Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиск ресурсов с помошью структуры опыта




УБЕЖДЕНИЯ

 

Определение

То, во что кто-то верит. Из чего он исходит. Зачастую мы имеем дело с единой системой убеждений. Наши убеждения определяют, что мы считаем возможным и невозможным, в чем мы видим причины впечатле­ний и фактов, и какое значение мы придаем всем элементам пережива­ния, о которых речь шла выше. Мы говорим о полной структуре убеж­дения, если мы имеем представление о следующих элементах:

1. Значение (или вывод). Убеждение: то, во что кто-то верит.

2. Явления (или факты). Сведения, на основании которых кто-то в это верит.

3. Критерий (критерий, на основании которого определяется значение).

Функция

Убеждения представляют собой обобщения, которые поддерживаются с помощью видоизменения и преобразования сенсорных переживаний. Совокупность наших убеждений формирует нашу модель мира. Без мо­дели мира нас бы просто парализовало; каждую секунду нам бы при­шлось заново открывать для себя закономерности, действующие в на­шем мире.

Вопросы

«О чем ты думаешь в данной ситуации?» (вопрос о значении)

«Из чего ты исходишь?» (вопрос о значении)

«Когда ты так говоришь, мне кажется, что ты думаешь, что... Это верно?» (вопрос о значении)

Если ты знаешь значение, ты можешь спросить:

«Откуда ты это знаешь?» (вопрос о сенсорном опыте)

«На чем ты основываешь свое мнение?» (вопрос о сенсорном опыте)

«Почему это важно?» (вопрос о критерии)

«Ну и что?» (вопрос о критерии)

«И, следовательно...?» (вопрос о критерии)

Если сенсорный опыт известен, ты можешь спросить:

«Что это для тебя значит?» (вопрос о значении)

«О чем это свидетельствует?» (вопрос о значении)

«Какой вывод ты из этого делаешь?» (вопрос о значении)

Если ты знаешь критерии, ты можешь спросить:

«Как это применимо в данной ситуации?» (вопрос о значении)

Впрочем, убеждения чаще содержатся в предположениях, о которых кто-то рассказывает, нежели непосредственно в высказываниях.

Проблемы и применение

Проблемы, связанные с убеждениями, и применение понятия «убежде­ния» в процессе изменения в основном аналогичны работе с критериями.

 

 

В модели изменения НЛП (нынешнее состояние плюс ресурсы равняется же­лаемому состоянию) основным вопросом является: «Какие ресурсы мне необ­ходимы для изменения моего нынешнего впечатления в желаемом направле­нии?» В главе 8 («Ресурсы») мы уже рассмотрели ряд техник, с помощью которых могут быть найдены ресурсы. В настоящей главе мы расскажем, как ресурсы могут быть найдены с помощью структуры субъективного опыта. Анализируя структуру субъективного опыта, мы имеем возможность обнаружить ресурсы, которые в противном случае были бы упущены.

Важно понять, что в модели изменения нынешнее состояние априорно не является проблемой. Нынешняя ситуация становится проблемой в тот момент, когда кто-то хочет осуществить изменение. Цели порождают проблемы. Эта взаимосвязь - соотношение между нынешним состоянием и целью, ко­торое образует проблему, Если кто-то ставит перед собой небольшую цель, он мучает небольшую проблему. Если он думает: «Мне хочется полежать на сухой скамейке в тихом парке с пачкой газет в руках», - то данная цель является достаточно легко достижимой. Но если кто-то ставит перед собой большие цели, он получает большие проблемы. Когда у тебя есть неясная цель, у тебя есть неопределенные проблемы, когда у тебя есть сложная цель, у тебя появляются сложные проблемы и т.д.

По большому счету, существует четыре способа нахождения ресурсов при помощь структуры опыта.

1. Непосредственный поиск, исходя из цели: «Что мне необходимо?

Это самая простая стратегия поиска. Кто-то просто спрашивает у себя: «Что мне необходимо для того, чтобы достичь эту цель?» При этом он отыскивает методом аналогий — примеры переживаний и переводит их на свою нынеш­нюю ситуацию. В главе 8 («Ресурсы») мы уже говорили об этом подробно. Здесь мы бы хотели к этому добавить, что чем более ясно и детально опреде­ляется структура цели, тем более целенаправленным может быть поиск подходящих и эффективных ресурсов. Если мы заполним вышеприведенную мо­дель изменения следующим образом, то сможем дать наиболее точное опреде­ление цели (см. рис выше).

К вопросу: «Откуда ты узнаешь, что достиг поставленной цели?» теперь мы добавим:

«Что ты хочешь делать?»,

«Что ты хочешь чувствовать?»,

«Что ты хочешь думать?»,

«Что ты хочешь считать важным?»,

«Из чего ты хочешь исходить?».

Это даст нам больше различных и специфических точек приложения при поиске подходящего ресурса, чем просто вопрос: «Чего ты хочешь?».

 

2. Поиск, исходя из противодействия: «Что мне мешает?»

Если кто-то желает вникнуть во что-то более обстоятельно, он может спро­сить у себя: «Почему я до сих пор еще не достиг этой дели? Что мешает мне претворить в жизнь эту цель?» (Либо: «Что мне до сих пор мешало?»). И что мне необходимо для преодоления препятствия? Преимущества самого извест­ного вопроса НЛП: «Что мне мешает?» заключаются в том, что он автомати­чески направляет мысли на аспекты нынешнего состояния, которое должно быть изменено для достижения цели. В данном случае снова имеет большое значение детальное описание структуры элементов.

3. Поиск, исходя из причины: «Как это происходит?»

Другая сторона медали препятствия (Что мне мешает?) образуется с помо­щью вопроса о причине нынешнего состояния. Вопрос при этом звучит сле­дующим образом: «Как случилось, что дело обстоит так, как оно обстоит? Что явилось причиной моего нынешнего состояния, и что мне необходимо для разрешения возникшей проблемы?».

4. Поиск, исходя из различий: «Каково различие, которое образует различие?»

Четвертым и последним способом поиска ресурсов при помощи структуры Субъективного опыта является сопоставление нынешней ситуации с целью. Это называют также «contrastal аnаlуsis» (контрастный анализ). Вопрос в этом случае следующий: «Как это должно, по моему мнению, выглядеть, и что именно не соответствует этому сейчас?» Суть заключается в слове «именно»:

в чем именно сейчас состоит различие, которое существенно меняет все? В данном случае большое значение также имеют отличительные признаки, с помощью которых дается описание различий. Таким образом, мы можем дать более подробное описание структуры:

Другими словами, для успешного использования модели изменения может иметь большое значение подробное изучение структуры переживания. Мы говорим может, так как в этом не всегда есть необходимость. В действитель­ности мы используем при поиске ресурсов некую трехфазовую систему.

1. Что тебе необходимо?

2. Другие техники поиска ресурса.

3. Подробный анализ с помощью структуры субъективного опыта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.