает семасиологическую и функциональную характеристику соответствующих единиц.

В результате изучения данного раздела студенты должны приобрести навыки и умения анализа лексических и фразеологических единиц, системных отношений, в которые они вступают; студенты должны различать аспекты анализа лексики, знать основные термины и понятия этого раздела.

ПО РАЗДЕЛУ «ФОНЕТИКА»

В программе по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография» предусмотрено изучения теоретического материала, необходимого для анализа звучащей речи различных фоностилей. Особое внимание в рамках этого раздела отводится теоретическому и практическому изучению просодической организации звучащих текстов, а не отдельных фонетических единиц.

В сокращенном виде в рамках курса дается теоретический материал по истории развития фонологии и фонетических школ. Фонетическая транскрипция предлагается в упрощенном виде (так, не заучиваются основная часть отступлений от общей схемы редукции), а вместо словофонематической и морфофонематической осваивается упрощенная фонематическая транскрипция, в которой указываются сильные и слабые позиции фонем по признаку звонкости/глухости, что позволяет дать представление о реальном звучании слов, о фонеме и ее отношении к звуку, а также обосновать орфографический облик слова.

Важное значение имеют практические занятия, на которых студенты знакомятся с транскрибированием и разными видами анализа. Весьма целесообразным представляется введение в процесс обучения компьютерного мультимедийного оборудования, что позволило бы дать студентам наглядное представление о звуках речи в акустическом аспекте, так как графическая развертка звуковой волны прекрасно демонстрирует все физические характеристики речи: частоту основного фона, силу, длительность и пр.

Немалую практическую ценность представляют и навыки интонационной разметки (транскрипции) текста, необходимые в практике подготовки звучащих публицистических текстов, поэтому этот вид работы присутствует и на практических занятиях. Выносимые на самостоятельное изучение темы изучаются в порядке ознакомления и могут быть представлены в виде сообщений нескольких студентов на практических занятиях.

Знакомство с нормативными словарями по орфоэпии должно осуществляться в самостоятельно с привлечением фондов библиотеки, а самостоятельная работа над упражнениями по орфоэпии должна обязательно проводиться с привлечением словарей и справочников.

Особое внимание в рамках этой специализации следует уделять 1) артикуляционной характеристике русских гласных и согласных в их сопоставлении с татарским языком; 2) правильному произношению; 3) орфографическим принципам русого языка; 4) знакомству с интонационной системой Е.Брызгуновой как специфически русской.

 

по разделу «словообразование. МорфОЛОГИЯ»

 

Цель раздела «Словообразование. Морфология» – сформировать навыки словообразовательного, морфемного и морфологического анализа слова, создать общее представление о системе синхронного словообразования, о типах морфем и правилах их сочетаемости, познакомить с историческим явлениями в обрасти словообразования, расширив общую картину языковой системы, создать представление о системе частей речи.

Поставленные цели определяют структуру курса, в который входят лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение определенного объема учебной и научной литературы, использование словарей.

по разделУ «Синтаксис»

 

В разделе «Синтаксис» ключевыми понятиями являются: синтаксическая связь, синтаксические отношения, синтаксическая функция, синтаксическая структура, и на изучение и усвоение их должно быть направлено главное внимание.

Синтаксическая связь слов составляет конструктивную базу всех синтаксических единиц, поэтому необходимо изучать ее более подробно, основательно. Такая необходимость обусловлена еще тем, что различаются (не совпадают) средства и способы связи слов в русском и татарском языках. Серьезные трудности и связанные с ними многочисленные ошибки в оформлении синтаксических связей слов в русской речи нерусских студентов вызваны именно этими расхождениями.

В результате изучения данного синтаксического явления студенты должны усвоить следующие конкретные вопросы: грамматическое средство, с помощью которых осуществляется синтаксическая связь слов в русском языке (окончания, предлоги, союзы), виды синтаксической связи слов (сочинительная, подчинительная), виды сочинительной связи (союзная, бессоюзная; открытая, закрытая), способы подчинительной связи в словосочетании и предложении, виды подчинительной связи, возникающие только в предложении (координация, соположение, тяготение, аппликация, интродукция, детерминативная связь), средства и способы связи, реализуемые в сложном предложении. Изучается весь этот материал не в один прием, а поэтапно в связи с изучением словосочетаний, главных членом предложения, обособленных уточняющих членов предложения, синтаксического включения, сложного предложения.

Программа университетского курса синтаксиса русского языка предусматривает основательное изучение структуры синтаксических единиц – словосочетаний, предложений, сложного синтаксического целого (текста). При изучении каждого из них нужно учитывать специфику двухпрофильного отделения.

В итоге изучения синтаксиса студенты двухпрофильного отделения должны прочно усвоить особенности построения структурных типов словосочетаний, простых и сложных предложений, а также особенности построения сложного синтаксического целого.

В зависимости от конкретных условий преподаватель может по своему усмотрению варьировать содержание занятий, делая акцент на том или ином языковом явлении.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.