Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По морфемике, словообразованию и морфологии




Тесты

По морфологии

По морфемике и словообразованию

Укажите номер слова, в котором выделяются суффиксы.

Укажите номер слова, в котором выделяются префиксы.

1) сорока, 2) событие, 3) сопротивление, 4) соболь, 5) наплыв, 6) наст, 7) наивный, 8) напор, 9) наружный, 10) наглость, 11) навес, 12) наряд, 13) набат, 14) нагромождение, 15) налёт, 16) наливка, 17) нагой, 18) нары, 19) народ, 20) настил, 21) нарты, 22) прежде, 23) пресный, 24) прелестный, 25) претить, 26) премудрый, 27) преграда, 28) прежний, 29) предел, 30) предок.

1) шофёр, 2) шахтёр, 3) мастер, 4) свиной, 5) овощной, 6) ручной, 7) бегом, 8) волнолом, 9) сторож, 10) двое, 11) чистый, 12) вороной, 13) второй, 14) кружево, 15) крыло, 16) крыша, 17) груша, 18) каверза, 19) каёмка, 20) злоба, 21) пачка, 22) нищий, 23) барсучий, 24) шутя, 25) барин, 26) машина, 27) тошный, 28) точный, 29) седьмой, 30) весной.

ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

  2, 3, 6, 8, 9, 10, 13, 14, 17, 21, 22, 23, 26, 27, 29
  1, 2, 3, 5, 8, 10, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 23, 25, 28, 30
  А) 5, 7, 8, 10, 13, 17, 21, 26, 28, 29 Б) 2, 4, 6, 11, 14, 16, 18, 20, 23, 27 в) 1, 3, 9, 12, 15, 19, 22, 24, 25, 30
  2, 3, 5, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 19, 20, 24, 26, 27, 29
  2, 3, 5, 6, 7, 10, 14, 16, 19, 20, 23, 24, 25, 28, 30

КонтрольнЫЕ ЗАДАНИя

I.Проведите словообразовательный анализ следующих слов по схеме.

Слово и его состав Часть речи Производящее слово Формант Способ словообразования Словообразовательное значение
  Студенч-еств-о Сущ. Студент -еств- Суффиксальный Мутация

1)Переслужить, шёрстка, учиться, сессионный, выскочить;

2) соломина, по-старому, сознаваться, рифменный, синонимия;

3) стремление, стрижка, химик, сценарный, перебежать;

4) сходственный, шило, бесхарактерный, учреждение, разбежаться;

5) постройка, шатание, погордиться, экономичный, переработка.

II. Проведите словообразовательный анализ слов по схеме

Слово Производящая база Способ словообразования
Мореходец Море, ходить Сложносуффиксальный, суф. -ец-
Лесостепь Лес, степь Частое сложение

 

1) КВН, школа-интернат, шестьдесят, быстрорастворимый, нижеподписавшиеся;

2) военкомат, соковыжималка, лесовоз, спецназ, вечнозеленый;

3) военкомат, вуз, бело-розовый, самоуспокоиться, левобережье;

4) балтфлот, самокритика, шарообразный, рыболов, времяисчисление;

5) приборостроение, Госбанк, вышеизложенный, метизы, ледокол.

КонтрольнЫЕ ЗАДАНИя

(имена)

1. Назвать лексико-грамматические разряды числительных. Склонения числительных

 

 

2.Определить разряд местоимений

Свой хлеб – Чей портфель? -

Каждый из друзей – Меня не проведешь -

Встретить ее подругу – Вернуться к себе -

Кое-кто посоветовал - Забыть его -

Дом, который построил Джек - Никто не забудет –

 

3.Разобрать по схеме все имена в предложении:

В восемнадцать лет женили его на доброй девушке из сельской семьи.

 

Слово и его морфемный состав ЧР Начальная форма ЛГР Склонение род число падеж Роль в предложении
                   

 

 

 

1. Морфемика изучает

а) морфемы

б) части речи

в) образование новых слов

г) звуковой состав морфем

 

2. Правильно расчленено на морфемы слово

а) пере-сека-ть-ся

б) за-строй-к-а

в) от-корм-л-енн-ый

г) пере-од-е-ть

 

3. В слове УЛЫБАЛСЯ

а) 3 морфемы

б) 4 морфемы

в) 5 морфем

г) 6 морфем

 

4. В слове СЕНОКОС

а) 3 морфемы

б) 4 морфемы

в) 5 морфем

г) 6 морфемы

 

5. В слове СВЕТЛОВОЛОСЫЙ

а) 3 морфемы

б) 4 морфемы

в) 5 морфем

г) 6 морфем

 

6. В слове ВКУС имеется исторический процесс

а) опрощения

б) переразложения

в) усложнения

г) не произошло никаких изменений

 

7. Суффикс -О- есть в составе выделенного слова

а) Событие ЗНАЧИТЕЛЬНО для всех

б) Понять БУКВАЛЬНО

в) Лицо ЯСНО

г) Море БЕСКОНЕЧНО

 

8. Окончание -О есть в составе выделенного слова

а) Озеро ГЛУБОКО

б) Здесь ГЛУБОКО

в) ГЛУБОКО войти в тему исследования

г) Чувствовать ГЛУБОКО

 

9. -ИК- не является суффиксом в слове

а) мужик

б) калачик

в) чепчик

г) бублик

 

10. -ОК- не является суффиксом в слове

а) погребок

б) чулок

в) самородок

г) белок

 

11. -ИН- не является суффиксом в слове

а) горошина

б) рыбина

в) осетрина

г) малина

 

12. -ИН- не является суффиксом в слове

а) калина

б) детина

в) жемчужина

г) лососина

 

13. -ЕЦ- не является суффиксом в слове

а) огурец

б) молодец

в) огородец

г) лжец

 

14. -АК- не является суффиксом в слове

а) бедняк

б) чудак

в) чердак

г) беляк

 

15. -УШК- (-ЮШК-) не является суффиксом в слове

а) подушка

б) лебедушка

в) сударушка

г) зорюшка

 

16. -К- не является суффиксом в слове

а) шубка

б) варежка

в) телогрейка

г) печка

 

17. Транспозиция как словообразовательное значение представлена в слове

а) перелёт

б) молоденький

в) сахарница

г) недобрый

 

18. Н аложения морфем наблюдается при образовании слова

а) березняк

б) ижевский

в) сосняк

г) тбилисский

 

19. Формообразующий аффикс есть в слове

а) колючка

б) колющий (предмет)

в) колотушка

г) заколка

 

20. Формообразующий аффикс есть в слове

а) поплавок

б) плавучий (ресторан)

в) плавничок

г) плывущий (корабль)

 

21. Формообразующий аффикс есть в слове

а) красивее

б) красивый

в) красивенький

г) некрасивый

 

22. Словообразовательная парадигма это

а) совокупность словообразовательных типов, имеющих общее деривационное значение

б) совокупность производных слов, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей

в) совокупность производных слов, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства

г) схема строения производных слов

 

23. Префиксальным способом образовано слово

а) доисторический

б) расклейка

в) представление

г) по-праздничному

 

24. Суффиксальным способом образовано слово

а) рассмеяться

б) приморье

в) взрыв

г) втихую

 

25. Приставочно-суффиксальным способом образовано слово

а) облокотиться

б) безропотность

в) подгруппа

г) позеленеть

 

26. Сложносуффиксальным способом образовано слово

а) черноморец

б) стекловата

в) серебристо-черный

г) околошейный

 

27. Лексико-семантическим способом (сращением) образовано слово

а) мотоспорт

б) мировоззрение

в) рыболов

г) тепловыделяющий

 

28. Морфология - это

а) учение о частях речи

б) раздел языкознания, изучающий связи морфологии и фонетики

в) учение о значимых частях слова

г) учение о способах образования новых слов

 

29. Слово отруби является существительным

а) абстрактным, множественного числа

б) собирательным, единственного числа

в) вещественным, единственного числа

г) вещественным, множественного числа

 

30.Разносклоняемым является имя существительное

а) стремя

б) дума

в) земля

г) метро

 

31. Качественным является прилагательное

а) ореховый

б) местный

в) кошкин

г) ровный

 

32. К смешанному склонению относится слово

а) дедова (книга)

б) городской (житель)

в) волнующий (взгляд)

г) красноватый (загар)

 

33. Составным является числительное

а) пять

б) пятнадцать

в) пятьдесят пять

г) пятьсот

 

34. Стилистическая ошибка содержится в словосочетании

а) нас двое

б) четыре ножниц

в) трое ребят

г) две женщины

 

35. Определительным является местоимение

а) такой

б) какой

в) каждый

г) сам

 

36. Изменяемым является местоимение

а) его дом

б) некто в черном

в) встретил его

г) их дети

 

37. Ко второму спряжению относится глагол

а) зеленеть

б) смотреть

в) уметь

г) созреть

 

38. К III продуктивному классу относится глагол

а) знать

б) идти

в) рисовать

г) любить

 

39. Несоотносительным по виду является глагол

а) ехать

б) граничить

в) зимовать

г) читать

 

40. Не образует залоговой пары глагол

а) строить

б) одобрить

в) ехать

г) поднимать

 

41.Полная парадигма у глагола

а) засахариться

б) морозить

в) убедить

г) бежать

 

42. С помощью суффикса –Т- образуются

а) действительные причастия настоящего времени

б) действительные причастия прошедшего времени

в) страдательные причастия настоящего времени

г) страдательные причастия прошедшего времени

 

43. Качественным определительным по разряду является наречие

а) быстро бежать

б) стоять столбом

в) очень быстрый

г) разрезать надвое

 

44. Категорией состояния является выделенное слово в предложении

а) Грех плохо думать о друзьях.

б) Абсолютно искренне ответил.

в) Его лицо весело.

г) Стояла дивная осенняя пора.

 

45.В предложении «Мало знать правила, нужно уметь их применять» выделенное слово является

а) наречием

б) прилагательным

в) категорией состояния

г) числительным

 

46. Частица «только» относится к разряду

а) ограничительной

б) усилительной

в) указательной

г) отрицательной

 

47. Первообразным является предлог

а) насчет

б) около

в) вроде

г) вместо

 

 

48. «Так что» является подчинительным союзом

а) следствия

б) причины

в) условия

г) времени

 

49. Выделенное слово является именем существительным в словосочетании

а) временами грустить

б)любоваться разноцветной осенью

в) торопиться домой

г) вернуться весной

 

50. Выделенное слово является числительным в предложении

а) Один ты меня понимаешь.

б) Рассказал мне это один человек.

в) Стою один среди равнины голой.

г) Он прищурил один глаз.

 

контрольныЕ заданиЯ по синтаксису

Контрольные задания по теме «Словосочетание»

1. Составить схему иерархической зависимости слов в выделенном предложении, пронумеровав каждое самостоятельное (знаменательное) слово в порядке следования и указав способ связи при помощи линий (использовать следующие связующие линии: при согласовании и координации – две сплошные параллельные линии (=), при управлении – одну сплошную линию (), при примыкании – прерывистую линию (- - -), при сочинительной связи – взаимонаправленную линию, указывающую на синтаксическое равноправие слов ().

2. Указать, какие из сочетаний слов являются словосочетаниями и какие возможны только в структуре предложения.

Образец выполнения задания

 

1 2 3 4 5

П р и м е р 1. Воспитание человека начинается с его рождения.

начинается
Воспитание
3

1 1

       
   


       
 
человек
 
с рождения



 

 

его

 

(1 - 2) воспитание человека – простое словосочетание, лексически неограниченное, синтаксически делимое; опорное слово – воспитание, зависимое слово – человека: воспитание (кого?) человека; опорное слово выражено именем существительным – именное (субстантивное) словосочетание; зависимое слово выражено существительным, стоит в род. пад.; способ связи – управление (беспредложное); связь зависимого слова с главным оформлена при помощи окончания ; между словами устанавливается объектное отношение; зависимое слово стоит после главного; структурная схема – N 1 N 2. Порядок слов прямой контактный.

 

(1 - 3) воспитание начинается – сочетание слов, возможное только в составе предложения (предикативное сочетание подлежащего и сказуемого в структуре простого двусоставного предложения); синтаксическая связь – координация.

 

(3 - 5) начинается с рождения – простое словосочетание, свободное, лексически неограниченное, синтаксически делимое; опорное слово – начинается, зависимое – с рождения: начинается (когда?) с рождения; опорное слово выражено глаголом – глагольное словосочетание; зависимое слово выражено существительным, употреблено в род. пад. с предлогом с; способ связи – управление (предложное); связь зависимого слова с главным оформлена при помощи окончания –а и предлога с; между словами устанавливается отношение времени; зависимое слово стоит после главного; структурная схема – VсN2.

(4 - 5) с его рождения – простое словосочетание, свободное, лексически неограниченное, синтаксически делимое; опорное слово с рождения; зависимое – его: с (чьего?) рождения; опорное слово выражено именем существительным – именное (субстантивное) словосочетание; зависимое слово выражено неизменяемым притяжательным местоимением; способ связи – примыкание; зависимое слово связано с главным только по смыслу, без грамматических средств; между словами устанавливается атрибутивное отношение; зависимое слово стоит перед главным; структурная схема – PronN2.

Контрольные задания по теме

«Простое двусоставное предложение»

Произвести полный синтаксический разбор предложений, указав:

1. Структурную схему (минимальную и расширенную);

2. Охарактеризовать предикативное ядро: особенности выражения подлежащего, особенности выражения сказуемого, особенности синтаксической связи главных членов предложения;

3. Охарактеризовать второстепенные члены предложения.

 

Вариант 1.

1)Отец был беззаботным человеком. 2) После обеда все гости стали упрашивать Виталия рассказать какую-нибудь историю. 3) Каждый приехавший в эти места испытывает сильное волнение при виде потрясающих гор. 4) Всех студентов собралось около 30 человек. 5) тожественный обед должен состояться в воскресенье в 3 часа дня.

Вариант 2.

1) Моя точка зрения тоже должна быть рассмотрена. 2) Я зашел в кабинет взглянуть, все ли доски вымыты. 3) Кто из моих людей смеет обижать сироту. 4) предложений на собрании было высказано много, каждое интересно и актуально. 5) Я буду перечитывать эти строки вспоминать наше золотое время.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.